Рабочая программа по биологии 9 класса( УМК Н.И.Сонин)
Рабочая программа по биологии 9 класса( УМК Н.И.Сонин)
Рабочая программа включает пояснительную записку(цели изучения педмета,требования к уровню подготовки),содержание,календарно-тематический план,учебно-методический комплект.Программа рассчитана на 68 часов-2 часа в неделю,Вклоючает 4 контрольных урока В том числе промежуточная аттестационная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
__________М.Г.Кузьмина Приказ № ____от ___________2015 г.
___________2015 г.
Рабочая программа
по биологии 9 класса
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Ново-Серёжкинская средняя общеобразовательня школа»
Ванюковой Нины Владимировны
учителя биологии первой квалификационной категории
2015-2016 уч.год
9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 9 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Примерной программы основного общего образования по биологии
Изучение биологии на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Используемый учебно-методический комплекс:
Учебник «Биология. Общие закономерности» 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин - 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 285 с.
На изучение биологии отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 9 класс
знать \ понимать
особенности жизни как формы существования материи;
роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня;
фундаментальные понятия биологии;
сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
соотношение социального и биологического в эволюции человека;
основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
уметь
пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
решать генетические задачи, составлять родословные. строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
владеть языком предмета.
Содержание курса
Введение(1 час)
Место курса «Биология. Общие закономерности» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
Эволюция живого мира на Земле (1 час )
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа )
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.
Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 часа)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная
численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора ( 3 часа ).
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Практическая , лабораторная работа
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Микроэволюция ( 2 часа )
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Лабораторная и практичкская работа.
Изучение изменчивости критериев вида, на сортах культурных растений.
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция ( 3 часа )
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Возникновение жизни на Земле (2 часа )
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи и живой природе; естественная классификация живых организмов.
Развитие жизни на Земле (4 часа )
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Структурная организация живых организмов. Химическая организация клетки(3 часов)
Элементарный состав клетки. Распространённость элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества; вода; их химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные и рибосомальные РНК.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке (8 часов)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Прокариотические клетки; их форма и размеры. Строение цитоплазмы прокариотической клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка.Цитоплазма эукариот. Органоиды цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организма.
Лабораторная работа:
Изучение растительной и животной клеток под микроскопом.
Размножение и индивидуальное развитие организмов (2 часа)
Сущность и формы размножения организмов. бесполое размножение растений и животных. половое размножение животных и растений образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (4 часа)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления: образование бластулы, гаструляция, первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем.Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон ( Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А.Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Наследственность и изменчивость организмов. Закономерности наследования признаков (10 часов)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Практическая , лабораторная работа
1.Решение генетических задач и составление родословной
Закономерности изменчивости ( 3 часа )
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики с/х и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Практическая , лабораторная работа
Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой.
Селекция растений, животных и микроорганизмов ( 4 часа )
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития с/х производства, медицинской, микробиологической промышленности.
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. биосфера, ее структура и функции ( 8 часов )
Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы ( В.И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.
Практическая , лабораторная работа
Составление схем передачи веществ и энергии(цепей питания)
Изучение и описание экосистемы своей местности,выявление типов взаимодействия разныхвидов в данной экосистеме
Биосфера и человек ( 4 часа )
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Практическая , лабораторная работа
1. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
В том числе
теория
Лабораторные и практические работы
контрольные работы
1.
Введение.
1
1
-
-
2.
Эволюция живого мира на Земле.
1
1
-
-
3.
Развитие биологии в додарвиновский период
2
2
-
-
4.
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора.
4
4
-
-
5.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора