kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование по биологии 8 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Краткая характеристика содержания курса В 8 классе учащиеся получают общие представления о организме человека Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организма, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Учащиеся получают представление об организме человека. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систематические. Программа предполагает ведение опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение практических занятий и экскурсий. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«календарно-тематическое планирование по биологии 8 кл »

Пояснительная записка к рабочей программе по БИОЛОГИИ в 8 классе


1Документы, определяющие содержание рабочей программы.

Рабочая программа в 8 классе по биологии реализуется на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования №1089 от 05.03.04 г.;

  2. Приказа Министерства образования РФ от 09.03.04 г. №1312 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;

  3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 г. №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  4. Приказа МО РФ от 05.03.04 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  5. Программы основного общего образования по биологии, авторы В. В. Пасечник, В.В.Латюшин,Г.Г.Швецов.-М.:Дрофа,2012.


2. Краткое пояснение выбора программы.

Программа соответствует современным целям обучения биологии, целям и задачам ОУ, позволяет совершать преемственность обучения.


3Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

*освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

* овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

* воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

* использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природе.


4. Краткая характеристика содержания курса

В 8 классе учащиеся получают общие представления о организме человека

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организма, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление об организме человека. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систематические.

Программа предполагает ведение опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение практических занятий и экскурсий. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

5.Учебно-методический комплект

1. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Колесов Д.В., Маш Р.Д., И.Н. М., Дрофа, 2012.

2.Универсальные поурочные разработки по биологии(человек ): 8(9) класс-М.:Вако, 2007.

6.Количество часов в неделю, за год

По учебному плану Новокурупкаевской ООШ на изучение курса биологии в 8 классе отведено 2 часа в неделю, всего 72 часа в год.

7. Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения курса ученик должен знать/понимать:

• признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,

уметь

• объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

• соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

8. Изменения, внесённые в программу

Для реализации курса «Живая природа Новосибирской области» в рабочую программу 8 класса по биологии включено 10 часов (выделено курсивом)











СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (72 часа)


1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч.)

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, медицина, психология. Становление наук о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.


2. Антропогенез (3 ч.)

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Историческое прошлое людей. Расы человека. Критика расизма.

Демонстрации:

Сходство человека и животных.

Расы человека. Видовое единство человеческих рас


3. Строение организма( 4ч.)

Общий обзор организма. Клеточное строение организма. Физиология клеток. Ткани. Особенности строения тканей. Рефлекторная регуляция функций организма человека.

Демонстрации:

* Строение и разнообразие клеток организма человека.

* Ткани организма человека.

* Органы и системы органов организма человека.

* Нервная система.

Лабораторная работа:

1. Изучение микроскопического строения тканей.


4. Опорно-двигательная система. (5 ч.)

Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Демонстрации:

* Строение опорно-двигательной системы.

* Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа:

2. Изучение внешнего вида отдельных костей.

Практическая работа

1. Обзор основных групп мышц человеческого организма

Контрольно-обобщающий урок

1. Опорно-двигательная система


5. Внутренняя среда организма (2 ч.)

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма.

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.

Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работы Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Демонстрации:

* Состав крови.

* Группы крови.

Лабораторная работа:

3. Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).


6. Кровеносная и лимфатическая система (5 ч.)

Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической системы.

Демонстрации:

* Кровеносная система.

* Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

* Лимфатическая система.

Контрольно-обобщающий урок

2.Сердечно-сосудистая система

7. Дыхание (4 ч.)

Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждения распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха, как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего.

Демонстрации:

* Система органов дыхания.

* Механизм вдоха и выдоха.

* Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего.

Обобщающий урок

1. Дыхательная система

Контрольная работа

1. Кровеносная и дыхательные системы

8. Пищеварение (6 ч.)

Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Демонстрации:

* Пищеварительная система


9. Обмен веществ и энергии (3 ч.)

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Появление авитаминозов и меры их предупреждения.

Практическая работа:

2. Определение норм рационального питания. Составление суточного пищевого рациона

Контрольная работа

2. Пищевые продукты. Пищеварение. Дыхательная система


10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5ч.)

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Демонстрации:

* Строение кожи.

* Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

* Мочеполовая система.


11. Нервная система. (8 ч.)

Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждения. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и регуляции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Демонстрации:

* Нервная система.

Лабораторная работа:

4. Изучение строения и функций спинного мозга человека.

5. Изучение строения и функций отделов головного мозга.

Контрольная работа

3. Нервная система. Нервная регуляция.


12. Анализаторы. Органы чувств (8 ч.)

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушение зрения и слуха, их профилактика.

Демонстрации:

* Анализаторы


13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч.)

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в содержании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколения информации.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личностей: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

* Нервная система

* Строение головного мозга

* Регистрация электрической активности головного мозга во время сна и бодрствования


14. Эндокринная система. Гуморальная регуляция (3час)

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и регуляции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Демонстрации:

* Железы внешней и внутренней секреции

4. Нервно-гуморальная регуляция- базовый механизм регуляции функций.

15.Индивидуальное развитие организма (5 ч.)

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Зачет

1. Онтогенез

Обобщающий урок

Организм человека – единое целое.

16. Резерв (4ч.)















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Основное содержание темы

дата

Цели и задачи

понятие

Уровень Унаний

Умений

навыков

Организация учебной деятельности уч-ся

мониторинг

Дом зад

литература

Введение – 2 часа

1

Анатомия,физиология, психология и гигиена человека.


Изучить природу человека, охрану его здоровья

Анатомия

Физиология

Психология

гигиена


Знакомятся с науками, записыв опред в тетрадь, работают с таблицей « Эволюция органич-го мира»


Введение* 1

Поурочное планирование

Биология. Человек 8 класс Д.В. Колесова

Р.Д. Маш.

2

Становление наук о человеке.


Научить использовать методы науки для решения проблем





*2

Происхождение человека – 3 часов

3

Систематическое положение человека.


Изучить строение и жизнь древнейших, древних и перв совр людей; становление рас и народностей.

Таксоны

Рудименты

атавизмы

1. Знать строение организма

2. уметь давать классификацию

3. уметь доказывать родство живых организмов.

Работать по рис учебника


* 3


4

Историческое прошлое людей.




Составлять схему « Положение человека»


* 4


5

Расы человека.



Сам раб с текстом учебника


* 5


Строение организма – 4 часа.

6

Общий обзор организма


Изучить строение организма и клетки, их функцию.

Эндокринная система

гармоны

1. уметь показать органы на плакате, знать клетки.

2. знать какие функции протекают в клетке, ткани.

3. уметь анализировать рефлексы.



* 6


7

Клеточное строение организма.


Изучить строение и функции органойдов клетки

Хромосомы

ДНК

РНК

Работают по рис учебника, заполняют таблицу

Таблица стр 33

* 7


8

Ткани, их строение и функции.


Изучить виды ткани

Стр 39

Работают с текстом уч-ка, выполняют задание стр 39


* 8


9

Рефлекторная регуляция.


Изучить строение нервной системы, составные компоненты рефл дуги.

Рефлекс

Рецептор

нейрон



* 9


Нервная система -8 часов

10

Значение нервной системы


Раскрыть значение нерв сис-мы в согл работе органов

Потребности

Активность,опознание объектов

Субъек отображение

Понятия стр 226













Соматич и автоном отделы

гипоталамус

1. изучить строение и топографию внутр органов

2. изучить физиологич процессы

3. уметь сост рефлек дугу и знать ее компоненты.

Сам раб с текстом учеб по заданию стр 39, работа с терминами


* 43

Н.И. Сонин « Биология. Человек» 8 класс

11

Строение нервной системы. Спинной мозг.


Изучить строение и функции спинного мозга.

Слушают лекцию

Сам раб с уч-ком и рис 92

Фронтальный опрос стр 43

* 44 зад стр 227


12

Строение головного мозга, функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.


Познак со строением и фун-ми гол мозга

Просмотр д. фильма

Лаб раб стр 229

Таблица стр 45


* 45


13

Функции переднего мозга.


Познак с функциями и строением перед мозга

Болезни н с

Просмотр фильма, запол таблицу стр 48

Сам раб с текстом уч-ка стр 233


* 46 устно задание стр 234

термины


14

Соматический и автономный отделы нервной системы



Составить схему стр 52, работа с понятиями


* 47 зад стр 239 писм


15

Рефлекс. Рефлекторная дуга.


Изучить понятия, научить сост схему

Рефлекс

Рефл дуга


Беседа по вопросам, сост схемы стр 55, отработка понятий

Сост схемы рефлект дуги

* 9


16

Обобщение знаний по теме « Нервная система»


Закрепить и обобщить знания



Наблюдают, обсуждают результаты


* 9 *43-47


17

Контрольная работа №1 по теме « Нервная система»


Систем-ть знания о отделах ЦНС, их строении и функциях.



Выполняют к.р. по вариантам

Контрольная работа



Эндокринная система – 3 часа.

18

Роль эндокринной регуляции.


Изучить органы эндокр системы и ее значение


1. знать органы эндокр сис-мы

2. уметь отлич ж внеш от ж внут секреции

3. знать роль гармонов в организме

Составлять схему стр 66, работа по схеме стр 300 рис 121


* 58 задание 1,2 стр 301 писм


19

Строение и функции желез внутренней секреции.


Изучить строение и ф-ции желез внут сек


Сост таблицу опред по опис больн недос гармонов

Писм работа по вариантам

* 59


20






Опорно-двигательная система – 5 часов.

21

Значение опорно-двигательной системы. Строение костей и их состав.


Знать значение скелета и мышц. Класс костей хим состав костей

Скелет

Мышцы

надкостница

1.знать строение и функции скелета и мыщц

2. познак как осущ нервная регуляция

3. уметь оказать перв помощь при повреждении костей.


Актуализация знаний о Танях, исслед хим состав кости, делают выводы к лаб раб

Составить схему стр 78


* 10 зад 2 стр 50

22

Общий обзор скелета человека. Соединения костей.


Показать сходство мл жив-х и человека.изучить типы соед костей

Осевой скелет

Отделы черепа

Составить схему « Скелет человека» работа по таблице, с терминами



* 11, 12

23

Строение и работа мышц.


Изучить строение и работу мышц

Стр 68

Лаб раб стр 64



* 13-14

24

Заболевания, гигиена, первая помощь при повреждениях ОДС.


Изучить нарушения осанки и способы их устранения.

Ушиб

Перелом

Синяк

шина

Лаб раб стр 75

Изучить материал о первой помощи



* 15-16

25

Обобщение по теме « Опорно-двигательная система»


Обобщить и систем-ть знания


Работа по заданию

Контрольная работа



Кровь, кровообращение – 7 часов

26

Кровь и остаточные компоненты внутренней среды организма


Знать значение крови в организме, состав крови.

Эритроциты

Лейкоциты

тромбоциты

1. знать состав и функции крови.

2. виды иммунитета

3. уметь отдел формен элем крови, распознавать инфекции и болезни, движение крови по организму.

Сост схему стр 92, работа с рис , запол таблицу « Фермен элем крови» стр 93


* 17 в 1-6 зад 2,3 стр 88-89


27

Иммунитет. Переливание крови.Доноры НСО



Изучить виды иммунитета, совм группы крови

Донор

Реципиент

Аллергия

Вакцина

Резус-фактор

Писм работа, слушают лекцию, сост схему « Группы крови»


* 18-19


28

Органы кровообращения, их строение и функции.


Изучить круги кровообр, лимфотич система



Сост схему « ТСО» стр 102 работа по таблице


* 20-21


29

Строение и работа сердца







* 22


30

Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения.


Изучить движение крови по сосудам.

Пульс

Инсульт

Инфаркт

гипертоник


Сам раб со статьей, лаб раб стр 118-119, задание стр 120, делают выводы, работа с терминами


* 23 стр 120


31

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при нарушении в работе с с сис-ме здавохранения НСО


Рассм причины заболевания ссс, изучить вред алкоголя и никотина на сердце.



Работа по таблице, лаб раб стр 124-125, первая помощь при кров-ии.


* 24-25 подгот к к.р.


32

Контрольная работа №2 по теме « Кровь. Кровообращение.»


Обобщить и систем-ть знания по теме.



Работа по заданию стр 12-15

Контрольная работа





Дыхательная система -4 часа


33

Значение дыхательной системы. Строение органов дыхания и их функции.


Дать понятие о значении дыхания, изучить строение органов дыхания.

Миндалины

Тембр

Аденоиды

гайморит

1.знать строение органов дыхания, уметь оказывать перв помощь при остановке дыхания.

2. знать функции дыхат системы, газообмен в легких и тканях, регуляция дыхания

3. уметь сост рефлек дугу.

Сам изучают инфекции и хронич заболевания стр 137

Заполняют таблицы стр 18-19


* 26-27 задание стр 141


34

Регуляция деятельности дых системы. Механизм вдоха и выдоха.


Изучить мех дых движений. Роль нервной и гумор регуляции.

Никотин

Смог

Рисуют схему рефлек дуги

Работа с текстом стр 144-146


* 28 вопросы 1-11 стр 146


35

Гигиена органов дыхания. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь в НСО


Изучить причины заболеваний и меры проф-ки

ЖЕЛ

Рак

туберкулез

Повторяют приемы искус дыхания. Просмотр фильма.


* 29 лаб раб стр 147


36

Обобщение по теме « Дыхание».


Обобщить и систем. Знания по теме.



Разноуровневая к.р. стр 23-25



Пищеварительная система – 6 часов.

37

Строение и функции пищеварительной системы.


Раскрыть значение пищ-ния, изучить органы пищ-я


1. знать строение и функции органов пищеварения.

2. определить местоположение органов пищ-ния в организме.

3. уметь ставить функции пробы, оказание первой помощи при отравлении.

Сам раб с текстом, работа с таблицей на стр 157, делают выводы


* 30


38

Пищеварение в ротовой полости и желудке.


Раскрыть значение пищ-ния в ротов полости и желудке.

ферменты

Рис схему рефлек дуги


* 31-32 до стр 167 лаб раб






39

Кишечное пищеварение. Всасывание питательных веществ.


Опред конеч продукты, расщепление белков, жиров, углеводов.

Расщепление

Субстрат

Дисбактериоз

Слушают лекцию, состав схему. Выпол лаб раб стр 170 отвеч на вопросы стр 170


* 32 вопросы 1-5 стр 174


40

Регуляция пищеварения


Показать взаимосвязь нервной и гумор регуляции пищев.

Фистула

Мнимое кормление

Изучить методы изуч пищевар, расс безуслов и условн рефлексы на сокоотделение


* 34 сообщения уч-ся



41

Гигиена пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций вНСО


Изучить прав гигиены питания, познак с заболев и отравлением.

Ботулизм

Анаэробы

Диарея

холера

Работа по плану с текстом * 35 стр 38 ( метод)


* 35 подг к к.р.

Журнал б ш

42

Контрольная работа №3 по теме « Пищеварительная система».


Обобщить и систем-ть знания об органах пищевар-ия




Контрольная работа



Выделительная система и кожа – 5 часов.

43

Выделение


Изучение строение мочевыд системы и ее значение.


1. знать строение органов мочев системы, гигиену.

2. знать механизм образования первичной и вторичной мочи.

Просмотр фильма « Строение и работа почек»


* 42


44

Строение и функции кожи.


Сформ знания о строении кожи, о взаимосвязи строения и функции

Эпидермис

Дерма

Гиподерма

Работа по рис учеб-ка, сост схему


* 39 задание стр 204


45

Терморегуляция организма. Закаливание.


Изучение механизма терморегуляции.

Теплоотдача


Лекция с элементами беседы

Сам раб стр 210-211

Вопросы 1-4 стр 212


* 41 зад 1,2 стр 212 сооб


46

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи в НСО


Познакомить с правилами ухода за кожей.

Угревая сыпь

Чесотка

лишаи

Проводят эксперимент на стр 209 1, 2, 3.


* 40 подготовка к к.р.


47

Обобщение по теме « Выделительная система и кожа»


Обобщить и систем знания







Система органов размножения – 5 часов.

48

Строение и функции органов размножения у человека.


Изучить строение женских и мужских половых органов.

Овуляция

Менструация

Поллюция

1. изучить строение половой системы

2. уметь доказать фило-генетич родство эмбриол методами



* 60 до Образ и разв зародыша


49

Наследственные и врожденные заболевания, заболевания, передаваемые половым путем.






* 62


50

Оплодотворение. Беременность, предупреждение беременности. Аборт.


Раскрыть сущность оплодотворения.знать понятие беременность

Беременность

Аборт

Работа с текстом уч-ка стр 314-315 сам раб отв на вопросы 4 стр 317, термины.


* 60 * 61 сообщения


51

Роды. Материнство. Уход за новорож-м. возрастные изменения, периодизация и продолжительность жизни.


Изучить периоды жизни человека

Соц зрелость

роды


Сам раб сост таблицу на стр 316 сообщения


* 61 * 63=64 темы стр 61


52

Здоровый образ жизни. Личная и социальная гигиена.


Что понимают под ЗОЖ и соц и личная гигиена.



Пишут сочинение-размышление

Сочинение-размышление



Организм как единое целое – 4 часа

53

Взаимосвязь систем органов.


Изучить влияние н с и эндокрин на работу органов.

Железы внут секреции


Лекция с элементами беседы. Актуализация знаний. Сост схемы стр 64, делают выводы




54

Обмен веществ и энергии в организме. Ассимиляция и диссимиляция.


Изучить виды обмена веществ орг-й и неорган-й.

Ассимиляция и диссимиляция


Сост схемы обмен белков, жиров, углеводов стр 66


* 36


55-56

Нарушения деятельности организма и их компенсация.


Изучить роль витаминов в обмене веществ

Витамины

авитоминоз


Работа с текстом стр 189-192 по заданию стр 70


* 37-38

Раб тетрадь 8 кл « к.р.»

Сухова

57

Контрольная работа№4 по теме « Организм как единое целое».


Обобщить и сист-ть знания по теме.




Контрольная работа, тест



Нервная система ( Анализаторы)

58-59

Анализаторы и их роль в деят-ти нервной системы. Строение и функции зрительного анализатора.


Изучать анализаторы их строение и функции.

Органы чувств

анализаторы


Сост схему анализатора, сост таблицу стр 77-79

Лаб раб стр 249


* 48-49 зад 1,2 стр 248


60

Строение и функции слухового анализатора


Изучить строение и функции органов слуха



Заполнение таблицы стр 81, беседа по вопросам стр 82


* 51 до « Гигиена орг слуха»


61

Органы равновесия, кожно-мышечной чувств-ти, обоняния и вкуса.


Раз-ть связь строения и функции органов чувств



Тест стр 82-83 зад 1,2 стр 263


* 52 сообщения « О вкладе»


62-63

Высшая нервная деятельность.


Позн с ВНД о врожден и приобрет прогр поведения

ВНД


Тест стр 84-85 сообщения, термины стр 278


* 53-57 лаб раб стр 276, 293


64

Возрастные особенности деятельности ЦНС и анализаторов.


Позн с возр особен-ми ЦНД и анализ



Лекция конспект в тетради


Сообщения

Колесов « Основы гигиены и санитарии»

65

Заболевания нервной системы и их профилактика. Гигиена нервной деят-ти и анализаторов.


Рассм нарушения н.с. и анализ и меры по их предупреж.

Менингит

Грипп

полиомиелит


Сообщения уч-ся « Гигиена органов зрения, слуха»


* 50-51 зад стр 257


Биологические и соц аспекты личности человека – 3 часа.

66-67

Человек как личность.


Показать разл между понятиями « индивид» « личность»

« индивид» « личность»


Беседа о культуре народов и наций


Соч-размыш стр 94


68

Межличностные отношения


Показать роль общения в системе межлич отношений



Составить схему « Структура общения» стр 96


Сообщения о отнош-ях


69

Способы передачи информации


Познакомить со способами передачи инф-ции.



Беседа о способах передачи инф-ции


Выбрать рекламу ( ее польза и вред)


Адаптация организма человека к условиям окр среды. -1 час

70

Человек как часть природы.

Адаптация организма человека к условиям окр среды.


Выяснить как адаптир-ся люди в новых условиях.

Адаптация


Беседа, вопросы стр 99





71

72

Итоговая контрольная работа.Подведение итогов.


Обобщить и сист-ть знания по теме.



Контрольная работа










Контрольная работа по биологии 8 класс.           Вариант 1.             №1. Выберите правильные варианты ответов.                                                                                                                       1.Наука о сохранении и укреплении здоровья  а) гигиена б) физиология в) анатомия г)цитология                                                      2.В опорно-двигательную систему входят: а) мышцы и нервы сердца; б) скелет и мышцы;  в) мышцы желудка; г) только скелетные мышцы.                                                                                                                                                                                        3. Кости, образующие пояс верхних конечностей: а) тазовая кость;  б) лопатки и ключицы;  в) кости плеча и предплечья;  г) кости шейных позвонков.                                                                                                                                                                              4. Рост костей в толщину происходит за счет: а) надкостницы;  б) костных клеток;  в) хрящевой ткани;     г) сухожилия.                                                                                                                                                                                                            5. Тип соединения костей в позвоночнике: а) неподвижный;  б) полуподвижный;  в) подвижный.                                               6. В полостях трубчатых костей находится: а) желтый костный мозг;  б) вакуум;  в) воздух;  г) красный костный мозг.                                                                                                                                                                                    7. Число пар ребер, не прикрепленных к грудине: а) 4;  б) 2;  в) 3;  г) 5.                                                                                                       8. Органы, защищенные грудной клеткой: а) сердце, желудок, легкие;  б) сердце, селезенка, легкие;  в) сердце, легкие, почки, желудок;  г) сердце, легкие, почки, желудок, печень.                                                                                                                       9. Первая медицинская помощь при переломе позвоночника:  а) усадить пострадавшего, напоить чаем, отвезти в больницу;  б) уложить на спину, отвезти в больницу;  в) уложить на живот, отвезти в больницу.                                                                                                                                                            10. Выберите органы, которые можно отнести к железам внутренней секреции: а) печень  б) желудок  в) гипофиз   г) слюнные                                                                                                                                                                                                            №2. Закончите следующие фразы:                                                                                                                                                                 1. Вязкое полужидкое вещество клетки                                                                                                                                                                    2. Клетка снаружи покрыта 
3. Изучением строения и функций клеток занимается наука                                                                                                                      4. Органоид, который является обязательной составной частью клетки, способной к размножению                                       5.  Четыре основные типа тканей в организме человека – это                                                                                                                               6. Ткань, клетки которой плотно примыкают друг к другу и в которой мало межклеточного вещества                                                                                                                                                                              7. Ткань, в которой клетки крупные, межклеточное вещество упругое, плотное
8. Нервная клетка, структурная единица нервной ткани                                                                                                                                       9. Ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы, называется                                                                                                                                                                                                   10. Нейроны, передающие нервные импульсы от мозга к мышцам и железам                                                                                        Вариант 2.                                                                                                №1. Выберите правильные варианты ответов.                                                                                                                                1. Наука о строении организма  а) гигиена б) физиология в) анатомия г)цитология                                                                 2.Желудок, двенадцатиперстная кишка, слепая кишка, аппендикс относятся к … системе органов:                                              а) мочевыделительной б) эндокринной  в) сердечно-сосудистой    г) пищеварительной                                                           3. Кости, составляющие свободную верхнюю конечность человека: а) кисть, лопатка, локтевая кость;  б) кисть, кости предплечья, кости плеча;  в) ключица, лопатка, кисть;  г) кости предплечья, кисть, ключица.                                                                                                                                                                4.  Кость растет в длину за счет: а) надкостницы;  б) костных клеток;  в) хрящевой ткани;    г) сухожилия.                                                                                                                                                         5. Тип соединения костей в коленном суставе: а) неподвижный;  б) полуподвижный;         в) подвижный                                                                                                                                                                                                                       6.  В основаниях трубчатых костей (между пластинками костной ткани) находится:  а) желтый костный мозг;  б) вакуум;  в) воздух;  г) красный костный мозг.                                                                                                                                                             7. Количество позвонков в грудном отделе позвоночника: а) 12;  б) 15;  в) 10;  г)  9.                                                                                    8. Почки относятся к … системе органов  а) мочевыделительной  б) эндокринной  в) сердечно-сосудистой                                                                г) пищеварительной                                                                                                                                                                                      9.Шина, которую накладывают при переломах – это а) тугая повязка б) велосипедная шина    в) длинная дощечка                            г) грелка с горячей водой                                                                                                                                                                                      10. Железы, которым свойственна внешняя и внутренняя секреция: а) надпочечники и поджелудочная   б) щитовидная и гипофиз в) поджелудочная и половые г) паращитовидная и эпифиз                                                                                                                                                                                         №2. Закончите следующие фразы:                                                                                                                                                               1. Органоиды с двойной мембраной, синтезирующие АТФ
2. Мельчайшие органоиды, на которых осуществляется биосинтез белка
3. Эндоплазматическая сеть, на которой происходит синтез, транспорт белков                                                                                          4. Тельца в ядре, содержащие генетический материал                                                                                                                                    5. Ткань, особенностью которой является сильное развитие межклеточного вещества                                                                      6. Ткань, состоящая из клеток, соединенных друг с другом многочисленными тонкими отростками, и твердого межклеточного вещества                                                                                                                                                                                             7. Нервная система подразделяется на                                                                                                                                                                      8. Система, включающая различные железы внутренней секреции                                                                                                                9. Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса, называют …                                                 10. Нейроны, передающие в мозг нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов, называются

Ключ.  Контрольная работа по биологии 8 класс.

1 вариант

  1. А

  2. Б

  3. Б

  4. А

  5. Б

  6. А

  7. Б

  8. А

  9. В

  10. В

2 вариант

  1. В

  2. Г

  3. Б

  4. В

  5. В

  6. Г

  7. А

  8. А

  9. В

  10. В

1 вариант

2

  1. цитоплазма

  2. мембраной

  3. цитология

  4. ядро

  5. эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная

  6. эпителиальная

  7. хрящевая

  8. нейрон

  9. рефлексом

  10. двигательные

«5»  - 2 ошибки

«4» 3-6 ошибок

«3» 7-9 ошибок

«2» 10 и более

Контрольная работа по теме «ВСО. Кровь и кровообращение»

Часть А

  1. ВСО образована:

  1. Поперечнополосатой мышечной тканью,

  2. Органами брюшной полости,

  3. Содержимым желудка и кишечника,

  4. Кровью, межклеточной жидкостью, лимфой.

  1. У взрослого человека эритроциты образуются в

  1. Печени,

  2. Надкостнице,

  3. Красном костном мозге

  4. Лимфатических узлах.

  1. Жидкая часть крови – это

  1. Плазма,

  2. Лимфа,

  3. Сыворотка,

  4. Цитоплазма.

  1. Снижение содержания эритроцитов и гемоглобина в крови может привести к

  1. Аллергии

  2. Малокровию,

  3. Воспалению легких,

  4. Дефициту иммунитета.

  1. В лечебной сыворотке содержатся

  1. Ферменты, ускоряющие химические реакции в организме,

  2. Вещества, вызывающие свертывание крови,

  3. Гормоны, участвующие в регуляции органов,

  4. Готовые антитела, уничтожающие микробов.

  1. Иммунитет обеспечивается фагоцитозом и способностью организма вырабатывать

  1. Антитела,

  2. Гормоны,

  3. Ферменты,

  4. Эритроциты.

  1. Более темной по сравнению с артериальной кровь становится в

  1. Артериях большого круга,

  2. Капиллярах большого круга,

  3. Правой половине сердца,

  4. Артериях малого круга.

  1. В случае артериального кровотечения на верхней конечности до обращения к врачу надо

  1. Остановить кровотечение с помощью жгута, а затем обработать рану,

  2. Зажать сосуд ниже  места ранения и наложить жгут,

  3. Наложить на рану давящую повязку,

  4. Обработать рану йодом, а затем наложить жгут.

  1. Газообмен осуществляется в

  1. Аорте,

  2. Капиллярах,

  3. Венах,

  4. Артериях

  1. Проникать через стенки кровеносных сосудов и передвигаться по направлению к скоплениям бактерий могут

  1. Эритроциты,

  2. Фагоциты,

  3. Нейроны,

  4. Тромбоциты.

  1. Кровь у человека приобретает ярко-алую окраску в

  1. Малом круге кровообращения,

  2. Предсердиях сердца,

  3. Большом круге кровообращения,

  4. Желудочках сердца

  1. При переливании крови врач должен учитывать

  1. Возраст больного и донора,

  2. Количество крови в организме донора,

  3. Группу крови и резус фактор больного и донора,

  4. Количество фибриногена в крови донора.

  1. Цель наложения жгута

  1. Обеспечить заживление раны,

  2. Остановить кровотечение на время транспортировки больного,

  3. Защитить рану от попадания инфекции,

  4. Уменьшить боль в поврежденной конечности

Часть В.

  1. Укажите позиции, являющиеся верными.

Венозная кровь в сердце человека течет из

  1. Правого предсердия в правый желудочек,

  2. Левого предсердия в аорту,

  3. Левого предсердия в левый желудочек,

  4. Нижней и верхней полых вен в правое предсердие,

  5. Легочных вен в правое предсердие,

  6. Правого желудочка в легочные артерии.

  1. Установите соответствие между функцией форменного элемента крови и группой, к  которой  он относится

  1. Переносят кислород от органов дыхания к клеткам тела,

  2. Захватывают и перевариваю чужеродные тела и микроорганизмы,

  3. Удаляют СО2 из клеток и тканей,

  4. Участвуют в свертывании крови,

  5. Вырабатывают антитела.

  1. Лейкоциты                __________________

  2. Эритроциты        __________________

  3. Тромбоциты                __________________

Часть С.

  1. Почему кровь в сердце и организме в целом движется только в одном направлении?

  1. Что нужно взять с собой врачу в очаг вспыхнувшего инфекционного заболевания – вакцину или сыворотку? Ответ поясните.

  1. Какую информацию о заболеваниях или отклонениях в здоровье человека может дать анализ крови?

  1. У вас IV группа крови. Постройте схему, поясняющую ситуации: а) вы – донор,    б) вы – реципиент.


Контрольная работа по теме «Пищеварение»

1.   В каком порядке расположены органы пищеварения?

а)   ротовая полость -- пищевод -- желудок -- тонкий кишечник — толстая кишка — прямая кишка;

б)  ротовая полость — пищевод —желудок — толстая кишка — тонкая кишка — прямая кишка;

в)  ротовая полость — желудок — пищевод — толстая кишка — тонкая кишка — прямая кишка.

2.   Суть пищеварения в организме заключается:

а)   в химическом расщеплении органических соединений на неорганические;

б)  в механическом раздроблении  пищи на мелкие частички;

в)  в ферментативном расщеплении крупных органических соединений на более мелкие;

г)   здесь нет правильного ответа.

3.   Какое значение имеет запах и вкусовое качество пищи?

а)  для рефлекторного соковыделения;

б)  для гуморальной регуляции соковыделения;

в)  для рефлекторного и гуморального соковыделения.

4.   Важнейший компонент пищеварительного сока:

а)   вода;

б)  минеральные соли;

в)  кислоты;

г)   ферменты.

5.   Суть пищеварения в ротовой полости заключается:

а)   в расщеплении жиров, белков и углеводов;

б)  в механической переработке и начальном расщеплении крахмала;

в)  в переваривании жиров;

г)   в завершении переваривания всех органических веществи их усвоении.

6.   В какой части пищеварительного тракта завершается полное расщепление белков?

а)   в желудке;

б)  в двенадцатиперстной кишке;

в)  в тонкой кишке;

г)   в толстой кишке.

7.   В какой части пищеварительного тракта происходит всасывание переваренной пищи в кровь?

а)   в желудке;

б)   в двенадцатиперстной кишке;

в)   в тонкой кишке;

г)   в толстой кишке.

8.   В пищеварительном тракте белки расщепляются на:

а)   глюкозу;

б)  фруктозу;

в)  воду и углекислый газ;

г)   аминокислоты.

9.   Главная группа факторов развития язвы желудка:

а)   курение, алкоголь и нервные стрессы;

б)  жирная и острая пища;

в)  развитие глистов;

г)   систематическое голодание.

10.           Под воздействием каких веществ расщепляются органические соединения пищи?

а)   минеральных солей пищеварительного сока;

б)   ферментов пищеварительного сока;

в)   соляной кислоты;

г)   воды.

11.   Печень выделяет в пищеварительный тракт:

а)   поджелудочный сок;

б)  слюну;

в)  желчь;

г)   гормоны.

12.           Болезнь пищеварительного тракта человека, вызванная бактериями:

а)   грипп;

б)   дизентерия;

в)   брюшной тиф;

г)   аскаридоз.

13.           В составе какого пищеварительного сока содержится фермент амилаза?

а)   желудочного сока;

б)  поджелудочного сока;

в)  слюны;

г)   соков кишечника.

14.   Как называется наружный защитный слой зубов?

а)   дентин;

б)   эмаль;

в)   пульпа;

г)   цемент.

15.   Выделите Павловский метод изучения слюноотделительных рефлексов:

а)   рентгенография;

б)   наложение фистулы;

в)   зондирование;

г)   радиопилюли.

16.   Частые расстройства пищеварения от жирной пищи прежде всего связаны с ненормальной функцией:

а)   желудка;

б)   почек;

в)   печени;

г)   толстой кишки.

17.   В составе выделения какой железы содержится фермент, расщепляющий жиры, и как он называется?

а)   в соке поджелудочной железы - фермент липаза;

б)   в соке поджелудочной железы - фермент трепсин;

в)   в желчи печени - фермент липаза;

г)   в соке двенадцатиперстной кишки - фермент пепсин.

18.   Раствор какого из этих веществ можно ввести прямо в кровь?

а)   жиров;

б)   крахмала;

в)   ферментов;

г)   глюкозы.

19.   Важный орган пищеварения, который не входит в пищеварительный канал:

а)   желудок;

б)   зубы и язык;

в)   прямая кишка;

г)   пищевод;

д)   поджелудочная железа.

20. Оцените свое личное отношение к пройденной теме по шкале:

а)   отличное;

б)   хорошее;

в)   удовлетворительное;

г)   отрицательное.


Итоговая контрольная работа по биологии. 8 класс

I вариант

Основная часть: 1.Каковы особенности строения и функции мышечной ткани?

2. Какую роль играет печень в обмене веществ?

3. Если у человека содержание сахара в крови и моче постоянно превышает норму, у него могут быть нарушены функции:

А - поджелудочной железы

Б - гипофиза

В - надпочечников

Г - щитовидной железы

4. Что такое нервный импульс ?

А - химическое взаимодействие клеток в организме

Б - условный рефлекс

В - электрический сигнал, распространяющийся по клеточным мембранам

Г - взаимодействие клеток организма через нервную систему

5. Чтo такое факоцитоз?


Дополнительная часть:

1. Чем тканевый газообмен отличается от легочного?

2. Чем отличается действие прививок от действия лечебных сывороток?

3. Какая разница между понятиями "анализатор" и "орган чувств"?


II вариант

Основная часть:

1. Каковы особенности строения и функций первичной ткани?

2. Как действуют инсулин и адреналин на содержание сахара в крови?

3. В каком органе из крови отфильтровываются лекарства, избыток воды, минеральных солей, остаточные продукты обмена:

А - в печени

Б - в почках

В - в прямой кишке

Г -в легких

4. Рецепторы органа слуха располагаются: А - в среднем ухе

Б - в наружнем слуховом проходе

В - на барабанной перепонке

Г - в улитке

5.        Что такое авитаминоз?

Дополнительная часть:

1. Какая взаимосвязь существует между кровеносной и дыхательной системой?

2. Чем опасно частое употребление малых доз алкоголя?

3. Повреждение продолговатого мозга смертельно. Почему?






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
календарно-тематическое планирование по биологии 8 кл

Автор: Гилязитдинов Халык Имаметдинович

Дата: 25.10.2014

Номер свидетельства: 122332


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства