kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа 8 класс программа И.Н.Пономаревой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей, части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и другие.В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 8 класс программа И.Н.Пономаревой »

Ростовская область Орловский район пос. Орловский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа № 3


«Утверждаю»

Директор МБОУ ОСОШ № 3

__________ М.М. Кушнарева

Приказ от _____________ № ______








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по _____________биологии___________

Уровень общего образования (класс) основное общее, 8абв

Количество часов в неделю__2__, по программе __68_____, за год_69

Учебный год __2014-2015__________________

Учитель ___ Пустоварова Светлана Викторовна­­­­_____


Программа разработана на основе авторской программы


И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-граф, 2010.

















1.Раздел «Пояснительная записка»



Рабочая программа по биологии является авторской адаптированной и составлена на основе следующих нормативных и учебно-методических документов


1. Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании".

2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии.

6. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2014-2015 учебный год утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года.

7. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

8. Областной закон «Об образовании в Ростовской области».

9. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.



Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.



2.Раздел «Общая характеристика учебного предмета»

Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей, части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и другие.В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.

3.Раздел «Место учебного предмета «Биология » в учебном плане»

В соответствие с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312. в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ ОСОШ № 3 на изучение предмета «Биология» в 8 классе выделено 2 часа в неделю в инвариантной части, 70 часов в за год . Фактическое количество часов в соответствие с годовым календарным графиком МБОУ ОСОШ № 3 на 2014-2015 учебный год составило 69часов . Темы изучаются в следующей последовательности


Наименование тем

Число часов

Общий обзор организма человека.

5

Опорно-двигательная система

8

Кровь и кровобращение.

9

Дыхательная система.

6

Пищеварительная система

7

Обмен веществ и энергии

3

Мочевыделительная система

2

Кожа

3

Эндокринная и нервная системы

8

Органы чувств.Анализаторы

5

Поведение и психика

8

Индивидуальное развитие организма

5


Итого:

69


Кол-во часов - 69

Формы контроля

Четверть

К-во час. в неделю

Всего часов


К/р

Л.р

Пр р

По плану

Факт.

По плану

Факт.

По плану

Факт.

По плану

Факт.

1

2

18


1


4


5


2

2

14


1


3


8


3

2

20


2


0


4


4

2

17


1


0


6




4. Раздел «Содержание учебного предмета «Биология »

Структура курса


Наименование тем

Число часов

Введение.Общий обзор организма человека.

5

Опорно-двигательная система

8

Кровь и кровобращение.

9

Дыхательная система.

6

Пищеварительная система

7

Обмен веществ и энергии

3

Мочевыделительная система

2

Кожа

3

Эндокринная и нервная системы

8

Органы чувств.Анализаторы

5

Поведение и психика

8

Индивидуальное развитие организма

5


Итого:

69


Характеристика основных тем


1. Введение Общий обзор организма человека (5 ч.)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.

Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных.

Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.

Клетка и её строение. Органоиды клетки.

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, рост, развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости.

Основные ткани животных и человека, их разновидности.

Строение нейрона. Процессы возбуждения и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Органы, системы органов, организм.

Лабораторные работы:

  1. Просмотр под микроскопом эпителиальных,соединительных и мышечных тканей.

Практическая работа.

1. Получение мигательного рефлекса и его торможения.




Тема 2. Опорно-двигательная система. (8часов)


Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.

Лабораторные работы:

2. Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости

3. Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани

Практическая работа.

  1. Роль плечевого сустава в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти

  2. Утомление при статической и динамической работе.

  3. Определение нарушений осанки и плоскостопия.


Тема 3. Кровь и кровообращение. (9 часов)


Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав:

плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации: торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра и фонендоскопа) и способов их использования.


Лабораторная работа.

4.Сравнение крови человека с кровью лягушки.


Практические работы.

  1. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение.

  2. Опыты, выясняющие природу пульса.

  3. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

  4. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба.

  5. Повышение плотности мышц после работы

Тема 4. Дыхательная система. (6 часов)


Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути.

Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы.

Легкие. Пристеночная и легочная плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях.

Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Лабораторные работы:

5.Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

6.Изготовление самодельной модели Дондерса.

Практические работы:

10.Измерение обхвата грудной клетки.

11.Определение запыленности воздуха в зимних условиях.


Тема 5. Пищеварительная система. (7 часов)


Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения.

Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.

Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.

Лабораторная работа:

7.Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки

Практическая работа:

12. Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка.

13. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.



Тема 6. Обмен веществ и энергии. Витамины. (3 часа)


Превращение белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины.

Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота», В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.


Практическая работа.

14.Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.


Тема 7. Мочевыделительная система. (2 часа)

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме.

Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.


Тема 8. Кожа. (3 часа)


Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи.

Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции.

Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Практические работы:

15.Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.


Тема 9. Эндокринная и нервная система. (8 часов)


Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с геперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.

Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции.

Аналитико-симпатическая функция коры больших полушарий.

Практические работы.

16.Выяснение действия прямых и обратных связей.

17.Выяснение вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.


Тема 10. Органы чувств. Анализаторы. (5 часов)


Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.

Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковосприниющий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Практические работы.

18.Выявление функции зрачка и хрусталика, обнаружение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении

19.Определение выносливости вестибулярного аппарата.

20. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек.


Тема 11. Поведение и психика. (7 часов)


Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление.

Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действии.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.

Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.

Практические работы.

21.Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки.

22.Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения. Влияние речевых инструкций на восприятие

23.Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияния активной работы с объектом на устойчивость внимания.



Тема 12. Индивидуальное развитие человека. (6часов)


Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль

наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.


Перечень лабораторных работ

составлен на основании авторской программы . Данные лабораторные работы являются обучающими элементами урока и оцениваются выборочно.


Название

Лабораторная работа №1 «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей. »

Лабораторная работа №2 «Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости»

Лабораторная работа №3«Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани».

Лабораторная работа №4 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

Лабораторная работа №5 Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

Лабораторная работа №6 «Изготовление самодельной модели Дондерса»

Лабораторная работа №7 «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки»



Перечень практических работ

составлен на основании авторской программы . Данные практические работы являются обучающими элементами урока и оцениваются выборочно.


Название

Практическая работа № 1 Получение мигательного рефлекса и его торможения.

Практическая работа № 2 Роль плечевого сустава в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти

Практическая работа № 3 Утомление при статической и динамической работе.

Практическая работа № 4 Определение нарушений осанки и плоскостопия.

Практическая работа № 5 Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение.

Практическая работа № 6 Опыты, выясняющие природу пульса.

Практическая работа № 7 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Практическая работа № 8 Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба.

Практическая работа № 9 Повышение плотности мышц после работы

Практическая работа № 10 Измерение обхвата грудной клетки.

Практическая работа № 11 Определение запыленности воздуха в зимних условиях.

Практическая работа № 12 Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка.

Практическая работа № 13 Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.

Практическая работа № 14 Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

Практическая работа № 15 Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.

Практическая работа № 16 Выяснение действия прямых и обратных связей.

Практическая работа № 17 Выяснение вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.

Практическая работа № 18 Выявление функции зрачка и хрусталика, обнаружение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении

Практическая работа № 19 Определение выносливости вестибулярного аппарата.

Практическая работа № 20 Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек.

Практическая работа № 21 Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки.

Практическая работа № 22 Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения. Влияние речевых инструкций на восприятие

Практическая работа № 23 Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияния активной работы с объектом на устойчивость внимания.



8. Перечень проверочных работ по модулям


Наименование тем

Вид контроля

Общий обзор организма человека.

Опорно-двигательная система

Контрольная работа № 1


Кровь и кровообращение. Дыхательная система.

Контрольная работа № 2

Пищеварительная система

Обмен веществ и энергии

Мочевыделительная система

Кожа

Контрольная работа № 3


Эндокринная и нервная системы

Контрольная работа № 4


Органы чувств.Анализаторы

Поведение и психика

Контрольная работа № 5









5.Раздел «Календарно-тематическое планирование»


Календарно-тематическое планирование по биологии , 8 класс


дата

Наименование разделов и тем


кр

лр

пр

1 четверть -18 часов

Тема 1. Введение . Общий обзор организма человека – 5 часов

3.09

Введение Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека




5.09

Структура тела. Место человека в живой природе.




10.09

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.





12.09

Ткани.

Лабораторная работа №1 «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей. »


№1



17.09

Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции.

Практическая работа № 1 Получение мигательного рефлекса и его торможения.



№1



Тема2.Опорно-двигательная система – 8 часов


19.09

Скелет. Строение и состав костей. Соединение костей.

Лабораторная работа №2 «Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости»


№2



24.09

Скелет головы и туловища.




26.09

Скелет конечностей. Первая помощь при травмах: растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.

Практическая работа № 2 Роль плечевого сустава в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти



№2

1.10

Мышцы. Лабораторная работа №3«Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани».


№3


3.10

Работа мышц. Практическая работа № 3 Утомление при статической и динамической работе.



№ 3

8.10

Нарушения осанки и плоскостопие. Практическая работа № 4 Определение нарушений осанки и плоскостопия.



№4


10.10

Развитие опорно-двигательной системы




15.10

Контрольная работа № 1 «Опорно-двигательная система»



№1





Тема 3: Кровь и кровобращение.- 9ч


17.10

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа №4 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»


№4


22.10

Иммунитет.




24.10

Тканевая совместимость и переливание крови.




29.10

Строение и работа сердца.




31.10

Движение лимфы.

Практическая работа № 5 Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение.



№5

2 четверть -14 часов

12.11

Движение крови по сосудам.

Практическая работа № 6 Опыты, выясняющие природу пульса. Практическая работа № 7 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.



№6,

7

14.11

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.




19.11

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

Практическая работа № 8 Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба.

Практическая работа № 9 Повышение плотности мышц после работы



№8

9

21.11

Первая помощь при кровотечениях





Тема: Дыхательная система -6 ч

26.11

Значение дыхания. Органы дыхания.




28.11

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Лабораторная работа №5 Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха



№5


3.12

Дыхательные движения Лабораторная работа №6 «Изготовление самодельной модели Дондерса»


№6


5.12

Регуляция дыхания.

Практическая работа № 10 Измерение обхвата грудной клетки.



№10

10.12

Болезни органов дыхания . Первая помощь при поражении органов дыхания.

Практическая работа № 11 Определение запыленности воздуха в зимних условиях.



№11

12.12

Контрольная работа № 2 «Кровеносная система. Дыхательная система»


№2




Тема:Пищеварительная система-7ч

17.12

Значение пищи и ее состав




19.12

Органы пищеварения.

Практическая работа № 12 Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка.



№12

24.12

Зубы Практическая работа № 13 Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.



№13

26.12

Пищеварение в ротовой полости и желудке. Лабораторная работа №7 «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки»


№7


3 четверть -20 часов

14.01

Пищеварение в кишечнике.




16.01

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.




21.01

Заболевания органов пищеварения.





Тема:Обмен веществ и энергии-3ч


23.01

Обменные процессы в организме.




28.01.

Нормы питания.

Практическая работа № 14 Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.



№14

30.01

Витамины.





Тема: Мочевыделительная система -2 ч

4.02

Строение и функции почек




6.02

Предупреждение заболевания почек. Питьевой режим.




Тема: Кожа - 3 ч

11.02

Значение кожи и ее строение.




13.02

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи Практическая работа № 15 Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.



№15

18.02

Контрольная работа № 3 «Пищеварительная система .Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа»


3



Тема: Эндокринная и нервная система-8 ч

20.02

Железы внутренней и смешанной секреции.




25.02

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.




27.02

Значение, строение и функции нервной системы.

Практическая работа № 16 Выяснение действия прямых и обратных связей.



№16

4.03

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

Практическая работа № 17 Выяснение вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.



№17

6.03

Нейрогуморальная регуляция.




11.03

Спинной мозг.




13.03

Головной мозг: строение и функции.





18.03

Контрольная работа № 4 «Эндокринная и нервная система»



4



Тема: Органы чувств.Анализаторы-5 ч

20.03

Как действуют органы чувств и анализаторы.




4 четверть -17 часов

1.04

Орган зрения и зрительный анализатор

Практическая работа № 18 Выявление функции зрачка и хрусталика, обнаружение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении



№18


3.04

Заболевания и повреждения глаз.




8.04

Органы слуха и равновесия

Практическая работа № 19 Определение выносливости вестибулярного аппарата.



№19

10.04

Органы осязания, обоняния, вкуса

Практическая работа № 20 Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек.



№20

Тема: Поведение и психика-8 ч

15.04

Врожденные и приобретенные формы поведения.





17.04

Закономерности работы головного мозга.




22.04

Биологические ритмы. Сон и его значение.




24.04

Особенности высшей нервной деятельности человека. Практическая работа № 21 Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки.



№21

29.04

Воля и эмоции. Внимание

Практическая работа № 22 Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения. Влияние речевых инструкций на восприятие

Практическая работа № 23 Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияния активной работы с объектом на устойчивость внимания.



№22

23

6.05

Работоспособность. Режим дня.




8.05

Обобщение по теме «Органы чувств. Анализаторы. Поведение и психика »




13.05

Контрольная работа № 5«Органы чувств. Анализаторы. Поведение и психика »

№5




Тема: Индивидуальное развиие организма- 5 ч

15.05

Половая система человека.




20.05

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.




22.05

Внутриутробное развитие организма.




27.05

О вреде наркогенных веществ.




29.5

Психологические особенности личности.







6. Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»


Учебно-методический комплекс


Автор

Название учебника, класс

Год издания

Издательство

№ в Перечне

А.Г.Драгомилов,Р.Д.Маш

Биология. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений

2011

Вентана -Граф

459

Печатные пособия (и т. д.)

А.Г.Драгомилов,Р.Д.Маш. Биология. 8 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2013.


Сухова Т.С., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы.- М.: Вентана – Граф, 2010.¬¬176 с.


Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8 класс / Сост. Н.А. Артемьева. М.: Вако, 2010.-112 с.


Биология. 1С: Репетитор - СD диск

Биология. 8-11 классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Тематические тесты, тренировочные задания : учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Легион, 2013. – 298с.

Биология. 9-й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Базовый, повышенный и высокий уровни. Новые задания: учебно-методичсеское пособие / А.А. Кириленко, С.И. Колесников. – Изд. 4-е, перераб. и дополн. – Ростов н/Д : Легион, 2013. – 320 с.

www.biodan.narod.ru - Биологический словарь с алфавитным указателем

www.nsu.ru - Биология в вопросах и ответах

www.college.ru - Учебник по биологии он-лайн


7. Раздел «Результаты освоения учебного курса «Биология »


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса


      В результате изучения биологии учащиеся должны

знать/понимать:

сущность биологических процессов:

- обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

Учащиеся должны уметь:

объяснять:

- роль различных организмов в жизни человека; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы:

- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать:

- на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

проводить самостоятельный поиск биологической информации:

- находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, животными, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.






Критерии оценки уровня достижений обучающихся по предмету.


Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.




Оценка выполнения практических (лабораторных) работ


Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.






































ПРИНЯТО

Протокол заседания

педагогического совета

МБОУ ОСОШ № 3

от « » августа 201__ года

№ ______


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________И.А. Емельяненко

подпись

____________ 201__ года

Дата


























Внесение изменений в рабочую программу в течение учебного года

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа 8 класс программа И.Н.Пономаревой

Автор: Пустоварова Светлана Викторовна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187577


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства