kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка раздела учебной программы по биологии "Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка составлена в соответствии с программой по биологии для основной школы, разработанной под руководством В.В. Пасечника. Согласно базисному учебному плану рабочая программа для учащихся 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. УМК по предмету включает в себя учебник: Колесов Д.В. Маш Р.Д. Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс (М.: Дрофа), а также рабочую тетрадь для учащихся: Колесов Д.В. Маш Р.Д. Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» (М.: Дрофа).

Раздел «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы» рассчитан на 9 часов обучения.

В этом разделе учащиеся знакомятся с составом крови, лимфы и тканевой жидкости – внутренней среды организма. Большой материал посвящен вопросам иммунитета, причинам возникновения и способам профилактики инфекционных заболеваний. В этом разделе происходит отработка понятий: лечебные сыворотки, вакцины, антитела, антитоксины, виды иммунитета. На основании знания об иммунных свойствах организма вводится понятия аллергии, аллергена, рассматриваются причины возникновения аллергии. Здесь же сообщается о переливании крови, вводятся новые сложные специальные понятия о группах крови, резус-фактор, донор, реципиент и др. На этой основе рассматривается материал о проблемах современной медицины – пересадках органов и преодолении тканевой несовместимости. Углубляется понятие о внутренней среде организма, а также знание о транспортной роли крови, особенностях строения и функциях сердечно-сосудистой системы, её регуляции в большом и малом кругах кровообращения, движения лимфы. Гигиенические знания даны в материале о заболеваниях сердечно-сосудистой системы и приемах первой помощи при нарушениях сердечной деятельности и кровотечениях. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела учебной программы по биологии "Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования


Нижегородский институт развития образования

Кафедра естественнонаучного образования



Методическая разработка раздела образовательной программы

по биологии


Тема разработки: Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы



Выполнила

учитель биологии

МБОУ СОШ № 19 Нижегородского района

Веретенникова Светлана Валерьевна

Образование: высшее

Высшая квалификационная категория

Педагогический стаж 15 лет






Нижний Новгород


2014


Содержание.

  1. Пояснительная записка.

  2. Цели и задачи раздела.

  3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.

  4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

  5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

  6. Система знаний и система деятельности.

  7. Календарно-тематическое планирование по разделу.

  8. Технологические карты уроков.





















1. Пояснительная записка.

Методическая разработка составлена в соответствии с программой по биологии для основной школы, разработанной под руководством В.В. Пасечника. Согласно базисному учебному плану рабочая программа для учащихся 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. УМК по предмету включает в себя учебник: Колесов Д.В. Маш Р.Д. Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс (М.: Дрофа), а также рабочую тетрадь для учащихся: Колесов Д.В. Маш Р.Д. Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» (М.: Дрофа).

Программа по биологии в 8 классе предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках делается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психики. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Раздел «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы» рассчитан на 9 часов обучения.

В этом разделе учащиеся знакомятся с составом крови, лимфы и тканевой жидкости – внутренней среды организма. Большой материал посвящен вопросам иммунитета, причинам возникновения и способам профилактики инфекционных заболеваний. В этом разделе происходит отработка понятий: лечебные сыворотки, вакцины, антитела, антитоксины, виды иммунитета. На основании знания об иммунных свойствах организма вводится понятия аллергии, аллергена, рассматриваются причины возникновения аллергии. Здесь же сообщается о переливании крови, вводятся новые сложные специальные понятия о группах крови, резус-фактор, донор, реципиент и др. На этой основе рассматривается материал о проблемах современной медицины – пересадках органов и преодолении тканевой несовместимости. Углубляется понятие о внутренней среде организма, а также знание о транспортной роли крови, особенностях строения и функциях сердечно-сосудистой системы, её регуляции в большом и малом кругах кровообращения, движения лимфы. Гигиенические знания даны в материале о заболеваниях сердечно-сосудистой системы и приемах первой помощи при нарушениях сердечной деятельности и кровотечениях.

При изучении раздела предусматривается проведение 1-ой лабораторной и 3-х практических работ.

Актуальность данного раздела возрастает в связи с тем, что тема важна для пропаганды, которой включает физическую активность, отказ от алкоголя, курения и наркотиков. Здесь вырабатываются такие важные навыки, как измерение силы и частоты сердечных сокращений по пульсу, измерение артериального давления, оказание первой медицинской помощи себе и окружающим. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни формируют учащихся оценку последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей, соблюдение норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

В содержание КИМов ЕГЭ и ГИА входят вопросы, касающиеся знаний раздела «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система»(задания А15-А19, а также задания частей В и С).

Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы. Перед учащимися ставятся проблемы, требующие от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в методической разработке.


2. Цели и задачи раздела.

Цель: поиск условий, обеспечивающих широкие возможности для формирования высокообразованной, интеллектуальной, деятельной личности, способной к саморазвитию, к реализации творческих, индивидуальных способностей по теме раздела программы «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы».

Задачи раздела

Образовательные:

  • сформировать у учащихся анатомо-физиологические понятия о строении и работе органов кровообращения;

  • добиться правильного и четкого понимания учащимися специальных терминов и понятий, сущность биологических процессов;

  • научить учащихся мыслить строго последовательно, в частности, уметь выбирать отправную точку рассуждения и двигаться от нее к цели, не отклоняясь в сторону;

  • научить учащихся сопоставлять фактические сведения таким образом, чтобы прийти к правильному выводу;

Развивающие:

  • формировать способности к творческому, креативному мышлению в рамках изучаемой темы;

  • продолжить формировать мышление учащихся на умении анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать

  • развивать навыки исследования, как универсальный способ освоения действительности и приобретения новых знаний.

Воспитательные:

  • развитие личностного компонента универсальных учебных действий – умения учиться, познавать мир, умение сотрудничать при проведении биологических экспериментов;

  • воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, бережное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей, осуществлять самоконтроль.


3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.

Для того чтобы развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Подростковый возраст от 11-12 до 14-15 лет. Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомо-физиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов. В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Достигнутый в младшем школьном возрасте уровень мышления позволяет подростку успешно и систематически изучать основы наук. Содержание и логика предметов требуют нового характера усвоения знаний, опоры на самостоятельное мышление, необходима способность обобщать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать. Подросток не склонен слепо полагаться на мнение учителя, он стремиться иметь собственное мнение, порой критическое. Следует всячески стимулировать самостоятельное творческое мышление подростков и тактично показывать на их ошибочные взгляды. Это стимулирует их интеллектуальные возможности. Но если вести себя с подростками не верно, то можно увидеть у них уклонение от труда, игнорирование своих обязанностей, легкомысленное отношение к учебе.




4. Ожидаемые результаты освоения программы.

В результате изучения раздела «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы» учащиеся должны

знать:

  • признаки биологических объектов, составляющие внутренней среды организма, форменные элементы крови;

  • определение понятий: гомеостаз, кровь, лимфа, тканевая жидкость, иммунитет, антигены, антитела, аорта, артерии, вены, капилляры;

  • сущность биологического процесса свертывания крови;

  • виды иммунитета у человека, их проявления;

  • особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности, свою группу крови и резус-фактор;

  • особенности органов кровеносной и лимфатической системы;

  • сущность биологического процесса – транспорта веществ, сущность большого и малого круга кровообращения;

  • признаки биологического объекта – сердца, его работу, автоматизм сердечной мышцы;

  • сущность биологических процессов: движение крови по сосудам, регуляция жизнедеятельности организма,

  • факторы риска, влияющие на здоровье (нормальную работу сердечно-сосудистой системы


уметь:

  • устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови;

  • сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения;

  • использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний;

  • анализировать и оценивать факторы риска для здоровья;

  • находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, использовании донорской крови;

  • распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения, органы кровеносной системы, систему лимфообращения, органы лимфатической системы;

  • устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой, между строением и функциями кровеносных сосудов, между строением и функциями сердца;

  • использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья; профилактики вредных привычек, оказание первой помощи при травмах (повреждениях сосудов).

В ходе изучения раздела программы «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы» учащиеся разовьют на конкретном материале умение получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. Сформируются умения адекватно оценивать собственные возможности и достижения. Научатся искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, будут активно участвовать в проектной деятельности. Дети будут готовы: применять биологические знания в повседневной жизни, организовывать «презентацию» информации, адекватно оценивать собственные возможности и достижения через рефлексивно - оценочную деятельность. В ходе исследовательской деятельности приобретут умение: различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, научатся мотивированно отказываться от образца и искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, будут активно участвовать в проектной деятельности, овладеют способами и навыками ведения дискуссии, организации совместной деятельности.

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

Для развития творчества учащихся используется не одно отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приемов нескольких, что дает большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.

Технология развивающего обучения.

Одной из причин плохого усвоения учебного материала, является большой объем информации, представленный в параграфах учебника, из которого ученик не всегда может выделить главную мысль, опорные слова для запоминания, а время, отведенное на изучение информации ограничено. В связи с этим, учащиеся начинают испытывать затруднения в процессе учебной деятельности, как в школе, так и дома, при выполнении домашнего задания. Это отражается на успеваемости, отношении к учебе, снижается познавательная активность, уровень познавательной учебной деятельности.

Чтобы повысить интерес к учебе, развить его, необходимо, ребенка превратить из пассивного слушателя и безропотного исполнителя, в активного участника познавательного процесса и творческого деятеля.

Известно, что кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками. Самостоятельная творческая работа учащихся на уроке способствует увеличению его ресурсов.

Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. “Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег,- должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...” Об этом писали П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом.

Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу), более полный, системный переход от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.

Деятельностный подход в обучении – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Деятельностный подход в обучении на уроках в режиме развивающего обучения предполагает следующее: ученик становится в ситуацию интеллектуального затруднения, решает познавательные задачи, ищет пути решения проблем, в процессе поиска решения, обменивается информацией с учителем.

Цель развивающего урока - непосредственное развитие ребенка, превращающееся из цели урока в его конкретный результат.

Это урок, направленный на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, не исполнителем каких-либо ролей, а полноценным участником различных форм общественной жизни.

Под системой развивающего обучения подразумевается использование всех активных форм, методов и приемов, направленных, как на повышение познавательного интереса, познавательной активности, формирования ЗУНов, СУДов(способностей умственной деятельности), развития творческого мышления так и на прогрессивное развитие личности в целом.

Творческое мышление можно определить как такое мышление, в результате которого человеком успешно решается новая задача, раньше никогда им не решавшаяся, причем эта задача решается необычным, оригинальным способом, которым человек раньше не пользовался.

Научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий, способствуют, проблемные ситуации; проблемное изложение; обучение через деятельность; групповая и парная работа, индивидуальная работа; коллективная работа; фронтальная работа, частично-поисковый метод (творческие задачи); технология применения метода проблемно-блокового урока; «оценочная» деятельность обучающихся (результат).

Методы: деятельностный, проблемный, частично-поисковый.

Приемы: Центральное место в структуре урока в режиме развивающего обучения занимают творческие и проблемные задания или задачи, которые существенно сокращают время на изучение большого объёма изучаемого материала и его усвоение.

Технологии развивающего обучения обязательно должны включать целенаправленные, методически продуманные, не продолжительные по времени лабораторные работы. Они позволяют ученикам вести необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение. Важное значение для развития учащихся при выполнения лабораторных работ имеет вводная беседа учителя, в которой я определяю проблему и ставлю цель, далее разъясняю ход лабораторной работы, указываю на форму записи (схему, таблицу, график и др.). В конце работы провожу обобщение и выводы.

В разделе «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы» предусмотрены 3 практические работы: «Измерение кровяного давления», «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке», «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений», а также 1 лабораторная работа: «Изучение микроскопического строения крови».

Здоровьсберегающие технологии.

Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления.

Выделяют несколько принципов здоровьесберегающей технологии (по Н. К. Смирнову «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»):

1. Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока.

2. Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты.

3. Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности.

4. Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня.

5. Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания.

6. Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.

Я, как учитель биологии, на своих уроках претворяю в жизнь здоровьесберегающие технологии, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а также воспитываю культуру здоровья, которая практически воплощается в потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье и для этого использую на уроках элементы здоровьясбережения такие как:

1) оптимальная плотность урока;

2) рациональное чередование видов учебной деятельности;

3) уважительный стиль общения;

4) эмоциональная разрядка;

5) физкультурная пауза;

6) правильная рабочая поза.

Главный упор, который я делаю на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения. Я стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой.

Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Большой простор для формирования эмоционального настроя дает применение фрагментов видеофильмов на уроках, красивая музыка, чтение стихов. Все это способствует переключению каналов восприятия информации.

На уроке каждый ребёнок должен чувствовать себя удобно, спокойно, уютно, то есть комфортно, и создание таких условий – главная моя задача. Эту задачу реализую через выполнение следующих гигиенических условий:

- температуру и свежесть воздуха: на уроке можно открывать только фрамугу, время проветривания кабинета зависит от температуры воздуха на улице;

- рациональность освещения класса и доски: 1,2 урок с искусственным освещением, на подоконнике не должно быть цветов, не совмещать ламповое и люминесцентное освещение;

- исключить монотонные звуковые раздражители.

Для эффективного обучения в моем арсенале имеются дифференцированные задания, повышающие эффективность усвоения знаний учениками с разным уровнем обучаемости. Часть несложного материала предлагается изучить самостоятельно и оформить в виде таблицы, схемы, опорного конспекта, текстового конспекта, сообщения (проводится индивидуально или в паре, на уроке или дома). Для "слабых” ребят выдаются карточки-инструкции с указанием источника и последовательности выполнения работы. Использую задания, развивающие у школьников интеллектуальные и практические умения.

Практически на каждом уроке стараюсь проводить физкультминутки.

В качестве здоровьесберегательных технологий применяю методы (фронтальный; групповой; практический, познавательная игра; ситуационный метод; игровой метод; соревновательный; активные методы обучения; метод индивидуальных заданий. Применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей.

Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным.

Использование здоровьесберегающей технологии не требует от учителя специальной подготовки и больших затрат времени.

Главное – результат:

● Снижение утомляемости.

● Повышение продуктивности, работоспособности.

● Учитель должен не только преподносить информацию, но и создавать для этого условия.

Информационные технологии.

На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации — формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

В школьном возрасте наиболее высока потребность учащихся к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике.

Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями.

В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам.

Таким образом, на уроках биологии я использую следующие виды ИКТ:

презентации на уроках изучения нового материала;

включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе изучения нового материала;

использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board

проведение практических работ.

при подготовке учащихся к ЕГЭ;

подготовка разноуровневых контрольных работ, тестов.

выполнение наглядного материала при оформлении класса.

Наблюдения показывают, что учащимся становится интересно познавать предмет с помощью компьютерных технологий. Работа на уроке становится более увлекательной и интересной, а выполнения домашних заданий, будь то подготовка реферата, сообщения, презентации по заданной теме носит ни только познавательный, но и творческий характер.

Проектная технология или метод проектов.

Актуальность использования этой технологии я вижу в том, что, во-первых, в решение проблемной ситуации вовлекаются учащиеся, имеющие в дальнейшем максимальную возможность для самореализации; во-вторых, проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся (аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных и др.); в-третьих, решается обязательная задача педагога – при работе над проектом дать каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся. Данная технология подразумевает выполнение обучающимися большого объёма работы как под руководством учителя, так и самостоятельно, в частности, в процессе поиска, обработки и использования информации позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечёт за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Школьники овладевают умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации защиты своего проекта. В методе проектов привлекает атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся, её нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностный и общественно значимый результат. В нём изменяются ролевые функции ученика и учителя. Школьник является полноправным субъектом взаимодействия с преподавателем. Основной функцией педагога становится консультирование.

Ситуация развития личности учащегося в подростковом возрасте обуславливает его стремление к самоутверждению, завоевыванию статусной позиции среди сверстников, желание актуализировать и испытать свои возможности, проявив самостоятельность. Подросток, увлечённый работой над проектом, обращает основное внимание не на получение отметки, а испытывает своего рода творческое удовольствие от самого процесса познания. В разделе предусмотрено использование исследовательских технологий, связанных с приобщением восьмиклассников к элементам научного творчества. Задания этих видов не являются обязательными для учащихся, они выполняются на добровольной основе, вместе с тем именно они позволяют дифференцированно подходить к удовлетворению личностно значимых интересов, раскрывать их индивидуальные возможности.

Задача учителя заключается в том, чтобы каждый ученик нашел те темы и виды деятельности, которые позволят ему реализовать свой потенциал наилучшим образом. При этом в равной степени следует поощрять тех, кто уже приобретает вкус к научной деятельности (пишет сообщения), и тех, кто успешно проявляет себя в исследовательской и других видах работ.

Для организации исследований предлагается использование групповых проектных технологий и индивидуальных сообщений. Для работы над проектами, которые выполняются на протяжении учебного года, ученикам предлагается по группам, в зависимости от индивидуальных интересов, приступить к работе по расширенному изучению одной из тем: «Профилактические прививки», «Профилактика сердечно – сосудистых заболеваний», «Влияние курения на сердечно- сосудистые заболевания», «Влияние алкоголя на сердечно – сосудистые заболевания».

В ходе реализации исследовательских, компьютерных, творческих проектов происходит пошаговая преобразующая деятельность, направленная не только на решение конкретной ситуации или проблемы, но и личностное приращение обучающегося. Дети овладевают целым рядом биологических понятий, которые также встречаются и в других дисциплинах, например в медицине. Знания по данной теме позволяют лучше понять данную тему.

В дальнейшем знания, полученные при изучении раздела «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы», помогут учащимся в повседневной жизни при осуществлении профилактики сердечно – сосудистых заболеваний.

Все это позволяет расширить связи биологической науки с другими учебными предметами (химия, история, краеведение, литература, география, биология), способствует общению школьников с учащимися из других школ, например, в ходе проектной деятельности, в том числе через Интернет, содействует их социальной адаптации в современном мире.

Результатом использования метода проектов стали исследовательские работы учащихся: «Рак крови» - Кислова Анна, 2013 год, 3 место в районной конференции НОУ; «Прививки: за и против» Лебедева Вера, 2011 год, 3 место в районной конференции НОУ, участие в областной конференции школьников «Экология и здоровье».


6. Система знаний и система деятельности.

Система знаний

Данный раздел включает систему биологических понятий которые выполняют мировоззренческую функцию биологического образования. Формируют у учащихся научное мировоззрение как системы взглядов, отношений, убеждений, определяющих направление и характер деятельности здорового образа жизни в действительности. Усвоение данной темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни.

Биологические понятия

Биологические процессы

Формирование здорового образа жизни

Кровь

Тканевая жидкость

Плазма

Эритроциты

Лейкоциты
Тромбоциты

Иммунитет

Антигены

Антитела

Вакцинация

Лечебные сыворотки

Систола

Диастола

Сердечный цикл

Токи сердца

Автоматия

Пульс

Давление

Лимфа

Лимфоотток

Кровотечения

Электрокардиограф

Круги кровообращения


Свертывание крови

Переливание крови

Групповая совместимость

Движение крови

Большой круг кровообращения

Малый круг кровообращения

Ток лимфы

Фазы работы сердца

Тоны сердца

Регуляция



Профилактика СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний

Гигиена сердечно – сосудистой системы

Профилактика сердечно – сосудистых заболеваний

Влияние факторов среды на работу сердечно – сосудистой системы.




Система деятельности.

Часто под формами учебной деятельности подразумевают виды учебной деятельности учащихся. Виды организации учебной деятельности учащегося прочно связаны со структурой общения между обучающими и обучаемыми. Можно сказать, что формы учебной деятельности учащихся - это способы организации деятельности учащихся, отличающиеся характеристиками взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.

Выделяют следующие формы учебной деятельности учащегося:

1. Парную. Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным. В школах оно применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя. Широко используется при дополнительных занятиях и репетиторстве.

2. Групповую, когда учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют общеклассной или фронтальной работой.

3. Коллективную. Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы - работа учащихся в парах сменного состава.

4. Индивидуально-обособленную. Ее еще часто называют самостоятельной работой учащегося. Выполнение ребенком домашней работы - вот типичный пример такой формы учебной деятельности. Широко применяется и на уроках в общеобразовательных учреждениях. Контрольные и самостоятельные работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока тоже относятся к этой форме.

Познавательная деятельность

Преобразующая деятельность

Общеучебная деятельность

Самоорганизующая деятельность

Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, квалификация и др.). Причинно-следственные связи. Наблюдение. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы. Естественнонаучные методы познания (теория,); гуманитарные (литература, мифы, религия, научная фантастика); методы чувственного познания.

Отношения «Человек-природа-общество», способы выявления противоречий. Виды вопросов и методы их задавания

Способы поиска информации, работа с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование,); навыки общения (монолог, диалог, способы слушать, задавать вопросы); методы взаимообучения, взаимооценки

Способы самостоятельной постановки целей. Самооценка. Саморегуляция. Осознание своего продвижения


Контроль знаний учащихся.

В соответствии с требованиями к подготовке учащихся можно предложить следующую систему оценивания их учебной деятельности:

Критерии

Виды деятельности, которые оцениваются

Оценка деятельности осуществляется в соответствии с уровнями усвоения знаний:

первый уровень (узнавание) - умение отличить данный объект от аналогов по внешним характеристикам;

второй уровень (репродуктивный) – пересказать учебный материал в устной или письменной форме; выбрать объект или явление на основе ряда признаков, дать определение понятия,

третий уровень (продуктивная деятельность) – умение связать изученный материал с практикой, понимать функциональные зависимости между явлениями и умение описывать объект, решать задачи, вскрывать причинно-следственные связи, с жизнью;

четвертый уровень (трансформация, творческая деятельность) – теоретическое моделирование - замена объекта моделью, исследование модели, перенос информации на подлинный объект

Решать тесты и задания со свободным развернутым ответом, решать творческие задачи

Умение сформулировать цель исследования, его гипотезу, умение спланировать исследование, собрать факты, оценить полученные результаты, сделать выводы, оформить результаты работы

Выполнять эмпирические исследования методом наблюдения

Привлечение различных источников информации, соответствие отобранной информации теме сообщения или доклада

Осуществлять поиск и отбор информации

Умение выделить основное в отобранной информации и изложить в письменной форме

Конспектировать и реферировать информацию

Умение подбирать и представлять иллюстративный материал, структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности,

Готовить сообщения и доклады в письменном виде

Умение четко и кратко излагать мысли, структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, иллюстрировать рисунками, схемами и пр., делать компьютерную презентацию

Выступать с сообщениями и докладами

Умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения,

Участвовать в дискуссии

Осуществлять анализ своей учебной деятельности, фиксировать достижения

Вести портфолио


При изучении материала темы нужен постоянный контроль: первичный, текущий, итоговый. Формы контроля должны быть разными. При изучении раздела « Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы» предполагается использование следующих форм и методов контроля знаний:

  1. Биологические диктанты по теме «Состав крови», «Движение крови и лимфы в организме», «Работа сердца». Они занимают немного времени и позволяют проконтролировать знание основных понятий.

  2. Работа по индивидуальной карточке (обычно это или наиболее сильные, или наиболее слабые ученики), темы: «Сердце, его строение и работа», «Движение крови и лимфы в организме»

  3. Устный ответ у доски на уроке «Движение крови по сосудам», хотя этот способ контроля иногда приводит к потерям времени на уроке, однако он необходим для выработки навыков монологической речи;

  4. Самоконтроль и взаимоконтроль, фронтальный при актуализации знаний и при первичном закреплении материала, визуальный, различные виды самостоятельных работ на уроках «Движение крови по сосудам», «Сердце, его строение и работа»

  5. Тестирование по темам «Движение крови по сосудам», «Сердце, его строение и работа», что актуально в связи с введением ЕГЭ, для выполнения заданий которого необходима систематическая работа на уроке по формированию навыков работы с тестами. Тестовые задания могут применяться на всех этапах процесса обучения. С их помощью успешно осуществляется предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, навыков.

7. Календарно-тематическое планирование.


Календарно-тематическое планирование

раздела учебной программы по биологии

«Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы».


Тема урока

Дата

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Д,З

Тема 2.5 Внутренняя среда организма (3 часа)


1

Внутренняя среда. Значение крови и её состав

1-я неделя

ноября

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Лабораторная работа № 5 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)»

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь, её функции. Плазма крови, клетки крови. Свертывание крови.

Называть признаки биологических объектов: - составляющие внутренней среды организма; - составляющие крови; - составляющие плазмы.

Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови.

Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки.

Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

§17 рабочая тетрадь задания

№ 59-61

2

Иммунитет

1-я неделя

ноября

Комбинированный урок

Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Работы Л. Пастера, И.И. Мечникова. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета.

Давать определение понятию иммунитет.

Называть виды иммунитета.

Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.

§18, §19 (до тканевой несовместимости)

Рабочая тетрадь:

Задание

№ 66-72


3

Тканевая совместимость и переливание крови.

2-я неделя

ноября

Комбинированный урок

Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор.

Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности, свою группу крови, резус-фактор.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, использования донорской крови.

§ 19 рабочая тетрадь

№ 75-77

Тема 2.6 Кровеносная и лимфатическая системы организма. (6 часов)

4

Органы кровеносной и лимфатической системы.

2-я неделя

ноября

Комбинированный урок

Транспорт веществ. Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфаузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Давать определения понятия:

Аорта, артерия, капилляры, вены. Называть: особенности органов кровеносной и лимфатической систем; признаки биологических объектов – кровеносных сосудов. Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения; органы кровеносной системы, систему лимфообращения; органы лимфатической системы.

Характеризовать сущность биологического процесса – транспорта веществ; лимфообращения.

Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой.

§ 20, задание после §21

Рабочая тетрадь задания № 80,81, 82,85

5

Круги кровообращения

3-я неделя ноября

Комбинированный урок

Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Значение кровообращения. Большой и малый круги кровообращения.

Дать определение понятий: аорта, артерии, капилляры, вены. Называть признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов. Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения; органы кровеносной системы.

Характеризовать: сущность биологического процесса – транспорта веществ; сущность большого и малого кругов кровообращения.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов.

§ 21 вопросы

№ 1,2 рабочая тетрадь задания

№ 83-84

6

Строение и работа сердца

3-я неделя ноября

Комбинированный урок

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности). Нейрогуморальная регуляция работы сердца. Автоматизм сердечной мышцы.

Называть: особенности строения организма человека – органы кровеносной системы; особенности строения сердца.

Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения; органы кровеносной системы. Описывать сущность биологического процесса: работу сердца.

Характеризовать сущность автоматизма сердечной мышцы.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.

§ 22 вопросы после § 22

№ 1-5 рабочая тетрадь задания № 88,90,91

7

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов.

4-я неделя ноября

Комбинированный урок

Выполнение практической работы № 1 «Измерение кровеносного давления»;

№ 2 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».


Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сосудов.

Характеризовать сущность биологических процессов: движение крови по сосудам; регуляция жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

§ 23 задания после § 23 рабочая тетрадь задания № 96

8

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.

4-я неделя ноября

Комбинированный урок

Выполнение практической работы № 3 «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений»

Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт). Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Факторы риска – гиподинамия.

Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка.

Анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье (нормальную работу сердечно-сосудистой системы. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов). Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

§ 23 задания после § 23 рабочая тетрадь задания № 96

9

Зачет по темам «Кровь. Кровообращение».

1-я неделя декабря

Урок контроля и оценки знаний

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантов из заданий разного типа, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Повторение























УРОК №1.

Тема урока: Внутренняя среда. Значение крови и её состав.

Цель, задачи урока, планируемый результат

Цель: формировать знания о внутренней среде организма и крови как компонента внутренней среды; о составе крови, функции её форменных элементов.

Задачи:

Образовательные

- Раскрыть понятие внутренняя среда организма

- Разъяснить состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства.

- Распознавать на таблицах и рисунках форменные элементы крови.

- Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки под микроскопом.

Развивающие

-способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, делать выводы;

-активизировать познавательную деятельность учащихся в ходе проведения обучающего теста;

Воспитательные

-воспитывать самооценку через самопроверку теста;

-воспитывать культуру восприятия устной речи учителя в ходе изложения нового материала.

Учащиеся должны: давать определения понятия: кровь, тканевая жидкость, лимфа, форменные элементы крови.

Называть: признаки биологических объектов: - составляющие внутренней среды организма; - составляющие крови; - составляющие плазмы. Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.


Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, групповая, индивидуальная (работа с книгой)


Методы обучения

Словесный, наглядный, частично-поисковый, практический


Практическая часть, эксперимент

Лабораторная работа № 5 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)»


Формы контроля

Фронтальный опрос, тестирование


Источники информации

Учебник, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 8 класс», интернет- ресурсы, презентация


Домашнее задание

§ 17, ответить на вопросы к параграфу, рабочая тетрадь задания № 59, 61, 62, 64









УРОК №2.

Тема урока: Иммунитет

Цель, задачи урока, планируемый результат

Цель: формирование представлений о защитных свойствах организма, значении видов иммунитета.

Задачи:

Образовательные: дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, об особенностях разных видов иммунитета, о возбудителях заболеваний, показать пользу прививок.

Развивающие: развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщение и анализа, выделения главного, способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических открытий; убеждать в практической необходимости знаний физиологических процессов; продолжать гигиеническое, валеологическое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

Учащиеся должны: Давать определение понятию иммунитет.

Называть виды иммунитета.

Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.


Тип урока

Комбинированный урок


Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, групповая, индивидуальная (работа с книгой)


Методы обучения

Словесный, наглядный, частично-поисковый


Практическая часть, эксперимент



Формы контроля

Фронтальный опрос, биологический диктант


Источники информации

Учебник, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 8 класс», интернет- ресурсы, презентация


Домашнее задание

§18, §19 (до тканевой несовместимости)

Рабочая тетрадь: задание № 66-72















УРОК №3.

Тема урока: Тканевая совместимость и переливание крови.

Цель, задачи урока, планируемый результат

Цель: сформулировать понятие иммунология и определить значение данной науки для сохранения здоровья человека;

Задачи:

Образовательные:

учащиеся должны давать понятия иммунологии, вакцины, сыворотки.

учащиеся должны называть условия применения вакцин и сывороток.

учащиеся должны различать виды иммунитета и объяснять их значение.

учащиеся должны составить модель «Современная наука иммунология и области ее применения».

Развивающие:

продолжить развитие у учащихся навыков самостоятельной работы и работы в группах.

продолжить формирование у учащихся умений систематизировать и обобщать информацию.

продолжить развитие у учащихся творческих способностей.

продолжить развитие у учащихся бережного отношения к своему здоровью.

Воспитательные:

-обосновать необходимость прививок – использования сывороток и вакцин с целью профилактики и борьбы с инфекционными болезнями;

-продолжить патриотическое воспитание на основе знакомства с работами отечественных ученых в области физиологии.

Учащиеся должны:

Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности, свою группу крови, резус-фактор.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, использования донорской крови.


Тип урока

Комбинированный (систематизация знаний)


Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, групповая, индивидуальная (работа с книгой)


Методы обучения

Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный


Практическая часть, эксперимент



Формы контроля

Фронтальный опрос, тестирование


Источники информации

Учебник, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 8 класс», интернет- ресурсы, презентация


Домашнее задание

§ 19 рабочая тетрадь № 75-77












УРОК №4.

Тема урока: Органы кровеносной и лимфатической системы.

Цель, задачи урока, планируемый результат

Цель: формирование у учащихся научных представлений о транспортной роли кровеносной и лимфатической систем в организме.

Задачи:

Образовательные

сформировать у учащихся научные понятия аорта, артерии, капилляры, ве­ны, лимфа.

Изучить:

особенности строения организма человека - органы кровеносной и лимфатической систем;

«признаки (особенности строения)биологи­ческих объектов - кровеносных сосудов

Развивающие

способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, делать выводы ;

активизировать познавательную деятельность учащихся в ходе проведения обучающего теста;

Воспитательные

воспитывать самооценку через самопроверку теста;

воспитывать культуру восприятия устной речи учителя в ходе изложения нового материала.

Учащиеся должны: давать определения понятия: аорта, артерии, капилляры, ве­ны, лимфа.

Называть:

•особенности строения организма человека - органы кровеносной и лимфатической систем; «признаки (особенности строения)биологи­ческих объектов - кровеносных сосудов.

Распознавать и описывать на таблицах:

•систему органов кровообраще­ния;

•органы кровеносной системы; •систему лимфообращения; •органы лимфатической системы.

Характеризовать: •сущность биологического про­цесса - транспорта веществ; сущность биологического про­цесса - лимфообращения



Тип урока

Урок изучения нового материала


Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, самостоятельная.


Методы обучения

Словесный, наглядный, частично-поисковый


Практическая часть, эксперимент



Формы контроля

Фронтальный опрос, тестирование


Источники информации

Учебник, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 8 класс», интернет- ресурсы, презентация


Домашнее задание

§ 20, ответить на вопросы к параграфу, рабочая тетрадь задания № 80, 81, 82, 85












УРОК №5.

Тема урока: Круги кровообращения.


Цели, задачи урока, планируемый результат

Цель: Изучить особенности строения системы кровообращения человека.
Задачи:

Образовательные:

Углубить знания о кровеносной системе млекопитающих.

Продолжить знакомство с понятиями кровеносная система, круги кровообращения начатое в курсе зоологии

Раскрыть биологическое значение изменения состава крови при прохождении ее по большому и малому кругам кровообращения.

Развивающие : учить анализировать, делать выводы; учить выделять главное, составлять план, вести конспект, делать выводы, обозначать проблемы, выдвигать гипотезы и решать их;

Воспитательные: воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни, потребности к физическому совершенствованию, положительного отношения к знаниям; воспитание диалектико-материалистического мировоззрения, воспитание самостоятельного мышления; формирование положительных эмоций, чувства удовлетворённости.

Учащиеся должны:

называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца;

распознавать на таблицах органы кровообращения;

знать особенности движения крови по венам;

раскрывать изменения крови в кругах кровообращения;

Использовать приобретенные знания для проведения наблю­дений за состоянием собственно­го организма

.


Тип урока

Комбинированный урок


Формы организации учебной деятельности

Беседа, работа с книгой



Методы обучения

Частично-поисковый, проблемный, исследовательский, «мозговой штурм».

Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение, исследовательский метод, здоровьесберегающие технологии,



Практическая часть, эксперимент

Лабораторная работа в учебнике стр 109 «Функции венозных клапанов»


Формы контроля

Обсуждение результатов, вывод


Источники информации

Учебник диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 8 класс»


Домашнее задание

§ 21 вопросы

№ 1,2 рабочая тетрадь задания

№ 83-84








УРОК №6.


Тема урока: Сердце, его строение и работа.


Цели, задачи урока, планируемый результат

Цель: углубить и обобщить знания о причине неутомимости сердца, стадиях сердечного цикла, их характеристиках, особенности регуляции работы сердца, автоматии, нервной и гуморальной регуляции.

Задачи:

Образовательные

Изучить строение и работу сердца, сердечный цикл, тоны сердца. регуляцию работы сердца. Синусный узел.

Развивающие

- активизировать познавательную деятельность учащихся путём решения проблемных вопросов

- продолжить формирование информационной компетенции, умения делать выводы

- развивать умения обобщать знания, применять знания в конкретных ситуациях через компьютерную презентацию;

- развивать творческое мышление учащихся через создание домашней компьютерной презентации;

Воспитательные

- воспитание доброго, чуткого, взаимного уважения к окружающим

- пропаганда здорового образа жизни

- воспитание коммуникативных качеств в ходе взаимопроверки биологического диктанта.

Учащиеся должны:

называть:

•особенности строения организма человека - органы кровеносной системы; «признаки (особенности строения) биологического объекта - сердца.

Распознавать и описывать на таблицах:

•систему органов кровообращения;

•органы кровеносной системы.

Описывать сущность биологи­ческого процесса: работу сердца.

Характеризовать сущность ав­томатизма сердечной мышцы. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.



Тип урока

Комбинированный урок с использованием ИКТ


Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная работа, парная работа



Методы обучения

Проблемный, частично-поисковый, репродуктивный.


Практическая часть, эксперимент

Изучение строения сердца по муляжу и таблицам


Формы контроля

Биологический диктант , тесты, карточки


Источники информации

учебник, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 8 класс»


Домашнее задание

§ 22 вопросы после § 22 № 1-5 рабочая тетрадь задания № 88,90,91









УРОК № 7

Тема урока: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов.





Цели, задачи урока, планируемый результат

Цель: Формирование у учащихся знаний о сущности биологических процессов – причинах движения крови по сосудам, регуляции жизнедеятельности организма.

Задачи:

Образовательные: раскрыть сущность биологических понятий: артериальное давление крови, пульс, кровоснабжение органов, гипертония и гипотония, спазм сосудов.

Развивающие: способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, делать выводы;

Воспитательные: воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни, потребности к физическому совершенствованию, положительного отношения к знаниям; воспитание диалектико-материалистического мировоззрения, воспитание самостоятельного мышления; формирование положительных эмоций, чувства удовлетворённости.

Учащиеся должны:

Характеризовать сущность биологических процессов:

- движение крови по сосудам;

- регуляция жизнедеятельности организма

Уметь измерять кровяное давление; вести подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма



Тип урока

Комбинированный с использованием ИКТ


Формы организации учебной деятельности

Коллективные, групповые


Методы обучения

Словесный (беседа), наглядный (демонстрация презентации), проблемный, практический


Практическая часть, эксперимент

Практическая работа № 1 «Измерение кровяного давления»

Практическая работа № 2 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке»


Формы контроля

Текущий контроль, биологический диктант


Источники информации

Учебник, мультимедийная презентация


Домашнее задание

§ 23 задания после § 23 рабочая тетрадь задания № 96















УРОК №8.

Тема урока: Гигиена сердечно-сосудистой системы.





Цели, задачи урока, планируемый результат

Цель: изучить гигиену сердечно – сосудистых заболеваний.

Задачи:

Образовательные:

организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о гигиене сердечно – сосудистых заболеваний, изучить профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, влияние факторов окружающей среды на работу сердечно-сосудистой системы.

Развивающие:

создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений оказывать первую помощь при кровотечения

отработка приемов остановки разных видов кровотечений.

Воспитательные:

воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни

помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности через работу в группах;

воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность при выполнении практической работы.

Учащиеся должны:

Анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здо­ровье (нормальную работу сер­дечно-сосудистой системы).

Использовать приобретенные знания для: «проведения наблю­дений за состоянием собственно­го организма;

•профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркома­ния);

оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов).

отработка приемов остановки разных видов кровотечений.



Тип урока

Комбинированный урок


Формы организации учебной деятельности

Обсуждение проблемы, групповая работа, объяснение учителя.


Методы обучения

Словесные: беседа, объяснение

Наглядные: мультимедийные иллюстрации

Практические: выполнение практических работ


Практическая часть, эксперимент

Практическая работа №3 «Отработка приемов остановки разных видов кровотечений».


Формы контроля

Фронтальный опрос, , тестирование.


Источники информации

Учебник, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 8 класс»


Домашнее задание

§ 23 задания после § 23 рабочая тетрадь задания № 96










УРОК №9

Тема урока: Тестовая контрольная работа по темам «Кровь. Кровообращение»

«Внутренняя среда организма. Кровь и кровообращение»

1 вариант

Часть А

Выберите верный ответ.

1. Функцией тромбоцитов является:

а) транспорт кислорода и углекислого газа

б) защита от микроорганизмов, чужеродных белков, инородных тел

в) участие в свертывании крови

г) выработка гормонов

2. В состав плазмы крови Не входит:

а) белки

б) эритроциты

в) ионы магния

г) мочевина

3. Какой из видов иммунитета создаётся введением в организм вакцины?

а) естесственный пассивный (врожденный)

б) естесственный активный (приобретенный)

в) искусственный пассивный

г) искусственный активный

4. Какое количество эритроцитов содержится в 1 мм3 крови человека?

а) 180-400 тыс. в) 4,5-5 млн

б) 6-8 тыс. г) 50-70 тыс

5. Кровь II группы можно переливать людям, имеющим:

а) группу крови

б) II или IV группы крови

в) II или III группы крови

г) IV группу крови

6. После перенесения какого заболевания у человека не вырабатывается стойкий иммунитет?

а) кори

б) ветряной оспы

в) гриппа

г) паротита

7. Стенки какой из камер сердца самые толстые?

а) левого предсердия

б) правого предсердия

в) левого желудочка

г) правого желудочка

8. Какой клапан находится между правым предсердием и правым желудочком?

а) двухстворчатый

б) трёхстворчатый

в) полулунный

г) клапан отсутствует

9. В каком отделе сердца заканчивается большой круг кровообращения?

а) правом предсердии

б) правом желудочке

в) левом предсердии

г) левом желудочке





10.Кровь из сердечной камеры, обозначенной на рисунке буквой В, поступает в:

а)левый желудочек

б) правое предсердием

в) аорту

г) лёгочную артерию

11. Из скольких слоев клеток состоит стенка артерии?

а) 1 б) 2

в) 3 г) 4

12. С помощью какого прибора измеряют артериальное давление?

а) барометра в) тонометра

б) спирометра г) динамометра

13. Как называются сосуды, несущие кровь к сердцу?

а) артериолы в) капилляры

б) вены г) артерии

14. Какую из функций кровь не выполняет?

А) секреторную

б) гуморальную

в) выделительную

г) защитную


Часть В

1. Установите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)сокращение левого желудочка

2)артерии

3)нижняя и верхняя полые вены

4)аорта

5)капилляры в тканях

6)правое предсердие

Ответ:








Часть С

Ответьте на вопрос


В каком случае лекарство подействует быстрее: если его ввести в вену или принять в виде таблетки? Ответ поясните.




«Внутренняя среда организма. Кровь и кровообращение»

2 вариант

Часть А

Выберите верный ответ.

1. Функцией эритроцитов является:

а)транспорт кислорода и углекислого газа

б) защита от микроорганизмов, чужеродных белков, инородных тел

в) участие в свертывании крови

г) выработка гормонов

2. Какую группу крови имеет «универсальный донор»?

а) I

б) II

в) III

г) IV

3. Что такое искусственный пассивный иммунитет?

а) невосприимчивость к инфекциям, обусловленная генетическими особенностями человека

б) выработка антител в ответ на введение в организм вакцины

в) невосприимчивость к инфекциям после перенесения данного заболевания

г) реакция организма, возникающая при введении сыворотки с готовыми антителами

4. Какое количество лейкоцитов содержится в 1 мм3 крови человека?

а) 180-400 тыс.

б) 6-8 тыс.

в) 4,5-5 млн.

г) 50-70 тыс.

5. Какая из фаз сердечного цикла длится 0,4 сек?

а) сокращение предсердий

б) сокращение желудочков

в) общая пауза

г) весь сердечный цикл

6. После перенесения какого заболевания у человека Не вырабатывается стойкий иммунитет?

а) краснухи

б) гепатита

в)пневмонии

г) кори

7. К внутренней среде организма НЕ относится:

а) кровь в) моча

б) лимфа г) тканевая жидкость

8. Какой клапан находится между левым предсердием и левым желудочком?

а) двухстворчатый

б) трёхстворчатый

в) полулунный

г) клапан отсутствует

9. Какова нормальная частота сердечных сокращений в минуту у взрослого человека в покое?

а) 70-80 в) не менее 60

б) 100-120 г) более 90




10. Сколько створок имеет клапан, который расположен между камерами сердца, обозначенными на рисунке буквами А и Б?

а) 0 в) 2

б) 1 г) 3

11. Стенки какой из камер сердца самые толстые?

а) правого предсердия

б) правого желудочка

в) левого предсердия

г) левого желудочка

12. Из скольких слоев клеток состоят артерии?

а) 1 в) 3

б) 2 г) 4

13. В каком отделе сердца заканчивается малый круг кровообращения?

а) правом предсердии

б) правом желудочке

в) левом предсердии

г) левом желудочке


Часть В

Установите последовательность движения крови по малому кругу кровообращения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) левое предсердие

2) легочная артерия

3) капилляры легких

4) правый желудочек

5) легочная вена

Ответ:







Часть С

Ответьте на вопрос.

Что нужно обязательно внести в инструкцию о наложении жгута для остановки венозного кровотечения?









Литература:

  1. Лекции курса « Методологические основы современного образовательного процесса, СРО», Русских Г.А. доцент кафедры института повышения квалификации, г. Вятские Поляны, Кировская область, 2009г.

  2. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. N 2.

  3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса школьников. / Ю.К. Бабанский Москва. Просвещение 1972.- 94с.

  4. Безопасность образовательного пространства: Научно-методическое издание для директора и учителя школы. / Под общ. ред. профессора Н.А. Скляновой, И.В. Плющ. Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2001.- 336с.

  5. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»: учебное пособие - М: народное образование, 1998.

  6. www.ronl.ru/pedogogicheskaya_psihologiya/11363.htm Мотивация учебной деятельности средствами ИКТ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Веретенникова Светлана Валерьевна

Дата: 13.07.2015

Номер свидетельства: 222754


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства