№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Прим. |
Введение в науки о человеке (2 ч ) |
1 | | | Комплекс наук, изучающих организм человека. Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Инструктаж по БЖ | |
2 | | | Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. | |
Тема 1. Общие свойства организма человека (2 ч ) |
3 | | | Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. | |
4 | | | Ткани, органы и системы органов организма человека. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Лабораторная работа. Выявление особенностей строения клеток разных тканей | |
Тема 2. Опора и движение (6 ч ) |
5 | | | Опорно-двигательная система строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. | |
6 | | | Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью | |
7 | | | Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. | |
8 | | | Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Практическая работа. Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия. | |
9 | | | Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. | |
10 | | | Контрольная работа №1 | |
Тема 3. Кровь и кровообращение (9 ч) |
11 | | | Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. | |
12 | | | Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.Лабораторная работа. Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки. | |
13 | | | Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. | |
14 | | | Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. | |
15 | | | Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. | |
16 | | | Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. | |
17 | | | Практическая работа. Подсчёт пульса в разных условиях | |
18 | | | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. | |
19 | | | Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | |
Тема 4 . Дыхание(5 ч ) |
20 | | | Дыхательная система: строение и функции. | |
21 | | | Этапы дыхания. Газообмен в легких и тканях. | |
22 | | | Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. | |
23 | | | Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания | |
24 | | | Контрольная работа № 2 | |
Тема 5. Пищеварение(6 ч) |
25 | | | Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. | |
26 | | | Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. | |
27 | | | Лабораторная работа. Действие ферментов слюны на крахмал. | |
28 | | | Пищеварение в желудке. Желудочный сок. | |
29 | | | Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. | |
30 | | | Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. | |
Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч) | |
31 | | | Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществи энергии. Обмен органических и неорганических веществ. | |
32 | | | Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. | |
33 | | | Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Практическая работа. Анализ индивидуального суточного меню и соответствие его нормам питания | |
Тема 7. Выделение(2 ч) | |
34 | | | Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. | |
35 | | | Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения. | |
Тема 8. Покровы тела ( 2 ч) |
36 | | | Покровы тела. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Роль кожи в процессах терморегуляции. | |
37 | | | Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | |
Тема 9. Нейрогуморальная регуляция функций организма ( 11ч) |
38 | | | Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. | |
39 | | | Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. | |
40 | | | Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. | |
41 | | | Рефлекторная дуга. Спинной мозг. | |
42 | | | Головной мозг. | |
43 | | | Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | |
44 | | | Железы и их классификация. Эндокринная система. | |
45 | | | Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма | |
46 | | | Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, | |
47 | | | Железы внутренней секреции: щитовидная железа надпочечники,поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез | |
48 | | | Контрольная работа № 3. | |
Тема 10. Сенсорные системы (анализаторы) ( 5 ч) |
49 | | | Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. | |
50 | | | Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Лабораторная работа. Изучение строения и работы органа зрения. | |
51 | | | Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. | |
52 | | | Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. | |
53 | | | Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств. | |
Тема 11. Высшая нервная деятельность ( 7 ч) |
54 | | | Высшая нервная деятельность человека. Безусловные и условные рефлексы, их значение. | |
55 | | | Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. | |
56 | | | Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. | |
57 | | | Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации | |
58 | | | Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. | |
59 | | | Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. | |
60 | | | Контрольная работа № 4 | |
Тема 12. Размножение и развитие ( 5 ч) |
61 | | | Половая система: строение и функции. | |
62 | | | Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. | |
63 | | | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. | |
64 | | | Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. | |
65 | | | Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. | |
Тема 13. Здоровье человека и его охрана (4ч) |
66 | | | Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | |
67 | | | Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. | |
68. | | | Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). | |
69 | | | Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих | |