2.2 Условия реализации программы ………………………………..…….…9-10
2.3 Формы аттестации………………………………………………………….10
2.4 Оценочные материалы……………………………………………………..10
2.5 Методические материалы…………………………………………………..10
3. Литература…………………………………………………………………11-14
Приложение № 1. План воспитательной работы……………………………15
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы дополнительного образования «Зеленая тропа» - естественнонаучная, так как направлена на формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области естественных наук, способствует экологическому воспитанию подрастающего поколения.
Актуальность программы.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Экологическое воспитание необходимо прививать с раннего возраста. Дети отличаются высокой познавательной активностью, поэтому, начиная с младшего школьного возраста, необходимо знакомить детей со связями человек - природа, воспитывать любовь и уважение к окружающей его среде.
Обучение по данной программе воспитывает любовь к природе, формирует у обучающихся стремление защищать окружающую среду обитания и базу знаний для дальнейшего изучения биологической науки.
Педагогическая целесообразность программы заключается в углубление и расширении знаний содержания школьного курса экологии, биологии, географии и профессиональной ориентации учащихся.
Новизна программы.
При реализации программы, учащимися осваивается базовый понятийный аппарат экологической дисциплины, происходит знакомство с материалом, который связан с особо охраняемыми территориями: заповедниками, заказниками, национальными парками, памятниками природы, выявляется роль таких территорий как мест экологических исследований и научных разработок по спасению живой природы, эталонных участков земной поверхности, где в нетронутом виде остаются объекты растительного и животного мира. Здесь же акцентируется внимание учащихся не только на международной природоохранной деятельности, но и на конкретной роли каждого учащегося в деле охраны природы своей местности. При освоении материала данного курса идет обращение к уже полученным знаниям из курсов природоведения, географии, ботаники, зоологии.
Особенности организации образовательного процесса.
Возможна реализация программы с применением дистанционных технологий: Онлайн-обучение (синхронные сетевые технологии) и Офлайн-обучение.
Онлайн-обучение:
Видеоконференция на платформе ZOOM;
Чат (онлайн-консультация);
Видео-консультирование (WhatsApp, Skype)
Офлайн-обучение:
Мессенджер WhatsApp, ВКонтакте;
Электронная почта;
Ссылки на электронные источники и видеоматериалы по теме занятия;
Мастер-классы, презентации;
Видео-уроки;
Дистанционные конкурсы.
Основной вид деятельности – самообучение, организуемое посредством взаимодействия обучающегося с образовательными ресурсами, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимизированы. Электронное обучение с применением дистанционных педагогических технологий расширяет возможность самостоятельного поиска информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности.
Адресат программы. Возраст учащихся, участвующих в реализации программы 7 - 16 лет.
Уровень программы – ознакомительный.
Объём программы - 48 часов.
Формы обучения – очная, дистанционная.
Срок освоения программы: 3 месяца.
Режим занятий. Занятия проводятся – 2 раза в неделю по 2 часа.
В дистанционном режиме: занятия проводятся 2 раза в неделю: дети с 6 до 11 лет – 20 минут занятие, с 12 до 18 – 30 минут занятие.
Состав группы – постоянный, но допускается зачисление новых обучающихся на основании собеседования.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель – Развитие экологического воспитания, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Задачи программы.
Образовательные:
- приобретение знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы;
- формирование научных, эстетических, нравственных и правовых
суждений по экологическим вопросам;
- формирование представления о нормах и правилах поведения в природе.
Метапредметные:
- формирование и развитие умений по оценке состояния окружающей среды;
- развитие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое их применение;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
Личностные:
- воспитание ответственного бережного отношения к жизни, здоровью, природе;
- воспитание активной жизненной позиции;
1.3 Содержание программы:
- учебный план -
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Форма аттестации/
контроля
всего
теория
практика
контроль
1.
Вводное занятие.
2
2
-
-
-
2.
Экология человека.
8
6
2
-
Наблюдение, беседа
3.
Экология растений.
8
4
4
-
Наблюдение, беседа
4.
Экология животных.
8
6
2
-
Наблюдение, беседа
5.
Экология своей местности
10
4
6
-
Наблюдение, беседа
6.
Охрана окружающей среды
10
6
4
-
Наблюдение, беседа
7.
Итоговая аттестация.
2
2
Устный опрос
Итого
48
28
18
2
Содержание учебно-тематического плана
Тема №1 Вводное занятие – 1 час.
Теория. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка в объединении и программой обучения. Знакомство с учащимися. Техника безопасности.
Знакомство с наукой экология.
Тема №2. Экология человека- 8 часов.
Теория. Изучение влияния окружающей среды на здоровье человека. Влияние загрязненной окружающей среды на здоровье и жизнедеятельность человека.
Практика. Изучение правилгигиены. Походная аптечка. Приемы оказания первой помощи.
Тема №3. Экология растений – 8 часов.
Теория. Экосистема, как структура организации живой природы. Редкие, исчезающие виды растений. Лекарственные растения.
Практика. Сбор лекарственных растений. Высадка лекарственных растений.
Тема №4. Экология животных – 8 часов.
Теория. Изучение экологического влияния на живые организмы: животных, птиц, обитателей водной среды.
Практика. Составление каталога животных нашего региона.
Тема №5. Экология своей местности – 10 часов.
Теория. Изучение проблем загрязнения окружающей среды своей местности
Практика. Акция: «Сохраним природу вместе», составление экологической карты своей местности.
Тема №6. Охрана окружающей среды – 10 часов.
Теория. Изучение работы всемирных природоохранных организаций.
Практика. Проведение акций, конкурсов в защиту окружающей среды.
Тема №7. Итоговая аттестация – 2 часа.
Теория. Устный опрос по пройденному материалу, обсуждение изученного.
1.4 Планируемые результаты.
Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
- владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
- увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские экологические движения;
- привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
- уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
- участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых объединением.
2. Комплекс организационно - педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график
№
п/п
Дата
Тема занятия
Кол-во часов/ Время проведения занятий
Форма занятий
Место проведения
Форма контроля
план
факт
I
(1)
16.09
Вводное занятие.Инструктаж по Т.Б.
1 час 45 мин
Групповая
ЦТ кб. № 6
Беседа
Воспитательная работа
1 час 45 мин
II
Экология человека
8 часов
2
20.09
Экологические факторы. Инфекционные
заболевания.
2 часа по 45 минут
Групповая
ЦТ кб. № 6
Наблюдение, беседа
3
23.09
Гигиена. Здоровый образ жизни. Походная аптечка. Практическая работа: «Приемы оказания первой помощи».
Материал (подручный, бросовый и остатки строительного лесоматериала).
Природный материал (шишки, орехи, листья).
Учебные пособия по волонтёрским движениям.
Карта с. Красного и х. Средние Чубурки.
Для реализации данной программы в режиме дистанционного обучениянеобходимо: телефон или компьютер с подключением к сети интернет и веб-камерой, видеокамера для записи офлайн видео-урока, соответствующее программное обеспечение для реализации телекоммуникационной связи педагога с обучающимися, аудио-аппаратура (у педагога и обучающихся).
2.3 Формы аттестации
Для полноценной реализации данной программы используется вид контроля - итоговая аттестация.
Форма аттестации - контрольный урок в форме устного опроса.
Форма фиксации - лист наблюдений с результатами в виде отметок: зачет «+», либо незачет «-» .
2.4 Оценочные материалы: наблюдение, опрос детей в устной форме, беседа, лист наблюдений, практическое задание, творческая работа.
2.5 Методические материалы.
Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
В настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. Экологическое образование направлено на формирование у человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Оно должно помочь людям сделать их среду обитания приемлемой для существования будущих поколений. Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, т.к. тесно связана с материалом курсов «Ботаника» и «Зоология» и отдельными темами из курса географии. «Экология своей местности» посвящен проблемам местности, где живет ученик, всему, что его окружает. Причем большинство проблем, как-то: выбросы котельных и автотранспорта, свалки, хищническое использование представителей растительного и животного мира, являются общими для многих населенных пунктов нашей необъятной страны. Логическим завершением курса является раздел «Охрана окружающей среды в планетарном масштабе», в котором осуществляется плавный переход к правовым документам и нормативным актам, лежащим в основе регулирования эколого-правовых взаимоотношений предприятий и органов экологического контроля, что особенно важно при нынешних экологических условиях в мире.
3. Литература.
Интернет-ресурсы:
1.Влияние окружающей среды на здоровье человека http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/781/
2. Виды воздействия человека на окружающую среду. https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId=6600113997212411557&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0&path=wizard&parent-reqid=1598010728955838-791837384483100365400114-production-app-host-vla-web-yp-226&redircnt=1598010744.1
3. Экологическая среда и здоровье человека. https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId=8501263930488064052&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0&path=wizard&parent-reqid=1598010728955838-791837384483100365400114-production-app-host-vla-web-yp-226&redircnt=1598010849.1
4. Влияние бытовой химии на человека. https://yandex.ru/video/preview/?wiz_type=vital&filmId=8065583374392908853&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F+%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0+%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9+%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%8B+%D0%BD%D0%B0+%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5+%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0&path=wizard&parent-reqid=1598010728955838-791837384483100365400114-production-app-host-vla-web-yp-226&redircnt=1598010849.1&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DEZhm-RBl24E
5. Экология растений. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва «Вентана – Граф» 2020А. М. Былова
6.Видеоурок Экология растений. https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId=66803212312202057&text=%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8&path=wizard&parent-reqid=1598011562132829-1476787259310264513000114-production-app-host-vla-web-yp-288&redircnt=1598011575.1
7. Видеоурок Экологические факторы и их влияние на растения. https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId=5616340567790184908&text=%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8&path=wizard&parent-reqid=1598011562132829-1476787259310264513000114-production-app-host-vla-web-yp-288&redircnt=1598011667.1
8. Растения – очистители. https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId=12329757885200922551&text=%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8&path=wizard&parent-reqid=1598011562132829-1476787259310264513000114-production-app-host-vla-web-yp-288&redircnt=1598011911.1
9. Видео. Воздействие человека на животных. https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId=3028693641285520322&text=%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8&path=wizard&parent-reqid=1598012811001789-1189890712794803712400308-production-app-host-sas-web-yp-38&redircnt=1598012827.1
16. Методы защиты окружающей среды. https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId=13737010636176148852&text=%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%8B%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA&path=wizard&parent-reqid=1598013537109305-1169296512563344339100308-production-app-host-sas-web-yp-38&redircnt=1598013562.1
17. Основные виды взаимодействия человека и природы. https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId=6600113997212411557&text=%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%8B%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA&path=wizard&parent-reqid=1598013537109305-1169296512563344339100308-production-app-host-sas-web-yp-38&redircnt=1598013678.1
18. Видео. Загрязнение и охрана окружающей среды. https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId=7820003660073552948&text=%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%8B%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA&path=wizard&parent-reqid=1598013793652340-586277119813492559200114-production-app-host-sas-web-yp-197&redircnt=1598013799.1
19. Видео. Охрана окружающей природы. https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId=8486056363041139269&text=%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%8B%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA&path=wizard&parent-reqid=1598013793652340-586277119813492559200114-production-app-host-sas-web-yp-197&redircnt=1598013897.1
мессенджер WhatsApp, ВКонтакте
платформа Zoom, Skype – для видео-связи;
сервисы Яндекс, Google и др.
Нормативные документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Рыбалёва И.А. «Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности» - учебно-методическое пособие; Краснодар: Просвещение-Юг, 2019. – 138 с.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
4. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерство просвещения РФ.
Приложение № 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение