№ | Тема программы | Тема занятия | Новые понятия, термины, заключения | Повторение | Практика |
1 | Введение | Цели и задачи прикладного курса | Бентос, антропология, аэробионты, биомасса, геосистема. Жизнь. | Объекты изучения биологии; зарубежные и отечественные учёные, внёсшие существенный вклад в развитие биологии | Составление вопросов по теме. |
2. | Начальные этапы развития жизни на Земле. | Первоначальные и современные взгляды на происхождение жизни. | Витализм, абиогенез, биогенез, креационизм, панспермия, коацерват, протобионт, теория биопоэза. | Уровни и свойства организации жизни. | Сообщения, посвящённые различным взглядам на возникновение жизни. |
3-6 | История Земли | История Земли и методы её изучения. Летопись Земли. | Летоисчисление, эра, период, эпоха, век, Архей, строматолиты, Протерозой. | Палеонтологические доказательства жизни. | Описание растений и животных в конце Протерозоя. |
| | Развитие жизни в Палеозойскую эру. | Палеозой, Кембрий, Ордовик, Силур, Девон, Карбон, Пермь, псилофиты, стегоцефалы, голосеменные растения. | Особенности архейской и протерозойской эр. | Описать ароморфозы пермского периода. |
| | Развитие жизни в мезозойскую эру. | Триас, Юра, Бор, трикодонты, динозавры. | Особенности Палеозоя. | Описание ароморфозов в Мезозое. |
| | Развитие жизни в Кайнозойскую эру. | Кайнозой, третичный период, гиппарионы, чертвертичный период, ароморфозы кайнозоя. | Особенности Мезозоя. | Составление таблицы растений третичного и чертвертичного периодов. |
7-10. | Основы эволюционного учения. | История развития эволюционных идей. | Эволюция, эволюционное учение. | Происхождение жизни на Земле. | Составление таблицы растений, описанных Теофрастом и завезённых в Европу в эпоху Возрождения. |
| | Эволюционное учение К. Линея. | Систематика. Искусственная система. | Эволюционные идеи второй половины 19 века. | Реферат «Научные открытия К. Линея». |
| | Эволюционное учение Ж.Б. Ламарка. | Эмбриология, эволюционная теория. | Искусственная система К. Линея | Выполнить таблицу «Оценки и недостатки» учения Ж.Б. Ламарка. |
| | Эволюционная теория Ч. Дарвина | Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. | Порядок деления животных Ж.Б. Ламарком. | Реферат «Учение Ч. Дарвина». |
11-15 | Закономерности и пути развития органического мира. | Палеонтологические доказательства. Филогенетические ряды. | Макроэволюция, палеонтология, филогенетический ряд. | Микроэволюция. Популяция. | Краткое описание предков лошадей, живших в каждом веке. |
| | Сравнительно-анатомические доказательства эволюции. | Гомологичные органы, аналогичные органы, биогенетический закон. | Микроэволюция. | Лабораторная работа «Примеры сравнительно-анатомических доказательств эволюции». Используются гербарии растений или рисунки (коллекции) насекомых, земноводных, рыб и т.д. |
| | Основные пути и направления эволюции органического мира. | Биологический прогресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический регресс. | Биогенетический закон. | Лабораторная работа «Анализ примеров ароморфоза, идиоадаптация растений и животных». |
| | Главные закономерности эволюции. | Дивергенция, конвергенция, параллелизм, необратимый процесс, «Живые ископаемые» | Взаимосвязь биологических прогресса и регресса. | Сообщение «Примеры неоднородности эволюции». |
16-20 | Учение о происхождении эволюции человека. | Первоначальные представления о происхождении человека. | Антропология, антропогенез, рудимент, атавизм, дриопитек, рамапитек, австралопитек, человек разумный, человек умелый. | Появление жизни на Земле. | Реферат «Эволюционный этап от дриопитеков до человека разумного». |
| | Главные этапы эволюции человека. | Архантроп, питекантроп, синантроп, Гейдельбергский человек. | Отличие человека умелого от человека разумного. | Составить таблицу «Характеристика основных групп древнейших людей». |
| | Этапы эволюции человек. Древние и современные люди. | Палеоантропы, неандертальцы, неоантропы, кроманьонцы. | Древнейшие люди. | Составить таблицу «Систематизация основных этапов эволюции человека». |
| | Движущие силы антропогенеза. | Биологические и социальные факторы антропогенеза. Антропоморфоз. Ноосфера | Антропогенез | Охарактеризовать социальные факторы эволюции человека. |
| | Человеческие расы. | Негроидная раса. Европеоидная раса. Монголоидная раса. Моноцентризм, полицентризм, расоведение, расизм, социальный дарвинизм. | Влияние социальных факторов в настоящее время на эволюцию человека. | Краткое сообщение «Причины возникновения рас». |
21-27 | Социальная экология. | Человек как биосоциальный вид. | Экологическое сходство, экологическое отличие, биосоциальный вид. | Эволюция человека. | Краткое описание «Некоторые формы социального поведения у животных». |
| | Особенности пищевых и информационных связей человека. | Информационные связи, экосоциальные связи. | Биологическая природа человека. Обмен информацией между животными. Экологическая ёмкость среды. | Описать достоинства и недостатки современных форм хранения информации. |
| | Использование орудий и энергии. | Орудийная деятельность. | Обеспечение организма энергией. Адаптации. Преобразование среды обитания животными. | Темы для дискуссий: 1) любая современная семья может получать пищевую энергию разными способами. 2) энергетические вложения в жизнеобеспечение современного человечества продолжают возрастать. |
| | История развития экологических связей человечества. | Гоминиды или пралюди, древнейшие люди, древние люди, современные люди, независимость (эмансипация) от среды. | Происхождение и этапы эволюции человека, абиотические факторы среды. | Дискуссия: 1) Гипотеза – «Великие охотники»; 2) Гипотеза – «Вводная обезьяна». |
| | История развития экологических связей человечества. | Альтруизм, фиксирование информации, социальная наследственность, культура, экосоциальные связи. | Членораздельная речь, абстрактное мышление, культурные растения и домашние животные. | Описание культурных растений, выращиваемых возле дома, на приусадебном участке. |
| | Современность. | Промышленная революция. Урбанизация. | Человеческие расы, миграция, промышленность. | Приготовить сообщение с примерами и дополнительной информацией о росте городов. |
| | Будущее. | Информационная революция. Экологический кризис. Природоохранное движение. | Энергетическое обеспечение, информационные связи. | Диспут: «опасный для экосистемы результат развития современных технологий – несовместимость их быстродействия с недостаточной скоростью реакций человеческого организма». Предложите пути решения этой проблемы. |
28-30 | Биосфера и человек | Биосфера и свойства биомассы планеты. | Гидросфера, педосфера, атмосфера, биомасса, тропосфера, стратосфера, озоновый слой, гидробионт. Планктон, бентос, зоопланктон, фитопланктон. | Биосфера как высший уровень организации жизни на планете. | Составить таблицу «Оболочки биосферы и их особенности». |
| | Состав, возникновение и развитие биосферы. | Живые вещества, биогенные вещества, биокосные вещества, биогенная миграция. | Свойства биомассы. | Реферат «Развитие биосферы». |
| | Научно-техничекий прогресс. Развитие ноосферы. | Ноосфера, биогенез, ноогенез, ноогения, ноогеника. | Биологический круговорот веществ и формирование биосферы. | Сообщение «Влияние Семипалатинского полигона на здоровье человека». |
31-33 | Биопродуктивность экосистем и биогеографические области. | Обмен веществ и энергии экосистем. | Геологический и биологический круговорот, первичная и вторичная продукции, первичная валовая, первичная чистая продукции. Продуктивность. | Круговорот и обмен веществ и энергии. | Краткое описание биологической продуктивности экосистем. |
| | Биогеографические области в биосфере. | Пангея. Лавразия. Гондвана, области: Неоарктическая. Палеоарктическая, Индомалайская, Неотропическая, Эфиопская, Австралийская. | Сообщества живых организмов. | Реферат «Сходные признаки биогеографических областей». |
34 | Заключение | Тема занятия по усмотрению учителя. | | | |