Календарно-тематическое планирование по биологии составлено на основе рабочей программы: «Биология» под редакцией В.В. Псечника, М.:Просвещение, 2011г.
Пасечник В.В. Биология «Линия жизни». 5-6 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций с прилож. на электрон. носителе (DVD) / В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г. Гапонюк; под редакцией В.В.Пасечника.-М.: Просвещение, 2013.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и рабочей программой по биологии. Предметная линия учебников под редакцией В.В.Пасечника, 5-9 классы.
Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Биология» в 5 классе – 1 учебный час в неделю. Согласно учебного плана МОУ СОШ №7 на 2015-2016 учебный год на преподавание «Биологии» выделено 1 час в неделю, 35 часов за год.
.
№ п/п | Дата проведения | Тема учебного занятия | Основное содержание | Тип урока | Планируемые результаты |
Планируемые сроки | Факт |
Введение. Биология как наука (5ч) |
-
| 5а-01.09 5б-02.09 5в-02.09 | | Инструктаж по ТБ. Биология – наука о живой природе | Биологические науки. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Способы организации собственной учебной деятельности | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: узнают об основных отличительных признаках живой природы, о биологии как науке, о роли организмов, о биосфере как особой оболочке Земли, о практической ценности биологических знаний. Метапредметные: осваивают приемы работы с учебником Личностные: осознают жизнь как универсальную особенность, ценность биологических знаний в жизни человека и своей жизни, оценивают роль биологии как науки в жизни общества, мотивация учебной деятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-08.09 5б-09.09 5в-09.09 | | Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии | Методы – составная часть науки. Практические и теоретические методы. Биологические приборы и инструменты. Правила работы в кабинете биологии | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: понимают различия между практическими и теоретическими методами познания, умеют определять метод исследования, исходя из цели, объяснять значение практических и теоретических методов, оценивать роль количественных методов в научном эксперименте Метапредметные: осваивают основные приемы работы с лабораторным оборудованием Личностные: осознают необходимость соблюдения правил работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-15.09 5б-16.09 5в-16.09 | | Разнообразие живой природы | Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: узнают об отличительных признаках живых организмов и тел неживой природы, о царствах живой природы Метапредметные: учатся преобразовывать(структурировать) текст в схему и таблицу, осуществлять сравнение Личностные: осознают жизнь как уникальную особенность, формируется бережное отношение к природе УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-22.09 5б-23.09 5в-23.09 | | Среды обитания организмов. Входной контроль | Вода и ее значение для живых организмов. Растительный и животный мир водоемов. Хозяйственное использование и охрана водоемов. Воздух и его значение для живых организмов. Охрана воздуха от загрязнения. Почва, виды почв. Почва как среда обитания для живых организмов. Охрана почвы. Живой организм как среда обитания | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: узнают о средах обитания, особенностях каждой среды обитания, основных приспособлениях организмов к каждой среде обитания Метапредметные: учатся устанавливать причинно-следственные связи, осваивают разные формы чтения (поисковое) Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с представлением о приспособлен-ности организмов к среде обитания УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-29.09 5б-30.09 5в-30.09 | | Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в природе» | Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных | Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся | Предметные: Метапредметные: Личностные: УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
|
-
| 5а-06.10 5б-07.10 5в-07.10 | | Устройство увеличительных приборов. | Увеличительные приборы. Лупа, микроскоп. Правила работы с микроскопом. Лабораторные работы№1,2 «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы» и «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним» | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся и учатся работать с увеличительными приборами, узнают историю создания микроскопа, убеждаются, что организмы имеют клеточное строение Метапредметные: учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты Личностные: формируется мотивация к познанию нового УУД (универсальные учебные действия):регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-13.10 5б-14.10 5в-14.10 | | Химический состав клетки. Неорганические вещества. | Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке
| Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с химическим составом клеток, с неорганическими веществами и их ролью в клетке Метапредметные: учатся устанавливать общность живой и неживой природы на основании сравнения их состава Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-20.10 5б-21.10 5в-21.10 | | Химический состав клетки. Органические вещества. | Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с органическими веществами и их ролью в клетке Метапредметные: учатся доказывать единство живой природы на основании установления сходства химического состава клеток Личностные: формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-27.10 5б-28.10 5в-28.10 | | Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли) | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы, вакуоли. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: формируются понятия о строении клетки Метапредметные: учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты Личностные: теоретические навыки к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-10.11 5б-11.11 5в-11.11 | | Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука» | Лабораторная работа №3 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» | Учебное занятие по первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: формируются понятия о строении клетки, учатся готовить микропрепарат кожицы чешуи лука, рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради Метапредметные: учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты Личностные: интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-17.11 5б-18.11 5в-18.11 | | Особенности строения клеток. Пластиды. | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты. Лабораторные работы№4,5 «Приготовление и рассматривание препарата пластид в клетках (листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника)» | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: формируются понятия о пластидах и хлоропластах, учатся готовить микропрепараты, рассматривать их в микроскоп и схематически изображать их в тетради Метапредметные: учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты, выделять существенные признаки клетки Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-24.11 5б-25.11 5в-25.11 | | Процессы жизнедеятельности в клетке. | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Раздражимость. Движение цитоплазмы | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки Метапредметные: учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, фиксировать, анализировать и объяснять их результаты Личностные: интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-01.12 5б-02.12 5в-02.12 | | Деление и рост клеток. | Деление клеток — основа размножения, роста и развития организмов | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-08.12 5б-09.12 5в-09.12 | | Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов. | Рассматривание препаратов растительных и животных клеток. Единый план строения клеток | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: формируются первоначальные представления о единстве живых организмов Метапредметные: учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные знания Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живой природы УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-15.12 5б-16.12 5в-16.12 | | Урок обобщение по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов» | | Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности | Предметные: производится сравнительная характеристика клеток разных организмов. Формируется представление о единстве живого. Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
|
-
| 5а-22.12 5б-23.12 5в-23.12 | | Классификация организмов | Классификация организмов. Отличительные признаки представителей разных царств природы | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: получают представление о классификации живых организмов, знакомятся с отличительными признаками царств живой природы и понятием «вид» Метапредметные: знакомятся с правилами классификации Личностные: формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств живой природы УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-12.01 5б-13.01 5в-13.01 | | Инструктаж по ТБ. Строение и многообразие бактерий | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнительную характеристику Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-19.01 5б-20.01 5в-20.01 | | Роль бактерий в природе и жизни человека | Роль бактерий в круговороте веществ в природе и в жизни человека | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с ролью бактерий в природе и жизни человека, с размножением бактерий Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-26.01 5б-27.01 5в-27.01 | | Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся со строением и ролью грибов в природе и жизни человека Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, получать информацию из видеофильма Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-02.02 5б-03.02 5в-03.02 | | Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека. | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №6 «Особенности строения мукора и дрожжей» | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся со строением и ролью плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-09.02 5б-10.02 5в-10.02 | | Характеристика царства Растения. | Характеристика царства Растения. Одноклеточные и многоклеточные растения. Низшие и высшие растения. Места обитания растений | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: узнают о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях Метапредметные: учатся выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растениям УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-16.02 5б-17.02 5в-17.02 | | Водоросли | Водоросли одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие водорослей. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: узнают о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках, развивают представление о систематике организмов Метапредметные: учатся выделять существенные признаки низших растений Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-02.03 5б-24.02 5в-24.02 | | Лишайники. | Лишайники - симбиотические организмы. Многообразие и распространение лишайников | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: узнают о лишайниках как симбиотических организмах Метапредметные: учатся проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к окружающему миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-09.03 5б-03.03 5в-03.03 | | Высшие споровые растения. | Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, отличительные особенности, многообразие, распространение | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: узнают о мхах, папоротниках, плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках Метапредметные: учатся выделять существенные признаки высших споровых растений, Личностные: формируются научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений, развиваются представления о единстве органического мира УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-16.03 5б-10.03 5в-10.03 | | Голосеменные растения. | Семенные растения. Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком Лабораторная работа №7 «Изучение строения голосеменных растений» | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: узнают о характерных признаках и многообразии голосеменных растений формируется понятие «семенные растения» Метапредметные: учатся выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями Личностные: развиваются представления о единстве органического мира УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-23.03 5б-17.03 5в-17.03 | | Покрытосеменные растения. | Покрытосеменные растения, особенности строения. Многообразие покрытосеменных растений, их роль в природе и жизни человека. Лабораторная работа№8 «Внешнее строение цветкового растения» | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: узнают о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений формируются понятия «побег», «цветок», «жизненные формы» Метапредметные: учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить л/р по инструктивным карточкам Личностные: развиваются представления о единстве органического мира УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-06.04 5б-24.03 5в-24.03 | | Общая характеристика царства Животные | Царство Животные. Разнообразие животных. Животный мир. Охрана животных. Красная книга. Заповедники | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с общей характеристикой царства Животные, разнообразием животного мира; учатся выделять существенные признаки животных Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-13.04 5б-07.04 5в-07.04 | | Подцарство Одноклеточные. | Одноклеточные животные. Особенности строения одно клеточных животных, их многообразие. Корненожки. Амёбоидное движение. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека. Лабораторная работа №9 «Разведение и изучение амёб в лаборатории» | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с общей характеристикой подцарства Одноклеточные; учатся выделять существенные признаки одноклеточных животных Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению одноклеточных животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-20.04 5б-14.04 5в-14.04 | | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночночные животные особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных. Губки. Кишечнополостные. Иглокожие. Черви. Моллюски. Членистоногие: ракообразные, паукообразные, насекомые
| Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с общей характеристикой подцарства Многоклеточные, беспозвоночными животными; учатся выделять существенные признаки многоклеточных животных, различать беспозвоночных животных Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-27.04 5б-21.04 5в-21.04 | | Холоднокровные позвоночные животные. | Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных. Холоднокровные позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с холоднокровными животными; учатся выделять существенные признаки рыб, земноводных, пресмыкающихся; объяснять их роль в природе и жизни человека Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-04.05 5б-28.04 5в-28.04 | | Теплокровные позвоночные животные | Теплокровные позвоночные животные, особенности их строения. Птицы. Млекопитающие | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с теплокровными позвоночными животными; учатся выделять существенные признаки птиц, млекопитающих; объяснять их роль в природе и жизни человека Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-11.05 5б-05.05 5в-05.05 | | Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Бактерии. Грибы. Растения» | Многообразие живых организмов на примере бактерий, грибов, растений и их среды обитания. Охрана природы | Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности | Предметные: формируется естествен-научная картина мира Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
-
| 5а-18.05 5б-12.05 5в-12.05 | | Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Животные» | Многообразие живых организмов на примере животных и их среды обитания. Охрана природы | Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности | Предметные: формируется естествен-научная картина мира Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
34. | 5а-18.05/25.05 5б-19.05 5в-19.05 | | Резервное время | | | |
1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2012
2. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс, М. «Просвещение», 2012
1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2012
2. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс, М. «Просвещение», 2012
3. В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя), М. «Просвещение», 2012
4. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы, М.
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ).