kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предметная Доклад на тему: "Неделя по естествознанию в школе. Вопросы по организации и проведению"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития российской общеобразовательной школы важнейшими задачами, которые ежедневно приходится решать учителю-предметнику, является активизация познавательной деятельности учащегося, формирование и развитие у него устойчивого познавательного интереса к изучаемому предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предметная Доклад на тему: "Неделя по естествознанию в школе. Вопросы по организации и проведению"»

Предметная неделя по естествознанию в школе.
Вопросы по организации и проведению


Учитель биологии Гончарова Е.Д.

МКОУ «Таловская СОШ»


На современном этапе развития российской общеобразовательной школы важнейшими задачами, которые ежедневно приходится решать учителю-предметнику, является активизация познавательной деятельности учащегося, формирование и развитие у него устойчивого познавательного интереса к изучаемому предмету. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимосвязанные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Повышение познавательной активности можно достигнуть только при целостном подходе к учебной и внеучебной деятельности. Одной из наиболее эффективных форм в этом направлении является предметная неделя.

Предметные недели как традиционная часть урочной и внеурочной деятельности достаточно привычны для любой школы. Как правило, это некий набор мероприятий, специализирующихся либо в гуманитарной, либо в естественно-математической, либо в иной другой области учебной деятельности. Однако всегда проведение предметных недель требует усиленной подготовки от организаторов недели, предполагает активное участие и взаимодействие учащихся (воспитанников), учителей-предметников, воспитателей, классных руководителей, родителей.

В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы организации и проведения предметной недели на примере личного опыта авторов по проведению недели естествознания в МКОУ «Таловская СОШ».


Основные этапы проведения предметной недели

Проведение любой предметной недели включает в себя следующие основные этапы: подготовительный, организационный, основной, заключительный. На каждом из этих этапах учитель-предметник (организатор недели) выполняет определенные работы и разрабатывает необходимые организационные и методические документы (материалы).

Подготовительный этап наиболее продолжительный период подготовки  предметной недели. На данном этапе сначала определяется тематика недели, перечень основных мероприятий недели, период ее проведения, ответственные исполнители, составляется предварительный план проведения предметной недели. Данные работы, как правило, проводятся в начале учебного года до момента формирования Плана учебно-воспитательной работы школы. Затем разрабатывается необходимая для проведения недели и отдельных ее мероприятий регламентирующая и методическая документация, осуществляется подбор или разработка дидактических и информационных материалов, электронно-образовательных ресурсов. Объем и продолжительность данных работ определяется составом включенных в предметную неделю мероприятий и может составлять от одного и двух месяцев.

Организационный этап предшествует основному этапу проведения предметной недели. На данном этапе проводятся работы связанные с подготовкой к оформлению предметной недели и отдельных мероприятий, выполнением конкурсных работ учащимися, подготовкой участников театрализованных мероприятий, изготовлением или подготовкой необходимого оборудования, костюмов и реквизита.

На основном этапе проводятся мероприятия, включенные в предметную неделю. Данный этап включает в себя выполнение работ по подготовке и проведению мероприятий, подведению итогов проведенных мероприятий, подготовке наград победителям соревнований и конкурсов, информационному сопровождению недели.

Заключительный этап связан с выполнением работ по анализу проведенной предметной недели и ее мероприятий, составлению и оформлению отчетной документации.

Подготовительный этап проведения предметной недели

Подготовка к любой предметной недели начинается с определения состава учебных предметов, на основе которых будет разрабатываться неделя. Предметная неделя может быть построена на базе одного предмета (монопредметная), нескольких предметов (полипредметная) либо всех учебных предметов, относящихся к одному научно-предметному циклу или образовательной области (естественно-научной, математической, филологической, общественно-научной, технологии и т.д.). Возможно также проведение предметной недели включающей учебные дисциплины разных образовательных областей. На выбор состава учебных дисциплин для предметной недели может оказывать влияние различных факторов, основными из которых являются структура образовательного учреждения, система построения методической работы в школе, учебно-предметная нагрузка учителей.

В крупнокомплектных школах наиболее оптимальным является проведение монопредметных недель (неделя физики, неделя химии, неделя биологии, неделя географии и т.д.) либо полипредметных недель, по предметам относящихся к одному научно-предметному циклу (неделя физики и химии, неделя химии и биологии, неделя биологии и географии и т.д.). Проведение в таких школах предметно-цикловой недели, на базе всех учебных предметов, относящихся к одному научно-предметному циклу или образовательной области, возможно только при увеличении продолжительности ее проведения до декады. В этом случае в школе проводятся предметно-цикловые декады (декада естествознания, декада обществознания, декада математики, декада филологии и т.д.).

В малокомплектных школах в основном проводятся полипредметные недели, по дисциплинам из одной или нескольких образовательных областей (неделя физики, химии и ОБЖ, неделя физики и математики, неделя физики и химии и т.д.) либо предметно-цикловые недели (неделя естествознания, неделя обществознания, неделя математики, неделя филологии и т.д.).

Возможно также проведение предметных недель, которые организованы по тематическому принципу (неделя экологии, неделя толерантности, неделя знаний, неделя безопасности, неделя профориентации и т.д.).

После определения области предметной недели необходимо выбрать тему недели и ее девиз. Выбранная тема предметной недели, с одной стороны, должна быть актуальной как с познавательной точки зрения, так и обеспечивающей учебно-воспитательные задачи. С другой стороны, выбранная тема должна иметь возможность ее раскрытия в выбранной предметной области недели. Девизом предметной недели может быть слово или короткая фраза, определяющая поведение и устремления участников предметной недели. В качестве примера в таблице 1 приводятся сведения о предметных неделях, которые проводились авторами в МКОУ

«Таловская СОШ»

Таблица 1

Учебный год

Предметная неделя

Предметы

Тема недели

Девиз недели

2017-18

Декада естествознания

биология, естествознание, физика, химия, ОБЖ

Мы жители одной планеты

Знания наук о природе нужны нам везде, ведь мы будем жить на этой Земле!

2018-19

Неделя естествознания

биология, естествознание, физика, химия, ОБЖ

Вода – основа жизни на Земле

И, выходит, без воды и не туды, и не сюды!

2019-20

Неделя естествознания

Биология, физика, химия, ОБЖ

Безопасная физика и химия вокруг нас

Природа окружает нас загадками и попытка их решения связана с многочисленными опасностями

Одновременно необходимо сформулировать цели и задачи предметной недели. Основные цели и задачи проведения предметных недель определяются в соответствующем локальном акте образовательного учреждения. Общими целями предметных недель может являться: повышение профессиональной компетентности учителя в рамках планирования методической работы, развитие познавательной и творческой активности обучающихся, выявления среди учащихся одаренных детей. Общими задачами предметной недели могут быть:

- совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;

- вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;

- выявление учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области;

- формирование банка педагогических технологий в области науки, художественного творчества.

Цели и задачи предметной недели формируются с учетом общих целей и задач проведения предметных недель в школе, тематики недели, ее вида и предметной основы.

В соответствии с выбранной тематикой, целями и задачами предметной недели формируется перечень основных мероприятий недели. Включаемые в предметную неделю мероприятия должны обеспечивать реализацию следующих основных принципов предметной недели: познавательность, массовость, увлекательность, разнообразность, соревновательность, творчество.

Познавательность принцип организации деятельности, способствующий познанию, расширению знаний у участников и зрителей.

Массовость - принцип организации деятельности, характеризующей многочисленность охвата учащихся в мероприятиях, как в качестве участников, так и зрителей.

Увлекательность - принцип организации деятельности, которая увлекает, заинтересовывает, вызывает интерес у участников и зрителей.

Соревновательность - принцип организации деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга.

Творчество - форма самостоятельной деятельности, в процессе которой учащийся экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Выделяют следующие виды детского творчества: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое, музыкальное, а также художественную самодеятельность.

Основными мероприятиями предметной недели могут быть: нетрадиционные уроки по предметам; внеклассные мероприятия в параллели и между параллелями; общешкольные мероприятия; коллективные творческие дела; конкурсы и выставки творческих работ; другие формы учебно-воспитательной работы. Рекомендуется обязательное включение в предметную неделю не менее одного общешкольного мероприятия и одной выставки-конкурса творческих работ. Включенные в предметную неделю мероприятия должны отвечать требованиям соответствия общей тематики недели и максимально возможной предметной интеграции либо реализации межпредметных связей.

Итогом выполнения вышеперечисленных работ подготовительного этапа является составление предварительного плана проведения предметной недели, в котором указываются предметная область недели, ответственные исполнители, тема, девиз (эпиграф), сроки проведения и программа предметной недели. В программе недели раскрываются: мероприятия недели, дата, форма и место их проведения, классы принимающие участие в мероприятиях, ответственные исполнители мероприятий.

Список литературы:

  1. Сорокина О.А., Корчагина Е.Н., Сальникова Т.В. Проект «Предметные недели». – Муром: Информационно-издательский центр «Росток», http://schoolsix.ru/static/predmetnye_nedeli

  2. Лях А.П. Предметная неделя по математике. – Нижнепопов, http://mat-ap.narod.ru/NEDELYA.html

  3. Сычёва Т.В. Внеклассная учебно-воспитательная работа по химии в сельской школе. Методические рекомендации. - http://vcvetu.ru/rasteniya/4580/index.html

  4. Булакова Н.А., Сычёва Т.В. О проведении предметных недель в сельской школе // Химия в школе – 2010. – № 2. – С. 69–73

  5. Дороганова Е.В., Маркова Л. В. Неделя естественных наук в сельской школе // Сайт «Фестиваль педагогических идей. 1 сентября» - http://festival.1september.ru/articles/606908/

  6. Яровова Т.В. Управление внеклассной воспитательной работой в сельской школе. Автореферат - М., 2004, http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-upravlenie-vneklassnoy-vospitatelnoy-rabotoy-v-selskoy-shkole

  7. Чумакова Е.А. Внеклассная работа по химии как средство повышения интереса учащихся к предмету // Сайт «Социальная сеть работников образования» - 24.03.2013, http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/vneklassnaya-rabota-po-himii-kak-sredstvo-povysheniya-interesa-uchashchihsya

  8. Степина Е.Е. Предметная декада в школе // Сайт «Средняя общеобразовательная школа № 475 Москва. Блог учителей школы» - 24.01.2013, http://schuv475.mskobr.ru/blog/stepina_elena_evgen_evna/predmetnaya_dekada_v_shkole/

  9. Колобухов А.В., Якимчик Е.Е. Методическая разработка пропедевтического интегрированного урока "Занимательные опыты по физике и химии" (Физика, химия, ОБЖ) для 7 класса общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы VIII вида // Сайт «Социальная сеть работников образования» - 23.05.2013, http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/metodicheskaya-razrabotka-propedevticheskogo-integrirovannogo-uroka

  10. Колобухов А.В., Якимчик Е.Е. Методическая разработка внеклассного общешкольного мероприятия в форме театрализованного представления «Суд над наркотиком» для 6 – 9 классов общеобразовательной школы и 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида // Сайт «Социальная сеть работников образования nsportal.ru» - 09.06.2013, http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/metodicheskaya-razrabotka-vneklassnogo-obshcheshkolnogo






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гончарова Елена Дмитриевна

Дата: 06.12.2019

Номер свидетельства: 530570


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства