kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Избранные разделы биологии (элективный курс 9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс планируется на 10 часов. В его рамках повторяются отдельные разделы из курса биологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Избранные разделы биологии (элективный курс 9 класс)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Оршанская средняя общеобразовательная школа»



ОДОБРЕНО

Зам. директора по УВР

_________________ /Степанова Е.А./

« ___ » _______________ 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________________ /Королева И.В./

«___» ____________________ 2016 г.










Программа элективного курса

«Избранные разделы биологии»






Максимова И.А., учитель

химии и биологии высшей

квалификационной категории













Оршанка

2016

СОГЛАСОВАНО

руководитель РМО учителей

естественно-научного цикла

_______________ /Максимова И.А./

«___ » _______________ 2016 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_______________ /Владимирова Н.А./

«___» ____________________ 2016 г.


































Рецензент: Петухова И.Ю., учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»





Пояснительная записка

В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс «Избранные разделы биологии» предназначен для учащихся 9 классов средней школы.

Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.

Элективный курс позволит систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции.

Особую сложность для учащихся при подготовке к экзаменам представляет самостоятельное изучение разнообразия растительных тканей, строения стебля и корня, циклов развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, особенностей эволюционного развития животных. Это связано с тем, что в 6—7 классах учащиеся еще не владеют знаниями о половом и бесполом размножении, о чередовании поколений, отсутствуют необходимые базовые знания по другим предметам. Все это приводит к поверхностному изучению многих важных вопросов курса ботаники. При подготовке к экзамену, учащимся для ответа на вопросы по разделам «Ботаника» и «Зоология» необходимо использовать знания курса общей биологии. Однако большинство учащихся не могут спроецировать информацию, полученную в старших классах, на те основы ботаники и зоологии, которые они изучали несколько лет назад. Элективный курс «Избранные главы биологии» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития растительных и животных организмов. Актуальность данного курса определяется необходимостью формирования экологической культуры учащихся и умения применять полученные знания на практике.

Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к итоговой аттестации и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.

Элективный курс рассчитан на 10 часов учебных занятий.


Цель курса:

систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к итоговой аттестации (ОГЭ).


Задачи курса:

1. Систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.

2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.

3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

4. Формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности.

5. Развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования.

6. Подготовить к сдаче экзамена по биологии.

7. Развить коммуникативные способности учащихся.

















































Содержание курса

Общее количество часов – 10ч.


Раздел 1. Царство Растения. (4 ч.)

Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений.

Демонстрация схем и таблиц отражающих:

  • строение клетки и тканей высших растений;

  • строение органов высших растений;

  • основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ.

  • многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений;

  • многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений;

  • многообразие и особенности строения лишайников.


Раздел 2. Грибы.(1 ч.)

Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами. Лишайники – симбиотический организм.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

  • многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов;

  • съедобные и несъедобные грибы.

Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)

Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.


Раздел 4. Царство Простейшие.(1 ч.)

Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших организмов.


Раздел 5. Царство Животные. (3 ч.)

Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

  • особенности строения клетки и тканей животного организма;

  • многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые;

  • многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.

Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Формы работы

Дата

1

Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Основные процессы жизнедеятельности растительного организма

Тестирование. Работа с таблицами и картинками


2

Отделы растений. Особенности строения и размножения водорослей, мхов, папоротников.

Тестирование. Работа с таблицами и картинками Составление сравнительных таблиц, схем


3

Особенности строения и жизнедеятельность голосеменных, покрытосеменных.

Тестирование. Работа с таблицами и картинками Составление сравнительных таблиц, схем


4

Отличительные признаки однодольных и двудольных растений.

Тестирование. Работа с таблицами и картинками Составление сравнительных таблиц, схем


5

Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников.

Тестирование. Работа с таблицами и картинками

Составление сравнительных таблиц, схем


6

Строение и жизнедеятельность бактерий.


Тестирование. Работа с таблицами и картинками


7

Общая характеристика простейших.


Тестирование. Работа с таблицами.


8

Особенности строения и жизнедеятельности представителей типа Беспозвоночные

Тестирование. Работа с таблицами и картинками Составление сравнительных таблиц, схем


9

Тип Хордовые: особенности строения и развития.

Тестирование. Работа с таблицами и картинками Составление сравнительных таблиц, схем


10

Тип Хордовые. Эволюционное усложнение нервной, дыхательной и кровеносной систем.

Тестирование. Работа с таблицами. Составление сравнительных таблиц, схем



Ожидаемые результаты

Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; успешно пройти итоговую аттестацию (ОГЭ)


Основные требования к знаниям и умениям


 В результате изучения элективного курса учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

  • интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализиро­вать, сравнивать, делать выводы и др.);

Метапредметными результатами освоения курса являются:

  • умение работать с разными источниками биологичес­кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анали­зировать и оценивать информацию, преобразовывать инфор­мацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой при­роде, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения курса являются:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;

  • классификация — определение принадлежности биоло­гических объектов к определенной систематической группе;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таб­лицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функ­циями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.












Список источников


1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).

2. ГИА -2010 : Экзамен в новой форме : Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. – М.: АСТ: Астрель, 2010 – ФИПИ.

3. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Сборник заданий для проведения

экзамена в 9 классе/под ред. Г.С. Ковалева, – М.: Просвещение, 2008.

4. Кузнецова В.Н., Прилежаева М.Г. Сборник тестовых заданий для тематического и

итогового контроля. Биология. Основная школа – М.: Интеллект – Центр, 2006 г.

5. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение.

Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные

курсы).

6. Рохлов В.С., Лернер Г.И., Теремов А.В. Трофимов., С.В. ГИА – 2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 кл. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме – М.: АСТ; Астрель, 2009 г.

7. Ресурсы Интернета http://www.fipi.ru/view/sections/199/docs/397.html







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Избранные разделы биологии (элективный курс 9 класс)

Автор: Максимова Ирина Аркадьевна

Дата: 04.08.2017

Номер свидетельства: 424924


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства