kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа прикладного курса "Основы эволюционного учения. Пути развития органического мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прикладной курс включает в себя описание работы и разработку календарно-тематического планирования курса по биологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа прикладного курса по биологии»

КГУ « Средняя общеобразовательная школа-комплекс эстетического воспитания №8»

г. Петропавловск СКО

учитель химии и биологии Айсина Н.И.

Программа прикладного курса по биологии «Основы эволюционного учения. Пути развития органического мира».

Пояснительная записка.

Прикладной курс «Основы эволюционного учения. Пути развития органического мира» рассчитан на 1 час в неделю, в общем 34 часа в год. Группа формируется из учащихся 11 класса, проявляющих интерес к естественно-географическим предметам. Реализация курса осуществляется за счёт часов, отводимых на выполнение школьного компонента. Основанием является Государственный общеобязательный стандарт среднего образования Республики Казахстан. Алматы, 2002 г.

Каждое занятие включает теоретический материал и творческие задания. Эти курсы ориентированы на выбор профессии и подготовку учащихся к поступлению в Вузы и колледжи.

Условия реализации программы.

- наличие часов, отводимых на выполнение школьного компонента;

- предварительное разъяснение учащимся целей, задач и содержания данного курса;

- наличие квалифицированного преподавателя (роль учителя требует на сегодняшний день серьёзной теоретической подготовки, овладения новыми дидактическими понятиями, которые появляются в период изменения направления в области образования).

Обоснование необходимости программы.

Одним из направлений модернизации школьного образования является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы. Курс «Основы эволюционного учения. Пути развития органического мира» определяет содержание учебного предмета «Биология» для естественно-математического направления, необходимости для усвоения учащимися фундаментальных основ науки, углубленного изучения биологических закономерностей и явлений, создание основы для осознанного выбора профессии, связанной с биологией, медициной.

Курс предусматривает углубление знаний учащихся, полученных в предыдущих классах, а также усиление прикладной и практической направленности обучения.

Цель программы – дифференциация обучения, создания реальных условий для выявления способностей и заинтересованности каждого ученика, особое внимание уделяется формированию практических навыков через экологическое образование и воспитание, черех объяснение основных закономерностей, свойственных живым организмам с точки зрения эволюционного развития. Курс направлен на подготовку конкурентоспособной личности, что предполагает формирование основных компетенций:

  1. Коммуникативной, предлагающей умение выбрать нужный способ выражения мысли в зависимости от цели;

  2. Информационной, основывающейся на умение находить и определять информацию, необходимую для выполнения творческой работы. Умение подбирать материал по справочникам, учебникам, умение пользоваться электронными пособиями по биологии, поисковыми системами интернета.

Курс способствует развитию творческой способностей учащихся, раскрытию его личностного потенциала, получению системных знаний об эволюционном процессе живой природы.

Главная задача: новые знания, новый материал учащиеся должны пропустить «через себя», обязательно до конца осмыслить и уметь ими пользоваться (при необходимости) в дальнейшей жизни.

Изучение курса поможет учащимся соотнести свои индивидуальные возможности с современными требованиями предмета биологии и в дальнейшем определиться в выборе профессии таких как: учитель биологии, эколог, лаборант, медик, ветеринар, агроном.

Особенности данного курса.

  1. Этап, на котором вводится новый материал.

  2. Задания. Предназначенные для закрепления учащимися полученных знаний (задания даются в любой форме, в зависимости от данного материала). Целесообразно часовое занятие строить так, чтобы устная форма перемежалась письменной, и в течении этого времени ученикам была предоставлена возможность для самостоятельной работы над письменным или устным видом творческой работы с последующим её обсуждением.

Новизна.

Новизна данного курса заключается в усилении деятельностного похода по формированию компетентности в решении проблем, в самоменеджменте, коммуникативной и информационной компетентности. Внедрение данного курса также даёт возможность для развития критического мышления: активизации мыслительной деятельности, формирования их собственной точки зрения; учит рассуждать, аргументировать.

Цель курса: формирование функционально-научной грамотной личности, с точки зрения биологии, способной к развитию мыслительной деятельности в современном мире.


Научить учащихся:

  1. Излагать свои мысли, выстраивая их в логической последовательности.

  2. Отстаивать свою точку зрения.

  3. Быть социально-активной личностью.

  4. Анализировать и делать выводы.

Задача данной программы прикладного курса.

- нагрузить каждого ученика, учитывая его способности;

- повысить уровень научности учащихся;

- умение характеризовать эволюционные процессы в различных ситуациях природных явлений;

- умение совершенствовать свои знания, логику, память, мышление и воображение;

- готовить к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Реализация данной программы будет способствовать проявлению интереса к изучаемому предмету естественно-математического цикла. Т.к. на уроке зачастую не хватает времени для высказываний своих мыслей у учащихся, то прикладной курс в значительной степени предоставляет учащимся такую возможность. Занятия могут проходить и в компьютерном кабинете для фиксации устных высказываний и их дальнейшего обсуждения. Также можно прибегнуть к помощи компьютера в том случае, когда заранее будет введено в него задание. Для развития научных знаний необходимы практика и тренировка. В следствии этого почти все указанные в программе прикладного курса темы имеют практическую направленность. Эффективность обучения прослеживается в выполнении учащимися следующих видов творческих работ:

- реферат на тему занятия;

- доклад, краткое сообщение, самостоятельная работа, описание;

- заметка в газету;

- диспут, дискуссия.

Требования к подготовке учащихся.

Наиболее важным в развитии биологической деятельности учащихся является формирование социальных умений;

- раскрыть основную мысль темы;

- собирать материал к высказыванию;

- обобщать и сравнивать, приводить примеры, основанные на личных наблюдениях ;

- самостоятельно составлять географические, опорные сигналы и схемы;

- выражать свои мысли с биологической точки зрения.


Содержание курса.

  1. Введение (1 час).

Цели, задачи и значение прикладного курса.

  1. Начальные этапы развития жизни на Земле (1 час).

Первоначальные и современные взгляды на возникновение жизни.

  1. История Земли (4 часа).

Методы изучения и летопись Земли. Поэтапное развитие жизни в эрах.

  1. Основы эволюционного учения (4 часа).

Эволюционное учение К. Линея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина.

  1. Закономерности и пути развития органического мира (5 часов).

Палеонтологические доказательства, основные пути, направления и закономерности эволюций.

  1. Учение о происхождении и эволюции человека (5 часов).

Этапы эволюции человека.

  1. Социальная эволюция человека (7 часов).

История развития экологических связей человечества. Современность. Будущее.

  1. Биосфера и человек (3 часа).

Состав и свойства биосферы. Развитие ноосфер.

  1. Биопродуктивность экосистем и биогеографические области (3 часа).

Обмен веществ и энергии экосистем.

  1. Заключение (1 час).

Тематическое планирование учебного материала рассчитано на 34 часа.




Просмотр содержимого документа
«Тема программы»


Тема программы

Тема занятия

Новые понятия, термины, заключения

Повторение

Практика

1

Введение

Цели и задачи прикладного курса

Бентос, антропология, аэробионты, биомасса, геосистема. Жизнь.

Объекты изучения биологии; зарубежные и отечественные учёные, внёсшие существенный вклад в развитие биологии

Составление вопросов по теме.

2.

Начальные этапы развития жизни на Земле.

Первоначальные и современные взгляды на происхождение жизни.

Витализм, абиогенез, биогенез, креационизм, панспермия, коацерват, протобионт, теория биопоэза.

Уровни и свойства организации жизни.

Сообщения, посвящённые различным взглядам на возникновение жизни.

3-6

История Земли

История Земли и методы её изучения. Летопись Земли.

Летоисчисление, эра, период, эпоха, век, Архей, строматолиты, Протерозой.

Палеонтологические доказательства жизни.

Описание растений и животных в конце Протерозоя.



Развитие жизни в Палеозойскую

эру.

Палеозой, Кембрий, Ордовик, Силур, Девон, Карбон, Пермь, псилофиты, стегоцефалы, голосеменные растения.

Особенности архейской и протерозойской эр.

Описать ароморфозы пермского периода.



Развитие жизни в мезозойскую эру.

Триас, Юра, Бор, трикодонты, динозавры.

Особенности Палеозоя.

Описание ароморфозов в Мезозое.



Развитие жизни в Кайнозойскую эру.

Кайнозой, третичный период, гиппарионы, чертвертичный период, ароморфозы кайнозоя.

Особенности Мезозоя.

Составление таблицы растений третичного и чертвертичного периодов.

7-10.

Основы эволюционного учения.

История развития эволюционных идей.

Эволюция, эволюционное учение.

Происхождение жизни на Земле.

Составление таблицы растений, описанных Теофрастом и завезённых в Европу в эпоху Возрождения.



Эволюционное учение

К. Линея.

Систематика. Искусственная система.

Эволюционные идеи второй половины 19 века.

Реферат «Научные открытия К. Линея».



Эволюционное учение Ж.Б. Ламарка.

Эмбриология, эволюционная теория.

Искусственная система

К. Линея

Выполнить таблицу «Оценки и недостатки» учения Ж.Б. Ламарка.



Эволюционная теория

Ч. Дарвина

Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Порядок деления животных

Ж.Б. Ламарком.

Реферат «Учение Ч. Дарвина».

11-15

Закономерности и пути развития органического мира.

Палеонтологические доказательства.

Филогенетические ряды.

Макроэволюция, палеонтология, филогенетический ряд.

Микроэволюция.

Популяция.

Краткое описание предков лошадей, живших в каждом веке.



Сравнительно-анатомические доказательства эволюции.

Гомологичные органы, аналогичные органы, биогенетический закон.

Микроэволюция.

Лабораторная работа «Примеры сравнительно-анатомических доказательств эволюции». Используются гербарии растений или рисунки (коллекции) насекомых, земноводных, рыб и т.д.



Основные пути и направления эволюции органического мира.

Биологический прогресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический регресс.

Биогенетический закон.

Лабораторная работа «Анализ примеров ароморфоза, идиоадаптация растений и животных».



Главные закономерности эволюции.

Дивергенция, конвергенция, параллелизм, необратимый процесс, «Живые ископаемые»

Взаимосвязь биологических прогресса и регресса.

Сообщение «Примеры неоднородности эволюции».

16-20

Учение о происхождении эволюции человека.

Первоначальные представления о происхождении человека.

Антропология, антропогенез, рудимент, атавизм, дриопитек, рамапитек, австралопитек, человек разумный, человек умелый.

Появление жизни на Земле.

Реферат «Эволюционный этап от дриопитеков до человека разумного».



Главные этапы эволюции человека.

Архантроп, питекантроп, синантроп, Гейдельбергский человек.

Отличие человека умелого от человека разумного.

Составить таблицу «Характеристика основных групп древнейших людей».



Этапы эволюции человек. Древние и современные люди.

Палеоантропы, неандертальцы, неоантропы, кроманьонцы.

Древнейшие люди.

Составить таблицу «Систематизация основных этапов эволюции человека».



Движущие силы антропогенеза.

Биологические и социальные факторы антропогенеза. Антропоморфоз. Ноосфера

Антропогенез

Охарактеризовать социальные факторы эволюции человека.



Человеческие расы.

Негроидная раса.

Европеоидная раса.

Монголоидная раса.

Моноцентризм, полицентризм, расоведение, расизм, социальный дарвинизм.

Влияние социальных факторов в настоящее время на эволюцию человека.

Краткое сообщение «Причины возникновения рас».

21-27

Социальная экология.

Человек как биосоциальный вид.


Экологическое сходство, экологическое отличие, биосоциальный вид.

Эволюция человека.

Краткое описание «Некоторые формы социального поведения у животных».



Особенности пищевых и информационных связей человека.

Информационные связи, экосоциальные связи.

Биологическая природа человека. Обмен информацией между животными. Экологическая ёмкость среды.

Описать достоинства и недостатки современных форм хранения информации.



Использование орудий и энергии.

Орудийная деятельность.

Обеспечение организма энергией. Адаптации. Преобразование среды обитания животными.

Темы для дискуссий: 1) любая современная семья может получать пищевую энергию разными способами.

2) энергетические вложения в жизнеобеспечение современного человечества продолжают возрастать.



История развития экологических связей человечества.

Гоминиды или пралюди, древнейшие люди, древние люди, современные люди, независимость (эмансипация) от среды.

Происхождение и этапы эволюции человека, абиотические факторы среды.

Дискуссия: 1) Гипотеза – «Великие охотники»; 2) Гипотеза – «Вводная обезьяна».



История развития экологических связей человечества.

Альтруизм, фиксирование информации, социальная наследственность, культура, экосоциальные связи.

Членораздельная речь, абстрактное мышление, культурные растения и домашние животные.

Описание культурных растений, выращиваемых возле дома, на приусадебном участке.



Современность.

Промышленная революция. Урбанизация.

Человеческие расы, миграция, промышленность.

Приготовить сообщение с примерами и дополнительной информацией о росте городов.



Будущее.

Информационная революция. Экологический кризис. Природоохранное движение.

Энергетическое обеспечение, информационные связи.

Диспут: «опасный для экосистемы результат развития современных технологий – несовместимость их быстродействия с недостаточной скоростью реакций человеческого организма». Предложите пути решения этой проблемы.

28-30

Биосфера и человек

Биосфера и свойства биомассы планеты.

Гидросфера, педосфера, атмосфера, биомасса, тропосфера, стратосфера, озоновый слой, гидробионт. Планктон, бентос, зоопланктон, фитопланктон.

Биосфера как высший уровень организации жизни на планете.

Составить таблицу «Оболочки биосферы и их особенности».



Состав, возникновение и развитие биосферы.

Живые вещества,

биогенные вещества,

биокосные вещества,

биогенная миграция.

Свойства биомассы.

Реферат «Развитие биосферы».



Научно-техничекий прогресс. Развитие ноосферы.

Ноосфера, биогенез, ноогенез, ноогения, ноогеника.

Биологический круговорот веществ и формирование биосферы.

Сообщение «Влияние Семипалатинского полигона на здоровье человека».

31-33

Биопродуктивность экосистем и биогеографические области.

Обмен веществ и энергии экосистем.

Геологический и биологический круговорот, первичная и вторичная продукции, первичная валовая, первичная чистая продукции. Продуктивность.

Круговорот и обмен веществ и энергии.

Краткое описание биологической продуктивности экосистем.



Биогеографические области в биосфере.

Пангея. Лавразия. Гондвана, области: Неоарктическая. Палеоарктическая, Индомалайская, Неотропическая, Эфиопская, Австралийская.

Сообщества живых организмов.

Реферат «Сходные признаки биогеографических областей».

34

Заключение

Тема занятия по усмотрению учителя.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Айсина Наталья Ивановна

Дата: 18.10.2016

Номер свидетельства: 350321


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства