Разработка внеклассного учебного занятия для девочек-подростков «Будь собой – будь звездой!»
Разработка внеклассного учебного занятия для девочек-подростков «Будь собой – будь звездой!»
Разработка внеклассного учебного занятия в рамках образовательной программы для девочек-подростков «Будь собой – будь звездой!», направленной на формирование здорового образа жизни подрастающего поколения Республики Казахстан.
Тема:«Личная гигиена – залог здоровья, красоты и уверенности в себе»
Цель: способствовать повышению уровня гигиенической культуры - как неотъемлемой части общечеловеческой культуры.
Задачи:
Познакомить девочек – подростков с теми психофизиологическими изменениями, которые происходят с ними в период полового созревания и создания позитивного отношения их к самим себе.
Создание атмосферы доверительного отношения подростков для открытого обсуждения ими своих чувств, организовав групповую форму занятия.
Воспитание навыков здорового образа жизни и соблюдение личной гигиены.
Средства обучения:
Интерактивная доска, флипчарт, видеоресурс, дидактический материал, ящичек для вопросов «Хочу это знать!», комплект материалов от организаторов программы «Будь собой – будь Звездой!»
План проведения занятия.
В контексте с новыми подходами к образованию по уровневым программам АОО «НИШ»в Республике Казахстан на 2011 – 2020гг.
Формы и методы занятия
Структура и содержание занятия
Время
Деятельность учащихся
*Наглядные методы обучения.
*Использование ИКТ в преподавании обучении.
*Развитие критического мышления.
Организационный момент: приветствие учащихся; сообщение темы и цели занятия.
Стадия Вызов:
А. Актуализация знаний о гигиене человека.
Б. Формулирование вывода о взаимосвязи понятий гигиена и культурой человека/файл №1 флипчарта /.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного учебного занятия для девочек-подростков «Будь собой – будь звездой!» »
Разработка внеклассного учебного занятия в рамках образовательной программы для девочек-подростков «Будь собой – будь звездой!», направленной на формирование здорового образа жизни подрастающего поколения Республики Казахстан.
Тема:«Личная гигиена – залог здоровья, красоты и уверенности в себе»
Цель: способствовать повышению уровня гигиенической культуры - как неотъемлемой части общечеловеческой культуры.
Задачи:
Познакомить девочек – подростков с теми психофизиологическими изменениями, которые происходят с ними в период полового созревания и создания позитивного отношения их к самим себе.
Создание атмосферы доверительного отношения подростков для открытого обсуждения ими своих чувств, организовав групповую форму занятия.
Воспитание навыков здорового образа жизни и соблюдение личной гигиены.
Средства обучения:
Интерактивная доска, флипчарт, видеоресурс, дидактический материал, ящичек для вопросов «Хочу это знать!», комплект материалов от организаторов программы «Будь собой – будь Звездой!»
План проведения занятия.
В контексте с новыми подходами к образованию по уровневым программам АОО «НИШ»в Республике Казахстан на 2011 – 2020гг.
Формы и методы занятия
Структура и содержание занятия
Время
Деятельность учащихся
*Наглядные методы обучения.
*Использование ИКТ в преподавании обучении.
*Развитие критического мышления.
Организационный момент: приветствие учащихся; сообщение темы и цели занятия.
Стадия Вызов:
А. Актуализация знаний о гигиене человека.
Б. Формулирование вывода о взаимосвязи понятий гигиена и культурой человека/файл №1 флипчарта /.
2 мин
2 мин
1 мин
Обсуждают в группе и обдумывают определение термина «Гигиена», «Личная гигиена».
Рассуждают и учатся анализировать, устанавливать аналогию между понятиями.
*Элементы игровой формы.
*Демонстрация видеоматериала.
*Стратегия прогнозирования с помощью вопросов
* Демонстрация опыта.
Стадия Осмысление:
А. Выполнение задания: «Мои средства личной гигиены».
Б. Просмотр обучающего фильма «Будь собой – будь звездой!».
В. Обсуждение фильма по заранее предложенным вопросам, соответственно для каждой группы.
Г. Проведение демонстрации впитывающей способности и сухости геля.
Д. Другие средства женской гигиены/файлы № 5,6/.
3 мин
20 мин
7 мин
Выполняют групповое задание: составляют перечень средств личной гигиены (одновременно все принимают участие в работе!)
Просмотр фильма.
Обсуждение фильма по вопросам
( каждой группе предложен всего 1 вопрос)
*Неформальная беседа.
*Развитие творческого воображения.
*Развитие логического суждения, широты взглядов.
Стадия Рефлексии:
А. Обсуждение заданных вопросов из ящика «Хочу это знать!»
Б. Получение подарков от компании P&G.
В. Размышление о проведённом мероприятии.
3 мин
3 мин
4 мин
Слушают ответы на заданные вопросы.
Получают подарки.
Заполняют стикеры, где отражают свои мысли о значимости проведённого мероприятия.
Анализ проведённого мероприятия.
В гимназии № 5 г. Рудного проведено внеклассное мероприятие "Будь собой - будь звездой" для девочек-подростков, которая проводилась в рамках общенациональной программы "Казахстан - 2030".
В первую очередь, проведённое занятие – это одно из мероприятий школы по половому воспитанию подростков и способствует гармоничному развитию подрастающего поколения, сповышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции у будущей женщины, созданию чувства ответственности за здоровье и благополучие и укреплению брака и семьи.
Я, как учитель, на протяжении всего курса биологии, формирую у девочек чувство ответственности не только за физическое здоровье, но и моральное, расширяя знания о культуре половых взаимоотношений, и подвожу их к выводу: самоконтроль и сознание – это необходимые качества для правильного самовыражения личности и отношения к личной гигиене и репродуктивному здоровью.
В начале урока положительный эмоциональный настрой на занятие: сообщение об интригующем ящичке, подарочном сюрпризе в конце занятия.
Сообщаю девочкам, о том, что мы с вами встретились для того, чтобы поговорить о гигиенической культуре. Американская компания Procter&Gamble( P&G ) — один из лидеров мирового рынка потребительских товаров, Национальный Центр проблем формирования здорового образа жизни и Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии проводят совместную программу для подростков с общим названием «Будь собой – Будь Звездой!». Программа включает в себя различные аспекты взросления, формирования основ здорового образа жизни, повышения уровня гигиенической культуры, и разносторонних талантов и интересов школьниц.
Тема занятия: «Личная гигиена – залог здоровья, красоты и уверенности в себе».Девочки были объединились в дружеские группы № 1 – 6 для совместного обсуждения вопросов и разговора по данной теме. Общение началось с беседы о значимости гигиены в жизни человека, связи понятия «гигиена» со здоровьем, культурой человека (фото № 1, 2). Сообщила, что в процессе всего занятия у вас будет возможность в письменной форме задать личные вопросы и передать в ящичек для вопросов: «Хочу это знать!», ответы на которые мы вместе обсудим в конце занятия (фото № 3,4).
- Что такое гигиена? Какие у вас имеются знания по определению этого термина? Обсуждение вопроса в группах и высказывание мнения. Многие девочки сразу стали перечислять такие понятия как: чистота, личная расчёска, зубная щётка, постельные принадлежности, а также забота о здоровье. Зачитали научное определение: Гигиена – это свод правил, которые помогают поддерживать здоровье, а также предохраняют человека от болезней, преждевременной старости. Вместе пришли к выводу, что представители групп, связавшие понятие «гигиена» со здоровьем - были правы. Далее, рассуждали о личной гигиене, так как именно к этому понятию были более близки высказывания девочек.
- Что, значит, личная гигиена? /Высказывание мнений в группах/.
Личная гигиена - это правила о том, как обращаться со своей кожей, зубами, половыми органами и теми предметами, которые окружают нас в быту. Обязательно личная гигиена затрагивает и правильное питание, распорядок дня, психическое состояние. Сам термин «гигиена» произошел от имени древнегреческой богини Гигиен - покровительницы здорового тела и духа.
- Скажите, какая связь может быть между гигиеной и понятиями «культура, культурный человек»?Зачитываем цитату К. Маркса – немецкого философа, мыслителя: « Для того, чтобы пользоваться множеством вещей, человек должен быть … в высокой степени культурным человеком…».В процессе нашей беседы мы приходим к выводу, что:«Личная гигиена – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры».
Предложено небольшое игровое задание: «Мои средства личной гигиены»: изобразить предметы, необходимые для соблюдения личной гигиены за 3 минуты. У какой группы перечень средств окажется больше?В процессе групповой работыразвиваются такие важные личностные качества учеников, как коммуникативность, уважение к мнению друг друга, принятие быстрого решения вопроса и непосредственная организация деятельности по выполнению задания и лидерские качества проявляют самые активные ученики. Девочки быстро включились в деятельность по изображению средств личной гигиены. Участие принимали одновременно 3-5 девочек: одни рисовали с разных сторон плаката, другие подписывали и тут же сразу предлагали ещё предметы личной гигиены, выслушивая мнение друг друга (фото № 5,6).
Подводим итоги выполненного задания:подсчитываем количество изображённых предметов, и оказывается, что больше всех - 11 предметов представила группа № 6, и получила приз (красивые салфетки, фото № 7).
Сравниваем рисунки девочек в группах с изображёнными на странице флипчарта (фото № 8,9).
Девочки огорчились, что не изобразили только наборы для обработки ногтей, и гигиенические прокладки, тем более, что некоторые уже ими пользуются (фото № 10).
Далее было сказано о том, что сегодня вы подробнее узнаете о средствах личной гигиены, необходимые для использования в дни, когда в организме девочек и женщин происходят физиологические процессы, называемые менструациями. Чтобы обо всё узнать более подробно предлагается посмотреть фильм «Будь собой – Будьзвездой!». Сделан настрой на просмотр видеоматериала с целью последующего обсуждения по заранее предложенным вопросам.
Перечень вопросов следующего содержания:
Какие основные изменения происходят в
подростковом возрасте с организмом?
Одинаковы ли изменения у всех или отличаются?
Что такое менструация?
С какой целью рекомендуется иметь специальный календарь месячных?
Каковы основные средства гигиены во время месячных?
Какое отношение имеет правильное питание к вопросу о половом созревании?
Разговариваете ли вы дома на тему интимной гигиены с вашими мамами, или старшими сёстрами?
В чём преимущество прокладок AlwaysUltra?
Фото № 11, 12 свидетельствуют о том интересе, который вызвал фильм: девочки внимательны и немного удивлены, так как не ожидали откровенный разговор на эту тему.Обсуждение не вызвало скованности и неуверенности. Отлично ответили на 7 вопросов! В процессе практического эксперимента можно получить ответ на заданный вопрос № 8 о преимуществах прокладок.
Внимание! Необычный эксперимент «Демонстрация впитывающей способности и сухости геля гигиенической прокладки». Он заключается в следующем: в стакане 100 мл воды комнатной температуры, подкрашенной зелёнкой (предполагаем, что это кровь, выделяемая в дни обильных выделений, равная в среднем 80-85 мл). Внутри прокладок AlwaysUltra имеется сухой влагопоглощающий материал, который при контакте с жидкостью превращается в гель. Это и обуславливает то, что поверхность прокладок остаётся сухой (Фото № 13, 14).
Вот так выглядит ВГМ, всего 1 чайная ложка этого порошка насыпается в стакан с водой. Через несколько минут мы наблюдаем следующую «картину»: порошок застывает и в виде геля и даже при переворачивании стакана не перемещается и практически остаётся только слегла влажным (фото № 15).
Формулируем вывод: комбинация наружного воронкообразног слоя и технологии влагопоглощающих гельобразующих материалов делают прокладку AlwaysUltra такой сухой и чистой.
На страницах флипчарта были представлены другие разнообразные средства личной гигиены: прокладки других фирм, прокладки-ежедневки, тампоны.(фото № 16,17).
В процессе всего мероприятия в ящичек «Хочу это знать» было предано 8 вопросов. Девочки с интересом задавали вопрос о пользовании тампонами, их надёжности и удобстве применения.
А также были вопросы следующего содержания: «Если это произойдёт во время урока, что делать?»; Может ли быть такое, что 2 месяца подряд месячных может и не быть?»; « Влияет ли смена веса тела на менструации?» (фото № 17,18). Последний вопрос также актуален в связи с тем, что имеющиеся нарушения обмена веществ (например, ожирение разной степени) у подростков могут быть причиной нарушения менструального цикла или даже его отсутствия.
На заданные вопросы получили ответы и даже приводили примеры из опыта , с которым делятся с девочками близкие для них люди. У одной девочки родная тётя гинеколог, рассказала ей о девочке, у которой менструация длилась больше трёх недель и она находится на лечении. Я рассказала о ювенильном кровотечении, при котом возможна только витаминная терапия, при необходимости ( в особых случаях) гормональная. Ещё раз подчеркнули важность правильного питания.
Ещё один сюрприз для Вас, девочки. Это подарки от P&G, от программы «Будь Собой – Будь Звездой». Это буклеты, где вы сможете прочитать и получить ответы на многие вопросы в отношении происходящих с Вами изменений, специально разработанный для Вас, и средства женской гигиены.
Подарки явно понравились девочкам (фото № 22, 23). Рефлексия данного занятия заключалась в просьбе: выразить на стикерах своё мнение о нашем мероприятии.
Вот некоторые высказывания, свидетельствующие о том что очень всё понравилось: «Мне интересно было, это мероприятие помогло узнать многое»; «Я узнала много советов и буду ими пользоваться»; Я получила новые знания о себе и личной гигиене»; «В будущем пригодится»; Мне понравилось и я считаю, что очень важное для девочек»; « Это когда-нибудь с каждой случиться» и другие. Были и такие высказывания, но всего трёх девочек: «Было очень странно»; «Мне было неприятно»; «Лучше бы не показывали». Все чувства девочек понятны, ведь степень понимания необходимости откровенного разговора об интимной стороне жизни и у взрослых вызывает разные отклики. Но для нормального психосексуального развития необходим наш разговор с ученицами подросткового возраста для становления их половой культуры и взаимоотношений с противоположным полом, для образования семьи, воспитания своих детей!
Всем спасибо за внимание и высказывание своего мнения, мне было приятно с Вами общаться.