Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах. Рассматривается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе. На основе данной программы организован учебный курс из расчета 1час в неделю.
             |    дата   |    Тема курса   |     № урока     |     Тип урока   |    Тема урока   |    Методы обучения   |     обрудование   |    Основные понятия   |    Связь с жизнью   |    Д.з   |  
  |        |    Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1ч)   |    1   |    Вводный в курс   |    Экология животных как раздел науки   |    Проблемный, поисковый   |    Цор 1   |    Экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой   |         |     Конспект,   §4,5   |  
  |        |    2. Условия существования животных (4ч)   |    2.   |    Вводный   в тему   |    многообразие условий обитания   |    поисковый   |    Цор2   |    Условия существования, изменчивость условий   |    Регион примеры   |    §6,7   |  
  |        |         |    3   |    погружение   |    Среды жизни   |    поисковый   |    Цор3   |    Среда обитания   |    Регион примеры   |    §10,11,12,13   |  
  |        |         |    4   |    погружение   |    Взаимосвязи организма и среды обитания  Экскурсия «Условия обитания животного»   |    Част поиск   |    Цор4   |         |    Экскурсия проводится в микрорайон «Березка»   |    10,11,12,13   |  
  |        |         |    5   |    Погружение в тему   |    Предельные условия существования животных   |    поисковый   |    Цор4   |    Изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, питание активное и пассивное   |    Регион примеры   |    14,   |  
  |        |    3. Среды жизни (5ч)   |    6   |    Вводный в тему   |    Наземная среда обитания. Животный мир суши. Животные тундры и лесов умеренной зоны.   |    поисковый   |         |    Видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли.   |         |    15,16.   |  
  |        |         |    7   |    погружение   |    Животные степей, пустынь, тропических лесов, горных областей   |    Частично-поисковый   |    Цор5   |    Видовое разн ообразие, природно-химические зоны Земли    |    Регион примеры   |    17,18,19,   |  
  |        |         |    8   |    Погружение в тему   |    Водная среда обитания.   |    поисковый   |    Цор6   |         |         |    21-23   |  
  |        |         |    9   |    Погружение в тему   |    Почва как среда обитания животных   |    поисковый   |    Цор 7   |         |    Региональ  ные примеры   |    24,25   |  
  |        |         |    10   |    Обобщения знаний   |    Живой организм как среда обитания животных   |    Коррекция знаний   |    Цор8   |         |         |    конспект   |  
  |        |    4. Жилища в жизни животных (1ч)   |    11   |    Погружение в курс   |    Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.   |    поисковый   |    Цор 9   |    Жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.   |    Регион примеры   |    14   |  
  |        |    5. Биотические экологические факторы в жизни животных (3ч)   |    12   |    Вводный в тему   |    Взаимоотношения между животными одного вида   |    Частично-поисковый   |    Цор 10   |    Внутривидовые взаимоотношения, территориальные, жизненное пространство   |         |    28,    |  
  |        |         |    13   |    Погружение в тему   |    Отношения между животными разных видов. Различные формы взаимодействия между животными   |    поисковый   |    Цор 11   |    Хищник-жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство, взаимопомощь   |         |    32   |  
  |        |         |    14   |    Погружение в тему   |    Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных.   |    Проблеино-поисковый   |    Цор12   |    Бактериальные и грибковые заболевания животных   |         |    33   |  
  |        |    6. Свет в жизни животных. (!ч)   |    15   |    Погружение в курс   |    Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.   |    поисковый   |    Цор13   |    Органы зрения и органы свечения, дневные животные, ночные животные, световой режим   |    Регио прим   |    13   |  
  |        |    7. Вода в жизни животных (2)   |    16   |    Погружение в курс   |    Водоем как многоэтажное жилище. Взаимосвязи морских животных.   |    Частично-поисковый   |    Цор 14   |    Содержание воды, поступление воды в организм, выделение воды из организма   |         |    конспект   |  
  |        |         |    17   |    Погружение в тему   |    Лаб работа «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»  1ч ИТБ   |         |         |    Наблюдение за поведением дождевых червей в садках и террариумах в условиях недостатка и нормального количества влаги в почве – формируется умение ставить цель наблюдения   |         |    Отчет по работе   |  
  |        |    8. Температура в жизни животных (2ч)   |    18   |    Погружение в курс   |    Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Способы регуляции теплоотдачи.   |    Частично-поисковый   |    Цор 15   |    Холоднокровные животные, двигательная активность спячка, оцепенение теплокровные животные   |         |    26   |  
  |        |         |    19   |    Погружение в тему   |    Лаб работа «Движение амебы при разных температурах»   |    Проблено-поисковый   |         |    Определяется время образования ложноножек у амебы при комнатной температуре и при охлаждении – формируется умение ставить цель эксперимента   |         |    Отчет по работе   |  
  |        |    9. Кислород в жизни животных (1ч)   |    20   |    Погружение в курс   |    Значение воздуха в жизни животных. Приспособление у животных к извлечению кислорода из окружающей среды.   |    Частично-поисковый   |         |    Окисление, газовый состав атмосферы, дыхание животных   |         |    Практическая работа: Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни   |  
  |        |    10. Сезонные изменения в жизни животных.(4ч)   |    21   |    Погружение в курс   |    Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования.   |    Частично-поисковый   |         |         |         |    Конспект,  Фенологические наблюдения за животными зимой и весной.   |  
  |        |         |    22   |    Погружение в тему   |    Спячка и оцепенение   |    проблемный   |         |    Оцепенение, спячка, длина светового дня   |         |    26   |  
  |        |         |    23   |    Погружение в тему   |    Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие.   |    поисковый   |    Цор  16   |         |         |    27   |  
  |        |         |    24.   |    Погружение в тему   |    Лаб работа. «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых, встречающихся на пришкольном участке.   |    наблюдение   |         |    Из любого отмирающего фрагмента дерева послойно выбирают насекомых, определяют их систематическое положение, стадию развития, количество.   |         |    Отчет по работе   |  
  |        |    11. Численность животных (3ч)   |    25   |    Вводный в тему   |    Популяции животных   |    Комбини  рованный   |    Цор 17   |         |         |    37   |  
  |        |         |    26   |    Погружение в тему   |    Как и почему меняется численность животных   |    комбинированный   |         |         |         |    38   |  
  |        |         |    27   |    Коррекции знаний   |    Лаб работа «Динамика численности дрозофилы» 1 ч ИТБ   |    Наблюдение, эксперимент   |         |         |         |    Отчет по работе   |  
  |        |    12. Изменения в животном мире Земли (6)   |    28   |    Вводный в курс   |    Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов.   |    комбинированный   |    Цор  18   |    Многочисленные виды, малочисленные виды, деятельность человека.   |         |    39   |  
  |        |         |    29   |    погружение   |    Экологические особенности Ставропольского края. Палеонтологические находки на территории Ставрополья.   |    поисковый   |    Цор 19   |         |         |    конспект   |  
  |        |         |    30   |    погружение   |    Животные и человек   |    Поисковый, проблемный   |         |    Деятельность человека, загрязнения   |         |    41,42   |  
  |        |         |    31   |    погружение   |    Красная книга России. Красная книга Ставропольского края   |         |         |         |         |    45   |  
  |        |         |    32   |    погружение   |    Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран.   |         |         |         |         |    46   |  
  |        |         |    33   |    погружение   |    Региональные охраняемые территории   |         |    Цор 20   |         |         |    конспект   |  
  |        |         |    34   |    Итоговый урок   |    Защита творческих проектов по курсу «Экология животных»   |         |         |         |         |         |  
  |        |         |         |         |         |         |         |         |         |         |