kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии для основной школы при исправительном учреждении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Особую роль биология играет при попытках ресоциализации личности. Не секрет, что в исправительных учреждениях находятся люди с деформированными представлениями о человеческих ценностях. Чтобы пробиться через предшествующий негативный жизненный опыт, требуется задействовать мотивацию самого первого, жизненного уровня. Что если не биология заставит осуждённого, не имеющего образования, поверить в практическую ценность знаний?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для основной школы при исправительном учреждении.»


I. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для основной школы разработана в соответствии:

  1. С авторской программой В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. Программа курса биологии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.

  2. С требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089)

  3. В соответствии с учебным планом ГБОУ ВСОШ (1 час в неделю, за курс 7 класса – 36 часов; 8 класса – 36 часов; 9 класса – 36 часов; итого – 108 часов на уровне основного общего образования).

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей и формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания и истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;

  • ресоциализация личности осужденного в процессе обучения. Восполнение пробелов в знаниях и коррекция имеющихся дидактических, психологических и социальных следствий кризиса предшествующей учебной деятельности.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка информации и поиск её в различных источниках.

II. Требования к уровню подготовки учащихся:

Обучающиеся должны

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать: элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать: особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать: различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

III. Содержание учебного предмета.

7 класс (36 часов; 1 час в неделю)

Введение. (2 часа) Общие сведения о животном мире История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Простейшие. (3 часа) Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация: видеофрагменты с изображениями инфузорий, микропрепаратов простейших.

Практическая работа: Изучение препаратов строения простейших.

Многоклеточные животные. Беспозвоночные. (9 часов) Тип Губки. Тип Кишечнополостные. Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Иглокожие. Тип Членистоногие: классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрации: видеофрагменты с изображениями важнейших представителей, микропрепаратов, образцов.

Практическая работа: Изучение препаратов строения членистоногих.

Многоклеточные животные. Позвоночные. (9 часов) Хордовые: класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Классы Земноводные, Пресмыкающиеся, Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. (6 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Индивидуальное развитие животных (2 часа)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения.

Закономерности размещения животных (2 часа)

Ареалы обитания. Закономерности размещения животных. Миграции.

Развитие животного мира на земле (3 часа)

Доказательство эволюции животных. Сравнительно-анатомические доказательства эволюции. Усложнение строения животных. Результаты эволюции.

8 класс (36 часов; 1 час в неделю)

Введение. (1 час)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Происхождение человека. (2 часа)

Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

Общий обзор организма (1 час)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Клеточное строение организма. Ткани (1 час)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций (3 часа)

Регуляция функций в организме. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Процессы возбуждения и торможения, их значение.

Нервная система человека

Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Железы внутренней секреции (эндокринная система).

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Система опоры и движения. (4 часа)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Внутренняя среда организма. (2 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Кровеносная и лимфатическая системы организма (3 часа)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.

Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм

Пищеварительная система (3 часа)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Обмен веществ и энергии (2 часа)

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.

Выделение. (2 часа)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Покровные органы. Теплорегуляция (2 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Анализаторы (3 часа)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (3 часа)

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И.П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Индивидуальное развитие организма (3 часа)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркотических веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

9 класс (35 часов; 1 час в неделю)

Введение.

Биология как наука и методы её исследования.(1 час)

Уровни организации живой природы.

• Молекулярный уровень. (4 часа)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

• Клеточный уровень (7 часов)

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

• Организменный уровень (7 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации.

  • Популяционно-видовой уровень (4 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида.

  • Экосистемный уровень. (2 часа)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы.

  • Биосферный уровень. (2 часа)

Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере.

  • Эволюция. (4 часа)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

  • Происхождение и развитие жизни. (3 часа)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

  • Обобщение по курсу(2 часа)

Итого: 36


IV. Тематическое планирование уроков по биологии

в 8 классе (36 часов – 1 час в неделю)


Дата проведения

Тема урока, важнейшие понятия

Знания, Умения, Навыки

Домашнее задание

По плану

Фактически



Науки о человеке.

Знать понятия: Анатомия, физиология, гигиена, медицина и др. История и методы изучения человека. Уметь определить значение знаний о человеке для охраны его здоровья.

Стр. 4 – 12; §1; введение



Место человека в систематике.

Знать доказательства происхождения человека от животных. Знать понятия: Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид

Стр. 14 – 24

§3 – 5 (ответить на вопросы)



Обзор систем органов тела человека. Строение и состав клетки.

Лабораторная работа №1

Знать основные процессы жизнедеятельности клетки: питание, дыхание, рост, дифференцировка. Знать понятия: ткани, уметь определить их строение и функции

Завершить оформление работы;

Стр. 26 – 43 §7 – 9.



Нервная система.

Знать понятия: центральный и периферический отделы нервной системы, их строение и функции. Вегетативная нервная система. Уметь объяснить рефлекторный характер деятельности нервной системы. Понятие об экстерорецепторах и интерорецепторах.

§9; с. 44–47. (ответить на вопросы)



Строение и работа центральной нервной системы.

Лабораторная работа №2

Знать понятия: спинной мозг, головной мозг. Уметь объяснить строение и роль отделов и их функций.

Завершить оформление работы;

§9; с. 44–47.



Эндокринная система.

Знать понятия: железы внутренней секреции, их строение и функции, регуляция деятельности желез. Уметь объяснить возрастные особенности деятельности желез, заболевания и профилактику.

С.58 – 59 (Выписать термины).



Опорно-двигательная система.

Знать значение опорно-двигательной системы. Уметь дать общий обзор скелета человека, определить соединения костей. Знать понятия: Мышцы. Сухожилия.

Завершить оформление работы



Работа мышц.

Знать понятия: регуляция деятельности опорно-двигательной системы. Уметь определить типы и виды мышц.



Заболевания опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа №3

Знать понятия: Гигиена опорно-двигательной системы. Уметь оказать доврачебную помощь при повреждениях.

Завершить оформление работы



Внутренняя среда организма. Кровь.

Уметь объяснить Состав, роль клеток крови, Знать понятия: кроветворение, фагоцитоз.

§17; вопросы стр.88-89.



Иммунитет.

Знать понятия: Борьба организма с инфекцией. Знать понятия: Антигены, антитела, виды инфекций. Знать понятия: аллергия, переливание крови, резус-фактор, интерферон.

§18; вопросы стр.93, 99



Кровеносная система.

Знать понятия: Органы кровеносной и лимфатической системы, круги кровообращения, строение и работа кровеносных сосудов.

§20;21 вопросы стр.105



Строение и работа сердца.

Знать понятия: Сердечный цикл, адреналин, артериальное давление, пульс.

Выписать термины.



Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Лабораторная работа №4

Знать понятия: Гипертония, гиподинамия, инфаркт – причины и профилактика. Уметь оказать Первую помощь при заболевании сердца и сосудов.

§24,25; вопросы стр.120, 129



Система органов дыхания.

Знать понятия: Воздухопроводящие пути, их строение и возможные заболевания, голосообразование.

§26; вопросы стр.139



Строение и работа лёгких.

Знать понятия: Лёгочное и тканевое дыхание. Механизмы вдоха и выдоха, регуляция дыхания. Воздействие никотина.

§27;28 вопросы стр.141, 146



Болезни и травмы органов дыхания.

Лабораторная работа №5

Знать понятия: профилактика, приёмы оказания первой помощи. Уметь оказать первую помощь.

§29; вопросы стр.153



Система органов пищеварения.

Знать: Строение пищеварительного тракта. Пищевые железы, процесс пищеварения. Питательные вещества, пластический и энергетический обмен, рацион.

§30; вопросы стр.160



Пищеварение в ротовой полости.

Знать: Строение зубов, работу слюнных желёз. Знать Гигиену ротовой полости и уметь проводить профилактическу заболеваний.

§31; вопросы стр.165



Пищеварение в желудке и двенадцати-перстной кишке.

Лабораторная работа №6

Уметь объяснять действие ферментов. Знать понятия: дисбактериоз, гастрит, язва желудка и их предупреждение.

§32; завершить оформление работы.



Функции тонкого и толстого кишечника.

Знать понятия: Всасывание, барьерная функция печени. Аппендицит, перитонит. Уметь объяснить меры гигиены органов пищеварения.

§33; вопросы стр.174



Регуляция процессов пищеварения.

Уметь объяснить меры гигиены органов пищеварения, предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Знать понятия: ботулизм, сальмонеллез, холера, дизентерия, диарея.

§34,35 вопросы стр.177



Обмен веществ и энергии. Витамины.

Лабораторная работа №7

Знать понятия: пластический и энергетический обмен, энергозатраты и пищевой рацион. Уметь объяснить их значение в организме и роль в обмене веществ. Понимать назначение пищевых добавок.

§36;37 вопросы стр.187 завершить оформление работы.



Кожа – наружный покровный орган.

Знать функции кожи, состав, роговые образования кожи. Уметь проводить уход за кожей, соблюдать гигиену одежды и обуви. Предупреждать болезни кожи, понимать значение закаливание.

§39-41; вопросы ст208,209



Органы мочевыделения.

Знать понятия: почки, мочевые пути, нефрон. Гигиена и предупреждение расстройств органов системы мочевыделения. Уметь объяснить меры гигиены органов выделения.

§42; вопросы стр.217



Нервная система и органы чувств. Анализаторы.

Знать понятия: строения органов нервной системы. Определение анализатора. Уметь объяснить меры гигиены анализаторов.

§43-48 вопросы стр.244



Зрительный анализатор. Лабораторная работа №8

Знать строение глаза и принципы построения изображения. Гигиена зрения и предупреждение близорукости, дальнозоркости, глаукомы и катаракты. Очки и контактные линзы.

§49; вопросы стр.248 завершить оформление работы.



Слуховой анализатор.

Знать строение органа слуха. Работа слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Уметь применить и объяснить меры гигиены слухового анализатора.

§51; вопросы стр.257



Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

Лабораторная работа №9

Знать строение органов равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Уметь применить и объяснить меры гигиены органа равновесия.

§52; вопросы стр.263



Высшая нервная деятельность. Речь и сознание.

Лабораторная работа №10

Знать работы И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Учение об условном рефлексе. Знать понятия торможение, временная связь, доминанта. Врождённые и приобретённые программы поведения. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие. Память. Воображение, мышление, представление, ум.

§53;54 вопросы стр.278 завершить оформление работы.



Воля, эмоции, внимание.

Лабораторная работа №11

Знать понятия: Эмоциональные состояния, внимание непроизвольное и произвольное. Уметь объяснить явления, происходящие в процессе мыслительной деятельности человека.

§57; вопросы стр.293, завершить оформление работы.



Индивидуальное развитие человека.

Знать особенности органов размножения человека. Образование и развития зародыша. Знать понятия: Беременность и роды. Режим и гигиена беременности.

§60;61 вопросы стр.312, 317



Заболевания, наследственные и передаваемые половым путём.

Знать понятия: гемофилия, алкогольный синдром плода, венерические заболевания, сифилис, СПИД, гепатит. Уметь применить знания для объяснения мер здорового образа жизни.

§62; вопросы стр.317, 319



Этапы развития личности.

Знать возрастную периодизацию, личность, её свойства, половое созревание и становление. Уметь объяснить явления, происходящие в процессе становления личности.

§63;64 вопросы стр.324, 327.



Особенности человека.

Понимать биологическую природу человека, уметь объяснить особенности высшеё нервной деятельности человека.

Анализ лекций, подготовить сообщения.



Заключительное занятие.




Тематическое планирование уроков по биологии

в 9 классе, заочном (35 часов – 1 час в неделю)

Дата проведения

Раздел. Тема.

Знания, умения, навыки

Домашнее задание

План

Факт

1.09


Инструктаж по ТБ

Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии.

Сущность жизни и свойства живого.

Знать предмет цитологии – науки о клетке, историю развития знаний о клетке, основные положения клеточной теории, методы изучения клетки.

§1,2, выписать методы

§3, термины, вопросы

8.09


Общая характеристика. Неорганические вещества.

Знать элементарный и молекулярный состав живого вещества, микро и макроэлементы, неорганические вещества. Особенности строения, свойства и 15значение воды.

§1.1, вопросы

15.09


Углеводы. Липиды.

Характеризовать химический состав клетки, роль углеводов и липидов, в клетке и жизни организма, сравнивать строение клеток растений и животных, делать вывод о клетке как структурной и функциональной единицы живого

§1.2-1.3. роль в жизни организма

22.09


Белки. Состав и строение.

Функции белков. Биологические катализаторы.

Знать и уметь объяснить понятия: белок, полипептид, протеин, пептидная связь. Уметь объяснить строение, свойства белковой молекулы.

§1.4, структуры и связи

§1.5, примеры

29.09


Нуклеиновые кислоты.

АТФ и другие органические соединения клетки. Вирусы.

Характеризовать химический состав клетки, строение и роль нуклеиновых кислот. Различать особенности строения и структуры молекул ДНК, РНК, отличия видов РНК. Знать роль АТФ в клетке и жизни организма Строить АТФ, АДФ, АМФ, их отличия от нуклеиновых кислот и между собой.

§1.6,§1.7, вопросы

§1.8, роль в народном хозяйстве

Зачёт №1 «Химический состав клетки».

6.10


Основные положения клеточной теории.

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро.

Знать и уметь обосновать важность ядра, ядерного вещества в клетке, характеризовать строение и функции клеток прокариот и эукариот. Определять понятие цитоплазма, знать ее состав, строение, значение, участие в образовании одно- и двумембранных компонентов клетки.

§2.1, учить положения

§2.2, рисунок в тетрадь

§2.3, функции учить

13.10


Органоиды цитоплазмы. ЭПС, рибосомы, Аппарат Гольджи, лизосомы

Органоиды цитоплазмы. Митохондрии, пластиды. Органоиды движения, клеточные включения.

Различия в строении клеток прокариот и эукариот.

Знать основные понятия: органоиды, митохондрии, пластиды, органоиды движения. Основные компоненты и органоиды клетки и их функции. Мембранный принцип строения органоидов. Давать определения ключевым понятиям называть мембранные и немембранные органоиды клетки, выделять особенности строения эукариотической клетки, описывать органоиды цитоплазмы и их значение в жизнедеятельности клетки.

§2.4-2.5, работа с рисунками

§2.5-2.6, работа с рисунками

20.10


Обобщение по теме «Клеточные структуры»

На рисунках, таблицах узнавать основные части и органоиды клетки, сравнивать строение клеток растений и животных, отличать одно- и двумембранные органоиды.

§2.7, оформить

27.10


Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке.

Энергетический обмен. Гликолиз. Брожение. Дыхание.

Давать определения ключевым понятиям. Метаболизм, анаболизм, катаболизм, гомеостаз. Устанавливать взаимосвязь между этими процессами.

§2.8, термины

§2.9, уравнения

10.11


Питание клетки. Хемосинтез. Фотосинтез.

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять роль фотосинтеза.

Характеризовать сущность световой и темновой фаз. Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать сущность хемосинтеза. Выделять различия между фотосинтезом и хемосинтезом.

§2.10-2.11, вопросы, §2.11, рассказ по схеме

Зачёт №2 «Клеточный уровень организации жизни».

17.11


Синтез белков в клетке: транскрипция, трансляция.

Знать основные понятия: Оперон и репрессор, структурный ген, промотор. Процессы. Механизмы регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот. Давать определение терминам: оперон и репрессор, структурный ген, промотор. Объяснять механизмы регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот.

§2.12-2.13, термины

24.11


Деление клетки. Митоз.

Деление клетки. Виды и значение.

Знать ключевые понятия: Размножение, митоз, амитоз, применять их для объяснений биологических процессов.

§2.14, стадии зарисовать

§2.14, составить вопросы

1.12


Бесполое размножение организмов.

Половое размножение организмов. Оплодотворение.

Знать ключевые понятия. Половое размножение, гаметогенез. Значение гаметогенеза. Образование половых клеток. Стадии размножения, роста, созревания.

§3.1, примеры

§3.2-3.3, вопросы

8.12


Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Эмбриональный период.

Онтогенез. Постэмбриональный период

Знать ключевые понятия. Онтогенез, его типы. Факты. Эмбриональный период развития. Онтогенез животных, онтогенез человека. Процессы онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный.

§3.4, рисунок в тетрадь

§3.4, примеры

Зачёт №3 «Размножение и развитие организмов».

15.12


Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

Мендель – основоположник генетики. Наследственность, изменчивость.

§3.5, решить задачу

§3.6, термины

22.12


Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Применять законы Менделя для решения задач, решать задачи, сравнивать фено- и генотипы, гомо- и гетерозигот. Решать задачи на анализирующее скрещивание, обосновывать возникновение промежуточного признака, определять генотипы особей, объяснять отличие родительских форм и потомков.

§3.7, определение законов

29.12


Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрёст хромосом.

Взаимодействие генов.

Обосновывать сцепленное наследование признаков, вывести формулировку закона Моргана, по формулам и процессам расщепления определить возможный пол потомства, наследование заболеваний, решать задачи на определение пола и наследование заболеваний, объяснять отличие родительских форм и потомков.

§3.8, решить задачу

§3.9, термины

12.01


Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Уметь решать задачи на определение пола и наследование заболеваний, определить возможный пол потомства, объяснять отличие родительских форм и потомков.

§3.10, решить задачи

Зачёт №4 «Основы наследственности».



Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость.

Характеризовать модификационную изменчивость, виды модификационной изменчивости, причины этой изменчивости, сравнивать модификационную и мутационную изменчивости, причины возникновений изменчивости.

§3.11-3.12,оформить



Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. Норма реакции.

Знать закон гомологических рядов наследственной изменчивости, причины возникновения мутаций.

3.13, термины, сообщения



Мутационная изменчивость.

Характеризовать мутационную изменчивость, виды мутационной изменчивости, причины этой изменчивости, сравнивать модификационную и мутационную изменчивости, причины возникновений изменчивости. Знать закон гомологических рядов наследственной изменчивости, причины возникновения мутаций.

Анализ лекций.



Урок обобщения по теме: «Организменный уровень».

Давать определения ключевым понятиям. Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников.

§3.1-3.14



Критерии вида. Популяции.

Объяснять; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп). Знать и уметь объяснить понятия: популяция, вид, подвид, генетический состав и свойства популяций; изменение генетического состава популяций. Дрейф генов. Оперировать смыслом: «популяция – единица эволюции».

§4.1, критерии учить

4.2-4.3, задания



Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

Состав и структура сообщества.

Давать понятия экосистемы, сообщества, биогеоценоза, биоценоза, сравнивать сообщества, правильно применять понятия экосистема и биогеоценоз, сообщество.

§5.1, термины

§5.2, примеры



Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Продуктивность сообщества.

Давать определение экологическим понятиям, приводить примеры, объяснять их действие на организм.

§5.3, составить сеть

§5.4, решить задачу




Саморазвитие экосистемы.

«Биогеоценоз. Причины многообразия видов в природе».

Иметь представление об экологии, о среде обитания. Знать законодательные акты охраны природы.

§5.5, примеры

Оформить отчёт



Биосфера. Среды жизни.

Средообразующая деятельность организмов.

Знать понятия экосистемы, сообщества, биогеоценоза, биосферы, сравнивать сообщества, правильно применять понятия экосистема и биогеоценоз, сообщество. Круговорот веществ в биосфере.

§6.1, термины

§6.2, работа по рисункам



Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

Знать влияние антропогенных факторов на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека.

§10.2-10.3, сообщения



Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.

Знать понятие искусственного отбора. Уметь привести примеры разнообразия пород и сортов. Уметь провести связь между механизмами искусственного отбора и процессами, происходящими в природе. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. Находить информацию в различных источниках.

§7.1, сообщения

Зачёт №5 «Основные закономерности эволюции».



Борьба за существование и естественный отбор.

Формы естественного отбора.

Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать: естественный отбор как результат борьбы за существование; знать формы естественного отбора. Сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения, работать с текстом учебника, поисковый материал.

§7.4, личные наблюдения

§7.5, примеры



Изолирующие механизмы видообразования. Видообразование.

Макроэволюция. Основные закономерности эволюции.

Знать изолирующие механизмы, воздействующие на популяцию; другие эволюционные факторы: мутагенез, дрейф генов, «волны жизни».

§7.6-7.7, вопросы к параграфу

§7.8, подготовка к л/р



Современные гипотезы происхождения жизни.

Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древнейшей жизни.

Развитие жизни в протерозое и палеозое. Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

Знать особенности развития жизни на Земле в различные эры; приводить примеры важнейших ароморфозов, идиоадаптаций растительного и животного мира. Уметь пользоваться геохронологической таблицей, таблицей развития жизни.

§8.1, придумать вопросы-опровержения

§8.4-8.5, таблица

§8.6, таблица



Экологические факторы. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Адаптация организмов к различным условиям существования.

Давать определение экологическим факторам, распознавать виды факторов, приводить примеры, объяснять их действие на организм. Иметь представление об экологии, о среде обитания. Знать виды сред жизни, понятие экологическая ниша и ее характеристики.

§9.1, примеры

§9.2, сообщения

§9.4, вопросы к параграфу



Проблемы рационального природопользования.

Уметь перечислить проблемы рационального природопользования, охраны природы. Знать законодательные акты защиты от загрязнений, сохранения эталонов и памятников природы, обеспечения природными ресурсами населения планеты.

Анализ лекций.

Зачёт №6 «Современные взгляды на происхождение и развитие жизни».



Природа, экологические особенности и проблемы России.

Представлять и уметь привести примеры экологических особенностей и проблем; памятников природы России.

Анализ лекций.



Итоговое обобщение.

Давать определения ключевым понятиям биологии. Уметь перечислить проблемы рационального природопользования, охраны природы, предложить пути их преодоления.



V. Оценка достижения планируемых результатов

  1. Традиционная система. В этом случае по теме учащийся должен иметь:

    1. отметку за устный ответ или другую форму контроля теоретического материала,

    2. за контрольную работу по решению задач,

    3. за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).

Итоговая отметка (за полугодие, год) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных выше.

  1. Зачетная система. В этом случае сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося и по каждой теме может быть выставлена только одна отметка за зачет.

Критерии и нормы оценки знаний учащихся

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов:

    • нет ошибок — оценка «5»;

    • одна ошибка – оценка «4»;

    • две ошибки — оценка «З»;

    • три ошибки — оценка «2».

для теста из 30 вопросов:

  • 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

  • 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

  • 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

  • меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

Оценка, выставляемая по результатам сдачи зачёта.

При использовании формы аттестации и контроля знаний в форме зачёта, оценка «зачтено» выставляется при верных ответах не менее чем на 50% вопросов задания.


VI. Перечень учебно-методического обеспечения, электронных ресурсов.

Учебно – методическое обеспечение.

  1. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012. – 304 с.

  2. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2012.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).

  3. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2011 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).

  4. Биология. 9 класс. Тематические тестовые задания / Р.А. Петросова, Н.А. Богданов. – М.: Дрофа, 2011. – 253, [3] с. – (Готовимся к экзаменам. ГИА).

  5. Биология. 9 класс. ГИА. Тренировочные варианты к экзамену. – Саратов: Лицей, 2011. – 144 с.

  6. Дмитриева, Т. А., Суматохин, С. В. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6–7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2010.– 128 с.: ил. – (Дидактические материалы).

  7. Латюшин, В. В., Уфимцева, Г.А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2011. – 192 с.

  8. Латюшин, В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя. М.: Дрофа, 2004. – 160 с.

  9. А.А. Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф 2010

  10. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет»,2010.

  11. Г. И. Лернер Биология. Человек. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 2010

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2010.

  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2010г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 2005-2009 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.











Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа



УТВЕРЖДЕНА

приказом директора ГБОУ ВСОШ

от « » 2015г. № _____





Рабочая программа

по биологии

в 7-9 классах

на 2014 - 2015 учебный год




Автор-составитель:

Бажанов Юрий Александрович,

учитель

















СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заведующий филиала №4ГБОУ ВСОШ

методического совета …… ____________Ю.Н. Кучеренко

от «__»_____20___ №____ «__»___________20___г.











Мелеуз 2014


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии для основной школы при исправительном учреждении.

Автор: Бажанов Юрий Александрович

Дата: 16.03.2016

Номер свидетельства: 306617


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства