Просмотр содержимого документа
«Избранные разделы биологии (элективный курс 9 класс)»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Оршанская средняя общеобразовательная школа»
ОДОБРЕНО
Зам. директора по УВР
_________________ /Степанова Е.А./
« ___ » _______________ 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________________ /Королева И.В./
«___» ____________________ 2016 г.
Программа элективного курса
«Избранные разделы биологии»
Максимова И.А., учитель
химии и биологии высшей
квалификационной категории
Оршанка
2016
СОГЛАСОВАНО
руководитель РМО учителей
естественно-научного цикла
_______________ /Максимова И.А./
«___ » _______________ 2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_______________ /Владимирова Н.А./
«___» ____________________ 2016 г.
Рецензент: Петухова И.Ю., учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс «Избранные разделы биологии» предназначен для учащихся 9 классов средней школы.
Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.
Элективный курс позволит систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции.
Особую сложность для учащихся при подготовке к экзаменам представляет самостоятельное изучение разнообразия растительных тканей, строения стебля и корня, циклов развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, особенностей эволюционного развития животных. Это связано с тем, что в 6—7 классах учащиеся еще не владеют знаниями о половом и бесполом размножении, о чередовании поколений, отсутствуют необходимые базовые знания по другим предметам. Все это приводит к поверхностному изучению многих важных вопросов курса ботаники. При подготовке к экзамену, учащимся для ответа на вопросы по разделам «Ботаника» и «Зоология» необходимо использовать знания курса общей биологии. Однако большинство учащихся не могут спроецировать информацию, полученную в старших классах, на те основы ботаники и зоологии, которые они изучали несколько лет назад. Элективный курс «Избранные главы биологии» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития растительных и животных организмов. Актуальность данного курса определяется необходимостью формирования экологической культуры учащихся и умения применять полученные знания на практике.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к итоговой аттестации и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.
Элективный курс рассчитан на 10 часов учебных занятий.
Цель курса:
систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к итоговой аттестации (ОГЭ).
Задачи курса:
1. Систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.
2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
4. Формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности.
5. Развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования.
6. Подготовить к сдаче экзамена по биологии.
7. Развить коммуникативные способности учащихся.
Содержание курса
Общее количество часов – 10ч.
Раздел 1. Царство Растения. (4 ч.)
Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений.
Демонстрация схем и таблиц отражающих:
строение клетки и тканей высших растений;
строение органов высших растений;
основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ.
многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений;
многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений;
многообразие и особенности строения лишайников.
Раздел 2. Грибы.(1 ч.)
Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами. Лишайники – симбиотический организм.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов;
съедобные и несъедобные грибы.
Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)
Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.
Раздел 4. Царство Простейшие.(1 ч.)
Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших организмов.
Раздел 5. Царство Животные. (3 ч.)
Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
особенности строения клетки и тканей животного организма;
многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые;
многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Формы работы
Дата
1
Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Основные процессы жизнедеятельности растительного организма
Тестирование. Работа с таблицами и картинками
2
Отделы растений. Особенности строения и размножения водорослей, мхов, папоротников.
Тестирование. Работа с таблицами и картинками Составление сравнительных таблиц, схем
3
Особенности строения и жизнедеятельность голосеменных, покрытосеменных.
Тестирование. Работа с таблицами и картинками Составление сравнительных таблиц, схем
4
Отличительные признаки однодольных и двудольных растений.
Тестирование. Работа с таблицами и картинками Составление сравнительных таблиц, схем
5
Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников.
Тестирование. Работа с таблицами и картинками
Составление сравнительных таблиц, схем
6
Строение и жизнедеятельность бактерий.
Тестирование. Работа с таблицами и картинками
7
Общая характеристика простейших.
Тестирование. Работа с таблицами.
8
Особенности строения и жизнедеятельности представителей типа Беспозвоночные
Тестирование. Работа с таблицами и картинками Составление сравнительных таблиц, схем
9
Тип Хордовые: особенности строения и развития.
Тестирование. Работа с таблицами и картинками Составление сравнительных таблиц, схем
10
Тип Хордовые. Эволюционное усложнение нервной, дыхательной и кровеносной систем.
Тестирование. Работа с таблицами. Составление сравнительных таблиц, схем
Ожидаемые результаты
Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; успешно пройти итоговую аттестацию (ОГЭ)
Основные требования к знаниям и умениям
В результате изучения элективного курса учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
Метапредметными результатами освоения курса являются:
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения курса являются:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Список источников
1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).
2. ГИА -2010 : Экзамен в новой форме : Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. – М.: АСТ: Астрель, 2010 – ФИПИ.
3. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Сборник заданий для проведения
экзамена в 9 классе/под ред. Г.С. Ковалева, – М.: Просвещение, 2008.
4. Кузнецова В.Н., Прилежаева М.Г. Сборник тестовых заданий для тематического и
итогового контроля. Биология. Основная школа – М.: Интеллект – Центр, 2006 г.
Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные
курсы).
6. Рохлов В.С., Лернер Г.И., Теремов А.В. Трофимов., С.В. ГИА – 2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 кл. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме – М.: АСТ; Астрель, 2009 г.