№ урока | Название раздела программы с указанием количества часов; тема урока | Кол-во уроков | Тип урока | Элементы содержания | Формирование ЗУНов и ОУУН | Приложение (подготовка к ГИА) | Домашнее задание | Материально-техническое обеспечение | Примерная дата проведения | Фактическая дата проведения | |
Биология 9 классы. |
ВВЕДЕНИЕ. |
| Предмет и задачи общей биологии. | 1 | Ознакомления с новым материалом | Предмет и задачи общей биологии. Методы изучения и значение биологии в современном мире. | знать об основных закономерностях живых организмов, о сущности биологических процессов и явлений. | | С. 3 – 5, примеры | таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
II. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ. |
| Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. | 1 | Комбинированный | Уровни живого. Свойства (критерии) живых организмов. Что такое «жизнь»? Энгельс, Волькенштейн. | знать основные закономерности живых организмов, сущность биологических процессов и явлений, устанавливать взаимосвязи строения и функций; выявлять отличительные признаки живого. | | Гл. 1, с. 8 – 9, вопросы 1,2,3 (устно), вопросы 4 – 9 (письменно) | таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики. | 1 | Комбинированный | Теория эволюции, таксон, система, классификация, иерархичность, бинарная номенклатура, Карл Линней. | Знать о системе органической природы, созданной К. Линнеем, о его вкладе в биологию. | Тренировочный тест по теме | Гл. 2, с. 12 – 14, вопросы 2, 3 в тетрадь | таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Эволюционное учение Жана Батиста Ламарка. | 1 | Комбинированный | Ламарк, основы естественной классификации, принцип градации в зоологической системе Ламарка. | знать сущность и основные положения эволюционной теории Ж.- Б. Ламарка, ее положительные и противоречивые утверждения. | Тренировочный тест по теме | С. 15 – 17, таблица по вопросу 3 на с. 17 в тетрадь | таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Теория Чарлза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Научные предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина. | 1 | Комбинированный | Лайель, Ломоносов, Шванн, Шлейден, Бэр, Дарвин; предпосылки возникновения эволюционного учения Дарвина. | Иметь представление о предпосылках возникновения и утверждения эволюционного учения, разработанного Ч. Дарвином. | Тренировочный тест по теме | С. 18 – 20, вопрос 3 на с. 20 в тетрадь. | таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Учение Чарлза Дарвина об искусственном отборе. | 1 | Комбинированный | Селекция. Породы животных, сорта растений, изменчивость признаков, мутации, искусственный отбор. | Знать, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования, что наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор являются движущими силами эволюции | Тренировочный тест по теме | С. 20 – 24 , составить презентацию по вопросу 3 на с. 24 | таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе. | 1 | Комбинированный | Размножение половое и бесполое, партеногенез, хищничество, паразитизм, индивидуальная изменчивость, избыточная численность, борьба за существование и ее формы, естественный отбор. | Знать характеристику борьбы за существование, формы борьбы за существование, роль естественного отбора и его формы; уметь приводить примеры форм борьбы за существование.. | Тренировочный тест по теме | С. 24 – 28, вопросы устно. | таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Формы естественного отбора. Факторы эволюции. | 1 | Комбинированный | Движущий, стабилизирующий, половой отбор, половой диморфизм. | Уметь проводить сравнение стабилизирующего и движущего отбора, обосновывать адаптацию как результат действия естественного отбора, происходящего под давлением борьбы за существование | Тренировочный тест по теме | С. 29 – 34, вопрос 2 на с. 34 в тетрадь. | таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. | 1 | Комбинированный | Покровительственная окраска, предостерегающая окраска, приспособительное поведение, демонстративное поведение, мимикрия, виды заботы о потомстве у животных. | Знать о многообразии видов в природе; приспособленности организмов к среде обитания; уметь показывать на конкретных примерах относительный характер приспособления. | Тренировочный тест по теме | С. 34 – 49, найти иллюстрации рисунки к теме. | Набор коллекций, фо-тографии, рисунки на страницах учебника. | | | |
| Физиологические адаптации. | 1 | Комбинированный | Физиологические приспособления (адаптации) к условиям среды. | Знать навыки работы с источниками информации; уметь анализировать информацию учебника. | Тренировочный тест по теме | С.49 – 52, ответить на вопросы в тетрадь. | Набор коллекций, фотографии, рисунки на страницах учебника | | | |
| Микроэволюция. Вид, его критерии и структура. | 1 | Ознакомления с новым материалом | Уровни организации живой природы, дискретность, репродукция, гибрид, вид, кариотип, изоляция, межвидовое скрещивание и бесплодие, миграции, популяции. | знать характеристику понятия «микроэволюция», основные формы видообразования, приводить примеры. Знать форму отбора, которому принадлежит решающая роль в процессах видообразования | Тренировочный тест по теме | С. 53 – 55, вопросы 1 – 6 на с. 55 письменно в тетрадь. | Таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Эволюционная роль мутаций. | 1 | Комбинированный | ДНК, мутации, гаметы, ген, гетерозиготы, генофонд, рецессивные гены, микроэволюции. | Знать типы эволюционных изменений, главные линии эволюции и их значение и роль в эволюции. | Тренировочный тест по теме | С. 55 - 58 | Таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника | | | |
| Макроэволюция. Биологические последствия адаптаций. Главные направления эволюции. | 1 | Ознакомления с новым материалом | Биологический прогресс, регресс, макроэволюция, ароморфоз (морфофизиологический прогресс), идиоадаптация, общая дегенерация (морфофизиологический регресс), специализация, паразитизм | знать основные таксономические группы, что такое макроэволюция, доказательства макроэволюции. Знать процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Проводить сравнение макро- и микроэволюции (выделять различия). Иметь представление о значении исследования филогенетических рядов | Тренировочный тест по теме | Гл. 6, с. 59 – 66, вопросы устно | Набор коллекций, фотографии, рисунки на страницах учебника | | | |
| Общие закономерности биологической эволюции. | 1 | Комбинированный | Типы эволюционных изменений (параллелизм, конвергенция, дивергенция), главные линии эволюции (идиоадаптации и дегенерации). | Знать навыки работы с источниками информации; уметь объяснять разницу понятий «параллелизм» и «конвергенция»; проводить сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации), анализировать информацию учебника. | Тренировочный тест по теме | С. 66 – 70, вопрос 4 письменно в тетрадь; подготовиться к контрольной работе. | Таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Контрольный тест № 1. «Микро- и Макроэволюция». | 1 | Проверки знаний и умений | Проверка умений и навыков использования всех определений темы «Микро- и Макроэволюция». | Иметь представление об истории взглядов на эволюцию живой природы; сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина, понятия «борьба за существование» и «естественный отбор» | | | Рисунки на страницах учебника | | | |
| Возникновение жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 1 | Ознакомления с новым материалом | Теории и гипотезы о происхождении жизни, формулировки слова «жизнь», определения: коацерваты, жизнь, абиогенный синтез | Знать основные этапы химической эволюции по теории Опарина; уметь давать характеристику первичной атмосферы Земли, первичного океана, объяснять процессы, происходящие в этих средах, результаты этих процессов. | Тренировочный тест по теме | Гл. 7 с. 71 - 73 | Таблица «Матричный синтез», рисунки и схемы на страницах учебника, колба с S-образным изгибом. | | | |
| Начальные этапы развития жизни. | 1 | Комбинированный | Прокариоты, эукариоты, фотосинтез, симбиоз, хемосинтез, автотрофы, гетеротрофы | Знать о значении появления в ходе эволюции процессов фотосинтеза, многоклеточности, полового процесса, основные этапы биологической эволюции; уметь объяснять суть процессов происходивших на различных этапах биологической эволюции. | Тренировочный тест по теме | С. 74 – 77, рисунки 44, 46 в тетрадь | Таблицы «Симбиотическое происхождение эукариот», «Вольвокс», рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Развитие жизни на Земле. Жизнь в архейской и протерозойской эрах. | 1 | Комбинированный | Фотосинтез, половой процесс, ткань, филогения, геохронология | Знать о развитии природных условий в данные эры, важнейшие этапы эволюции; уметь давать объяснения процессам, происходивших в архейской и протерозойской эрах, объяснять их эволюционную значимость. | Тренировочный тест по теме | Гл. 8, с 78 – 81, начать геохронологическую таблицу. | Таблица «Геохронологическая таблица», рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Жизнь в палеозойской эре. | 1 | Комбинированный | Псилофиты, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные растения, семенное размножение, ротовой аппарат хватательного типа. Парные плавники, членистоногие. Кистеперые рыбы, двоякодышащие рыбы, лучеперые рыбы, стегоцефалы, рептилии. | Знать о процессах, происходящих в периоды палеозойской эры, основные ароморфозы, происходящие с живыми организмами в различные периоды палеозойской эры, причины этих ароморфозов; уметь объяснять направления эволюции, хар-ть фауну палеозоя, условия внешней среды, особ-ти строения живых организмов. | Тренировочный тест по теме | С. 81 – 88, продолжить таблицу. | Таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Жизнь в мезозойской эре. | 1 | Комбинированный | Покрытосеменные растения, цветок, двойное оплодотворение, эндосперм, динозавры, птицы, млекопитающие, теплокровность, кора головного мозга, условные рефлексы, забота о потомстве. | Знать о процессах, происходящих в периоды мезозойской эры; уметь объяснять направления эволюции цветковых растений, пресмыкающихся, млекопитающих. | Тренировочный тест по теме | С. 89 – 92, таблица | Таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Жизнь в кайнозойской эре. | 1 | Комбинированный | Ледниковый период, сумчатые и плацентарные млекопитающие, мамонты, кайнозой, австралопитеки и эволюция человека. | Знать о продолжительности кайнозойской эры, о ее периодах, определения «ароморфоз», «идиоадаптация»; уметь давать объяснения проц ессам, происходившим в кайнозое. | Тренировочный тест по теме | С. 92 – 94, продолжить таблицу в тетради. | Таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Происхождение человека. Тест. | 1 | Закрепления Обобщения и систематизации знаний. | Австралопитеки, неандертальцы, кроманьонцы, антропология, антропогенез, прямохождение, приматы, гоминиды, речь, расы, социальная среда. | Знать о происхождении человека, многообразии рас человека и их значении, основные этапы эволюции приматов и человека; уметь объяснять движущие силы антропогенеза, приводить примеры для иллюстрации изученных сведений. | Тренировочный тест по теме | С.94 – 101, вопросы 5 – 7 письменно в тетрадь. | Таблица « происхождение человека», рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
III.СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. |
| Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки. | 1 | Ознакомления с новым материалом | Полярность молекул, водородные связи, ковалентные связи, катализаторы, вода – универсальный растворитель, минеральный соли, источники в природе и в пище, значение в организме. | Знать элементы, преобладающие в составе живых организмов, перечислять их свойства и значение; уметь давать определение терминам; перечислять элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение. | Тренировочный тест по теме | Раздел 2, гл. 9, 105 – 107, записи знать | Таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Органические вещества клетки | 1 | Ознакомления с новым материалом | Биоэлементы, биополимеры, ферменты, антитела, антигены, полисахариды, нуклеиновые кислоты, липиды и липоиды, пептиды. | Знать о структурной организации молекул биополимеров, основные функции белков, жиров, углеводов; уметь объяснять значения органических веществ. | Тренировочный тест по теме | С.107 – 112, составить сравнительную таблицу «Строение и функции полимеров», подготовиться к контрольной работе. | Таблицы «Строение белковой молекулы», «Нуклеиновые кислоты», «Углеводы», «Липиды», рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Контрольный тест № 2. Состав клетки. Органические вещества клетки. | 1 | Проверки знаний и умений | Проверка умений и навыков использования всех определений темы «Состав клетки. Органические вещества клетки». | Уметь использовать полученные по теме «Состав клетки. Органические вещества клетки» знания. | Контрольная работа | Подготовиться к уроку | Индивидуальные задания. | | | |
| Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белка. | 1 | Ознакомления с новым материалом | Обмен веществ, пластический обмен, энергетический обмен, триплет (кодон), генетический код, комплементарность, избыточность, специфичность, универсальность генетического кода и другие. | Знать о процессе биосинтеза белков; уметь объяснять взаимосвязь процессов обмена веществ, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белков (транскрипция, трансляция). | | Гл. 10, с. 113 – 117, схема биосинтеза белка в тетрадь. | Таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Энергетический обмен. | 1 | Комбинированный | Энергетический обмен, хемосинтез, фотосинтез, фотолиз, гликолиз, макроэргические связи, энергия. Митохондрии и их строение, хлоропласт и его строение. | Знать об энергетическом обмене веществ и его закономерностях; уметь объяснять суть протекающих процессов энергетического обмена, роли в процессах жизнедеятельности. | Тренировочный тест по теме | С.117 – 121, найти схему фотосинтеза. | Таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Строение и функции клеток. Прокариотическая клетка. | 1 | Комбинированный | Прокариоты, строение бактерий, формы бактерий. | Знать об особенностях строения прокариотической клетки, роли бактерий в природе и жизни человека; уметь различать живых существ по признаку наличия оформленного ядра, строение прокариот на примере бактериальной клетки. | Тренировочный тест по теме | Гл. 11, с. 122 – 124, рисунок 63 в тетрадь. | Таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Эукариотическая клетка. Цитоплазма. | 1 | Комбинированный | Органоиды эукариотической клетки и их функции. | Знать особенности строения эукариотической клетки, функциях органелл клетки; уметь объяснять функции органелл растительной и животной клетки. | Тренировочный тест по теме | С. 125 – 132, рисунок 67 в тетрадь. | Таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Эукариотическая клетка. Ядро. | 1 | Комбинированный | Основной органоид клетки – ядро, его структура. | Тренировочный тест по теме | С. 132 – 136, словарик. | Таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Деление клеток. | 1 | Комбинированный | Фазы митоза, жизненный и митотический цикл клетки. | Знать о процессе деления клетки путем митоза, его биологическую роль; уметь работать с опорным конспектом. | Тренировочный тест по теме | С. 137 – 142, сравнительная таблица в тетрадь. | Таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Клеточная теория строения организмов. | 1 | Комбинированный | Гук, Левенгук, Шванн, Шлейден, Р.Вирхов | Обобщить знания о структурной организации организмов; уметь называть основные положения клеточной теории строения организмов. | Тренировочный тест по теме | С.142 – 143,записать основные положения клеточной теории | Портреты ученых. | | | |
| Обобщающее повторение. Тест. | 1 | Обобщения и систематизации знаний. | Все определения темы «Строение и функции клеток». | Знать навыки работы с источниками информации; уметь анализировать информацию учебника. | Письменный опрос по карточкам | Составить кроссворд по теме «Строение и функции клеток». | Таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника | | | |
IV.РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. |
| Размножение организмов. Бесполое размножение. | 1 | Комбинированный | виды бесполого и полового размножения организмов | знать виды бесполого размножения, биологическую роль бесполого размножения, сущность полового размножения и его виды. Иметь представление о строении сперматозоида и яйцеклетки. Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения | Тренировочный тест по теме | С.145- 149 | таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Половое размножение. Развитие половых клеток. | 1 | Комбинированный | стадии гаметогенеза, сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения мужских и женских гамет хромосомного набора соматических и половых клеток, | иметь представление о стадиях гаметогенеза; знать сущность и стадии мейоза, сущность процесса оплодотворения; находить отличия в процессах формирования мужских и женских гамет, механизмах оплодотворения у растений и млекопитающих знать периоды онтогенеза, чем начинается и заканчивается эмбриональный и постэмбриональный периоды. Сравнивать прямое и непрямое постэмбриональное развитие организмов. Формулировать биогенетический закон | Тренировочный тест по теме | С.150 – 155, рисунки 82,83,85 в тетрадь | таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Онтогенез. Эмбриональный период развития. | 1 | Комбинированный | периоды онтогенеза, этапы эмбрионального развития | Тренировочный тест по теме | С.156 – 161, рис. и задания устно. | таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Постэмбриональный период развития. | 1 | Комбинированный | прямого и непрямого постэмбрионального развития организма | Тренировочный тест по теме | С.163 - 166 | таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | | | |
| Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Обобщение. | 1 | Применения знаний и умени | биогенетический закон | Тренировочный тест по теме | Таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | С.166 - 169 | | | |
V.НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ. |
| Закономерности наследования признаков. Основные понятия генетики. | 1 | Ознакомления с новым материалом | Наследственность, изменчивость, ген, аллель, генотип, фенотип | Знать навыки работы с источниками информации; уметь анализировать информацию учебника. | Тренировочный тест по теме | Таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | С.172 – 174, записи, конспект. | | | |
| Гибридологический метод изучения наследования признаков Грегори Менделя при моногибридном скрещивании. | 1 | Ознакомления с новым материалом | гибридологического метода, правило единообразия гибридов первого поколения, закон чистоты гамет; правило расщепления | знать основные закономерности живых организ мов, сущность законов Г. Менделя, сущность биологических процессов и явлений, устанавливать и характеризовать взаимосвязь строения и функций, отличительные признаки живого. | Тренировочный тест по теме | Таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | С.174 – 175, конспект, таблица | | | |
| Законы Менделя. Дигибридное скрещивание. | 1 | Ознакомления с новым материалом | закона независимого наследования признаков Третий закон Менделя, полигибридное скрещивание. | знать предмет изучения генетики; Иметь представление о независимом наследовании признаков уметь решать задачи на дигибридное скрещивание | Тренировочный тест по теме | Таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | С.176 – 186, схемы | | | |
| Законы Менделя и наследования признаков у человека. | 1 | Комбинированный | Генетическая символика, терминология, закон чистоты гамет | Уметь решать задачи на моногибридное скрещивание; формулировать правило расщепления; знать генетические термины и понятия, законы наследственности | Тренировочный тест по теме | Таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | С.176 – 186 повторить, задача | | | |
| Сцепленное наследование генов. Решение задач. | 1 | Комбинированный | сцепленного наследования признаков называть его причины (конъюгация, перекрест хромосом), обращая внимание на биологическое значение перекреста хромосом | знать законы наследственности, сущность закона Т. Моргана; обосновывать биологическое значение перекреста хромосом | Тренировочный тест по теме | Схемы на доске, рисунок учебника | С.186 - 188 | | | |
| Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | Комбинированный | Аутосомы, гаметы, гомога метный пол, гетерогаметный пол, гены, сцепленные с полом | знать группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы). Знать механизм наследования признаков, сцепленных с полом приводить примеры признаков, сцепленных с полом. Уметь решать задачи на сцепленное с полом наследование Иметь представление о значении составления генетических карт человека | Тренировочный тест по теме | Таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | С.188- 192 | | | |
| Генотип как система взаимодействующих генов. Обобщающий тест. Закономерности наследования признаков | 1 | Применения знаний и умений. | Генотип, аллельные гены,неаллельные гены, комплементарность, полимерия, эпистаз, генотипическая среда. | знать определение наследственности и изменчивости; обосновывать влияние генотипа и условий среды на формирование фенотипа иметь представление о норме реакции (ее пределах) организма на внешние условия | Индивидуальный письменный опрос по карточкам | Таблица, живые объекты (фиалка, аквариумные рыбки и др.) | С.192 - 195 | | | |
| Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость | 1 | Ознакомления с новым материалом | Мутация, наследственность, кроссинговер, кариотип, полиплоидия, модификационная изменчивость, вариации, норма реакции, вариационная кривая. | знать формы изменчивости; выделять основные различия между модификациями и мутациями. Знать виды мутаций; факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций проводить сравнительную характеристику мутаций различных видов. Обосновывать биологическую роль мутаций | Тренировочный тест по теме | Схемы, микроскопы, микропрепараты | С.196 - 200 | | | |
| Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа «Вариационная кривая. Норма реакции». | 1 | Применения знаний и умений. | Самостоятельная работа | Таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника. | С. 201 - 203 | | | |
| Селекция растений, животных и микроорганизмов. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Н. И. Вавилов. | 1 | Ознакомления с новым материалом | Н.И.Вавилов, селекция, 7 центров, современные центры | знать, что такое селекция, ее задачи и значение. Обосновывать общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных обосновывать совпадение центров происхождения культурных растений с местами расположения великих древних цивилизаций | Тренировочный тест по теме | Портрет Н. И. Вавилова, таблицы, муляжи, геогр. карта | С.204 – 206 | | | |
| Методы селекции растений и животных. | 1 | Комбинированный | Порода, сорт, гетерозис,полиплоид | Тренировочный тест по теме | Коллекции семян зерновых культур, открытки и иллюстрации животных | С.207 - 211 | | | |
| Селекция микроорганизмов. Биотехнология. Подготовка к контрольной работе. | 1 | Обобщения и систематизации знаний | Штамм, биотехнология | знать основные методы селекции; обосновывать виды гибридизации, явление гетерозиса | Тренировочный тест по теме | Схемы на доске, рисунок учебника | С. 211 - 213 | | | |
| Контрольная работа № 3. Размножение и индивидуальное развитие, наследственность и изменчивость организмов. | 1 | Проверки знаний и умений | Умение применять полученные на уроках знания на практике, уметь решать генетические задачи. | знать биологическую сущность мейоза, оплодотворения, задачи селекции. Обосновывать внимание современных ученых к генетическим исследованиям | Контрольная работа | Индивидуальные задания | Повторен. пройденных тем и самоанализ | | | |
VI.ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. |
| Биосфера, ее структура и функции. Структура биосферы. В.И. Вернадский. Круговорот веществ в природе. | 1 | Ознакомления с новым материалом | Биосфера, ее структура и функции. Вернадский В.И. биогенное, биокосное, косное, живое вещество биосферы, геология. | знать среды жизни живых организмов; особенности, характеризующие различные среды жизни; приспособления живых организмов границы и свойства биосферы давать определение терминам. Называть фамилии ученых, работавших в области изучения биосферы знать общую характеристику круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере знать биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора; обосновывать роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов | Тренировочный тест по теме | Таблица, рисунки на страницах учебника, фотографии ученых | C.215-225 | | | |
| История формирования сообществ живых организмов. | 1 | Комбинированный | Пангея, Гондвана и Лавразия, океан Тетис. Горообразование и движение литосферных плит. Современные материки и океаны. | Тренировочный тест по теме | Таблица, рисунки и схемы на страницах учебника | С. 225-229 | | | |
| Биогеоценозы и биоценозы. | 1 | Комбинированный | Географические зоны материков. Биомы суши. Распространение флоры и фауны относительно климатических условий. | Тренировочный тест по теме | Таблица, рисунки и схемы на страницах учебника | С. 229 -230 | | | |
| Абиотические факторы среды. | 1 | Комбинированный | знать природные сообщества, их основные свойства и задачи, важнейшие компоненты экосистем и их классификацию; объяснять роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Знать границы биогеоценоза. Иметь представление о совокупности природных экосистем Земли (биосфере) | Тренировочный тест по теме | Таблица, рисунки и схемы на страницах учебника | С.231-236 | | | |
| Интенсивность воздействия факторов среды. | 1 | Комбинированный | Тренировочный тест по теме | Таблица, рисунки и схемы на страницах учебника | С.236 -239 | | | |
| Биотические факторы среды. | 1 | Комбинированный | Тренировочный тест по теме | Таблица, рисунки и схемы на страницах учебника | С.239 - 246 | | | |
| Взаимоотношения между организмами. | 1 | Комбинированный | углубить знания учащихся о взаимоотношениях живых организмов и среды обитания. характеризовать различные способы взаимодействия организмов, иметь представление об экологической структуре сообществ. | Тренировочный тест по теме | Таблица, рисунки и схемы на страницах учебника | С. 246-268 | | | |
| Биосфера и человек. Природные ресурсы и их использование. Агроценозы. | 1 | Ознакомления с новым материалом | Антропогенные факторы, ноосфера, техносфера | характеризовать различные способы взаимодействия организмов, иметь представление об экологической структуре сообществ. | Тренировочный тест по теме | таблицы, гербарный материал, живые объекты (экземпляры комнатных растений), рисунки и графики на страницах учебника, карточки. | С.269-273 | | | |
| Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. | 1 | Комбинированный | Естественная и искусственная экосистема, устойчивость экосистемы, экологические факторы, рекреационные меры охраны природы, заповедники, заказники. Национальные парки. Повторение и закрепление знаний и умений | давать определения терминам. Перечислять основные экологические факторы. прогнозировать взаимосвязь между уровнями развития науки и определенными мировоззренческими идеями. | Тренировочный тест по теме | С.274-281 | | | |
| Охрана природы и основы рационального природопользования. | 1 | Комбинированный | Тренировочный тест по теме | Схемы на доске, рисунок учебника | С.281-284 | | | |
| Обобщающее повторение по теме «Взаимоотношения организма и среды». | 1 | Обобщения и систематизации знаний. | Индивидуальный письменный опрос по карточкам | Схемы на доске, рисунок учебника | Повторение пройденного | | | |
| Контрольная работа № 4 «Взаимоотношения организма и среды». | 1 | Проверки знаний и умений | Закрепление умнений и навыков применять знания по биологии | Применять знания по биологии для оценки состояния окружающей среды, для гуманного, этического поведения в природе, для охраны природы и редких, исчезающих видов, для доказательства уникальной ценности жизни, всего живого и для сохранения своего здоровья. | Контрольная работа | Индивидуальные задания | Повторение пройденного | | | |
| Повторение пройденного за курс общей школы. | 3 | Применения знаний и умений. | Систематизац, повторение и закрепление знаний и умений приобретенных по курсу общая биология 9класс. | Самостоятельная работа | Словарная работа и работа с учебником и с таблицей в тетради | Повторение пройденного | | | |
|
|
| Контрольная работа № 5 по итогам года. | 1 | Проверки зн ум | | Контрольная работа | Контрольная работа | Повторение пройденного | | | |
| Подведение итогов. | 1 | | | | | | | | | |