Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
на 2016/2017 уч. год
Составлен на основании рабочей программы дисциплины, утвержденной заместителем директора по учебно-методической работе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Ялтинский экономико-технологический колледж»
Преподаватель- Лутова Н.Я.
2. Содержание календарно-тематического плана
№ п/п | Раздел, тема программы | Кол- во час-ов на раз-дел, тему | № урока | Тема урока | Дата прове-дения урока План/ факт | Сам. рабо-та | Кол-во часов на СРС |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | | 1 семестр | | | |
| Введение | 2 | 1 | Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. | | С.р. №1 | 2 |
| | | 2 | Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессии. | | С.р. №2 | |
1 | | 11 | | Учение о клетке | | | 5 |
| Тема 1.1. Химическая организация клетки | 4 | 3 | Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки и живых организмов. | | С.р. №1.1 С.р. №1.2 | 2 |
| | | 4 | Органические вещества клетки. Углеводы, липиды | | | |
| | | 5 | Белки: особенности строения, свойства и функции. | | | |
| | | 6 | Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Решение элементарных задач по молекулярной биологии | | С.р. №3 | |
| Тема 1.2. Строение и функции клетки | 3 | 7 | Прокариотические и эукариотические клетки. Практическое занятие №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание и сравнение. | | | 0,5 |
| | | 8 | Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др). | | | |
| | | 9 | Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Практическое занятие №2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений | | | |
| Тема 1.3. Обмен веществ и прев-ращение энергии в клетке | 3 | 10 | Пластический и энергетический обмен . | | | 1,5 |
| | | 11 | Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. | | С.р. №1.3 | |
| | | 12 | Биосинтез белка. Решение элементарных задач на трансляцию | | С.р. №4 | |
| Тема 1.4. Жизненный цикл клетки | 1 | 13 | Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез | | С.р. №5 | 1 |
2 | | 6 | | Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | | | 3 |
| Тема 2.1. Размножение организмов | 2 | 14 | Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Бесполое размножение. | | С.р. №2.1 | 2 |
| | | 15 | Половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. | | С.р. №2.2 С.р.6 | |
| Тема 2.2. Индивидуальное развитие организма | 3 | 16 | Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез | | | |
| | | 17 | Практическое занятие № 3 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | | | |
| | | 18 | Постэмбриональное развитие. Причины нарушений в развитии организмов. | | | |
| Тема 2.3. Индивидуальное развитие человека | 1 | | Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | | С.р. №2.3 | 1 |
| | | 19 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Введение», «Учение о клетке», «Организм. Размножение и индивидуаль-ное развитие организмов». | | | |
3 | | 15 | | Основы генетики и селекции | | | 5 |
| Тема 3.1. Основы учения о наследственнос-ти и изменчивости | 6 | 20 | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основополож-ник генетики. Генетическая терминоло-гия и символика. | | | 3,5 |
| | | 21 | Моногибридное скрещивание и дигиб-ридное скрещивание | | С.р. №7 | |
| | | | Практическое занятие № 4. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. | | С.р. №8 | |
| | | 22 | Практическое занятие № 5. Решение генетических задач. | | | |
| | | 23 | Хромосомная теория наследственности. | | | |
| | | 24 | Генетика пола. Взаимодействие генов.. Сцепленное с полом наследование. | | | |
| | | 25 | Генетика человека. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | | С.р. №3.1 | |
| Тема 3.2. Закономерности изменчивости. | 5 | 26 | Наследственная, или генотипическая изменчивость. | | | 1 |
| | | 27 | Модификационная изменчивость, или ненаследственная изменчивость. | | | |
| | | 28 | Практическое занятие № 6. Анализ фенотипической изменчивости | | | |
| | | 29 | Практическое занятие № 7. Влияние мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм | | С.р. №3.3 | |
| | | 30 | Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций. | | | |
| Тема 3.3. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 4 | 31 | Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. | | С.р. №9 | 0,5 |
| | | 32 | Одомашнивание животных и выращи-вание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхож-дения культурных растений. | | С.р. №3.2 | |
| | | 33 | Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. | | | |
| | | | Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). | | | |
| | | 34 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы генетики и селекции» | | | |
| | | | 11 семестр | | | |
4 | | 15 | | Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение | | | 4 |
| Тема 4.1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле | 3 | 35 | Происхождение и развитие жизни. Практическое занятие № 8. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. | | | 1 |
| | | 36 | Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. | | С.р. №4.1 | |
| | | 37 | Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. | | С.р. №4.2 | |
| Тема 4.2. История развития эволюционных идей. | 2 | 38 | Значение работ К. Линнея, Ж.Б Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. | | С.р. №4.3 | 1,5 |
| | | 39 | Эволюционное учение Ч. Дарвина. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. | | С.р. №4.4 | |
| Тема 4.3. Микроэволюция и макроэволюция | 10 | 40 | Концепция вида, его критерии. Практическое занятие № 9. Описание особей одного вида по морфологическому критерию | | | 1,5 |
| | | 41 | Популяция -структурная единица вида и эволюции. | | | |
| | | 42 | Синтетическая теория эволюции. | | | |
| | | 43 | Движущие силы эволюции. | | С.р. №10 | |
| | | 44 | Микроэволюция. Естественный отбор. | | | |
| | | 45 | Практическое занятие № 10. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). | | | |
| | | 46 | Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). | | | |
| | | 47 | Макроэволюция. Основные направления эволюционного прогресса. Биологичес-кий прогресс и биологический регресс. | | С.р. №4.5 | |
| | | 48 | Доказательства эволюции | | | |
| | | 49 | Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. | | | |
5 | | 5 | | Происхождение человека | | | 3 |
| Тема 5.1. Антропогенез | | 50 | Эволюция приматов | | | 2 |
| | | 51 | Практическое занятие № 11. Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. | | С.р. №11 | |
| | | 52 | Доказательства родства человека с млекопитающими животными. | | | |
| | | | Этапы эволюции человека. | | С.р. №5.1 | |
| Тема 5.2. Человеческие расы. | | 53 | Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма | | С.р. №5.2 | 1 |
| | | 54 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение», «Происхождение человека» | | | |
6 | | 12 | | Основы экологии | | | 10 |
| Тема 6.1. Экология – наука о взаимо-отношениях организмов между собой и окружающей средой | 6 | 55 | Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. | | С.р. №6.1 | 0,5 |
| | | 56 | Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах | | | |
| | | 57 | Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. | | | |
| | | 58 | Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы. | | | |
| | | 59 | Практическое занятие № 12. Сравнительное описание естественной природной системы соснового леса и агроэкосистемы виноградника. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. | | | |
| | | 60 | Практическое занятие № 13. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач. | | С.р. №12 | |
| Тема 6.2 Биосфера – глобальная экосистема. | 2 | 61 | Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. | | | 0,5 |
| | | 62 | Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. | | | |
| Тема 6.3 Биосфера и человек | 4 | 63 | Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | | С.р. №6.4 С.р. №6.5 | 9 |
| | | 64 | Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. | | С.р. №6.3 | |
| | | 65 | Практическое занятие № 14. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. | | | |
| | | 66 | Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охрана. | | С.р. №6.2 С.р. №13 | |
7 | | 2 | | Бионика | | | 1 |
| | | 67 | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматриваю-щее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. | | С.р. №14 | |
| | | 68 | Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. | | | |
| | | 69 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Основы экологии», «Бионика» | | | |
| | 3 | | Эксурсии | | С.р. №15 | 2 |
| | | 70 | Многообразие видов. | | | |
| | | 71 | Сезонные изменения в природе. | | | |
| | | 72 | Многообразие сортов культурных растений, методы их выведения | | С.р. №16 | 1 |
| Итого 108/72 (58+14) | | 72 | | | 36 | |