kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по природоведению 5 класс для коррекционной школы VIIIвида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу природоведение составлена для учеников 5 класса  коррекционной школы VIII видв на основании программы под редакцией В.В Воронковой.Содержане программы способствует формирование  элементарных представлений у учащихся о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, жизни растений и животных, здоровья человека и его взаимосвязи с окружающей средой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по природоведению 5 класс для коррекционной школы VIIIвида »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Природоведение 5 класс

Адаптированная рабочая программа разработана на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 №273-ФЗ,

областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26-ЗС,

постановления Главного государственного санитарного врача СССР от 06.03. 1986 г. №4076-86 «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальный общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» (с изменениями на 29.06.2011),

локальные акты образовательного учреждения;

программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 5-9 классы, природоведение, 5 класс, 2010,

Цели.

- Формирование элементарных представлений у учащихся о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, жизни растений и животных, здоровья человека и его взаимосвязи с окружающей средой.

Задачи.

- Развивать и формировать умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять и устанавливать простейшие логические умозаключения на основе изучения объектов живой и неживой природы, сезонных явлений и взаимосвязи природных явле­ний.

- Развивать и формировать связную речь и расширять словарный запас на основе изучения новых биологиче­ских понятий.

- Развивать психические процессы, осуществлять коррекцию недостатков, воспитывать нравственные качества, содействовать социализации личности.

- Развивать способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

- Развивать активность, любознательность и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

- Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы.

- Формировать социально приемлемые формы поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.

- Дополнительная помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными. Развивать индивидуальные способности обучающихся, их творческий потенциал.





Изучение природоведения в 5 классе школы 8-го вида направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встреча­ющимися в действительности, овладение представлениями об окружающем мире и основными знаниями о живой и неживой природе.

В то же время данный учебный пред­мет для пятиклассников является подготовительным, способству­ющим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных есте­ствоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.

Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обус­ловит значительную воспитательную роль природоведения, а в даль­нейшем — естествознания.

Предмет «Природоведение» в 5 кл. - инвариативная часть учебного плана.

Количество часов в год – 61 , 2 часа в неделю.

Комплект учебной литературы для учащихся

И.В.Романов, Р.А. Петросова «Природоведение 5 класс». Москва, «Дрофа», 2013г.

Телевизор « Рубин», видеоплеер «Funai»,компьютер «Prоview»,Видеотека по курсу «Экология», «Природоведение»1,2,3, « Живая природа», « Мир вокруг нас»,Презентации по курсу естествознания по курсу природоведение5 класса, перфокарты по курсу природоведение 5кл , таблицы « Окружающий мир», таблицы по курсу естествознания, по курсу « Земля и Солнце», «Первоначальные географические понятия», « Полезные ископаемые и их использование в народном хозяйстве, таблицы « Ядовитые и съедобные грибы , глобусы, теллурий, лабораторное оборудование , тесты по курсу природоведения 5класса, учебные наборы « Полезные ископаемые, проверочные тесты по курсу природоведения 5 класс, гербарий, модель термометра.







п/п

Содержательные линии

Кол-во часов

Коррекционно –

развивающие задачи

Педагогические

средства, технологии

Проблемы,возникающие при изучении темы

Педагогический мониторинг

I.


Земля-планета солнечной системы.


3


На основе развития навыков восприятия и сопоставления, развитие простейших представлений о солнечной системе. На основе развития процессов анализа и синтеза дать понятие о планетах и звездах.


Развитие представлений и связной речи на основе изучения и описания местности, в условиях которой проживают учащиеся.



Развивать и формировать умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять на основе изучения сезонных

явлений, делать логические умозаключения.




Элементы педтех-нологии

Е.В.Бондаревской «Педагогика личностно-ориентиррванного образования».



Элементы теории П.Я. Гальперина,

З.Д.Талызина «Теория поэтапного формирования умственных действий



Проблема ло­гического из­ложения тео­ретического материала.




Не понимают причину смены времен года, из-за слабого развития про­цессов анализа и синтеза.









Упражнения описательного характера.








Тестовые задания

П.


Сезонные изменения в природе.


15


1.


Смена времен года. Погода.




2.



Осень.



3.


Зима.



4.


Весна.



5.


Лето.



III.


Наша страна.


3


Формировать процессы памяти на основе изучения фактического материала о своей стране.



Элементы теории Д.В. Эльконина,

Б.В. Давыдова «Технология со­держательного общения»


Элементы теории Д.В. Эльконина,

Б.В. Давыдова «Технология со­держательного общения»


Сложности при запоминании фактического материала из-за слабого развития памяти.


Трудности при определении живого и неживого, умение определять взаимосвязь между объек­тами природы, из-за отсутствия навыков логического мышления.

Тестовый

опрос.





Задания на умение уста­навливать простейшие связи между обитателями природы.


IV.


Природа

нашей Родины.


36


Развивать и формировать приемы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, умения устанавливать простейшие связи на основе представлений о неживой природе, о жизни растений и животных, о здоровье человека.


1.


Неживая природа.










2.



Живая природа.

Растенияи животные экологических систем.




Формировать навык логического высказывания.


Формировать процессы памяти, на основе изучения фактического материала.

Развивать и формировать приемы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, умения устанавливать про­стейшие связи на основе представлений о жизни растений и животных, о здоровье человека


Развивать общую и мелкую моторику при выполнении практических работ.



Элементы теории

П.Я.Гальперина,

З.Д.Талызина

«Теория поэтапного формирования умственных действий»



Элементы теории Д.В. Эльконина,

Б.В. Давыдова «Технология со­держательного общения»



Слабое развитие общей и мелкой моторики.



Сложности запоминания фактического материала, из-за слабого развития процессов памяти.



Слабое развитие общей и мелкой моторики.


Задания в виде устного опроса, на выяснение уровня знаний о значении, строе­ния и взаимо­связи органов человеческого тела и природы.


Практические работы.


V.


Человек.

Охрана здоровья.

5

VI.


Экология.

Охрана природы.


3

VII.


Труд на пришко­льном участке и в школе.


3

















Календарно - тематическое



планирование













п/п

Тема

Кол-

во

час

Дата

Обязательный минимум

Региональный

компонент

Мониторинг

по

план

по

факт

знать

уметь

I.


Земля-планета солнечной системы

3




Понятие живого и неживого, иметь общее представление о

небесных телах природы .Знать о приоритете нашей страны в освоении космического пространства и освоении его человеком.


На таблице показывать планеты солнечной системы.

Называть имя первого космонавта земли(Ю.А.Гагарина)




Устный опрос с использованием материалов таблицы.


1.


Небесные тела. Солнце - раскаленное небесное тело (звезда).


1

01.09


2.


Планеты солнечной системы.

1


05.09


3.

Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.

1

08.09


II.


Сезонные изменения в природе .


15








4.


Погода: облачность, осадки, температура воздуха, сила ветра.


1

12.09


Знать виды осадков, особенности высоты Солнца и его влияние на продолжительность дня в разное время года.

Изображать условными знаками осадки, направление ветра, записывать положительную и отрицательную температуру.



5.


Смена времени года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года.


1

15.09.


6.


Осень (ранняя золотая, поздняя). Признаки осени. Особенности осени в нашем городе.



1

19.09


Знать некоторые виды местных растений и животных.

Особенности протекания осени и зимы в нашем крае.


Знать некоторые виды местных растений и животных.



Особенности протекания осени и зимы в нашем крае.

Описывать сезонные изменения в природе, сезонные работы людей, распознавать перелетных и зимующих птиц.

Описывать местные особенности времен года.





Определять по иллюстрациям перелетных и зимующих птиц.

Знать некоторых представители флоры и фауны

РО.


Особенности погоды и протекания времен года в нашей местности.





Особенности протекания времен года в Ростовской области.





Упражнения описательного характера



Упражнения, направленные на умение выстраивать логическое высказывание

7.

Осень: ранняя ,золотая, поздняя, Признаки осени. Особенности осени в нашем городе.

1

22.09


8.

Человек и природа осенью. Народные приметы, приметы Донского края.

1

26.09


9.

Экскурсия в природу «Осенние явления в жизни растений и животных»

1

29.09


10.

Зима. Признаки зимы.

1

03.10


11.

Птицы перелетные и зимующие. Народные приметы.

1

06.10


12.

Экскурсия в природу «Зимние явления в жизни растений и животных»

1

10.10


13.


Весна, признаки весны.


1

13.10


Знать признаки изучаемых времен года и причину смену времен года, особенности деятельности человека каждый период.


Описывать времена года по основным признакам

Особенности протекания весны в Донском краю, применение агротехнических приемов.



14.


Появление первых насекомых, прилет птиц.

1

1710


15.


Весенние заботы человека (вспашка, посев, посадка). Весенние праздники. Народные приметы.


1

20.10


16.


Лето. Признаки лета.


1

24.10


Знать признаки изучаемых времен года и причину смену времен года, особенности деятельности человека каждый период.


Описывать времена года по основным признакам




Особенности лета в Ростовской области и связанные с ними правилами ухода за посевами и посадками

Упражнения, направленные на умение выстраивать логическое высказывание

17.


Уход человека за растениями (прополка, полив, сенокос, жатва, сбор летнего урожая).

1

27.10


18.


Экскурсия в природу «Летние явления в жизни растений и животных»

1

27.05.


III.

Наша страна

3







19.


Российская Федерация. Москва - столица нашей Родины.


1

10.11


Название нашего государства и столицы, особенности видов связи между городами.

Особенности видов связи между городами

Показать на карте расположение

г.Ростова-на-Дону и

г. Москва



Иметь понятие о Донском регионе.



Комментиро-

ванное чтение





20.

Транспорт в Москве.


1

14.11


21.


Города нашей Родины. Средства сообщения между городами.


1

17.11



IV.


Природа нашей Родины.



36









Неживая природа.










22.


Разнообразие поверхно­сти: равнины, овраги.


1

21.11







Понятие почвы и ее плодородия.






Описывать свойства почвы,необходимые для роста растения

Называть «чернозем» как основной тип почвы ростовской области.



23.


Горы. Холмы.


1

24.11


24.


Почвы: песочная, гли­нистая, черноземная; плодородная, неплодо­родная.


1

28.11


25.


Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники, моря. Работа с к/к Ростовской области (р. Дон, р.Маныч, озеро Маныч-Гудило.)

1

01.12






Основные свойства воды и воздуха, их значение для

жизни человека и природы


Основные свойства воды и воздуха, их значение для

жизни человека и природы






Основные свойства воды и воздуха, их значение для

жизни человека и природы


.






Уметь пользо­ваться термо­метром, опре­делять температуру по модели термометра, по термометру, измеряющему температуру воздуха и воды.











Описывать внешний вид полезного ископаемого, его значение в жизни человека.



Показать на карте

р. Дон, р.Маныч, озеро Маныч-Гудило.














Называть полезные ископаемые Ростовской области

Упражнения на построение логического высказывания.


Практическая работа на контурной карте.


Упражнения на построение логического высказывания.













Практическая работа



26.


Свойства воды.

1

05.12


27.


Вода и пар. Снег и дождь

1

08.12


28.


Значение воды для жиз­ни человека.

1

12.12


29.


Воздух вокруг нас. Зна­чение воздуха.


1

15.12


30.


Ветер-движение воздуха.


1

19.12


31.


Температура воздуха. Знакомство с термометром. Практическая ра­бота.


1

22.12


32.


Практическая работа «Измерение температуры воды, своего тела».


1

26.12


33.


Полезные ископаемые: глина, песок.


1

12.01


34.


Торф, каменный уголь. Работа с физической картой Ростовской об­ласти.


1

16.01


35.

Нефть, газ.

1

19.01


36.


Мел, гранит, мрамор.


1

23.01


Различие живой

и неживой при­-

роды, основных

представлений

о живой природе

и основных

вредителей полей,

садов и огородов.



Знать основные виды растений и животных.




Знать правила сбора грибов.






Называть пред­ставителей жи­вотного мира и места их обита­ния











Называть пред­ставителей жи­вотного мира и места их обита­ния













Называть пред­ставителей жи­вотного мира и места их обита­ния



Называть пред­ставителей жи­вотного мира и места их обита­ния






Основные отделы тела человека, значение его органов.







Описывать внешний вид полезного ископаемого, его значение в жизни человека.














Видеть отличие съедобных и ядовитых грибов





. Различать растения и животных по внеш­нему виду.










Различать растения и животных по внеш­нему виду.

















Различать растения и животных по внеш­нему виду.






Соблюдать правила личной гигиены, поддерживать правильную осанку, Соблюдать правила безопасности в труде.






Называть полезные ископаемые Ростовской области





























Работа с перфокартой.






37.


Каменная соль. Использование полезных ископаемых человеком.


1

26.01




Живая природа.





38.


Растения леса. Растения лесополосы.


1

02.02


39.


Кустарники, кустарнички травы. Растения города.

1

06.02.


40.


Грибы леса: съедобные и несъедобные. Недопустимость употребления в пищу дикорастущих грибов в Ростовской области.

1

09.02


41.


Животные леса.


1

13.02


42.


Птицы леса.


1

16.02


43.


Насекомые леса.


1

20.02


44.


Растения сада. Плодовые деревья


1

27.02


45.


Ягодные кустарники.


1

02.03


46.


Декоративные растения.


1

06.03


47.


Животные сада. Сезонные

работы в саду.

1

13.03


48.


Растения огорода.


1

16.03


49.


Помощники и вредители огорода

огородных растений.


1

30.03









Знать некоторых представителей местной флоры и фауны










Называть рыб, которые водятся в р. Дон.

Тест





Упражнения на развитие умения построения логического высказывания











Упражнения на умение формулировать логическое высказывание

50.


Растения поля: зерновые культуры.


1

03.04


51.


Вредители полей.


1

06.04


52.


Растения луга. Использование лугов.


1

10.04


53.


Животные луга.


1

13.04


54.


Растения и животные болота.


1

17.04


55.


Растения и животные водоемов.


1

20.04


56.


Рыбное богатство р. Дон.


1

24.04


57.

Животные морей и океанов.

1

27.04



V.


Человек. Охрана здоровья.



4



58.


Строение тела человека.


1

08.05


59.


Кожа. Волосяной по­кров. Соблюдение ги­гиены.


1

15.05


60.


Внутренние органы.


1

18.05


61.


Значение правильной осанки.

1

22.05


VI.


Экология. Охрана природы .


3







63.


Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Экология г. Ростова-на-Дону.Правила поведения в природе

1.








Знать некоторые виды охраняемых растений и животных











Знать правила техники безопасности при работе с инвентарем






Называть некоторые виды охраняемых растений и животных, используя материалы стенда.










Уметь пользоваться инвентарем






Особенности экологической обстановки в г.Ростове-на-Дону.

Представители охраняемых животных и растений нашего региона.









Работа с материалами стенда.








Практическая работа

64.


Красная книга Ростовской области: растения.

1.



65.




Красная книга Ростовской области: животные.

1.






















68.


« уход за комнатными растениями»П/р

1.











































Межпредметные связи

Письмо и развитие речи. Составление и запись связных высказываний в ответах на вопросы.

Математика. Название чисел в пределах 200. Поиск нужной страницы в учебнике.

Чтение и развитие речи. Чтение заданий, текстов, статей.

Изобразительное искусство. Изображение схематических рисунков, чертежей, схем, таблиц.

Трудовое обучение. Работа на пришкольном участке.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.

Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнаружениям), в местный краеведческий музей.

Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие в работах на пришкольном участке; ведение дневников (о наблюдениях).

Практические работы на пришкольном участке.

«Посев и посадка растений»

« Уход за растениями: полив, посадка»















Учащиеся должны уметь:

называть конкретные предметы и явления в окружающей об­становке, давать им обобщенные названия; устанавливать простей­шие связи: между обитателями природы (растениями и животны­ми, растениями и человеком, животными и человеком);

связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельноделать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

выполнять рекомендуемые практические работы;

приводить примеры некоторых представителей растений иживотных леса, луга, поля, сада;

соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, бе­зопасности в труде;

соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не
губить растения.

Учащиеся должны знать:

обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие нежи­вой и живой природы;

где располагается наша страна в мире; где находится ее столи­ца; каковы ее особенности; чем занимается население страны (хо­зяйство);

каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

основные правила охраны природы и необходимость береж­ного отношения к ней;

основные отделы тела человека, значение его наружных и внут­ренних органов, их взаимосвязь.

Минимальный уровень:

узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

относить изученные объекты к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека;

соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

выполнять несложные задания под контролем учителя;

адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, пониматьоценку педагога.

Достаточный уровень:

узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

знать способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер - травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);

называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; уметь объяснять свое решение;

выделять существенные признаки групп объектов:3,7;

знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;

вступать в беседу; обсуждать изученное; проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего итогового контроля), осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;

совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;

осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.



Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по природоведению

Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры.

Оценка «4» ставится, если ученик излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры, но допускает 1 - 2 ошибки и 1 - 2 недочета.

Оценка «3» ставится, если ученик излагает изученный материал неполно и допускает неточности и более 3 фактических ошибок, не умеет привести свои примеры.



Методическая литература

Аксёнов Е.С., Аксёнова Н.А. Декоративные растения. Т. II. (Травянистые растения).

Вакуленко В.В., Лайцева Е.Н., Клевенская Т.М и др. Справочник цветовода. М. Колос, 1996.

Гончарова Т.А. Энциклопедия лекарственных растений: (лечение травами): Т.1.- М.: Изд. Дом МСП,1997. – 560 с.

Д-р Д.Т. Хессайон. Всё о комнатных растениях Expert Books 1998.

Зозулин Г.М. Система жизненных форм высших растений. – М, 1961.

Культиасов И.М. Экология растений. – М.: Изд – во Моск. Ун-та, 1982. – 384 с.

Н. Верзилин. Путешествие с домашними растениями. – Л, 1951

Чуб В.В., Лезина К.Д. Комнатные растения. – М, 1999 – 336 с.

Энциклопедия Природы России. М.: 1997. –608с.; 48c. цв.илл.

Биология: Ботаника: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2002. – 256.: ил. (Я иду на урок)



Согласовано Согласовано

Протокол заседания методического совета

ГКОУ РО школы-интерната №42

г. Ростова-на-Дону


от 27 августа 2014 г. №1


___________ Мошкина Т.Н.


Заместитель директора по УР

ГКОУ РО школы-интерната №42


_______________Шкарупа О.П.

28 августа 2014 г.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по природоведению 5 класс для коррекционной школы VIIIвида

Автор: Матюхина Тамара Юрьевна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138996


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства