Рабочая программа факультативного курса « Живой организм ( практикум)»
Рабочая программа факультативного курса « Живой организм ( практикум)»
Согласно действующему базисному плану, рабочая программа для изучения курса «Биология. Живой организм» в 6 классе рассчитана на 34 часа, т.е. 1 час в неделю. Этого недостаточно что бы в полном объём выполнить практическую часть программы. Поэтому в нашем учебном заведении проводится факультативный курс «Живой организм. Практикум», в котором запланировано 16 лабораторных занятий, темы которых дают возможность учащимся более полно изучить материал, а также повысить у них интерес к изучению биологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса « Живой организм ( практикум)» »
Рабочая программа факультативного курса
« Живой организм ( практикум)»
Раздел I
Статус документа.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и направлена на углубленное изучение предмета.
Изучение факультативного курса осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1. Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);
2. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;
3. Программы основного общего образования по биологии для 6 класса
« Биология. Живой организм. » автора Н.И. Сонина.
4. Книги для учителя к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» под редакцией И.Б. Моргунова –М. : Дрофа,2010.- 493с.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения живого организма на ступени общего основного образования, изложенного в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных и практических умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа факультативного курса для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.
Курс называется «Живой организм. ( практикум)», теоретической основой которого служат положения клеточной теории о сходстве химического состава, строения, деления клеток живых организмов, идеи систематики о царствах живой природы и их особенностях, понятия экологии о производителях потребителях и разрушителях органического вещества.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Компетенции», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому практическому занятию соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Особое внимание уделяется познавательной активности воспитанниц, их мотивированнисти к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается все занятия в виде лабораторных и практических работ.
Цели факультативного курса
-ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
-развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
-приобретение знаний важнейших фактов, понятий, законов и теорий, для использования при изучении строения и жизнедеятельности живых организмов;
-развитие умений наблюдать, объяснять и описывать биологические объекты и процессы явлений природы, соблюдать правила техники безопасности при выполнении учебного исследования;
-овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей
Содержание обучения биологии отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются учебно-познавательная, информационная, рефлексивная и ценностно-смысловая, коммуникативная компетенции.
Компетентностный подход определяет следующие особенности содержания образования: оно представлено тремя тематическими блоками («Строение живых организмов», «Жизнедеятельность организмов» и «Организм и среда»), обеспечивающими формирование компетенций.
Они предусматривают знание воспитанницами существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных; видов, экосистем) и процессов( обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, рост и развитие, размножение , транспорт веществ, регуляция жизнедеятельности организма), различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветковых растений , органов и систем органов животных- это обеспечивает развитие учебно-познавательных и рефлексивных компетенций.
Умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения-всё это обеспечивает развитие коммуникативной и информационной компетенций воспитанниц. Из этого следует, что рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых компетенций.
Личностная ориентация учебного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни, реализация установок здорового образа жизни, сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, открывает возможность воспитанницам выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих .
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики, поэтому система занятий сориентирована на формирование личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Место предмета в базисно - учебном плане ФГКОУ «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ». Согласно действующему базисному плану, рабочая программа для факультативного курса предусматривает проведение практических занятий в объёме 17 часа (0,5 часа в неделю)
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 6 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждой воспитанницей знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по проведению лабораторных и практических работ, выполнению правил техники безопасности.
Раздел II.
Учебно-тематический план.
Тема
Часы
Лабораторные работы
Строение и свойства живых организмов
8
Л.р №1-8
Жизнедеятельность организма.
7
Л.р.№ 9-14
Организм и среда
1
Л.р. №15
Итого
16
15
Раздел III.
Содержание тем факультативного курса.
Тема 1. Строение и свойства живых организмов (8ч)
Лабораторная работа №1 «Химический состав семян».
Лабораторная работа № 2 «Изучение свойств некоторых органических веществ».
Лабораторная работа № 3 « Строение клеток живых организмов»
Лабораторная работа № 4 « Растительные ткани».
Лабораторная работа № 5 « Клеточное строение органов растения»
Лабораторная работа № 6 «Ткани животных организмов»
Лабораторная работа № 7 «Развитие побегов из почек»
Лабораторная работа № 8,9 « Видоизменения вегетативных органов».
Тема 2. Жизнедеятельность организма.(7 ч.)
Лабораторная работа № 9 « Действие слюны на крахмал»
Лабораторная работа № 10 «Дыхание растений»
Лабораторная работа № 11 «Дыхание корней»
Лабораторная работа № 12 «Транспорт веществ в растении»
Лабораторная работа № 13 « Состав крови человека и лягушки»
Лабораторная работа № 14 « Опорные структуры.»
Тема 3. Организм и среда. (1ч.)
Лабораторная работа № 15 «Черенкование комнатных растений»
Раздел IV.
Требования к уровню подготовки воспитанниц
В результате изучения факультативного курса
« Живой организм (практикум). »
в 6 классе воспитанницы должны
знать /понимать:
уровни организации жизни: клеточный, тканевый, органный, систем органов, организменный;
особенности жизни как формы существования материи;
строение и функции органов, систем органов растений и животных;
уметь:
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
осуществлять элементарные приемы наблюдений за явлениями в окружающей природе;
владеть алгоритмом эксперимента;
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план проведения наблюдения или эксперимента, делать рисунки;
владеть языком науки.
Раздел V.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Рабочая программа факультативного курса «Живой организм.
( практикум)ориентирована на использование учебника:
- Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений . М: Дрофа, 2009,174 с;
-рабочей тетради : Сонин Н.И.»Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. М: Дрофа, 2011, 80с;
а также методических пособий для учителя:
1)Е.Т. Бровкина, Н.И. Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М: Дрофа, 2010г.