№ п/п | Дата план | Дата факт | Название раздела | Тема урока | Основные понятие, термины | Планируемые результаты (в соответствии ФГОС) |
| | | | | | предметные | метапредметные | личностные |
1 | | | Введение | Введение. Становление наук о человеке. Инструктаж по технике безопасности. | Биосоциальная природа человека Анатомия. Физиология Психология Гигиена . Учёные | Представлять знания о особенностях человека | Познавательные УУД: Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | Формирование целостного мировозрения |
2 | | | Происхождение человека | Систематическое положение человека. | Таксоны. Доказательства эволюции человека. Рудименты Атавизмы | Представлять знания о систематическом положении человека | Познавательные УУД: Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | Сформировать познавательный интерес к происхождению человека |
3 | | | Историческое прошлое людей. | Австралопитеки. Питекантропы. Синантропы. Неандертальцы. Кроманьонцы. | Показать этапы эволюции человека и возникновение социальной среды, биологические и социальные факторы антропогенеза | Познавательные УУД: Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | Сформировать познавательный интерес к историческому прошлому людей Формирование целостного мировозрения. |
4 | | | Расы человека. | Расы: европеоидная монголоидная, негроидная, австралоидная | Представлять знания о основных чертах рас человека, обосновать разницу между понятиями «раса», «народность», «нация», «народ» | Познавательные УУД: Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | Формирование целостного мировозрения, уважительного отношения к другим людям. |
5 | | | Строение организма | Общий обзор организма. | Уровни организации. Структура. Система органов | Описывать строение организма человека. Называть уровни организации организма человека. Органы и системы органов человека | Познавательные УУД: Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | Принятие социальной роли обучающегося. Соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам |
6 | | | Клеточное строение организма. | Органоиды: эндоплазм, сеть, рибосомы, митохондрии, центриоли, обмен веществ. | Называть органоиды клетки и их функции. Узнавать органоиды на немых рисунках. Работать с микроскопом. Описывать и узнавать этапы деления клетки | Познавательные УУД: Овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Закрепление элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Организация рабочего места, распределение времени выполнения лабораторной работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
7 | | | Ткани. | Ткани: эпителиальная, соединительная. мышечная, нервная | Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. | Познавательные УУД: Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, умение определять цель работы, планировать ее выполнение, делать выводы , представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах. Формировать умения точно выражать свои мысли обмениваться информацией с одноклассниками. | Соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
8 | | | Рефлекторная регуляция. | Рефлекс Рефлектор. Дуга. Рецептор. Чувствительный нейрон. Вставочные нейроны. Исполнительный нейрон | Выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. | Познавательные УУД: Умение определять понятия, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства. Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении. | Развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. |
9 | | | | Лабораторные работы № 1, 2, 3. Клетки, ткани. | Обобщение информации о клетке и тканях | Структурировать и обобщать полученные знания по клетке и тканям | Познавательные УУД: Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: Умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, работать в группах | Формировать познавательную самостоятельность и применение полученных знаний в практической деятельности. Оцениванивать результаты деятельности на уроке |
10 | | | Опорно-двигательная система. | Значение опорно-двигательного аппарата.Строение костей. | Скелет. Строение костей. Типы костей. | Выявлять особенности строения скелета человека; — распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов; — определять гармоничность физического развития, - работать с рисунками, макетами, микроскопом, микропрепаратами. | Познавательные УУД: Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя,. Развитие навыков самооценки. Коммуникативные УУД: Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | Формировать познавательную самостоятельность и мотивацию на изучение своего организма |
11 | | | Скелет человека. Осевой скелет. | Осевой скелет. Отделы скелета. | Объяснять особенности строения скелета человека; — распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов; - работать с рисунками, макетами. | Познавательные УУД: Умение определять понятия, строить умение работать с различными источниками информации выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: Умение планировать и регулировать свою деятельность. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Владение основами самоконтроля и самооценки, Коммуникативные УУД: Формировать умения точно выражать свои мысли. Готовность получать необходимую информацию. Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении. | Формировать познавательную самостоятельность и мотивацию на изучение своего организма |
12 | | | Добавочный скелет: скелет поясов конечностей. Соединение костей. | Плечевой пояс. Кости руки. Кости таза. Кости ноги. | Объяснять особенности строения добавочного скелета человека; — распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов; — определять гармоничность физического развития, - работать с рисунками, макетами, | Познавательные УУД: Умение определять понятия, строить умение работать с различными источниками информации выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: Умение планировать и регулировать свою деятельность. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Владение основами самоконтроля и самооценки, Коммуникативные УУД: Формировать умения точно выражать свои мысли. Готовность получать необходимую информацию. Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении. | Формировать познавательную самостоятельность и мотивацию на изучение своего организма |
13 | | | Строение мышц. Л.Р №4 | Макро и микроскопическое строение мышц. Мышцы- антагонисты. Мышцы- синергисты. | Распознавать главные группы мышц; — определять гармоничность физического развития, - работать с рисунками, макетами. | Познавательные УУД: Умение определять понятия, строить умение работать с различными источниками информации выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: Умение планировать и регулировать свою деятельность. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Владение основами самоконтроля и самооценки, Коммуникативные УУД: Формировать умения точно выражать свои мысли. Готовность получать необходимую информацию. Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении. | Формировать познавательную самостоятельность и мотивацию на изучение своего организма |
14 | | | Работа скелетных мышц и их регуляция Л,Р № 5 | Гиподинамия Динамическая, статистическая работа. Двигательная единица. Энергетика мышечного сокращения Динамическая и статическая работа мыщц | Распознавать главные группы мышц; - объяснять строение мышц, их функции. — определять гармоничность физического развития, - работать с рисунками, макетами, - разъяснять отрицательное последствие гиподинамии, -понимать механизмы регулирующие силу мышечных сокращений. -характеризовать тренировачный эффект. -сравнивать динамическую и статическую работу мыщц | Познавательные УУД: Умение определять понятия, строить умение работать с различными источниками информации выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: Умение планировать и регулировать свою деятельность. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Владение основами самоконтроля и самооценки, Коммуникативные УУД: Формировать умения точно выражать свои мысли. Готовность получать необходимую информацию. Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении. | Формировать познавательную самостоятельность и мотивацию на изучения своего организма |
15 | | | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Гигиена опорно - двигательной системы. Л.Р № 6,7 | Осанка. Остеохондроз. Сутулость. Сколиоз. Плоскостопие. | Нарушение осанки и наличие плоскостопия. Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. Знакомство с методами самоконтроля и коррекции осанки. плоскостопия и нарушения осанки. | ПознавательныеУУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. Регулятивные УУД: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели КоммуникативныеУУД : Контроль, коррекция, оценка действий партнера и собственных. Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. | Активная физическая деятельность – одно из обязательных условий гармонически развитого человека. Понимать влияние физического труда и спорта на сохранение здоровья, меры предупреждающие нарушения осанки и плоскостопия. |
16 | | | Первая помощь при ушибах, переломах, вывихах. | Ушиб. Вывих. Растяжение связок. Перелом. | Знание правил оказания первой помощи при различных травмах скелета. | ПознавательныеУУД: Умение выделять главное, приобретать элементарные навыки первой помощи. РегулятивныеУУД: Умение организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД : Умение работать в группе, координировать свои действия. | Принимать правила оказания мер первой помощи. Уметь оказать первую доврачебную помощь. |
17 | | | | Обобщение. Опорно - двигательная система. | Повторение материала по данной теме.Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни. | Обобщение всей информации по опорно-двигательной системе, умение делать выводы и умозаключение на основе сравнения | Познавательные УУД: Сравнение органов и процессов происходящих в опорно – двигательной системе, умение делать выводы и умозаключение на основе сравнения Регулятивные УУД : Самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД : Умение слушать друг друга, Умение работать в группе, координировать свои действия. | Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве с учителем и со сверстниками. |
18 | | | Внутренняя среда организма. | Кровь. Внутренняя среда организма. | Кровь. Лимфа.Тканевая жидкость. Состав крови. Эритроциты. Гемоглобин Лейкоциты. Фагоцитоз. Тромбоциты. Фибрин. | Развить знания о внутренней среде организма, компонентах внутренней среды. Увидеть ее роль в организме и значение ее постоянства. | Познавательные УУД: Работают с различными источниками информации. Выделяют главное. Структурируют учебный материал. Дают определения понятиям. Строят речевые высказывания в устной и письменной речи. Развивают навыки самооценки и самоанализа. Регулятивные УУД : Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Коммуникативные УУД: Планировать сотрудничество с учителем и сверстниками. Приводят аргументы, подтверждая их фактами. Владение механизмом эквивалентных замен. Учиться, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и понимать позицию другого человека. | Осмысливать важность изучения данной темы. Понимать важность взаимосвязи компонентов внутренней среды. Интерпретировать результаты своей деятельности. |
19 | | | Кровеносная и лимфатическая системы | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | Иммунитет, иммунная система, инфекционные болезни | Продолжение формирования понятия о внутренней среде и ее компонентов, гомеостаз, фагоцитоз, антитела, антиген. Анализ функций плазмы и форменных элементов крови. | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Приводить аргументы, подтверждая их фактами. Учиться, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Понимая позицию другого человека. | Чувство гордости за свою страну; уважение к истории. Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность и способность к выполнению норм и требований при работе в кабинете биологии при выполнении лабораторной работы. |
20 | | | Иммунология на службе здоровья | Наука – иммуналогия. История открытия вакцинации « Уч. Э.Дженнер - 1 прививка, Луи Пастер» Сыворотка, аллергия, переливание крови | Познакомиться с защитными свойствами организма и видами иммунитета, особыми свойствами крови, системой донорства в нашей стране. | Познавательные УУД: Выделяют и формулируют познавательную цель. Структурируют знания. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные УУД : Соотносят, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Осуществляют планирование. Составляют план и последовательности действий. Контролируют и корректируют свои знания. Осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные УУД : Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации владение монологической и диалогической формами речи. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Умение интегрироваться в группу сверстников. | Осмысливать важность изучения данной темы. Жизненное, личностное самоопределение. Знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения, а также ориентации в межличностных отношениях. Гордость за свою страну, ее ученых. Рефлектирую. |
21 | | | Транспортные системы организма. | Кровеносная система, лимфатическая система. Аорта, артерии, капилляры, вены, лимфатические сосуды, узлы, | Представлять особенности строения замкнутой кровеносной системы и незамкнутой лимфатической системы. -описывать усложнение строения кровеносной системы позвоночных животных. -устанавливать взаимосвязь между строением сосудов и функциями. – показать строение лимфатической системы. -распознавать на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем. | Познавательные УУД: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Установление причинно-следственной связи, перевод информации из одной знаковой системы в другую. Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником. выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Осмысливать важность изучения данной темы, правильно идентифицировать себя с позиции школьника; проявлять интеллектуальные и творческие способности. |
22 | | | Круги кровообращения: большой и малый. Л.Р.№ 8,9 | Малый, большой круги кровообращения, артериальная, венозная кровь. | Описывать большой круг кровообращения, малый круг кровообращения, процессов происходящих в большом и малом кругах кровообращения, где начинается и где заканчивается большой и малый круг кровообращения, - выделять особенности строения и функционирования лимфатической системы человека. | Познавательные УУД: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Установление причинно-следственной связи, перевод информации из одной системы в другую. Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником. выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Осмысливать важность изучения данной темы. Интерпретировать результаты своей деятельности, правильно идентифицировать себя с позиции школьника; проявлять интеллектуальные и творческие способности. |
23 | | | Строение и работа сердца | Околосердечная сумка, клапаны, фазы сердечного цикла Автоматизм сердечной деятельности, нервная и гуморальная регуляции. | Устанавливать взаимосвязи между строением сердца и выполняемыми им функциями; - описывать автоматизм сердца, нервную и гуморальную регуляцию работы сердца. -называть и показывать на рисунке и на модели камеры сердца, клапаны | Познавательные УУД: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; умение преобразовывать информацию из словесной в схематическую; умение осознано и произвольно строить речевое высказывание. универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделение признаков, выбор оснований и критериев для сравнения. Регулятивные УУД: Планирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка- выделение учащимися того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Осмысливать важность изучения данной темы. Интерпретировать результаты своей деятельности, правильно идентифицировать себя с позиции школьника; проявлять интеллектуальные и творческие способности. |
24 | | | Движение крови по сосудам. подсчет пульса Л.Р. № 10 | Артериальное давление крови, пульс | Описывать давление крови в сосудах, - устанавливать причину снижения давления при движении крови от артерий по капиллярам и венам, механизм саморегуляции кровяного давления. - осваиваивать приемы измерения давления крови и пульса. - устанавливать взаимосвязь между частотой пульса и нагрузкой на организм, - овладеть логикой экспериментального доказательства | Познавательные УУД: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; умение работать с учебной моделью; Регулятивные УУД: Отвечать на поставленные вопросы, выполнять инструкцию, учитывать поставленные учителем ориентиры действия, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатам требованиям поставленной задачи, давать оценку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (паре). | Проявлять интерес к новому материалу. проявлять интеллектуальные и творческие способности. |
25 | | | | Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов, при кровотечениях. | Внутреннее, внешнее кровотечения, капиллярное, венозное, артериальное кровотечения, приемы оказания первой помощи при заболевании сердца и сосудов. | Выделять признаки капиллярного, венозного, артериального, внутреннего кровотечений. - осваивать приемы оказания первой помощи при кровотечениях - выделять физиологические основы укрепления сердца и сосудов. -влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактика -проводить функциональные пробы для самоконтроля своего физического состояния и тренированности | Познавательные УУД: Использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные УУД: Целеполагание, планирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка- выделение учащимися того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению. Элементы волевой регуляции, способности к волевому усилию. Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Иметь адекватную позитивную самооценку, осознавать свои возможности в учении. Представлять основы здорового образа жизни, оказывать 1-ую помощь при кровотечениях |
26 | | | Кровеносная и лимфатическая системы | Обобщение темы: «Кровь. Кровеносная и лимфатическая системы» | Повторение материала по данной теме.Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни. | Обобщение всей информации по кровеносной и лимфатической системах, умение делать выводы и умозаключение на основе сравнения | Познавательные УУД: Сравнение органов и процессов происходящих в кровеносной и лимфатической системах, умение делать выводы и умозаключение на основе сравнения Регулятивные УУД: Самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД : Умение слушать друг друга, Умение работать в группе, координировать свои действия. | Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве с учителем и со сверстниками. |
27 | | | Дыхание | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. | Дыхание, воздухоносные пути, органы дыхания, голосообразование, артикуляция. | Представлять значение дыхания, его роли в обмене веществ и превращении энергии в организме человека на основе знаний ботаники и зоологии; - знакомить с функциями дыхательной системы, видами дыхания; - изучать органы дыхания и дыхательные пути. -Изучать процесс образования голоса, меры профилактики заболеваний голосовых связок. -добывать знания об инфекционных и хронических заболеваниях дыхательных путей. | Познавательные УУД: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Умение структурировать знания; Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся и того, что еще не известно. Способность к волевому усилию, к мобилизации сил и энергии. Планирование работы с учителем и сверстниками. Владение смысловым чтением, выбор вида чтения в зависимости от цели. Синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД: Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету. Сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении. Умение слушать и вступать в диалог, Инициативное сотрудничество. | Формировать выбор ценностных ориентиров и определение своего «способа жизни» и места в обществе. Готовность к самообразованию, самовоспитанию. |
28 | | | Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание | Лёгкие. «ворота» лёгких, легочная плевра, пристеночная плевра, плеврат. полость, диффузия, газообмен в легких и газообмен в тканях. | Приобретать знания о строении легких, газообмене в легких и тканях, о физиологической связи кровеносной и дыхательной систем, о роли большого и малого кругов кровообращения в газообмене; | Познавательные УУД: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Установление причинно-следственной связи Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником. выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные УУД: Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Осмысливать важность изучаемой темы в жизненных процессах. Осознавать важность дыхания для здоровья человек, работы дыхательной и кровеносной систем. |
29 | | | Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. | Механизмы вдоха и выдоха Диафрагма, межрёберные мышцы, дыхательный центр. Рефлекторная и гуморальная регуляция | Повторять материал о легочном и тканевом дыхании; -рассмотривать механизм вдоха и выдоха; -определять роль гуморального и нервного факторов в регуляции дыхательных движений, - описывать защитные рефлексы (кашель, чихание и др.); - изучать вред курения; -выявляють источники загрязнения атмосферного воздуха; знакомство с методами определения его запыленности; - иметь представление о воздушной среде и ее охране. | Познавательные УУД: Раскрывать сущность понятий дыхание, жизненная емкость легких, газообмен в легких; объяснять: основные гигиенические требования, связанные с сохранением здоровья; обосновывать основные гигиенические правила дыхания, Регулятивные УУД: Сравнивать строение органов разных внутренних систем; Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Коммуникативные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Работать по предложенному плану, использовать наряду с основными, и дополнительные средства обучения. | Ссоблюдать меры профилактики заболеваний органов дыхательной системы; распознавать на табл. органы дыхания,объяснять взаимосвязь их строение и функции, соблюдать гигиенические требования. |
30 | | | Функциональные возможности дыхательной системы. Приёмы реанимации. Болезни дыхания. | Жизненная ёмкость легких, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. | Обучать простейшим приемам самообследования дыхательной системы: -измерять обхват грудной клетки в состоянии выдоха и вдоха, -измерять жизненную емкость легких и выносливость дыхательных мышц; -знакомить со значением флюорографии в ранней профилактике болезней легких и сердца, в том числе туберкулеза и рака легких; -получать практический опыт оказания первой помощи утопающему, получившему электротравму и другие повреждения органов дыхательной системы; -знакомить с понятиями о биологической и клинической смерти и методах реанимации путем искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца. | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде таблиц. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Регулятивные УУД: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. В ходе представления проекта давать оценку его результатам. Работать по предложенному плану, использовать наряду с основными, и дополнительные средства обучения. Коммуникативные УУД: Оказывать ПДМП при остановке дыхания; оказывать ПМП при утоплении, травмах ДС; В дискуссии уметь выдвинуть контраргумент, перефразировать свою мысль. Учиться критично относиться к своему мнению и корректировать его. Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, тетради, диска. | Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью. Приобретать опыт участия в делах приносящих пользу |
31 | | | Обобщение темы «Дыхание» | Дыхательная система | Обобщение всей информации по дыхательной системе, умение делать выводы и умозаключение на основе сравнения | Познавательные УУД: Сравнение органов и процессов происходящих в дыхательной системе, умение делать выводы и умозаключение на основе сравнения Регулятивные УУД : Самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: Умение слушать друг друга, Умение работать в группе, координировать свои действия. | Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве с учителем и со сверстниками. |
32 | | | Пищеварительная система | Питание и пищеварение Органы пищеварительной системы | Пищеварение, питательные в-ва, органы пищеварительной системы, пищеварительные железы: печень, желчный пузырь и т.д. | Распознавать органы пищеварения, - показывать их на таблицах и муляжах - искать информацию в учебнике. -обрабатывать информацию (выделение основной и второстепенной) - повторять строение пищ.системы млекопитающих, - обобщать полученные знания | Познавательные УУД: Предполагают установление связи между содержанием учебного материала и целью его предоставления. Поиск информации; обработка информации Регулятивные УУД : Работать по плану Предполагать установление связи между содержанием материала и целью его предоставления Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения Коммуникативные УУД: Слушают и понимают речь других. Контролировать действия одноклассников при работе с таблицами и муляжами. Эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества | Включатся в деятельность на личностно-значимом уровне. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками Развивать навыки выхода из спорных ситуаций |
33 | | | Пищеварение в ротовой полости. | Слюнные железы, ферменты слюны, строение зубов. | Обобщать знания по органам пищеварительной системы - раскрывать особенности пищеварения в ротовой полости - проводить биологическое исследование - применять полученную информацию на практике | Познавательные УУД: Осуществлять учебно-познавательный интерес к изучению данной темы Коммуникативные УУД : Учебное сотрудничество учеников друг с другом Слушать и понимать речь других Вырабатывать совместное решение при работе в группе Регулятивные УУД : Принимать и сохранять заданную цель. Осуществлять самоконтроль результатов. Проводить анализ и синтез, сравненивать и обобщать полученные знания, определять основную и второстепенную информацию | Формировать установки на здоровый образ жизни. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками. Контролировать действия партнера, вырабатывать совместные решения, эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества. |
34 | | | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. | Тонкий кишечник, двенадцатиперстная кишка,желудок, желудочный сок, фермент-пепсин, пищеварительные ферменты | Раскрывать особенности процесса пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке -изучить действие желудочного сока. | Познавательные УУД: Поиск и выделение информации из различных источников Осознано и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные УУД : Слушать и понимать речь других Работать в паре, принимать совместное решение Контролировать действие партнёра Регулятивные УУД : Обнаруживать и формулировать учебную проблему . Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Принимать и сохранять заданную учебную цель | Развивать навыки сотрудничества Формировать мотивацию к учению Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
35 | | | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Роль печени | Функции тонкого и толстого кишечника, Аппендицит. Пищеварение в кишечнике. Всасывание, барьерная роль печени, ворсинки | Обобщать знания по органам пищеварительной системы - раскрывать особенности всасывания в тонком кишечнике - показать роль печени в организме - описывать особенности толстого кишечника и его роль в пищеварении | Познавательные УУД: Осуществляять учебно-познавательный интерес к изучению данной темы Коммуникативные УУД : Слушать и понимать речь других Вырабатывать совместное решение при работе в группе у чебное сотрудничество учеников друг с другом Регулятивные УУД : Принимать и сохранять заданную цель Осуществлять самоконтроль результатов Проводить анализ и синтез, сравнение и обобщение полученных знаний, определять основную и второстепенную информацию | Формировать установку на здоровый образ жизни. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками. Контролировать действия партнера, вырабатывать совместные решения, эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества. |
36 | | | Регуляция пищеварения Л.Р №11 Действие ферментов | Нервная регуляция пищеварения: безусловные, условные рефлексы, работы И, П, Павлова. Гуморальная регуляция пищеварения | Раскрывать особенности процессов регуляции пищеварения : нервная , гуморальная регуляции - знакомство с научными работами И.П.Павлова | Познавательные УУД: Поиск и выделение информации из различных источников Осознано и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные УУД : Слушать и понимать речь других Работать в паре, принимать совместное решение Контролировать действие партнёра Регулятивные УУД : Обнаруживать и формулировать учебную проблему . Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Принимать и сохранять заданную учебную цель | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Развивать навыки сотрудничества Формировать мотивацию к учению |
37 | | | Гигиена органов пищеварения | Правила приема пищи, кишечные инфекции. Профилактика | Изучать гигиену органов пищеварения, правила предупреждения желудочно-кишечных заболеваний. | Познавательные УУД: Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий Коммуникативные УУД: Адекватное использование речевых средств Проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение Регулятивные УУД : Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Принимать и сохранять заданную учебную цель | Слушать и понимать речь других Эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества |
38 | | | Обобщительный урок по теме «Пищеварение». | Все понятия пищеварения | Обобщение всей информации по пищеварению, умение делать выводы и умозаключение на основе сравнения | Познавательные УУД: Сравнение органов и процессов происходящих в пищеварительной системе, умение делать выводы и умозаключение на основе сравнения Регулятивные УУД : Самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД : Умение слушать друг друга, Умение работать в группе, координировать свои действия. | Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве с учителем и со сверстниками. |
39 | | | Обмен веществ и энергии | Обмен веществ и энергии -основное свойство всех живых существ. | Обмен веществ и энергии: пластический, энергетический обмены, обмен белков, обмен жиров, обмен углеводов, обмен воды, обмен минеральных солей. | Обобщать знания по обмену веществ и энергии как основной функции организма - раскрывать особенности пластического и энергетического обменов - описывать : обмен белков, обмен жиров, обмен углеводов, обмен воды, обмен минеральных солей. | Познавательные УУД: Осуществлять учебно-познавательный интерес к изучению данной темы Коммуникативные УУД : Учебное сотрудничество учеников друг с другом Слушать и понимать речь других Вырабатывать совместное решение при работе в группе Регулятивные УУД : Принимать и сохранять заданную цель. Осуществлять самоконтроль результатов. Проводить анализ и синтез, сравненивать и обобщать полученные знания, определять основную и второстепенную информацию | Формировать установки на здоровый образ жизни. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками. Контролировать действия партнера, вырабатывать совместные решения, эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества. |
40 | | | | Витамины. | Роль витаминов в обмене веществ. Витамины водорастворимые и жирорастворимые. | Обобщать знания по обмену веществ. - раскрывать роль витаминов в обмене веществ | Познавательные УУД: Поиск и выделение информации из различных источников Осознано и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные УУД : Слушать и понимать речь других Работать в паре, принимать совместное решение Контролировать действие партнёра Регулятивные УУД : Обнаруживать и формулировать учебную проблему . Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Принимать и сохранять заданную учебную цель | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Развивать навыки сотрудничества Формировать мотивацию к учению |
41 | | | Энерготраты человека и пищевой рацион | Основной обмен, общий обмен, энерготраты организма, колорийность продуктов, нормы питания, режим питания. | Выделять основной обмен, общий обмен, - описывать энерготраты организма, - называть колорийность продуктов, - выделять нормы питания, режим питания. | Познавательные УУД: Осуществлять учебно-познавательный интерес к изучению данной темы Коммуникативные УУД: Учебное сотрудничество учеников друг с другом Слушать и понимать речь других Вырабатывать совместное решение при работе в группе Регулятивные УУД : Принимать и сохранять заданную цель. Осуществлять самоконтроль результатов. Проводить анализ и синтез, сравненивать и обобщать полученные знания, определять основную и второстепенную информацию | Формировать установки на здоровый образ жизни. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками. Контролировать действия партнера, вырабатывать совместные решения, эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества. |
42 | | | Покровные органы. Терморегуляция. Выделение | Покровы тела. Строение и функции кожи. | Эпидермис, дерма, гиподерма, железы, волосы, ногти. | Выделять наружные покровы тела человека, - описывать строение и функции кожи, | Познавательные УУД: Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий Коммуникативные УУД: Адекватное использование речевых средств Проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение Регулятивные УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Волевая саморегуляция в ситуации затруднения Принимать и сохранять заданную учебную цель | Слушать и понимать речь других Эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества |
43 | | | Уход за кожей. Гигиена одежды. | Причины кожных заболеваний, травмы: ожоги 1,11 ст. Обморожения. | Представлять уход за кожей, волосами, ногтями. -описывать болезни и травмы кожи. – указывать причины кожных заболеваний кожи. – показывать приёмы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях профилактика поражений кожи. -гигиена кожных покровов. -гигиена одежды и обуви. | Познавательные УУД: Работать с презентацией, учебником, тетрадью, дополнительной литературой. Приводить доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдать правила гигиены. Осваиваивать приёмы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова. Строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД: Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества Регулятивные УУД: Удерживать цель деятельности до получения ее результата; оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Воспитывать навыки гигиены, правильного ухода за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью, применять знания об оказании первой помощи при ожогах и обморожениях на практике. |
44 | | | Терморегуляция организма. | Терморегуляция, тепловой, солнечный удар. Закаливание организма. Приёмы оказания первой помощи при травмах. | Показать роль кожи в терморегуляции. - закаливание организма. - приёмы оказания первой помощи при травмах. -выделять основные термины: терморегуляция, теплообразование, теплоотдача, солнечный и тепловой удар, закаливание. | Познавательные УУД: Самостоятельно работать с учебником и научно-популярной литературой, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи Приводить доказательства роли кожи в терморегуляции, разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания, значение закаливания организма, гигиенические требования к коже, одежде и обуви. Осваивать приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном Коммуникативные УУД: Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию Регулятивные УУД: Удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций | Уметь объяснять механизм терморегуляции оказывать первую помощь при нарушении терморегуляции |
45 | | | Выделение | Выделение | Органы мочевыделения, нефроны. Предупреждения почечных заболеваний | Описывать выделение и его значение. Органы выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. -выделять основные понятия: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, корковое и мозговое вещество почки, почечные пирамиды, почечная лоханка, нефрон, первичная моча, вторичная моча, мочекаменная болезнь. | Познавательные УУД: Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознавать на таблицах органы мочевыделительной системы. Объяснять роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы, выделять главное и делать вывод по изученному материалу Коммуникативные УУД:. Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию Регулятивные УУД : Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. | Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение своего организма. |
46 | | | Обобщение темы «Покровные органы» | Углубление и закрепление знаний материала тем «Выделение. Покровы тела. Терморегуляция». | Применять на практике ранее изученный материал, работать по группам с заданиями разного уровня сложности, корректировать выявленные проблемы в знаниях. | Познавательные УУД: Применять на практике знания о строении и функциях системы органов выделения и кожи.через занимательные задания развивать биологическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций Коммуникативные УУД: Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Повышение культуры общения, речи Регулятивные УУД: Ставить цель и анализировать условия достижения цели. Прогнозировать ситуацию будущих событий | Наличие познавательного интереса, направленного на изучение организма человека для сохранения своего здоровья. |
47 | | | Нервная система. | Значение нервной системы. | Потребности, активность, опознание объектов, субъективное отражение. | Выделять: -значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности -значение нервной системы в поддержании гомеостаза, -согласовании работы органов. -описывать потребности, активность, опознание объектов, субъективное отражение. | Познавательные УУД: Раскрывать значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности Структурировать содержание изучаемой темы.Анализировать содержание рисунков. Прокомментировать выражение: «Психика есть субъективное отражение объективного мира» Коммуникативные УУД: Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Умение правильно, грамотно объяснить свою мысль. Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи Удерживать цель деятельности до получения ее результата; выстраивать последовательность необходимых операций | Адекватная мотивация к учебной деятельности. |
48 | | | Строение нервной системы. Спинной мозг. | Центральная и периферийная нервная система, спиной мозг | Описывать строение нервной системы: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). - спинной мозг. Спинномозговые нервы. - функции спинного мозга - серое вещество. Функции: рефлекторная и проводящая. Восходящие и нисходящие нервные пути | Познавательные УУД: Строение нервной системы Распознавать на наглядных пособиях органы нервной системы. Определять расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Показать взаимосвязь между строением и функциями спинного мозга. Коммуникативные УУД: Работать в группе – устанавливать рабочие отношения . Уметь грамотно и доходчиво объяснить свою мысль. Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи Удерживать цель деятельности до получения ее результата; выстраивать последовательность необходимых операций | Наличие познавательного интереса, направленного на изучение организма человека для сохранения своего здоровья Прогнозировать последствия для человека нарушения функций спинного мозга |
49 | | | Строение головного мозга Л.Р. № 12 | Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг. Промежуточный мозг, большие полушария головного мозга, желудочки мозга | Описывать головной мозг. Отделы головного мозга и их функции. -изучать рефлексы продолговатого и среднего мозга -борозды. - извилины. Демонстрация модели головного мозга человека | Познавательные УУД: Описывать особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывать функции головного мозга и его отделов. Распознавать на наглядных пособиях отделы головного мозга Выполнять лабораторную р Проводить биологические исследования и делать выводы. Коммуникативные УУД: Самостоятельное формулирование познавательной цели. Регулятивные УУД: Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. | Прогнозировать последствия для организма при нарушении функций головного мозга |
50 | | | Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария. Л.Р. № 13 | Промежуточный мозг: тала-мус, гипоталамус. Большие полушария, доли коры и функциональные зоны больших полушарий Мозолистое тело. Старая кора (гиппокамп, миндалевидное тело). Новая кора. Временные связи | Описывать передний мозг, промежуточный мозг.большие полушария головного мозга и их функции - расположение серого и белого вещества. -доли коры больших полушарий: лобная, теменная, затылочная, височная. Функциональные зоны больших полушарий: - двигательная, кожно-мышечной чувствительности, зрительная, слуховая, обонятельная и вкусовая. -строение переднего мозга. Промежуточный мозг: таламус, гипоталамус. Большие полушария. -мозолистое тело. -старая кора (гиппокамп, миндалевидное тело). -новая кора. - временные связи | Познавательные УУД: Умение работать с текстом учебника Описывать особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывать функции головного мозга и его отделов. Распознавать на наглядных пособиях отделы головного мозга Выполнять лабораторную р Проводить биологические исследования и делать выводы. Коммуникативные УУД: Поиск и выделение информации Умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД: Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. | Формирование мировоззрения и выработке ценностных ориентаций. |
51 | | | Соматический и вегетативный отделы нервной системы. | соматический иавтономный отделы, симпатическая и парасимпатическая подсистемы и вегетативной нервной системы | Представлять вегетативную нервную систему, её строение. -симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. - отделы автономной нервной системы: симпатический и парасимпатический. | Познавательные УУД: Учащиеся должны знать соматический и вегетативный отделы нервной системы. Объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов Узнавать на рисунках расположение отделов автономной нервной системы Описывать проявление функций симпатической и парасимпатической нервных систем Анализировать содержание рисунков Коммуникативные УУД: Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать сотрудничество и взаимопомощь Умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Регулятивные УУД: Различать способ и результат действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | Адекватная мотивация к учебной деятельности Раскрывать функции переднего мозга Поиск информации на основе анализа содержания рисунка Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника |
52 | | | Анализаторы Органы чувств | Анализаторы | Орган чувств, анализатор, модальность,рецепторы, нервные пути, чувствительные зоны коры большого мозга: первичные, вторичные, третичные, галлюцинации, иллюзии | Оценивать информацию об анализаторах, выделять в ней главное. - приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики -планировать способы работы среди учащихся. | Познавательные УУД: Осуществлять поиск информации с использованием разных источников. КоммуникативныеУУД: Умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Регулятивные УУД: Умение ставить задачи, самостоятельно выделять ориентиры действия в новом учебном материале. | Формирование целостного мировоззрения. Оценивание результатов деятельности на уроке. Знание основ здорового образа жизни. |
53 | | | Зрительный анализатор Л.Р. № 14 | Части анализатора Глазное яблоко, глазница, глазные мышцы, слезная железа, белочная оболочка, роговая оболочка, радужная оболочка, зрачок, хрусталик, ресничное тело, стекловидное тело, сетчатка, палочки и колбочки. | Выделять существенные признаки строения и функционирования зрительного анализатора. -положение и строение глаз. -ход лучей через прозрачную среду глаза.-строение и функции сетчатки. -корковая часть зрительного анализатора. -бинокулярное зрение | Познавательные УУД: Умение работать с раз- личными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Коммуникативные УУД:: Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией Регулятивные УУД: Развитие навыков оценки и самоанализа. | Формировать познавательный мотив на основе интереса к работе по проведения простейших исследований. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
54 | | | Гигиена зрения | Заболевания органов зрения и их предупреждение. Основные понятия: глазные инфекции, конъюктива, конъюктивит, близорукость, дальнозоркость. Мышцы ресничного тела, преломляющая способность глаза, диоптрия, бельмо. | Гигиена зрения. -предупреждение глазных болезней, травм глаза. -предупреждение близорукости и дальнозоркости. -коррекция зрения -работа с текстом и рисунками учебника, таблицами и муляжами. -просмотр слайд-фильма, - причины нарушения зрения. -приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения. | Познавательные УУД: Иметь представление о заболеваниях органа зрения и предупреждении глазных болезней. Уметь оперировать изученными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы Коммуникативные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Регулятивные УУД: Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике | Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики глазных инфекций, заболеваний глаз, травм глаз.. |
55 | | | Слуховой анализатор | Слуховой анализатор, его строение. Основные понятия: наружное ухо: ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка; среднее ухо: слуховые косточки, слуховая труба, перепонка овального и круглого окна; внутреннее ухо: костный лабиринт, перепончатый лабиринт, улитка, рецепторы слуха; стереофоническое звучание; воспаление среднего уха, тугоухость.Слуховой анализатор, строение органа слуха | Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. -работать с учебником.-выделять существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. описывать механизм передачи звуковых сигналов .-показывать взаимосвязь строения органа слуха и выполняемой им функции. -приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха | Познавательные УУД: Объяснять связующую роль слухового анализатора между организмом и внешней средой, умение выделять части слухового анализатора, уметь структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую знать строение уха. Коммуникативные УУД: Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; уметь перефразировать мысль; способность работать совместно в ат мосфере сотрудничеств Регулятивные УУД: Уметь организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике | Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. |
56 | | | Анализаторы Органы чувств | Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы. | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Обоняние. Основные понятия: вестибулярный аппарат, мешочки, полукружные каналы, волосковые клетки, мышечное чувство, кожная чувствительность, вибрационное чувство, осязание, обонятельные клетки, вкусовые сосочки, вкусовые рецепторы. | Называть расположение зон чувствительности в коре больших полушарий. -описывать строение и расположение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния, вкуса. -узнавать по немым рисункам структурные компоненты вестибулярного аппарата -объяснять механизм взаимодействия органов чувств, формирования чувств. | Познавательные УУД: Объяснять связующую роль анализаторов равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния, вкуса между организмом и внешней средой, умение выделять части анализаторов, знать их строение. Умение оперировать изученными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы Коммуникативные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Работать совместно в атмосфере сотрудничества Регулятивные УУД: Организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике | Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленную на изучение анализаторов. |
57 | | | Эндокринная система | Роль эндокринной регуляции. Гормоны | Органы эндокринной системы и их функционирование: железы внешней, внутренней и смешанной секреции Единство нервной и гуморальной регуляции Гормоны Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками. | Выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. -устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции - узнавать по рисункам органы эндокринной системы -различать железы внешней и внутренней секреции, -действие гормонов, витаминов | Познавательные УУД: Называть органы эндокринной системы Доказывать единство нервной и гуморальной регуляций Объяснять проявление свойств гормонов Приводить примеры органов эндокринной системы Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы Коммуникативные УУД: Анализировать содержание рисунков Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Регулятивные УУД: Организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике | Формировать внутреннею позицию обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. Осозновать ответственность человека за общее благополучие |
58 | | | Функции желез внутренней секреции | Железы внутренней секреции:гипофиз щитовидная железа, надпочечники Влияние гормонов желез внутренней секреции на человека Функции гипофиза, щитовидной железы, половых желез, надпочечников и поджелудочной железы; нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией этих желез. Профилактика эндокринных болезней. | Раскрывать влияние гормонов желез внутренней секреции на человека -давать определение понятиям гормоны. -называть причины сахарного диабета -описывать симптомы нарушений функций желез внутренней секреции -доказывать принадлежность поджелудочной железы к железам смешанной секреции -называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. характеризовать нарушения функций желез внутренней секреции | Познавательные УУД: Называть железы внутренней секреции, их функции, их гормоны. Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. Решать познавательные задачи, работать с рисунками и схемами. Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию Коммуникативные УУД: Работать с учебником, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно - следственные связи. Регулятивные УУД: Способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к железам внутренней секреции | Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на свое здоровье. |
59 | | | Высшая нервная деятельность. Поведение, психика | Вклад отечественных ученыз в разработку учения о высшей нервной деятельности. | Высшая нервная деятельность, Работы ученых Сеченова, Павлова, безусловные и условные рефлексы безусловное (внешнее) и условное (внутреннее) торможение, доминанта | Называть определение о высшей нервной деятельности -характеризовать вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. -повторять материал о разноуровневой организации деятельности мозга, безусловных и условных рефлексах и их дугах. -изучать механизм выработки условного рефлекса. -объяснять природу внешнего и внутреннего торможения, доминанты. | Познавательные УУД: Через занимательные задания развивать биологическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций Коммуникативные УУД: Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Повышение культуры общения, речи Регулятивные УУД: Ставить цель и анализировать условия достижения цели. Прогнозировать ситуацию будущих событий | Наличие познавательного интереса, направленного на изучение организма человека для сохранения своего здоровья. |
60 | | | Врождённые и приобретённые программы поведения. Л.Р № 15 | Безусловные, условные рефлексы иметь представление о рефлекторной теории поведения, особенностях врожденных и приобретенных форм поведения. | Называть безусловные и условные рефлексы. – описывать поведение человека - врождённое и приобретённое поведение. -основные понятия: рефлекс, этология, динамический стереотип, -представлять безусловные рефлексы и инстинкты - врожденные программы поведения человека. -рассудочная деятельность -приобретенная программа поведения. | Познавательные УУД: Приводить примеры врожденных и приобретенных программ поведения. Объяснять механизм формирования динамического стереотипа. Анализировать содержание рисунков и основных понятий. Выделять существенные особенности поведения и психики человека. Объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений. Уметь работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме Коммуникативные УУД Уметь работать совместно в атмосфере сотрудничества Регулятивные УУД: Ставить цель и анализировать условия достижения цели. Прогнозировать ситуацию будущих событий | Формировать познавательные интересы, направленные на изучение высшей нервной деятельности; умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию; осознание возможности применения нового знания. |
61 | | | Сон и сновидения. | Сон и бодрствование. Значение сна. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. | Представлять сон, сновидения, -биологические ритмы иметь представление о биоритмах на примере -суточных ритмов. - знать природу сна и сновидений. | Познавательные УУД: Характеризовать фазы сна. Раскрывавать биологическое значение чередования сна и бодрствования. Изучать фазы сна, их характеристики, сущность и значение снов. Доказывать вредное влияние переутомления, алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему; Знакомить с правилами гигиены сна, предупреждающими его нарушение. Слушать сообщения: «Расстройство сна», «Гипноз – частичный сон». Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, выступать с небольшими сообщениями Коммуникативные УУД: Уметь работать совместно в атмосфере сотрудничества Регулятивные УУД: Уметь организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике | Использовать приобретенные знания о значении сна для рациональной организации труда и отдыха. |
62 | | | Особенности высшей нервной деятельности. Речь и сознание. | Речь, ощущения, восприятия. иметь представление об особенностях ВНД человека, значении речи, сознания, мышления; роли рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания, сущности памяти, её видах, воображение, мышление, объект, фон, наблюдение, ум, представления. | Описывать особенности высшей нервной деятельности человека, -речь. -познавательная деятельность. - память и обучение. -виды памяти. -расстройства памяти. -способы улучшения памяти. -основные понятия: базовые и вторичные потребности, -сознание, -интуиция, -речь: внешняя и внутренняя; -познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, -овладение методами биологической науки: -определение объема кратковременной памяти с помощью теста. | Познавательные УУД: Характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывать роль речи в развитии человека. Выделять типы и виды памяти. Объяснять причины расстройства памяти. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; уметь создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные УУД: Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре Регулятивные УУД: Уметь организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике | Формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение особенностей высшей нервной деятельности. |
63 | | | Воля, эмоции. Внимание. | Волевые действия. Эмоциональные реакции. Эмоциональные состояния. Внимание: непроизвольное и произвольное, устойчивое и колеблющееся, рассеянность . | Представлять особенности высшей нервной деятельности и поведения человека, их значение. -волевые действия. -эмоциональные реакции. -физиологические основы внимания. -основные понятия -волевое действие; -внушаемость, -негативизм; -эмоциональные состояния: аффект, стресс; -эмоциональные отношения; -внимание: непроизвольное и произвольное, устойчивое и колеблющееся, -рассеянность. | Познавательные УУД: Объяснять значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Приводить примеры ситуаций проявления воли; объяснять термин аффект. Описывать физиологические основы вниманияНазывать этапы волевого действия. Приводить примеры эмоций. Анализировать содержания определений основных понятий. Характеризовать основные виды внимания.Объяснять причины рассеянности на примерах жизненных ситуаций и описания жизни литературных героев.Отличать проявление произвольного и непроизвольного внимания. Сравнивать понятия внушаемость и негативизм. Сравнивать по самостоятельно выбранным критериям непроизвольное произвольное внимание.Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений. Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради Коммуникативные УУД: Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества Регулятивные УУД: Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике | Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха, проводить наблюдения за состоянием собственного организма. |
64 | | | Индивидуальное развитие организма | Размножение. Половая система. | Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Развитие зародыша | Представлять о строении и функциях мужской и женской половых систем, - процессы образования и развития зародыша, -знать преимущества полового размножения перед бесполым. -сперматозоиды и яйцеклетки. -роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. -менструации и поллюции. -образование и развитие зародыша: -овуляция, -оплодотворение яйцеклетки, -укрепление зародыша в матке. | Познавательные УУД: Определять жизненные циклы организмов, мужскую и женскую половые системы. Выделять существенные признаки органов размножения человека;Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради. Пприводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды. Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре. Регулятивные УУД: Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике | Анализировать и оценивать работу с различными источниками биологической информации: находить информацию о половой системе, размножении человека. Понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
|
65 | | | Развитие зародыша и плода. | Биогенетический закон. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Основные понятия: биогенетический закон, онтогенез, филогенез; плацента, пупочный канатик (пуповина), зародыш, плод, беременность, родовые схватки, плодные оболочки, пупок | Развитие зародыша и плода. -беременность и роды. -биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. - определять основные признаки беременности. -характеризовать условия нормального протекания беременности. -выделять основные этапы развития зародыша человека. -доказывать справедливость биогенетического закона | Познавательные УУД: Выделять существенные признаки развития плода, беременности и родов Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради. Приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды. Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре. Регулятивные УУД: Умение организовывать свою деятельность, Ставить цель и анализировать условия достижения цели. Прогнозировать ситуацию будущих событий | Понимать ценность здорового и безопасного образа жизни; осознавать значение семьи в жизни человека и общества. |
66 | | | | Наследственные и врождённые заболевания. Закон индивидуального развития. | Наследственные и врождённые заболевания. СПИД | Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека .-наследственные и врожденные заболевания. -заболевания, передающиеся половым путем: -СПИД, сифилис и др. - их профилактика -половое созревание -биологическая и социальная зрелость.
| Познавательные УУД: Описывать наследственные и врожденные заболевания заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики, приводить доказательства(аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека. Объяснять вредное влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Регулятивные УУД: Ставить цель и анализировать условия достижения цели. Прогнозировать ситуацию будущих событий Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре. | Испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку. Понимать ценность здорового и безопасного образа жизни; осознавать значение семьи в жизни человека и общества. |
67 | | | Развитие ребенка после рождения Становление личности. | Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Индивид и личность. Темперамент и характер. Экстраверты и интроверты, самооценка. | Развитие ребенка после рождения. -новорожденный и грудной ребенок, - уход за ним. -индивид и личность. -темперамент и характер. -самопознание, общественный образ жизни, -межличностные отношения. -стадии вхождения личности в группу | Познавательные УУД: Определять возрастные этапы развития человека. Называть и характеризовать типы темперамента. Сопоставлять понятия «темперамент» и «характер». Раскрывать суть понятий «темперамент», «черты характера». Изучать отличия понятий «индивид» и «личность». Выделять необходимою информацию, анализировать учебный материал Тесты, определяющие тип темперамента. Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками Формировать эмоционально-положительное отношение сверстников Регулятивные УУД: Умение организовывать свою деятельность, Ставить цель и анализировать условия достижения цели. Прогнозировать ситуацию будущих событий | Признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; принимать ценности семейной жизни; уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи; |
68 | | | Интересы, склонности, способности. | Интересы, склонности, способности, наследственные задатки. | Самопознание, - общественный образ жизни, -межличностные отношения. -стадии вхождения личности в группу. -интересы, склонности, способности. -выбор жизненного пути | Познавательные УУД: Раскрывать суть понятий «интереса», «склонности», «способности». Выделять необходимою информацию, анализировать учебный материал. Тесты, определяющие склонности и способности Коммуникативные УУД: Умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения уметь отстаивать свою точку зрения; Регулятивные УУД: Умение организовывать свою деятельность, критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; | Понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; Признавать право каждого на собственное мнение. |
69 | | | Обобщение. | Углубление и закрепление знаний материала | Применять на практике ранее изученный материал, работать по группам с заданиями разного уровня сложности, корректировать выявленные проблемы в знаниях. | Познавательные УУД: Применять на практике все приобретенные знания по биологии человека, через занимательные задания развивать биологическое мышление, устную речь, Коммуникативные УУД: Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Повышение культуры общения, речи Регулятивные УУД: Ставить цель и анализировать условия достижения цели. Прогнозировать ситуацию будущих событий | Наличие познавательного интереса, направленного на изучение организма человека для сохранения своего здоровья. |
70 | | | | Итоговая контрольная работа | Углубление и закрепление знаний материала | Применять на практике ранее изученный материал. | Познавательные УУД: Применять на практике все приобретенные знания по биологии человека, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций Коммуникативные УУД: Устанавливать рабочие отношения, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Повышение культуры общения, речи Регулятивные УУД: Ставить цель и анализировать условия достижения цели. | Наличие познавательного интереса, направленного на изучение организма человека для сохранения своего здоровья. |