kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по биологии для 6 класса: Рабочая программа внеурочной деятельности по теме "Зеленая лаборатория"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка программы внеурочной деятельности по биологии "Зеленая лаборатория" поможет учителю при проведении занятий. На занятиях можно использовать гербарный материал, коллекции, собранные детьми, вести исследовательскую работу по темам программы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по биологии для 6 класса: Рабочая программа внеурочной деятельности по теме "Зеленая лаборатория"»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» для 6-х классов разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре программы внеурочной деятельности, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Значительное количество занятий отводится на проектную деятельность, что в значительной мере способствует формированию у школьников регулятивных, коммуникативных, личностных УУД. В ходе работы в группах учащиеся формируют и развивают способность определять траекторию своего развития, ставить цели, задачи, намечать пути решения, осуществлять само и взаимопроверку. Работа над коллективными проектами позволяет школьникам повышать коммуникативную компетентность. Они учатся организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, работать группами и в парах, находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.




Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты обучения:

  • формирование ответственного отношения к обучению, способности обучающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; экологического мировоззрения, экологической нравственности, гражданской ответственности и неравнодушия к проблемам окружающего мира;

  • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и педагогами;

  • формирование универсальных учебных действий;

  • развитие творческого мышления у обучающихся.


Метапредметные результаты обучения:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, описывать и анализировать полученные данные, делать выводы из исследования;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих действий в соответствии с изменившейся ситуацией;

  • умение организовывать совместную деятельность в рамках учебного сотрудничества, работать индивидуально и в группе;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • развитие навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;

  • формирование умений работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, Internet, ЭОР; формирование ИКТ-компетенции;

  • развитие умения анализа статистических данных, их обработки, составления диаграмм, таблиц, схем;

  • формирование навыков адекватного использования речевых средств в ходе ведения дискуссии, аргументированного отстаивания своей точки зрения; развитие коммуникативных качеств личности школьников, навыков совместной деятельности в коллективе;

Предметные результаты обучения:

В результате изучения программы внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» ученик должен:

знать/понимать:

  • строение и особенности жизнедеятельности растений;

  • о современных проблемах охраны природы;

  • о современном состоянии растительного мира;

  • об особенностях экологической обстановки в Ростовской области;

  • о воздействии растений на здоровье человека;

  • о мерах по укреплению и сохранению здоровья;

  • характеристику съедобных, лекарственных, ядовитых растений Ростовской области.

уметь:

  • выявлять зависимость состояния здоровья от состояния окружающей среды;

  • вести наблюдения в природе;

  • осуществлять исследовательскую деятельность;

  • фиксировать результаты исследования в виде исследовательских проектов;

  • определять растения по морфологическим признакам и с помощью определителей;

  • оказывать первую доврачебную помощь в случае отравления растениями;

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • проектировать цветники и клумбы;

  • осуществлять посев семян, уход за рассадой и высадку растений в открытый грунт;

  • работать с дополнительной литературой;

  • обрабатывать статистические данные.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • построения отношений при работе в группе;

  • установления контактов с ровесниками при организации совместной деятельности.




Содержание учебного курса



Наименование раздела учебной программы

Общее кол-во часов


Характеристика основных содержательных линий

1

Раздел 1. Введение.

2

Изучение истории развития науки ботаники, как части биологии, объектов и методов, значения в современном мире. Знакомство школьников с основными методами исследования. Обсуждение правил поведения в кабинете биологии и на природе. Проведение вводного инструктажа.

2

Раздел 2.

Зеленая лаборатория.

18

Проведение теоретических и практических занятия по изучению строения растительной клетки. Знакомство с историей открытия клеточного строения, заслугами великих естествоиспытателей и ученых: Левенгука, Гука для развития цитологии. Совершенствование навыков работы с микроскопом и приготовления микропрепаратов. Рассматривают под микроскопом (лупой) и выявляют черты различия и сходства у клеток, семян разных растений и разных растительных тканей, учатся классифицировать и определять принадлежность растений к той или иной группе по форме цветка, строению соцветия, плодов.

3

Раздел 3.

Исследователи природы.

22

Формирование у школьников знаний об основных процессах жизнедеятельности растений, о многообразии растительного мира, о дикорастущих растениях Ростовской области. Умение пользоваться определителями растений, закреплять свои навыки в ходе практической работы. Значительная часть времени отводится на приобретение знаний о полезных (съедобных, лекарственных) и опасных для человека растениях Ростовской области. Отличия этих растений на рисунках, в гербариях. Знакомство с использованием растений в случае автономного существования в лесу. Приобретение знаний о признаках отравления растениями и мерах первой доврачебной помощи.

4

Раздел 4.

Растения – наши доктора.

8

Раздел включает в себя материал, посвященный влиянию запахов растений, их фитонцидной активности на здоровье человека. Предусматривается знакомство с аромотерапией, фитотерапией как средствами восстановления работоспособности и снятия стресса, использованием растительного сырья в фармацевтической промышленности, в медицине. Рассматриваются аспекты сохранения здоровья человека через изучение воздействия биологически активных веществ растений на организм человека.

5

Раздел 5.

Цветок с моего окна.

8

Формирование представлений у школьников о происхождении комнатных растений, их распространении по странам Старого света. Агротехника комнатных растений, основные правила расположения растений в помещениях. Проведение исследовательской работы будет способствовать развитию умения работать с различными источниками биологической информации, формированию знаний о способности растений к очистке воздуха в помещениях, о воздействии комнатных растений, как части комфортной среды обитания, на здоровье человека.


6

Раздел 6. Наша клумба.

10

Формирование у школьников экологической нравственности, развитие эстетического сознания через освоение азов ландшафтного дизайна. Особенности проектирования цветников подбором цветущих растений, закрепление знаний по агротехнике растений.

Итого

68






Тематическое планирование


Разделы

учебной программы

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Формы текущего контроля

Раздел 1. Введение – 2 часа

1-2


Введение.

Вводный инструктаж.

2


Знакомство с программой, беседа о значении ботаники как части биологии, значении растений в жизни человека.

Инструктаж по технике безопасности, знакомство с лабораторным оборудованием и правилами работы в кабинете биологии. Вводный инструктаж.

Беседа, самостоятельная работа с инструкцией, оформление тетрадей.

Раздел 2. Зеленая лаборатория – 18 часов

3-4

Цитология – наука, изучающая строение клетки.

2

Цитология – наука, изучающая строение клетки.

Знакомство с микроскопом и приёмами работы с ним.

Работа с раздаточным материалом.

5-6

Лабораторная работа

«Рассматривание под микроскопом различных растительных тканей».

2

Гистология – наука, изучающая ткани. Виды и строение тканей растений.

Выполнение лабораторной работы.

7-8

Лабораторная работа

«Строение семян однодольных и двудольных растений».

2

Отдел Покрытосеменные. Строение семени двудольных и однодольных растений.

Выполнение лабораторной работы.

9-10

Лабораторная работа

«Рассматривание готовых микропрепаратов «Строение корней, корневых волосков, корневого



чехлика».

2

Отдел Покрытосеменные.

Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня.

Выполнение лабораторной работы.

11-12

Лабораторная работа

«Клеточное строение листа».

2

Отдел Покрытосеменные.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Выполнение лабораторной работы.

13-14

Лабораторная работа «Строение цветка».

2

Отдел Покрытосеменные.

Цветок и его строение.

Выполнение лабораторной работы.

15-16

Практическая работа «Определение типа соцветий».

2

Отдел Покрытосеменные.

Соцветия. Типы соцветий.

Выполнение практической работы

17-18

Практическая работа «Классификация плодов».

2

Отдел Покрытосеменные.

Плоды. Классификация плодов.

Выполнение практической работы

19-20

Защита проекта «Зеленая лаборатория».

2

Формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, изложение доказательств, формулирование вывода.

Защита проекта, слушание своих товарищей, обсуждение и анализ работ.

Раздел 3. Исследователи природы – 22 часа

21

Основные процессы жизнедеятельности растений.

1

Основные процессы жизнедеятельности растений (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Просмотр презентации, беседа.

22

Классификация растений.

Основные классы отдела Покрытосеменные.

1

Отдел Покрытосеменные. Классы однодольные и двудольные. Семейства: Крестоцветные, Розоцветные, Паслёновые, Бобовые, Сложноцветные, Лилейные и Злаковые.

Просмотр презентации, беседа, работа с раздаточным материалом.

23-24

Исследовательская работа «Условия, необходимые для прорастания семян».

2

Основные процессы жизнедеятельности растений. Прорастание семян.

Проведение исследовательского эксперимента.

25-26

Исследовательская работа «Определение всхожести семян разных растений и их посев».

2

Основные процессы жизнедеятельности растений.

Прорастание семян.


Проведение исследовательского эксперимента.

27-28

Исследовательская работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

2

Основные процессы жизнедеятельности растений.

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Проведение исследовательского эксперимента.

29-30

Исследовательская работа «Дыхание растений».

2

Основные процессы жизнедеятельности растений.

Дыхание растений.

Проведение исследовательского эксперимента.

31-32

Исследовательская работа «Испарение воды листьями».

2

Основные процессы жизнедеятельности растений.

Испарение воды.

Проведение исследовательского эксперимента.

33-34

Исследовательская работа «Передвижение органических веществ по лубу».

2

Основные процессы жизнедеятельности растений.

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Проведение исследовательского эксперимента.

35-36

Практическая работа «Определение растений с помощью определителя».

2

Полезные и опасные растения, произрастающие на территории Ростовской области. Красная книга Ростовской области.

Выполнение практической работы

37-38

Викторина «Узнай растение».

2

Основные семейства отдела Покрытосеменных, произрастающих на территории Ростовской области.

Участие в викторине.

39-40

Защита проекта «Ядовитая красота».

2

Ядовитые растения нашего края.

Защита проекта, слушание своих товарищей, обсуждение и анализ работ.

41-42

Защита проекта «Растения на защите здоровья».

2

Лекарственные растения нашего края.

Защита проекта, слушание своих товарищей, обсуждение и анализ работ.

Раздел 4. Растения – наши доктора – 8 часов

43-44

Мир запахов. Растения – фитонциды.

2

Ароматерапия. Фитотерапия.

Роль ароматов в укреплении здоровья человека, предупреждении инфекционных заболеваний, стресса.

Слушание учителя, просмотр презентации, беседа, работа с раздаточным материалом.

45-46

Лекарственные растения нашего края. Правила сбора.

2

Растения как сырьё для фармацевтической промышленности. Лекарственные растения нашего края. Правила сбора лекарственных растений.

Слушание учителя, просмотр презентации, беседа, работа с раздаточным материалом.

47-48

Практическая работа «Составление и заваривание растительного чая»

2

Лекарственные сборы. Сборы для чая. Правила заваривания фиточая. Чайная церемония.

Выполнение практической работы.

49-50

Защита проекта «Фитотерапия»

2

Фитотерапия как альтернатива лекарственной терапии.

Защита проекта, слушание своих товарищей, обсуждение и анализ работ.

Раздел 5. Цветок с моего окна – 8 часов

51-52

Комнатные растения.

2

История происхождения комнатных растений. Самые распространенные комнатные растения. Полезные и «вредные» комнатные растения. Условия ухода за ними.

Просмотр презентации, беседа.

53-54

Виртуальная экскурсия «Растения в интерьере».

2

Растения как часть комфортной среды обитания человека.

Просмотр учебного фильма, обсуждение, диспут.

55-56

Практическая работа «Определение состояния воздуха в помещении методом учета индекса активности комнатных растений».

2

Влияние растений на микроклимат в помещении, участие растений в очистке воздуха в помещении.

Просмотр презентации, беседа.

57-58

Защита проекта «Цветок с моего окна».

2

Комнатные растения в нашем доме.

Защита проекта.

Раздел 6. Наша клумба – 10 часов

59-60

Ландшафтный дизайн.

2

Основы ландшафтного дизайна. Наиболее распространенные растения, используемые для ландшафтного дизайна. Примеры приемов дизайна небольшого садового участка, клумбы, цветника.

Просмотр презентации, беседа, работа с раздаточным материалом.

61-62

Практическая работа «Проектирование цветника, клумбы».

2

Проектирование цветника, клумбы для пришкольного участка, использования приемов ландшафтного дизайна.

Выполнение практической работы.

63-64

Практическая работа «Пикировка рассады декоративных цветковых растений».

2

Пикировка и высаживание декоративных цветковых растений на клумбах на пришкольном участке.

Выполнение практической работы.

65-66

Защита проекта «Оазис красоты».

2

Эстетическое значение декорирования общественных территорий зелеными насаждениями. Цветами.

Защита проекта, слушание своих товарищей, обсуждение и анализ работ.

67-68

Экскурсия «Экологическая тропа»

2

Знакомство с основными видами растений, произрастающими в Ботаническом саду.

Участие в экскурсии, обсуждение и подведение итогов за год.

Итого

68




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Трущелева Светлана Семеновна

Дата: 20.05.2019

Номер свидетельства: 511518


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства