Методическая разработка предназначена для проведения занятия по обобщению знаний о перелётных птицах с использованием игровых технологий.Развивается умение строить причинно-следственные связи, а также создаются условия для реализации творческих способностей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Весну встречаем - птиц поджидаем"»
Методическая разработка занятия «Весну встречаем-птиц поджидаем».
для учащихся 5 класса
Введение
В настоящее время проблема приобщения детей к русской культуре и русским традициям стала очень актуальной. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Одним из ярких обычаев славянских народов является обряд «закликания» весны. Существует много отличий при проведении этого обряда в разных губерниях, но сущность его одна – встреча весны неразрывно связана с ожиданием прилета птиц. Поэтому закликание весны и закликание птиц – практически слились в одно целое. Большую роль в этом обряде всегда играли дети. Именно они исполняли заклички, именно они развешивали обрядовых птичек на дерево и играли в обрядовые игры.
Весну ждали не только наши предки. И взрослые, и дети и сегодня с нетерпением ждут прихода весны и тепла. Знакомство с такой традицией, как «закликание» весны будет интересно ребятам не только младшего, но и среднего школьного возраста. Предлагаемая методическая разработка может быть полезна при проведении классных часов, мероприятий, приуроченных ко Дню птиц, который широко отмечается в последние годы, на занятиях кружков и объединений дополнительного образования.
Цель:
Формирование представлений о народных культурных традициях.
Задачи:
способствовать развитию познавательного интереса к историческому прошлому русского народа;
систематизировать полученные ранее знания о перелетных птицах;
формировать творческий подход к выполнению учебно-трудовой задачи;
создавать условия для реализации творческих способностей;
формировать любовь и бережное отношение к природе и к Родине;
Методическое обеспечение
Форма проведения занятия: комбинированное. Включает в себя беседу, рассказ, демонстрацию, практическую часть, игровую часть.
Оборудование и материалы: компьютер, записи с голосами птиц.наглядные пособия с изображением птиц..Бумага цветная,картон (по количеству присутствующих детей), нитки, клей, ножницы.
Развивать умение строить причинно-следственные связи.
Учить понимать образный смысл загадок.
Воспитывать доброе отношение к птицам, к окружающему миру.
Ход занятия Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас сегодня видеть на нашем занятии. А для начала ответьте на вопрос: Какое время года у нас? А какая погода стоит? Весна все никак не вступит в свою силу. А вы хотите, чтобы скорее наступила настоящая весна? Вот мы с вами сегодня и узнаем, как мы можем этому помочь.
Знакомство с обрядом «закликания» весны
Наши предки тоже всегда с нетерпением ждали прихода весны. Начало Весны связывали с прилётом птиц.Поэтому этот прилёт нужно было изобразить, имитировать.К празднику Встречи Весны всегда изготавливались изображения птиц(пресные булочки, печенье либо из ткани, соломы, лыка)в виде летящих жаворонков, куликов, овсянок и др., а также птичьи гнездышки из теста - с яйцами и птичками. Ими «закликали» -звали Весну, прося испеченную птичку «полететь к Богу» и «принести ключи», чтобы «отпереть весну-лето и запереть зиму»В связи с этим в конце марта праздновали особый «Птичий» праздник – Сỏроки.
«В этот день из Светлого Ирия (Страны Предков) прилетают птицы, знаменующих собой приближение девы Весны». И первыми возвращаются оттуда жаворонки, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях. Считалось, что именно жаворонку Бог вручает ключи от земли, которую он открывает, а птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Верили, что «жаворонок приносит весну на поля, ласточка в дом, кукушка и соловей - в сады и рощи, горлица – в леса…». Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, изготовленными птицами. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
Учитель
Назовите время года.
Назовите три весенних месяца.
Какой период весны наступил (ранний период)?
Что происходит в природе с приходом весны?
Что происходит с солнцем? (солнце светит ярче, день становится длиннее…)
2.Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда (кукушка).
3.Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем! (скворцы).
4.Кто по тропочке идет быстрыми шажками,
Длинным хвостиком трясет –
Догадайтесь сами (трясогузка).
5.Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет (жаворонок).
Практическая часть
Мастер-класс
Учитель:А сейчас мы с вами попробуем изготовить аппликации на тему занятия- птичек, которые помогут ускорить приход весны. Но для начала вспомним, как безопасно работать с ножницами?
Инструктаж по ТБ с ножницами
Дети вырезают птиц из бумаги по инструкции педагога ,наклеивают на картон,создают собственные композиции
Игровая часть
Учитель: Разучиваем заклички
Перепёлки, жаворонки
Вы слетайтеся!
Вы в края свои собирайтеся!
Люту зиму, да студёну уносите
А Весну, Весну-красну нам принесите!
Птички, птички летите
На крыльях весну принесите!
Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки
Принесите к нам
Весну ясную, весну-красную
Приведите к нам!
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра - обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирает себе кого пожелает.
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
Рефлексия
Учитель: Что нового вы сегодня узнали? (Как встречали весну наши предки, что делали, во что играли). С какими перелетными птицами вы сегодня познакомились?
На следующих занятиях мы узнаем ещё много нового и интересного о традициях наших предков.
Учитель;Молодцы, ребята! Сегодня вы узнали много интересного о птицах и показали хорошие знания.
Заключение
Занятие лучше всего проводить непосредственно в период, предшествующий прилету первых птиц. В зависимости от природных условий местности и климата, это середина марта – начало апреля. Именно тогда дети смогут понять смысл данного обряда. Можно приурочить это занятие к 1 апрелю – Международному дню птиц.
Если время урока не позволяет провести мастер-класс, можно изготовить птиц заранее. Это могут быть птицы из бумаги (оригами), соленого теста или аппликации. Можно предложить ребятам испечь дома печенье в виде птичек. Так же необходимо заранее разучить с детьми несложные заклички. Обязательная часть мероприятия – игровая. Если погодные условия не позволяют выйти на улицу, можно соорудить в классе импровизированное дерево, украсить его и поиграть в помещении.
Подобные занятия позволяют детям приобщаться к народным традициям, расширяют кругозор, создают хорошее настроение и дружескую атмосферу в коллективе.
Список литературы
Дайн Г. Л. Детский народный календарь. – М.: Детская литература, 2001. – 184 с.
Котова И.Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010.-240 с.