Даная программа позволяет удовлетворить растущий спрос на качественное, в том числе компетентностное образование в области учебно-исследовательской деятельности. Программа дает возможность обучающимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, она знакомит их с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность проводить научные эксперименты и исследования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Юный натуралист»»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кореневская основная общеобразовательная школа»
Согласовано «Утверждаю»
на методическом объединении директор МКОУ «Кореневская основная
от 1 сентября 2015 года общеобразовательная школа»
Руководитель методического
объединения ____________/Антонова М.В./
Чубенко В.В.
___________________
приказ №_______от___________
Протокол №__1_____от_26.08.2015
Программа кружка «Юный натуралист»
2015 год
Программа кружка «Юный натуралист»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Цели изучения биологии в начальном общем образовании с учётом специфики учебного предмета, курса.
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
1. Устава школы.
2. Основной образовательной программы основного общего образования.
3. План внеурочной деятельности на 2015-2016 учебный год № 31/4 от 01.09.2015
4. Положения «О рабочей программе».
Данная программа курса «Юный натуралист» предназначена для общеобразовательной школы и является очной формой обучения.
- растущий спрос на качественное, в том числе компетентностное образование в области учебно-исследовательской деятельности.
Программа дает возможность обучающимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, она знакомит их с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность проводить научные эксперименты и исследования.
Актуальность программы
Программа направлена на поиск одаренных учащихся, на то, чтобы одаренные дети имели возможность развиваться и совершенствоваться.
Знания и умения, необходимые для осуществления учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для создания и реализации научно-исследовательских проектов при обучении в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях.
Программа позволяет реализовать актуальные сегодня личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении. Срок реализации программы: 2 года. Возраст детей: 14–17 лет.
Цель программы: формирование и распространение исследовательской компетентности в образовательном пространстве как условие развития творческого мышления и качества образования школьников.
Достижение данной цели предполагает решение школьниками следующих задач:
1. Приобрести знания о содержании и структуре учебно-исследовательской работы, о способах поиска необходимой для исследования информации;
2. Освоить метод научного познания, овладеть методикой научного исследования;
3. Овладеть операциями анализа и обобщения, способами обработки результатов;
4. Освоить требования к оформлению реферата исследовательской работы;
5. Овладеть основами практического выступления с научным докладом;
Предназначение программы школы – выявлять и поощрять детей, которые реально желают заниматься научно-исследовательской деятельностью; дать возможность школьникам развить свой познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном мире.
Программа направлена на формирование организационно-деятельностных качеств обучающихся, таких как способность осознавать цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, умение ставить цель и организовать ее достижение, а также развитие креативных качеств – вдохновленность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения, умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Учебная программа «Юный натуралист» по направленности содержания – надпредметная. Состоит из трех модулей:
1 модуль – “Первые научные пробы. Самоопределение в науке”
2 модуль – “Поиск истины. От замысла к открытию”
3 модуль – “Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”.
Продолжительность образовательного процесса – 2 год.
Форма обучения очная.
Формы организации деятельности – групповая и индивидуальная.
Основная организационная форма обучения – погружение.
Программа предполагает использование следующих обучающих форм:
Установочные и аналитические мини-лекции.
Научные практикумы.
Интенсивная школа (в каникулярное время, осенние каникулы 10 – 11 классы, весенние каникулы 8-9 классы)
Уроки-дискуссии.
Психологические тренинги.
Консультации.
Беседы.
Защита исследовательских мини-проектов.
Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения предмета.
– возможность, мотивированным к научно-исследовательской деятельности школьникам в рамках НОУ, выйти на краевой, федеральный, международный уровень, определиться в выборе научного направления.
Метопредметные.
В результате освоения курса «Юный натуралист» учащиеся должны знать:
– понятия – “цель и задачи исследовательской работы”, их основное отличие, “объект и предмет исследования”, “проблема”, “гипотеза”, “методы исследования”, “эксперимент”, “результат исследования”;
– структуру исследовательской работы и последовательность действий ее выполнения;
– источники поиска необходимой информации;
– структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
– порядок оформления списка используемой литературы;
– выстраивать шаги действий по разворачиванию темы исследования и реализации учебно-исследовательского проекта;
– уметь выдвигать гипотезы и находить способы их проверки;
– пользоваться специальной литературой, справочниками, энциклопедиями, каталогами библиотеки для поиска учебной информации,
Механизм отслеживания результатов работы– на уровне экспертизы:
освоено полностью;
освоено частично;
не освоено.
Формы подведения итогов реализации программы:
– Уроки-дискуссии, где учащиеся обсуждают промежуточные и итоговые результаты учебно-исследовательской работы.
– Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (разных уровней)
Содержание курса внеурочной деятельности.
1 модуль “Первые научные пробы”. Самоопределение в науке
Тема 1.
Введение в программу. Ознакомление с деятельностью кружка.
Правила поведения детей на занятиях. Правила техники безопасности и личной гигиены (рабочая поза, частота смены положения тела, наличие чистого материала, требования к инструментам, перерывы для отдыха и т.д.) Познавательная игра по теме.
Тема 2. Экскурсия в парк. «Зеленый наряд нашей планеты». Наблюдение за живой и неживой природой.
1. Провести наблюдения за изменениями в неживой природе. 2. Учить нахождению признаков отличия растений осенью в сравнении с летом. 3. Продолжить формирование понятий “неживая природа”, “живая природа”, актуализировать представления о жизненных формах растений. 4. Учить наблюдению за поведением животных. 5. Продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя. Формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.
Первую экскурсию в природу необходимо провести в сентябре, выбрав солнечный день. Учащиеся еще живут воспоминаниями о прекрасной летней поре и помогут проведению беседы на высоком эмоциональном уровне. В зависимости от того, где планирует провести экскурсию учитель: степной участок, сквер, водоем, лес, в ответах учащихся будут называться различные природные объекты. Данный урок может быть разделен на две экскурсии, или сокращено содержание.
Тема3. Работа на учебно-опытном участке. Знакомство с учебно-опытным участком (площадь, размеры, структура) и осенними работами на нем. Правила безопасности труда при работе с ручным садовым инвентарем (грабли, носилки), приемы работы с ним. Можно организовать «Праздник урожая» ,старшие ребята показывают результаты своей работы за предыдущий год(проекты, выставки, фотоальбомы и мн.др.)
Тема 4.
Практическая работа на учебно-опытном участке: удаление мусора, сгребание
граблями опавших листьев, веток. Экология пришкольного участка. Привлечь родителей к подготовке доклада. (Задачи для изучения экологического состояния пришкольного участка. Приложение 2).
Тема 5.
Лекарственные растения на учебно-опытном участке. Что такое лекарственные растения.
Немного истории. Заготовка,сушка и хранение лекарственных растений. Приготовление и применение лекарственных средств. Как искать, собирать и охранять лекарственные растения.
Практическая работа: заготовка лекарственных растений.
Тема 6.
Перспективные технологии в борьбе с отходами на пришкольном участке. Опасные отходы в быту. Что может сделать гражданин для сохранения окружающей среды (на кухне, в школе, на работе, в дороге, саду, на даче ).
Тема 7. Практические занятия на школьном учебно-опытном участке: сбор урожая. Очистка участка от остатков растений, внесение перегноя.
Хранение плодов и овощей. Хранение корнеплодов. Переработка овощей. Рецепты – хозяйке на заметку. Конкурс на самый лучший рецепт (участие заранее подготовленных родителей).
Тема 8. Селекция в домашних условиях. Сорт и семена. Значение сорта. Качество семян. Сбор семян. Сушка семян. Сортировка семян, подготовка их к зимнему хранению.
Тема 9. Экскурсия в природу. «Здравствуй, осень золотая!» Листопад в жизни
растений, сравнение и сбор осенних листьев.
Тема 10. Знакомство с жизнью и деятельностью знаменитого биолога И.В.Мичурина.
Тема 11. Все профессии важны, все профессии нужны. Кем быть? Знакомство с
профессиями «Человек-природа». Проводится час по профориентации в начальной школе «Я знаю пять профессий». (Приложение 3).
Тема 12. Все профессии важны, все профессии нужны. Кем быть? Знакомство с профессиями«Человек-природа». Практическое занятие. Можно выбрать профессию школьного повара. Повар проводит мастер-класс с участием детей. Итог, например, чаепитие.
2 модуль“Поиск истины. От замысла к открытию”.
Тема 13- 14. Экскурсии на рабочие места родителей учащихся. Можно посетить рабочие места тех людей, о профессиях которых говорили на теоретическом занятии.
Тема 15. Использование знаний по гигиене труда на практике. Изучение основных свойств некоторых материалов. Изготовление различных поделок (по усмотрению учителя).
1.Комнатное цветоводство. 3накомство с видами комнатных растений. Назначение и польза..комнатных..растений.Фэн-Шуй. 2-3.Практические работы: ухода за комнатными растениями: полив, удаление пыли, сухих листьев, рыхление почвы. Выращивание комнатных растений и правила ухода за ними. Правила опрыскивания, подкормки, рыхление почвы. Размещение комнатных растений в зависимости от их отношения к свету, теплу. Заготовка черенков (традесканция, бегония, фуксия, герань). Посадка. Пересадка в цветочные горшки. Изготовление и наклейка табличек с названием цветов на цветочные горшки.
Эксперимент и уход за комнатными растениями в течение всей работы кружка. Опыт: влияние удобрений на рост и развитие растений.
Тема 20.
Зимняя экскурсия в парк. Наблюдения за живой и неживой природой в холодное время года. Обратить внимание на изменения в природе, связанные со сменой времен года.
3 модуль“Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”
Тема 21-22.Практическая работа(1и2).Оформление «Уголка природы в школе» - описание, фото редких комнатных растений; интересные факты из жизни растений; хобби людей –комнатные растения. Конкурспрезентаций учащихся «Комнатные растения разных стран».
Тема 23.Экскурсия:Дом- музей комнатных растений.(Организовать посещение частного дома, где люди увлечены выращиванием комнатных растений и имеют большую коллекцию этих растений.)
Весенний период (11 ч.)
Тема 24.
Заочная экскурсия в Ботанический сад. Знакомство с новыми сортами цветочно-
декоративных растений ( видеоурок). Использование слайдов.
Тема 25.
Использование цветочно-декоративных растений в современном ландшафтном дизайне.
-что такое ландшафтный дизайн;
-его назначение;
-как называют человека, который занимается ландшафтным дизайном;
-как используется данное направление в нашей местности.
Тема 26-27.
Составление эскизов, макетов цветочных клумб. Знакомство с аранжировкой цветов.
Выставка работ на общешкольное голосование за лучший макет. Привлечение родителей.
Тема 28.
Знакомство с семенами цветочно-декоративных растений. Практическая работа:
подготовка семян к посеву. Посев. Выращивание рассады.
Тема 29-30. Планирование и проектирование пришкольного участка.
Подготовительный этап работы на участке:1)Выбор участка; 2)разбивка участка; 3)планирование отделов. Основной этап работы: 1)содержание участка; 2)организация учебно-опытной работы; 3)почва и климатические условия; 4)современный дизайн участка.
Практическая работа: применение разнообразных форм и окраски растений при дизайнерском оформлении цветников. (Планировка цветников. Разбивка клумб. Озеленение группами. Подбор растений по высоте и времени цветения. Декоративно – художественное оформление).
Подготовка и посев семян в грунт. Посадка рассады.
Тема 31. Растениеводство как составная часть сельского хозяйства. Разнообразие культурных растений. Растения поля, сада, огорода. Основные фенологические фазы сельскохозяйственных культур (всходы, цветение, созревание).
Практическая работа на участке: распознавание всходов культурных растений, полив, прополка, установка опорных колышков.
Тема 32.
Экскурсия: «Профессии в растениеводстве» (овощевод, садовод, агроном и др.).
Тема 33.Подготовка комнатных растений к лету. Высадка некоторых растений на пришкольный участок. Другие растения помещают в прохладные, затененные комнаты.
Тема 34-35. Проводится тестирование по всему курсу кружка.
Опытническое дело. Какие бывают опыты. Выбор опытнической работы на лето.
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности.
«Юный натуралист»
№
урока
Модули программы и изучаемые темы
Количество часов
Основные виды внеурочной деятельности.
1
1 модуль “Первые научные пробы”.
Самоопределение в науке
12
Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).
Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).
Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности
Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством
Познавательные:(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
(логические) анализ объектов с целью выделения признаков.
Личностные:принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности.
Адекватная мотивация внеучебной деятельности,
учебные и познаватель-
ные мотивы,
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
установление причинно-следственных связей
1
Презентация курса «Юный натуралист»
Давайте познакомимся. Техники знакомства. Техники влияния
1
2
Структура учебно-исследовательской деятельности
1
3
Тема для исследования. Как найти интересную тему для исследования?
1
4
Преобразование учебной, научной информации в тему исследования
1
5
Актуальность и практическая значимость исследования.
1
6
Объект и предмет исследования.
1
7
Определение цели и задач исследования
1
8
Формулирование гипотезы
1
9
Определение методов исследования
1
10
Планирование исследования
Распределение ролей при работе в команде
1
11
Виды литературных источников информации
Библиографическое описание
1
12
Виды фиксирования и обобщения информации
1
2
2 модуль“Поиск истины.
От замысла к открытию”.
9
Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.
Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.
Поиск и выделение необходимой информации.
13
Творческая личность. Качества творческой личности.
1
14
Азбука лидерства
1
15
Эксперимент и исследование.
1
16
Общая методология выполнения исследовательских работ.
1
17
Планирование, выбор методов эксперимента,
1
18
Подтверждение гипотезы, анализ данных.
1
19
Ведение дневника
1
20
Оформление работы и подготовка приложений
1
21
Рекомендации по размещению иллюстраций в работе
1
3
3 модуль
“Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”
26
Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).
Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности
Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством.
Адекватная мотивация внеучебной деятельности,
учебные и познаватель-
ные мотивы,
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
установление причинно-следственных связей.
22
Практика презентации исследовательской работы
1
23
Успех презентации – залог признания и путь к номинации!
1
24
Индивидуальные консультации
1
25
Основные подходы к составлению защитной речи.
1
26
Стендовый доклад.
1
27
Тезисы и рецензия – это тоже важно!
Основные правила написания.
1
28
Предварительная презентация проекта и исследования.
1
29
Индивидуальные консультации
1
30
Критерии оценки научных работ.
1
31
Экспертиза.
1
32
Индивидуальные консультации
1
33
Публичное предъявление и защита работа
1
34-35
Учимся рефлексировать!
Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния.
2
Итого
35
Описание учебно-методическое и материально-технического обеспечения.
Образовательная программа «Дистанционная школа «Юный исследователь» КДПиШ, г.Красноярск, 2008г.
Программа элективного курса «Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся» Элективный курс для 9-х классов http://webshaman.msk.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=232&Itemid=76
Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Постников А.С., Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей //Справочник заместителя директора школы. 2008. № 11. стр. 62-69
Ивочкина Т., Ливерц И., Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2000. №3. С. 136-138.
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1.– М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. –
528с.: ил.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.:
Просвещение, 1994. – 218с.
Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
«Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год
Комплект таблиц « Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»
Натуральные объекты:Гербарии ( Основные группы растений, Растительные сообщества ), Приготовленные и живые объекты исследований – гриб мукор, бактерия- картофельная палочка, шляпочный гриб шампиньон или вешенка, хлебные дрожжи, водоросль хламидомонада, папоротник комнатный щитовник, комнатные цветы( кактус, папоротник, фиалка, герань, традисканция, хлорофитум и др.)
Коллекции: Голосеменные растения , Семена и плоды, шишки, мхи, хвощи.
Комплекты микропрепаратов – ткани, клетки , одноклеточные водоросли,
Наборы муляжей: Плоды, грибы.
Приборы:Лупа ручная, Микроскоп, Посуда и принадлежности для опытов.
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ) .