kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 9 класса( УМК Н.И.Сонин)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа включает пояснительную записку(цели изучения педмета,требования к уровню подготовки),содержание,календарно-тематический план,учебно-методический комплект.Программа  рассчитана на 68 часов-2 часа в неделю,Вклоючает 4 контрольных урока В том числе промежуточная аттестационная работа. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класса( УМК Н.И.Сонин) »

«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР МОБУ Директор МОБУ «Ново- Серёжкинская

«Ново-Серёжкинская СОШ» СОШ» ______________И.А.Кириллова

__________М.Г.Кузьмина Приказ № ____от ___________2015 г.

___________2015 г.














Рабочая программа

по биологии 9 класса

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Ново-Серёжкинская средняя общеобразовательня школа»




Ванюковой Нины Владимировны

учителя биологии первой квалификационной категории
















2015-2016 уч.год










9 класс

Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии 9 класса составлена на основе:

Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Примерной программы основного общего образования по биологии


Изучение биологии на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.




Используемый учебно-методический комплекс:


Учебник «Биология. Общие закономерности» 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин - 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 285 с.


На изучение биологии отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю.











Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 9 класс

знать \ понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;

  • роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня;

  • фундаментальные понятия биологии;

  • сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

  • основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

  • соотношение социального и биологического в эволюции человека;

  • основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

уметь

  • пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • решать генетические задачи, составлять родословные. строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком предмета.



























































Содержание курса

Введение (1 час)

Место курса «Биология. Общие закономерности» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.


Эволюция живого мира на Земле (1 час )

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.


Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа )

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.


Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 часа)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная

численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора ( 3 часа ).

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Практическая , лабораторная работа

  1. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Микроэволюция ( 2 часа )

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Лабораторная и практичкская работа.

  1. Изучение изменчивости критериев вида, на сортах культурных растений.

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция ( 3 часа )

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.


Возникновение жизни на Земле (2 часа )

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи и живой природе; естественная классификация живых организмов.


Развитие жизни на Земле (4 часа )

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.


Структурная организация живых организмов. Химическая организация клетки (3 часов)

Элементарный состав клетки. Распространённость элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества; вода; их химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные и рибосомальные РНК.


Обмен веществ и превращение энергии в клетке (8 часов)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Прокариотические клетки; их форма и размеры. Строение цитоплазмы прокариотической клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка.Цитоплазма эукариот. Органоиды цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организма.

Лабораторная работа:

  1. Изучение растительной и животной клеток под микроскопом.


Размножение и индивидуальное развитие организмов (2 часа)

Сущность и формы размножения организмов. бесполое размножение растений и животных. половое размножение животных и растений образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.


Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (4 часа)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления: образование бластулы, гаструляция, первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон ( Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А.Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.


Наследственность и изменчивость организмов. Закономерности наследования признаков (10 часов)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Практическая , лабораторная работа

1.Решение генетических задач и составление родословной

Закономерности изменчивости ( 3 часа )

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики с/х и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Практическая , лабораторная работа

  1. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой.


Селекция растений, животных и микроорганизмов ( 4 часа )

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития с/х производства, медицинской, микробиологической промышленности.


Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. биосфера, ее структура и функции ( 8 часов )

Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы ( В.И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.

Практическая , лабораторная работа

  1. Составление схем передачи веществ и энергии(цепей питания)

  2. Изучение и описание экосистемы своей местности,выявление типов взаимодействия разныхвидов в данной экосистеме

Биосфера и человек ( 4 часа )

Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Практическая , лабораторная работа

1. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах

Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

В том числе

теория

Лабораторные и практические работы

контрольные работы

1.

Введение.

1

1

-

-

2.

Эволюция живого мира на Земле.

1

1

-

-

3.

Развитие биологии в додарвиновский период

2

2

-

-

4.

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора.

4

4

-

-

5.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

3

2

1

-

6.

Микроэволюция.

2

1

1

-

7.

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

3

2

-

1

8.

Возникновение жизни на Земле.

2

2

-

-

9.

Развитие жизни на Земле.

4

4

-

-

10.

Структурная организация живых организмов.

Химическая организация клетки.

3

3

-

-

11.

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

8

6

1

1

12.

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

2

2

-

-

13.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

4

4

-

-

14.

Наследственность и изменчивость организмов.

Закономерности наследования признаков.

10

9

1

-

15.

Закономерности изменчивости.

3

1

1

1

16.

Селекция растений, животных и микроорганизмов.

4

4

-

-

17.

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

Биосфера, её структуры и функции.

8

6

2

-

18.

Биосфера и человек.

4

2

1

1

Итого

68

56

8

4


Календарно – тематическое планирование по биологии 9 класса на 2015-2016 учебный год


№ п/п


Тема урока


Кол-во часов

Тип урока

Дата проведения урока

Примечание

План.

Факт.


Введение (1час)


Введение.

Биология – наука о жизни.

1

изучение нового материала

2.09.







Эволюция живого мира на Земле (1 час)


Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

1

комбинированный

7.09.







Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)


Становление систематики.

1

комбинированный

9.09.






Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка.

1

комбинированный

14.09.







Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (4 часа)


Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина .Входное тестирование

1

комбинированный

16.09.






Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

1

комбинированный

21.09.






Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

1

комбинированный

23.09.






Формы естественного отбора.

1

комбинированный

28.09.







Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (3 часа)


Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Л.р.№1

«Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

1

комбинированный

30.09.






Забота о потомстве.

1

комбинированный

5.10.






Физиологические адаптации.

1

комбинированный

7.10.







Микроэволюция (2часа)


Вид, его критерии. Л.р.№2 «Изучение изменчивости критериев вида, на сортах культурных растений».

1

комбинированный

12.10.






Эволюционная роль мутаций.

1

комбинированный

14.10.







Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. (3 часа)


Главные направления эволюции.

1

комбинированный

19.10.







Общие закономерности биологической эволюции.

1

комбинированный

21.10.






Контрольная работа№1 по теме: «Микроэволюция. Макроэволюция. Адаптации».

1

контроль знаний

26.10.







Возникновение жизни на Земле (2 часа)


Современные представления о возникновении жизни.

1

комбинированный

28.10






Начальные этапы развития жизни.

1

комбинированный

9.11








Развитие жизни на Земле (4 часа)


Жизнь в архейскую, протерозойскую эру.

1

комбинированный

11.11.






Жизнь в палеозойскую эру.

1

комбинированный

16.11.






Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры.

1

комбинированный

18.11.






Происхождение человека.

1

комбинированный

23.11.






Структурная организация живых организмов.

Химическая организация клетки. (3 часа)




Многоклеточность, половой процесс и показать их значение в дальнейшем развитии живого мира.

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

1

изучение нового материала

25.11.






Органические вещества.

1

комбинированный

30.11






Органические вещества (продолжение).

1

комбинированный

2.12.







Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (8 часов)


Пластический обмен. Биосинтез белков.

1

комбинированный

7.12.






Энергетический обмен.

1

комбинированный

9.12.






Прокариотическая клетка.

1

комбинированный

14.12.






Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Л.р.№3

«Изучение растительной и животной клеток под микроскопом».

1

комбинированный

16.12.






Контрольная работа № 2 по теме: «Обмен веществ и преобразование энергии в клетке».

1

Контроль знаний

21.12.






Эукариотическая клетка. Ядро.

1

комбинированный


23.12.




Деление клетки.

1

комбинированный


11.01.




Клеточная теория строения организмов.

1

обобщение и систематизация знаний

13.01.





Размножение и индивидуальное развитие организмов (2 часа)


Бесполое размножение.

1

изучение нового материала

18.01.





Половое размножение животных.

Развитие половых клеток.

1

комбинированный

20.01.







Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (4 часа)


Эмбриональный период развития.

1

комбинированный

25.01.





Постэмбриональный период развития.

1

комбинированный

27.01.





Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

1

комбинированный

1.02





Обобщнеие знаний по теме "Размножение и индивидуальное развитие организмов".

1

обобщение знаний

3.02.






Наследственность и изменчивость организмов.

Закономерности наследования признаков (10 часов)


Основные понятия генетики.

1

изучение нового материала

8.02.





Методы генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя.

1

комбинированный

10.02.





Законы Г. Менделя.

1

комбинированный

15.02.





Законы Г. Менделя.

1

комбинированный

17.02.





Сцепленное наследование генов.

1

комбинированный

22.02.





Решение задач.

1

комбинированный

24.02.





Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

комбинированный

29.02





Взаимодействие генов.

1

комбинированный

2.03.





Решение задач П.р.№1 «Решение генетических задач и составление родословных

1

комбинированный

7.03.





Обобщение знаний по теме: «Наследственность и изменчивость организмов.

Закономерности наследования признаков»

1

комбинированный

19.03.






Закономерности изменчивости (3 часа)


Наследственная (генотипическая) изменчивость.

1

комбинированный

14.03.





Фенотипическая изменчивость. П.р.№2

«Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»

1

комбинированный

16.03.





Контрольная работа№3 по теме: «Наследственность и изменчивость организмов.

Закономерности наследования признаков»

1

контроль знаний

30.03






Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа)


Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1

комбинированный

4.04





Методы селекции растений и животных.

1

комбинированный

6.04.





Селекция микроорганизмов.

1

комбинированный

11.04.





Обобщениезнаний по теме " Селекция растений, животных и микроорганизмов ".

1

обобщение

13.04.






Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

Биосфера, её структуры и функции. (8 часов)


Структура биосферы.

1

изучение нового материала

18.04.





Круговорот веществ в природе.

1

комбинированный

20.04.





История формирования сообществ живых организмов.

1

комбинированный

25.04.





Биогеоценозы и биоценозы.

1

комбинированный

27.04.





Абиотические факторы среды.

1

комбинированный

2.05





Интенсивность действия факторов среды.

1

комбинированный

4.05





Биотические факторы среды. П.р.№3«Составление схем передачи веществ и энергии(цепей питания)»

1

комбинированный

9.05.





Взаимоотношения между организмами П.р.№4 «Изучение и


описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме»»

1

комбинированный

11.05.






Биосфера и человек (4 часа)


Промежуточная аттестационная работа(тестирование)

1

контроль знаний

16.05.


.



Природные ресурсы и их использование.

1

комбинированный

18.05.






Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

Охрана природы и основы рационального природопользования. П.р.№5«Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

1

комбинированный

23.05.





Итоговый урок по курсу «Биология. Общие закономерности».

1

Обобщение и систематизация знаний

25.05.







Учебно-методическое обеспечение

В целях реализации учебного курса используются:

Методические и учебные пособия:

1. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонина / авт. – сост. М.М. Гуменюк. Волгоград: Учитель, 2008. – 331 с.

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы / авт.-сост. И.Б. Морзунова. – Дрофа, 2005. – 254 с.

3. Лернер Г.И. ЕГЭ 2011. Биология: репетитор / Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2010. – 320 с.



Цифровые образовательные ресурсы:

- Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина. ООО «Дрофа», 2011 г.

- учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мифодий».











































20



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии 9 класса( УМК Н.И.Сонин)

Автор: Ванюкова Нина Владимировна

Дата: 31.10.2015

Номер свидетельства: 246180


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства