kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий внеклассного мероприятия по экологии "Лес - главное богатство Земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для 5- 7 классов на тему "Лес- главное богатство Земли". Цели: воспитание бережного отношения к природе, лесу, развитие творческих способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия по экологии "Лес - главное богатство Земли"»

Сценарий внеклассного мероприятия по экологии

«Лес – главное богатство Земли»


Разработала: учитель биологии и химии МКОУ «Верхнетеченская СОШ»

Целевая аудитория: 5-7 классы

Цели: воспитывать бережное отношение к природе, к лесу; развивать творческие способности учащихся.

Ход мероприятия:


Чтец: Вот опять будто бы по заказу

Даль заречная в сизом дыму,

Называют апрель синеглазым,

Видно, небо причиной тому.

Но глядите, глядите – откуда

Горки нежного изумруда

Возникают то там, то здесь?

Это ожил, проснулся лес,

Это почки лопнули разом.

Возвещая о царстве весны.

Кто сказал – апрель синеглазый?

У апреля глаза зелены.

(В. Дорожкина)

Ведущий1: К концу апреля исчезают в лесу последние пятна снега. Пробиваются свежие зелёные травинки, набухают почки деревьев. Цветёт медуница. Всё новые и новые голоса птиц вливаются в птичий хор. Постепенно деревья начинают одеваться в свой зелёный наряд.

Чтец:

Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком.
В облаках кружится птицей.
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.
Человек природе друг!

Ведущий 2: Но всегда ли мы друзья нашей планете?

Ведь человечество берет, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн веществ и материалов на свои нужды. В первую очередь – это лес, главное богатство нашей планеты, ведь не зря нашу планету называют зеленой.

Чтец:


У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа — леса!


Ведущий 1: Лес, прежде всего, - это дом, населенный многочисленными его обитателями, где каждый нужен и важен, где существуют свои законы, распределены права и обязанности. И все в нем находится в состоянии равновесия.



Ведущий 2: Учащиеся _____ класса покажут сказку «Обмен квартир».


Медведь идет и читает «лесную» газету.

Медведь: На цветочной поляне производится обмен квартир. Хм! Это интересно, почему бы и нам так не сделать? Пойду, посоветуюсь с коллегами.

(летит дятел)

Дятел: Всем! Всем! Всем! Обмен квартир. Желающие могут записаться у медведя на земляничной поляне. Всем! Всем! Всем!

(Медведь садится на пень)

Дятел: Ух, как я устал!

Медведь: Ну что, всем нашим сказал?

Дятел: Всем.

(появляется белка)

Белка: Я слышала, здесь обмен? Я хочу, хочу поменяться, а с кем?

(появляется крот)

Медведь: А что, если тебе с кротом поменяться?

Белка: Ах, ах…

Крот: Равноценный ли будет обмен?

(достает счеты, считает)

Медведь: Конечно, равноценный. У тебя – темно, у нее – темно. У тебя – тепло, у нее – тепло!

Крот: У меня кладовые есть.

Белка: У меня тоже пристройка рядом.

Крот: Ну, ладно.

Медведь: Ну, вот и хорошо. Распишитесь!

Крот: Белка, поставь знак и за меня.

(Белка и крот уходят)

(появляются лиса с волком)

Лиса: Мы тут с куманьком решили квартирами обменяться. Уж все посчитали, обмен получается равноценный: у меня – нора, у него – нора.

Волк: У меня – логово.

Лиса: Да, да пусть логово. У меня два выхода, у него – один. Можно было бы и с доплатой.

Волк: У меня площадь больше.

Лиса: Ну, ладно, ладно. Медведюшка! Запиши нас.

Медведь: Хорошо, так и запишем.

Дятел: Что ли мне с кем-нибудь поменяться? Медведь, может с тобой?

(Медведь с дятлом смеются. Прилетает ремез.)

Ремез: А где тут обмен? Мне сказали на поляне…

Медведь: Да, обмен здесь.

Дятел: У тебя какое гнездо?

Ремез: У меня гнездо – рукавичка, в ней тепло и уютно.

Дятел: А у меня дупло. В нем тоже тепло и уютно. Давай меняться?

Ремез: Давай.

(дятел и ремез улетают)

Медведь: Ну вот, все довольны, теперь можно и отдохнуть.

( На поляне появляются белка и крот)

Белка: Крот, не могу я в твоем доме жить. Мне тесно, дышать нечем. Все лапки в кровь изранила.

Крот: А я до твоего так и не добрался. Карабкался, карабкался. Сколько шишек набил. Голодный. Солнце в глаза – совсем ослеп.

Белка: Давай обратно меняться.

Крот: Давай.

Белка и крот: А где ж медведь?

(появляется заспанный медведь)

Медведь: Что такое, что за шум?

(к нему спешат лиса и волк)

Лиса: Я, серый, до твоего дома не добралась. Устала, пока поднялась на вершину оврага, в воду упала и всю свою красивую шубку грязью напачкала.

Да и соседей у тебя нет, никакого общения.

Волк: А твой дом еще хуже. У тебя, кума, так тесно и темно!

Лиса: Как так?

Волк: А вот так. Да и сквозняки страшные. Радикулит себе заработал. И к тому же соседи все время шумят – не выспишься.

(дятел идет, качается, а с ним и ремез)

Дятел: Дом твой малюсенький совсем, я в него еле пролез. А внутри такая качка, до сих пор голова кружится. Сырость кругом. Нет жучков, которых я очень люблю, а одни комары. Когда я из твоего дома на свет божий выбирался, чуть в воду не упал.

Ремез: А меня чуть сова не съела, чудом спасся. Да и вода далеко, есть мне нечего. Жуки у тебя вон какие большие, я их есть не могу. А комариков моих нет.

Медведь: Не угодишь вам. Хотел как лучше, а вы все чуть не погибли. Но это дело поправимое. Давайте обратный обмен совершим. Ты, крот, можешь жить только в земле, а ты, белка, только на дереве. Лиса в норе, волк – в логове. Дятел должен лес лечить, а не камыши сторожить, а ты, ремез, в своей варежке, как в люльке, качаться.

Дятел: Ведь не даром говориться

(все вместе)

От добра добра не ищут.

(Даются жетончики- по 2)


Учитель: А теперь игра, которая называется «Среда обитания». Все мы знаем, что сохранить животных и растения, можно только сохранив саму среду обитания, т.е. те условия, в которых живут организмы. Итак, внимание! Слушаем задание: Я называю среду обитания, а игроки называют животных, которые в ней обитают.

Например: «воздух - ласточка»

«земля - носорог»

«вода - морж»

Участвуют по 2 человека, параллельно называя животных. Делают шаг вперед. Игрок, который ошибся или повторил уже названное животное, - выбывает из игры.

(Даются жетончики- по 1)


Учитель: Следующий конкурс называется «Лесная викторина».

Каждый ответ оценивается в 1 балл. (жетон)

Итак, вопросы:

1.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (лиственница)

2. Можно ли вырубить в лесу все дуплистые деревья? Почему? (нет, в них гнездятся птицы и летучие мыши)

3. Почему в сосновом лесу много отмерших сучьев, а у самих сосен зеленеют верхушки (сосна - светолюбивое растение).

4. Почему лесные дороги после дождя дольше не просыхают, чем в поле (нет ветра, поэтому испарение меньше)

5. Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая? (земляника, малина, душица  и др.)

6. Какие растения в лесу можно использовать для лечения простуды? (мать-и-мачеха, чабрец, земляника и др.)

7. Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения. Постройки из неё сохраняются 300-500 лет? (лиственница)

8. Из древесины какого дерева делают спички ? (осина)

9. Древесина каких деревьев идет на изготовление бумаги и искусственного шелка ? (ель, сосна)

10. Какое дерево цветет позднее всех? (липа, летом)

11. Почему у березы молодые листочки клейкие? (смолистые вещества защищают нежные листья от заморозков)

12. Из древесины какого дерева делают пианино? (из ели)

13. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (они растут там, где чистый воздух)

14. Как называется гнездо белки? (гайно)

15. Какой лес мы называем тайгой? (хвойный)

16. Назови дерево: “Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые” (сосна)

17. Какое особое отличие есть у лиственницы? (сбрасывает иголки)

18. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (кедровка)

19. Какое дерево является символом России? (береза)

20. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (белка-летяга)

21. Плодами какого дерева являются желуди? (дуба)

22. У какого животного пять черных полос на спине? (бурундук)

23. Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (липа)

24. Узнай животное по описанию: “Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах? (рысь)


Учитель: Следующий конкурс называется «Кто же это?»

Участвуют по 2 человека. 1-й должен угадать изображение на картинке, которое ему не видно (это может быть изображение животного, растения, гриба - лесные). Первый участник может задавать вопросы второму участнику, а второй может отвечать только «да» или «нет».

(Даются жетончики- по1)


Учитель: Следующий конкурс, который называется «Лесной театр»

Приглашаются актеры – участники из зала, им раздаются роли, реквизит, немного времени для подготовки.

(инсценировка басни «Сорока и дятел» или другой)

(Даются жетончики -по 2)


В это время с остальными проводится шуточная биологическая викторина.


1. Какие ягоды с буквой «М» - сладкие, а с буквой «К» - горькие? (малина – калина)

2. Название какого растения состоит из мужского и женского имени? (Иван-да-Марья)

3. Название какого цветка состоит из мужского имени и напитка? (Иван-чай)

4. Какой сок получают без помощи соковыжималки? (березовый, кленовый)

5. Кто длиннее: змея или червяк? (червяк- больше букв)

6. Кто бежит задними ногами вперед? (заяц)

7. Чем еж на медведя похож? (тоже спит зимой)

8. Что общего у медведя и медузы? (первые три буквы- мед)

9. Что общего у мальчишки и сосны? (шишки)

10. Какая стая в небесах не летает? (волчья)

11. Кто носит шляпку на ножке? (гриб)

12. Что есть общего у слов, растений и уравнений? (корень)

13. Какие грибы являются непромокаемой одеждой? (дождевики)

14. В каких водорослях каждый может найти для себя отличную иномарку? (вольво-кс)

15. В каких модных штанах лоси ходят? (лоси-ны)

16. Какая птица целиком выпила огромную реку? (и-волга)

17. Какое дерево всегда растет в крапиве? (крап-ива)

18. У какого гриба есть ухо? (м-ухо-мор)

19. Что общего у дерева и винтовки? (ствол)

20. Какое дерево прекрасно растет в темном тоннеле? ( тонн-ель)

21. У какой лисички только одна лапка- ножка? (у гриба лисички)

22. Как называется обновление гардероба у животного? (линька)

23. Какой гриб летает и плавает? (поганка- водоплавающая птица)

24. Какое растение утверждает, что является моющим средством? (я- гель)

25. Почему грибы имеют форму зонта?

Учитель: Приглашаем дружными аплодисментами наших артистов, им слово!

(каждому даются жетончики)


Ведущий 1

Стихотворение С. Никулиной “Русский лес” прочитает _________________________


Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

А будет жажда мучить -
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться -
И видно все до дна.
Течет вода- водица,
Вкусна и холодна.


Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану -
Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший,
С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.


Учитель: О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.)

- Так чем же является для человека лес?

- Почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистую воду.)

- Какую роль играет лес в жизни и здоровье человека? (Лес является местом отдыха для человека, а также источником чистой пищи и воды.)

- Чем является лес для воздуха? (Лес - защитник воздуха, водоемов и почв.)

- Как лес защищает водоемы? (Там, где растет лес, не мелеет река.)

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

- Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Какие вы знаете? (Чрезмерная вырубка леса, загрязнение и загазованность, пожары, исстребление животных, вытаптывание растений …).

(За правильные ответы даются жетоны)


Ведущий: К огромному сожаленью ежегодно зеленая оболочка Земли сокращается на 1%. Одной из причин этого является вырубка лесов, а также безответственное поведение людей во время отдыха на природе.


На сцену выходит зеленый патруль - ребята, одетые в камуфляжные костюмы с зелеными повязками на рукавах.

Ученик 1.

Наш зеленый патруль

Вновь выходит на дорогу,

Честно делит на всех

За планету тревогу.

Ученик 2.

Сто проблем сознает,

Свой берет Эверест,

Не боится, не лжет

Поколение Next.

Ученик 3.

Люди, слышите? Вы

За природу в ответе.

С чем останемся мы –

Ваши внуки и дети?

Ученик 4.

Ну, когда вам всерьез

Истреблять надоест?

Задает всем вопрос

Поколение Next.

Ученик 5.

Поколение Next

Выбирает природу:

Чистый воздух и лес,

Родниковую воду.

Ученик 6.

Браконьерству везде

Объявляет протест.

Хочет жить на Земле

Поколение Next!

Музыкально-стихотворная постановка

Здесь на полянке был праздник большой,

Тут веселились с открытой душой,

Пляски и музыка, шутки и смех.

Утром пошли мы в тот лес погулять,

Только полянку уже не узнать:

Тлеют костры и вороны кружат,

Банки, бутылки, пакеты лежат.

Добрые люди, послушайте нас!

Может, издать повсеместно указ:

«Кто на природе решит отдыхать,

Мусор обязан с собой забирать!»

Лес - это воздух, и пища, и дом.

Кто же заботиться будет о нем?

Как сохранить нам лесную красу?

Нет посторонних в зеленом лесу!

Ученик 1.

Засучим-ка рукава,

Сельские мы жители!

Вдоль дорог - бурьян-трава.

Вырвать, не хотите ли?

Ученик 2.

Мусор, грязь и там, и тут –

Кадры негативные.

Безнаказанно растут

Свалки эксклюзивные.

Ученик 3.

В общем, истина проста

В свете экологии...

Мир спасает чистота!

Все (хором). А не демагогия!

Участники поднимают плакаты: «Мир спасает чистота!», «Отдохнул на природе - убери за собой!»

 (каждому даются жетончики –по 2)


Учитель: Следующий конкурс, который называется «Экознаки».

(Участники сами сделали экологические  знаки, которые обозначают правила поведения в лесу и призывают беречь природу. О них нужно рассказать)

 (каждому даются жетончики – по 2)


Учитель:  в последнее время  мы с вами часто стали  слышать по радио и ТВ новый  термин «Экологическая угроза». Это может быть связано с терроризмом, с безответственностью,  а иногда и с непониманием опасности хранения различных  веществ или грузов. Давайте представим себе, что перед нами не игроки(2), а тайные агенты, которые получили задание обезвредить опасный экологический груз. Пока к левой ноге каждого игрока привязывают воздушный шарик, я расскажу вам  нашу детективную историю дальше. Ценой невероятных усилий агенты проникли  на тайный склад. Вот он - опасный груз! Но охрана не дремлет. И начинается бой: правой ногой игрок должен лопнуть шарик противника и в то же время защитить себя - не дать лопнуть свой шарик. Игроки по очереди делают удары. Побеждает тот, кто остается  последний с шариком.

(Даются жетончики – по 1)


Подводятся итоги, выявляются самые активные участники (награждение на школьной линейке по подведению итогов недели ЭКОЛОГИИ)


Учитель :

Берегите русский лес!

Он источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, осины, березы, ели.

Берегите лес!

Мы заканчиваем нашу встречу. Я желаю вам хороших знаний по биологии и экологии, доброго отношения с природой,  и чтобы в вашей жизни не было ни экологических угроз,  ни экологических катастроф.  




Список использованной литературы:


  1. Литвинова Л.С, Жиренко О.Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий.- М.: за знания, 2005.- 208 с.

  2. Фадеева Г.А. Международные экологические акции в школе.- Волгоград: Учитель, 2005. – 124 с.

  3. Фадеева Г.А. Неделя экологии в школе.- Волгоград: Учитель, 2006. – 66 с.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии "Лес - главное богатство Земли"

Автор: Баженова Елена Викторовна

Дата: 20.02.2020

Номер свидетельства: 540577

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства