kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Сосна обыкновенная- совсем необыкновенная»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экскурсия посвящена зеленому символу Гайнского МО Пермского края

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Сосна обыкновенная- совсем необыкновенная»»

Министерство образования Пермского края

Управление образования Гайнского муниципального округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кебратская основная общеобразовательная школа»











Эколого-краеведческая экскурсия

«Сосна обыкновенная- совсем необыкновенная»







Златина Альбина Геннадьевна,

учитель биологии и химии,

п. Кебраты, Гайнский МО,









Пояснительная записка

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к своей малой Родине[1].  Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение. Целью краеведческой работы является научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. [2]. Не случайно по результатам опроса из составляющих патриотизма 93,6 % респондентов выделена «любовь к родной природе» и 92,8 % «любовь к своей малой родине, месту, где родился и живешь».Д. С. Лихачев отмечал: «Краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень».

Экскурсия посвящена деревьям и кустарникам – «зеленым символам» муниципальных районов Пермского края.

Тема: «Сосна обыкновенная- совсем необыкновенная».

Целевая аудитория – обучающиеся МБОУ «Кебратская ООШ», визитеры школы.

Продолжительность-30-35 мин.

Место проведения –территория МБОУ «Кебратская ООШ», естественное насаждение сосны обыкновенной.

Цель: создание условий, способствующих развитию духовных и патриотических качеств юного гражданина России, через изучение сосны обыкновенной как «зеленого символа» Гайнского муниципального округа.

Задачи:

1.Познакомить обучающихся с морфолого-биологической характеристикой сосны обыкновенной: место обитания, строение, размножение, значение.

2. Раскрыть художественный образа «зеленого символа» Гайнского муниципального округа.

3.Развивать познавательный интерес на основе наблюдения за живыми объектами и изучения роли зеленых насаждений.

4.Обучить школьниковнавыкам исследования живых объектов.

5. Поднять «зеленый имидж» сосны обыкновенной, раскрыть ее символическую роль.

6.Прививать любовь к своей малой Родине.

Предполагаемые образовательные результаты (целевые ориентиры):

1.Потребность в изучении окружающего мира.

2.Понимание уникальности сосны обыкновенной как зеленого символа Гайнского муниципального округа.

3. Навыки наблюдения за живыми объектами и их исследование.

4. Эмоционально-позитивный опыт общения с природой.

5.Осознание значимости ценности малой Родины и ее природного наследия в развитии России.

Основные объекты показа - живые биологические объекты: сосна обыкновенная, фотография герба и флага Гайнского муниципального района, репродукции картин Шишкина И. «Песчаный берег», «Вечер в сосновом лесу», «Утро в сосновом лесу», «Рожь» (http\wikipedia.org). Семена и шишки сосны обыкновенной.

Оборудование: метровая линейка или рулетка, сантиметровая лента, калькулятор, шаблон «Паспорта дерева» (по количествуподгрупп-5-6 человек).


Содержание экскурсии:

Добрый день. Сегодня вы примете участие в экологической экскурсии «Сосна обыкновенная совсем необыкновенная».

Во время экскурсии говорим негромко. Бережливо относимся к живой природе.

Маршрут нашей экскурсии короткий. Главная героинярастет на территории нашей школы, а также мы можем ее увидеть и на прилегающей к школе территории. Около 70 лет назад при строительстве школы вокруг здания деревья были спилены, осталось лишь 11 сосен. На загороженной территории подрастают молодые сосны, выросшие самосевом. Так почему же сосна обыкновенная –совсем необыкновенная?

А начну я вот с чего. В 2014 году по предложению Пермского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры» заложена Аллея Пермского края, объединившая деревья и кустарники, символизирующие муниципальные районы.  Список растений-символов был составлен общими усилиями ученых, краеведов и администрациями муниципальных районов. При их отборе было учтено их место произрастания, декоративные признаки, ценность растения в жизни муниципального района. Около всех деревьев расположена табличка с наименованием на русском и латинском языках, гербом территории.

Зеленым символом Гайнского района (ныне муниципального округа) является сосна обыкновенная, т.е. она является «зеленым имиджем» нашего района. Сосна служит символом лесных богатств района. Поэтому её изображение можно увидеть на гербе и флаге Гайнского района (Приложение 2).

Каждый день у входа в школу встречают нас величавые сосны. Давайте познакомимся с ними. Они являются древнейшими растениями Земли, сумевшими пережить великое оледенение.

- В каких местах можно встретить сосну? (ответы экскурсантов).

Обычную сосну найдёте
в сухом лесу и на болоте;
почти везде растёт сосна —
непривередлива она! (Насимович Ю.)

-Давайте составим портрет сосны обыкновенной. Опишите ее внешний вид. Сколько лет живет? (слушаем ответы).

-Это дерево имеет прямо ствол диаметром до 1.2 и высотой до 40-50 метров. Крона дерева у молодых деревьев в форме вытянутого конуса, у зролых округлая.

- Потрогайте кору дерева, что вы можете рассказать о ней?Понюхай кору. Что напоминает тебе это запах? 
Цвет коры с возрастом дерева меняется на рыжеватый вверху и коричнево-серый внизу ствола. У взрослых деревьев, кора вверху тонкая, а снизу толстая и плотная. Иногда можно увидеть на поверхности коры, выделившуюся желтую смолу.

-Почему это дерево является хвойным?

Лист сосны называется хвоинка и собраны парами. У молодых деревьев хвоинки длинные, до 9 см, у взрослых до 5см.

-Кто знает, почему же хвойные деревья называют вечнозелеными? (Хвоя меняется постепенно).

Различают около 120 видов сосны: кавказская, горная, сибирская и др.

-Как она размножается? Как вы можете пояснить, что сосна голосеменное растение?

Весной, на побегах можно увидеть мужские и женские шишки. Растение ветроопыляемое. Интересно, что семена вызревают, только спустя полтора-два года с начала опыления. Женские коричневые шишки чешуйки к концу зимы. (показ семян и шишек сосны).

-А какое значение играет сосна обыкновенная в природе? Определите, о каком значении сосны говорится в этом стихотворении:

Л.Преображенская

Дятел

Дятел подолгу стучит по сосне,
Ищет жучков и личинок в коре,
Ими питается, кормит птенцов,
За это зовут его – лекарь лесов.
Зимой в холода, снега и метели
Трудные настают времена,
И дятел шишки сосны или ели
Долбит и ест из них семена.
(ответы экскурсантов)

-Как использует человек — это дерево? (ответы экскурсантов)

Применение

Древесина сосны обыкновенной имеет широкое использование в строительстве, для изготовления шпона, фанеры, доски, бруса. Корни, очень гибкие в свежем виде, становятся крепкими и упругими при высыхании; из них можно делать плетёную мебель или корзины и вазоны. Сосна это источник большого количества ценных веществ, часто используемых человеком. Смола, получаемая способом подсочки с давних времён, является уникальным сырьём для химической промышленности. Из неё получают известные многим продукты: канифоль и скипидар. Из хвои и шишек получают полезнейшее эфирное масло сосны. 

Лечебные свойства

Польза сосны была известна еще нашим предкам. У коми-пермяков смола заменяла зубную пасту и антисептические мази, а отвар хвои служил источником витамина С. Молодые побеги сосны коми-пермяки называют «туган», и это было настоящим лакомством для ребятишек. И сейчас смолу, молодые почки, весенние побеги, хвою, шишки первого года люди продолжают использоваться в лечении разных недугов:

  1. Из-за антисептических свойств, смола еще в древнем Египте использовалась в бальзамирования мумий фараонов. Живица (смола) — прекрасное ранозаживляющее средство. Её используют для лечения ранок, ожогов.

  2. Смола идет на пользу зубам и деснам. Состав живицы подавляет бактерии, которые являются причиной кариеса и пародонтита.

  3. Смола входит в состав препаратов от болезней сердечно-сосудистой системы.

  4. Смесь живицы с различными эфирными маслами, назначают для профилактики болезней опорно-двигательного аппарата: при артритах, ревматизмах, остеохондрозе, радикулитах.

  5. Приготовленные из почек сосны отвары, настойки с медом очень давно служили лекарством при недугах легких, для разжижения мокроты. В мочегонных сборах, почки сосны необходимый ингедиент.

  6. Побеги сосны — эффективное средство против цинги. Веточки сосны мореплаватели запасали на долгие экспедиции.

  7. Экстракт хвои обладает прекрасным бактерицидным свойством и поэтому является обязательным компонентом лечебных мазей, зубных паст.

  8. Эфирное масло издавна применяется в ароматерапии. Сейчас это обязательный ритуал многих парильщиков в бане. Можно использовать готовые масла или просто веточки, в составе березовых веников.

  9. Сейчас очень популярно варенье из молодых сосновых шишек, которое незаменимо для профилактики и лечения ОРВИ и гриппа.

Известно, что фитонциды, выделяемые хвоей сосны, уничтожают палочки Коха. Именно поэтому противотуберкулезные лечебные учреждения строятся в сосновом бору, или после их строительства засаживают сосновыми деревьями.

Сосна очень красивое дерево. Художники изображают ее на картинах, поэты пишут стихи. Посмотрите известные картины И. Шишкина (Приложение 3).

Подведем итог.

Современная территория Пермского края на 70 % покрыта лесами. В Гайнском районе растения, характерные для зоны тайги занимают 95%. Иногда, кажется, что так было и будет всегда. Но ежедневно можно увидеть на дорогах лесовозы, груженные древесиной. Людям нужны дрова, пиломатериалы. Лес является объектом бизнеса для получения прибыли. Несанкционированные свалки в лесах стали обычным явлением. Неосторожное обращение человека с огнем делает это место необитаемым для растений и животных на долгие годы. Надолго ли нам хватит этого леса? Только ли для этого растет лес? Знаете ли вы, что дерево средней величины обеспечивает кислородом для дыхания трех человек. Кроны деревьев уменьшают солнечную радиацию в 7 раз, а сила ветра уменьшается на 50 %. Увидят ли другие поколения наших односельчан, земляков-гаинцев красоту и богатство леса? Лес – это не просто наше богатство, это наше наследие. И сейчас настало время осознать это. Надо научиться уважать и гордиться этим наследием.

Значимыми мероприятиями эколого-краеведческого направления для обучающихся нашей школы стали: всероссийский конкурс, организованный фондом им. Вернадского «Экологический герб: знать, чтобы сохранить» (2022,2023), экологический субботник «Зеленая весна-2023». Проведение природоохранных акций на уровне школы и поселка, участие в муниципальных конкурсах проектов и исследовательских работ по направлению «Биология и экология», работа команды школьников в краевом проекте «Исследуем Пермский край» (2023 г.).

Практическая часть: младшие школьники- сбор шишек для поделок. Старшие школьники- заполнение «Паспорта дерева» (Приложение1).

Предполагаемые способы рефлексии или закрепления материала

-Так почему же сосна обыкновенная совсем необыкновенная?

Предполагаемые ответы: ценность и значимость сосны.

По окончании экскурсии ученикам может быть предложено выполнение информационного проекта «Значение сосны в жизни человека», «Репортаж одного дерева о своей жизни в школьном парке», составить викторину или кроссворд, листовки и др.

Наша экскурсия закончена. Фотография на память. Заполнение «Тетрадиотзывов и предложений».

















Приложение1

Паспорт дерева

Название дерева_____________________________________________

Семейство __________________________________________________

Биологические особенности: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Способ размножения ____________________________________________

Место “прописки” (название города ,улицы и т. П.): ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Краткое описание места, где растет дерево_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Окружность ствола на высоте 1,3 метра (С) ______________________

Диаметр ствола на высоте 1,3 м (d = C : 3, 14) _____________________

Примерная высота дерева_______________________________________

На какой высоте дерево начинает ветвиться_______________________

Ширина кроны__________________________________________________

Состояние почвы вокруг дерева в радиусе около 1,5 – 2 м от ствола 
(почва рыхлая, уплотненная, вытоптанная; покрыта или нет травой и т.д.):

Состояние дерева в момент заполнения карточки (отличное, хорошее, удовлетворенное, неудовлетворенное – нужное подчеркнуть). Подробное описание:

Рекомендации:_____________________________________________________

Другие сведения о дереве:____________________________________

Фотография дерева





























Приложение 2

Герб и флаг Гайнского рйона









Приложение 3

Картины Шишкина И.

«Утро в сосновом лесу»

«Рожь»

«Вечер в сосновом лесу» «Песчаный берег»



















Список литературы

1.Борисов Н. С. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н.С.Борисов. – М.: Просвещение, 2012.

2.Кирюханцев К. А. Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2015. 

3.https://proza.ru/2020/01/25/1576.Сказки о зверятах. Глава 5. Про деревья.

Григорий Рыжов






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Сосна обыкновенная- совсем необыкновенная»

Автор: Златина Альбина Геннадьевна

Дата: 15.12.2023

Номер свидетельства: 642381

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Клубный час "Золотая осень в произведениях русских писаителей""
    ["seo_title"] => string(69) "klubnyi-chas-zolotaia-osien-v-proizviedieniiakh-russkikh-pisaitieliei"
    ["file_id"] => string(6) "255447"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447936781"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства