kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 9 класс под редакцией И.Н.Помомаревой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена  на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономарёвой, Н.М.Черновой// Биология в основной школе. Программы М: Вентана – Граф,  2005 г. – 72с.//, отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, 70 часов.

В 9 классе предусматривает изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в  средней общеобразовательной школе , однако содержание учебного блока  упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественно-научной картины мира при обучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности и законы.

Для  приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные  и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего контроля оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применять умения, приобретённые при изучении биологии. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс под редакцией И.Н.Помомаревой »



МОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Липовский»

Озинского района Саратовской области»

«Обсуждено»


Руководитель ШМО

_________ Моторина М.В..

Протокол от

«___»___________2012г.№ _________

«Согласовано»


Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ п.Липовский»

____________ Кабашева В.О.


От«___»_______2012г.

«Утверждаю»


Директор МОУ «СОШ п.Липовский »

_______________ Лось Л.А.

Приказ От «___»_____2012г.

№___________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Ермаковой Натальи Фёдоровны


учителя первой квалификационной категории



по биологии 9 класс



(2 часа в неделю, всего 68 часа)



УМК И.Н. Пономаревой, Н.М.Черновой














Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол от «___»_______2012г.

№_________




2012– 2013 учебный год



Пояснительная записка. 9 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономарёвой, Н.М.Черновой// Биология в основной школе. Программы М: Вентана – Граф, 2005 г. – 72с.//, отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, 70 часов.

В 9 классе предусматривает изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе , однако содержание учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественно-научной картины мира при обучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности и законы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего контроля оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применять умения, приобретённые при изучении биологии. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.



















Содержание тем учебного курса.


п\п



перечень разделов, тем ,последовательность их изучения.

основные изучаемые вопросы

Из программы




Кол-во

часов

виды и

формы

контроля











1.



Введение в основы общей биологии


Биология – наука о живой природе. Методы изучения живых объектов: эксперимент, наблюдение, описание.

Жизнь. Открытая система. Таксон. Система. Иерархия.

К

3




Текущий

2

Основы учения о клетке.

Цитология. Клеточная теория. Микроэлементы. Макроэлементы. Углеводы, липиды, гормоны. Белки, ферменты, нуклеиновые кислоты. Строение клетки. Обмен веществ и превращение энергии. Принцип комплементарности. Фотосинтез. дыхание , брожение.

10

Текущий, л.раб.

тестирование

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

Половое и бесполое размножение. Деление клетки эукариот. Митоз. Половое размножение растений и животных. Образование половых клеток.

5

Текущий, л.раб.

тестирование

4

Основы наследственности и изменчивости

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Виды скрещивания: моногибридное, дигибридное , неполное доминирование, анализирующее Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Закон Т.Моргана.

11






Текущий, пр.раб., зачет

5

Основы селекции растений, животных, микроорганизмов

Селекция. Центры происхождений культурных растений. Основные методы селекции.

5



текущий

6

Происхождение и развитие органического мира

Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Этапы развития жизни. Усложнение растений и животных в процессе эволюции

5

текущий

7

Учение об эволюции





Эволюция. Положения учения Ч.Дарвина. Наследственная изменчивость, борьба за существование. Адаптация. Виды приспособленности. Факторы эволюции. Вид. Критерии вида. Главные направления эволюции. Макроэволюция.

11

Текущий.л.раб., тестировние

8

Происхождение человека

Антропология. Антропогенез. Движущие силы и этапы эволюции человека. Место человека в системе органического мира. Человеческие расы.

6

Текущий, тестирование


9

Основы экологии

Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Экологические факторы Типы взаимодействия разных видов. Пищевые связи. Популяция. Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Экологические проблемы.

11

Текущий, тестирование,

Л.р., экскурсии


10

Заключение


3





Календарно-тематическое планирование

Кол-во часов

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

Использ.ИКТ

Дата проведения


д\з













план

факт



Тема 1 Введение в основы общей биологии


1


1

Биология – наука о живом мире

вводный

текущий


сентябрь


§ 1



2

2

Общие свойства живых организмов.

комбинированный

текущий


сентябрь


§2


3


3

Многообразие форм живых организмов

комбинированный

текущий


сентябрь


§3




10

Тема 2.Основы учения о клетке



4




1



Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

текущий


сентябрь


§4



5



2



Химический состав клетки

Урок изучения и первичного закрепления знаний

текущий


сентябрь


§5



6


3

Органические вещества клетки

комбинированный

текущий


сентябрь


§6



7


4

Строение клетки

комбинированный

текущий


сентябрь


§7



8



5

Изучение клеток растений и животных . Изучение клеток бактерий.

Урок комплексного применения ЗУН

Л. Раб №1

Изучение клеток раст. и жив.», Многообразие клеток.


сентябрь


§8





9

6

Обмен веществ и энергии в клетке

комбинированный

текущий


октябрь


§9



10

7

Биосинтез белков в живой клетке

комбинированный

текущий




§10












11


8

Биосинтез углеводов -фотосинтез

комбинированный

текущий


октябрь


§11



12

9

Обеспечение клетки энергией

комбинированный

текущий


октябрь


§12, под. к зач.


13



10

Зачет № 1 « Основы учения о клетке»

Урок контроля,

Оценки и коррекции знаний

тестирование


октябрь


Вып.зад.на с.43



5

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)



14





1



Типы размножения организмов



Урок изучения и первичного закрепления знаний

Текущий




Мультимедиа




октябрь






§13






15

2


Деление клеток. Митоз.


Комбинированный


Текущий, Л.р.№2 Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

Мультимедиа


октябрь


§14


16

3

Образование половых клеток. Мейоз.

комбинированный

текущий




октябрь


§15


17


4

Индивидуальное развитие организма –онтогенез.

комбинированный


текущий



октябрь


§16 под.к зачету


18

5

Зачет № 2по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Урок контроля,

Оценки и коррекции знаний

тестирование


октябрь


повторение



11

Основы наследственности и изменчивости



19

1

Наука генетика. Из истории развития генетики.



Урок изучения и первичного закрепления знаний

текущий

Мультимед.

ноябрь


§17




20

2

Основные понятия генетики.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

текущий


ноябрь


§18


21


3

Генетические опыты Г.Менделя.

комбинированный


текущий


Мультимед.

ноябрь


§19



22


4

Дигибридное скрещивание.

комбинированный


Текущий, Л.р.№3 Решение генетических задач

Мультимед.

ноябрь


§20


23


5

Сцепленное наследование

комбинированный

текущий



ноябрь


§21


24



6

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов

комбинированный


текущий



ноябрь


§22


25


7

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Урок комплексного применения ЗУН

Прак. раб №3 «Решение генетических задач»


декабрь


§23


26


8

Наследственные болезни человека

комбинированный


текущий


декабрь


§26



27


9

Наследственная изменчивость

комбинированный

текущий


декабря


§24


28


10

Другие типы изменчивости

Урок комплексного применения ЗУН

Л.раб. №4 «Выявление изменчивости организмов»


декабрь


§25,подгот. К зачету


29


11

Зачет № 3 по теме «Основы наследственности и изменчивости»

Урок контроля,

Оценки и коррекции знаний

тестирование


декабрь


повторение



5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов



30


1

Генетические основы селекции организмов

комбинированный


текущий



декабрь


§27


31


2

Особенности селекции растений

комбинированный


текущий



декабрь


§28


32


3

Центры происхождений культурных растений

комбинированный

текущий



декабрь


§29


33


4

Особенности селекции животных

комбинированный

текущий



декабрь


§30


34


5

Основные направления селекции микроорганизмов

комбинированный


текущий



январь


§31



5

Происхождение жизни и развитие органического мира


35





1

Представления о происхождении жизни на Земле.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

текущий


январь


§32

§33


36


2

Современная теория возникновения жизни на Земле

Урок изучения и первичного закрепления знаний

текущий


январь



§33


37

3

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

комбинированный


текущий



январь


§34


38



4


Этапы развития жизни на Земле.

Урок комплексного применения ЗУН

текущий



январь


§35




39




5



Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни

комбинированный



текущий






январь








11

Учение об эволюции




40

1

Идея развития органического мира в биологии

Урок изучения и первичного закрепления знаний

текущий


февраль


§36


41


2

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.

комбинированный


текущий



февраль


§37


42

3

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор

Урок комплексного применения ЗУН

текущий





февраль


§37


43


4


Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания

комбинирова нный



текущий




февраль





Доп. Мат.



44


5

Современные представления об эволюции органического мира

комбинирова нный


текущий



февраль


§38


45

6

Вид, его структура и особенности

комбинированный




февраль


§39


46

7

Процесс образования видов –видообразование.

комбинированный


текущий



февраль


§40


47

8

Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

комбинированный


текущий



февраль


§41


48


9

Основные направления эволюции

комбинированный


текущий



март


§42


49



Основные закономерности биологической эволюции

комбинированный


Л.раб №5 «Выявление приспособленности у организмов к среде обитания»


март


§43


50



10

Зачет № 4 по теме «Учение об эволюции»

Урок контроля,

Оценки и коррекции знаний

тестирование


март


Под.



6

Происхождение человека (Антропогенез)




51


1

Место и особенности человека в системе органического мира

комбинированный


текущий



март


§44


52




2

Доказательства эволюционного происхождения человека

комбинированный


текущий



март


§45


53

3

Этапы эволюции вида Человек разумный.

комбинированный

текущий



апрель


§46,




54


4

Биосоциальная сущность вида Человек разумный.

комбинированный

текущий



апрель


§47

55

5

Человеческие расы, их родство и происхождение

комбинированный


текущий



апрель


§48


56


6

Зачет № 5 по теме «Происхождение человека. Антропогенез»

Урок контроля,

Оценки и коррекции знаний

тестирование


апрель


пов



11

Основы экологии



57

1

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организм.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

текущий


апрель


§50



58


2



Закономерности действия факторов среды на организм.

комбинированный


Текущий



Мультимед.

апрель


§51




59



3

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

комбинированный

Текущий,

Л.р.№ 6 Приспособленность организмов к среде обитания




апрель


§52


60

4

Биотические связи в природе

комбинированный

текущий



апрель


§53


61


5

Популяции как форма существования видов в природе.

комбинированный


текущий


мультимед

апрель


§54


62


6

Функционирование популяции и динамика её численности в природе.

комбинированный


текущий



май


§55



63


7

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

комбинированный


текущий

Экскурсия№1


май


§56


64

8

Понятие о биогеоценозе и экосистеме.

Урок комплексного применения ЗУН



май


§57


65

9

Развитие и смена биогеоценозов

комбинированный

текущий

Экскурсия№2


май


§58


66

10

Основные законы устойчивости живой природы

Урок комплексного применения ЗУН



май


§ 59



67

11

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы

комбинированный


Текущий,

Л.р.№7 Оценка качества окружающей среды


май


§60







3

Заключение


68


1

Контрольная работа

по разделу «Основы экологии»

Урок контроля и оценки знаний

Тестовая к\р


май



69

1

Заключение по курсу «Основы общей биологии»

Урок контроля и оценки знаний

Тестовая к\р


май



70



1

Защита проектов




май




Итого: Лабораторных работ – 7

Экскурсий - 2




Перечень учебно- методического обеспечения

Методические пособия для учителя:


Пономарёва И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии». 9 класс»:

Методическое пособие для учителя – М. Вентана-Граф, 2011 г.


3- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа,2006 г.-

Дополнительная литература для учителя:


1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;


2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М,: «Оникс 21 век «Мир и образование», 2005;


3. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;


4. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: «Аквариум», 1998;


5. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология» - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004; :


6. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;


7. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единомгосударственному экзамену: Общая биология М.: Дрофа, 2004. - 216с.;


Для учащихся:


Пономарёва И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии». 9 класс»:

Методическое пособие для учителя – М. Вентана-Граф, 2011 г. Рабочая тетрадь к учебнику . Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

МUЛ_ТIМЕDIА - поддержка курса «Биология. Общие закономерности»

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

-

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, 2006


- Интернет-ресурсы





я










Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения биологии учащиеся должны

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;


уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии 9 класс под редакцией И.Н.Помомаревой

Автор: Ермакова Наталья Фёдоровна

Дата: 31.10.2014

Номер свидетельства: 124764


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства