kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка внеклассного мероприятия на тему "Вода-вещество №1 в мире"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного внеклассного мероприятия: формирование экологического мышления у обучающихся; вопитание бережного отношения к природным ресурсам и своему организму.

Форма проведения мероприятия: устный журнал, который состоит из следующих страниц: Вода-источник жизни, Культура потребления воды, Круговорот воды в природе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия на тему "Вода-вещество №1 в мире"»


Тема: «Вода – вещество №1 в мире»


Цель: формирование у учащихся экологического мышления; расширение кругозора;

воспитание бережного отношения к природе и к своему организму.

Эпиграфы: «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы с ней сравниться по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Не только земная поверхность, но и глубокие — в масштабе биосферы — части планеты определяются, в самых существенных своих проявлениях, ее существованием и ее свойствами». (Академик  В. И. Вернадский)

« Вода – наиболее драгоценное ископаемое». ( А.П.Карпинский.)

Форма проведения: устный журнал

Оборудование: интерактивное оборудование, фильм «Вода – источник жизни», презентация «Вода в нашей жизни» (о воде с точки зрения биологов, химиков, физиков, географов)


План проведения:


  1. Вступительное слово преподавателя

  2. Страницы журнала:

  1. Вода – источник жизни

  2. Культура потребления воды

  3. Круговорот воды

III.Заключительное слово преподавателя

IV. Стихотворение «Что такое вода…»


Преподаватель:

«Краса всей природы», - так сказал о воде русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Вода – колыбель жизни. В ней зародилась жизнь на нашей планете, в ней она остается наиболее богатой и разнообразной. Без воды нет жизни, вода есть в каждом живом существе. Без пищи можно прожить гораздо дольше, чем без воды.

Вода занимает две трети поверхности земного шара. Растения состоят из воды примерно на одну четвертую. Человек и многие животные почти на две трети состоят из воды. Природа позаботилась, чтобы на Земле была вода. Она хранится в «земных чашах». Это океаны, моря, озера, пруды и болота, она пропитывает почву и присутствует даже в воздухе, которым мы дышим. Без воды наша жизнь была бы невозможна. У воды множество замечательных свойств: она поддерживает в нас жизнь, не позволяет Земле перегреваться и переохлаждаться, ее энергию можно использовать для получения электричества. Вода оказывает колоссальное влияние на погоду и климат нашей планеты.

Вода – не только одно из самых распространенных на Земле соединений химических веществ, это одно из самых необычайных на нашей планете явлений, она хорошо известна всем в твердом, жидком и газообразном состоянии.

Жизнь на нашей планете зародилась давным-давно, когда на Земле сложились для этого благоприятные условия. И зародилась она в океане, т.е. в воде.

Вода – непременный участник всех биохимических реакций, вода своего рода санитар, с ее помощью выводится из организма ненужные ему и вредные продукты обмена веществ – своеобразные отходы биохимического производства.

ИНТЕРЕСНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

-Нашему организму требуется 2,7 литров воды в день;

-Для того, чтобы произвести одно яйцо, необходимо около 450 литров воды;

-Для получения зерна на одну буханку хлеба требуется 1135 литров воды;

-При выращивании риса используют полив затоплением. Чтобы вырастить всего один килограмм риса, нужно 4500 литров воды;

-Для изготовления одного автомобиля требуется 370 тыс. литров воды;

-Для изготовления одной газеты требуется 560 литров воды.


Вода – источник жизни

Вода — основа жизни на нашей планете. Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать это утверждение. Покрывая две трети поверхности Земли, вода влияет практически на все процессы, которые происходят на нашей планете. Тяжело найти такое природное тело, которое бы не содержало в себе воды. Влагу содержат даже камни и огненная магма. Растительный мир состоит из воды на 70–95%.

Вода является распространенным, простым, но в то же время самым сложным и таинственным веществом на Земле. Воде посвящено огромное количество научных работ, но до сих пор она остается недостаточно изученной. Вода считается священной основой жизни, с ней связаны важнейшие ритуалы практически всех религий.

До середины ХVIII века вода считалась неделимым веществом. И только в 1783 году французский химик Антуан Лоран Лавуазье пришел к выводу, что она имеет сложное строение: в ее состав входят водород и кислород. После этого свыше ста лет все считали, что вода — соединение, описываемое единственно возможной формулой H2O. Но в 1932 году мир облетела сенсация: кроме обычной воды, в природе существует еще и так называемая тяжелая вода. Сегодня известно, что изотопных разновидностей воды может быть 135.

Даже в наши дни ученые продолжают делать открытия. Например, сегодня доказана теория об информационной памяти воды — свойствах воды воспринимать и передавать негативную или позитивную информацию о материи, с которой она контактировала ранее.

Вода для человеческого организма — это второе по значимости вещество после кислорода. Общеизвестно, что наши тела состоят почти на две трети из воды. Неслучайно человек может жить без пищи до 6 недель, а без воды — не более 7 дней. Многие ученные считаю, что человеческая жизнь, представляет собой «борьбу за воду». Вода — индикатор старения. Тело ребенка от рождения до годовалого возраста содержит 80–85% воды. При достижении возраста 18 лет содержание воды уменьшается до 65–70%, а в старости — до 25%. Многие ученые склоняются к мысли, что в обеспечении организма качественной водой и в количестве, необходимом для нормального процесса обмена веществ, заключается секрет продления молодости.

Вода помогает функционировать почти каждой части человеческого тела:

  • Мозг на 75% состоит из воды. Обезвоживание может причинять головные боли и головокружение.

  • Регулирует температуру тела.

  • Кровь на 92% состоит воды.

  • Несет питательные вещества и кислород ко всем клеткам тела.

  • Вода требуется для выдоха, увлажняет кислород для дыхания.

  • Защищает и буферизирует жизненно важные органы.

  • Помогает преобразовывать пищу в энергию.

  • Помогает питательным веществам усваиваться органами.

  • Выводит отходы.

  • Кости на 22% состоят из воды.

  • Мускулы на 75% состоят из воды, в них находится около половины всей воды тела.

  • Пот, молоко, желудочный сок и т. п. на 99% состоят из воды.

(Просмотр фильма «Вода – источник жизни)

Ты можешь быть мягкой и жесткой,

Ты можешь дать жизнь и отнять.

Ты можешь, вращая турбины,

Полночную тьму разгонять.

Ты можешь согреть мегаполис

И льдами сковать полюса,

Ты сладостью душу напоишь

И солью прольешься в глаза

Знакома от пара до снега

Как солнце и воздух нужна

Природе, Земле, Человеку –

Живая, Святая вода.

Проходят эры – милионолетья,

Земля живет, и будет жить всегда,

Пока в артериях ее не иссякает

Источник Жизни – Чистая вода…

(Презентация «Вода в нашей жизни»)


Культура потребления воды

В течение жизни человек выпивает 35 тонн воды, но не вся жидкость одинаково полезна. Известно, что человек может прожить без пищи шесть недель, а без воды только одну. Обезвоживание грозит многими проблемами со здоровьем. Может появиться сухость во рту, головокружение, притупляется внимание, кожа становится сухой и дряблой, слабеют мышцы. Вода доставляет в клетки питательные вещества и уносит все ненужное из организма. Воду надо пить за 30 минут до еды и через 1,5 часа после нее.

От жажды организм посылает в мозг сигналы, сходные с сигналами голода. В результате люди начинают есть, в то время как хотят пить. Выпивая каждый день по 2 литра воды, человек может сократить количество потребляемой пищи. Диетологи рекомендуют утро начинать со стакана чистой воды и пить ее небольшими глотками.

Существует версия, что вода обладает памятью. Она запоминает не только вещества, которые в ней когда-то растворялись, а потом были удалены, по и произнесенные слова, выраженные эмоции. Японский ученый Эмото Масару провел эксперимент. Он замораживал воду, но пока шел процесс кристаллизации, либо бранился, либо говорил приятные слова. В результате появились снежинки – монстры и снежинки-красавицы.

Питьевой считается вода с минирализацией не менее 1 г на литр. Если этот показатель выше, то вы имеете дело с водой минеральной — столовой. Такую воду можно потреблять для утоления жажды, только не регулярно, а также для лечения различных заболеваний. Воды с минирализацией более 10 г на литр считаются лечебными. Их следует пить курсами строго по рекомендациям врача.

Самая полезная – талая вода, которая образуется из снега и льда. Не случайно народы, живущие в горах и использующие ледниковую воду, славятся своим долголетием. Талая вода благодаря своей структуре лучше усваивается организмом и приносит человеку максимум пользы. Чтобы пить талую воду, не обязательно забираться высоко в горы. Наполните банку, накройте крышкой и поставьте в морозильник. Когда половина банки замерзнет, слейте незамерзшую часть воды. Чистая вода превращается в лед в первую очередь. Разморозив, ее можно пить.

Суточная потребность организма в воде определяется условиями внешней среды, а также характером работы. В нормальных условиях для поддержания водного баланса необходимо ежедневно употреблять 2–3 литра жидкости. Непосредственно в виде свободной жидкости (разных напитков или жидкой пищи) взрослый человек в среднем потребляет в сутки около 1–2 литра воды. Остальное составляет вода, поступающая в организм в виде твердой пищи. Даже «сухая» еда на 50–60% состоит из воды.

Потребность в воде заложена в человеке на подсознательном уровне. Сигнал об утолении жажды поступает в мозг через 15–20 минут после питья, когда организм уже успевает насытиться влагой. Уменьшение количества воды в организме всего лишь на 1,5% вызывает сильную жажду, плохое самочувствие, сонливость, замедление движений, тошноту, иногда покраснение кожи. Если в организме содержание влаги снижается на 6–10%, это чревато головной болью, одышкой, отсутствием слюноотделения, потерей способности двигаться и нарушением логического мышлении. 11–20% недостатка воды вызывают спазмы мышц, бред, притупление слуха, зрения. А при потере 25% воды наступает смерть.

В обычных условиях организм человека адаптируется к окружающим условиям, и баланс воды поддерживается как бы «сам собой». Грубо говоря, захотел пить — попил. «Сбои» в этой схеме возможны при резкой смене температуры (например, поход в баню), либо при росте физических нагрузок (скажем, занятия спортом). Кроме того, на изменение потребности организма в воде влияют температура и влажность воздуха, потребление кофе и алкогольных напитков, состояние организма (например, болезнь), для женщин таким фактором может быть кормление ребенка и т. д.

В жаркое время года очень важно соблюдать правильный питьевой режим. Утром можно выпивать несколько больше воды, чтобы создать в организме некоторый запас жидкости, а днем, в разгар жары, питье следует ограничить. Очень важно правильно поддерживать водный баланс тем, кто занимается спортом. Медики рекомендуют делать это следующим образом. За 2–3 часа до занятия спортом необходимо выпить 400–600 мл воды; во время тренировки для восполнения потерь жидкости в организме — через каждые 15–20 минут 150–350 мл воды; после тренировки — 150% от потери веса за время тренировки.

Каждые сутки население нашей планеты потребляет 7–8 млрд. тонн воды. И хотя ученые уверены, что при рациональном использовании водные ресурсы неисчерпаемы, однако возрастающие запросы человека приводят к превышению уровня естественного восстановления вод и нарушению природного равновесия.

От качества воды зависит качество нашей жизни. Хотя запасы пресной воды на Земле исчисляются миллионы кубических километров, далеко не всякая вода полезна для человека. Проблема качественной питьевой воды в мире всегда стояла особенно остро. Около 60% поверхности Земли составляют зоны, где отсутствует пресная вода или ощущается ее острый недостаток. Почти 500 млн. человек страдают от болезней, вызванных недостатком или неполноценностью питьевой воды.

Вода… Разве это не счастье
В зной прохладу ее ощутить?
Оказавшись у жажды во власти,
Силу чистой воды оценить.
Разве это не счастье, скажите,
Когда в ритме мирской суеты

Вы у моря беспечно лежите,
Наслаждаясь мерцаньем воды?
Или просто, устав в одночасье
От метелей и длинных ночей,
Вас вернет в состояние счастья
Своей песней весенний ручей.
Когда пылью окутает город
И в полях засыхают хлеба,
Каждой каплею дождик нам дорог.
Разве это не счастье – вода?
Иль осенней промозглой порою,
Когда душу съедает печаль,
Мы, опять же, спасаясь водою,
Пьем горячий живительный чай.
Новой жизни – среда обитанья, -
В материнской утробе малыш.
Основной элемент мирозданья,
Все чем дышишь и чем дорожишь.
От росинки на нежном листочке –
И до радуги после дождя.
От едва не раскрывшейся почки –
До плодов, тех, что дарит земля.
Так давайте ценить это чудо,
Чтоб с водою в гармонии жить.
А она с благодарностью будет
Нам любовью за это платить!

Круговорот воды

(на интерактивной доске изображение схемы «Круговорот воды»)


Вода – вечный путешественник. Она находится в состоянии бесконечного круговорота. Проследить ее путь во всех подробностях нелегко Но в общих чертах можно.

Солнечные лучи нагревают поверхность планеты и испаряют при этом огромное количество воды. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, рек, озер, из почвы. Воду испаряют все растения. Ее пары вдыхают животные.

Вода превращается в газ в любое время года, даже зимой, в большой мороз. Но чем выше температура, тем больше в атмосфере ее паров. Летом при 20* тепла, в каждом кубическом метре воздуха может содержаться до 17 граммов влаги. Если в такой насыщенный воздух поступят новые пары воды, они будут конденсироваться, превращаясь опять в воду. Иными словами, в воздухе возникают мельчайшие капельки. Они-то, а также кристаллики льда, если в воздухе холодно, и образуют знакомые всем облака. Для конденсации водяного пара необходимо, чтобы в воздухе находились твердые частички атмосферной пыли, которые играют роль ядер, осаждающих молекулы водяного пара. Обычно в атмосфере таких частичек очень много. Воздушные течения разносят пары воды и облака по Земле. Особенно много влаги несут с собой ветры, дующие с теплых морей. Мировой океан – основной поставщик влаги в атмосферу. Насыщенные водой воздушные массы перемещаются над материками, постепенно теряют ее в виде дождей или снега.

Судьба капель, упавших с неба различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, в озера или сразу в море и оттуда снова со временем испаряются в воздух. Часть дождевой воды задерживается в лужах, в растениях, но скоро нагретая солнцем, опять пускается в путешествие по воздушному океану. Много уходит в землю.

Попутешествовав в царстве Плутона дни, месяцы, иной раз и долгие годы, водяная капелька снова появляется холодной и очищенной, как бы действительно побывав в чистилище, на поверхности, чтобы затем побежать вместе с другими в море или сразу взмыть в облака.

Преподаватель:

Вследствие того, что моря и океаны занимают 71% поверхности земного шара, очень многие считают, что запасы воды неисчерпаемы, потому что существует множество ледников, а кроме того выпадают атмосферные осадки. Но ведь большая часть воды – соленая и она еще недостаточно используется человеком, а пресной воды хотя и тоже много, но она неравномерно распределена по земному шару. К примеру, Средняя Азия и Казахстан являются бедными районами с мизерными запасами пресной воды. Около трети населения Земли испытывают недостаток в пресной воде. На привозной воде живут целые государства: Алжир привозит воду из Европы, а Гонконг получает воду по трубопроводу из Китая.

Недостаток чистой воды связан не только с увеличением посевных площадей, а еще и потому, что растет народонаселение мира. А так как численность будет постоянно увеличиваться, то и дефицит воды будет увеличиваться тоже.

Следовательно, выход один – необходимо бережно относиться к запасам воды. Ведь, кроме сказанного выше, одной из причин нехватки воды является неправильное ее использование, загрязнение источников воды бытовыми и промышленными отходами. Что же получается? Испытывая уже сейчас дефицит пресной воды, человек продолжает безграмотно и безответственно ее уничтожать, превращая реки и озера в хранилище вредных ядовитых веществ, убивающих все живое не только в водоеме, но и вокруг него. Некогда чистые и прозрачные родники, освежающие путника и поившие его чистой и прозрачной водой, завалены мусором и отходами.

Как самый печальный пример безответственности человека перед природой можно привести сегодняшнее состояние озера Балхаш и Аральского моря.

В последние годы из-за строительства Капчагайской ГЭС и зарегулирования стока реки Или, а также забора воды для орошения рисовых полей в дельте реки Или и озере Балхаш резко ухудшилась гидрологическая обстановка – сократился приток воды, нарушился естественный режим паводков. Начался процесс усыхания озер в дельте, разрушение мест обитания животных.. Ежегодно Балхаш – это древнейшее озеро на земле – пополняется выбросами промышленных предприятий, сточными водами городов и бытовыми отходами. Свою долю в загрязнение озера вносят и туристы, которые абсолютно безграмотно и безответственно используют этот красивейший уголок природы.

Не надо забывать, что бездумно разрушая природу, мы губим свой дом. Человек только малая часть Великой Природы. Природа может обойтись без человека, но человек без Природы – никогда.

Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.
Без воды на Планете не мыслимо что-то живое
И вода вездесуща – и в недрах, и по над землей,
И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.
Океаны и реки, озёра и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может Галактики всей.
Мы не ценим её, мы, как дети с игрушкой играем,
С этим главным сокровищем, таинством Жизни, водой,
Загрязняем её, отравляем её, убиваем…
Ну, а если когда-то игра обернётся бедой?
Палит солнце пустыни, на тысячи верст ни колодца,
И ни капли воды, и от зноя спекаются рты,
И от белого Солнца готова башка расколоться…
Дайте счастья глоток, дайте каплю бесценной воды!
Кто такое узнал, кто однажды прошёл через это,
Тот с водою на «Вы», тот её от беды бережёт…
Неужели ж людей, чтоб надёжней хранили Планету,
Через пекло пустыни когда-то судьба проведёт.
Очень хочется верить, что люди ещё повзрослеют,
Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,
И в бездонном пространстве планета Земля голубая
Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Разработка внеклассного мероприятия на тему "Вода-вещество №1 в мире"

Автор: Свинарева Нина Васильевна

Дата: 31.01.2023

Номер свидетельства: 624511


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства