Рабочая программа по биологии 9 класс под редакцией И.Н.Помомаревой
Рабочая программа по биологии 9 класс под редакцией И.Н.Помомаревой
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономарёвой, Н.М.Черновой// Биология в основной школе. Программы М: Вентана – Граф, 2005 г. – 72с.//, отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, 70 часов.
В 9 классе предусматривает изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе , однако содержание учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественно-научной картины мира при обучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности и законы.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего контроля оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применять умения, приобретённые при изучении биологии. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс под редакцией И.Н.Помомаревой »
МОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Липовский»
Озинского района Саратовской области»
«Обсуждено»
Руководитель ШМО
_________ Моторина М.В..
Протокол от
«___»___________2012г.№ _________
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ п.Липовский»
____________ Кабашева В.О.
От«___»_______2012г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ п.Липовский »
_______________ Лось Л.А.
Приказ От «___»_____2012г.
№___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Ермаковой Натальи Фёдоровны
учителя первой квалификационной категории
по биологии 9 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часа)
УМК И.Н. Пономаревой, Н.М.Черновой
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол от «___»_______2012г.
№_________
2012– 2013 учебный год
Пояснительная записка. 9 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономарёвой, Н.М.Черновой// Биология в основной школе. Программы М: Вентана – Граф, 2005 г. – 72с.//, отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, 70 часов.
В 9 классе предусматривает изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе , однако содержание учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественно-научной картины мира при обучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности и законы.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего контроля оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применять умения, приобретённые при изучении биологии. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Содержание тем учебного курса.
№
п\п
перечень разделов, тем ,последовательность их изучения.
основные изучаемые вопросы
Из программы
Кол-во
часов
виды и
формы
контроля
1.
Введение в основы общей биологии
Биология – наука о живой природе. Методы изучения живых объектов: эксперимент, наблюдение, описание.
Жизнь. Открытая система. Таксон. Система. Иерархия.
К
3
Текущий
2
Основы учения о клетке.
Цитология. Клеточная теория. Микроэлементы. Макроэлементы. Углеводы, липиды, гормоны. Белки, ферменты, нуклеиновые кислоты. Строение клетки. Обмен веществ и превращение энергии. Принцип комплементарности. Фотосинтез. дыхание , брожение.
10
Текущий, л.раб.
тестирование
3
Размножение и индивидуальное развитие организмов
Половое и бесполое размножение. Деление клетки эукариот. Митоз. Половое размножение растений и животных. Образование половых клеток.
5
Текущий, л.раб.
тестирование
4
Основы наследственности и изменчивости
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Виды скрещивания: моногибридное, дигибридное , неполное доминирование, анализирующее Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Закон Т.Моргана.
11
Текущий, пр.раб., зачет
5
Основы селекции растений, животных, микроорганизмов
Селекция. Центры происхождений культурных растений. Основные методы селекции.
5
текущий
6
Происхождение и развитие органического мира
Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Этапы развития жизни. Усложнение растений и животных в процессе эволюции
5
текущий
7
Учение об эволюции
Эволюция. Положения учения Ч.Дарвина. Наследственная изменчивость, борьба за существование. Адаптация. Виды приспособленности. Факторы эволюции. Вид. Критерии вида. Главные направления эволюции. Макроэволюция.
11
Текущий.л.раб., тестировние
8
Происхождение человека
Антропология. Антропогенез. Движущие силы и этапы эволюции человека. Место человека в системе органического мира. Человеческие расы.
6
Текущий, тестирование
9
Основы экологии
Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Экологические факторы Типы взаимодействия разных видов. Пищевые связи. Популяция. Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Экологические проблемы.
11
Текущий, тестирование,
Л.р., экскурсии
10
Заключение
3
Календарно-тематическое планирование
Кол-во часов
Тема урока
Тип урока
Вид контроля
Использ.ИКТ
Дата проведения
д\з
план
факт
3ч
Тема 1 Введение в основы общей биологии
1
1
Биология – наука о живом мире
вводный
текущий
сентябрь
§ 1
2
2
Общие свойства живых организмов.
комбинированный
текущий
сентябрь
§2
3
3
Многообразие форм живых организмов
комбинированный
текущий
сентябрь
§3
10
Тема 2.Основы учения о клетке
4
1
Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
текущий
сентябрь
§4
5
2
Химический состав клетки
Урок изучения и первичного закрепления знаний
текущий
сентябрь
§5
6
3
Органические вещества клетки
комбинированный
текущий
сентябрь
§6
7
4
Строение клетки
комбинированный
текущий
сентябрь
§7
8
5
Изучение клеток растений и животных . Изучение клеток бактерий.
Урок комплексного применения ЗУН
Л. Раб №1
Изучение клеток раст. и жив.», Многообразие клеток.
сентябрь
§8
9
6
Обмен веществ и энергии в клетке
комбинированный
текущий
октябрь
§9
10
7
Биосинтез белков в живой клетке
комбинированный
текущий
§10
11
8
Биосинтез углеводов -фотосинтез
комбинированный
текущий
октябрь
§11
12
9
Обеспечение клетки энергией
комбинированный
текущий
октябрь
§12, под. к зач.
13
10
Зачет № 1 « Основы учения о клетке»
Урок контроля,
Оценки и коррекции знаний
тестирование
октябрь
Вып.зад.на с.43
5
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Зачет № 2по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
Урок контроля,
Оценки и коррекции знаний
тестирование
октябрь
повторение
11
Основы наследственности и изменчивости
19
1
Наука генетика. Из истории развития генетики.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
текущий
Мультимед.
ноябрь
§17
20
2
Основные понятия генетики.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
текущий
ноябрь
§18
21
3
Генетические опыты Г.Менделя.
комбинированный
текущий
Мультимед.
ноябрь
§19
22
4
Дигибридное скрещивание.
комбинированный
Текущий, Л.р.№3 Решение генетических задач
Мультимед.
ноябрь
§20
23
5
Сцепленное наследование
комбинированный
текущий
ноябрь
§21
24
6
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов
комбинированный
текущий
ноябрь
§22
25
7
Наследование признаков, сцепленных с полом.
Урок комплексного применения ЗУН
Прак. раб №3 «Решение генетических задач»
декабрь
§23
26
8
Наследственные болезни человека
комбинированный
текущий
декабрь
§26
27
9
Наследственная изменчивость
комбинированный
текущий
декабря
§24
28
10
Другие типы изменчивости
Урок комплексного применения ЗУН
Л.раб. №4 «Выявление изменчивости организмов»
декабрь
§25,подгот. К зачету
29
11
Зачет № 3 по теме «Основы наследственности и изменчивости»
Урок контроля,
Оценки и коррекции знаний
тестирование
декабрь
повторение
5
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
30
1
Генетические основы селекции организмов
комбинированный
текущий
декабрь
§27
31
2
Особенности селекции растений
комбинированный
текущий
декабрь
§28
32
3
Центры происхождений культурных растений
комбинированный
текущий
декабрь
§29
33
4
Особенности селекции животных
комбинированный
текущий
декабрь
§30
34
5
Основные направления селекции микроорганизмов
комбинированный
текущий
январь
§31
5
Происхождение жизни и развитие органического мира
35
1
Представления о происхождении жизни на Земле.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
текущий
январь
§32
§33
36
2
Современная теория возникновения жизни на Земле
Урок изучения и первичного закрепления знаний
текущий
январь
§33
37
3
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
комбинированный
текущий
январь
§34
38
4
Этапы развития жизни на Земле.
Урок комплексного применения ЗУН
текущий
январь
§35
39
5
Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни
комбинированный
текущий
январь
11
Учение об эволюции
40
1
Идея развития органического мира в биологии
Урок изучения и первичного закрепления знаний
текущий
февраль
§36
41
2
Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.
комбинированный
текущий
февраль
§37
42
3
Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор
Урок комплексного применения ЗУН
текущий
февраль
§37
43
4
Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания
комбинирова нный
текущий
февраль
Доп. Мат.
44
5
Современные представления об эволюции органического мира
комбинирова нный
текущий
февраль
§38
45
6
Вид, его структура и особенности
комбинированный
февраль
§39
46
7
Процесс образования видов –видообразование.
комбинированный
текущий
февраль
§40
47
8
Понятие о микроэволюции и макроэволюции.
комбинированный
текущий
февраль
§41
48
9
Основные направления эволюции
комбинированный
текущий
март
§42
49
Основные закономерности биологической эволюции
комбинированный
Л.раб №5 «Выявление приспособленности у организмов к среде обитания»
март
§43
50
10
Зачет № 4 по теме «Учение об эволюции»
Урок контроля,
Оценки и коррекции знаний
тестирование
март
Под.
6
Происхождение человека (Антропогенез)
51
1
Место и особенности человека в системе органического мира
комбинированный
текущий
март
§44
52
2
Доказательства эволюционного происхождения человека
комбинированный
текущий
март
§45
53
3
Этапы эволюции вида Человек разумный.
комбинированный
текущий
апрель
§46,
54
4
Биосоциальная сущность вида Человек разумный.
комбинированный
текущий
апрель
§47
55
5
Человеческие расы, их родство и происхождение
комбинированный
текущий
апрель
§48
56
6
Зачет № 5 по теме «Происхождение человека. Антропогенез»
Урок контроля,
Оценки и коррекции знаний
тестирование
апрель
пов
11
Основы экологии
57
1
Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организм.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
текущий
апрель
§50
58
2
Закономерности действия факторов среды на организм.
комбинированный
Текущий
Мультимед.
апрель
§51
59
3
Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.
комбинированный
Текущий,
Л.р.№ 6 Приспособленность организмов к среде обитания
апрель
§52
60
4
Биотические связи в природе
комбинированный
текущий
апрель
§53
61
5
Популяции как форма существования видов в природе.
комбинированный
текущий
мультимед
апрель
§54
62
6
Функционирование популяции и динамика её численности в природе.
комбинированный
текущий
май
§55
63
7
Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.
комбинированный
текущий
Экскурсия№1
май
§56
64
8
Понятие о биогеоценозе и экосистеме.
Урок комплексного применения ЗУН
май
§57
65
9
Развитие и смена биогеоценозов
комбинированный
текущий
Экскурсия№2
май
§58
66
10
Основные законы устойчивости живой природы
Урок комплексного применения ЗУН
май
§ 59
67
11
Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы
комбинированный
Текущий,
Л.р.№7 Оценкакачества окружающей среды
май
§60
3
Заключение
68
1
Контрольная работа
по разделу «Основы экологии»
Урок контроля и оценки знаний
Тестовая к\р
май
69
1
Заключение по курсу «Основы общей биологии»
Урок контроля и оценки знаний
Тестовая к\р
май
70
1
Защита проектов
май
Итого: Лабораторных работ – 7
Экскурсий - 2
Перечень учебно- методического обеспечения
Методические пособия для учителя:
Пономарёва И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии». 9 класс»:
Методическое пособие для учителя – М. Вентана-Граф, 2011 г.
3- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа,2006 г.-
Дополнительная литература для учителя:
1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М,: «Оникс 21 век «Мир и образование», 2005;
3. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - М.: Дрофа,2002;
4. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: «Аквариум», 1998;
5. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология» - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004; :
6. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;
7. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единомгосударственному экзамену: Общая биологияМ.: Дрофа, 2004. - 216с.;
Для учащихся:
Пономарёва И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии». 9 класс»:
Методическое пособие для учителя – М. Вентана-Граф, 2011 г. Рабочая тетрадь к учебнику . Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
МUЛ_ТIМЕDIА - поддержка курса «Биология. Общие закономерности»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
-
Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, 2006
- Интернет-ресурсы
я
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения биологии учащиеся должны
знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: