kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Весну встречаем - птиц поджидаем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для проведения занятия по обобщению  знаний о перелётных птицах  с использованием игровых технологий.Развивается умение строить причинно-следственные связи, а также создаются условия для реализации творческих способностей учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Весну встречаем - птиц поджидаем"»

Методическая разработка занятия «Весну встречаем-птиц поджидаем».

для учащихся 5 класса




Введение



В настоящее время проблема приобщения детей к русской культуре и русским традициям стала очень актуальной. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Одним из ярких обычаев славянских народов является обряд «закликания» весны. Существует много отличий при проведении этого обряда в разных губерниях, но сущность его одна – встреча весны неразрывно связана с ожиданием прилета птиц. Поэтому закликание весны и закликание птиц – практически слились в одно целое. Большую роль в этом обряде всегда играли дети. Именно они исполняли заклички, именно они развешивали обрядовых птичек на дерево и играли в обрядовые игры.

Весну ждали не только наши предки. И взрослые, и дети и сегодня с нетерпением ждут прихода весны и тепла. Знакомство с такой традицией, как «закликание» весны будет интересно ребятам не только младшего, но и среднего школьного возраста. Предлагаемая методическая разработка может быть полезна при проведении классных часов, мероприятий, приуроченных ко Дню птиц, который широко отмечается в последние годы, на занятиях кружков и объединений дополнительного образования.



Цель:

Формирование представлений о народных культурных традициях.

Задачи:

  • способствовать развитию познавательного интереса к историческому прошлому русского народа;

  • систематизировать полученные ранее знания о перелетных птицах;

  • формировать творческий подход к выполнению учебно-трудовой задачи;

  • создавать условия для реализации творческих способностей;

  • формировать любовь и бережное отношение к природе и к Родине;


Методическое обеспечение

Форма проведения занятия: комбинированное. Включает в себя беседу, рассказ, демонстрацию, практическую часть, игровую часть.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический, репродуктивный.

Оборудование и материалы: компьютер, записи с голосами птиц.наглядные пособия с изображением птиц..Бумага цветная,картон (по количеству присутствующих детей), нитки, клей, ножницы.


 Программные задачи:

Обобщить знания детей о перелетных птицах.

Развивать творческие способности, зрительную память.

Развивать умение строить причинно-следственные связи.

Учить понимать образный смысл загадок.

Воспитывать доброе отношение к птицам, к окружающему миру.


Ход занятия
Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас сегодня видеть на нашем занятии. А для начала ответьте на вопрос: Какое время года у нас? А какая погода стоит? Весна все никак не вступит в свою силу. А вы хотите, чтобы скорее наступила настоящая весна? Вот мы с вами сегодня и узнаем, как мы можем этому помочь.



  • Знакомство с обрядом «закликания» весны



Наши предки тоже всегда с нетерпением ждали прихода весны. Начало Весны связывали с прилётом птиц.Поэтому этот прилёт нужно было изобразить, имитировать.К празднику Встречи Весны всегда изготавливались изображения птиц(пресные булочки, печенье либо из ткани, соломы, лыка)в виде летящих жаворонков, куликов, овсянок и др., а также птичьи гнездышки из теста - с яйцами и птичками. Ими «закликали» -звали Весну, прося испеченную птичку «полететь к Богу» и «принести ключи», чтобы «отпереть весну-лето и запереть зиму»В связи с этим в конце марта праздновали особый «Птичий» праздник – Сỏроки.

«В этот день из Светлого Ирия (Страны Предков) прилетают птицы, знаменующих собой приближение девы Весны». И первыми возвращаются оттуда жаворонки, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях. Считалось, что именно жаворонку Бог вручает ключи от земли, которую он открывает, а птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Верили, что «жаворонок приносит весну на поля, ласточка в дом, кукушка и соловей - в сады и рощи, горлица – в леса…».
Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, изготовленными птицами. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.



Учитель

Назовите время года.

Назовите три весенних месяца.

Какой период весны наступил (ранний период)?

Что происходит в природе с приходом весны?

Что происходит с солнцем? (солнце светит ярче, день становится длиннее…)

Какое небо весной? (небо чистое, голубое, появляются облака легкие, белые, пушистые, кучерявые…)

Что происходит с деревьями? (деревья оживают, начинается сокодвижение, почки просыпаются, набухают).

Какое стихотворение мы учили на этой неделе? («Весна» И.Никитина).

Кто прочитает его? (2-3 ребенка читают стихотворение).

О чем это стихотворение? (о весне, о прилете, возвращении птиц в родные места…)

Откуда возвращаются птицы? (из теплых краев)


Прослушиваем записи с голосами птиц.


Учитель; Назовите перелетных птиц. (грач, журавль, утка, лебедь, соловей, скворец, трясогузка, кукушка, чижи, стрижи…)

Какую птицу называют в народе «вестником весны»? Вот вам подсказка:

Черный, проворный, кричит «крак»,

Червякам – враг! (грач).

   Правильно, первыми возвращаются грачи, затем крупные птицы,

водоплавающие и последними мелкие птицы. Как вы думаете, почему? (птицы, которые питаются насекомыми, возвращаются последними…)


После каждой отгаданной птицы обязательно демонстрируется её изображение. (Слайд, либо графическое изображение).

Молодцы, ребята!

С приходом весны птиц ждет много хлопот.

Нужно найти место для обитания, восстановить старые гнезда.

Кто вспомнит загадку про гнездо?

«Без рук, без топоренка построена избенка».

Из чего птицы строят свои гнезда? (из веток, соломы, палочек…)

Основной строительный материал – это сухие веточки.

Для чего нужны гнезда?

Что откладывают птицы в гнезда?

Птицы готовятся выводить потомство (птенцов), чтобы за лето они подросли и окрепли и были готовы к перелету.

Молодцы, ребята!

Пальчиковая гимнастика.

Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо,

Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише, деревцо все выше, выше…

Дети выполняют разминку под стихотворение:



Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу,

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад.


Дидактическая игра «Отгадай загадку».

1.Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной (соловей).

2.Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда (кукушка).

3.Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем! (скворцы).

4.Кто по тропочке идет быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясет –

Догадайтесь сами (трясогузка).

5.Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет (жаворонок).


Практическая часть

Мастер-класс

Учитель:А сейчас мы с вами попробуем изготовить аппликации на тему занятия- птичек, которые помогут ускорить приход весны. Но для начала вспомним, как безопасно работать с ножницами?

Инструктаж по ТБ с ножницами

Дети вырезают птиц из бумаги по инструкции педагога ,наклеивают на картон,создают собственные композиции

Игровая часть

Учитель: Разучиваем заклички 

Перепёлки, жаворонки

Вы слетайтеся!

Вы в края свои собирайтеся!

Люту зиму, да студёну уносите

А Весну, Весну-красну нам принесите!



Птички, птички летите

На крыльях весну принесите!



Жаворонки, перепёлушки,

Птички ласточки

Принесите к нам

Весну ясную, весну-красную

Приведите к нам!



Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра - обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирает себе кого пожелает.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…


Рефлексия

Учитель: Что нового вы сегодня узнали? (Как встречали весну наши предки, что делали, во что играли). С какими перелетными птицами вы сегодня познакомились?

На следующих занятиях мы узнаем ещё много нового и интересного о традициях наших предков.



 Учитель;Молодцы, ребята! Сегодня вы узнали много интересного о птицах  и показали хорошие знания.


Заключение

Занятие лучше всего проводить непосредственно в период, предшествующий прилету первых птиц. В зависимости от природных условий местности и климата, это середина марта – начало апреля. Именно тогда дети смогут понять смысл данного обряда. Можно приурочить это занятие к 1 апрелю – Международному дню птиц.

Если время урока не позволяет провести мастер-класс, можно изготовить птиц заранее. Это могут быть птицы из бумаги (оригами), соленого теста или аппликации. Можно предложить ребятам испечь дома печенье в виде птичек. Так же необходимо заранее разучить с детьми несложные заклички. Обязательная часть мероприятия – игровая. Если погодные условия не позволяют выйти на улицу, можно соорудить в классе импровизированное дерево, украсить его и поиграть в помещении.

Подобные занятия позволяют детям приобщаться к народным традициям, расширяют кругозор, создают хорошее настроение и дружескую атмосферу в коллективе.

Список литературы

  1. Дайн Г. Л. Детский народный календарь. – М.: Детская литература, 2001. – 184 с.

  2. Котова И.Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010.-240 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Весну встречаем - птиц поджидаем"

Автор: Губина Татьяна Алексеевна

Дата: 07.01.2017

Номер свидетельства: 376198

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект занятия по художественному труду для дошкольников "Весну встречаем, птиц поджидаем""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_po_khudozhestvennomu_trudu_dlia_doshkolnikov_vesnu_vstrechaem"
    ["file_id"] => string(6) "540836"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1582495517"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Развлечение "Сороки-жаворонки""
    ["seo_title"] => string(31) "razvliechieniiesorokizhavoronki"
    ["file_id"] => string(6) "303331"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457510425"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Масленица, прощай!"
    ["seo_title"] => string(20) "maslienitsaproshchai"
    ["file_id"] => string(6) "332710"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1465130912"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок концерт. "Здравствуй Весна, весновка-свистунья""
    ["seo_title"] => string(53) "urok-kontsiert-zdravstvui-viesna-viesnovka-svistun-ia"
    ["file_id"] => string(6) "260538"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448976012"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) ""Здравствуй Весна, весновка-свистунья" урок концерт."
    ["seo_title"] => string(53) "zdravstvui-viesna-viesnovka-svistun-ia-urok-kontsiert"
    ["file_id"] => string(6) "260540"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448976270"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства