kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа кружка «Юный натуралист»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даная программа позволяет удовлетворить  растущий спрос на качественное, в том числе компетентностное образование в области учебно-исследовательской деятельности. Программа дает возможность обучающимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, она знакомит их с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность проводить научные эксперименты и исследования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Юный натуралист»»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кореневская основная общеобразовательная школа»






Согласовано «Утверждаю»

на методическом объединении директор МКОУ «Кореневская основная

от 1 сентября 2015 года общеобразовательная школа»

Руководитель методического

объединения ____________/Антонова М.В./

Чубенко В.В.

___________________

приказ №_______от___________

Протокол №__1_____от_26.08.2015












Программа кружка «Юный натуралист»






















2015 год


Программа кружка «Юный натуралист»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Цели изучения биологии в начальном общем образовании с учётом специфики учебного предмета, курса.

Настоящая рабочая программа разработана на основе:

1. Устава школы.

2. Основной образовательной программы основного общего образования.

3. План внеурочной деятельности на 2015-2016 учебный год № 31/4 от 01.09.2015

4. Положения «О рабочей программе».

Данная программа курса «Юный натуралист» предназначена для общеобразовательной школы и является очной формой обучения.

- растущий спрос на качественное, в том числе компетентностное образование в области учебно-исследовательской деятельности.

Программа дает возможность обучающимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, она знакомит их с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность проводить научные эксперименты и исследования.

Актуальность программы

Программа направлена на поиск одаренных учащихся, на то, чтобы одаренные дети имели возможность развиваться и совершенствоваться.

Знания и умения, необходимые для осуществления учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для создания и реализации научно-исследовательских проектов при обучении в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях.

Программа позволяет реализовать актуальные сегодня личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении. Срок реализации программы: 2 года. Возраст детей: 14–17 лет.

Цель программы: формирование и распространение исследовательской компетентности в образовательном пространстве как условие развития творческого мышления и качества образования школьников.

Достижение данной цели предполагает решение школьниками следующих задач:

1. Приобрести знания о содержании и структуре учебно-исследовательской работы, о способах поиска необходимой для исследования информации;

2. Освоить метод научного познания, овладеть методикой научного исследования;

3. Овладеть операциями анализа и обобщения, способами обработки результатов;

4. Освоить требования к оформлению реферата исследовательской работы;

5. Овладеть основами практического выступления с научным докладом;

Предназначение программы школы – выявлять и поощрять детей, которые реально желают заниматься научно-исследовательской деятельностью; дать возможность школьникам развить свой познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном мире.

Программа направлена на формирование организационно-деятельностных качеств обучающихся, таких как способность осознавать цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, умение ставить цель и организовать ее достижение, а также развитие креативных качеств – вдохновленность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения, умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Учебная программа «Юный натуралист» по направленности содержания – надпредметная. Состоит из трех модулей:

1 модуль – “Первые научные пробы. Самоопределение в науке”

2 модуль – “Поиск истины. От замысла к открытию”

3 модуль – “Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”.

Продолжительность образовательного процесса – 2 год.

Форма обучения очная.

Формы организации деятельности – групповая и индивидуальная.

Основная организационная форма обучения – погружение.

Программа предполагает использование следующих обучающих форм:

Установочные и аналитические мини-лекции.

Научные практикумы.

Интенсивная школа (в каникулярное время, осенние каникулы 10 – 11 классы, весенние каникулы 8-9 классы)

Уроки-дискуссии.

Психологические тренинги.

Консультации.

Беседы.

Защита исследовательских мини-проектов.


Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные.

– сформированность исследовательской компетентности;

– умение самостоятельно проводить исследование, связанное с проблемами, решение которых способствует развитию научно-ориентированного мышления;

– владение основными методами научного познания;

– повышение уровня владения техниками работы с информацией;

– освоение схемы целеполагания и практики оформления результата своей работы;

– овладение способами презентации себя и своей деятельности;

– приобретение опыта продуктивной творческой деятельности;

– овладение опытом разных социальных позиций;

– освоение культуры рефлексивного мышления;

– развитие навыков самообразования;

– возможность, мотивированным к научно-исследовательской деятельности школьникам в рамках НОУ, выйти на краевой, федеральный, международный уровень, определиться в выборе научного направления.

Метопредметные.

В результате освоения курса «Юный натуралист» учащиеся должны знать:

– понятия – “цель и задачи исследовательской работы”, их основное отличие, “объект и предмет исследования”, “проблема”, “гипотеза”, “методы исследования”, “эксперимент”, “результат исследования”;

– структуру исследовательской работы и последовательность действий ее выполнения;

– источники поиска необходимой информации;

– структуру речевых конструкций гипотезы исследования;

– порядок оформления списка используемой литературы;

– способы обработки и представления результатов.

Предметные.

Учащиеся должны уметь:

– пользоваться мыслительными операциями (анализ, сравнение, классификация, обобщение), как приемами мыслительной деятельности;

– выстраивать шаги действий по разворачиванию темы исследования и реализации учебно-исследовательского проекта;

– уметь выдвигать гипотезы и находить способы их проверки;

– пользоваться специальной литературой, справочниками, энциклопедиями, каталогами библиотеки для поиска учебной информации,

Механизм отслеживания результатов работы– на уровне экспертизы:

освоено полностью;

освоено частично;

не освоено.

Формы подведения итогов реализации программы:

– Уроки-дискуссии, где учащиеся обсуждают промежуточные и итоговые результаты учебно-исследовательской работы.

– Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (разных уровней)


Содержание курса внеурочной деятельности.



1 модуль “Первые научные пробы”. Самоопределение в науке


Тема 1.

Введение в программу. Ознакомление с деятельностью кружка.

Правила поведения детей на занятиях. Правила техники безопасности и личной гигиены (рабочая поза, частота смены положения тела, наличие чистого материала, требования к инструментам, перерывы для отдыха и т.д.) Познавательная игра по теме.


Тема 2. Экскурсия в парк. «Зеленый наряд нашей планеты». Наблюдение за живой и неживой природой.

1. Провести наблюдения за изменениями в неживой природе.
2. Учить нахождению признаков отличия растений осенью в сравнении с летом.
3. Продолжить формирование понятий “неживая природа”, “живая природа”, актуализировать представления о жизненных формах растений.
4. Учить наблюдению за поведением животных.
5. Продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя. Формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.

Первую экскурсию в природу необходимо провести в сентябре, выбрав солнечный день. Учащиеся еще живут воспоминаниями о прекрасной летней поре и помогут проведению беседы на высоком эмоциональном уровне. В зависимости от того, где планирует провести экскурсию учитель: степной участок, сквер, водоем, лес, в ответах учащихся будут называться различные природные объекты. Данный урок может быть разделен на две экскурсии, или сокращено содержание.

Тема3. Работа на учебно-опытном участке. Знакомство с учебно-опытным участком (площадь, размеры, структура) и осенними работами на нем. Правила безопасности труда при работе с ручным садовым инвентарем (грабли, носилки), приемы работы с ним. Можно организовать «Праздник урожая» ,старшие ребята показывают результаты своей работы за предыдущий год(проекты, выставки, фотоальбомы и мн.др.)


Тема 4.

Практическая работа на учебно-опытном участке: удаление мусора, сгребание

граблями опавших листьев, веток. Экология пришкольного участка. Привлечь родителей к подготовке доклада. (Задачи для изучения экологического состояния пришкольного участка. Приложение 2).



Тема 5.

Лекарственные растения на учебно-опытном участке. Что такое лекарственные растения.

Немного истории. Заготовка,сушка и хранение лекарственных растений. Приготовление и применение лекарственных средств. Как искать, собирать и охранять лекарственные растения.

Практическая работа: заготовка лекарственных растений.




Тема 6.

Перспективные технологии в борьбе с отходами на пришкольном участке. Опасные отходы в быту. Что может сделать гражданин для сохранения окружающей среды (на кухне, в школе, на работе, в дороге, саду, на даче ).


Тема 7. Практические занятия на школьном учебно-опытном участке: сбор урожая. Очистка участка от остатков растений, внесение перегноя.

Хранение плодов и овощей. Хранение корнеплодов. Переработка овощей. Рецепты – хозяйке на заметку. Конкурс на самый лучший рецепт (участие заранее подготовленных родителей).



Тема 8. Селекция в домашних условиях. Сорт и семена. Значение сорта. Качество семян. Сбор семян. Сушка семян. Сортировка семян, подготовка их к зимнему хранению.

Практическая работа: проверка всхожести семян, приготовление семенного материала.


Тема 9. Экскурсия в природу. «Здравствуй, осень золотая!» Листопад в жизни

растений, сравнение и сбор осенних листьев.



Тема 10. Знакомство с жизнью и деятельностью знаменитого биолога И.В.Мичурина.



Тема 11. Все профессии важны, все профессии нужны. Кем быть? Знакомство с

профессиями «Человек-природа». Проводится час по профориентации в начальной школе «Я знаю пять профессий». (Приложение 3).



Тема 12. Все профессии важны, все профессии нужны. Кем быть? Знакомство с профессиями«Человек-природа». Практическое занятие. Можно выбрать профессию школьного повара. Повар проводит мастер-класс с участием детей. Итог, например, чаепитие.


2 модуль“Поиск истины. От замысла к открытию”.


Тема 13- 14. Экскурсии на рабочие места родителей учащихся. Можно посетить рабочие места тех людей, о профессиях которых говорили на теоретическом занятии.


Тема 15. Использование знаний по гигиене труда на практике. Изучение основных свойств некоторых материалов. Изготовление различных поделок (по усмотрению учителя).


Тема 16. Санитарный день в кабинете.


Тема 17-18-19. (1-теористическое,2-практических занятий)

1.Комнатное цветоводство. 3накомство с видами комнатных растений. Назначение и польза..комнатных..растений.Фэн-Шуй. 2-3.Практические работы: ухода за комнатными растениями: полив, удаление пыли, сухих листьев, рыхление почвы. Выращивание комнатных растений и правила ухода за ними. Правила опрыскивания, подкормки, рыхление почвы. Размещение комнатных растений в зависимости от их отношения к свету, теплу. Заготовка черенков (традесканция, бегония, фуксия, герань). Посадка. Пересадка в цветочные горшки. Изготовление и наклейка табличек с названием цветов на цветочные горшки.


Эксперимент и уход за комнатными растениями в течение всей работы кружка. Опыт: влияние удобрений на рост и развитие растений.


Тема 20.

Зимняя экскурсия в парк. Наблюдения за живой и неживой природой в холодное время года. Обратить внимание на изменения в природе, связанные со сменой времен года.


3 модуль“Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”


Тема 21-22.Практическая работа(1и2).Оформление «Уголка природы в школе» - описание, фото редких комнатных растений; интересные факты из жизни растений; хобби людей –комнатные растения. Конкурс презентаций учащихся «Комнатные растения разных стран».


Тема 23.Экскурсия:Дом- музей комнатных растений.(Организовать посещение частного дома, где люди увлечены выращиванием комнатных растений и имеют большую коллекцию этих растений.)


Весенний период (11 ч.)


Тема 24.

Заочная экскурсия в Ботанический сад. Знакомство с новыми сортами цветочно-

декоративных растений ( видеоурок). Использование слайдов.


Тема 25.

Использование цветочно-декоративных растений в современном ландшафтном дизайне.

-что такое ландшафтный дизайн;

-его назначение;

-как называют человека, который занимается ландшафтным дизайном;

-как используется данное направление в нашей местности.


Тема 26-27.

Составление эскизов, макетов цветочных клумб. Знакомство с аранжировкой цветов.

Выставка работ на общешкольное голосование за лучший макет. Привлечение родителей.


Тема 28.

Знакомство с семенами цветочно-декоративных растений. Практическая работа:

подготовка семян к посеву. Посев. Выращивание рассады.

Тема 29-30. Планирование и проектирование пришкольного участка.

Подготовительный этап работы на участке:1)Выбор участка; 2)разбивка участка; 3)планирование отделов. Основной этап работы: 1)содержание участка; 2)организация учебно-опытной работы; 3)почва и климатические условия; 4)современный дизайн участка.

Практическая работа: применение разнообразных форм и окраски растений при дизайнерском оформлении цветников. (Планировка цветников. Разбивка клумб. Озеленение группами. Подбор растений по высоте и времени цветения. Декоративно – художественное оформление).


Подготовка и посев семян в грунт. Посадка рассады.


Тема 31. Растениеводство как составная часть сельского хозяйства. Разнообразие культурных растений. Растения поля, сада, огорода. Основные фенологические фазы сельскохозяйственных культур (всходы, цветение, созревание).

Практическая работа на участке: распознавание всходов культурных растений, полив, прополка, установка опорных колышков.


Тема 32.

Экскурсия: «Профессии в растениеводстве» (овощевод, садовод, агроном и др.).


Тема 33.Подготовка комнатных растений к лету. Высадка некоторых растений на пришкольный участок. Другие растения помещают в прохладные, затененные комнаты.


Тема 34-35. Проводится тестирование по всему курсу кружка.


Опытническое дело. Какие бывают опыты. Выбор опытнической работы на лето.


Тематическое планирование с определением основных видов


учебной деятельности.

«Юный натуралист»


урока

Модули программы и изучаемые темы

Количество часов

Основные виды внеурочной деятельности.

1

1 модуль “Первые научные пробы”.

Самоопределение в науке

12

Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).

Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).



Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности

Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством

Познавательные:(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

(логические) анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные: принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности.

Адекватная мотивация внеучебной деятельности,

учебные и познаватель-

ные мотивы,

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

установление причинно-следственных связей

1

Презентация курса «Юный натуралист»

Давайте познакомимся. Техники знакомства. Техники влияния

1

2

Структура учебно-исследовательской деятельности

1

3


Тема для исследования. Как найти интересную тему для исследования?

1

4


Преобразование учебной, научной информации в тему исследования

1

5

Актуальность и практическая значимость исследования.

1

6

Объект и предмет исследования.

1

7

Определение цели и задач исследования

1

8

Формулирование гипотезы

1

9

Определение методов исследования

1

10

Планирование исследования

Распределение ролей при работе в команде

1

11

Виды литературных источников информации

Библиографическое описание

1

12

Виды фиксирования и обобщения информации

1

2

2 модуль“Поиск истины.

От замысла к открытию”.

9

Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.

Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Поиск и выделение необходимой информации.


13

Творческая личность. Качества творческой личности.

1

14

Азбука лидерства

1

15

Эксперимент и исследование.

1

16

Общая методология выполнения исследовательских работ.

1

17

Планирование, выбор методов эксперимента,

1

18

Подтверждение гипотезы, анализ данных.

1

19

Ведение дневника

1

20

Оформление работы и подготовка приложений

1

21

Рекомендации по размещению иллюстраций в работе

1

3

3 модуль

Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”

26

Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).

Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности

Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством.

Адекватная мотивация внеучебной деятельности,

учебные и познаватель-

ные мотивы,

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

установление причинно-следственных связей.


22

Практика презентации исследовательской работы

1

23

Успех презентации – залог признания и путь к номинации!

1

24

Индивидуальные консультации

1

25

Основные подходы к составлению защитной речи.

1

26

Стендовый доклад.

1

27

Тезисы и рецензия – это тоже важно!

Основные правила написания.

1

28

Предварительная презентация проекта и исследования.

1

29

Индивидуальные консультации

1

30

Критерии оценки научных работ.

1

31

Экспертиза.

1

32

Индивидуальные консультации

1

33

Публичное предъявление и защита работа

1

34-35

Учимся рефлексировать!

Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния.

2


Итого

35


Описание учебно-методическое и материально-технического обеспечения.

  1. Образовательная программа «Дистанционная школа «Юный исследователь» КДПиШ, г.Красноярск, 2008г.

  2. Программа элективного курса «Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся» Элективный курс для 9-х классов http://webshaman.msk.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=232&Itemid=76

  3. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Постников А.С., Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей //Справочник заместителя директора школы. 2008. № 11. стр. 62-69

  4. Ивочкина Т., Ливерц И., Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2000. №3. С. 136-138.

  5. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1.– М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

  6. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. –

  7. 528с.: ил.

  8. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.:

  9. Просвещение, 1994. – 218с.

  10. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.

  11. Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.

  12. Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.

  13. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;

  14. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год

Комплекты печатных демонстрационных пособий:

(таблицы).

  • Царства живых организмов

  • Среды обитания организмов

  • Устройство светового микроскопа

  • Строение растительной клетки кожицы лука

  • Виды тканей

  • Строение бактериальной клетки

  • Строение шляпочных грибов

  • Виды грибов

  • Съедобные и ядовитые грибы

  • Плесневый гриб Мукор, Пеницилл, дрожжи

  • Грибы – паразиты

  • Одноклеточные зеленые водоросли

  • Многоклеточные водоросли

  • Лишайники

  • Зеленый мох Кукшкин лен, сфагнум

  • Плауны, хвощи, папоротники

  • Сосна обыкновенная

  • Многообразие хвойных деревьев

  • Цветковые растения, ЖФР

  • Комплект таблиц « Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.

  • Комплект таблиц « Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»

Натуральные объекты: Гербарии ( Основные группы растений, Растительные сообщества ), Приготовленные и живые объекты исследований – гриб мукор, бактерия- картофельная палочка, шляпочный гриб шампиньон или вешенка, хлебные дрожжи, водоросль хламидомонада, папоротник комнатный щитовник, комнатные цветы( кактус, папоротник, фиалка, герань, традисканция, хлорофитум и др.)

Коллекции: Голосеменные растения , Семена и плоды, шишки, мхи, хвощи.

Комплекты микропрепаратов – ткани, клетки , одноклеточные водоросли,

Наборы муляжей: Плоды, грибы.

Приборы: Лупа ручная, Микроскоп, Посуда и принадлежности для опытов.

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ) .



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа кружка «Юный натуралист»

Автор: Першиков Михаил Сергеевич

Дата: 06.05.2016

Номер свидетельства: 324647

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства