kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ознакомительная образовательная общеразвивающая программа дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для работы в дополнительном образовании.Для детей 7-12 лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ознакомительная образовательная общеразвивающая программа дополнительного образования»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА


Принята на заседании

педагогического совета

от « » г.

Протокол № М.П.

Утверждаю

Директор МБОУ ДО ЦТ

__________/Е.С. Миндрина/

Пр. № от г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


« Занимательная биология »

(указывается наименование программы)


Уровень программы: ознакомительный



(ознакомительный, базовый или углубленный)



Срок реализации программы: 3 месяца(48ч.)


(общее количество часов)



Возрастная категория: от 7 до 12 лет



Вид программы: модифицированный


(типовая, модифицированная, авторская)






Автор-составитель:


Зинченко Екатерина Владимировна -

педагог дополнительного образования

(указать ФИО и должность разработчика)






с. Красное, 2020

СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………. 3


1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1 Пояснительная записка…………………………………………………3-4

1.2 Цель и задачи программы………………………………………………4-5

1.3 Учебный план. Содержание учебно-тематического плана…………..5-6

1.4 Планируемые результаты………………………………………………6


2. Комплекс организационно - педагогических условий

2.1 Календарный учебный график…………………………………………7-10

2.2 Условия реализации программы ……………………………………….10

2.3 Формы аттестации ………………………………………………………10

2.4 Оценочные материалы…………………………………………………..10

2.5 Методические материалы ………………………………………………10-11

3. Список литературы ……………………………………………………….11

Приложение № 1 План воспитательной работы …………………………..12





Введение. Данная программа может быть полезна для формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению курса биологии, а также определенного набора знаний, опираясь на которые можно с большей эффективностью осуществлять преподавание в средней школе. Кроме этого вовлечь  школьников  в  процесс познания  живой  природы, заставить  их задуматься  о  тонких  взаимоотношениях  внутри  биоценозов, научить   высказывать свои  мысли  и  отстаивать их – это  основа организации биологического  кружка, т.к. биологическое  образование формирует  у подрастающего  поколения  понимание  жизни  как величайшей  ценности.

Занятия строятся с учётом  психолого-педагогических особенностей учащихся среднего школьного возраста, поэтому дети без труда усваивают сложные понятия и курса.


1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.


1.1 Пояснительная записка


Направленность программы дополнительного образования «Занимательная биология» - естественнонаучная.

Программа ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по биологии, экологии, химии, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся.

Актуальность программы в том, что она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении живых организмов, подготовить к олимпиадам, конкурсам различного уровня.

Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при ее реализации, у учащихся возникает интерес к биологии, расширяется кругозор, развиваются коммуникативные качества личности подростков, и как результат – участие в олимпиадах, биологических конкурсах разного уровня, научно-исследовательских конференциях.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что она даёт большую практическую составляющую в виде опытов и исследований, развивает коммуникативные качества личности подростков и даёт возможность проявить их в созидательной деятельности со сверстниками и педагогом.

Эта программа выполняет несколько функций:

  1. Углубляет знания по ботанике и зоологии.

  2. Способствует удовлетворению познавательных интересов в области биологии растений и животных.

  3. Формирует навыки научно – исследовательской деятельности.

  4. Позволяет подготовить к олимпиадам, конкурсам.


Адресат программы. В объединение принимаются дети, проявляющие интерес к биологии, природе своего родного края, своего села. Возраст учащихся, участвующих в реализации программы 7 - 12 лет.

Уровень программы – ознакомительный.

Объём программы - 48 часов.

Формы обучения – очная.

Срок освоения программы: 3 месяца.

Режим занятий. Занятия проводятся – 2 раза в неделю по 2 часа.

Состав группыпостоянный, но допускается зачисление новых обучающихся на основании собеседования.

Занятия – по группам.

Группы – разновозрастные. Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Виды занятийлекции, практические работы, опыты, экскурсии, викторины, праздники.


1.2 Цель и задачи программы.

Цель – создание условий для развития любознательности и познавательного интереса в области биологии.


Задачи программы:

Образовательные:

  1. Способствовать развитию интереса к предмету «биология».

  2. Обучить навыкам работы с лабораторным оборудованием.

  3. Сформировать основные биологические понятия.

  4. Расширение и конкретизация знаний о растениях и животных.


Личностные:

  1. Воспитание  бережного отношения к природе.

  2. Воспитать экологическую культуру, ответственное отношение к

природе.


Метапредметные:

  1. Развитие умения думать, исследовать, общаться, взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.

2. Развивать у детей умение работать с различными источниками информации.


1.3 Содержание программы:

- учебный план -


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

всего

теория

практика

контроль

1.

Вводное занятие.

1

1

-

-

-

2.

Введение.

4

1

3

-

-

3.

Раздел ботаники.

20

6

14

-

-

4.

Раздел зоологии.

19

5

14

-

-

5.

Итоговая аттестация.

1



1

Устный опрос

6.

Воспитательная работа.

3

3

-

-

-


Итого

48

16

31

1



Содержание учебно-тематического плана


Тема №1 Вводное занятие – 1 час.

Теория. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка в объединении и программой обучения. Знакомство с учащимися. Техника безопасности.


Тема № 2 Введение – 4 часа.

Теория. Изучение природы - что это такое? Великие натуралисты. Природа в городе. Строение клетки. Деление клетки.

Практика. Лабораторные работы

1. Изготовление микропрепарата кожицы лука.

2. Изучение строения растительной клетки под микроскопом.

3. Рассмотрение митотического деления в корешках кожицы лука.

Экскурсия

Изучение растений в окрестностях с. Красное.


Тема № 3 Раздел ботаники – 20 часов.

Теория. Особенности строение растительного организма. Физиологические процессы, протекающие в растительных организмах. Представление о классификации.

Практика. Лабораторные работы

1. Изучение жилкования листьев, формы листьев, листорасположения.

2. Определение видов побегов по гербариям и комнатным растениям.

Теория. Низшие растения: Отделы одноклеточных и многоклеточных водорослей, особенности строения и жизнедеятельности. Роль водорослей в экосистемах Краснодарского края, их использование в биотехнологии, промышленности и медицине.

Практика. Лабораторные работы

1. Изучение строения хламидоманады под микроскопом.

Теория. Высшие растения: особенности строения, жизнедеятельности, роль в экосистемах, практическое значение, видовое разнообразие.

Отдел Мохообразные.

Отдел Плауновидные.

Отдел Хвощевидные.

Отдел Папоротниковидные.

Отдел Голосеменные.
Отдел Покрытосеменные.

Классы Однодольные и двудольные. Семейства классов однодольных и двудольных, встречающиеся в Краснодарском крае.

Практика. Лабораторные работы

1. Изучение внешнего вида мхов по гербариям и рисункам.

2. Изучение многообразие плауновидных, хвощевидных и папоротниковидных по гербариям.

3. Определение типов соцветий по гербариям.

4. Определение цветковых растений по определительным карточкам.


Тема № 4 Раздел зоологии – 19 часов

Теория. Роль животных в биосфере. Принципы классификации животных.

Беспозвоночные животные. Строение и жизнедеятельность простейших, кишечнополостных, разных типов червей, моллюсков и членистоногих. Их роль в экологической системе, практическое значение. Редкие и исчезающие виды, их охрана.

Хордовые. Особенности строения, жизнедеятельности, поведения, происхождения, роль в экосистемах, практическое значение, охрана редких и исчезающих видов: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.

Практика. Лабораторные работы

1. Изучение строения простейших под микроскопом.

2. Изучение внешнего строения Аскариды обыкновенной на влажном препарате.

3. Изучение внешнего строения аквариумного моллюска.

4. Изучение разных отрядов насекомых по коллекциям.

5. Изучение внешнего строения рыб на примере аквариумных.

6. Изучение разных видов земноводных по рисункам.

7. Изучение разных видов пресмыкающихся по рисункам.

8. Изучение разных видов птиц по рисункам.

9. Изучение разных видов млекопитающих по рисункам.


1.4 Планируемые результаты.


Учащиеся должны знать:

  • что такое природа;

  • особенности организации растительного и животного мира, их многообразие;

  • правила поведения в природе;

  • основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;

  • этапы исследовательской и проектной деятельности;

  • формы и виды исследовательских и проектных работ;

  • требования к оформлению и презентации.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться знаниями биологических закономерностей для объяснения явлений биологических;

  • уметь определять биологические объекты в природе;

  • выполнять правила поведения в природе;

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • участвовать в природоохранных акциях;

Формы подведения итогов реализации программы:

  • учебно-исследовательские конференции;

  • демонстрация презентаций, творческих представлений;

  • участие в конкурсах и олимпиадах.


Итогом реализации данной программы является переход учащихся на обучение по дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Занимательная биология» базового уровня.


2. Комплекс организационно - педагогических условий.

2.1 Календарный учебный график

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов/ Время проведения занятий

Форма занятий

Место проведения

Форма контроля

план

факт

1.

16.09


Вводное занятие.

45 минут

Групповая

Кб. № 8

-


16.09


Воспитательная работа.

45 минут

Групповая

Кб. № 8

-

2.



Введение.

4




20.09


Изучение природы - что это такое? Великие натуралисты. Природа в городе. Строение клетки. Деление клетки.

45 минут

Групповая

Кб. № 8

-


20.09


Лабораторная работа «Изучение строения растительной клетки кожицы лука под микроскопом»

45 минут

Групповая

Кб. № 8

-


23.09


Экскурсия

Изучение растений

в окрестностях с. Красном.

2 часа по 45 минут

Групповая

Кб. № 8

-




Раздел ботаники.

20





27.09


Особенности строения растительного организма. Физиологические процессы, протекающие в растительных организмах. Представление о классификации.

2 часа по 45 мин

Групповая

Кб. № 8

-


30.09


Лабораторная работа «Изучение жилкования листьев, формы листьев, листорасположения»

2 часа по 45 мин

Групповая

Кб. № 8

-


04.10


Лабораторная работа «Определение видов побегов по гербариям и комнатным растениям»

2 часа по 45 мин

Групповая

Кб. № 8

-


07.10


Низшие растения.

2 часа по 45 мин

Групповая

Кб. № 8

-


11.10


Лабораторная работа «Изучение строения хламидоманады под микроскопом».

2 часа по 45 мин

Групповая

Кб. № 8

-


14.10


Высшие растения.

2 часа по 45 мин

Групповая

Кб. № 8

-


18.10


Лабораторная работа «Изучение внешнего вида мхов по гербариям и рисункам».

2 часа по 45 мин

Групповая

Кб. № 8

-


21.10


Лабораторная работа «Изучение многообразия плауновидных, хвощевидных и папоротниковидных по гербариям».

2 часа по 45 мин

Групповая

Кб. № 8

-


25.10


Лабораторная работа «Определение типов соцветий по гербариям»

2 часа по 45 мин

Групповая

Кб. № 8

-


28.10


Лабораторная работа «Определение цветковых растений по определительным карточкам»

2 часа по 45 мин

Групповая

Кб. № 8

-

3



Раздел зоологии

19





01.11


Роль животных в биосфере. Принципы классификации животных.

45 минут

Групповая

Кб. № 8

-


01.11


Воспитательная работа.

45 минут

Групповая

Кб. № 8

-


08.11


Беспозвоночные животные.

2 часа по 45 мин

Групповая

Кб. № 8

-


11.11


Хордовые.

2 часа по 45 мин

Групповая

Кб. № 8

-


15.11


Лабораторная работа «Изучение строения простейших под микроскопом»

2 часа по 45 мин

Групповая

Кб. № 8

-


18.11


Лабораторная работа «Изучение внешнего вида Аскариды обыкновенной на влажном препарате»

2 часа по 45 мин

Групповая

Кб. № 8

-


22.11


Лабораторная работа «Изучение внешнего строения аквариумного моллюска»

2 часа по 45 мин

Групповая

Кб. № 8

-


25.11


Лабораторная работа «Изучение разных отрядов насекомых по коллекциям»

45 минут

Групповая

Кб. № 8

-


25.11


Воспитательная работа.

45 минут


Кб. № 8

-


29.11


Лабораторная работа «Изучение внешнего строения рыб на примере аквариумных»

2 часа по 45 мин

Групповая

Кб. № 8

-


02.12


Лабораторная работа «Изучение разных видов земноводных по рисункам»

45 минут

Групповая

Кб. № 8

-


02.12


Лабораторная работа

«Изучение разных видов пресмыкающихся по рисункам»

45 минут

Групповая

Кб. № 8

-


06.12


Лабораторная работа

«Изучение разных видов птиц по рисункам»

2 часа по 45 минут

Групповая

Кб. № 8

-


09.12


Лабораторная работа «Изучение разных видов млекопитающих по рисункам.

45 минут

Групповая

Кб. № 8

-

4.

06.12


Итоговая аттестация.

45 минут

Групповая

Кб. № 8

Устный опрос.




Итого

48







2.2 Условия реализации программы:


  1. Наборы картинок в соответствии с тематикой.

  2. Натуральные объекты

  3. Гербарии

  4. Коллекции

  5. Комплекты микропрепаратов

  6. Микроскоп

  7. Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ

  8. Лупа ручная

  9. Компьютер

  10. Настенная доска


2.3 Формы аттестации

Для полноценной реализации данной программы используется вид контроля - итоговая аттестация.

Форма аттестации -  контрольный урок в форме устного опроса.

Форма фиксации - лист наблюдений с результатами в виде отметок: зачет «+», либо незачет «-» .


2.4 Оценочные материалы: наблюдение, опрос детей в устной форме, беседа, лист наблюдений, практическое задание, творческая работа.

2.5 Методические материалы. Главный методологический принцип преподавания – освоение закономерностей поведения в обществе и наедине с природой. В проведении занятий используются следующие методы обучения – словесный и наглядный, индивидуальный и групповой. Беседа, самостоятельная работа, анализ, поиски, исследования.

Игровое начало – (поиграем во взрослых) основа всех упражнений и заданий, предусмотренных программой. Это увеличивает объём изучаемого материала и снижает утомляемость детей. Даёт выход избыточной энергии и помогает детям реализовать инстинкт подражания. Она полезна  для тренировки навыков, необходимых в разных делах. И предоставляет удовлетворять потребность в отдыхе и разрядке. Через игру реализуется стремление к соперничеству. Компенсируются вредные побуждения и невыполнимые в реальной жизни желания. Дети испытывают потребность в игре. В игре же формируются их эстетические запросы.

Программа расширяет познания учащихся в области биологии, даёт возможность проведения самостоятельной исследовательской работы.


3. Список литературы.

1. Афанасьев С. Ю. «Самые удивительные растения», Москва 2009

2. А. В. Скок. Систематика растений, Брянск 2013

3. Новак Ф. А. Полная иллюстрированная энциклопедия, 1982

4. Занимательная биология для детей, Белый город 2012

5. Акимушкин «Занимательная биология», 2017

6. Интернет-ресурсы:

  • Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  • Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ education

  • http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

  • http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

  • http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ

  • Вся биология - http://www.sbio.info









Приложение 1



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Центр творчества

ПЛАН

воспитательной работы

в объединении «Живая планета»

на 2018 - 19 учебный год

месяц

Наименование мероприятия

Форма проведения

1.

сентябрь

Родительское собрание.

собрание

2.

сентябрь

Мы выбираем жизнь!

беседа

3.

октябрь

Земляки – ветераны ВОВ.

беседа

4.

ноябрь

Что такое толерантность?

круглый стол







12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Зинченко Екатерина Владимировна

Дата: 25.02.2021

Номер свидетельства: 574220


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства