Программа дополнительного образования детей и взрослых ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ГЕОБИОНТИКА»
Программа дополнительного образования детей и взрослых ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ГЕОБИОНТИКА»
Основной принцип программы “Геобионтика” – дать обучающимся возможность познать окружающий их мир на своем собственном опыте, в конкретных делах, поступках. Содержание данной программы заключается в развитии и углублении того материала, который изучается в школе и позволяет детям на основе живых впечатлений о взаимных связях человека с природой дать обоснование целесообразности норм и правил поведения в природной среде.
В связи с быстрым ростом объёма знаний и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных общеразвивающих программ. Такие программы способствуют правильному представлению о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования детей и взрослых ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ГЕОБИОНТИКА» »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Семёновская средняя общеобразовательная школа
Гусь-Хрустального района Владимирской области
Программа дополнительного образования детей и взрослых
ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«ГЕОБИОНТИКА»
Возраст детей 10-13 лет
Срок реализации – 3 года
Разработана:
Воронцова Марина Васильевна,
педагог дополнительного образования,
учитель географии и биологии
I квалификационная категория
Семёновка-2013
Пояснительная записка
“Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя”
Е. Евтушенко
Современные школьники отличаются от детей прошлых поколений любознательностью и
большей информированностью. К сожалению, эти знания, как правило, оказываются, не
систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается
все больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если раньше ребенок
10-13 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в
семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря
средствам массовой информации, компьютеру, в частности, Интернету, и книгам ребята могут
знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об
окружающих предметах. В результате у учащихся оказываются разные знания и вопросы об
окружающем мире. Перед педагогом встает трудная задача построить занятие таким образом,
чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы обучающихся и удовлетворить их любопытство,
а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и соединить новые знания с
приобретенным опытом.
Основной принцип программы “Геобионтика” – дать обучающимся возможность познать
окружающий их мир на своем собственном опыте, в конкретных делах, поступках. Содержание
данной программы заключается в развитии и углублении того материала, который изучается в
школе и позволяет детям на основе живых впечатлений о взаимных связях человека с природой
дать обоснование целесообразности норм и правил поведения в природной среде.
В связи с быстрым ростом объёма знаний и снижением познавательной преобразующей
предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании
дополнительных общеразвивающих программ. Такие программы способствуют правильному
представлению о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”.
Дополнительная общеразвивающая программа “Геобионтика” носит практикоориентированный
характер и направлена на интеллектуальное воспитание личности ребенка,
развитие познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.
Дополнительная образовательная программа «Геобионтика» эколого-биологической направленности разработана на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы». М.: Просвещение, 1993.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: расширить знания обучающихся путем формирования у них
адекватного представления о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе путем
активизации познавательной и творческой деятельности.
2. Создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
3. Способствовать развитию умения самостоятельно ухаживать за растениями и животными в живом уголке.
4. Формировать такие качества личности как отзывчивость на чужую боль, аккуратность в делах, чувство долга, доброту, умение видеть красоту окружающего мира.
5. Уметь работать с литературой, правильно вести наблюдения и дневники.
6. Вести здоровый образ жизни.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
тип – дополнительная;
вид – модифицированная;
направленность – эколого-биологическая.
Классификация:
по признаку “общепрофессиональное” – общеразвивающая;
по цели обучения – познавательная;
по образовательным областям – биология, география, экология;
по возрасту – одновозрастная, учащиеся одного класса (10-13 лет);
по масштабу действия – учрежденческая;
по срокам реализации – трехгодичная(с 5 по 7класс).
Эколого-биологическая направленность – одна из сфер дополнительного образования детей, в рамках которой реализуется его содержание.
Главная цель реализации дополнительного образования эколого-биологической направленности – формирование разносторонних представлений обучающихся о живых организмах, процессах, взаимосвязях и закономерностях живой природы, овладение методами биологических и экологических исследований, развитие бережного отношения к живой природе.
Эколого-биологическая направленность – исторически сложившаяся сфера дополнительного образования детей, в рамках которой:
создаются условия для изучения биологических и экологических дисциплин;
предлагаются для освоения образовательные программы разных уровней по данным дисциплинам, в том числе не входящим в перечень учебных предметов общеобразовательной школы, а также междисциплинарные образовательные программы;
Создаются условия для разнообразной индивидуальной практической, экспериментальной, проектной и исследовательской деятельности в области эколого-биологических дисциплин.
В рамках эколого-биологической направленностис ложились и реализуются образовательные программы по таким предметно-тематическим направлениям, как:
экология
общая биология
зоология, в том числе орнитология, герпетология, энтомология
ботаника и растениеводство
география.
Отбор образовательного содержания в рамках эколого-биологической направленности осуществляется на основе общепринятых педагогических принципов:
научность
доступность
единство обучения, воспитания и развития
систематичность и последовательность
системность образования
фундаментальность
гуманизация
интеграция
дифференциация
вариативность
наглядность
историзм.
Кроме того, существенную роль в отборе образовательного содержания эколого-биологической направленности играют также специфические методикобиологические принципы:
единство живого
системность природы
причинность и историзм процессов и явлений живой природы
сезонность природных явлений
вхождение в природу (непосредственный контакт с природными объектами)
краеведение
экологизация.
Образовательный результат при освоении образовательной программы эколого-биологической направленности
Общими результатами освоения обучающимся программ эколого-биологической направленности служат:
система представлений о живой природе, о взаимоотношениях еѐ компонентов и человека
система умений и навыков познания живой природы и определѐнных форм взаимоотношений с еѐ составляющими
система позитивных отношений к живой природе в целом и к еѐ компонентам в частности
В каждой программе эколого-биологической направленности данные общие результаты конкретизируются в соответствии со спецификой программы, которая предусматривает освоение обучающимися определѐнной системы экологических и биологических знаний, умений и навыков взаимодействия с объектами природы, соответствующего отношения к окружающему миру.
задачи первого года обучения:
Обучающие:
сформировать у обучающихся представление о предметах и явлениях природы и
общественной жизни;
способствовать приобретению новых знаний;
раскрыть обучающимся в доступной форме взаимосвязи, существующие в природе и
общественной жизни;
научить проводить опыты и наблюдения;
сформировать у обучающихся трудовые навыки и умения по уходу за животными уголка
научить детей простейшим правилам поведения в лесу;
научить заботиться о чистоте двора, участка эколого-биологического центра, территории школы.
Развивающие:
развить инициативу исследователя, способствовать освоению экспериментальной и
учебно-исследовательской работы;
развить у обучающихся интерес к познанию окружающего мира;
развить у ребят умение самостоятельно анализировать.
Воспитывающие:
воспитать у обучающихся бережное отношение к природе;
воспитать у обучающихся любовь к своему городу;
воспитать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать другим
людям, поддерживать их в трудную минуту;
воспитать уважительное отношение к традициям своего народа.
задачи второго года обучения:
Обучающие:
сформировать у обучающихся экологического стиля жизни на основе реального
восприятия экологического состояния городской среды и ряда природных объектов;
сформировать навыки посадки и выращивания комнатных и декоративных растений, а
также основным правилам ухода за ними;
научить детей заботиться о чистоте своего двора, а также участка Коми РЭБЦ;
ознакомить обучающихся с экологическим состоянием городских объектов;
расширить знания учащихся об исчезнувших и исчезающих животных Красной Книги;
обучить детей технике изготовления панно, композиций и сувениров из природного
материала;
ознакомить обучающихся с экологическим календарем;
расширить знания обучающихся о биологическом разнообразии всего живого на Земле;
расширить знания обучающихся в области рационального природопользования;
расширить знания обучающихся по охране окружающей среды и здоровья человека.
Развивающие:
развить трудовые навыки и умения по уходу за комнатными и декоративными растениями;
развить у обучающихся творческих способностей, эстетического вкуса;
развить логическое мышление;
развить навыки работы с литературой;
развить чувство товарищества и коллективизма;
способствовать приобретению обучающимися положительного опыта общения с природой;
развить потребность в творческом самовыражении.
Воспитывающие:
воспитать у обучающихся любовь к своему городу;
воспитать у обучающихся ответственное и заботливое отношение к выращенным растениям;
воспитать у обучающихся бережное отношение к своему дому и его благам;
воспитать у обучающихся умение видеть и ценить красоту природы;
воспитать у обучающихся стремление не причинять вреда объектам городской и природной среды.
Этапность:
В процессе воспитания и развития экологической культуры у детей школьного возраста нельзя не учитывать различий в способах восприятия ими окружающего мира, явлений, в стилях познания, зависящих от доминирующего полушария головного мозга.
Образование и воспитание детей младшего школьного возраста должно осуществляться с учётом того, что мироощущение этих детей характеризуется доминированием работы правого полушария мозга, а значит, и развитостью воображения и способности целостно воспринимать мир. Это диктует настоятельную потребность в радикальном пересмотре принципов воспитания младших школьников с учётом их психического развития. А вот опыт социальных отношений у них беден и ограничен. Основное воспитание детей этого возраста концептируется на социальном круге отношений – к самому себе, к сверстникам, взрослым. Для детей входящих в социальный мир, этот аспект оказался более значимым, чем отношение к природному окружению, которое воспринимается ими как данность, как естественный жизненный фон.
I.этап. Предполагается формирование у учащихся элементарных экологических знаний.
II.этап. В школьном возрасте восприятие окружающего мира несколько иное, весь спектр отношений с природой у них эмоционально окрашен. Осуществляется поиск наиболее адекватного взаимодействия с окружающим миром. Быстро увлекаясь тем или иным занятием, столь же быстро его сменяют. Эффект взрослости и потребность в творческой самореализации сопровождается повышенным интересом к самопознанию. Это можно использовать как опору в строительстве личности, развитие экологической культуры. Добиваться данных качеств реальнее, если идти к этому косвенным путём, используя потребность в самосознании.
На этом этапе не только расширяются экологические знания, но и формируются практические умения и навыки (уход за домашними животными; опытничество; озеленение кабинета, своей комнаты). Вся работа должна быть построена на доверии и сотрудничестве.
В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования и в рамках реализации Приоритетного Национального Проекта «Образование» в образовательных учреждениях РФ начали широко применяться информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Широкому внедрению ИКТ в процесс образования способствует оснащение школ современной компьютерной техникой, интерактивными досками, электронными учебными пособиями, цифровыми микроскопами и т д.
В настоящее время разработано множество мультимедийных учебных пособий по биологии, которые можно использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при подготовке к олимпиадам, при научно-исследовательских работах учащихся, при подготовке к ГИА. Применение информационных технологий при подготовке к ГИА имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структуры электронных учебных пособий позволяют быстро осуществлять переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа технологии при подготовке к ГИА является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование готовых электронных продуктов при подготовке к ГИА по биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Но, к сожалению, среди имеющихся на сегодняшний день учебных электронных пособий трудно найти такой, который бы позволял в полной мере осуществлять успешную подготовку выпускников к ГИА. Среди большого количества электронных учебных пособий выпускникам самостоятельно трудно выбрать такие, которые бы помогли им за короткий период с максимальной эффективностью повторить теоретический материал по всем разделам основного школьного курса биологии, закрепить знания и провести самоконтроль и объективную самооценку знаний с помощью тестов и заданий, аналогичных содержанию ГИА. Теоретический материал многих мультимедийных пособий включает много лишней информации, и ученику трудно выделить нужные для сдачи ГИА материалы. Содержание и формы тестов в них не всегда соответствуют содержанию заданий в контрольно-измерительных материалах (КИМ) ГИА.
Содержание кружка и его объем определены на основе кодификатора элементов содержания, стандарта основного общего образования по биологии и географии.
частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
Формы обучения:
коллективные (беседа, дискуссия, объяснение и т.п.);
групповые ;
индивидуальные.
Основные средства обучения:
электронные учебные пособия;
теоретические материалы в электронном и печатном формате;
презентации;
видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Для достижения хороших результатов при реализации программы предусматривается применение следующих дидактических форм и методов:
работа учащихся с определителем, научно-популярной литературой
биологическая графика учащихся
выступления и доклады учащихся
цифровая фотосьёмка
викторины и конкурсы
обучающие игры
посещение биологических музеев, выставок
совместные занятия с другими учебными группами
работа с компьютерными программами (по индивидуальному графику)
2.Полевые:
экскурсии в природу
полевые исследования
взятие образцов биологических объектов для дальнейшего изучения
3.Комплексные:
индивидуальные и групповые полевые исследовательские работы учащихся (наблюдения, опыты)
Формы подведения итогов:
викторины по разделам
проверочный тест
написание исследовательской работы и её защита на итоговых занятиях
Примеры тем для самостоятельных исследовательских работ:
- Плесневые грибы на кухне.
- Пчела – общественное насекомое.
- Полевые цветы.
- Биологическое разнообразие природного объекта(луг возле школы, огород и т. п.)
- Лекарственные растения Гусь-Хрустального района.
- Экологические проблемы посёлка.
- Стресс – как фактор формирования здоровья.
- Эколог – профессия современности.
- Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
- В здоровом теле – здоровый дух.
- Методы биологических исследования.
- Экология – как наука и т.д.
Первый год обучения:
№
Тема
Всего часов
Предполагаемая дата проведения
1
Введение.
1
2
Мы – на Земле.
1
3
Как образовалась Земля.
1
4
Природа вокруг нас.
1
5
Значение природы в жизни Земли.
1
6
Мир и человек. Экологизация современного общества.
1
7
Мы в ответе за тех, кого приручили
1
8
Дикие животные нашей местности
1
9
Птицы: перелётные и зимующие
1
10
Самое-самое на Земле
1
11
Времена года и их влияние на природу
1
12
Дом, в котором я живу
1
13
Здоровый образ жизни
1
14
Взаимосвязь природных факторов и здоровья человека.
1
15
Комнатные растения – систематика, разнообразие
1
16
Биологические особенности комнатных растений
1
17
Выгонка луковичных и корневищных растений
1
18
Домашние животные.
1
19
Экология и быт.
1
20
Качество среды обитания.
1
21
Правильное питание.
1
22
Хочу всё знать.
1
23
Профессии, связанные с природой( шахтер, лесник, геолог, метеоролог, ветеринар, зоотехник, агроном и др.)
1
24
Мониторинг воздуха в кабинете(t, влажность, микроорганизмы и т. п.)
1
25
Занимательная география
1
26
Природные рекорды.
1
27
Животные – рекордсмены.
1
28
Растения – уникумы.
1
29
Весенние явления в природе.
1
30
Жизнь леса. Леса нашей местности.
1
31
Жизнь океана. Океаны и человек.
1
32
Жизнь гор.
1
33
Формы жизни на Земле.
1
34
Сокровища Земли под охраной человечества.
1
35
Опасные животные нашей местности.
1
36
Мы на карте и глобусе.
1
37
Скоро – весна – прилетят птицы!
1
38
Самопознание и саморазвитие.
1
39
Пр. р. «Выращивание одноклеточных грибов»
1
40
Пр. р. «Уход за растительным объектом»
1
41
Мониторинг освещённости кабинета.
1
42
Разнообразие форм жизни Земли.
1
43
Микроорганизмы – разнообразие и распространение.
1
44
Пр. р. «Определение вида одноклеточной водоросли»
1
45
Ландшафты Земли.
1
46
Ландшафты нашей местности.
1
47
Человек и природные ландшафты.
1
48
Живые приборы: глаз уникальный оптический прибор.
1
49
Пр. р. «Уход за растениями»
1
50
Экология растений лесов.
1
51
Экология растений пустынь.
1
52
Экология растений болот.
1
53
Экология растений тропиков.
1
54
Экология растений горных областей.
1
55
Экология океанов Земли.
1
56
Вода – необыкновенный минерал.
1
57
Пр. р. «Уход за растениями в школе»
1
58
Пр. р. «Посадка семян для рассады»
1
59
Условия прорастания семян.
1
60
Эстетическое значение растений.
1
61
Экскурсия на природный объект(овраг).
1
62
Пр. р. «Наблюдение за птицами вокруг школы»
1
63
Пр. р. «Уход за рассадой»
1
64
Мониторинг осанки участников кружка.
1
65
Пр. р. «Высадка рассады на клумбы»
1
66
Лето – безопасность на воде и в быту.
1
67
Экология отдыха человека.
1
68
Итоговое занятие.
1
итого
68 часов
Второй год обучения
№
сроки проведения
Тема
Кол-во часов
1
Введение
1
2
Вспомним о лете.
1
3
Экскурсия на природный объект(луг и тополиная аллея)
1
4
Что происходит осенью с растениями и животными.
1
5
Пр. р. «Подготовка растительного объекта(кустарник у школьной клумбы, растение) к зимовке»
1
6
Птицы перелётные и местные.
1
7
Зелёные жители школы.
1
8
Пр. р. «Уход за комнатными растениями в кабинете»
1
9
Влияние осени на самочувствие и здоровье человека.
1
10
Что летом собрали – польза овощей, ягод и фруктов.
1
11
Здоровый образ жизни.
1
12
Для чего растениям зимой нужен снег.
1
13
Как животные приспособились к зиме.
1
14
Пр. р. «Школьные растения зимой – уход»
1
15
Помощь зимующим птицам.
1
16
Как животные нашей местности переносят зиму.
1
17
Почему зимой люди болеют.
1
18
Среда обитания и здоровье человека
19
Солнце выше – день длиннее.
1
20
Пр. р. «Уход за растениями в кабинете»
1
21
У нас зима – где-то весна!
1
22
Экскурсия в тополиную аллею.
1
23
Помощь зимующим птицам. Наблюдения за птицами.
1
24
Скоро - весна!
1
25
Рост и развитие растений.
1
26
Пр. р. «Посадка семян и укоренение черенков»
1
27
Скоро птицы прилетят.
1
28
Наблюдение за прорастанием растений из семян.
1
29
Пр. р. «Уход за растениями в кабинете»
1
30
Для чего растениям вода и удобрения.
1
31
Экскурсия на луг и тополиную аллею.
1
32
Пр. р. «Уход за растениями в кабинете»
1
33
Особенности развития растений.
1
34
Наблюдения за развитием растений.
1
35
Сбор и подготовка материала для создания реферата(«Состояние экологической среды твоего места обитания (природного окружения) и его влияние на здоровье»).
1
36
Культура отдыха в природном окружении
1
37
Природа - источник положительных эмоций в жизни и творчестве человека.
1
38
Права и обязанности человека в сохранении своего здоровья и окружающей природы.
1
39
Продолжение работы по реферату(Первичные наблюдения. Набор фактического материала)
1
40
Мониторинг осанки участников кружка.
1
41
Пр. р. «Уход за растениями в кабинете»
1
42
Занимательная ботаника: о чём не узнаешь на уроке.
1
43
Что нужно охранять? Основные вопросы экологического мониторинга.
1
44
Пр. р. «Подготовка растения к лету(обрезка кустарника)»
1
45
Занимательная анатомия.
1
46
Видовое разнообразие растительного и животного мира природного окружения
1
47
Изучение цветковых растений пришкольного участка.
1
48
Продолжение работы по реферату.
1
49
Самостоятельные полевые исследования – как их проводят.
1
50
Пр. р. «Уход за растениями в кабинете».
1
51
Является ли человек совершенным существом?
1
52
Биологические ритмы. Погода и самочувствие. Ландшафт и здоровье.
1
53
Экстремальные условия жизни.
1
54
Профессиональные заболевания.
1
55
Среда жилого и рабочего помещений.
1
56
Виды загрязнений среды.
1
57
Работа по реферату.
1
58
Пр. р. «Уход за растениями в кабинете».
1
59
Мониторинг микроклимата кабинета.
1
60
Защита организма от загрязнений. Гигиена и санитария.
1
61
Физическая и духовная красота человека в искусстве.
1
62
Работа по реферату.
1
63
Экскурсия на природный объект(тополиная аллея).
1
64
Пр. р. «Уход за растениями в кабинете».
1
65
Предварительные итоги работы над рефератом.
1
66
Экология труда и отдыха.
1
67
Оформление реферата.
1
68
Итоговое занятие(защита реферата)
1
итого
68
Третий год обучения:
№
Сроки проведения
Тема
Кол-во часов
1
Введение
1
2
Наши успехи(рассказ о выращенных летом растениях)
1
3
Земля – наш дом. Земля и земля.
1
4
Люди на Земле: численность, этно-религиозный состав.
1
5
Экологическая этика в истории и современности
6
Мы – на карте.
1
7
Природа нашего края.
1
8
Заповедные места.
1
9
Заповедные места нашей местности.
1
10
Зоопарки мира.
1
11
Национальные парки мира.
1
12
Земля и космос.
1
13
От чего зависит смена времён года.
1
14
У нас – зима, в Австралии – лето.
1
15
Мы на карте России.
1
16
Равнины Земли.
1
17
Горы Земли.
1
18
Океаны и моря.
1
19
Жизнь в океане.
1
20
Самое-самое на Земле.
1
21
Загадки планеты.
1
22
Страны и народы.
1
23
Интересное у нас.
1
24
Интересное в мире.
1
25
Народы и традиции.
1
26
Интересное о разном.
1
27
Жизнь людей нашей местности.
1
28
Мы можем помочь Природе!
1
29
Как люди восстанавливают утраченное(природоохранная деятельность)
1
30
Мы в ответе за Землю.
1
31
Антропогенное воздействие на биосферу.
32
Исчезнувшие животные.
1
33
Исчезающие животные.
1
34
Охраняемое в нашей местности.
1
35
Пр. р. «Исследование работы органов осязания: оценка веса тел, давления,t».
1
36
День биологического разнообразия.
1
37
Мониторинг микроклимата кабинета.
1
38
Пр. р. «Уход за растениями в кабинете»
1
39
Занимательная анатомия: чего не узнаешь на уроке.
1
40
Экологическая тревога.
1
41
Мониторинг осанки участников кружка.
1
42
Изучение биологического объекта(растение, водоросль и т. п.).
1
43
За страницами учебника географии.
1
44
Невероятные перевоплощения растений.
1
45
Невероятные перевоплощения животных.
1
46
Живые экстремалы.
1
47
Пр. р. «Уход за растениями в кабинете».
1
48
Внимание – можно ли его тренировать.
1
49
Экскурсия на природный объект.
1
50
Мониторинг тополиной аллеи(состояние растений, чистота территории»
1
51
Виртуальное путешествие – подводное царство.
1
52
Пр. р. «Наблюдение процесса адаптации глаза к свету и темноте».
1
53
Виртуальное путешествие - путь перелётной птицы.
1
54
Пр. р. «Уход за растениями в кабинете».
1
55
Признаки возрождения природы.
1
56
Экология труда и отдыха.
1
57
Виртуальное путешествие – внутрь Земли.
1
58
Необыкновенные свойства живых организмов.
1
59
Ядовитые растения нашей местности.
1
60
Пр. р. «Уход за комнатными растениями»
1
61
Мониторинг растений на пришкольной территории.
1
62
Борьба с опустыниванием и засухой - главная проблема XXI века.
1
63
Экологическое сознание – что это и для чего нужно.
1
64
Пр. р. «Подготовка растений к летнему периоду».
1
65
Правила поведения на природе.
1
66
Экскурсия на природный объект(тополиная аллея).
1
67
Скоро – каникулы(первая помощь при укусах насекомых и т. п.)
1
68
Итоговое занятие
1
итого
68
Литература:
-Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу.- М.: Учпедгиз, 1955.
-Владышевский Д.В. «Экология и мы», К., Соло, 2006.
- Горышина Т.К. «Экология растений», М., 2007.
-Бороздинов Н.М. « Географические кружки в школе», «Просвещение», М.,2004.
-Гладкий Ю.Н. «Дайте планете шанс!» Москва «Просвещение»2000 г.
-А.А.Кузьменко и др. «География Исилькульского района», Омск: Изд- во ОмГПУ,2001.
-Экологическое воспитание в дополнительном образовании. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» вып.№5, _ М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.