Исполняется песня «До чего дошел прогресс (Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина )
На экране демонстрируются кадры современной индустрии, сбрасывающей отходы производства в окружающую среду
Ведущий:«Мы хозяева нашей природы , а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
Рыбе – вода,
птице– воздух,
зверю- степи , горы.
А человеку нужна Родина , и охранять природу - значит охранять Родину.»
М. Пришвин.
Балалар! Біздің планетамызға қауіп төніп тұр! Бұл қасіретке кінәлі – адамзат, яғни біз, сендер және мен. Адамзат пайда болғаннан бастап өзіне табиғатты бағындыруға талпынды. Өз өмірін жақсарту үшін адам не ойлап таппады десеңізші! Ол кесірін тигізетін жәндіктерден арылу үшін қауіпті уларды ойлап тапты, бай өнім алу үшін жерді құнарландырамын деп әбден улады, оның құрастырған көлігі ауаны улады, ол ағаштарды кесіп, өзендерді құрғатып, Жерді қоқыспен толтырды.
2 ведущий: Если мы хотим помочь нашей планете, нашей больной природе, должны знать правду о ее болезнях, какой бы страшной она ни была. Сегодня мы с вами отправляемся в уникальное путешествие по родной стране, по любимому краю.
Дети исполняют песню “Ақ қөгершің” (А. Жубанов)
Демонстрация слайдов природы Казахстана
1 ведущий: Мы должны помнить, что человек может многое: он не только губитель, он и садовник, и врач. Он любуется природой. А вы знаете растения и животных? Давайте посмотрим. Угадайте наших меньших братьев.
На экране появляются растения и животные Казахстана
2 ведущий: Поэты и писатели всегда восхищались природой Казахстана, но вы увидите, что и природу на каждом шагу подстерегают беды.
(Демонстрация слайдов с портретами поэтов и писателей )
1 ведущий: Красоту природы надо беречь!
1обучающийся:
Өзеннің жаны, жасыл жартасты,
Мекендеген жылайды үйеңкі, сыңсиды үйеңкі
Білмедім аяды ма екен, біреуді?
Әлде, оны қинады ма ыстық қатты?
Әлде, өткен қасынан тентек біреу,
Ренжітті ме екен, бейшара үйеңкіні?
Әлде, шөлдеді ме, тамыры құрғап?
Қасына барсақ па екен, жайын сұрап?
2 обучающийся: Но люди не обращают внимания на красоту. В жарких странах исчезают замечательные леса – “легкие планеты” – джунгли. Это одно из чудес природы. Здесь живут больше половины животных, растений и грибов, которые есть на Земле.
Люди уничтожают леса ради древесины, чтобы проложить дорогу, распахать поле.
Каждый день под пилой умирает 5 миллионов деревьев.
Гибнут леса и у нас! Ребята! Каждый из нас должен посадить дерево, чтобы новые росточки помогали легче дышать всему человечеству. В нашем Казахстане исчезли сады яблоневые, знаменитые на весь мир яблоки Апорт.
3 обучающийся:
Алма ағашы кішкентай,
Бақшамда менің жайқалған.
Ақшақардай ақ болып,
Аппақ гүлге оранған.
Киіп алып көйлегін,
Ақ оюмен көмкерген.
Алма ағашы кішкентай,
Дос болшы сен менімен.
4 обучающийся: Бірақ барлық адам табиғатпен дос болғысы келмейді. Әрбір жанұя күнде бір қоқыстан лақтырып тұрады. Планетамызда бір жыл ішінде мың килограмм қоқыс лақтырылады. Осы іс-әрекет ауамызды және суды ластайды.
Ребята! Для мусора есть специально отведенные места!
(На экране свалки мусора )
5 обучающийся(в костюме собачки):
Қандай қиын үйсіз болған,
Қарның ашып,
Қорғансыз қалған,
Жануарға қарапайым!
Ешкім бізді жақсы көрмес,
Басымыздан сипаған емес,
Табалдырығына жолатпай,
Өз үйіне кіргізбес.
Біз жалғыздықтан,
Жапа шегеміз.
Бізге де бақыт керек!
Әй , қиын өмірр сүру
Доссыз –иесіз!
6 ученик: Плохо живется не только бездомным собакам.
Несколько лет назад решили уничтожить волков, чтобы они не трогали домашний скот. Волков уничтожили, и в 15 раз возросло количество больных диких животных.
Волков тоже нельзя уничтожать, ведь они – санитары леса!
7 ученик: В Китае решили уничтожить воробьев за то, что они клевали зерно на полях. Воробьев погубили, появились тли, насекомые и уничтожили поля. В природе все нужны!
8 ученик: Человек и до моря добрался. Одно из них Аральское море. Вот до самого горизонта море покрыто черными кусками мазута величиной с горошину и даже с картофелину. Погибают обитатели океана. И даже птицы, попадая в смертельную грязь, умирают. Помните! Отравленная вода – смерть для жителей.
9 обучающийся :
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солничные блики,
Ястреба , парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку , мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите....
М. Дудин
10 обучающийся: На одном острове решили уничтожить комаров. Применили ядохимикаты.
Комары погибли, нечего стало есть другим животным
(Стук в дверь. Входит Алдар-косе с носовым платком. Он кашляет, чихает)
1 ведущий: Здравствуй, гость дорогой! Ты заболел? Сейчас дадим тебе лекарство. Правда оно горькое, но очень хорошо лечит.
(Несет большой флакон-бутылку, на нем крупными буквами написано“Лекарство”).
Алдар косе: “Лекарство”. Да еще горькое? Вы что забыли, что я выздоравливаю только от вкусняшек! Ну, в крайнем случае, от молока . А от горького лекарства я могу умереть.
2 ведущий: Ну, хорошо, не расстраивайся, будет тебе молоко . А пока, расскажи, пожалуйста, что с тобой случилось?
Алдар косе: Сейчас расскажу. Ребята, как вы знаете, я живу где? Правильно, в степи. Там у меня всегда чистый воздух. А от грязного воздуха я чихаю.
1 ведущий: Но, где же ты надышался грязного воздуха? Ребята, где в нашем городе загрязнен воздух?
(Дети отвечают: заводы, дым, свалки, машины и т д)
Алдаркосе: Children! Let’s take care of the nature! We must remember this rules!
1 обучающийся : Не срывайте цветов! Пусть красивые растения остаются в природе! Надо посадить деревья!
2 обучающийся: Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников!
3 обучающийся: Don’t kill wild animals and save their lifes!
6обучающийся: Нельзя оставлять после себя мусор в лесу, на лугу, на берегу водоёма!
(Торжественная музыка. Из глубины сцены выносят Красную книгу.
В ней вложены страницы: черная, красная, желтая, зеленая, белая и серая)
1 обучающийся: Красная книга – это международный государственный документ, куда заносятся данные о редких растениях и животных. Красная книга называется так потому, что красный цвет – сигнал смертельной опасности. Храниться она в Швейцарии.
2 обучающийся : Но занести в Красную книгу – это еще не значить спасти.
3 обучающийся : (входит, берет Чёрную страницу)
Я черная страница Красной книги. Я свидетель беды нашей планеты. Мои списки несут в себе названия тех растений и животных, которых уже нет на Земле. Она – умерли! Они убиты! Они уничтожены человеком!
Заключительное слово педагога: Вот и закончилось наше эко-путешествие. Будем же беречь нашу планету! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Чтобы в будущем мы и наши потомки могли совершать не только заочные, но и реальные путешествия. И помните, что завтрашний день Казахстана будет таким, каким мы его создадим сегодня.
Исполняется песня «Мой Казахстан» (Т. Куменова)
Список использованной литературы:
1.Андриянова А.П. « Опять черемуха в цвету »: формирование экологической культуры с помощью поэтических произведений . Начальная школа .-2004.№5 стр 32-35
2..Ж. Қалжанова .« Балдәурен ән дәурен». Алматы .2009.
3. Бугаева Н. Л .Материалы для экологической тропы .2009 .№ 1 . Начальная школа.