Рабочая программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» для 6-х классов разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре программы внеурочной деятельности, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Значительное количество занятий отводится на проектную деятельность, что в значительной мере способствует формированию у школьников регулятивных, коммуникативных, личностных УУД. В ходе работы в группах учащиеся формируют и развивают способность определять траекторию своего развития, ставить цели, задачи, намечать пути решения, осуществлять само и взаимопроверку. Работа над коллективными проектами позволяет школьникам повышать коммуникативную компетентность. Они учатся организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, работать группами и в парах, находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
№ | Наименование раздела учебной программы | Общее кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
1 | Раздел 1. Введение. | 2 | Изучение истории развития науки ботаники, как части биологии, объектов и методов, значения в современном мире. Знакомство школьников с основными методами исследования. Обсуждение правил поведения в кабинете биологии и на природе. Проведение вводного инструктажа. |
2 | Раздел 2. Зеленая лаборатория. | 18 | Проведение теоретических и практических занятия по изучению строения растительной клетки. Знакомство с историей открытия клеточного строения, заслугами великих естествоиспытателей и ученых: Левенгука, Гука для развития цитологии. Совершенствование навыков работы с микроскопом и приготовления микропрепаратов. Рассматривают под микроскопом (лупой) и выявляют черты различия и сходства у клеток, семян разных растений и разных растительных тканей, учатся классифицировать и определять принадлежность растений к той или иной группе по форме цветка, строению соцветия, плодов. |
3 | Раздел 3. Исследователи природы. | 22 | Формирование у школьников знаний об основных процессах жизнедеятельности растений, о многообразии растительного мира, о дикорастущих растениях Ростовской области. Умение пользоваться определителями растений, закреплять свои навыки в ходе практической работы. Значительная часть времени отводится на приобретение знаний о полезных (съедобных, лекарственных) и опасных для человека растениях Ростовской области. Отличия этих растений на рисунках, в гербариях. Знакомство с использованием растений в случае автономного существования в лесу. Приобретение знаний о признаках отравления растениями и мерах первой доврачебной помощи. |
4 | Раздел 4. Растения – наши доктора. | 8 | Раздел включает в себя материал, посвященный влиянию запахов растений, их фитонцидной активности на здоровье человека. Предусматривается знакомство с аромотерапией, фитотерапией как средствами восстановления работоспособности и снятия стресса, использованием растительного сырья в фармацевтической промышленности, в медицине. Рассматриваются аспекты сохранения здоровья человека через изучение воздействия биологически активных веществ растений на организм человека. |
5 | Раздел 5. Цветок с моего окна. | 8 | Формирование представлений у школьников о происхождении комнатных растений, их распространении по странам Старого света. Агротехника комнатных растений, основные правила расположения растений в помещениях. Проведение исследовательской работы будет способствовать развитию умения работать с различными источниками биологической информации, формированию знаний о способности растений к очистке воздуха в помещениях, о воздействии комнатных растений, как части комфортной среды обитания, на здоровье человека. |
6 | Раздел 6. Наша клумба. | 10 | Формирование у школьников экологической нравственности, развитие эстетического сознания через освоение азов ландшафтного дизайна. Особенности проектирования цветников подбором цветущих растений, закрепление знаний по агротехнике растений. |
Итого | 68 |
№ | Разделы учебной программы | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Формы текущего контроля |
Раздел 1. Введение – 2 часа |
1-2 | Введение. Вводный инструктаж. | 2 | Знакомство с программой, беседа о значении ботаники как части биологии, значении растений в жизни человека. Инструктаж по технике безопасности, знакомство с лабораторным оборудованием и правилами работы в кабинете биологии. Вводный инструктаж. | Беседа, самостоятельная работа с инструкцией, оформление тетрадей. |
Раздел 2. Зеленая лаборатория – 18 часов |
3-4 | Цитология – наука, изучающая строение клетки. | 2 | Цитология – наука, изучающая строение клетки. Знакомство с микроскопом и приёмами работы с ним. | Работа с раздаточным материалом. |
5-6 | Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом различных растительных тканей». | 2 | Гистология – наука, изучающая ткани. Виды и строение тканей растений. | Выполнение лабораторной работы. |
7-8 | Лабораторная работа «Строение семян однодольных и двудольных растений». | 2 | Отдел Покрытосеменные. Строение семени двудольных и однодольных растений. | Выполнение лабораторной работы. |
9-10 | Лабораторная работа «Рассматривание готовых микропрепаратов «Строение корней, корневых волосков, корневого чехлика». | 2 | Отдел Покрытосеменные. Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. | Выполнение лабораторной работы. |
11-12 | Лабораторная работа «Клеточное строение листа». | 2 | Отдел Покрытосеменные. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. | Выполнение лабораторной работы. |
13-14 | Лабораторная работа «Строение цветка». | 2 | Отдел Покрытосеменные. Цветок и его строение. | Выполнение лабораторной работы. |
15-16 | Практическая работа «Определение типа соцветий». | 2 | Отдел Покрытосеменные. Соцветия. Типы соцветий. | Выполнение практической работы |
17-18 | Практическая работа «Классификация плодов». | 2 | Отдел Покрытосеменные. Плоды. Классификация плодов. | Выполнение практической работы |
19-20 | Защита проекта «Зеленая лаборатория». | 2 | Формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, изложение доказательств, формулирование вывода. | Защита проекта, слушание своих товарищей, обсуждение и анализ работ. |
Раздел 3. Исследователи природы – 22 часа |
21 | Основные процессы жизнедеятельности растений. | 1 | Основные процессы жизнедеятельности растений (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). | Просмотр презентации, беседа. |
22 | Классификация растений. Основные классы отдела Покрытосеменные. | 1 | Отдел Покрытосеменные. Классы однодольные и двудольные. Семейства: Крестоцветные, Розоцветные, Паслёновые, Бобовые, Сложноцветные, Лилейные и Злаковые. | Просмотр презентации, беседа, работа с раздаточным материалом. |
23-24 | Исследовательская работа «Условия, необходимые для прорастания семян». | 2 | Основные процессы жизнедеятельности растений. Прорастание семян. | Проведение исследовательского эксперимента. |
25-26 | Исследовательская работа «Определение всхожести семян разных растений и их посев». | 2 | Основные процессы жизнедеятельности растений. Прорастание семян. | Проведение исследовательского эксперимента. |
27-28 | Исследовательская работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». | 2 | Основные процессы жизнедеятельности растений. Передвижение воды и питательных веществ в растении. | Проведение исследовательского эксперимента. |
29-30 | Исследовательская работа «Дыхание растений». | 2 | Основные процессы жизнедеятельности растений. Дыхание растений. | Проведение исследовательского эксперимента. |
31-32 | Исследовательская работа «Испарение воды листьями». | 2 | Основные процессы жизнедеятельности растений. Испарение воды. | Проведение исследовательского эксперимента. |
33-34 | Исследовательская работа «Передвижение органических веществ по лубу». | 2 | Основные процессы жизнедеятельности растений. Передвижение воды и питательных веществ в растении. | Проведение исследовательского эксперимента. |
35-36 | Практическая работа «Определение растений с помощью определителя». | 2 | Полезные и опасные растения, произрастающие на территории Ростовской области. Красная книга Ростовской области. | Выполнение практической работы |
37-38 | Викторина «Узнай растение». | 2 | Основные семейства отдела Покрытосеменных, произрастающих на территории Ростовской области. | Участие в викторине. |
39-40 | Защита проекта «Ядовитая красота». | 2 | Ядовитые растения нашего края. | Защита проекта, слушание своих товарищей, обсуждение и анализ работ. |
41-42 | Защита проекта «Растения на защите здоровья». | 2 | Лекарственные растения нашего края. | Защита проекта, слушание своих товарищей, обсуждение и анализ работ. |
Раздел 4. Растения – наши доктора – 8 часов |
43-44 | Мир запахов. Растения – фитонциды. | 2 | Ароматерапия. Фитотерапия. Роль ароматов в укреплении здоровья человека, предупреждении инфекционных заболеваний, стресса. | Слушание учителя, просмотр презентации, беседа, работа с раздаточным материалом. |
45-46 | Лекарственные растения нашего края. Правила сбора. | 2 | Растения как сырьё для фармацевтической промышленности. Лекарственные растения нашего края. Правила сбора лекарственных растений. | Слушание учителя, просмотр презентации, беседа, работа с раздаточным материалом. |
47-48 | Практическая работа «Составление и заваривание растительного чая» | 2 | Лекарственные сборы. Сборы для чая. Правила заваривания фиточая. Чайная церемония. | Выполнение практической работы. |
49-50 | Защита проекта «Фитотерапия» | 2 | Фитотерапия как альтернатива лекарственной терапии. | Защита проекта, слушание своих товарищей, обсуждение и анализ работ. |
Раздел 5. Цветок с моего окна – 8 часов |
51-52 | Комнатные растения. | 2 | История происхождения комнатных растений. Самые распространенные комнатные растения. Полезные и «вредные» комнатные растения. Условия ухода за ними. | Просмотр презентации, беседа. |
53-54 | Виртуальная экскурсия «Растения в интерьере». | 2 | Растения как часть комфортной среды обитания человека. | Просмотр учебного фильма, обсуждение, диспут. |
55-56 | Практическая работа «Определение состояния воздуха в помещении методом учета индекса активности комнатных растений». | 2 | Влияние растений на микроклимат в помещении, участие растений в очистке воздуха в помещении. | Просмотр презентации, беседа. |
57-58 | Защита проекта «Цветок с моего окна». | 2 | Комнатные растения в нашем доме. | Защита проекта. |
Раздел 6. Наша клумба – 10 часов |
59-60 | Ландшафтный дизайн. | 2 | Основы ландшафтного дизайна. Наиболее распространенные растения, используемые для ландшафтного дизайна. Примеры приемов дизайна небольшого садового участка, клумбы, цветника. | Просмотр презентации, беседа, работа с раздаточным материалом. |
61-62 | Практическая работа «Проектирование цветника, клумбы». | 2 | Проектирование цветника, клумбы для пришкольного участка, использования приемов ландшафтного дизайна. | Выполнение практической работы. |
63-64 | Практическая работа «Пикировка рассады декоративных цветковых растений». | 2 | Пикировка и высаживание декоративных цветковых растений на клумбах на пришкольном участке. | Выполнение практической работы. |
65-66 | Защита проекта «Оазис красоты». | 2 | Эстетическое значение декорирования общественных территорий зелеными насаждениями. Цветами. | Защита проекта, слушание своих товарищей, обсуждение и анализ работ. |
67-68 | Экскурсия «Экологическая тропа» | 2 | Знакомство с основными видами растений, произрастающими в Ботаническом саду. | Участие в экскурсии, обсуждение и подведение итогов за год. |
Итого | 68 |