kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практикум "Экология Удмуртии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикум "Экология Удмуртии" предназначен для проведения занятий  по внеурочной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практикум "Экология Удмуртии"»




МБОУ «Кезская СОШ №2»





Рассмотрена на

методсовете Составлена на основе ФГОС ООО

Протокол №

от « » августа 2021 г.


Принята на педсовете

Протокол №

от « » августа 2021 г.


«Утверждено»

Директор школы:________

( Краснова О.П)


Приказ №

от « » августа 2021 г.



Рабочая программа части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, по теме

Практикум «Экология Удмуртии»

7 класс


2022 – 2023 учебный год



Составитель: Ефремова Татьяна Арефиевна, учитель биологии , педстаж 35 лет, первая квалификационная категория




п. Кез, 2022 год

2. Планируемые предметные результаты освоения практикума «Экология Удмуртии»:

2.1 Предметные результаты

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, ;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Ученик научится:

      • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий)

и процессов, характерных для живых организмов;

      • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

      • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

      • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения

их принадлежности к определенной систематической группе;

      • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

      • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах

сопоставления биологических объектов;

      • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

      • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения,

выявлять отличительные признаки биологических объектов;

      • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности;

делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

      • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

      • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;

ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

      • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

      • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

      • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,

ухода за ними;

      • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе,

биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы

в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы,

включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями,

укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом

за домашними животными;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы

(признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное

отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки

в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе

нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности

аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей

строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность,

,учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


2.2 Метапредметные результаты


2.2.1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального

народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной:

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения

к собственным поступкам

4. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду;

5.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение

к членам своей семьи.

6. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,

вере, гражданской позиции

7.Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

.Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

  2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

. 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

.Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей

и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

(далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов)

для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

3. Содержание учебного предмета

Многообразие организмов. Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.

Царство Бактерии

Бактерии,их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Царство Грибы

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Царство Животные

Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.

Одноклеточные животные, или Простейшие

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Тип Кишечнополостные

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Типы червей

Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Тип Моллюски

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие

Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Тип Хордовые

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.


4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


Тема раздела,

количество часов

№ урока

Тема урока

Дидактические единицы в соответствии с содержанием учебного предмета


Введение(1 ч)


1


Растительный покров и животный мир Удмуртии.

Инструктаж по ОТ при проведении лабораторно-практических работ



Классификация организмов. Основные царства живой природы.


Одноклеточные. Простейшие

1ч)

2



Общая характеристика простейших.



Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.


Беспозвоночные

( 5ч)


Тип Кишечнополостные

(1 ч)

Тип Плоские черви.

(1 ч)


3

Многоклеточные животные


Многоклеточные животные.

4


Общая характеристика типа Кишечнополостные.

Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация.Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.


5


Классификация плоских червей. Паразитический образ жизни плоских червей.

Тип Плоские черви, общая характеристика. Паразитические плоские черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения.



Тип Круглые и кольчатые черви (1 ч.)


6.


Круглые черви - представители всех сред обитания

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

«Знакомство с многообразием круглых червей»


Тип Круглые черви, общая характеристика. Паразитические круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения.

Тип Моллюски

(1 ч.)


7

Моллюски - мягкотелые животные

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

«Особенности строения и жизни моллюсков»


Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.


Тип Членистоногие. (1ч)

8


Особенности внешнего и внутреннего строения членистоногих. Лабораторная работа №3

«Изучение представителей отрядов насекомых»



Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.



Тип Хордовые. Низшие хордовые животные (1 ч.)


9

Организация тела хордовых: внутренний скелет - хорда. Классификация низших хордовых.

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные.

Тип Хордовые. Классы рыб

(1ч)


10


Основные представители хрящевых рыб в Удмуртии

Лабораторная работа №4

«Изучение представителей класса рыб».



Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.


Класс Земноводные.

(1 ч.)


11

Особенности внешнего строения земноводных, значение земноводных в природе и хозяйственной деятельности человека.


Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.




Класс Пресмыкающиеся (1 ч.)


12

Особенности внешнего строения пресмыкающихся. Представители пресмыкающихся Удмуртии.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Класс Птицы. (1 ч.)


13


Значение, охрана и происхождение птиц. Птицеводство Удмуртии


Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.



Класс Млекопитающие. (1 ч.)


14

Млекопитающие - высшие теплокровные животные. Животноводство Удмуртии



Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих.


Эволюция животного мира (1 ч.)

15

Палеонтологические, анатомические, эмбриологические доказательства эволюции.


Природные сообщества (2 ч)


16

Взаимосвязь организмов в природных сообществах Удмуртии

Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы.


17

Уничтожение фауны человеком. Охрана природы. Красная книга Удмуртии


Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.



5.Контрольно-измерительные материалы с указанием критериев оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля и оценки знаний.


Лабораторная работа №1

Знакомство с многообразием круглых червей


Цель: Познакомиться с представителями круглых червей, выявить их отличие от плоских червей , с образом жизни круглых червей

и их многообразием


Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное стекло, препаровальная игла, куль­тура свободноживущих нематод,

влажные препараты аскарид, микро­препараты круглых червей — паразитов растений и животных.


Ход работы:

1.Рассмотрите без увеличительных приборов культуру свободноживу­щих нематод, выращенную на белом хлебе.Опишите этих червей: их число, размеры, окраску, характер движений.

2.На влажном препарате аскарид найдите самца и самку.

Отметьте, в чем их различие, в чем сходство с теми круглыми червя­ми, которых вы только что рассматривали.

3. Рассмотрите предложенные вам микропрепараты паразитических ви­дов с помощью микроскопа.

Опишите их.

Название

Количество

Размеры

Окраска

Характер движений

Вывод: Ответить на вопросы:

1.Чем отличаются круглые черви от плоских?

2.В чем сходство плоских и круглых червей?

3.Какие круглые черви встречаются в той местности, где вы живете?

4.Выявите сходство и различие сначала во внешнем строении и величи­не разных видов, а затем — во внутреннем строении их.

Лабораторная работа №2

Особенности строения и жизни моллюсков


Цель: Познакомиться с представителями моллюсков, выявить их особенности строения, связанные с образом жизни моллюсков и их многообразием

Оборудование: чашки Петри с раковинами и живыми моллюсками.

Ход работы:

1. Рассмотрите предложенные вам раковины моллюсков. Разделите их на группы брюхоногих и двустворчатых.

2. У брюхоногих отметьте: наличие или отсутствие симметрии; вправо или влево закрученную раковину. Выявите, есть ли разница в числе завитков, окраске, размерах, выростах (бугорках, лучах, шипах и т. д.). Обратите внимание на виды моллюсков, встречающиеся в вашей местности (назовите их или выясните их названия).

3.У двустворчатых отметьте: разницу между внутренним и внешним слоями створок раковин; наличие годичных колец на внешнем слое; форму, размеры и окраску раковин.

6.Опишите брюхоногого моллюска

В какую сторону закручена раковина?

Сколько завитков?

Цвет раковины

Есть ли выросты?

7. Опишите двустворчатого моллюска

Чем отличается внутренняя и внешняя сторона раковины?

Сколько годичных колец?

Форма и размеры створок:

Окраска раковины:

Почему после моллюска на поверхности остается след от его движе­ния?

Почему после движения моллюска по стеклу, заросшему водоросля­ми, остается след?

Каким органом оставляет моллюск этот след?

Лабораторная работа №3

«Изучение представителей отрядов насекомых»

Цель: Познакомиться с представителями отряда насекомых, выявить их особенности строения, связанные с образом жизни насекомых и их многообразием

Оборудование: коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых-вре­дителей леса, сада, огорода, продовольственных запасов и другие из имеющихся в школе.

Ход работы

1.Рассмотрите предлагаемые коллекции.

Выявите сходство и различия между отдельными насекомыми, обра­тив внимание на их размеры, форму тела, окраску, расположение и

число крыльев, усиков, глаз. Отметьте, каковы их местные названия, каково их значение в природе и жизни человека.


  1. Составьте список названий видов насекомых из коллекции, относя­щихся к каждому отряду. Дополните его списком местных видов,

хорошо вам известных.


  1. Рассмотрите вредителей различных культур или продовольствен­ных запасов. Отметьте характер повреждений, наносимых ими. Вспом­ните, встречали ли вы подобные повреждения или таких насекомых в природе.


Оформление результатов: заполните таблицу


Отряды насекомых

Представители

Значение

Прямокрылые



Равнокрылые



Клопы или Полужесткокрылые



Бабочки или Чешуекрылые



Жуки или Жесткокрылые



Двукрылые



Перепончатокрылые




  1. Вывод

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4.

«Изучение представителей класса рыб»


Цель: выявить во внешнем строении рыбы черты приспособленности к жизни в воде.

Оборудование: живые рыбы из аквариума или водоёма, размещенные в банках.

Ход работы

1.Рассмотрите внешний вид рыбы, плавающей в банке с водой, определите её

форму тела и объясните, какое значение имеет такая форма в жизни рыбы.

2.Рассмотрите покровы тела рыбы. Объясните, какое значение имеет чешуя

в жизни рыбы.


3.Определите окраску рыбы на брюшной и спинной сторонах её тела.

Объясните значение разной окраски брюшной и спинной сторон тела рыбы.


4.Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост.


5.На голове рыбы найдите глаза и ноздри. Определите, какое значение они

имеют в жизни рыбы. Есть ли веки? Есть ли органы слуха?

Постучите по стеклу банки и установите, слышит ли рыба.


6.Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные и непарные плавники.

Объясните, их значение в жизни рыб. Понаблюдайте за работой плавников

при передвижении рыбы в воде.


7.Найдите боковую линию. Ознакомьтесь по рисунку и тексту учебника с

строением и значением её.


8.Рассмотрите форму головы. Как она переходит в туловище?


9.Найдите жаберные крышки. Пронаблюдайте дыхательные движения -

попеременное открывание и закрывание рта и жаберных крышек.


10.Напишите вывод по выполненной работе.

Критерии выполнения лабораторных работ

Оценка "5" ставится, если ученик:

) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

  1. 4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы

  2. 5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

  3. 7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

  4. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

  5. 1) опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

  6. 2) или было допущено два-три недочета;

  7. 3) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

  8. 4) или эксперимент проведен не полностью;

  9. 5) или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

  10. Оценка "3" ставится, если ученик:

  11. 1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

  12. 2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

  13. 3) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

  14. 4) допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

  15. Оценка "2" ставится, если ученик:

  16. 1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

  17. 2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

  18. 3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

  19. 4) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

  20. Оценка "1" ставится, если ученик:

  21. 1) полностью не сумел начать и оформить опыт;

  22. 2) не выполняет работу;

  23. 3) показывает отсутствие экспериментальных умений;

  24. 3) не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

  25. Грубые ошибки- ошибки которые, обнаруживают в незнании закономерностей основных свойств, правил, ТБ, в неумении их применять и объяснять, в отсутствии целей и выводов, а также в оформлении работ.

  26. Негрубые ошибки: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований и их аргументированности.







16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Практикум "Экология Удмуртии"

Автор: Ефремова Татьяна Арефиевна

Дата: 15.06.2023

Номер свидетельства: 633723


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства