kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие краеведческого кружка Тема: «Рыбный день» (с использованием экспонатов школьного природно–этнографического музея)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие предназначено для проведения внеклассного мероприятия по биологии в 5-7классах с использованием экспонатов школьного природно-этнографического музея.

Цель: познакомить учащихся с многообразием рыб нашего края, с особенностями их лова.

Задачи:

  1. Выяснить причину установки рыбного дня в СССР.
  2. Познакомить с многообразием рыб  нашей местности.
  3. Познакомить  с рыбными снастями.
  4. Познакомить со старинными способами рыбной ловли в нашей местности.
  5. Изучить экспонаты школьного природно – этнографического  музея, связанные с рыбной ловлей.

6.Развивать умение изготавливать простейшие снасти для рыбной ловли.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие краеведческого кружка Тема: «Рыбный день» (с использованием экспонатов школьного природно–этнографического музея) »

МОУ «Пашозерская ООШ»









Занятие краеведческого кружка

Тема: «Рыбный день»

(с использованием экспонатов школьного

природно–этнографического музея)





Подготовила: Калинина Лидия Сергеевна,

учитель биологии и химии











2014год

Цель: познакомить учащихся с многообразием рыб нашего края, с особенностями их лова.

Задачи:

  1. Выяснить причину установки рыбного дня в СССР.

  2. Познакомить с многообразием рыб нашей местности.

  3. Познакомить с рыбными снастями.

  4. Познакомить со старинными способами рыбной ловли в нашей местности.

  5. Изучить экспонаты школьного природно – этнографического музея, связанные с рыбной ловлей.

6.Развивать умение изготавливать простейшие снасти для рыбной ловли.

Оборудование: 2 ведра, рыболовные крючки, леска, кора сосны, грузила, удилище (2), картонные рыбки со скрепками, рыбные консервы, экспонаты музея.



Ход занятия

  1. Организационный момент

Загадка

У маленькой скотинки

Сто серебряных монет на спинке. (Рыба)

Что вы сегодня ели на обед в школьной столовой? (рыбу)

О ком сегодня пойдёт речь на занятии? ( О рыбах)

А какой сегодня день недели? (четверг)

Ребята, а вы любите рыбу?

2.Причины установки «рыбного дня» в СССР

В рыбе, особенно в морской, очень много полезных веществ, которые укрепляют кости, способствуют хорошей работе мозга. Мясо рыбы лучше усваивается нашим организмом. У детей, получающих хотя бы 100 граммов рыбы в день, скорость психических реакций значительно увеличивается. Проще говоря, дети -”рыбоеды” быстрее соображают.

В СССР был введён «рыбный день».

В Советском Союзе рыбный день не имел никакой связи с православной традицией. Введение рыбного меню для населения было вызвано спадом производства мяса и борьбой с недостатком белков в рационе. Автором «рыбного дня», введённого 12 сентября 1932 года постановлением Наркомснаба СССР «О введении рыбного дня на предприятиях общественного питания», был А. И. Микоян.

Позднее, 26 октября 1979 года, ЦК КПСС издал повторное постановление о введении «рыбного дня». На этот раз причиной его введения являлась не только нехватка мясной пищи, но и желание руководства страны увеличить производство рыбной продукции.

На этот раз за рыбным днём был закреплён постоянный день недели — четверг. Многие предприятия общественного питания в этот день не включали в меню никаких мясных блюд, что вызывало недовольство у рабочих и служащих.

Тому, что рыбный день был назначен именно на четверг, было дано чёткое обоснование, подкреплённое статистикой и расчётами, сводящимися к тому, что реализация рыбы именно в этот день будет максимальной. Несмотря на это, существует мнение, что рыбный день был введён именно в четверг в пику православным верующим или из уважения к ним. Дома граждане в четверг могли готовить все что угодно, но в столовых, кафе и буфетах строго придерживались установленных правил, исключением были только рестораны – там всегда можно было съесть что-нибудь вкусненькое из мясного.

Актуальность введения рыбного дня стали активно продвигать в массы. Газеты, журналы, телевидение и радио вовсю расхваливали преимущества морепродуктов: вкусно, питательно, а главное, в них содержится множество полезных веществ. Регулярно публиковались тематические подборки с рецептами различных блюд из даров морей и рек. Однако на практике все получалось совсем не так гладко. Столовым спускали план: с учетом специфического четверга реализовать определенное количество рыбы, но посетители неохотно покупали непопулярные, да и известно как приготовленные общепитовские рыбные блюда. 
  "Рыбный день" просуществовал немногим более 10 лет и как-то незаметно растворился среди тотального дефицита продуктов, охватившего страну на рубеже 80-90-х годов. 

Вопрос: А сейчас нужны «рыбные дни»?  

Медики утверждают, что наилучшими для усвоения организмом являются органические соединения йода и других микроэлементов. Так, из натуральных йодосодержащих продуктов организмом усваивается до 80% содержащегося в них йода. В то же время «неорганический» йод усваивается нашим организмом всего на 8-10%. То же касается и других микроэлементов.

Получается, морепродукты и рыба - основной источник йода и микроэлементов для человека. К примеру, чтобы удовлетворить суточную потребность организма в йоде, необходимо скушать всего 38 г лосося или 190 г сельди. Шпината на эти же цели потребуется уже 500 г, яиц - чуть больше килограмма, кило двести ржаного хлеба, больше 2,6 кг картошки и аж 3,3 кг свинины! Как говорится, почувствуй разницу. Особенно в условиях экономического кризиса.

Поэтому вывод, нужны или нет "рыбные дни", исходя из вышесказанного, каждый делает сам. Хотя для тех, кто заботится о своем здоровье, он очевиден.

3.Рыболовные снасти

Сейчас мы разделимся на две команды; «Ерши» и «Караси», выберем жюри и отправимся на рыбалку. Нас ждёт масса интересных событий.

А) Собрать снасти

Каждой команде задаются вопросы, за каждый правильный ответ команда в своё ведёрко получает бумажную рыбку.

Вопросы

1.Что из снастей надо взять на рыбалку? (дети пишут на листочках)

2.Чем меньше номер у крючка, тем он ……

3.Как проверить простым способом остроту крючка?

4.Какие вы знаете виды крючков?

5.Строение крючка (подписать по картинке) (см. приложение)

6.Из чего можно сделать поплавок?

7.Из чего можно сделать удилище?

8.Из чего делается грузило?

9.Чем больше номер лески, тем она……

10.Что можно использовать в качестве наживки?

11.Как дольше сохранить рыбу свежей на рыбалке?

12.Как можно удалить рыбный запах?

Б) Изготовление удочки для рыбалки

(звучит песня про рыбалку) Жюри оценивает работу команд.

Мы идём на рыбалку и поэтому должны знать о многообразии рыб наших водоёмов.

4. «Рыбы наших водоёмов» - презентация

5. Ловля рыбы

Дети выполняют разные задания.

А) Поймать рыбку на магнитную удочку

Б) Взять из ведра рыбку с поговоркой и закончить её. (см. приложение)

В) Собрать рыбку – мозаику

Г) Рыбацкий словарь (объяснить значение термина) (см. приложение)

Д) Рассказать об интересном случае на рыбалке (домашнее задание)

6.Варим уху

Каждая команда рассказывает о своём рецепте ухи. (домашнее задание)

7.Как ловили рыбу в наших краях в давние времена (рассказ с показом экспонатов школьного природно-этнографического музея)

8. Игры

Ухи поели, а теперь давайте поиграем.

1.Кто быстрее. (На середине длинной нити привязана рыбка. На концах нитки палочки. Игроки с разных сторон должны как можно быстрее намотать нитку на палочку и забрать рыбку.)

2.Назвать сказки, где упоминается рыба.

3. Игра «Рыбаки и рыбки». Одна команда детей «рыбаки». Они берутся за руки – это сети. Так они должны ловить «рыбок»- детей другой команды, которые от них убегают.

4. «Рыбацкий аукцион». Продаются рыбные консервы. Купит её тот, кто больше всех назовёт морских рыб.

9. Подведение итогов соревнования, вручение призов.

10.Чаепитие с рыбным пирогом.

11. Рефлексия

Ребята, вам понравилось занятие? Что нового вы узнали сегодня, чего не знали раньше?





















Приложение

  1. Строение рыболовного крючка

2.Поговорки о рыбе и о рыбной ловле

• Море — рыбачье поле.

• Не накормит земля, накормит вода.

• Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть.

• Знойный июнь — на рыбалку плюнь!

• Поешь рыбки, будут ноги прытки.

•На всякий червячок и рыбка на крючок.

• Всякая рыба хороша, коль на удочку пошла.

• Ног не мочить, так и рыбки не ловить.

• Болтуна видать по слову, а рыбака — по улову.

• Не пойманная рыба всегда большой кажется.

3.Рыбацкий словарь

Привада, тюк-тюк ,мотыль, опарыш, мормышка, пешня ,борода, тычок, шитик, жор, садок, тройник, заберег, воблер, мерёжа, жерлица, верша, живец.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Калинина Лидия Сергеевна

Дата: 18.12.2014

Номер свидетельства: 145521

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства