kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультативного курса « Живой организм ( практикум)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Согласно действующему базисному плану, рабочая программа для изучения курса «Биология. Живой организм»  в 6 классе  рассчитана на 34 часа, т.е. 1 час в неделю.  Этого недостаточно что бы в  полном объём  выполнить практическую часть программы. Поэтому в нашем учебном заведении проводится факультативный курс «Живой организм. Практикум», в котором  запланировано  16 лабораторных занятий, темы которых дают возможность учащимся более полно изучить материал, а также повысить у них интерес к  изучению  биологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса « Живой организм ( практикум)» »

Рабочая программа факультативного курса

« Живой организм ( практикум)»

Раздел I

Статус документа.


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и направлена на углубленное изучение предмета.

Изучение факультативного курса осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

1. Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);

2. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

3. Программы основного общего образования по биологии для 6 класса

« Биология. Живой организм. » автора Н.И. Сонина.

4. Книги для учителя к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» под редакцией И.Б. Моргунова –М. : Дрофа,2010.- 493с.

5.    Сборника нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-      М.: Дрофа, 2004.- 174с.


Структура

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения живого организма на ступени общего основного образования, изложенного в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных и практических умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа факультативного курса для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.

Курс называется «Живой организм. ( практикум)», теоретической основой которого служат положения клеточной теории о сходстве химического состава, строения, деления клеток живых организмов, идеи систематики о царствах живой природы и их особенностях, понятия экологии о производителях потребителях и разрушителях органического вещества.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Компетенции», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому практическому занятию соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Особое внимание уделяется познавательной активности воспитанниц, их мотивированнисти к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается все занятия в виде лабораторных и практических работ.


Цели факультативного курса


-ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

-развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно­смысловыми, коммуникативными;


Задачи факультативного курса:

-приобретение знаний важнейших фактов, понятий, законов и теорий, для использования при изучении строения и жизнедеятельности живых организмов;

-развитие умений наблюдать, объяснять и описывать биологические объекты и процессы явлений природы, соблюдать правила техники безопасности при выполнении учебного исследования;

-овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей

Содержание обучения биологии отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются учебно-познавательная, информационная, рефлексивная и ценностно-смысловая, коммуникативная компетенции.

Компетентностный подход определяет следующие особенности содержания образования: оно представлено тремя тематическими блоками («Строение живых организмов», «Жизнедеятельность организмов» и «Организм и среда»), обеспечивающими формирование компетенций.

Они предусматривают знание воспитанницами существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных; видов, экосистем) и процессов( обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, рост и развитие, размножение , транспорт веществ, регуляция жизнедеятельности организма), различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветковых растений , органов и систем органов животных- это обеспечивает развитие учебно-познавательных и рефлексивных компетенций.

Умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения-всё это обеспечивает развитие коммуникативной и информационной компетенций воспитанниц. Из этого следует, что рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых компетенций.

Личностная ориентация учебного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни, реализация установок здорового образа жизни, сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, открывает возможность воспитанницам выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих .

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики, поэтому система занятий сориентирована на формирование личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Место предмета в базисно - учебном плане ФГКОУ «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ». Согласно действующему базисному плану, рабочая программа для факультативного курса предусматривает проведение практических занятий в объёме 17 часа (0,5 часа в неделю)




Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 6 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждой воспитанницей знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по проведению лабораторных и практических работ, выполнению правил техники безопасности.





Раздел II.

Учебно-тематический план.

Тема

Часы

Лабораторные работы

Строение и свойства живых организмов

8

Л.р №1-8

Жизнедеятельность организма.

7

Л.р.№ 9-14

Организм и среда

1


Л.р. №15

Итого

16

15




Раздел III.

Содержание тем факультативного курса.


Тема 1. Строение и свойства живых организмов (8ч)

Лабораторная работа №1 «Химический состав семян».

Лабораторная работа № 2 «Изучение свойств некоторых органических веществ».

Лабораторная работа № 3 « Строение клеток живых организмов»

Лабораторная работа № 4 « Растительные ткани».

Лабораторная работа № 5 « Клеточное строение органов растения»

Лабораторная работа № 6 «Ткани животных организмов»

Лабораторная работа № 7 «Развитие побегов из почек»

Лабораторная работа № 8,9 « Видоизменения вегетативных органов».

Тема 2. Жизнедеятельность организма.(7 ч.)

Лабораторная работа № 9 « Действие слюны на крахмал»

Лабораторная работа № 10 «Дыхание растений»

Лабораторная работа № 11 «Дыхание корней»

Лабораторная работа № 12 «Транспорт веществ в растении»

Лабораторная работа № 13 « Состав крови человека и лягушки»

Лабораторная работа № 14 « Опорные структуры.»

Тема 3. Организм и среда. (1ч.)

Лабораторная работа № 15 «Черенкование комнатных растений»





Раздел IV.

Требования к уровню подготовки воспитанниц

В результате изучения факультативного курса

« Живой организм (практикум). »

в 6 классе воспитанницы должны

знать /понимать:

  • уровни организации жизни: клеточный, тканевый, органный, систем органов, организменный;

  • особенности жизни как формы существования материи;

  • строение и функции органов, систем органов растений и животных;

уметь:

  • работать с микроскопом и изготовлять простей­шие препараты для микроскопических исследова­ний;

  • осуществлять элементарные приемы наблюдений за явлениями в окружающей природе;

  • владеть алгоритмом эксперимента;

  • работать с учебной и научно-популярной лите­ратурой, составлять план проведения наблюдения или эксперимента, делать рисунки;

  • владеть языком науки.




Раздел V.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Рабочая программа факультативного курса «Живой организм.

( практикум)ориентирована на использование учебника:

- Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений . М: Дрофа, 2009,174 с;

-рабочей тетради : Сонин Н.И.»Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. М: Дрофа, 2011, 80с;

а также методических пособий для учителя:

1)Е.Т. Бровкина, Н.И. Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М: Дрофа, 2010г.

2)Программа для общеобразовательных учреждений. Прородоведение.5 класс. Биология. 6-11 классы. - М: Дрофа, 2012-138с;

3)Сборник нормативных документов. Биология / Сост.Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. М: Дрофа, 2006.

4)Книга для учителя к учебнику Н.И. Сонина «биология. Живой организм» . Составитель И.Б. Морзунова. М: Дрофа, 2010,493 с;

для воспитанниц:

1)рабочей тетради : Сонин Н.И.»Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. М: Дрофа, 2011, 80с;

2)Большой Российский энциклопедический словарь. -М: Большая Российская энциклопедия, 2003.

3)Многообразие живой природы. Животные./ авт.-сост. В.И.Сивоглазов. –М: Дрофа,2008.

4)Лабораторный практикум.Биология 6-11 класс( учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр,2004


Преподаватель биологии Н.А. Сергеева.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа факультативного курса « Живой организм ( практикум)»

Автор: Сергеева Наталья Андреевна

Дата: 04.09.2015

Номер свидетельства: 228585


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства