kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа для основного общего образования по биологии (базовый уровень): авт. программы И.Н. Пономарева,В.С. Кучменко, О.А.Корнилова и др.– М.: Вентана-Граф

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 11 класс. Программа для основного общего образования по биологии (базовый уровень): авт.  программы  И.Н. Пономарева,В.С. Кучменко, О.А.Корнилова и др.– М.: Вентана-Граф

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа для основного общего образования по биологии (базовый уровень): авт. программы И.Н. Пономарева,В.С. Кучменко, О.А.Корнилова и др.– М.: Вентана-Граф»

Рабочая программа по биологии для учащихся 11 класса

Количество часов: 34 (1 час в неделю)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

•социализация обучаемых — вхождение в мир куль туры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

•приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений; •овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.





Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и госу дарственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные резуль таты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе даёт воз можность достичь следующих личностных результатов:

•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонацио- нального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;

•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; •формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

•формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; •формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; •овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•умение соотносить свои действия с планируемыми резуль татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения резуль тата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

•усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; •формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

•формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

•объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

•формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

•освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации тру да и от дыха, выращивания и размножения куль турных растений и домашних животных, ухода за ними.

В курсе «биология» учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает экологический аспект.

Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе:

Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения курса биологии в 11-м классе основной школы из расчета 1 учебного часа в неделю.

Программы для основного общего образования по биологии (базовый уровень): авт.  программы И.Н. Пономарева,В.С. Кучменко, О.А.Корнилова и др.– М.: Вентана-Граф, 2015.- 400с.

 Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

- Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (редакция от 02.02.2011) «Об образовании».

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312».

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерства образования  и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 г., утвержденный Приказом Министерства образования от 27.12.2011 г. № 2885.

- Письмо Министерства образования и науки РФ Департамента государственной политики в образовании от 10.02.2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников учебников и учебных пособий в образовательном процессе».

Использование учебного и программно-методического комплекса.

   Преподавание ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Учебник:  Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. «Биология : 11 класс : базовый уровень : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». М., «Вентана-Граф», 2008 год.

Основные цели  изучения курса биологии в 11 классе:  

         Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Требования к уровню подготовки учащихся 11 классов.

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.

Тематическое планирование

Раздел программы,

Содержание по темам рабочей программы

Количество часов

по прогр./ по плану

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Практические, лабораторные работы

Материал учебника

Раздел 1.Организменный уровень жизни

1.Организменный уровень жизни и его роль в природе



Разнообразие форм организмов. Особенности организменного уровня жизни: обмен веществ, питание, дыхание, размножение, выделение, поведение, образ жизни, приспособленность к среде обитания. Структурные элементы, основные процессы и организация организменного уровня. Значение организменного уровня в природе: организм как дискретная свободноживущая живая единица и выразитель свойств популяций и видов.



Двунаправленность жизни. Создание биотической среды



2.Организм как биосистема


Понятие об организме. Организм как реальный носитель жизни и как компонент организменного уровня жизни. Организм как саморегулирующаяся, самоподдерживающаяся, дискретная живая система — биосистема. Структурные элементы биосистемы «организм» — клетки, ткани и органы. Процессы, протекающие в организме, обеспечивающие его жизнедеятельность. Значение индивидуального запаса наследственной информации организма. Понятие о саморегуляции. Типы регуляции у растительных и животных организмов. Гомеостаз

















3.Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.
Многообразие многоклеточных организмов: грибы, растения, животные. Основные процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.
Специализация клеток, тканей и органов. Обмен веществ и превращения энергии в организме. Ассимиляция и диссимиляция. Важнейшие процессы ассимиляции: биосинтез белка и фотосинтез. Значение диссимиляции — обеспечение организма энергией. Системы органов животного организма, их взаимодействие











4.Размножение организмов



Размножение как важнейшее свойство, присущее всем живым организмам. Два типа размножения: бесполое и половое. Формы бесполого размножения: деление клетки надвое, множественное деление, размножение спорами, вегетативное размножение. Полная идентичность дочерних и родительских организмов при бесполом размножении. Понятие о клоне. Значение клонирования. Половое размножение — слияние половых клеток от двух организмов родителей. Образование зиготы. Новые наследственные свойства у дочерних организмов. Пол и половые признаки. Первичные и вторичные половые признаки

























5.Оплодотворение и его значение
Оплодотворение как главное условие полового размножения. Генетический смысл и результат оплодотворения. Зигота — клетка с двойным набором хромосом от обоих родителей. Наружное и внутреннее оплодотворение. Искусственное оплодотворение — ведущий метод в селекции организмов.
Двойное оплодотворение у цветковых растений (открыто С.Г. Навашиным). Биологическое значение двойного оплодотворения















6.Развитие организмов от зарождения до смерти (онтогенез)


Понятие об онтогенезе. Два периода онтогенеза: эмбриональный и

постэмбриональный. Этапы эмбрионального развития у животных: дробление, гаструляция и дифференциация. Развитие зародыша (эмбриогенез) на примере ланцетника: бластула, гаструла, нейрула, зародыш (эмбрион). Сходство эмбрионов у позвоночных животных. Закон Бэра. Постэмбриональный период.


Типы развития организмов: прямое и непрямое. Развитие с полным и неполным метаморфозом. Стадии взрослого организма: генеративная и старение. Онтогенез как реализация генетической программы организма. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека

































7.Из истории развития генетики

Генетика как наука, изучающая наследственность и изменчивость

организмов. Наследственность — свойство организмов передавать наследственные признаки своему потомству. Изменчивость — различия в признаках у родственных организмов. Зарождение науки генетики. Работы Г. Менделя по изучению наследования признаков. Закономерности передачи наследственных признаков от родителей потомкам. Представление о гене. Хромосомная теория наследственности, её основные положения. Отношения генотипа и фенотипа. Развитие знаний о генофонде и геноме



8.Изменчивость признаков организмов и её типы.
Изменчивость как отражение взаимосвязи организмов с окружающей средой. Ненаследственная и наследственная изменчивость. Понятие о модификационной (фенотипической) изменчивости.

Взаимодействие генотипа и среды. Наследственная изменчивость и её типы: комбинативная и мутационная. Типы мутаций (хромосомные и генные). Вклад Н.И. Вавилова

в биологическую науку — учение о закономерностях изменчивости. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости и его значение для генетики и эволюционного учения.































9.Генетические закономерности, открытые

Г. Менделем

Методы работы Г. Менделя. Новый подход к гибридологическим исследованиям. Причины выбора объекта исследования — гороха посевного. Понятие о моногибридном скрещивании.

Генетическая терминология и символика. Доминантные и рецессивные признаки. Понятие об аллели. Правила записи скрещивания организмов. Гомозиготные и гетерозиготные организмы.

Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Правило чистоты гамет







10.Наследование признаков при дигибридном скрещивании.

Закономерности наследования, установленные Менделем при дигибридном скрещивании: закон независимого наследования признаков (третий закон Менделя). Причины независимого комбинирования генов. Дискретный характер генов. Анализирующее скрещивание, его значение и применение. Отклонение от статистических закономерностей наследования по третьему закону Менделя.



Явление сцепленного наследования генов. Группы сцепления. Закон Т. Моргана. Кроссинговер — обмен идентичными участками гомологичных хромосом. Представление о генетических картах организмов



10.Генетические основы селекции. Вклад
Н.И. Вавилова в развитие селекции.
Понятие о селекции. Задачи селекции. Генетические основы селекции. Связь селекции с сельским хозяйством. Основные методы селекции — искусственный отбор и гибридизация (мутагенез и полиплоидия). Явление гетерозиса, его использование. Полиплоиды — важный источник природной изменчивости. Роль исходного материала в селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Семь основных центров происхождения культурных растений. Первичные и вторичные центры. Роль человека в создании многообразия форм живых организмов



11.Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.
Понятие о поле. Механизм определения пола у разных живых организмов. Гомогаметное и гетерогаметное сочетание хромосом в зиготе. Половые хромосомы и аутосомы. Определение пола у млекопитающих и человека. Наследование признаков, сцепленных с полом. Причины возникновения наследственных заболеваний у потомков. Роль аутосомных хромосом в формировании признаков организма. Понятие о половых и аутосомных хромосомах как единой генетической системе организма

















12.Наследственные болезни человека Особенности генетики человека. Понятие о кариотипе и его значении для науки. Собственно наследственные болезни (генные и хромосомные) и мультифакторные заболевания. Методы лечения и профилактика наследственных болезней.

























































13.Мутагены. Их влияние на живую природу и человека

Понятие о мутагенезе. Генеративные и соматические мутации. Факторы, вызывающие мутации. Ионизирующие, химические, спонтанные мутагены, особенности их воздействия на организм







14.Этические аспекты медицинской генетики

Предмет и задачи медицинской генетики. Связь медицинской генетики с наукой этикой. Биоэтический кодекс, регламентирующий проведение генетических исследований человека. Понятие о биоэтике. Этические принципы медицинской генетики, сформулированные Все-мирной организацией здравоохранения (ВОЗ)























15. Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований

Биотехнология как наука и практическое использование живых организмов в народном хозяйстве и здравоохранении. Роль биотехнологии в мероприятиях по защите окружающей среды. Направления биотехнологии: генная (генетическая) инженерия и клеточная инженерия. Индустрия ДНК как современная область биотехнологии. Опыты по созданию новых клеток. Современные аспекты биотехнологических исследований. Представление о стволовых клетках и их значении. Этические аспекты клонирования















16.Факторы, определяющие здоровье человека

Генотип как фактор здоровья организма. Понятие о психическом и физическом здоровье. Среда обитания как фактор здоровья. Социальные факторы здоровья. Образ жизни человека. Режим дня как основа образа жизни. Негативные стороны образа жизни — гиподинамия, наркомания, употребление алкоголя, курение. Здоровый образ жизни человека как показатель культуры личности.























17.Царство Вирусы: разнообразие и значение.



Понятие о вирусах. Вирусы — неклеточная форма жизни, которая поражает всё живое на Земле. История открытия некоторых вирусов. Строение вирусов. Две формы вирусов — поко-

ящаяся и репродуцирующаяся. Рецепторный эндоцитоз — основной путь проникновения вируса в клетку хозяина. Этапы проникновения вириона в клетку хозяина. Происхождение вирусов.Вирусные заболевания.

























16 ч 17ч

Характеризовать структурные элементы, основные процессы и организацию организменного уровня жизни.


Приводить конкретные примеры проявления свойств жизни на организменном уровне.


Сравнивать особенности организменного уровня жизни с особенностями биосферного и биогеоценотического уровней.


Анализировать двунаправленность жизни организмов и объяснять её значение для эволюции.


Оценивать значение организменного уровня жизни в природе

Актуализировать знания о живых организмах.
Определять понятие «организм».
Характеризовать организм как биосистему.
Называть существенные признаки биосистемы «организм».
Анализировать и оценивать роль элементов биосистемы «организм» в её жизнедеятельности.
Аргументировать открытость биосистемы «организм».
Определять понятие «гомеостаз».
Характеризовать процессы регуляции растительного и животного организма.
Сравнивать процессы регуляции у многоклеточных и одноклеточных организмов





Характеризовать многообразие многоклеточных организмов.
Приводить примеры специализации тканей и органов у растений, грибов и животных.
Характеризовать значение обмена веществ.
Сравнивать результаты процессов ассимиляции и диссимиляции.
Называть важнейшие процессы ассимиляции.
Характеризовать и сравнивать аэробный и анаэробный типы обмена веществ у организмов.


Называть и кратко характеризовать системы органов животного организма.




Характеризовать размножение организмов как их самовоспроизведение.
Называть основные типы размножения.
Приводить конкретные примеры разных форм бесполого размножения у растений и животных.
Объяснять понятия «клон», «клонирование».
Оценивать значение бесполого размножения для природы и для человека.
Характеризовать биологическое значение полового размножения и оплодотворения.
Объяснять свойства зиготы.
Выявлять существенные признаки различия полового и бесполого размножения.
Раскрывать биологическое преимущество полового размножения.
Характеризовать на конкретных примерах понятия «пол» и «половой признак».
Объяснять роль первичных и вторичных половых признаков в процессах жизнедеятельности животных организмов



Определять понятие «оплодотворение»
Характеризовать зиготу как начальный этап жизни организма.
Различать наружное и внутреннее оплодотворение, приводить конкретные примеры.
Аргументировать преимущества внутреннего оплодотворения перед наружным.
Приводить примеры использования искусственного оплодотворения в растениеводстве и животноводстве.
Характеризовать этапы двойного оплодотворения у цветковых растений и его биологическое значение

Определять понятия «онтогенез», «эмбриогенез».

Называть периоды онтогенеза.

Называть первичные клетки, образующиеся при делении зиготы в начале развития нового организма.

Характеризовать этапы эмбриогенеза (дробление, гаструляцию, дифференциацию), используя текст и учебника в качестве источника информации.

Объяснять зависимость развития эмбриона от наследственного материала и условий внешней среды.

Характеризовать особенности развития организмов в постэмбриональный период.

Сравнивать стадии развития организмов с полным и неполным превращением.

Анализировать стадии развития зародыша у позвоночных (по рис. учебника) как доказательство их родства. Формулировать закон Бэра. Выявлять зависимость онтогенеза от генетической информации, содержащейся в зиготе. Анализировать и оценивать негативное влияние никотина, алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Использовать информационные ресурсы при подготовке докладов, рефератов, сообщений о причинах нарушений эмбриогенеза

Определять понятия «наследственность», «изменчивость».Кратко характеризовать историю представлений человечества о механизме передачи наследственных признаков от родителей потомкам. Называть основные положения исследований, проведённых Г. Менделем. Объяснять понятие «ген». Раскрывать предпосылки создания и основное содержание хромосомной теории наследственности.Объяснять понятия «генотип», «фенотип», «генофонд», «геном».Сравнивать понятия «генотип», «геном», «генофонд» и выявлять их различия





Объяснять понятие «изменчивость».

Раскрывать особенности механизма модификационной изменчивости, приводить примеры.

Объяснять понятие «модификация».

Характеризовать наследственную изменчивость и её типы.

Сравнивать причины возникновения комбинативной и мутационной изменчивости.

Характеризовать типы мутаций.

Определять понятия «мутагенез», «мутаген».

Объяснять основные положения закона гомологических рядов наследственной изменчивости.

Давать оценку вклада учения Н.И. Вавилова о закономерностях изменчивости в биологическую науку.

Проводить наблюдения в ходе выполнения лабораторной работы.

Строить вариационную кривую изменчивости.

Фиксировать и обсуждать результаты работы, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Называть существенные особенности гибридологических исследований Г. Менделя.

Анализировать результаты опытов по моногибридному скрещиванию.

Использовать генетическую терминологию и символику.

Объяснять понятие «аллель».

Формулировать закон доминирования (первый закон Менделя), приводить примеры.

Формулировать закон расщепления (второй закон Менделя), приводить примеры. Объяснять сущность правила чистоты гамет.

Составлять элементарные схемы скрещивания.

Решать генетические задачи

Анализировать результаты опытов по дигибридному скрещиванию.

Формулировать закон независимого наследования признаков (третий закон Менделя).

Характеризовать особенности и значение анализирующего скрещивания.

Объяснять причину отклонения результатов опытов по дигибридному скрещиванию от статистических закономерностей.

Называть причину сцепленного наследования генов.

Объяснять сущность кроссинговера.

Использовать генетическую терминологию и символику.

Решать генетические задачи





Определять понятие «селекция».


Аргументировать отождествление Н.И. Вавиловым селекции с «эволюцией, направляемой человеком».

Называть задачи селекции.

Характеризовать искусственный отбор как один из основных методов селекции.

Объяснять понятие «гибридизация».

Раскрывать сущность современных методов гибридизации: молекулярной гибридизации (in vitro), мутагенеза и полиплоидии.

Характеризовать явление гетерозиса и приводить его примеры.









Определять понятие «пол», раскрывать механизм определения пола у млекопитающих и человека.

Сравнивать половые хромосомы (X и Y) по объёму генетической информации и объяснять биологическую роль X-хромосомы.

Характеризовать особенности наследования признаков, сцепленных с полом, приводить примеры.

Пояснять наследование гемофилии у человека, используя рис. 16 учебника в качестве источника информации.

Аргументировать недопустимость близкородственных браков ввиду риска передачи наследственных заболеваний.

Использовать генетическую терминологию и символику.

Решать генетические задачи


Характеризовать особенности генетики человека.

Определять понятие «кариотип».

Оценивать роль изучения кариотипа человека в медицинских исследованиях.

Характеризовать причины собственно наследственных болезней и мультифакторных заболеваний, приводить их примеры.

Приводить конкретные примеры генных и хромосомных болезней, объяснять их причины.

Аргументировать необходимость профилактики наследственных заболеваний как основного средства их предупреждения.

Называть меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Использовать информационные ресурсы при подготовке сообщений, рефератов о мерах профилактики наследственных заболеваний человека.



Определять понятия «мутация», «мутаген», «мутагенез».

Различать генеративные и соматические мутации.

Называть основные ионизирующие, химические и спонтанные мутагены.

Объяснять механизм воздействия различных мутагенов на организм человека



Называть предмет и задачи медицинской генетики.

Обосновывать необходимость медико-генетического консультирования.

Проводить оценку этических аспектов исследований в области медицинской генетики.

Раскрывать ключевые положения биоэтического кодекса.

Использовать материал на с. 68, 69 учебника для ознакомления с этическими принципами медицинской генетики.

Использовать информационные ресурсы для обсуждения основ законодательства по охране здоровья, существующего в России.



Характеризовать особенности биотехнологии как науки и практической деятельности.

Раскрывать значение биотехнологии для защиты окружающей среды.

Характеризовать важную роль биотехнологии в производстве лечебных препаратов.

Объяснять задачи методов генной инженерии.

Объяснять понятие «рекомбинантная ДНК» (рекДНК).

Характеризовать значение и особенности методов клеточной инженерии.

Объяснять понятия «клон», «клонирование», «генетически модифицированные организмы».

Давать оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.



Называть основу здоровья.

Характеризовать роль генотипа в поддержании физического и психического здоровья человека.

Приводить конкретные примеры влияния окружающей среды на рост и развитие организма.

Называть и характеризовать социальные факторы здоровья.

Пояснять роль образа жизни человека как основы его здоровья.

Объяснять понятия «режим дня», «гиподинамия», «чередование видов деятельности».

Анализировать и оценивать свой режим дня.

Приводить доказательства негативного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на здоровье, рост и развитие организма



Аргументировать причины отнесения вирусов к живым организмам.

Характеризовать отличительные особенности строения вирусов.

Анализировать представителей разных групп вирусов на рис. 21–23 и 25 учебника.

Характеризовать особенности размножения вирусов.

Объяснять механизм проникновения вируса в клетку по рис. 24 учебника.

Характеризовать гипотезы о происхождении вирусов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки докладов, рефератов, сообщений о вирусах — возбудителях заболеваний растений, животных, человека























































































































































































































































































































































































































































Лабораторная работа № 1

«Модификационная изменчивость»

Пар.1-17

Раздел 2.Клеточный уровень жизни

18.Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе

Клетка как представитель клеточного уровня жизни и элементарная структурная единица живых организмов. Клетка как биосистема. Структурные компоненты клетки. Основные процессы и организация клеточного уровня жизни. Значение клеточного уровня жизни в природе















19.Клетка как этап эволюции живого в истории Земли

Важнейшие события эволюции жизни. Этапы эволюции живого: появление автотрофного питания (фотосинтеза), аэробного дыхания, эукариотической клетки, полового размножения и многоклеточности. Примитивные прокариотические клетки.Восстановительные свойства первичной атмосферы Земли. Брожение. Поступление свободного кислорода в атмосферу благодаря появлению фотосинтеза. Преимущества аэробного дыхания. Появление прокариот с разными типами метаболизма. Увеличение разнообразия форм эукариотической клетки. Клеточная форма организации как основа дальнейшего развития органического мира









20.Строение клетки

Основные части эукариотической клетки: поверхностный комплекс, ядро, цитоплазма с органоидами и включениями.Структура и значение поверхностного комплекса клетки. Строение биологической мембраны, её разновидности. Функции плазматической мембраны. Наличие клеточной стенки у растительной клетки, гликокаликса — у животной. Ядро — обязательная часть эукариотической клетки, его значение. Хроматин. Цитоплазма, её свойства и значение.























21.Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы

Органоиды — постоянные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды. Функции органоидов в клетке. Непостоянные компоненты клетки — включения. Немембранные органоиды: цитоскелет, клеточный центр, рибосомы, микротрубочки, жгутики и реснички. Мембранные органоиды: клеточная мембрана, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы. Двумембранные органоиды: митохондрии, пластиды. Особенности строения хлоропластов



22.Клеточный цикл

Понятие о клеточном цикле как периоде индивидуальной жизни клетки. Этапы клеточного цикла: период клеточного роста (интерфаза) и период клеточного деления (митоз).

Признаки интерфазной клетки. Функции интерфазы. Две стадии клеточного деления: деление клеточного ядра (кариокинез) и деление цитоплазмы (цитокинез). Длительность жизни клетки. Представление об апоптозе и некрозе.



23.Деление клетки — митоз и мейоз

Процесс деления клетки как способ её размножения. Митоз, или непрямое деление клетки. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Результат митоза. Биологическое значение митоза. Мейоз — редукционное деление клетки. Мейоз как процесс образования половых клеток организма. Два деления митоза, их особенности. Сравнение митоза и мейоза. Биологическое значение мейоза.



24.Структура и функции хромосом

Структура хромосом. Понятие о хроматине. Состав хроматина. Форма хромосом. Части хромосом. Функции центромеры. Способность хромосом к удвоению (воспроизведению) путём репликации ДНК. Компактизация хромосом. Функции хромосом. Процесс передачи наследственной информации.



















25.История развития науки о клетке

Наука о клетке — цитология. Первые исследования клеток под микроскопом. Работы К.М. Бэра, М.Я. Шлейдена, Т. Шванна и их вклад в развитие биологической науки. Первые положения клеточной теории. Развитие учения о клетке. Роль технического оснащения для цитологических исследований. Современная клеточная теория.







































.

9 8

Определять понятие «клетка».

Характеризовать особенности клеточного уровня организации жизни, объяснять его взаимосвязь с молекулярным и организменным уровнями,.

Называть структурные компоненты клетки.

Приводить доказательства того, что клетка является живой системой — биосистемой.

Называть основные процессы жизнедеятельности клетки.

Объяснять значение клеточного уровня организации жизни в природе



Актуализировать и систематизировать знания о клетке.

Характеризовать важнейшие события, предшествующие появлению жизни на Земле, используя рис. 28 учебника в качестве источника информации.

Характеризовать свойства первичных клеток.

Называть этапы эволюции клетки.

Оценивать роль условий среды молодой Земли в эволюции клетки.

Анализировать роль гетеротрофного и автотрофного типов обмена веществ в эволюции клетки.

Называть причины гетеротрофности первичных клеток.

Аргументировать преимущества эукариотической клетки в эволюции жизни.

Характеризовать значение возникновения митоза в эволюции жизни на Земле

Называть и характеризовать части клетки.

Различать постоянные и непостоянные компоненты клетки.

Различать понятия «части клетки» и «органоиды клетки».

Характеризовать строение и функции поверхностного комплекса клетки.

Раскрывать строение биологической мембраны.

Характеризовать строение и значение клеточного ядра.

Раскрывать значение хроматина в ядре клетки.

Объяснять взаимосвязь между понятиями «хроматин» и «хромосома».

Характеризовать строение и свойства цитоплазмы клетки.

Называть органоиды и включения цитоплазмы.

Объяснять различия понятий «цитоплазма» и «гиалоплазма».

Называть структурные компоненты клетки.

Формулировать общее представление об органоидах клетки.

Объяснять роль мембраны в структурировании органоидов клетки.

Называть немембранные и мембранные органоиды клетки, характеризовать их функцииОбъяснять строение рибосомы. Сравнивать строение митохондрии и хлоропласта. Грамотно применять цитологическую терминологию







Анализировать продолжительность и значение фаз клеточного цикла по рис. 40 учебника.

Характеризовать длительность жизни различных клеток.

Объяснять понятия «апоптоз» и «некроз».

Сравнивать причины гибели клеток вследствие апоптоза и некроза.











Характеризовать значение размножения клетки.

Определять понятия «клеточный цикл», «митоз», «интерфаза».

Называть и характеризовать этапы клеточного цикла.

Характеризовать основной признак интерфазной клетки.

Объяснять биологическое значение интерфазы.

Определять понятия «кариокинез» и «цитокинез».

Характеризовать стадии клеточного деления (фазы М).

Актуализировать знания о хромосоме.

Характеризовать строение и функции хромосом.

Объяснять структуру и свойства хроматина.

Характеризовать роль ДНК и белков в составе хроматина.

Различать и называть функции гистоновых и негистоновых белков в хромосоме.

Объяснять значение компактизации (спирализации) хромосом.

Обсуждать способность хромосом к удвоению (самовоспроизведению).

Называть и анализировать главную функцию хромосом



Систематизировать и обобщать представления об истории исследования клетки.

Объяснять предмет и задачи науки цитологии. Характеризовать этапы развития учения о клетке. Объяснять вклад российских и зарубежных учёных (К.М. Бэра, М.Я. Шлейдена, Т. Шванна, И.Н. Горожанкина, С.Г Навашина) в развитие цитологии. Характеризовать первые положения клеточной теории. Обсуждать положения современной клеточной теории. Называть области биологической науки, развитие которых способствовало становлению современной клеточной теории. Объяснять вклад клеточной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира.















Пар.18-26

Раздел 3. Молекулярный уровень жизни

26.Молекулярный уровень организации живой материи: значение и роль в природе



Особенности молекулярного уровня жизни. Молекулярный уровень как первичная основа жизни. Понятие о биомолекулах. Многообразие и уникальность биологических молекул. Биополимеры. Макромолекулы и комплексы молекул как элементарные живые системы — биосистемы.

Значение молекулярного уровня жизни в биосфере























27.Основные химические соединения живой материи.

Состав химических элементов клетки. Неорганические вещества клетки: вода, минеральные соли, двуокись углерода, кислоты и основания. Значение воды в живой клетке. Органические вещества: углеводы, липиды, белки и нуклеиновые кислоты и др. Многообразие углеводов и их значение. Моносахариды и полисахариды. Липиды, их многообразие и значение в клетке. Белки как полимерные соединения, состоящие из мономеров — аминокислот. Форма белков (фибриллярные и глобулярные). Простые и сложные белки. Функции белков в клетке. Белки-ферменты.



















28.Структура и функции нуклеиновых кислот

Понятие о нуклеиновых кислотах как уникальных биополимерах, состоящих из мономеров — нуклеотидов.

Состав нуклеотидов. ДНК и РНК. Двуспиральная структура молекулы ДНК, её расшифровка в 1953 г. Понятие о комплементарности. Репликация (самоудвоение) ДНК, её биологическое значение. Нуклеотидный состав РНК. Особенности строения молекул РНК. Формы РНК: информационная, рибосомальная и транспортная.











29.Процессы синтеза в живой клетке

Синтез как часть обмена веществ. Понятие о биосинтезе. Фотосинтез — синтез углеводов в зелёной клетке. Две фазы фотосинтеза — световая и темновая. Представление о фотосистемах (ФС I и ФС II).

Результаты световой фазы. Процессы темновой фазы (цикл Кальвина) и её результаты

















































30.Процессы биосинтеза белка.

Последовательность аминокислот в полимерной молекуле белка. Представление о триплетном генетическом коде ДНК. Роль РНК в биосинтезе белка. Свойства генетического кода.



Этапы синтеза молекул белка: транскрипция и трансляция. Формирование информационной (матричной) РНК — иРНК. Молекулы тРНК, их строение и функции. Образование молекул рРНК и рибосом. Роль рибосом в биосинтезе белка. Энергетика биосинтеза белка. Регуляция процессов биосинтеза в живой клетке

Молекулярные процессы расщепления



Понятие о биологическом окислении или клеточном дыхании. АТФ как основное энергоёмкое вещество клетки. Этапы окисления глюкозы в клетке. Гликолиз и брожение как примеры бескислородного клеточного дыхания. Кислородный этап клеточного дыхания. Цикл Кребса и его роль в энергетическом обмене клетки. Накопление энергии (молекул АТФ) на этапах гликолиза и кислородного окисления. Роль цитоплазмы и митохондрий в клеточном дыхании. Понятие о дыхательной цепи





31.Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема

Проблема загрязнения окружающей среды отходами предприятий. Опасность полимерного мусора. Пестициды, негативные результаты их использования в сельском хозяйстве. Диоксины как побочный продукт ряда химических производств. Необходимость охраны окружающей среды. Идея устойчивого развития и пути его достижения. Становление ноосферного сознания: понимание уникальности и ценности жизни, воспитание ответственного отношения к биосфере и к самому себе как к части биосферы.



32.Время экологической культуры. Семинарское занятие

Неустойчивое состояние биосферы — глобальная экологическая проблема человечества. Пути сохранения биосферы. История отношений человека и природы. Различные мотивы в отношении человека к природе. Роль ценностных ориентаций, господствующих в обществе. Экологическая культура, её место и значение в обществе.















33.Структурные уровни организации живой природы



Жизнь как уникальное свойство материи. Существование жизни в виде биосистем. Возникновение биологического разнообразия в процессе эволюции живой материи: видового, генетического, экологического, географического, социально-этологического и структурно-уровневого. Уровневая организация живой природы. Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Иерархия уровней организации живой материи.

Обобщение и систематизация знаний по теме 3 «Молекулярный уровень жизни»









34.Заключение.Итоговый контроль знаний по курсу биологии 11 класса



Характеризовать особенность молекулярного уровня организации жизни.

Называть структурные элементы молекулярного уровня жизни.

Аргументировать отнесение комплексов молекул в живой клетке к элементарным живым системам — биосистемам.

Характеризовать биологические функции важнейших макромолекул.

Называть основные процессы молекулярного уровня жизни.

Характеризовать организацию молекулярного уровня жизни.

Оценивать взаимосвязь биосистем молекулярного и клеточного уровней жизни на конкретных примерах.

Характеризовать значение молекулярного уровня жизни в биосфере



Называть неорганические вещества клетки.

Характеризовать значение воды в живой клетке.

Называть органические вещества клетки.

Определять понятия «моносахариды» и «полисахариды».

Раскрывать значение углеводов в живой клетке.

Характеризовать многообразие липидов и их значение в клетке.

Объяснять строение молекул белка как полимерных соединений, состоящих из аминокислот.

Сравнивать функции фибриллярных и глобулярных белков.

Аргументировать важную роль белков-ферментов в живой клетке.

Использовать информационные ресурсы для получения дополнительных сведений о молекулярном составе клетки.



Формировать понятие о строении нуклеиновых кислот

Характеризовать состав нуклеотидов ДНК и РНК.

Характеризовать структуру молекулы ДНК, называть имена учёных, установивших её.

Обсуждать механизм и биологическое значение репликации ДНК.

Объяснять значение матричной функции цепей ДНК.

Характеризовать структуру молекул РНК.

Различать формы молекул РНК, называть их основные функции в клетке.

Решать цитологические задачи.

Актуализировать понятия «обмен веществ», «пластический обмен», «фотосинтез».

Определять понятие «биосинтез».

Характеризовать общую схему фотосинтеза и его результат по рис. 61 учебника. Раскрывать сущность понятий «донор», «акцептор».

Называть условия протекания и локализацию световой фазы фотосинтеза, объяснять её значение.

Характеризовать состав фотосистем ФС I и ФС II и процессы, происходящие в них.

Называть условия протекания и локализацию темновой фазы фотосинтеза, объяснять её значение.

Объяснять этапы и биологическое значение процессов ассимиляции углекислого газа (цикла Кальвина) Характеризовать фотосинтез как пластическую составляющую обмена веществ в хлорофиллоносной клетке



Характеризовать значение молекул белка в клетке.

Актуализировать понятия «мономер», «полимер».

Объяснять понятие «генетический код», называть свойства генетического кода.

Характеризовать процесс транскрипции генетической информации. Моделировать синтез иРНК на матрице ДНК, используя принцип комплементарности.

Характеризовать процесс трансляции и особенности его протекания

Объяснять роль рибосом в биосинтезе белка.

Называть формы молекул РНК, участвующих в биосинтезе белка.

Объяснять понятия «кодон», «антикодон».

Давать общую характеристику синтеза белковой молекулы на рибосоме .Моделировать состав белковых молекул по кодонам.

Решать задачи.





























Называть причину опасности искусственных полимеров. Характеризовать негативные последствия использования пестицидов. Оценивать вред, наносимый диоксинами живой природе. Аргументировать необходимость охраны окружающей среды. Приводить примеры природоохранных мероприятий, осуществляемых в своём регионе. Характеризовать всеобщее экологическое образование как главное условие устойчивого развития биосферы.











Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов семинара, используя материалы параграфа.

Объяснять значение биологических знаний в формировании экологической культуры личности и в целом — человеческого общества.

Использовать информационные ресурсы для получения дополнительных сведений о достижениях биологии и их роли в формировании экологической культуры общества.

Характеризовать жизнь как явление планетарного масштаба.

Характеризовать самовоспроизведение как фундаментальное свойство живой материи.

Называть типы биологического разнообразия и пояснять их особенности.

Называть и характеризовать основные структурные уровни организации жизни.

Оценивать значение многообразия форм живой материи в поддержании устойчивости биосферы.

Обобщать и систематизировать знания по теме 3, делать выводы.

Обсуждать проблемные вопросы темы 3.

Использовать информационные ресурсы для подготовки рефератов, презентаций и сообщений по материалам темы 3.

Систематизировать знания по темам курса биологии 11 класса.Находить в Интернете дополнительную информацию по темам курса биологии 11 класса.





Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов на итоговые задания.





Пар.27-35




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Колесникова Зинаида Андреевна

Дата: 12.02.2020

Номер свидетельства: 539417


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства