№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Базовые понятия | Информационное сопровождение урока | Календарные сроки | Корректи ровка | |
Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4 ч). |
Познавательные УУД: выделяют и формулируют познавательную задачу; поиск и выделение необходимой информации из прочитанного текста; структурируют знания; выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей; выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные УУД: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу его выполнения. Коммуникативные УУД: определяют цели и функции участников, способы взаимопонимания; понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной; аргументируют предположения, обосновывают выводы, спорят и отстаивают свою позицию невраждебным для оппонентов образом; умеют слушать и слышать друг друга. |
1/1 | Вводный инструктаж по т/безопасности. Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Д/з: §1, стр. 13 зад. 1-4 уст. | 1 | Вводный урок – постановка учебной задачи. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Биология. Важность биологических знаний для развития медицины, с/хоз-ва, охраны природы. Многоклеточные организмы. | Электронное приложение к учебнику «Живой организм» (авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко). | | | |
2/1 | Стартовая контрольная работа. Д/з: повторить §1, стр. 13 зад. 1-4 уст. | | | |
3/2 | Многообразие жизненных форм растений. Д/з: § 2,стр. 16, зад. 1-5 устно. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, травы. Связь жизненных форм растений со средой их обитания. | Интернет-ресурсы: http://school.holm.ru/predmet/bio/ - Школьный мир: биология. | | | |
4/3 | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Д/з: §3, стр. 23, зад. 1-4 устно. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Жизнедеятельность клетки. Рост. Деление клетки. Клетка — живая система. Биосистема. Особенности растительной клетки. | Презентация. | | | |
5/4 | Ткани растений. Д/з: §4, стр. 25, зад. 1- устно. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Понятие о тканях растений. Виды тканей: основная, образовательная, покровная, проводящая, механическая. | Интернет-ресурсы: http://school.holm.ru/predmet/bio/ - Школьный мир: биология. | | | |
Тема 2. Органы растений (9ч). |
Познавательные УУД: структурируют свои знания; выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей; анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки; устанавливают причинно-следственные связи между особенностями строения и функциями отдельных органов растения. Регулятивные УУД: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; выделяют моменты своей и чужой деятельности как единого целого. Коммуникативные УУД: работают в группах, общаются и взаимодействуют с партнерами, высказывают и аргументируют свою точку зрения; участвуют в коллективном обсуждении проблем, интегрируются в группу сверстников и продуктивно взаимодействуют и сотрудничают со сверстниками. |
6/1 | Семя, его строение и значение. Л/р № 1. «Строение семени фасоли». Д/з: § 5, оформить работу. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Семя как орган размножения растений. Строение семени. Строение зародыша растения. Двудольные и однодольные растения. Прорастание семян. Значение семян в природе и жизни человека. | Видеофрагмент от «Инфоурока». | | | |
7/2 | Условия прорастания семян. Д/з: § 6, стр. 36-37, зад. 1-4 устно. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени. Температурные условия прорастания семян. Роль света. Сроки посева семян. Всхожесть. | Интернет-ресурсы: http://school.holm.ru/predmet/bio/ - Школьный мир: биология. | | | |
8/3 | Корень, его строение и значение. Л/р № 2. «Строение корня проростка». Д/з: §7; оформить работу. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Типы корневых систем растений: стержневая и мочковатая. Строение корня: корневой чехлик, конус нарастания, зона всасывания (корневые волоски), зона проведения, зона деления, зона роста или растяжения. Токи движения веществ. | Видеофрагмент от «Инфоурок». | | | |
9/4 | Побег, его строение и развитие. Л/р № 3. «Строение вегетативных и генеративных почек». Д/з: § 8; оформить работу. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Побег как сложная система. Годичный побег. Боковой побег. Строение побега: стебель с листьями и почками. Пазуха листа. Узел. Междоузлие. Развитие и рост побегов из почек. Прищипка и пасынкование. | Электронное приложение к учебнику «Живой организм» (авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко). | | | |
10/5 | Лист, его строение и значение. Д/з: § 9; стр. 53 №№ 1-4(устно). | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Внешнее и внутреннее строение листа. Лист простой и сложный. Жилкование листа. Ткани листа. Устьица. Фотосинтез. Испарение. Листопад. Видоизменения листьев. | Электронное приложение к учебнику «Живой организм» (авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко). | | | |
11/6 | Стебель: его строение и значение. Л/р № 4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы». Д/з: § 10; оформить работу. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Внешнее и внутреннее строение стебля. Функции стебля. Видоизменения стебля у надземных подземных побегов. | Электронное приложение к учебнику «Живой организм» (авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко). | | | |
12/7 | Цветок, его строение и значение. Д/з: § 11. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Цветок – сложный видоизмененный побег, обеспечивающий половое размножение растений. Части цветка. Соцветия. Опыление. Оплодотворение. | Презентация. | | | |
13/8 | Плод. Разнообразие и значение плодов. Д/з: § 12; повт. §§ 5-11; стр.71-73. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Плод – орган размножения растений. Разнообразие плодов. Способы распространения плодов и семян. Значение плодов. | Видеофрагмент от «Инфоурока». | | | |
14/9 | Обобщение знаний по теме: «Органы растений». | 1 | Обобщения и систематизации знаний и умений. | Контрольная работа с использованием различного рода заданий (формат ОГЭ и ЕГЭ). | | | |
15/1 | Административная работа по 1-му полугодию. | | | |
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (5 ч). |
Познавательные УУД: структурируют свои знания; выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждения; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; контроль в форме сличения способа действия и его эталона; ставят перед собой познавательную цель, составляют план, регулируют процесс выполнения учебных действий, чёткое выполнение требования познавательной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения. Коммуникативные УУД: умеют слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вступать в диалог; умеют регулировать процесс выполнения учебных действий в соответствии с требованиями поставленной задачи. |
16/1 | Минеральное питание растений. Д/з: § 13. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Извлечение растением из почвы растворённых в воде минеральных солей. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания. Типы удобрений и их роль в жизни растения. Экологические группы растений по отношению к воде. | Интернет-ресурсы: http://school.holm.ru/predmet/bio/ - Школьный мир: биология. | | | |
17/2 | Воздушное питание растений — фотосинтез. Д/з: § 14. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Воздушное питание растений - фотосинтез. Условия образования органических веществ в растении. Зелёные растения - автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. | Интернет-ресурсы: http://school.holm.ru/predmet/bio/ - Школьный мир: биология. | | | |
18/3 | Дыхание и обмен веществ у растений. Д/з: § 15. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Дыхание растений. Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни. | Электронное приложение к учебнику «Живой организм» (авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко). | | | |
19/4 | Размножение и оплодотворение у растений. Д/з: § 16. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Размножение и оплодотворение у растений. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое размножение — вегетативное и размножение спорами. Двойное оплодотворение. Достижения отечественного ученого С. Г. Навашина. | Электронное приложение к учебнику «Живой организм» (авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко). | | | |
20/5 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Рост и развитие растений. Д/з: § 17 и § 18.. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Рост и развитие растений. Этапы индивидуального развития растений. Суточные и сезонные ритмы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на жизнедеятельность растений. | Электронное приложение к учебнику «Живой организм» (авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко). | | | |
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч). |
Познавательные УУД: структурируют свои знания; выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждения. Регулятивные УУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные УУД: умеют регулировать процесс выполнения учебных действий в соответствии с требованиями поставленной задачи. |
21/1 | Систематика растений, её значение для ботаники. Д/з: § 19. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Систематика растений, её значение для ботаники. Происхождение названий отдельных растений. Классификация растений. Вид как единица классификации. Название вида. Группы царства Растения. Роль систематики в изучении растений. | Электронное приложение к учебнику «Живой организм» (авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко). | | | |
22/2 | Водоросли, их многообразие и значение в природе. Д/з: § 20. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Водоросли, их многообразие в природе. Общая характеристика. Строение, размножение водорослей, разнообразие. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком. | Интернет-ресурсы: http://school.holm.ru/predmet/bio/ - Школьный мир: биология. | | | |
23/3 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Л/р № 6.«Изучение внешнего строения моховидных растений». Д/з: § 21. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты. Размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных. Моховидные как споровые растения. Значение мхов в природе и в жизни человека. | Интернет-ресурсы: http://school.holm.ru/predmet/bio/ - Школьный мир: биология. | | | |
24/4 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Д/з: § 22. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения в цикле развития. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и жизни человека. | Интернет-ресурсы: http://school.holm.ru/predmet/bio/ - Школьный мир: биология. | | | |
25/5 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Д/з: § 23. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. | Интернет-ресурсы: http://school.holm.ru/predmet/bio/ - Школьный мир: биология. | | | |
26/6 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Д/з: § 24. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Особенности строения, размножения и развития. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Характеристика классов. Охрана редких и исчезающих видов. | Электронное приложение к учебнику «Живой организм» (авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко). | | | |
27/7 | Семейства класса Двудольные. Д/з: § 25. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Семейства класса Двудольные. Общая характеристика. Значение в природе и в жизни человека. Сельскохозяйственные культуры. | Электронное приложение к учебнику «Живой организм» (авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко). | | | |
28/8 | Семейства класса Однодольные. Д/з: § 26. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Семейства класса Однодольные. Общая характеристика. Значение в природе и в жизни человека. Сельскохозяйственные культуры. | Электронное приложение к учебнику «Живой организм» (авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко). | | | |
29/9 | Историческое развитие растительного мира. Д/з: § 27. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Охрана редких и исчезающих видов. | Интернет-ресурсы: http://school.holm.ru/predmet/bio/ - Школьный мир: биология. | | | |
30/ 10 | Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света. Д/з: § 28 и § 29. Подготовиться к итоговой административной работе. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Расселение растений. Сорные растения, их значение. Дары Старого и Нового Света. Значение растений в жизни человека. | Интернет-ресурсы: http://school.holm.ru/predmet/bio/ - Школьный мир: биология. | | | |
31/1 | Итоговая административная работа. | | | |
Тема 5. Природные сообщества (2 ч). |
Познавательные УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждения. Регулятивные УУД: определяют цели, функции участников, способы взаимодействия; составляют план и последовательность действий. Коммуникативные УУД: вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способы действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом. |
32/1 | Природное сообщество: биогеоценоз и экосистема. Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Д/з: § 30 и §31. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Биогеоценоз и экосистема. Круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества. Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Ярусное строение природного сообщества. | Интернет-ресурсы: http://school.holm.ru/predmet/bio/ - Школьный мир: биология. | | | |
33/2 | Смена природных сообществ и её причины. Д/з: § 32. | 1 | Решение учебной задачи – поиск нового способа действия. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | Смена природных сообществ и её причины. | Интернет-ресурсы: http://school.holm.ru/predmet/bio/ - Школьный мир: биология. | | | |
34/1 | Итоговый. Задания на лето. | 1 | | | Презентация. Тестовые задания. | | | |