kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса «Подготовка к ГИА по биологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Элективный курс «Подготовка к ГИА по биологии» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Подготовка к ГИА по биологии»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» с. Грачевка



Согласовано и рассмотрено на

заседании МО протокол №___ от ________2020г

Руководитель МО ______________


Согласовано и рассмотрено на

Заседании МС протокол №____ от __________ 2020 г


Утверждена приказом директора школы

№_________от_____________г.




Программа элективного курса


«Подготовка к ГИА по биологии 9 класс»













Разработана учителем биологии

МКОУСОШ 1 с. Грачевка

высшей квалификационной категории

Кудрявцевой Ольгой Александровной







2020-2021 учебный год


Пояснительная записка.


В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс «Подготовка к ГИА по биологии» предназначен для учащихся 9 классов.

Курс составлен в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по биологии.

Элективный курс «Подготовка к ГИА по биологии» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.

Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Разнообразие практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.

Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной практической работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.

Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА). Элективный курс рассчитан на 28 часов учебных занятий в 9 классах средней школы.

Цель курса:

Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА).

Задачи курса:

1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.

2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.

3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

4. Развить коммуникативные способности учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;

  • Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;

  • Особенности строения бактериальной клетки;

  • Особенности строения тканей растений и животных;

  • Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;

  • Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;

  • Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;

  • Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;

  • определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;

  • распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;

  • распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;

  • характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.

  • изучать биологические объекты, проводить наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;

  • составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.

Содержание курса

Общее количество часов – 28 ч.

Введение (1 ч)

Систематика живой природы. Положение о прокариотических и эукариотических организмов системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.

Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.

Раздел 1.Царство Растения. (10 ч.)

Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений.

Лишайники – симбиотический организм.

Демонстрация схем и таблиц отражающих:

  • строение клетки и тканей высших растений;

  • строение органов высших растений;

  • основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ.

  • многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений;

  • многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений;

  • многообразие и особенности строения лишайников.

Практические работы

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.

Раздел 2. Грибы.(2 ч.)

Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

  • многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов;

  • съедобные и несъедобные грибы.

Практические работы

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.

Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)

Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.

Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.)

Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших организмов.

Практические работы

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.


Раздел 5. Царство Животные.(13 ч.)

Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

  • особенности строения клетки и тканей животного организма;

  • многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые;

  • многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.

Практические работы

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.

Раздел 6. Человек. (2ч.)

Особенности строения человека, органы и системы органов человека; место и роль человека в системе органического мира.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих особенности строения человека, системы органов человека.

Практические работы

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.

Раздел 7. Эволюционное учение. (2ч.)

Развитие жизни на Земле. Развитие эволюционных идей. Учение Чарльза Дарвина. Вид, его критерии. Популяция.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих развитие жизни на Земле, развитие эволюционных идей.

Практические работы

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.

Раздел 8. Заключение. (2ч.)

Порядок заполнения бланков. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Практические работы

  1. Решение вариантов экзаменационных заданий





Методические рекомендации по проведению занятий

Использовать следующие методы – лекции, практические работы, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ, заслушивание сообщений и докладов учащихся.

Ожидаемые результаты

Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; успешно пройти государственную итоговую аттестацию (ОГЭ).

Рекомендуемая литература для учащихся:

  1. Акимушкин И.И. Мир животных. М.: Мысль, 1998.

  2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

  3. Жизнь растений Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974 - 1990.

  4. Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М.: Дрофа, 2016.

  5. Пасечник В.В. Биология 6кл. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2016

  6. Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М.: Дрофа, 2015.

  7. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.: Мир, 2012.

  8. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М.: Мир, 2001.


Рекомендуемая литература для учителей:

1. Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб. пособие. М.: Дрофа, 2016. (Элективные курсы).

2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия, 2001.

3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2015.

4. Жизнь растений Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974 - 1990.

5. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6(7) класс. – М.: ВАКО, 2016. (В помощь школьному учителю).

6. Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М.: Дрофа, 2016.

7. Пасечник В.В. Биология 6кл. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2016.

8. Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М.: Дрофа, 2016.

9. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7(8) класс. Универсальные поурочные разработки.

– М. :ВАКО, 2016. (В помощь школьному учителю).

10. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2

/ авт.-сост. В.И. Сивоглазов И.Б. Морзунова. М.: Дрофа, 2015. (Элективные курсы).

11. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.: Мир, 1992.

12. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М.: Мир, 2001








Тематическое планирование элективного курса

«Подготовка к ОГЭ по биологии».

Тема

Дата

Демонстрации

Фома занятия

Форма контроля


Введение (1 ч )


1

Введение. ОГЭ по биологии: структура и содержание экзаменационной работы. Вводное тестирование.



лекция



Раздел 1.Царство Растения. (10 ч.)


2.


Особенности строения растительной клетки.


Строение растительной клетки




Ткани растений.


Растительные ткани




3.

Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма.


Органы растений

Фотосинтез

Сообщения учащихся, лекция



4

Особенности строения и отличительные признаки водорослей.


Многообразие водорослей

Сообщения учащихся, лекция



5

Особенности строения и отличительные признаки мохообразных.


Строение мха кукушкина льна и сфагнума

Сообщения учащихся, лекция



6

Особенности строения и отличительные признаки папоротникообразных


Строение папоротникообразных

Сообщения учащихся, лекция



7

Особенности строения и отличительные признаки голосеменных.


Строение и цикл развития голосеменных.

лекция



8

Особенности строения и отличительные признаки

покрытосеменных.


Многообразие и цикл развития покрытосеменных.

лекция



9

Семейства покрытосеменных

растений


Семейства крестоцветные, розоцветные, бобовые, сложноцветные, пасленовые, лилейные, злаковые.

Пр.р. № 1 Тренинги.


Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.


10

Лишайники – симбиотический организм.



Многообразие и особенности строения

лекция



Раздел 2. Грибы.(2 ч.)


11

Особенности строения грибной клетки, шляпочных грибов.


Шляпочные грибы

лекция



Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами.


Грибы-паразиты

Лекция

Пр.р. № 2 Тренинги.


Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.


Раздел 3. Царство Бактерии.( 1 ч.)


12

Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний


Бактерии




Раздел 4. Царство Простейшие.(1 ч.)


13

Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Роль в природе и жизнедеятельности человека.


Многообразие простейших

Многообразие простейших.

П.р. №3

Тренинги.

Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.


Раздел 5. Царство Животные.(13 ч.)


14

Особенности строения животной клетки и тканей


Строение животной клетки, ткани.




15

Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных


Многообразие кишечнополостных

лекция



Особенности строения и жизнедеятельности плоских червей.


Многообразие плоских червей

лекция



16

Особенности строения и жизнедеятельности, круглых червей


Многообразие круглых червей

лекция



Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей.


Многообразие кольчатых червей

лекция



17

Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков.


Многообразие моллюсков

Сообщения учащихся, лекция



18

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих.


Многообразие членистоногих.




19

Общая характеристика и классификация хордовых.


Многообразие хордовых.

лекция



20

Особенности строения и жизнедеятельности представителей классов рыб.


Многообразие рыб.




21

Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса земноводные


Многообразие и развитие земноводных.

Сообщения учащихся, лекция



22

Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса пресмыкающиеся.


Многообразие пресмыкающихся.

Сообщения учащихся, лекция



23

Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса птицы.


Многообразие класса птицы. Особенности строения скелета птиц.




24

Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса млекопитающие.


Многообразие млекопитающих.

Пр. №4

Тренинги.

Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.


Раздел 6. Человек. (2ч.)


25

Обзор строения человека. Органы и системы органов.



Особенности строения



Раздел 7. Развитие жизни на Земле.(1ч.)


26

Развитие жизни на Земле. Развитие эволюционных идей. Учение Чарльза Дарвина. Вид, его критерии. Популяция.



лекция

Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА


Раздел 8. Заключение. (2ч.)


27

Порядок заполнения бланков №1, №2



Тренинги.

Решение вариантов экзаменационных заданий


28

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.




Решение вариантов экзаменационных заданий



Используемая литература:

1. Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учебное пособие. М.: Дрофа, 2016. (Элективные курсы).

2. ОГЭ– 2016, 2017. Биология: 9-й кл.: Тематические и типовые экзаменационные варианты / авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. – М.: АСТ: Астрель, 2015, 2016 год ФИПИ.

3. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2015. (Элективные курсы).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа элективного курса «Подготовка к ГИА по биологии»

Автор: Кудрявцева Ольга Александровна

Дата: 30.07.2022

Номер свидетельства: 611400

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "План работы ШМО учителей естественно - математического цикла на 2015 - 2016 уч.год "
    ["seo_title"] => string(92) "plan-raboty-shmo-uchitieliei-iestiestvienno-matiematichieskogho-tsikla-na-2015-2016-uch-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "244712"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445980188"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства