Данное календарно-тематическое планирование учебного предмета «Биология» для 6 класса составлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской рабочей программы по биологии В.В.Пасечника 5 класс (Сборник программ «Биология 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие –сост. Г.М. Пальдяева.- 4 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.»), и с учётом методического письма департамента образования Белгородской области ОГАОУ ДПО БелИРО «О преподавании предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2016-2017 учебном году».
Календарным учебным графиком МБОУ «Ржевская основная общеобразовательная школа» в 6 классе установлено 34 учебные недели.
Учебный план МБОУ «Ржевская основная общеобразовательная школа» на 2016-2017 учебный год отводит для изучения биологии обучающихся 6 класса 34 учебных часа, 1 час в учебную неделю.
Календарно-тематическое планирование ориентировано на использование УМК В.В. Пасечника:
- Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015.
- Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений: Рабочая тетрадь. 6 кл.- М.: Дрофа, 2013.
2015г.
В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; взаимосвязью строения и функций органов и их систем. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.
В результате программный материал учебного предмета «Биология» авторов предметной линии учебников Пасечник В.В. для 6 класса в течение учебного года будет выполнен полностью.
№ п/п | № в теме | Тема урока | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата план | Дата факт | Реализация электронного обучения и / или дистанционного обучения |
1 | 1 | Строение семян двудольных растений Лабораторная работа№1 Изучение строения семян двудольных растений | Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле» . Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа | | | |
2 | 2 | Строение семян однодольных растений. Лабораторная работа№2 Изучение строения семян однодольных растений | Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян | | | |
3 | 3 | Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа№3 Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы | Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем | | | |
4 | 4 | Строение корней. Лабораторная работа№4 Корневой чехлик и корневые волоски | Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня | | | |
5 | 5 | Условия произрастания и видоизменения корней | Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней | | | |
6 | 6 | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Лабораторная работа №5 Строение почек. Расположение почек на стебле | Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега | | | |
7 | 7 | Внешнее строение листа. Лабораторная работа №6 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение | Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев | | | |
8 | 8 | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Лабораторные работы№7, №8 Строение кожицы листа Клеточное строение листа | Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты | | | |
9 | 9 | Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа №9 Внутреннее строение ветки дерева | Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты | | | |
10 | 10 | Видоизменение побегов. Лабораторная работа №10 Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица) | Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты | | | |
11 | 11 | Цветок и его строение. Лабораторная работа №11 Изучение строения цветка | Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты | | | |
12 | 12 | Соцветия. Лабораторная работа №12 Ознакомление с различными видами соцветий | Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой | | | |
13 | 13 | Плоды и их классификация Распространение плодов и семян. Лабораторная работа №13 Ознакомление с сухими и сочными плодами. | Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» | | | |
14 | 14 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений». | | | | |
Жизнь растений 10 часов | |
15 | 1 | Минеральное питание растений | Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наиносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе | | | |
16 | 2 | Фотосинтез | Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека | | | |
17 | 3 | Дыхание растений | Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | | | |
18 | 4 | Испарение воды растениями. Листопад Экскурсия «Зимние явления в жизни растений» | Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений | | | |
19 | 5 | Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа №14 Передвижение веществ по побегу растения | Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений | | | |
20 | 6 | Прорастание семян. Практическая работа №1 Определение всхожести семян растений и их посев | Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ | | | |
21 | 7 | Способы размножения растений | Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира | | | |
22 | 8 | Размножение споровых растений | Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений | | | |
23 | 9 | Размножение семенных растений | Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. | | | |
24 | 10 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Практическая работа №2 Вегетативное размножение комнатных растений | Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком | | | |
Классификация растений 6 часов | |
25 | 1 | Систематика растений | Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений | | | |
26 | 2 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные | Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками | | | |
27 | 3 | Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство Сложноцветные. Лабораторная работа №15 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» | Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Определяют растения по карточкам Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам | | | |
28 | 4 | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные | Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам | | | |
29 | 5 | Важнейшие сельскохозяйственные растения Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте» | Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников | | | |
30 | 6 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Классификация растений» | | | | |
Природные сообщества 3 часа | |
31 | 1 | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе | Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе | | | |
32 | 2 | Развитие и смена растительных сообществ. Экскурсия Природное сообщество и человек | Определяют понятие «смена растительных сообществ». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет) | | | |
33 | 3 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир | Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето | | | |
34 | | Контрольно-обобщающий урок по курсу биологии 6 класса | | | | |
Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника "Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс". С тестовыми заданиями ЕГЭ. Вертикаль. ФГОС М: Дрофа, 2015
учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007.
4. Бурцева О.Ю. Модульные уроки биологии: практика использования в школе. Раздел «Животные». М.: Школьная пресса. 2003.
4. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.
6. Лернер Г. И. ГИА 2011. Биология: сборник заданий: 9 класс- М.: Эксимо, 2011. - 240с
7. Информацию об организации, проведении и демоверсии ЕГЭ и ГИА можно найти на сайтах: