ТЕМА | ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: | ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ФОРМЫ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МОДУЛИ | РЕСУРСЫ | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
Введение – 1 час |
Урок 1. Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные применения ботанических знаний. Значение растений в природе и жизни человека. Распространённые растения в Казахстане. Экскурсия №1 «Мир растений вокруг нас» | познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете и техникой безопасности; дать представление о месте науки биологии и ее раздела-ботаники в системе естественных наук; показать многообразие живых организмов на земле; формировать бережное отношение к родной природе. | Знают что изучает наука – ботаника. Понимают основное значение ботанических знаний в природе и жизни человека Умеют заполнить таблицу по значению растений. | Сознание коллаборативной среды, деление на группы. Беседа. Презентация Групповая работа Экскурсия НП, КМ, ВО, ТиО, ИКТ | Стикеры Презентация Учебник | |
Раздел 1. Общее знакомство с растениями- 3 часа |
Урок 2. Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. Экскурсия №2 «Осенние явления в жизни растений». | изучить разновидности жизненных форм растений, особенности и разновидности растений | Знают какие бывают растения по продолжительности жизни, формам, и месту произрастания Понимают какими признаками отличаются растения друг от друга Умеют характеризовать растения по форме, продолжительности жизни и месту произрастания, заполнить таблицу. | Создание коллаборативной среды, деление на пары Просмотр видеосюжета Работа в парах Экскурсия НП, КМ, ИКТ, ОдО, ВО, УиЛ | Учебник Интерактивная доска Натуральные объекты | |
Урок 3 Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения. Практическая работа №1 Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на школьном участке. | Сформировать представление о Цветковых растениях. Познакомиться с органами Цветковых. Развивать познавательный интерес. Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, собранность и усердие. | Знают основные признаки растений, особенности цветковых растений и их органы. Понимают в чем отличие цветковых растений от других растений и какую разницу несут в себе цветковые и споровые растения Умеют отличать растения от других живых организмов, охарактеризовать основные особенности жизнедеятельности растений | Создание коллаборативно среды, деление на пары Проверка домашнего задания Работа в парах Практическая работа №1 Рефлексия НП, КМ, ВО, ИКТ, ОдО, ТиО | Учебник Презентация Дополнительный материал в интернете. Натуральные объекты | |
Урок 4 Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни растений. Многообразие растений. Изменения у растений в природных условиях. Их значение в жизни растений. Роль растений в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 1. Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки). | Закрепить знания о многообразии растений, познакомить учащихся с экологическими факторами и их влиянием на живые организмы, изменения происходящие у растений в природных условиях | Знают виды экологических факторов влияющих на растения в их среде обитания Понимают какие изменения и почему происходят у растений в природных условиях, их значение Умеют соотнести факторы среды с изменениями происходящими у растений. Применить знания на практике. | Создание коллаборативной среды Деление на пары Актуализация знаний Работа в парах Лабораторная работа №1 Рефлексия КМ, НП, ИКТ, ВО, УиЛ, ОдО, ОО | Учебник. Видеофрагмент урока Дополнительный материал гербарии | |
Раздел 2. Клеточное строение растений- 5 часов. |
Урок 5 Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы использования увеличительных приборов. Приготовление препарата. Материалы и оборудование. Техника безопасности Лабораторная работа №2. Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами. | сформировать у учащихся представление о строении и принципах работы увеличительных приборов, а так же о значении их изобретения для развития биологических наук. Отработать навыки работы с увеличительными приборами. | Знают что называют увеличительным прибором и каких видов они бывают. Понимают значение увеличительных приборов и способы работы с ними Умеют приготавливать препарат и работать с микроскопом. | Создание коллаборативной среды Деление на пары Актуализация знаний Правила техники безопасности Изучение нового материала Работа в парах – лабораторная работа Рефлексия КМ, НП, ИКТ, ВО, УиЛ, ОдО, ОО | Учебник Микроскоп Презентация Лабораторные инструменты | |
Урок 6 Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие клеток по форме и размерам. Лабораторная работа № 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука, эпидермиса листа. | изучить строение клетки и основные процессы, происходящие в ней. Продолжить развитие умений учащихся приготовлять микропрепараты, работать с микроскопом, делать схематические зарисовки, продолжить развитие наблюдательности и внимания в ходе лабораторной работы | Знают строение клетки, разнообразие клеток Понимают что клетка является наименьшей структурной частью растительного организма Умеют работать с таблицей и материалом, составлять ментальную карту. Применять теоретические знания в ходе лабораторной работы | Создание коллаборативной среды Актуализация знаний – игра –опрос Беседа Работа в группах Лабораторная работа Рефлексия НП, КМ, УиЛ, | Учебник Дополнительный материал Микроскоп Временные микропрепараты | |
Урок 7 Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды. Лабораторная работа № 4. Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа. | Изучить особенности процесса жизнедеятельности клеток. Познакомиться с процессами дыхания, питания, выделения, роста и развития клеток. Продолжить формировать знания учащихся о строении клетки. | Знают какие основные процессы осуществляются в клетке в ходе ее жизнедеятельности Понимают значимость процессов жизнедеятельность для нормального роста и развития клетки и все организма Умеют проанализировать текст и составить опорный план-конспект. Приготовить и изучить микропрепарат кожицы листа лука и элодеи. | Создание коллаборативной среды Актуализация знаний Просмотр видеоматериала – определение темы, целей урока и критериев успеха. Групповая работа Лабораторная работа Закрепление Рефлексия НП, ИКТ, КМ, УиЛ, ОдО. | Учебник Дополнительный материал Видеофильм Презентация Оборудование для проведения лабораторной работы | |
Урок 8 Органические вещества клетки: углеводы, белки, жиры и неорганические вода, растворы солей. Запасание питательных веществ. | Изучить химический состав клетки. Формировать представление о органических и неорганических веществах клетки. Изучить значение веществ в клетке | Знают что в состав клетки входят органические и неорганические вещества Понимают значение органических и неорганических веществ в процессе жизни клетки и всего организма Умеют устанавливать взаимосвязь между веществами клетки и их значениями | Создание коллаборативной среды Актуализация знаний Просмотр презентации формирование темы урока и критериев успеха Групповая работа Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ВО, ТиО, УиЛ | Учебник Презентация Дополнительный материал Ватман | |
Урок 9 Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, покровные, основные (ассимиляционные и запасающие), проводящие, механические. Клеточное строение органов растений. Растение – многоклеточный организм. | формировать представление о тканях растений. Изучить их виды, строение и выполняемую функцию. | Знают виды тканей и их особенности Понимают значение тканей в процессе жизни растений Умеют самостоятельно работать с материалом, объяснить строение и функции тканей | Создание коллаборативной среды Актуализация знаний – работа по таблице Просмотр презентации –формирование темы урока и критериев успеха Групповая работа Презентации я и защита проектов Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ВО, ТиО, УиЛ | Учебник Карточки с заданием Презентация Дополнительный материал Ватман | |
Раздел 3. Органы цветковых растений, плоды и семена – 14 часов Глава 1. Семя – 2 часа |
Урок 10 Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семян однодольных и двудольных цветковых растений Лабораторная работа №5 «строение семян однодольных и двудольных растений» | Познакомить учащихся с семенами. Изучить особенности внешнего и внутреннего строения семян однодольных и двудольных цветковых растений. | Знают виды семян и особенности их строения Понимают значение семян в жизни растений Умеют распознавать семеня – однодольные и двудольные, могут применить теоретические знания при проведении лабораторной работы | Создание коллаборативной среды Актуализация знаний Беседа Выступление учеников – сообщение Работа в парах Лабораторная работа Рефлексия НП, КМ, ВО, ТиО, УиЛ, ИКТ | Таблицы “Строение семян двудольных и однодольных растений”, коллекции семян, проросшие семена фасоли или гороха и пшеницы, пинцеты. | |
Урок 11 Органические и неорганические вещества семени. Зародыш растений в семени. Разнообразие семян. Прорастание, глубина заделки семян в почву. Распространение семян. Хозяйственное значение семян | Продолжить формировать знания учащихся о строении семян растений. Изучить химический состав семя, особенности строения зародыша. Рассмотреть виды семян, способы их распространения и прорастания. | Знают что в состав семян входят органические и неорганические вещества, строение зародыша, разнообразие и распространение семян. Понимают значение семян для размножения растений Умеют определять химический состав семян, определять глубину заделки и определять способы распространения семян – записать данные в таблицу. | Создание коллаборативной среды Актуализация знаний Работа в парах – изучение веществ семени Работа в группах Презентация постеров Закрепление Рефлексия НП, ВО, ИКТ, ОдО, ОО, УиЛ, КМ | Карточки с заданиями Учебник Дополнительный материал Презентация Видеофильм Ватман Маркеры | |
Глава 2. Корень – 3 часа |
Урок 12 Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения Лабораторная работа №6 «изучение внешнего строения корней у проростков(гороха, тыквы, фасоли и пшеницы) » | Изучить строение и функции корня, как важного вегетативного органа растения. сформировать представление о корне показать разнообразие видов корней и типах корневых систем. Продолжить развивать умения школьников сравнивать, анализировать, делать выводы | Знают особенности внешнего и внутреннего строения корня Понимают значение корня для жизни растения Умеют применить теоретические знания в ходе лабораторной работы | Создание коллаборативной среды Актуализация знаний Письменная работа Беседа Работа в парах Лабораторная работа Закрепление Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ОдО, ВО, УиЛ | таблицы «Строение корня», «Типы корневых систем», «Развитие корня двудольных растений», «Развитие корня однодольных растений», гербарный материал, презентация «Корень, его строение и функции». | |
Урок 13 Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня – корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения Лабораторная работа №7 «определение зоны роста у корня» | Изучить виды и особенности строения зон корня. Формировать представление росте корня и значении корневых волосков. Продолжить развивать умения школьников сравнивать, анализировать, делать выводы | Знают зоны корня и их функции Понимают значение каждой зоны для роста и развития растения Умеют отличать зоны корня на рисунках и микропрепаратах. | Создание коллаборативной среды Самостоятельная работа Актуализация знаний Работа в парах – стратегия «снежный ком» Работа в группах, взаимооценивание Лабораторная работа Закрепление Рефлексия НП, ВО, КМ, ИКТ, УиЛ, ОдО, ТиО | таблицы «Строение корня», «Типы корневых систем», «Развитие корня двудольных растений», «Развитие корня однодольных растений», гербарный материал, презентация | |
Урок 14 Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Значение корней в связи с выполняемыми функциями: питание, закрепление в почве, размножение растений, отложение в запас питательных веществ. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями. Лабораторная работа №8 «видоизменение корня» | Изучить виды корневых систем и типы корней. Познакомить учащихся со значением корней и корневых систем в жизни растений. Рассмотреть разновидности видоизмененных корневых систем и корней и их значение. | Знают виды корней и типы корневых систем. Значение корня для жизни растений и виды видоизмененных корней. Понимают как с помощью корней происходит процесс питания рате5ний, закрепление растений в почве и размножение Умеют различать стержневую и мочковатую корневые системы, устанавливать взаимосвязь между видоизмененным корнем и выполняемой им функцией. | Создание коллаборативной среды. – игра «паровозики» Актуализация знаний. Самостоятельная работа по карточкам Работа в группах Работа в парах – лабораторная работа Закрепление – работа по карточкам рефлексия НП, КМ, ИКТ, ОдО, УиЛ | Учебник, презентация, дополнительный материал, маркеры, ватманы | |
Глава 3. Побег – 5 часов |
Урок 15 Строение и значение побегов у растений. Почка- зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения растений. Лабораторная работа № 9 «строение вегетативных и цветковых почек» | формирование у учащихся представление о: побеге, видах побегов; почке растения, видах почек у растений; о развитии побега из почки; о ветвлении растений. Изучить строение побега, почек и их значение в процессе роста и развития растений | Знают что такое побег и почка растений Понимают как формируется побег из почки. Умеют сравнивать вегетативные и генеративные побеги и почки растения; работать в группе. | Создание коллаборативной среды Актуализация знаний –работа с кроссвордом, рисунком Работа с презентацией Работа в группах – лабораторная работа Закрепление Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ТиО, ВО, ОдО | Учебник Гербарии Презентация | |
Урок 16 Стебель как основная часть побега и как орган проведения питательных веществ. Узлы и междоузлия. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца. Многообразие побегов: вегетативные, наземные и подземные, укороченные и удлиненные Лабораторная работа №10 «рассмотрение годичных колец на поперечном срезе дерева» | Знакомство со стеблем растения в качестве основной части побега. Актуализировать и углубить знания учащихся о побеге, изучить внутреннем и внешнем строении стебля; показать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями; показать влияние внешней среды на рост и развитие стебля; дать представление о тканях стебля. | Знают строение и виды стеблей Понимают как растет стебель и какие функции он выполняет Умеют устанавливать взаимосвязь между видом побега и его значением, определять возраст растения по спилу стебля. | Создание коллаборативной среды Актуализация знаний – работа в группах с таблицей и биологический диктант Самостоятельная работа – анализ презентации Работа в группах – анализ материал Работа в парах – заполнение таблицы Групповая работа – лабораторная работа Закрепление Рефлексия НП, КМ, ВО, ИКТ, ОдО, УиЛ, ТиЛ | Учебник, презентация «Внешнее и внутреннее строение стебля», комнатные растения, ветки деревьев, поперечные спилы с 5-10 годичных веток деревьев. | |
Урок 17 Видоизменения побегов. Лабораторная работа №11 «рассмотрение строение корневища, клубня, луковицы» | Развивать понятия о разнообразии и приспособленности растений, изучить видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица. | Знают виды видоизмененных побегов. Понимают значение побегов для растения Умеют анализировать материал, применят теоретический материал на практике – лабораторной работе | Создание коллаборативной среды – психологический настрой Актуализация знаний- биологический диктант Формирование темы урока- черный ящик. Работа в парах – лабораторная работа Закрепление - тесты Рефлексия НП, ВО, КМ, ИКТ, ОдО, УиЛ | компьютер, проектор, лупы, луковицы, клубни картофеля, йод, расслабляющая музыка, рабочие листы, чистые листы, стикеры. | |
Урок 18 – 19 Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарение и газообмен. Видоизменение листа. Лабораторные работы №12 «внешнее строение листа. Нахождение устьиц на листе»- 13 «внутреннее строение листа. Видоизменение листьев» Экскурсия №3 «жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистовом состоянии» | познакомить учащихся с многообразием листьев, изучить особенности внешнего и внутреннего строения, функциями и значением листа. Рассмотреть особенности видоизменений листа. | Знают внешнее и внутреннее строение листа, виды листовых пластинок и видоизменение листа. Понимают значение листьев в процессе жизни растения – фотосинтез, испарение воды. Умеют работать с гербарным материалом, анализировать материал и заполнять таблицы, применят теоретические знаний на практике – выполнять лабораторные работы | Создание коллаборативной среды – игра сотрудничество «собери картинку» Актуализация знаний – тесты. Беседа- формирование темы урока, цели и критерии успеха. Работа в группах – изучение строения листа, его виды и функции Выполнение лабораторной работы №12 Работа в группах Функции листа: испарение воды, газообмен, фотосинтез, накопление и выделение вредных веществ, видоизменение листа Лабораторная работа №13 Закрепление – фронтальный опрос, работа в парах Рефлексия – организация и проведение жкскурсии НП, КМ, ИКТ, ВО, ДО, ТиО, УиЛ, ОдО | гербарий простых и сложных листьев с различными листовыми пластинками и типами жилкования, комнатные растения, таблица «Простые и сложные листья», «Листорасположение», флипчарт, видеофильмы «Внутреннее строение листа», «Микроскопическое строение листа», «Простые и сложные листья», «Жилкование листа», «Форма листовых пластинок», тренажер «Упражнение листорасположение | |
Глава 4. Цветок, плод – 4 часа |
Урок 20 Цветок, его значение и строение. Околоцветник. Чашечка. Венчик. Мужские и женские части цветка: тычинки, пестик. Особенности цветков у однодольных и двудольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветия Лабораторная работа №14 «рассмотрение строения цветка» | Ознакомление учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений. Изучить особенности строения цветка, показать связь строения цветка с выполняемой функцией, сформировать у обучающихся новые знания о видах и особенностях строения соцветий, строении растений. | Знают строение и виды цветков, разновидности и особенности соцветий. Понимают значение цветков в жизни покрытосеменных растений. Умеют определять части цветка и охарактеризовать их строение и функции. Составить кластер | Создание коллаборативной среды - выполнение танцевальных упражнений Актуализация знаний – тестовые задания. Определение темы урока Работа в группах – составление кластера Работа в парах – лабораторная работа №14 Закрепление – тестовые задания, самооценивание Рефлексия НП, КМ, ОдО, ИКТ, УиЛ, ТиО | карточки с тестами, презентация, гербарии, плакаты, ватман, маркеры | |
Урок 21 Цветение и опыление растений. Виды опыления (самоопыление, перекрёстное опыление ветром, насекомыми, водой, птицами, искусственное опыление). Лабораторная работа №15 «сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений» | познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений. | Знают особенности процесса опыления и виды растений в зависимости от способа опыления Понимают как происходит процесс переноса пыльцы с тычинок на пестик. Умеют охарактеризовать процесс опыления, объяснить как происходит перенос пыльцы и кто этому способствует. | Создание коллаборативной среды Актуализация знаний – цифровой диктант, «да, нет», работа с кроссвордом. Формирование темы урока Работа в группах – метод Джиксо Заполнение таблицы Закрепление Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ТиО, УиЛ, ОдО, ОО, ВО | Компьютер, интерактивная доска, презентация, гербарий самоопыляемых и перекрестноопыляемых растений. | |
Урок 22 Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односеменные и многосеменные. | Формировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосемянного растения. Изучить строение и значение плодов, познакомить с многообразием плодов, учить распознавать плоды; | Знают процесс образования плодов, их виды и особенности строения. Понимают каким образом плоды принимают участие в процессе размножения и расселения растений. Умеют охарактеризовать строение плода, процесс образования и составить постер по характеристике полодов. | Создание коллаборативной среды – игра «ладушки» Актуализация знаний - просмотр видеоматериала и фронтальный опрос Работа в группах – характеристика процесса опыления. Рассказ с элементами беседы, сопровождающийся показом презентации. Работа в группах – составление постера.(образование плодов) Работа в группах – распространение семян Закрепление – работа по таблице Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ВО, ТиО, УиЛ. | Компьютер, интерактивная доска, презентация, видеоматериал, гербарий плодов растений. | |
Урок 23 Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда. Экскурсия №4 «мир растений на подоконнике» | Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений. Обобщить и систематизировать знания об органах растения. Устранить пробелы в знаниях. | Знают что все органы растения взаимосвязаны друг с другом и с окружающей средой, и образуют целостный организм Понимают почему растения не могут жить если их лишить какого - нибудь органа. Умеют установить соответствие между органом растения и выполняющими ими функциями, объяснить каким образов растения взаимосвязаны с окружающей средой. | Создание коллаборативной среды – пожелание Актуализация знаний – работа по карточкам. Деление класса на группы – по номеркам. Работа в группах – оформление постера Самостоятельная работа по карточкам Закрепление взаимоопрос Рефлексия Организация и проведение экскурсии НП, КМ, ВО, ТиО, УиЛ, ОдО | Учебник, ватман, маркеры, карточки с изображением плодов. | |
Раздел 4. Основные процессы жизнедеятельности растений – 6 часов |
Урок 24 Поглощение воды и минеральных веществ их почвы. Удобрения: органические и неорганические. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленных растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ | сформировать знания об особенностях процессов питания растений. Изучить процесс поглощения воды и минеральных веществ из почвы. Познакомиться и изучить особенности процесса фотосинтеза и его значения для растений и окружающей среды. | Знают как происходит поглощение воды и растворенных в нем веществ из почвы. Что такое процесс фотосинтеза. Понимают значение воды и других веществ в процессе фотосинтеза, механизм его осуществления значении для растений и окружающей среды Умеют объяснить процесс поглощения и передвижения воды в растениях. Охарактеризовать процесс фотосинтеза и его значение | Создание коллаборативнй среды – игра «ты мне я тебе» Деление класса на 2 группы – по цвету выбранного стикера Актуализация знаний - работа по карточкам Беседа. Демонстрация и объяснение презентации Работа в группах работа над анализом материала и составлением ментальной карты. Взаимообучение Закрепление - Работа по вопросам Рефлексия. НП, КМ, ИКТ, ТиО, УиЛ, ОдО, ОО, ВО | Презентация, учебник, дополнительный материал, карточки с заданиями, видеоматериал «фотосинтез» | |
Урок 25 Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растения от условий окружающей среды. | изучить дыхание растений, установить, как происходит газообмен в растениях, выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; показать различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, продолжить развитие представлений об обмене веществ. | Знают значение и характеристику дыхания Понимают как растения осуществляют процесс дыхания Умеют объясгить особенности процесса дыхания растений. Провести сравнительный анализ между процессами горения, дыхания и окисления. | Создание коллаборативной среды - игра «паровозик» Актуализация знаний – работа по вопросам, заполнение таблицы ЗХУ Рассказ с элементами беседы. Работа с текстом Просмотр и работа с видеоматериалом Самостоятельно раб с учебником в парах. Заполнение таблицы «Сравнение горение и дыхание». Работа со схемой Закрепление - Проверка ответов учащихся на проблемные вопросы: Рефлексия. НП, КМ, ВО, ИКТ, ОдО, УиЛ, ТиЛ | приборы для получения кислорода и углекислого газа, компьютер, проектор, презентация. Дидактические материалы для организации самостоятельной работы. Таблицы «Стебель», «Строение листа». | |
Урок 26 Космическая роль зеленых растений; создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле | Сформировать понятие о роли растений и процесса фотосинтеза для жизни на Земле. Объяснение роли растений на Земле и понятия растений как источников органических веществ, накопления энергии, накопления кислорода. Объяснить связь живой и неживой природы. Дать понятие роли растений как космической, играющей огромную роль в жизни планеты. | Знают значение растений в процессе формирования воздушной оболочки земли органических веществ. Понимают как происходило заполнение воздушной оболочки земли кислородом за счет жизнедеятельности растений и формирование органических веществ на земле. Умеют объяснить каким образом растения приняли участие в процессе создании воздушной оболочки и органических веществ на Земле. | Создание коллаборативной среды - игра «передай по кругу» Деление на группы – по цвету стикера Актуализация знаний – работа в группах по вопросам Рассказ с элементами беседы Работа в группах по карточкам Работа у доски Работа над составление схемы Закрепление тесты Рефлексия НП, КМ, ОдО, УиЛ, ТиО, ВО | Учебник, карточки с заданиями, стикеры. | |
Урок 27 Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде. | сформировать знания о различных способах приспособления к среде обитания, изучить значение воды для растений и виды растений в зависимости от потребности в воде и месте произрастания | Знают разновидности экологических групп растений и значение в жизни растений воды. Понимают каким образом влияет наличие воды в почве на формирования приспособлений у растений к среде обитания. Умеют выделить и охарактеризовать изменения происходящие у растений во время приспособления к среде обитания с разными количеством воды в почве. | Создание коллаборативной среды – приветствие. Актуализация знаний – работа по вопросам – фронтальный опрос, работа по карточкам. Беседа Анализ презентации Работа в группах – работа по заполнению таблицы и оформлению презентации Выступление учащихся Закрепление – работа по карточкам, анализ видеоматериал Рефлексия. НП, КМ, ВО, ИКТ, ОдО, УиЛ, ТиЛ | учебник, стикеры, раздаточный материал, презентация, видео «Строение покровной ткани листа» | |
Урок 28 Половое и бесполое размножение растений, их биологическое значение. Понятие об оплодотворении у растений и образовании зиготы. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе, использование в растениеводстве. Лабораторная работа №16 «черенкование комнатных растений» | Изучить основные понятие о процессе размножения растений, его этапах и особенностях; сформировать понятия «половое», «бесполое», «вегетативное размножение»; прививать практические умения и навыки по размножению растений вегетативными органами; выяснить биологическое и хозяйственное значения вегетативного размножения. | Знают виды размножения и оплодотворения у растений Понимают с помощью чего происходит размножение у растений в процессе разных способов размножения. Как происходит процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика Умеют охарактеризовать особенности процессов размножения растений и характеристику процесса оплодотворения. Произвести сравнительную характеристику всех способов размножения и видов опыления растений | Создание коллаборативной среды игра «ты мне я тебе» Деление класса на 2 группы – по цвету выбранного стикера Актуализация знаний Индивидуальный опрос Анализ эпиграфа урока и формирование темы урока Беседа – вступительное слово учителя. Работа в группах Создание сборных групп – взаимообучение – работа над заполнение таблицы Работа в парах – лабораторная работа «черенкование комнатных растений» Закрепление - индивидуальный опрос Рефлексия. НП, КМ, ИКТ, ТиО, УиЛ, ОдО, ОО, ВО | Презентация, учебник, дополнительный материал, видеоматериал оплодотворение у растений | |
Урок 29 Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от влияния окружающей среды. Направленность роста побега и корней. Этапы развития растений. Продолжительность жизни растений. | Сформировать представления уч-ся об основных физических процессах: роста и развития растений. Изучить особенности этапов развития растения и влияния среды на процесс роста и развития. | Знают как происходит и что влияет на рост и развитие растений. Понимают каким образом происходит рост растения, и какое влияние оказывает окружающая среда. Умеют объяснить процесс роста и развития растений. Охарактеризовать каким образом оказывает влияние окружающая среда на рост растений, составить кластер. | создание коллаборативной среды – игра «передай по кругу» Деление на группы – по цвету стикера Актуализация знаний Письменная работа по карточкам Целепологание Первичное погружение в тему – показ и объяснение презентации Работа в группах – анализ материала и взаимообучение. Выступление учащихся Проблемный вопрос Закрепление - работа с кроссвордом Рефлексия НП, КМ, ВО, ИКТ, ОдО, УиЛ, ТиЛ | Учебник, карточки с заданиями, стикеры, презентация | |
Раздел 5. Основные отделы царства растений – 21 час |
Урок 30 Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды, виды. Вид – основная единица систематики растений. | продолжить формирование у учащихся представление о разнообразии растительного мира на Земле, дать первоначальное представление о систематике растений, познакомить с основными таксономическими группами растений, сформировать первоначальное понятие о виде растений, раскрыть правила образования названий видов. | Знают что означает наука систематика и основные ее закономерности. Понимают каким образом происходит деление живых организмов и принцип их объединений в общие группы. Умеют объяснить этапы исторического развития систематики, объяснить принцип классификации живых организмов по систематическим категориям, составить опорный конспект | создание коллаборативной среды – игра «передай по кругу» Актуализация знаний – работа по тестовым заданиями | Учебник, тестовые задания, стикеры, презентация | |
Глава 5. Отдел водоросли – 2 часа |
Урок 31 Отделы водорослей. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей Лабораторная работа №17 микроскопическое и внешнее строение одноклеточных и многоклеточных водорослей | познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, отличающие их от бактерий, грибов, лишайников. Выяснить особенности внешнего строения водорослей; показать особенности клеточного строения водорослей; раскрыть особенности размножения и развития водорослей; показать значение водорослей в природе и жизни человека; дать представление о систематике водорослей | Знают особенности и представителей отдела Понимают по каким признакам относят растения к одноклеточным и многоклеточным, по каким признакам водоросли отличаются от остальных растений. Умеют анализировать материал, устанавливать причинно – следственные взаимосвязи, объяснить особенности классификации и строения водорослей, составить опорный конспект, применить теоретические знания на практике | создание коллаборативной среды – круг пожеланий Актуализация знаний Разминка “Термины”, Фронтальный опрос Целепологание Беседа – оформление конспекта Работа в группах – составление опорного конспекта Работа в парах – лабораторная работа Закрпеление Биологический диктант рефлексия НП, ВО, КМ, ИКТ, ТиО, УиЛ, ОдО | Учебник, стикеры, презентация | |
Урок 32 Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. | Расширить знание о многообразии, строении зеленых многоклеточных, бурых и красных водорослей; изучить значение водорослей в природе и в жизни человека. Продолжить формировать умения узнавать изученные водоросли. Воспитывать необходимость бережного отношения к живым растительным обитателям водоемов. | Знают представителей пресноводных и морских водорослей, их особенности строения Понимают из-за чего происходит деление водорослей на зеленые, бурые и красные и каковы их особенности Умеют анализировать материал, объяснить особенности строения различных водорослей, произвести и дать сравнительную характеристику, определить черты сходства и различия | создание коллаборативной среды – игра «ты мне я тебе» Деление класса на 2 группы – по цвету выбранного стикера Актуализация знаний – самостоятельная работа Работа в парах – анализ материала, работа по вопросам Работа в парах – заполнение таблицы, работа по вопросам Закрепление Работа с тестами Рефлексия НП, КМ, ВО, ТиО, УИЛ, ОдО. | таблицы, гербарии, технологические карты | |
Глава 6. Отдел мохообразные – 2 часа |
Урок 33 разнообразие мхов. Общая характеристика зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов Лабораторная работа №18 «внешнее строение мхов» | формирование знаний об отделе мохообразных, о их значений в природе и жизни человека. Совершенствование умений работать с источником, микроскопом; анализировать и сравнивать изучаемые объекты; делать выводы, рассуждать; развивать навыки групповой и исследовательской деятельности. | Знают представителей, особенности строения и значение мхов Понимают какие особенности в строении позволили выделить мхов отдельный отдел Умеют работать самостоятельно, анализировать материал, составлять опорные схемы, объяснить строение и значение мхов. | создание коллаборативной среды актуализация знаний работа учащихся над таблицей ЗХУ целепологание работа по вопросам –составление опорных схем лабораторная работа закрпеление- работа по вопросам НП, КМ, ИКТ, ВО, ДО, ТИО, УиЛ, ОдО | карточки на столах, гербарий с различными видами мхов, микропрепарат «Строение листа сфагнума », стаканы с водой, чашки Петри, мох – сфагнум, учебники,«Звуки природы», фломастеры, чистые листы, компьютер, интерактивная доска, магниты. | |
Урок 34 Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана мохообразных растений. | познакомить учащихся с наиболее характерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания. Сравнить зеленый мох и сфагнум, найти черты сходства и различия, значение их в природе. | Знают сфанговые мхи и меры по их охране. Понимают значение мхов в природе и народном хозяйстве. Умеют: использовать полученные знания в жизни и в быту | Организация класса на активную работу. Психологический настрой Актуализация знаний проверка знаний прием Зигзаг – систематическое положение мхов в царстве растений прием тонкие и толстые вопросы Прием «Думай в паре- делись» Работа в группах анализ и обсуждение рисунка Работа в группах – заполнение таблицы закрепление полученных знаний Выполнение тестирования Рефлексия НП, КМ, ВО, ТиО, УиЛ, ОдО | Учебник, карточки с заданиями, стикеры. | |
Глава 7. Отдел папоротникообразные – 3 часа |
Урок 35 Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений, из размножение и развитие. Былой расцвет папоротникообразных. Значение современных папоротникообразных растений в природе и жизни человека Лабораторная работа №19 «внешнее строение папоротникообразных» | формирование знаний о папоротникообразных. Изучить особенности строении, жизнедеятельности и практическом значении папоротникообразных. изучить сходства и отличия разных групп высших споровых растений | Знают общую характеристику папоротников, хвощей и плаунов. Понимают значение современных папоротникообразных растений в природе и жизни человека. умеют использовать полученные знания в жизни и в быту | Создание коллаборативной среды – игра «передай по кругу» Актуализация знаний Предлагает вспомнить и воспроизвести опорные понятия Фронтальный опрос Создание проблемной ситуации. Мотивация Работа по анализу материала Работа по изучению рисунков – ответы на вопросы Работа в парах – изучение теска Работа в парах – заполнение схемы размножения Лабораторная работа Закрепление заполнение таблицы сравнительной характеристики Рефлексия НП,КМ,ВО, ИКТ,ОдО, УиЛ, ТиО | презентация, гербарий плауна и хвоща, дидактические карты. | |
Урок 36 Строение, размножение и развитие хвощей. Значение хвощей в природе и жизни человека. | Формировать у учащихся представление о хвощеобразных. Изучить представителей хвощеообразных, особенности строения и жизненных процессов хвощей. | знают строение, размножение и развитие хвощей. понимают значение хвощей в природе и жизни человека. умеют использовать полученные знания в жизни и в быту | создание коллаборативной среды – игра «такси» Актуализация знаний - фронтальный опрос Работа по определениям Рассказ учителя – история развития хвощей Работа в группах Взаимообучение составление ментальной карты Выступление учащихся. Закрепление Работа над заполнением сравнительной Рефлексия НП, КМ, ВО, УиЛ, ТиО, ОдО, ОО | презентация, гербарий хвоща, дополнительный материал, маркеры, ватман. | |
Урок 37 Строение, размножение и развитие плаунов. Значение плаунов в природе и жизни человека | сформировать у учащихся представление об особенностях строения, размножения плаунообразных на примере плауна булавовидного, познакомить учащихся с жизненным циклом плаунообразных. | знают строение, размножение и развитие плаунов. Понимают значение плаунов в природе и жизни человека. Умеют использовать полученные знания в жизни и в быту, составить ментальную карту, объяснить значение. | создание коллаборативной среды –выполнение физминутки Деление на 4 группы – по журналу Актуализация знаний – вставит пропущенные слова, работа с тестовыми заданиями Рассказ учителя «Исторические сведения». Работа в группах – изучение материала Взаимообучение составление ментальной карты Выступление учащихся. Закрепление работа над заполнением сравнительной таблицы НП, КМ, ВО, УиЛ, ТиО, ОдО, ОО | Учебник, дополнительный материал, презентация. | |
Глава 8. Отдел голосеменные растения – 4 часа. |
Урок 38 Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения в регионе школы. Лабораторная работа №20 «внешнее строение голосеменных» | расширить знания учащихся о высших растениях, раскрыть особенности строения голосеменных как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями. Изучить отличительные особенности голосеменных растений от споровых растений, раскрыть значение появления семян для распространения растений. | знают общую характеристику плаунов и их многообразие как семенных растений. Понимают характеристику и многообразие как семенных растений. умеют использовать полученные знания в жизни и в быту, работать в группах, объяснить особенности хвойных растений | создание коллаборативной среды – игра «передай по кругу» Актуализация знаний рабоа по карточкам. Объяснение учителя Работа в группах, самостоятельная по заданиям Рассказ учителя – история развития хвощей Работа в группе – составление кластера Работа в парах – лабораторная работа Закрепление – определение верных суждений Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ВО, УиЛ, ТиО, ОдО, ОО | гербарии хвои и шишки сосны и ели, лупы, линейки, коллекция шишек голосеменных, ПК, конверты с заданиями. | |
Урок 39 Семенное размножение хвойных растений на примере сосны обыкновенной Лабораторная работа №21 «изучение строения шишек и семян хвойных растений» | продолжить изучение голосеменных растений. закрепить знания об особенностях строения голосеменных растений, Изучить особенности семенного размножения голосеменных; продолжить формирование умений работать с гербариями, рисунками, таблицами, анализировать, обобщать; | Знают семенное размножение хвойных растений Понимают процесс размножения хвойных растений Умеют использовать полученные знания , объяснить процесс размножения хвойных растений. | создание коллаборативной среды- вопление танцевальных упражнений Актуализация знаний. Фронтальный опрос Игра «Четвертый лишний»: Рассмотрим размножение хвойных на примере сосны. Игра « Ботаническое лото» Самостоятельная работа - Составить схему «Размножение сосны» Работа в парах – лабораторная работа Закрепление – работа по вопросам Рефлексия ВО, НП, КМ, ТиО, УиЛ, ОдО | гербарии, рисунки, таблицы, учебнтк | |
Урок 40 Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека | Продолжить формировать знания учащихся о голосеменных растениях. Рассмотреть и изучить практическую значимость хвойных растений в природе и жизни человека | Знают значение хвойных растений и хвойных лесов Понимают значение хвойных растений в природе и в хозяйстве человека. Умеют использовать полученные знания в жизни и в быту | создание коллаборативной среды – игра «ты мне я тебе» Актуализация знаний биологический диктант Рассказ учителя, подведение к теме урока Работа в парах – по карточкам Закрепление – фронтальный опрос Рефлексия ВО, НП, КМ, ТиО, УиЛ, ОдО | таблицы, учебник, карточки с материалом. | |
Урок 41 Охрана леса и хвойных лесов. | Закрепить и систематизировать знания учащихся о высщих споровых и голосеменных растениях. Сформировать знания о способах и значение охраны хвойных лесов для Казахстана. Воспитание экологических навыков и эстетических вкусов. | Знают меры по охране леса и хвойного леса. Понимают значение охраны лесов Умеют использовать полученные знания в жизни и в быту. Применять теоретические знания на практике. | создание коллаборативной среды упражнение «Говорящие руки» Мозговой штурм: Работа по карточкам Фронтальный опрос Просмотр видеоматериала – «значение и методы охраны лесов» - целепологание Вступительная беседа учителя Работа над составлением схемы – значение леса для человека Закрепление – работа по разбору ситуаций Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ВО, УиЛ, ТиО, ОдО, ОО | Учебник, карточки с заданиями, видеофильм | |
Глава 9. Отдел покрытосеменные (цветковые) растения – 9 часов |
Урок 42 Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Семейства двудольных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений. Экскурсия №5 «встреча с представителями царства растений на территории школы» | сформировать у учащихся представление о покрытосеменных растениях как наивысшем этапе в развитии растительного мира. Изучить особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений, познакомить с их классификацией | Знают общую характеристику покрытосеменных растений, деление цветковых ратсений на двудольные и однодольные Понимают значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Умеют использовать полученные знания в жизни и в быту, объяснить особенности строения двудольных и однодольных растений, охарактеризовать признаки покрытосеменныхрастений. Применять теоретические знания на практике. | создание коллаборативной среды – игра «такси» Актуализация знаний Сообщение учащихся, работа по вопросам Работа в группах по вопросам Самостоятельная работа с материалом учебника по заданию Работа в группах – анализ материала, заполнение таблицы Работа в группах – заполнение сравнительной таблицы Просмотр видеофайла «Многообразие двудольных растений» Закрепление- работа с гербарием, биологический диктант Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ВО, УиЛ, ТиО, ОдО, ОО | презентация, видеоматериал «Многообразие двудольных растений», «Жизненные формы покрытосеменных», гербарии одно- и двудольных растений, учебники | |
Урок 43 Семейство крестоцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа №22 «строение цветка и плода растений семейства крестоцветных» | познакомить учащихся с представителями семейства Крестоцветные, их особенностями. Изучить многообразие растений семейства крестоцветные, их общую характеристику ,значение в природе и жизни человека. | Знают особенностти строения цветка, плода, жизненные формы Крестоцветных. Понимают значение крестоцветных в народном хозяйстве. умеют использовать полученные знания в жизни и в быту, работать самостоятельно с учебными материалом, охарактеризовать отличительные признаки семейства, составить постер. Применять теоретические знания на практике. | создание коллаборативной среды – психологический стренинг Актуализация знаний Письменная работа по тестам, заполнение таблицы Целепологание- работа по вопросам Первичное погружение в тему – показ и объяснение презентации Работа в парах – анализ материала и оформление постера по плану. Выступление учащихся Работа в парах – лабораторная работа Закрепление – биологический диктант Рефлексия НП, КМ, ВО, УиЛ, ТиО, ОдО | Учебник, карточки с заданиями, презентация, ватман, маркеры. | |
Урок 44 Семейство розоцветных. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа №23 «строение цветка и плода семейства розоцветных» | Продолжить формирование знаний учащихся о многообразии растений. Познакомить учащихся с представителями семейства Розоцветные, их особенностями. Изучить многообразие растений семейства крестоцветные, их общую характеристику ,значение в природе и жизни человека. | Знают особенностти строения цветка, плода, жизненные формы Розоцветных. Понимают значение розочветных в народном хозяйстве. умеют использовать полученные знания в жизни и в быту, работать самостоятельно с учебными материалом, охарактеризовать отличительные признаки семейства. Применять теоретические знания на практике. | оздание коллаборативной среды – игра «круг дружбы» Актуализация знаний: Игра «Ты мне, я - тебе» Вставьте пропущенное слово индивидуальное задание Работа в группе Работа в группах – анализ материала, работа у доски Работа в парах – лабораторная работа - Изучить характерные признаки цветка и плода растений семейства розоцветных Закрепление – самостоятельная работа Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ВО, УиЛ, ТиО, ОдО, ОО | Учебник, карточки с заданиями, презентация, мяч | |
Урок 45 Семейство пасленовых. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры Лабораторная работа №24 «строение цветка и плода семейства пасленовых» | Продолжить формирование знаний учащихся о многообразии растений. Познакомить учащихся с представителями семейства Пасленовые, их особенностями. Изучить многообразие растений семейства пасленовых, их общую характеристику ,значение в природе и жизни человека. | Знают особенностти строения цветка, плода, жизненные формы пасленовых. Понимают значение пасленовых в народном хозяйстве. умеют использовать полученные знания в жизни и в быту, работать самостоятельно с учебными материалом, охарактеризовать отличительные признаки семейства. Применять теоретические знания на практике. | создание коллаборативной среды – игра «передай по кругу» Формирование групп- интерактивная игра «Стикеры». Актуализация знаний Фронтальный опрос – прием «саквояж» Самостоятельная работа в парах по карточкам Целепологание Вступительное слово учителя Парная работа – характеристика семейства пасленовых по схеме Работа в парах - работа с рисунками и дополнительной литературой Работа в парах. Лабораторная работа Самостоятельная работа с текстом учебника Закрепление определение верных суждений Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ВО, УиЛ, ТиО, ОдО, ОО | Учебник, интерактивная доска, перзентация, карточки с заданиями, гербарии семейства пасленовых, стикеры. | |
Урок 46 Семейство Бобовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа №25 «строение цветка и плода семейства бобовых» | Познакомиться с особенностями строения семейства Бобовые. Углубить знания в области систематики растений. Сформировать представление о многообразии жизненных форм растений семейства Бобовые, их практическом значении и области применения.. | Знают особенностти строения цветка, плода, жизненные формы бобовых. Понимают значение бобовых в народном хозяйстве. умеют использовать полученные знания в жизни и в быту, работать самостоятельно с учебными материалом, охарактеризовать отличительные признаки семейства. Применять теоретические знания на практике | создание коллаборативной среды – игра «ты мне я тебе» Деление на пары – найди вторую половинку. Актуализация знаний Самостоятельная работа оп карточкам Прием «горячий стул» Целепологание. Просмотр видеоролика «семейство бобовые» - формулирование темы Активизация работы учащихся – работа по вопросам Парная работа – анализ материала учебника и дополнительного материал – заполнение таблицы Взаимопроверка – анализ презентации Работа в парах – заполнение таблицы «представители семейства бобовых» Работа в парах. Лабораторная работа Закрепление Работа над головоломкой Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ВО, УиЛ, ТиО, ОдО, ОО | Учебник, интерактивная доска, перзентация, видеоматериал, карточки с заданиями, гербарии семейства бобовых. | |
Урок 47 Семейство Сложноцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа №26 «строение цветка и плода семейства сложноцветных» | Познакомиться с особенностями строения семейства Сложноцветные. Углубить знания в области систематики растений. Сформировать представление о многообразии жизненных форм растений семейства Сложноцветные, их практическом значении и области применения.. | Знают особенностти строения цветка, плода, жизненные формы Сложноцветные Понимают значение Сложноцветные в народном хозяйстве. умеют использовать полученные знания в жизни и в быту, работать самостоятельно с учебными материалом, охарактеризовать отличительные признаки семейства. Применять теоретические знания на практике | создание коллаборативной среды – приветствие Актуализация знаний Прием «верю -не верю». Прием "Установите соответствие" Целепологание. Работа по наводящим вопросам Активизация работы учащихся Работа с таблицей ЗХУ Работа по вопросам Самостоятельная работа по заполнению таблицы Взаимопроверка – анализ презентации Работа в парах – заполнение таблицы «представители семейства сложноцветных» Работа в парах. Лабораторная работа Закрепление Работа с тестовыми заданиями Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ВО, УиЛ, ТиО, ОдО, ОО | Учебник, интерактивная доска, перзентация, видеоматериал, карточки с заданиями, гербарии семейства сложноцветных. | |
Урок 48 Семейство лилейные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа №27 «строение цветка и плода семейства лилейных» | Познакомиться с особенностями строения семейства лилейных. Углубить знания в области систематики растений. Сформировать представление о многообразии жизненных форм растений семейства лилейных, их практическом значении и области применения | Знают особенностти строения цветка, плода, жизненные формы лилейных Понимают значение лилейных в народном хозяйстве. умеют использовать полученные знания в жизни и в быту, работать самостоятельно с учебными материалом, охарактеризовать отличительные признаки семейства. Применять теоретические знания на практике | Приветствие класса. создание коллаборативной среды – приветствие Актуализация знаний Прием «биологический диктант». Прием "Установите соответствие" Целепологание. Анализ презентации Работа с таблицей ЗХУ Самостоятельная работа по заполнению таблицы Взаимопроверка – анализ презентации Работа в парах – заполнение таблицы «представители семейства лилшейных» Работа в парах. Лабораторная работа №27 “Строение цветка и плода растений семейства лилейных” Закрепление Работа с тестовыми заданиями Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ВО, УиЛ, ТиО, ОдО | Учебник, интерактивная доска, перзентация, видеоматериал, карточки с заданиями, гербарии семейства лилейных | |
Урок 49 Семейство луковые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа №28 «строение цветка и плода семейства луковых» | Познакомиться с особенностями строения семейства луковых. Углубить знания в области систематики растений. Сформировать представление о многообразии жизненных форм растений семейства луковых, их практическом значении и области применения | Знают особенностти строения цветка, плода, жизненные формы луковых Понимают значение луковых в народном хозяйстве. умеют использовать полученные знания в жизни и в быту, работать самостоятельно с учебными материалом, охарактеризовать отличительные признаки семейства. Применять теоретические знания на практике | Создание коллаборативной среды – физминтука – повторяй за мной Актуализация знаний – самостоятельная работа по заполнению таблицы. Целепологание. Анализ презентации Работа с таблицей ЗХУ Самостоятельная работа по заполнению таблицы Взаимопроверка – анализ презентации Работа в парах – заполнение таблицы «представители семейства луковых» Закрепление Работа в парах. Лабораторная работа №28 “Строение цветка и плода растений семейства луковых” Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ВО, УиЛ, ТиО, ОдО | Учебник, интерактивная доска, перзентация, тесты, гербарии семейства луковых | |
Урок 50 Семейство злаковые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа №29 «строение цветка и плода семейства злаковых» Экскурсия №6 «весеннее пробуждение представителей царства растений» | Познакомиться с особенностями строения семейства злаковых. Углубить знания в области систематики растений. Сформировать представление о многообразии жизненных форм растений семейства злаковые, их практическом значении и области применения.. | Знают особенностти строения цветка, плода, жизненные формы злаковых Понимают значение злаковых в народном хозяйстве. умеют использовать полученные знания в жизни и в быту, работать самостоятельно с учебными материалом, охарактеризовать отличительные признаки семейства. Применять теоретические знания на практике | создание коллаборативной среды Упражнение «Говорящие руки» Актуализация знаний – фронтальный опрос Работа с кроссвордом Целепологание – анализ презентации Активизация работы учащихся Работа с таблицей ЗХУ Самостоятельная работа по заполнению таблицы Взаимопроверка – анализ презентации Работа в парах – заполнение таблицы «представители семейства злаковых» Работа в парах. Лабораторная работа “Строение цветка и плода растений семейства злаковых” конкурс «Да - нет». Экскурсия Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ВО, ТиО, УиЛ, ОдО | Учебник, интерактивная доска, перзентация, тесты, гербарии семейства луковых | |
Раздел 6. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле – 3 часа |
Урок 51 развитие растительного мира. понятие об эволюции как процессе усложнения растений. многообразие растительных групп как результат эволюции | обобщить знания учащихся об основных отделах растений, выявить этапы усложнения строения растений и факторы эволюции растительного мира | Знают этапы эволюционное развитие растений, их многообразие Понимают как происходило формирование и развитие растительного мира и почему на земле существует больщое разнообразие растений. Умеют анализировать материал, устанавливать причинно – следственные связи, работать в группах, составлять опорный конспект, объяснить и привести примеры развития и изменений растений. | создание коллаборативной среды Актуализация знаний Самостоятельная работа по карточкам Целепологание Просмотр видеоматериала – эволюция растений Постановка проблемы - по вопросу Рассказ учителя – история растительного мира Работа в группах – построение этапов развития растений Выступление учащихся - взаимопроверка Проблемный вопрос Закрепление Работа над заполннением таблицы: «этапы развития и эволюции растений» Рефлексия НП, ВО, КМ, ИТК, ТиО, УиЛ, ОдО, ОО | Учебник, презентация, ватман, маркеры, видеофильм. | |
Урок 52 Происхождение и многообразие культурных растений. Практическая работа №2 «весенние работы по уходу за комнатными растениями» | расширить и углубить знания обучающихся о культурных растениях, изучить особенности их происхождении и многообразии. Рассмотреть и изучить центры происхождения культурных растений. | Знают виды центров культурных растений Понимают как взаимосвязаны центры происхождения и видовой состав растений Умеют наализировать материал, объяснить особенности и причины многообразия растений, работать с материалом и таблицей | создание коллаборативной среды – стратегия «приветствие» Актуализация знаний - фронтальный опрос Прием «горячий стул» Целепологание – работа по вопросам Работа с учебником по определениям Работа в парах. Взаимопроверка и взаимооценивание Закрепление Работа с картой – центры происхождения культурных растений. Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ВО, УиЛ, ТиО, ОдО | Учебник, дополнительный материа, презентация. | |
Урок 53 история появления главных народнохозяйственных культур картофеля и пшеницы практическая работа №3 «подбор семян и выращивание рассады для школьного опытного участка» | углубить и расширить знания учащихся по вопросу истории появления главных народнохозяйственных культур пшеницы и картофеля. | Знают этапы историческго появления сельскохозяйственных культур Понимают причины появления культурных растений Умеют работать с материалом, анализировать, составить ментальную карту. | создание коллаборативной среды – игра «такси» Актуализация знаний – самостоятельная работа Прием «горячий стул» Работа с географической картой Работа над таблицей ЗХУ Рассказ учителя – история появлении картофеля и пшеницы. Работа с презентацией – строение растения пшеницы Работа в группах- составление ментальной карты Выступление учащихся. Выступление учащихся. Закрепление составление тонких и толстых вопросов – взаимоопрос, практическая работа Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ВО, ТиО, УиЛ | презентация, дополнительный материал, маркеры, ватман. | |
Раздел 7. Царство вирусов – 2 часа |
Урок 54 Особенности строение вирусов как примитивных форм организации | формирование у учащихся знания о неклеточных формах жизни – вирусах, вреде пользе и вирусов. Охарактеризовать особенности строения и жизнедеятельность вирусов; | Знают виды и строение вирусов Понимают почему вирусы относят к неклеточной форме жизни Умеют анализировать и устанавливать закономерности, охарактеризовать видовое разнообразие вирусов, особенности их строения и значение | создание коллаборативной среды – игра «такси» Актуализация знаний Сообщение Фронтальный опрос Прием «горячий стул» Работа над таблицей ЗХУ Рассказ учителя – история изучение вирусов Работа в парах по вопросам Дебаты Закрепление Составление тонких и толстых вопросов – взаимоопрос, заполнение таблицы ЗХУ Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ТиО, УиЛ, ОдО, ОО | презентация, дополнительный материал, маркеры, ватман. | |
Урок 55 Распространение и заражение вирусными инфекциями. Меры профилактики и борьбы с вирусными инфекциями | Изучить способы распространения и заражения вирусами. Познакомить учащихся со способами распространения вирусных инфекций, особенностями процессов заражения и мерами профилактики и борьбы с ними. Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать | Знают способы распространения вирусных инфекций и как предотвратить или избежать заражения Понимают каким образом происходит распространение и заражение вирусами, и как влияют меры личной гигиены на распространение и заражение вирусными инфекциями Умеют анализировать материал, прослеживать закономерности, привести примеры и объяснить способы распространения вирусов, охарактеризовать виды и особенности мер профилактики | Создание коллаборативной среды – круг пожеланий Актуализация знаний – работа по карточкам Целепологание – просмотр видеоматериала, формирование темы и целей урока Самостоятельная работа по заполнению таблицы ЗХУ Работа в парах – инсерт Прием горячий стул Закрепление – фронтальный опрос Рефлексия НП, КМ, ДО, ИКТ, ТиО, УиЛ, ОдО | Учебник Видеоматериал, интерактивная доска. | |
Раздел 8. Царство бактерий – 3 часа |
Урок 56 Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие бактерий от клетки растений. Понятие о прокариотах и эукариотах. Лабораторная работа №30 «рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки» | Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие бактерий от клетки растений. Понятие о прокариотах и эукариотах. | Знают какие организмы называются бактериями и их строение Понимают чем отличается бактериальная клетка от растительной Умеют работать с дополнительным материалом, анализировать, устанавливать взаимосвязи, охарактеризовать строение бактериальной клетки, работать в группах, применять теоретические знания на практике | создание коллаборативной среды Упражнение «Говорящие руки» Деление на группы по стикерам Актуализация знаний Самостоятельная работа по карточке Работа с таблицей ЗХУ Проблемный вопрос: Беседа Выступление с сообщением «история изучения бактерий» Работа в парах – анализ материала Работа в группах – с презентацией Лабораторная работа Закрепление – фронтальный опрос Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ДО, ВО, УиЛ, ТиО, ОдО, ОО | Учебник, дополнительный материал, Презентация «Строение бактерий», «Строение растительной клетки» | |
Урок 57 Разнообразие бактерий по форме, питанию, дыханию Лабораторная работа №31 «рассмотрение клубеньков на корнях бобовых растений» | Продолжить формировать знания учащихся о бактериях. познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий, ,показать особенности строения, питания, размножения, распространения;познакомить с разнообразием форм бактерий | Знают виды бактерий, особенности их процесса питания и дыхания Понимают как специфика их строения влияет на процессы питания и дыхания Умеют анализировать и сравнивать, объяснить процесс питания и дыхания бактерий, оформит постер, работать в парах | создание коллаборативной среды – игра «ты мне я тебе» Деление класса на пары –на столе учителя лежат карточки на которых написаны слова Актуализация знаний Работа по карточке Работа над заполнением таблицы ЗХУ Анализ видеоролика Работа в парах – составление постера Выступление учащихся Заполнение третьего столбца таблицы ЗХУ Закрепление Работа в парах – лабораторная работа НП, ИКТ, ВО, УиЛ, ДО, КМ, ОдО | учебник, маркеры, ватман, презентация | |
Урок 58 Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека | формировать знания о многообразии и значении бактерий в природе и в жизни человека. рассмотреть и изучить особенности распространения бактерий в воздушной, водной и почвенной среде. Рассмотреть их значение для человека и природы | Знают область распространения бактерий и их значение Понимают что влияет на распространение бактерий, почему человек применяет бактерии в пищевой промышленности и животноводстве Умеют объяснить область и причины распространение бактерий в определенный областях, привети примеры и охарактеризовать значение бактерий в природе и жизни человека. | создание коллаборативной среды – игра «кошки – мышки» Актуализация знаний Работа в парах по карточкам Мозговой штурм Постановка познавательной задачи Работа в парах с применением метода инсерт Самостоятельная работа в паре. Закрепление Соотнести определения с изученными терминами и понятиями: Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ДО, УиЛ, ТиО, ОДО, ВО | Учебник, дополнительный материал, карточки с заданиями | |
Раздел 9. Царство грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы – 4 часа |
Урок 59 Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Лабораторная работа №32 «строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов» | познакомить с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать черты сходства и черты отличия грибов от растений; дать представление о строении грибов, о типах питания и размножения грибов. Развивать умение выделять главное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли; развивать познавательный интерес, используя данные литературных источников и интернета | Знают общие характеристики, строение и виды грибов Понимают почему грибы относят к отдельному царству. Умеют анализировать, устанавливать взаимосвязи, работать в парах, объяснить особенности строения и виды грибов, сходства и различия грибов от растений и животных. | создание коллаборативной среды – психологический настрой Работа над тестовыми заданиями Фронтальный опрос Целепологание Рассказ учителя Работа группах Работа в парах – лабораторная работа Закрепление - Составление 5 вопросов по своей теме Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ВО, ДО, ТиО, УиЛ, ОдО | Учебник. Интернет ресурсы. | |
Урок 60 Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи Лабораторная работа №33 «изучение внешнего вида и микроскопического гриба мукора» | познакомить учащихся с отличительными особенностями, строением и способом питания плесневых грибов и дрожжей. Изучение особенностей строения плесневых и дрожжевых грибов. Продолжить развитие умения анализировать информацию. | знают: плесневые и одноклеточные грибы понимают: значение плесневых и одноклеточных грибов умеют анализировать, устанавливать взаимосвязи, работать в парах, объяснить особенности строения и виды одноклеточных грибов, сходства и различия от растений и животных использовать полученные знания в жизни и в быту | создание коллаборативной среды – игра «передай по кругу» Актуализация знаний Прием «пятый лишний» Самостоятельная письменная работа по вопросам Целепологание Просмотр видеоматериала – плесень – формирование темы урока и целей Рассказ учителя с элементами беседы – анализ презентации Самостоятельная работа с дополнительной литературой – работа над заполнением таблицы Лабораторная работа № 33. Тема: Изучение внешнего вида и микроскопического строения гриба мукора. Закрепление - Работа по тестам Рефлексия – лестница успеха НП, КМ, ДО, УиЛ, ИКТ, ВО, ТиО | Учебник, карточки с заданиями, презентация, материал для лабораторной работы, видеоматериал | |
Урок 61 Многообразие грибов: паразиты, сапрофиты, симбионты. Приёмы защиты от грибов паразитов Лабораторная работа №34 «изучение внешнего вида плодового тела гриба-трутовика» | Продолжить формировать знания учащихся о царстве грибов. Рассмотреть и изучить представителей грибов и их многообразие. Привести примеры и охарактеризовать приемы защиты растений от грибов | Знают многообразие грибов, сапрофиты, паразиты и симбионты Понимают приемы защиты растений от грибов паразитов и значение их в окружающей среде.. Умеют анализировать материа и выделять главное, использовать полученные знания на практике, в жизни и в быту | создание коллаборативной среды – игра «атомы и молекулы» Актуализация знаний Фронтальный опрос Целепологание Анализ презентации Работа в группах по анализу материала – составление опорной схемы Защита работа Работа в парах – лабораторная работа «изучение внешнего вида плодового тела гриба – трутовика» Закрепление – работа над проблемными вопросами Рефлексия НП, КМ, ИКТ, ВО, ТиО, УиЛ, ОдО, | Учебник, дополнительный материал, компьютер, образец гриба – трутовика, лупа | |
Урок 62 Лишайники, особенности их строения, питания, размножения. Лабораторная работа №35 «строение слоевища двух-трёх представителей лишайников» | Познакомить учащихся со строением, питанием и размножением лишайников, как симбиотических организмов; их экологическим и практическим значением. Продолжить формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом. | Знают виды, особенности строеия, питания и размножения лишайников Понимают значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Умеют соспоставлять и анализировать, работать с раздаточным материалом, сравнивать, использовать полученные знания в жизни и в быту | создание коллаборативной среды – Прием «Добрые пожелания». Актуализация знаний. Работа с тестами. Работа по вопросам - Фронтальный опрос, Целепологание -анализ материала презентации, формулирование темы урока и целей. Работа с таблицей ЗХУ Работа с исторической справкой Самостоятельная работа учащихся с учебником. Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу Работа в группах – составление опорной схемы Закрепление работа в парах – лабораторная работа: «строение слоевища двух трех лишайников» Рефлексия на стикерах НП, КМ, ИКТ, ВО, ДО, ОдО, ОО, ТиО, УиЛ | Учебник, презентация, гербарии «лишайники» | |
Раздел 10. Природные сообщества – 6 часов |
Урок 63 Понятие о природных сообществах растений (биоценозе-фитоценозе) как биологической системе. Жизнь растений в природе Практическая работа №4 «весенние работы на пришкольном учебно-опытном участке и по благоустройству растительных сообществ в нутрии школы» | изучить значение и основные характеристики природного сообщества растений. Познакомить учащихся с понятием природного сообщества растений, изучить основные показатели сообщества и их характеристику. рассмотреть взаимосвязь растений между собой | Знают понятие о природном сообществе Понимают взаимосвязь между растениями Умеют использовать полученные знания на практике в жизни и в быту | создание коллаборативной среды Упражнение «Говорящие руки» Актуализация знаний Самостоятельная работа по карточке Целепологание работа по вопросам Работа на пришкольном участке Закрепление - Фронтальный опрос Рефлексия –по впросам. НП, КМ, ВО, ОдО, ТиО, УиЛ. | Пришкольный участок, растения на территории школы. | |
Урок 64 Характеристика природного сообщества растений как биосистемы: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязь между растениями. Практическая работа №5 «весенние работы по уходу за комнатными растениями» | Продолжить формирование понятий о взаимоотношениях между организмами в природном сообществе. Изучить виды растений и их взаимосвязь между собой в биосистеме. Рассмотреть и изучить особенности места обитания растений, их виды. | Знают характеристики природного сообщества растений Понимают какио образом растения взаимосвязаны в природном сообществе, и как это влияет на видовой состав и ярустность растений Умеют анализировать и сравнивать, охарактеризовать основные признаки растительного сообщества, установить и объяснить взаимосвязь между растениями в природном сообзществе, работать в парах. | Создание коллаборативной среды Актуализация знаний – работа устно по проблемным вопросам. Работа с таблицей ЗХУ Беседа, анализ презентации – составление опорного конспекта Работа в парах – анализ материала. Выступление учащихся – взаимооцениванеи Закрепление Работа с таблицей ЗХУ Практическая работа весенние работы по уходу за комнатными растениями Рефлексия – работа по вопросам НП, ВО, КМ, ИКТ, ТиО, УиЛ, ОдО, ОО. | Учебник,, презентация, живые комнатные растения | |
Урок 65 Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов Практическая работа №6 «работа на пришкольном опытном участке» | Показать приспособленность организмов природного сообщества к совместному обитанию. Раскрыть значение ярусного строения сообщества. Показать значение наземного и подземного ярусов в природном сообществе. Познакомить учащихся с особенностями условий обитания в разных ярусах и приспособленностью организмов к жизни в них | Знают приспособленность растений к совмествой жизни в природном сообществе. Понимают свойства растений разных ярусов Умеют использовать полученные знания в жизни и в быту | создание коллаборативной среды - посредством использования танцевального упражнения «Ceragen». Актуализация знаний – работа по вопросам Целепологание Работа в группах – по вопросам, сопровождается презентацией, работа над заполнением таблицы Анализ видеоматериала – составление кластера Взаимообучение и взаимооценивание - Выступление спикеров групп, презентация кластера Закрпеление - Фронтальный опрос Рефлексия – самооценка по вопросам. НП, КМ, ВО, ИКТ, ОдО, ОО, ТиО, ТиЛ | Учебник, видеоматериал «ярусность растений», презентация, интерактивная доска. | |
Урок 66 Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания. Практическая работа №7 «весенние работы по благоустройству растительных сообществ» | Продолжить формировать знания учащихся об особенностях биогеоценоза. Изучить видовой состав и особенности взаимодействия живых организмов в природном сообществе. Рассмотреть взаимовлияние условий среды обитания на многообразие и количество живых организмов в природном сообществе. | Знают что такое биогеоцноз и его структуру Понимают как происходит взаимодействие в биогеоценозах между живыми организмами Умеют Анализировать и устанавливать причинно-следственные взаимосвязи, составить кластер, применить теоретические знания на практике, объснить процесс взаимосвязи живых организмров в биогеоценозе, работать в группах | Создание коллаборативной среды – игра «атомы и молекулы» Актуализация знаний Самостоятельная работа по карточке Активизация деятельности Просмотр и анализ фрагмента видеоматериала «природные сообщества». Формирование и обоснование темы урока Работа в парах – охарактеризовать понятие «биогеоценоз» Работа в группах – составить кластер на тему «биогеоценоз» Выступление учащихся – взаимообучение. Работа в парах – оформление опорной схемы Выступление учащихся – взаимооцениваени Закрпеление - «Синквейн» Практическая работа: «весенние работы по благоустройству растительных сообществ» Рефлексия НП, КМ, ВО, ИКТ, ОдО, ДО, УиЛ, ТиО | Презентация, учебник, дополнительный материал, видеоматериал «природное сообщество», ватман, маркеры. | |
Урок 67 Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества. Экскурсия №7 «жизнь растений в сообществе» Экскурсия №8 «лес как природное сообщество» | формирование понятия “экосистема”, раскрытие экологических основ формирования и поддержания экосистемы, изучить структуру экосистемы, охарактеризовать место и рол растительного сообщества в экосистеме. Продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать. | Знают что такое экосистема, ее структуру и знанченипе Понимают место и роль растительного сообщества в экосистеме Умеют анализировать и выделять главное, работать в группах, использовать полученные знания в жизни и в быту, составить постер | создание коллаборативной среды слова приветствия Актуализация знаний Заполение таблицы ЗХУ Фронтальный опрос Просмотр презентации – экосистема – формирование темы и цели урока Групповая работа по тексту составляя постеры Выступление учащихся – взаимообучение Закрепление организация и проведение экскурсии на территории школы по теме «жизнь растений в сообществе» Рефлексия на стикерах НП, ИКТ, КМ, ВОТиО, УиЛ, ОдО, ОО | Учебник, презентация, ватман, маркеры. | |
Урок 68 Роль человека в природе. Понятие: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растений, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга Экскурсия №9 «весна в жизни природного сообщества» Экскурсия №10 «жизнь растений в весенний период года» | Изучить какую роль оказывает человека в процессе охраны и рационального использование природных ресурсов. Познакомить учащихся с понятиями охрана природы и рациональное природопользование. Познакомиться с Красной книгой, ее структурой и значением. | Знают понятие рационального природопользования, охраны природы и охраны растений. Понимают роль человека в природе. Умеют работать над анализом материала, прослеживать закономерности и устанавливат взаимосвязи, объяснить значение человека в природе, охаракктреизовать влияние человека в на природу, составлить клстер работа в группах. | создание коллаборативной среды актуализация знаний – взаимоопрос целепологание – анализ презентации рабоа в группах – анализ материала составление кластера закрепление «прием горячий мяч» рефлексия – на стикерах дифференцированное летнее задание. НП, КМ, ИКТ, ТиО, ДО, ОдО, ОО, ВО | Учебник, ватман, маркеры, дополнительный материал, презентация | |