Программа по природоведению 5 класс для коррекционной школы VIIIвида
Программа по природоведению 5 класс для коррекционной школы VIIIвида
Рабочая программа по курсу природоведение составлена для учеников 5 класса коррекционной школы VIII видв на основании программы под редакцией В.В Воронковой.Содержане программы способствует формирование элементарных представлений у учащихся о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, жизни растений и животных, здоровья человека и его взаимосвязи с окружающей средой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по природоведению 5 класс для коррекционной школы VIIIвида »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Природоведение 5 класс
Адаптированная рабочая программа разработана на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 №273-ФЗ,
областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26-ЗС,
постановления Главного государственного санитарного врача СССР от 06.03. 1986 г. №4076-86 «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальный общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» (с изменениями на 29.06.2011),
локальные акты образовательного учреждения;
программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 5-9 классы,природоведение, 5 класс, 2010,
Цели.
- Формирование элементарных представлений у учащихся о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, жизни растений и животных, здоровья человека и его взаимосвязи с окружающей средой.
Задачи.
- Развивать и формировать умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять и устанавливать простейшие логические умозаключения на основе изучения объектов живой и неживой природы, сезонных явлений и взаимосвязи природных явлений.
- Развивать и формировать связную речь и расширять словарный запас на основе изучения новых биологических понятий.
- Развивать способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
- Развивать активность, любознательность и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы.
- Формировать социально приемлемые формы поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.
- Дополнительная помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными. Развивать индивидуальные способности обучающихся, их творческий потенциал.
Изучение природоведения в 5 классе школы 8-го вида направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности,овладение представлениями об окружающем мире и основными знаниями о живой и неживой природе.
В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем — естествознания.
Предмет «Природоведение» в 5 кл. - инвариативная часть учебного плана.
Количество часов в год – 61 , 2 часа в неделю.
Комплект учебной литературы для учащихся
И.В.Романов, Р.А. Петросова «Природоведение 5 класс». Москва, «Дрофа», 2013г.
Телевизор « Рубин», видеоплеер «Funai»,компьютер «Prоview»,Видеотека по курсу «Экология», «Природоведение»1,2,3, « Живая природа», « Мир вокруг нас»,Презентации по курсу естествознания по курсу природоведение5 класса, перфокарты по курсу природоведение 5кл , таблицы « Окружающий мир», таблицы по курсу естествознания, по курсу « Земля и Солнце», «Первоначальные географические понятия», « Полезные ископаемые и их использование в народном хозяйстве, таблицы « Ядовитые и съедобные грибы , глобусы, теллурий, лабораторное оборудование , тесты по курсу природоведения 5класса, учебные наборы « Полезные ископаемые, проверочные тесты по курсу природоведения 5 класс, гербарий, модель термометра.
№
п/п
Содержательные линии
Кол-во часов
Коррекционно –
развивающие задачи
Педагогические
средства, технологии
Проблемы,возникающие при изучении темы
Педагогический мониторинг
I.
Земля-планета солнечной системы.
3
На основе развития навыков восприятия и сопоставления, развитие простейших представлений о солнечной системе. На основе развития процессов анализа и синтеза дать понятие о планетах и звездах.
Развитие представлений и связной речи на основе изучения и описания местности, в условиях которой проживают учащиеся.
Развивать и формировать умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять на основе изучения сезонных
Сложности при запоминании фактического материала из-за слабого развития памяти.
Трудности при определении живого и неживого, умение определять взаимосвязь между объектами природы, из-за отсутствия навыков логического мышления.
Тестовый
опрос.
Задания на умение устанавливать простейшие связи между обитателями природы.
IV.
Природа
нашей Родины.
36
Развивать и формировать приемы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, умения устанавливать простейшие связи на основе представлений о неживой природе, о жизни растений и животных, о здоровье человека.
1.
Неживая природа.
2.
Живая природа.
Растенияи животные экологических систем.
Формировать навык логического высказывания.
Формировать процессы памяти, на основе изучения фактического материала.
Развивать и формировать приемы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, умения устанавливать простейшие связи на основе представлений о жизни растений и животных, о здоровье человека
Развивать общую и мелкую моторику при выполнении практических работ.
Элементы теории
П.Я.Гальперина,
З.Д.Талызина
«Теория поэтапного формирования умственных действий»
Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники, моря. Работа с к/к Ростовской области (р. Дон, р.Маныч, озеро Маныч-Гудило.)
1
01.12
Основные свойства воды и воздуха, их значение для
жизни человека и природы
Основные свойства воды и воздуха, их значение для
жизни человека и природы
Основные свойства воды и воздуха, их значение для
жизни человека и природы
.
Уметь пользоваться термометром, определять температуру по модели термометра, по термометру, измеряющему температуру воздуха и воды.
Описывать внешний вид полезного ископаемого, его значение в жизни человека.
Показать на карте
р. Дон, р.Маныч, озеро Маныч-Гудило.
Называть полезные ископаемые Ростовской области
Упражнения на построение логического высказывания.
Практическая работа на контурной карте.
Упражнения на построение логического высказывания.
Практическая работа
26.
Свойства воды.
1
05.12
27.
Вода и пар. Снег и дождь
1
08.12
28.
Значение воды для жизни человека.
1
12.12
29.
Воздух вокруг нас. Значение воздуха.
1
15.12
30.
Ветер-движение воздуха.
1
19.12
31.
Температура воздуха. Знакомство с термометром. Практическая работа.
1
22.12
32.
Практическая работа «Измерение температуры воды, своего тела».
1
26.12
33.
Полезные ископаемые: глина, песок.
1
12.01
34.
Торф, каменный уголь. Работа с физической картой Ростовской области.
1
16.01
35.
Нефть, газ.
1
19.01
36.
Мел, гранит, мрамор.
1
23.01
Различие живой
и неживой при-
роды, основных
представлений
о живой природе
и основных
вредителей полей,
садов и огородов.
Знать основные виды растений и животных.
Знать правила сбора грибов.
Называть представителей животного мира и места их обитания
Называть представителей животного мира и места их обитания
Называть представителей животного мира и места их обитания
Называть представителей животного мира и места их обитания
Основные отделы тела человека, значение его органов.
Описывать внешний вид полезного ископаемого, его значение в жизни человека.
Видеть отличие съедобных и ядовитых грибов
. Различать растения и животных по внешнему виду.
Различать растения и животных по внешнему виду.
Различать растения и животных по внешнему виду.
Соблюдать правила личной гигиены, поддерживать правильную осанку, Соблюдать правила безопасности в труде.
Называть полезные ископаемые Ростовской области
Работа с перфокартой.
37.
Каменная соль. Использование полезных ископаемых человеком.
1
26.01
Живая природа.
38.
Растения леса. Растения лесополосы.
1
02.02
39.
Кустарники, кустарнички травы. Растения города.
1
06.02.
40.
Грибы леса: съедобные и несъедобные. Недопустимость употребления в пищу дикорастущих грибов в Ростовской области.
1
09.02
41.
Животные леса.
1
13.02
42.
Птицы леса.
1
16.02
43.
Насекомые леса.
1
20.02
44.
Растения сада. Плодовые деревья
1
27.02
45.
Ягодные кустарники.
1
02.03
46.
Декоративные растения.
1
06.03
47.
Животные сада. Сезонные
работы в саду.
1
13.03
48.
Растения огорода.
1
16.03
49.
Помощники и вредители огорода
огородных растений.
1
30.03
Знать некоторых представителей местной флоры и фауны
Называть рыб, которые водятся в р. Дон.
Тест
Упражнения на развитие умения построения логического высказывания
Упражнения на умение формулировать логическое высказывание
50.
Растения поля: зерновые культуры.
1
03.04
51.
Вредители полей.
1
06.04
52.
Растения луга. Использование лугов.
1
10.04
53.
Животные луга.
1
13.04
54.
Растения и животные болота.
1
17.04
55.
Растения и животные водоемов.
1
20.04
56.
Рыбное богатство р. Дон.
1
24.04
57.
Животные морей и океанов.
1
27.04
V.
Человек. Охрана здоровья.
4
58.
Строение тела человека.
1
08.05
59.
Кожа. Волосяной покров. Соблюдение гигиены.
1
15.05
60.
Внутренние органы.
1
18.05
61.
Значение правильной осанки.
1
22.05
VI.
Экология. Охрана природы .
3
63.
Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Экология г. Ростова-на-Дону.Правила поведения в природе
1.
Знать некоторые виды охраняемых растений и животных
Знать правила техники безопасности при работе с инвентарем
Называть некоторые виды охраняемых растений и животных, используя материалы стенда.
Уметь пользоваться инвентарем
Особенности экологической обстановки в г.Ростове-на-Дону.
Представители охраняемых животных и растений нашего региона.
Работа с материалами стенда.
Практическая работа
64.
Красная книга Ростовской области: растения.
1.
65.
Красная книга Ростовской области: животные.
1.
68.
« уход за комнатными растениями»П/р
1.
Межпредметные связи
Письмо и развитие речи. Составление и запись связных высказываний в ответах на вопросы.
Математика. Название чисел в пределах 200. Поиск нужной страницы в учебнике.
Чтение и развитие речи. Чтение заданий, текстов, статей.
Изобразительное искусство. Изображение схематических рисунков, чертежей, схем, таблиц.
Трудовое обучение. Работа на пришкольном участке.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнаружениям), в местный краеведческий музей.
Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие в работах на пришкольном участке; ведение дневников (о наблюдениях).
Практические работы на пришкольном участке.
«Посев и посадка растений»
« Уход за растениями: полив, посадка»
Учащиеся должны уметь:
называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи: между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком);
связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельноделать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
выполнять рекомендуемые практические работы;
приводить примеры некоторых представителей растений иживотных леса, луга, поля, сада;
соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде;
соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
Учащиеся должны знать:
обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
где располагается наша страна в мире; где находится ее столица; каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство);
каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
Минимальный уровень:
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека;
соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнять несложные задания под контролем учителя;
адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, пониматьоценку педагога.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
знать способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер - травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; уметь объяснять свое решение;
выделять существенные признаки групп объектов:3,7;
знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;
вступать в беседу; обсуждать изученное; проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего итогового контроля), осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;
совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по природоведению
Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры.
Оценка «4» ставится, если ученик излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры, но допускает 1 - 2 ошибки и 1 - 2 недочета.
Оценка «3» ставится, если ученик излагает изученный материал неполно и допускает неточности и более 3 фактических ошибок, не умеет привести свои примеры.
Методическая литература
Аксёнов Е.С., Аксёнова Н.А. Декоративные растения. Т. II. (Травянистые растения).
Вакуленко В.В., Лайцева Е.Н., Клевенская Т.М и др. Справочник цветовода. М. Колос, 1996.
Гончарова Т.А. Энциклопедия лекарственных растений: (лечение травами): Т.1.- М.: Изд. Дом МСП,1997. – 560 с.
Д-р Д.Т. Хессайон. Всё о комнатных растениях Expert Books 1998.
Зозулин Г.М. Система жизненных форм высших растений. – М, 1961.
Культиасов И.М. Экология растений. – М.: Изд – во Моск. Ун-та, 1982. – 384 с.
Н. Верзилин. Путешествие с домашними растениями. – Л, 1951
Чуб В.В., Лезина К.Д. Комнатные растения. – М, 1999 – 336 с.
Энциклопедия Природы России. М.: 1997. –608с.; 48c. цв.илл.
Биология: Ботаника: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2002. – 256.: ил. (Я иду на урок)