kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка соответствует положениям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС. Планирование разработанно к учебнику биологии 5-6 классы, авторов Т.С. Сухова, В.И. Строганов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс. »


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

муниципального образования Усть-Лабинский район

Краснодарского края





УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета

протокол № 1 от 29.08.2015 года

Председатель педсовета

_____________ Е.М.Филипенко






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по БИОЛОГИИ


Ступень обучения (класс)основное общее образование – 6 класс


Количество часов по программе 34


Уровень базовый


Учитель биологии Мельникова Галина Владимировна













Рабочая программа разработана на основе авторской программы Пономаревой И.Н., В.С. Кучменко,О.А. Корниловой, А.Г Драгомилова, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы:. Программа. – М.: Вентана-Граф, 2013.- 304 с.




2015-2016 учебный год



I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ «Об образовании»;

ФГОС (базовый уровни); Примерной программы по биологии (базовый уровнь); требований к оснащению учебного процесса по биологии; Федеральным перечнем учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012

Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304 с. И обеспечена учебником Т.С. Сухова Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строга­нов. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 176 с.


Цели биологического образования в 6 классе являются:

• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.



II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА БИОЛОГИИ.


Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

•овладение научным подходом к решению различных задач;

•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

— многообразие и эволюция органического мира;

— биологическая природа и социальная сущность человека;

— структурно-уровневая организация живой природы;

— ценностное и экокультурное отношение к природе;

— практико-ориентированная сущность биологических знаний.

III. МЕСТО КУРСА БИОЛОГИИ В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.


Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

В соответствии с учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


IV.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ.


Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих

личностных результатов:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировке в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, направленных на изучения живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • освоение социальных норм и правил поведения, ролей и норм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознания значения семьи в жизни человека и общества; принятия ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • умение организовывать учебное сотрудничества и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенции).


Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретения опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

  • объяснения роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных;

  • овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  • формирование представлений о значении биологических наук и решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  • освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



V. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ.


Раздел 1. ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ.

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы – неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные общества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост, развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких исчезающих видов животных.


Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Изучение органов цветкового растения.

Изучение строения позвоночного животного.

Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

Изучение строения водорослей.

Изучение строения мхов (на местных видах).

Изучение строения папоротника (хвоща).

Изучения строения голосеменных растений.

Изучение строения покрытосеменных растений.

Изучение строения плесневых грибов.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Изучение одноклеточных животных.

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражение.

Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.

Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.

Изучение строения рыб.

Изучение строения птиц.

Изучение строения куриного яйца.

Изучение строения млекопитающих.


Экскурсии.

Разнообразие и роль членистоногих в природе.

Разнообразие птиц и млекопитающих.



Раздел 2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ.


Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждения.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие.

Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребление алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизм их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной системы и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способность и одаренность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.


Лабораторные и практические работы.

Строение клеток и тканей.

Строение и функции спинного и головного мозга.

Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

Микроскопическое строения крови человека и лягушки.

Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.

Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости легких.

Строение и работа органов зрения.


Экскурсия.

Происхождение человека.



Раздел 3. ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.


Отличительные признаки живых организмов.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

Наследственные и ненаследственная изменчивость.

Системы и эволюция органического мира. Вид - основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существования, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организм. Экосистемая организация живой природы. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.


Лабораторные и практические работы.

Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.

Выявление изменчивости у организмов.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).


Экскурсия.

Изучение и описание экосистемы своей местности.

Содержание учебного курса «Биология, 6 класс»

(35 часов, 1-час в неделю. Из них 9 часов - резервное время).


Классификация живых организмов (9 ч)


Разнообразие организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Расселение живых организмов по планете. Границы жизни. Живые организмы разных природных зон, из приспособленность к жизни в определенных условиях. Расселение живых организмов по ярусам.

Система и эволюция органического мира. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Вид – основная систематическая единица. Признаки вида. Понятие о систематике и систематических группах. Принцип объединения организмов в одну систематическую группу. Понятие о виде. Царства живой природы. Место человека в системе живого мира.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Общая характеристика царства. Значение бактерий в природе и жизни человека.

Растения. Многообразие растений, принципы их классификации. Значение растений в природе и жизни человека. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Многообразие видов растений. Общие признаки царства Растения.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные грибы и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Общая характеристика царство Грибы. Одноклеточные и многоклеточные грибы, их роль в природе и жизни человека. Ядовитые и съедобные грибы своей местности. Понятие о лишайниках.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Многообразие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Многообразие видов животных. Разнообразие размеров и способов передвижения. Одноклеточные и многоклеточные животные. Общие признаки царства животные.

Вирусы – неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами, меры их профилактики. Вирусы – неклеточные формы жизни. Отличие вирусов от представителей других царств. Вирусы, поражающие бактерии, растения, животных и человека. Пути передачи вирусных инфекций. Вирус СПИДа. Профилактика заболевания гриппом. Понятие о вирусологии.



Взаимосвязь организмов со средой обитания (9 ч)


Среда – источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Роль человека в биосфере. Понятие о среде обитания. Факторы среды: факторы неживой природы, факторы живой природы, антропогенный фактор. Воздействие человека на окружающую его среду. Экологические факторы. Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Разнообразие организмов. Наземно-воздушная среда, водная среда, почва и живой организм. Разнообразие обитателей разных сред обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к сохранению потомства. Причины гибели организмов.

Экосистемная организация живой природы. Взаимодействие разных видов в экосистеме (хищничество, паразитизм). Значение растений в жизни растений и человека. Приспособленность живых организмов к неблагоприятным условиям среды. Взаимоотношения между живыми организмами. Роль отношений «хищник - жертва» и «паразит - хозяин» в регуляции численности организмов. Роль растений в жизни животных и человека.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным условиям обитания. Вода – первая среда обитания живых организмов на Земле. Характерные особенности водной среды. Приспособленность организмов к обитанию в воде (планктон, активно плавающие организмы).

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления к различным средам обитания. Важнейшие экологические факторы для наземных организмов: свет, температура, влажность. Теневыносливые и светолюбивые растения. Свет в жизни наземных животных. Морозостойкие и теплолюбивые организмы. Приспособленность организмов к получению и сохранению влаги.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Особенности почвы как среды обитания. Обитатели почвы - представители разных царств живой природы. Постоянные «жильцы» и «квартиранты». Взаимосвязь обитателей почвы: растений, животных, грибов, бактерий.

Полезные для организма обитатели. Взаимоотношения «паразит- хозяин». Примеры паразитов – представителей разных царств живой природы. Особенности строения и жизнедеятельности паразитов. Роль организма-хозяина в жизни паразитических организмов. Источники возможного заражения паразитами .


Экскурсия: «Живые организмы зимой»


Природное сообщество. Экосистема (5 ч)


Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Пищевые связи в экосистеме. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Понятие о растительном сообществе. Взаимосвязи растений, животных, грибов и бактерий в природном сообществе, или биоценозе. Пищевые цепи – цепи передачи веществ и энергии.

Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Характер взаимоотношений живых организмов в природном сообществе: взаимовыгодные отношения, отношения «хозяин - паразит», «хищник - жертва», конкуренция.

Экосистемная организация живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Круговорот веществ и превращение энергии. Система как целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Влияние факторов неживой природы на живые организмы природного сообщества. Понятие об экосистеме. Экспериментальные доказательства роль растений в экосистеме. Участие живых организмов в круговороте веществ. Единство природы.

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Отличие человека от животных (речь, труд, мышление). Человек – биологическое существо. Потребность человека в воде, пищи, воздухе, энергии. Зависимость состояния здоровья от качества окружающей среды. Проблема охраны окружающей среды.

Экскурсия «Живые организмы весной», «Красота и гармония в природе».



Биосфера – глобальная экосистема (2 ч)


Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Понятие о биосфере. В. И. Вернадский – создатель учения о биосфере. Влияние человека на биосфере в разные этапы развития человечества. Примеры строительного воздействия человека на биосферу. Проблема охраны окружающей среды. Охраняемые территории. Новые безотходные технологии, поиск энергии и др.

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Роль биологических наук в сохранении многообразия живых организмов и условий, необходимых для жизни на Земле. Понятие о биологии как комплексной науки. Участие физиков, химиков, архитекторов и др. в изучении строения и жизнедеятельности организмов.



Повторение (1 ч)

Итоговая контрольная работа (1 ч)

Задание на лето (1 ч)

Резервное время (9 ч)

Лабораторные работы.


№ рабо­ты

Название работы

Оборудование и объекты исследования

№ параграфа с описанием работы

1

Рассмотрение простейших под микроскопом

1.Школьный микроскоп

2.Готовые микропрепараты амёбы и инфузории-туфельки (или настой с живыми инфузориями)

35

Опыты, выполняемые в домашних условиях.


Название опыта

Оборудование

№ параграфа

1

Проращивание семян

  1. Три банки:

а) с водой;

б) с влажной бумагой или тряпочкой;

в) сухая

  1. Семена растений (6-8 штук)

40








ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (6 класс)



Содержание разделов

примерной программы

Основное содержание

по темам рабочей программы

Характеристика основных видов

деятельности обучающегося

1

2

3

Раздел 2. Многообразие живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания

Тема 4. Классификация живых организмов (9ч)

Разнообразие живых организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания

Многообразие живого мира

Расселение живых организмов по планете. Границы жизни. Живые организмы разных природных зон, из приспособленность к жизни в определенных условиях. Расселение живых организмов по ярусам.

Применять ранее полученные знания об условиях, необходимых для жизни, в новой ситуации.

Использовать ресурсы Интернета для поиска примеров приспособленности живых организмов к условиям разных природных зон.

Высказывать предположения, обосновывать свои доводы, касающиеся неравномерного расселения организмов по планете, по природным зонам и по ярусам

Система и эволюция органического мира. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Вид – основная систематическая единица. Признаки вида.


Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов)

Понятие о систематике и систематических группах. Принцип объединения организмов в одну систематическую группу. Понятие о виде. Царства живой природы. Место человека в системе живого мира

Объяснять значение понятий: «систематика», «вид», «царство».

Называть царства живой природы.

Выделять общие признаки организмов, объединенных в родственную группу

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Царство Бактерии

Общая характеристика царства. Значение бактерий в природе и жизни человека.


Практическая работа

«Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров»


Называть признаки царства Бактерии.

Приводить примеры полезных для человека бактерий и бактерий-паразитов.

Использовать знания о бактериях в повседневной жизни.

Объяснять необходимость соблюдения санитарных правил в школе и дома

Растения. Многообразие растений, принципы их классификации. Значение растений в природе и жизни человека. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Царство Растения

Многообразие видов растений. Общие признаки царства Растения.


Практическая работа

«Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке»

Выявлять общие признаки представителей царства растения, использовать результаты собственных исследований в ходе лабораторных работ № 2 (§ 8) и № 3 (§ 9).

Объяснять отличие опыта от наблюдения.

Описывать опыты и наблюдения, проведенные с растениями в 5 классе самостоятельно.

Оценивать ответы одноклассников, объясняющих цель, ход и результаты проведенных ими опытов с растениями.

Использовать знания о растительном мире, приобретённых в 5 классе.

Называть представителей растений

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные грибы и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Царство Грибы

Общая характеристика царство Грибы. Одноклеточные и многоклеточные грибы, их роль в природе и жизни человека. Ядовитые и съедобные грибы своей местности. Понятие о лишайниках

Выделять общие признаки представителей царства Грибы.

Дополнять предложенное в тексте описание грибов, используя собственное исследования в ходе лабораторной работы № 3 (§ 9) и проведения опыта по выращиванию плесени на хлебе (§ 11).

Приводить примеры разных способов добывания грибами готовых органических веществ.

Характеризовать ядовитые и съедобные грибы своей местности

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Многообразие животных. Роль животных в природе и жизни человека

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Царство Животные

Многообразие видов животных. Разнообразие размеров и способов передвижения. Одноклеточные и многоклеточные животные. Общие признаки царства животные.


Одноклеточные животные под микроскопом

Лабораторная работа № 6

«Рассмотрение простейших под микроскопом»

Выявить существенные признаки представителей царства.

Преобразовывать информацию, полеченную из рисунка, в устную речь.

Дополнять текст, вписывая в него недостающую информацию.

Изучение клеток животных на готовых микропрепаратов и их описание.

Соблюдать правила работы с микроскопом.

Фиксировать результаты исследований.

Представлять полученную информацию в виде рисунков.

Проводить сравнение клеток-организмов, делать выводы из проведённого сравнения.

Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием

Вирусы – неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами, меры их профилактики

Царство Вирусы

Вирусы – неклеточные формы жизни. Отличие вирусов от представителей других царств. Вирусы, поражающие бактерии, растения, животных и человека. Пути передачи вирусных инфекций. Вирус СПИДа. Профилактика заболевания гриппом. Понятие о вирусологии

Характеризовать вирусы – неклеточные формы жизни.

Определять понятия «паразит», «вирусология».

Приводить примеры вирусных заболеваний.

Называть пути передачи вирусных инфекций


Подведем итоги. Как можно различить представителей разных царств живой природы?

Называть условия, необходимые для жизни.

Приводить примеры приспособленности организмов к разным условиям обитания.

Выделять и характеризовать крупные систематические группы – царства.

Объяснять значение понятия «систематика», знать принцип объединения живых организмов в одну систематическую группу.

Распределять перечисленные организмы по царствам живой природы.

Называть представителей разных царств живой природы.

Тема 5. Взаимосвязь организмов со средой обитания (9 ч)

Среда – источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Роль человека в биосфере

Среда обитания. Факторы среды

Понятие о среде обитания. Факторы среды: факторы неживой природы, факторы живой природы, антропогенный фактор. Воздействие человека на окружающую его среду. Экологические факторы. Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой

Высказывать предложения, заполняя в таблице пропущенные строки.

Давать определение понятий: «среда обитания», «факторы среды», «экология».

Приводить примеры влияния факторов живой природы на организмы.

Использовать знание основных понятий урока для заполнения таблицы

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Разнообразие организмов


Среды жизни, освоенные обитателями нашей планеты

Наземно-воздушная среда, водная среда, почва и живой организм. Разнообразие обитателей разных сред обитания

Характеризовать разные среды жизни живых организмов.

Приводить примеры организмов, обитающих в разных средах, используя личные наблюдения в природе и ранее полученные знания

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Почему всем хватает места на Земле?

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к сохранению потомства. Причины гибели организмов.


Опыт в домашних условиях

«Проращивание семян»

Высказывать свои предположения о том, почему всем хватает места на Земле.

Назвать причины гибели организмов.

Доказывать экспериментальным путем влияние неблагоприятных факторов на прорастание семян.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Фиксировать результаты исследования.

Формировать личностные качества, необходимые исследователю: внимание, терпение, объективность в оценке результатов своей работы

Экосистемная организация живой природы. Взаимодействие разных видов в экосистеме (хищничество, паразитизм). Значение растений в жизни растений и человека

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?

Приспособленность живых организмов к неблагоприятным условиям среды. Взаимоотношения между живыми организмами. Роль отношений «хищник - жертва» и «паразит - хозяин» в регуляции численности организмов. Роль растений в жизни животных и человека

Закреплять знания о благоприятных и неблагоприятных для жизни условиях, заполняя таблицу.

Решать поисковые задачи, объясняя предложенные в рисунке «загадки природы».

Доказывать значение биологического разнообразия, пользуясь схемой цепи питания.

Конструировать схему, поясняющую зависимость жизни человека от других живых организмов.

Участвовать в разработке проекта «Способы ловли рыбы, наносящие наименьший вред природе» (применительно к условиям своей местности)

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным условиям обитания

Кто живет в воде?

Вода – первая среда обитания живых организмов на Земле. Характерные особенности водной среды. Приспособленность организмов к обитанию в воде (планктон, активно плавающие организмы)

Выявлять черты сходства у представителей разных систематических групп, живущих в водной среде.

Доказывать приспособленность обитателей воды к разным условиям водной среды.

Формировать систему работы с текстом: выделять базовые понятия; находить в тексте ответы на вопросы опережающего характера; использовать текст для заполнения таблицы

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления к различным средам обитания

Обитатели наземно-воздушной среды

Важнейшие экологические факторы для наземных организмов: свет, температура, влажность. Теневыносливые и светолюбивые растения. Свет в жизни наземных животных. Морозостойкие и теплолюбивые организмы. Приспособленность организмов к получению и сохранению влаги

Называть важнейшие экологические факторы, влияющие на наземные организмы.

Приводить примеры приспособленности обитателей наземно-воздушной среды к изменению температуры окружающей среды (на примере своей местности)

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Экскурсия

«Живые организмы зимой»


Практические работы

«Подкармливание птиц зимой»,

«Уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками» (эти работы могут проводится при изучении темы «Жизнедеятельность организма» - см. планирование 5 класса)

Наблюдать способы приспособления живых организмов к зимним условиям. Соблюдать правила поведения в природе

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания

Кто живёт в почве?

Особенности почвы как среды обитания. Обитатели почвы - представители разных царств живой природы. Постоянные «жильцы» и «квартиранты». Взаимосвязь обитателей почвы: растений, животных, грибов, бактерий

Выделять особенности почвы как среды обитания.

Приводить примеры организмов, приспособленных к обитанию в почве.

Называть особенности и жизнедеятельность организмов, позволяющие им жить в условиях, характерных для данной среды

Организм как среда обитания

Полезные для организма обитатели. Взаимоотношения «паразит- хозяин». Примеры паразитов – представителей разных царств живой природы. Особенности строения и жизнедеятельности паразитов. Роль организма-хозяина в жизни паразитических организмов. Источники возможного заражения паразитами

Называть полезных обитателей живого организма. Определять понятие «паразит».

Выделять характерные признаки паразитов, используя полученные ранее знания об организмах-паразитах разных царств живой природы.

Фиксировать в тетради информацию об источниках заражения человека паразитами, необходимую в повседневной жизни

Подведем итоги. Какие среды жизни освоили обитатели нашей планеты?

Определять понятие «среда обитания».

Называть среды обитания и приводить примеры обитателей этих сред.

Приводить доказательства влияния факторов природы на сезонные изменения в жизни растений и животных (с привлечением материалов отчёта об экскурсии в природу).

Применять знания о влиянии света, температуры и влажности на живые организмы при уходе за комнатными растениями и обитателями аквариума

Тема 6. Природное сообщество. Экосистема (5 ч)

Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Пищевые связи в экосистеме. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Что такое природное сообщество?

Понятие о растительном сообществе. Взаимосвязи растений, животных, грибов и бактерий в природном сообществе, или биоценозе. Пищевые цепи – цепи передачи веществ и энергии.


Экскурсия

«Живые организмы весной»

Определять понятия: «растительное сообщество», «природное сообщество» (или «биоценоз»), «пищевая цепь».

Использовать раннее изученный материал о средах обитания для характеристики природного сообщества.

Составлять схемы пищевых связей в одном из природных сообществ своей местности.

Излагать своё отношение к природе родного края в виде сочинения, короткого рассказа.

Соблюдать правила поведения в природе.

Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)

Как живут организмы в природном сообществе?

Характер взаимоотношений живых организмов в природном сообществе: взаимовыгодные отношения, отношения «хозяин - паразит», «хищник - жертва», конкуренция

Проводить самоконтроль, проверяя знание понятий «хищник», «паразит».

Приводить примеры взаимовыгодных отношений гриба и дерева, используя личные наблюдения в природе.

Приводить примеры полезных, вредных и нейтральных взаимоотношений организмов

Экосистемная организация живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Круговорот веществ и превращение энергии

Что такое экосистема?

Система как целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Влияние факторов неживой природы на живые организмы природного сообщества. Понятие об экосистеме. Экспериментальные доказательства роль растений в экосистеме. Участие живых организмов в круговороте веществ. Единство природы

Оценивать роль растений на Земле.

Анализировать результаты опытов Дж. Пристли и демонстрационного опыта «Выделение кислорода листьями на свету».

Определять понятия «круговорот веществ», «экосистема».

Формировать систему в работе, используя предложенный раннее алгоритм описания проводимого эксперимента.

Формировать мировоззренческие позиции о единстве живого и неживого, о природе как ежином целом

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Человек – часть живой природы

Отличие человека от животных (речь, труд, мышление). Человек – биологическое существо. Потребность человека в воде, пищи, воздухе, энергии. Зависимость состояния здоровья от качества окружающей среды. Проблема охраны окружающей среды.


Экскурсия

«Красота и гармония в природе»


Практическая работа

«Наблюдение за расходом электроэнергии в школе и в семье»

Называть свойства человека как живого организма.

Выделять признаки отличия человека от животных.

Выявлять факторы отрицательно влияющие на здоровье человека.

Участвовать в разработке проекта по улучшению экологической обстановки в своей местности.

Соблюдать правила поведения в природе.

Оценивать расход электроэнергии


Подведём итоги. Существует ли взаимосвязь живых организмов и окружающей среды?

Определять понятия: «растительное сообщество, «природное сообщество», «экосистема».

Объяснять космическую роль растений на Земле.

Проверять свое умения пользоваться алгоритмом описания опыта, отрабатываемые в течении года.

Доказывать, что аквариум - модель экосистемы.

Делать практические выводы о правилах содержания аквариума как экологической системы.

Приводить примеры изменений в окружающей среде своей местности

Тема 7. Биосфера – глобальная экосистема (2 ч)

Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах

Влияние человека на биосферу

Понятие о биосфере. В. И. Вернадский – создатель учения о биосфере. Влияние человека на биосфере в разные этапы развития человечества. Примеры строительного воздействия человека на биосферу. Проблема охраны окружающей среды. Охраняемые территории. Новые безотходные технологии, поиск энергии и др.

Определять понятия: «система», «экосистема», «биосфера».

Приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, в том числе в своей местности.

Анализировать результаты практических работ по наблюдению за расходом воды и электроэнергии в школе и дома.

Оценивать проведения своей исследовательской работы и работы одноклассников

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей

Всё ли мы узнали о жизни на Земле?

Роль биологических наук в сохранении многообразия живых организмов и условий, необходимых для жизни на Земле. Понятие о биологии как комплексной науки. Участие физиков, химиков, архитекторов и др. в изучении строения и жизнедеятельности организмов.





Приводить доказательства единства живой и неживой природы.

Называть свойства живого, используя личный опыт исследований объектов живой природы в ходе лабораторных, практических работ и опытов, проведенных самостоятельно в домашних условиях.

Оценивать результаты своей исследовательской работы и работы одноклассников.


Итоговый контроль

Обсуждение основных понятий курса:

  • доказательства единства живой и неживой природы;

  • системная организация живого: клетка – ткани – органы – единый организм;

  • свойства живых организмов;
    способы размножения, питания, передвижения. Дыхание как процесс получения энергии;

  • Солнце – источник энергии на Земле. Космическая роль растений. Передача вещества и энергии через пищевые цепи. Вода – условие жизни на Земле;

  • роль человека на земле. Проблемы охраны окружающей среды

Обсуждать материалы, собранные в ходе экскурсий в природу.

Находить с помощью аппарата ориентировки рисунки для приведения доказательств.

Давать определения базовых понятий, необходимых для изучения целостного школьного курса биологии


Задания на лето (1 ч)

Обсуждение содержания заданий и формы подготовки отчёта о проделанной работе. Разработка «кодекса поведения» в природе (с учётом местных условий)

Планировать собственную деятельность по изучению природы.

Проводить самостоятельные исследования, фиксировать их результаты.

Воспитывать в себе качества, необходимые исследователю природы: наблюдательность, терпение, настойчивость, объективность в оценке своей работы



VII. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Биология 5-6 классы. Т.С. Сухова, В.И. Строгонов.- М.: Вентана-Граф, 2013г.- 176 с.: ил.

  2. Учебно-методическая газета «Биология»: издательский дом «Первое сентября».

  3. Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока / авт.-сост. В.Н. Ляшенко [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2013. – 189 с.



VIII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ.

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных

учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

В структуре планируемых результатов выделяются:

  • ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;

  • планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.













ОБСУЖДЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании МО зам.директора по УВР

протокол № 1 от 27.08.2015 г. 29.08.2015 г.

руководитель МО ___________ Н. А. Шапран

________________Г. В. Пензиева






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс.

Автор: Мельникова Галина Владимировна

Дата: 21.08.2015

Номер свидетельства: 226203

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства