kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Газообмен между альвеолами и кровью. Насыщение крови кислородом в легких. Газообмен между тканями и кровью. Насыщение крови углекислым газом, клеток кислородом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Газообмен между альвеолами и кровью. Насыщение крови кислородом в легких. Газообмен между тканями и кровью. Насыщение крови углекислым газом, клеток кислородом.

Просмотр содержимого документа
«Газообмен между альвеолами и кровью. Насыщение крови кислородом в легких. Газообмен между тканями и кровью. Насыщение крови углекислым газом, клеток кислородом.»

Школа:

Дата


ФИО учителя: Огрцова О. Н.


Класс: 8

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

Газообмен между альвеолами и кровью. Насыщение крови кислородом в легких. Газообмен между тканями и кровью. Насыщение крови углекислым газом, клеток кислородом.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

8.1.4.1 описывать механизмы газообмена в легких и тканях;


Цели урока:

Все учащиеся смогут:

 описывать механизмы газообмена в легких и тканях;

Большинство учащихся будут уметь:

повторить строение и функции верхних и нижних дыхательных, выявить взаимосвязь строения и функций органов дыхания

Некоторые учащиеся смогут:

представление о механизме дыхательных движений, о процессе газообмена в легких и тканях.

Критерии успеха

ознакомиться с процессом газообмена в легких и тканях, изучить механизм дыхательных движений.

Учиться характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.


Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

Взаимосвязь с предметами:математика самопознание, познание мира, естествознание, музыка.

Навыки

использования

ИКТ

Презентация, карточки.

Предварительные

знания

Закон Кулона

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке



Ресурсы


Начало урока

Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Хорошее настроение».Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.Посмотрите друг на друга – улыбнитесь!

Проверка пройденного материала. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы»осуществляет проверку знаний учащихся.

Закон Кулона, формулировка.




Середина урока


Задание 1 Работа в группе

? Газообмен в легких. Вдыхаемый человеком воздух и выдыхаемый сильно различаются по составу. В атмосферном воздухе содержание кислорода доходит до 21%, углекислого газа — 0,03—0,04%. (слайд 5)

В выдыхаемом воздухе количество кислорода снижается до 16%, зато углекислого газа становится больше — 4—4.5%. Что же происходит с воздухом в легких?

Вы помните, что альвеолы легких образуют огромную поверхность. Все альвеолы окутаны кровеносными капиллярами, в которые по малому кругу кровообращения поступает венозная кровь из сердца. Стенки альвеол и капилляров очень тонкие.

Кровь, которая попадает в легкие, бедна кислородом и насыщена углекислым газом. Воздух в легочных альвеолах, наоборот, богат кислородом, а углекислого газа в нем значительно меньше. Поэтому в соответствии с законами осмоса и диффузии кислород из легочных альвеол устремляется в кровь, где соединяется с гемоглобином эритроцитов. Кровь приобретает алую окраску. Углекислый газ из крови, где он содержится в избытке, проникает в легочные альвеолы. Из венозной крови в легочные альвеолы выделяется также вода, которая в виде пара при выдохе удаляется из легких

внутреннее дыхание.

Газообмен в тканях В органах нашего тела постоянно происходят окислительные процессы, на которые расходуется кислород. Поэтому концентрация кислорода в артериальной крови, которая поступает в ткани по сосудам большого круга кровообращения, больше, чем в тканевой жидкости. В результате кислород свободно переходит из крови в тканевую жидкость и в ткани. Углекислый газ, который образуется в ходе многочисленных химических превращений, наоборот, переходит из тканей в тканевую жидкость, а из нее в кровь. Таким образом кровь насыщается углекислым газом.

Под внешним дыханием понимают газообмен между организмом и окружающей средой, включающий поглощение кислорода и выделение углекислого газа, а также транспорт этих газов внутри организма

Дыхательные движения. Газообмен в организме возможен только при условии постоянной смены воздуха в легких.

Поэтому дыхание происходит постоянно. Вдохнув первый раз во время рождения, человек дышит всю жизнь. Дыхательный цикл складывается из вдоха и выдоха, которые ритмично следуют один за другим.

В легких нет мышц, которые могли бы попеременно сжимать и расширять их. Легкие растягиваются пассивно, следуя за движениями стенок грудной полости. Дыхательные движения совершаются с помощью дыхательных мышц.

В выдохе и вдохе участвуют две группы мышц. Основные дыхательные мышцы — это межреберные мышцы и диафрагма

При сокращении наружных межреберных мышц ребра поднимаются, а диафрагма, сокращаясь, становится плоской. Поэтому обьем грудной полости увеличивается

Легкие, следуя за стенками грудной полости, расширяются, давление в них уменьшается и становится ниже атмосферного. Поэтому воздух по воздухоносным путям устремляется в легкие — происходит вдох.

При выдохе внутренние межреберные мышцы опускают ребра, диафрагма расслабляется и становится выпуклой. Ребра под действием собственного веса и сокращения внутренних межреберных мышц, а также мышц живота, которые прикрепляются к ребрам, опускаются. Грудная полость возвращается в исходное состояние, легкие уменьшаются в объеме, давление в них увеличивается, становится чуть выше атмосферного. Поэтому избыток воздуха выходит из легких - происходит выдох.

Так осуществляются спокойный вдох и выдох. В глубоком вдохе принимают участие мышцы шеи, стенок грудной полости и живота.

Дыхательные движения совершаются с определенной частотой: у подростков — 12—18 в минуту, у взрослых — 16—20.

Задание для группам

  • Состав табачного дыма и его действие на организм;

  • Состав атмосферного воздуха. Как загрязненный воздух влияет на здоровье человека.

  • Заболевания, связанные с дыхательной системой (туберкулёз, пневмония).

  • Что такое зевота? Почему человек зевает?



Учебник:

Рабочая тетрадь:

Ресурсы

  • девять звёзд из картона;

  • карточки с цифрами;

сигнальные карточки.


Конец урока



Оценить степень реализации поставленных на занятии задач.

  1. Что нового узнали?

  2. С какой темой познакомились?

  3. Что означает в переводе с латинского слово «мантия»?

  4. Сегодня на уроке мне…

  5. Меня особенно удивило то, что…

  6. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….

  7. Было бы хорошо, если бы…

  8. Мне не понравилось…

В конце урока учащиеся проводят рефлексию:

- Что ты сегодня понял?

- Насколько важна это тема для вас ?

- Были ли затруднение в процессе урока?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Огурцова Ольга Николаевна

Дата: 07.04.2019

Номер свидетельства: 506287

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства