Просмотр содержимого документа
«Программа социально-педагогической направленности "Мир вокруг нас"»
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 29
Рассмотрено
на заседании
Методического совета
«______ » августа 2021 г.
Утверждаю
Директор
_______________
«______ » августа 2021 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально – педагогической направленности
«Мир вокруг нас»
для детей 14-15 лет
Срок реализации: 2020-2021 учебный год
Автор-составитель:
учитель биологии
Блохина Валентина Александровна
г. Рыбинск, 2021
Структура ДООП
№
Раздел
Страница
РАЗДЕЛ 1
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Цель и задачи программы
4
1.3.
Содержание программы
4
1.4.
Планируемые результаты
7
РАЗДЕЛ 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.
Календарный учебный график
7
2.2.
Условия реализации программы
7
2.3.
Формы аттестации
8
2.4.
Оценочные материалы
8
РАЗДЕЛ 3.
Список литературы
9
РАЗДЕЛ 1.
Пояснительная записка.
Программа «Мир вокруг нас» социально-педагогическую направленность. ДООП направлена на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.
В плане личностного развития учащихся программа призвана определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции. Работа объединения строится на принципах добровольности, заинтересованности школьников.
Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения.
Систематическая, целенаправленная работа по реализации данной программы «Мир вокруг нас» с использованием активных видов деятельности и форм занятий поможет воспитать человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.
Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Адресат программы - это учащиеся школ в возрасте 14-15 лет любого пола, разделяющие цели и задачи кружка «Мир вокруг нас».
Объем программы - 34 учебных часа. (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Формы обучения и виды занятий с учащимися: беседы за круглым столом, презентации, деловые игры, практикумы, викторины; коллективные творческие дела; обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Срок освоения программы 1 учебный год 2019-2020.
1.2. Цели и задачи программы:
Цель: создание образовательного пространства, способствующего обогащению внутреннего мира и нравственному саморазвитию личности школьника.
Задачи:
создание условий для развития ценностно-смысловой сферы личности, осознания и принятия ребенком общечеловеческих понятий и базовых национальных ценностей;
обеспечение готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию на основе самопознания и осознания смысла человеческой жизни;
развитие позитивного отношения к жизни, гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, целеустремленности и настойчивости в достижении результатов;
получение ребенком позитивного опыта взаимоотношений с одноклассниками в совместной деятельности, с родителями и другими членами семьи;
формирование коммуникативных навыков, умения вести диалог, воспринимать различные точки зрения партнеров, формулировать и доказывать собственную мысль;
создание условий для пробуждения интереса к самовыражению в доступных видах и формах художественного творчества.
1.3. Содержание программы
Нормы и правила межличностного общения. (5 ч) Человек среди людей. Может ли человек прожить один? Правила культуры общения. Речевая культура. Общение с людьми как искусство. Правила публичного выступления. Правила этикета. Правила поведения в общественных местах. Правила общения со сверстниками, родителями. Уважение к старшим, пожилым людям. Волонтерская акция «Почта добра».
Мы живем среди людей. (6 ч) Мы и наши соседи. Соседи по дому. Правила взаимоотношений с соседями, одноклассниками. Страны-соседи. Государства – соседи России. Россия – многонациональная страна. Традиции разных народов. Россия – многоконфессиональная страна. Религия. Толерантность. Акция «Мы разные, но мы дружим». Коллективный творческий проект «Россия – многонациональная страна».
Права ребенка. (5 ч) Права ребенка. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Конституция Российской Федерации — документы, в которых раскрыты мои права. Викторина «Что я знаю о Конституции». Конкурс рисунков и плакатов «Мои права. Мои обязанности». Устав школы. Устав класса. Права и обязанности школьника. Общество, различные значения этого слова. Человек и общество. Общественные организации, их назначение.
Нравственные ценности и мораль. (5 ч) Нравственные ценности. Нравственные нормы. Главные понятия морали. Совесть. Справедливость. Ответственность. Гуманизм. Жизненные цели. Смысл жизни. Дискуссия «Что значит быть счастливым человеком?». Семейный очаг. История моей семьи. Традиции в моей семье. Фотовыставка «Я и моя семья».
Личность. Саморазвитие и самовоспитание. (5 ч) Личностью не рождаются – личностью становятся. Что значит быть личностью? Исследование особенностей личности. Предпосылки развития личности. Формирование личности. Воспитание в себе положительных черт и борьба с нежелательными чертами личности. Влияние семьи и общества на формирование личности. Понятие «культура». Материальная и духовная культура. Культурные ценности народа.
Выбор позиции. (8ч) Проблемы личности и коллектива. Кто я? Проблема осознания себя среди других людей и своего места, назначения в обществе. Что значит уметь дружить? Дискуссия «Что значит быть интересным человеком?» Мир моих увлечений. Конкурс презентаций «Мои увлечения, хобби, таланты». Мир профессий. Рынок труда. Понятие о востребованных профессиях. Современные профессии и их специфика. Как выбрать профессию. Знакомство с понятиями «резюме», «собеседование». Подведение итогов. Круглый стол «Самая интересная тема».
Календарно - тематический план
Номера занятия
по порядку
№ занятия
в разделе, теме
Тема занятия
Плановые сроки изучения
1
1
Человек среди людей. Может ли человек прожить один? Правила культуры общения.
2
2
Речевая культура. Общение с людьми как искусство.
3
3
Правила публичного выступления.
4
4
Правила этикета. Правила поведения в общественных местах.
5
5
Правила общения со сверстниками, родителями. Уважение к старшим, пожилым людям. Волонтерская акция «Почта добра».
6
1
Мы и наши соседи. Соседи по дому. Правила взаимоотношений с соседями, одноклассниками.
7
2
Страны-соседи. Государства – соседи России.
8
3
Россия – многонациональная страна. Традиции разных народов.
9
4
Россия – многоконфессиональная страна. Религия. Толерантность.
10
5
Акция «Мы разные, но мы дружим».
11
6
Коллективный творческий проект «Россия – многонациональная страна».
12
1
Права ребенка. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка.
13
2
Конституция Российской Федерации — документы, в которых раскрыты мои права. Викторина «Что я знаю о Конституции».
14
3
Конкурс рисунков и плакатов «Мои права. Мои обязанности».
15
4
Устав школы. Устав класса. Права и обязанности школьника
16
5
Общество, различные значения этого слова. Человек и общество. Общественные организации, их назначение.
17
1
Нравственные ценности. Нравственные нормы.
18
2
Главные понятия морали.Совесть. Справедливость. Ответственность. Гуманизм.
19
3
Жизненные цели. Смысл жизни. Дискуссия «Что значит быть счастливым человеком?».
20
4
Семейный очаг. История моей семьи. Традиции в моей семье.
21
5
Фотовыставка «Я и моя семья».
22
1
Личностью не рождаются – личностью становятся. Что значит быть личностью?
23
2
Исследование особенностей личности. Предпосылки развития личности. Формирование личности.
24
3
Воспитание в себе положительных черт и борьба с нежелательными чертами личности. Влияние семьи и общества на формирование личности.
25
4
Понятие «культура». Материальная и духовная культура.
26
5
Культурные ценности народа.
27
1
Проблемы личности и коллектива.
28
2
Кто я? Проблема осознания себя среди других людей и своего места, назначения в обществе.
29
3
Что значит уметь дружить?
30
4
Дискуссия «Что значит быть интересным человеком?»
31
5
Мир моих увлечений. Конкурс презентаций «Мои увлечения, хобби, таланты».
32
6
Мир профессий. Рынок труда. Понятие о востребованных профессиях. Современные профессии и их специфика.
33
7
Как выбрать профессию. Знакомство с понятиями «резюме», собеседование».