kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему"Генетика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока на тему"Генетика" по биологии. Для студентов колледжа 1 курса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему"Генетика"»

ГККП «Многопрофильный колледж» акимата г. Астаны











Тема открытого урока:

«История развития генетики»


Специальность: 0511000 «Туризм»

Группа: 1ТРм - 116








Рассмотрено на заседании ПЦК «Туризм»

протокол № __ «___»_________2016 г.

председатель ПЦК _______Адлетхан Б.

Согласовано:

методист ___________ Хасенова С.Е.

Подготовила:

преподаватель __________Ергазиева А.Б.









Астана

2016

План открытого урока 

 

Преподаватель: Ергазиева Алия Болатовна 

Дисциплина: "Биология" 

Группа:  1ТРм - 116 

Тема: «История развития генетики» 

  Дата:  16.11.2016 г. 

Тип занятия: комбинированный  

Цели урока: 

Обучающая: изучить историю развития генетики, труды Менделя, объяснить цитологические основы генетических законов наследования, и хромосомную теорию наследственности.

Развивающая:  развивать логическое мышление через решение задач по генетике

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе

Методы: рассказ, фронтальный, индивидуальный, беседа, частично-поисковый

Оснащение занятия: дидактический материал, слайды, раздаточный материал

Межпредметные связи: география, история, генетика    

Литература: 

Основная: Общая биология , А.Сартаев, М. Гильманов.

Ход и хронометраж занятия 


№ 

Этапы урока 

Время 

1

Организационный момент 

2 мин

2

Проверка домашнего задания 

10 мин

3

Объяснение нового материала 

10 мин

4

Самостоятельная работа 

15 мин

5

Закрепление нового материала 

5 мин

6

Домашнее задание 

2 мин

7

Подведение итогов урока 

1 мин


Ход занятия:  

I этап. Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории. 

II этап. Проверка домашнего задания:  

А) Блиц –опрос: «Дайте определение» 

  1. Дайте определение обмену веществ? Метаболизм

  2. Катаболизм и анаболизм?

  3. Что такое ген?

  4. Что такое хромосома?

  5. Что такое АТФ и каково его значение?

  6. Какие органеллы участвуют в энергетичеких процессах клетки?

  7. Митоз и его функции?

  8. В результате митоза обе дочерние клетки получают набор хромосом .......?

  9. Что такое клеточный цикл?

  10. Что такое интерфаза?

  11. Дайте определение мейозу.

  12. Какой набор хромосом получает клетка в результате мейоза?

  13. Какое деление называют редукционным?

  14. Сколько фаз в митозе?

  15. Что такое гаметогенез, овогенез, сперматогенез?

  16. Дайте определение зиготе.

  17. Вегететивное размножение это ......

  18. Что такое онтогенез?

  19. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.

  20. Генотип и фенотип.


III этап. Изучение нового материала:  

Учащиеся защищают презентации (опереж задания)

  1. История развития генетики. Г.Мендель и его труды.

  2. Доминантные и рецессивные признаки.

  3. Цитологические основы генетических законов наследования, хромосомная теория наследственности.


Основные генетические понятия

Фенотип – совокупность всех признаков организма (является результатом взаимодействия генотипа особи и окружающей среды).

Генотип – совокупность всех генов особи.

Ген –  участок молекулы ДНК (или участок хромосомы), содержащий информацию о белке.

Гомозиготы – это организмы, которые при скрещивании не дают расщепления признаков в следующем поколении (образуют один сорт гамет (АА или аа); имеют одинаковые гены).

Гетерозиготы - это организмы, которые при скрещивании дают расщепления признаков в следующем поколении (образуют два сорта гамет (Аа), имеют разные аллельные гены).

Доминантный ген – это преобладающий Аа, АА (аллель, который обеспечивает проявление признака, как в гомозиготном, так и в гетеро-зиготном состоянии).

Рецессивный аллель - подавляемый аа (это аллель, который обеспечивает проявление признака только в гомозиготном состоянии).

Гибридологический метод – метод основанный на скрещивании организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам. (Моногибридное скрещивание, Дигибридное скрещивание…).


Генетика наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Основным методом исследования является гибридологический метод, основанный на скрещивании. Г. Мендель на протяжении восьми лет проводил скрещивания между 22 различными сортами гороха. Горох – строгий самоопылитель, но возможно удаление тычинок и перенос пыльцы от растений другого сорта с целью получения гибридных семян.

Для записи результатов скрещиваний в генетике используется специальная символика, предложенная Г. Менделем, давайте вспомним:


Родительские особи обозначаются буквой   Р  от слова (parents) – родители.

Потомство, или гибриды, обозначаются буквой   F   от слова (Filli) – потомство, дети.

В виде индекса возле буквы F обозначается номер поколения (например,F1 – гибриды первого поколения).

Мужская особь обозначается символом ♂ (щит и меч Марса).

Женская особь ♀ (Зеркало Венеры).

Х – это знак скрещивания, но для людей используются другие символы (.), для обозначения брака.

Большой буквой обозначается доминантный аллель (А)

Маленькой буквой обозначается рецессивный аллель (а)

   Успеху работы Г. Менделя способствовал удачный выбор объекта для проведения скрещиваний. Горох имеет короткий период развития, многочисленное потомство, большое количество хорошо заметных альтернативных признаков. Окраска венчика гороха – белая или красная, окраска семядолей – жёлтая или зелёная, форма семян – морщинистая или гладкая и другие признаки.

Опыты Г. Менделя были тщательно продуманны. Свои исследования он начал с изучения закономерностей наследования всего лишь одной пары альтернативных признаков.

Скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, Г. Мендель назвал, моногибридным. Классическим примером моногибридного скрещивания является скрещивание сортов гороха с жёлтыми и зелёными семенами: все потомки имели жёлтые семена. Аналогичная картина наблюдалась и при скрещивании, в которых изучалось наследование других признаков. Мендель пришел к выводу, что у гибридов первого поколения из каждой альтернативной пары признаков проявляется только один, доминантный, а второй, рецессивный, не развивается.

Первую задачу решим вместе, а последующие будете решать по очереди у доски.

Дано:

Ген         Признак                                Решение:

А   -   жёлтый цвет                          Р:     ♀ АА х ♂ аа

а   -   зелёный цвет                                  жёл      зел

Р   -   АА х аа                               Гаметы: А          а

_____________________                   F1:    Аа : Аа : Аа : Аа

Фенотипы и генотипы F1 - ?                         все жёлтые (100%)

F2 - ?                                                       Р:    ♀ Аа   х  ♂ Аа  

                                                           жёл        жёл                                            

                                               Гаметы: А и а      А и а

                                                    F2:     АА Аа Аа аа

                                                            ж     ж   ж   з

                                                 75% жёлтые, 25% зелёные

                                                                  3 : 1                                                                                                        

                                              Мейоз, в каждую гамету (n) попадает

                                                      только один ген из пары.  



ІV этап. Самостоятельная работа:

Группа разделена на 3 подгруппы

А теперь перейдём к решению задач (решение задач по очереди у доски).

1. У томатов ген, обуславливающий красный цвет плодов, доминирует над геном жёлтой окраски. Какие по цвету плоды окажутся у растений от скрещивания гетерозиготных красноплодных растений с желтоплодными?

2. При скрещивании серых кур с белыми всё потомство оказалось серым. При скрещивании F1с белыми получено 185 особей, из которых было 91 белых и 94 серых. Каковы генотипы исходных форм и их потомков в обоих скрещиваниях?

3. Кучерявые волосы у человека доминируют над прямыми. Муж и жена имеют волнистые волосы. Какова вероятность рождения кучерявого ребёнка в этой семье?


V этап. Вопросы для закрепление материала

Что такое генетика?

Дайте определение наследственности и изменчивости.

Что такое ген?

Что обозначает генотип и фенотип?

Дайте определение гомозиготный и гетерозиготный?

Дайте определение доминантный и рецессивный признаки?


VІ этап. Подведение итогов занятия

Вывод: таким образом, генетика- это наука о закономерностях наследственности и изменчивости - двух противоположных и вместе с тем неразрывно связанных между собой процессов, свойственных всему живому на Земле.



VІІ этап. Домашнее задание

Общая биология , А.Сартаев, 10 кл, с 116-117 Задачи №1-4


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок на тему"Генетика"

Автор: Ергазиева Алия Болатовна

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378347


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства