kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Курение генетическая привычка?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемный вопрос проекта (вопрос для исследования).

Как генетика формирует наши привычки, а именно пристрастие к курению?

Гипотеза исследования.

В наш просвещенный век наблюдается любопытная тенденция. С каждым днем курящих становится все больше, несмотря на различные предупреждения «минздравов»  разных стран, на высказывания врачей насчет рака легких, на горячие дискуссии и сто и один способ, как бросить курить. Курит все больше женщин, девушек, начинают с многозначительным прищуром затягиваться подростки и просто дети. Интернет запружен статьями о вреде курения, выходят брошюрки о вреде курения, журналы вперемежку с рекламой табачных компаний советуют все новые и новые способы бросить…  А число курящих растет. Почему некоторые люди легко бросают курить, а другие — с трудом, если вообще бросают? Последние исследования показали, что уязвимость к никотиновой зависимости сформирована генами, так ли это?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Аннотация и фото проекта»

Проект "Курение генетическая привычка?"

Содержание

  • 1 Автор проекта

  • 2 Руководитель проекта

  • 3 Предмет, возраст учащихся

  • 4 Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

  • 5 Гипотеза исследования

  • 6 Гипотеза

  • 7 Цели исследования

  • 8 Задачи исследования

  • 9 Методы реализации проекта

  • 10 Этапы (ход исследования)

  • 11 I. Изучение и анализ публикаций по теме исследования:

  • 12 II. Социологический опрос (анкетирования учащихся для выяснения существования в школе такой проблемы):

  • 13 III. План мероприятий, направленный на воспитание здорового образа жизни учащихся

  • 14 Результаты исследования.

  • 15 Анализ результатов исследований.

  • 16 Выводы

  • 17 Главный вывод.

  • 18 Полезные ресурсы

  • 19 Проектные работы педагогов и учащихся

  • 20 Печатный вариант работы

Автор проекта

ФИО: Красная Светлана

Класс: 11

Регион: Кемеровская область

Населенный пункт: город Новокузнецк

Название образовательного учреждения: МБОУ СОШ №94

Руководитель проекта

ФИО: Шаравина Ольга Алексеевна

Предметная область: учитель биологии

Регион: Кемеровская область

Населенный пункт: город Новокузнецк

Название образовательного учреждения: МБОУ СОШ №94

Предмет, возраст учащихся

Проект рассчитан на учащихся 8-11 классов.

Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

Как генетика формирует наши привычки, а именно пристрастие к курению?

Гипотеза исследования

В наш просвещенный век наблюдается любопытная тенденция. С каждым днем курящих становится все больше, несмотря на различные предупреждения минздравов разных стран, на высказывания врачей насчет рака легких, на горячие дискуссии и сто и один способ, как бросить курить. Курит все больше женщин, девушек, начинают с многозначительным прищуром затягиваться подростки и просто дети. Интернет запружен статьями о вреде курения, выходят брошюрки о вреде курения, журналы вперемежку с рекламой табачных компаний советуют все новые и новые способы бросить… А число курящих растет. Почему некоторые люди легко бросают курить, а другие — с трудом, если вообще бросают? Последние исследования показали, что уязвимость к никотиновой зависимости сформирована генами, так ли это?

Гипотеза

Цели исследования

1. Изучение и анализ публикаций по теме исследования.

2. Исследовать роль генетических факторов, влияющие на количество курящих подростков.

3. Разработка и проведение социологического опроса в разных возрастных группах по тематике данной работы.

4. Изучить осведомленность обучающихся, как генетика формирует наши привычки, а именно пристрастие к курению?

Задачи исследования

1. Проведение опроса среди обучающихся 3-10 классов и родителей.

2. Изучить отношение школьников к курению.

3. Анализ статистики.

4. Показать механизм возникновения никотиновой зависимости связанный с генетической предрасположенностью.

5. Проведение мероприятий, направленных на профилактику табакокурения.

6. Выработать отрицательное отношение к попытке попробовать покурить.

Методы реализации проекта

1. Изучение научных источников.

2. Диагностика учащихся.

3. Анализ и проектирование.

Этапы (ход исследования)

I. Изучение и анализ публикаций по теме исследования:

1. Природа никотиновой зависимости:[1]

а)цикл табачной зависимости.

б)генетика никотиновой зависимости.

в)вступительное слово или Способы бросить курить.

2. Гены могут влиять на зависимость от курения: исследования.[2]

3. Подростки - курильщики и генетические мутации.[3]

4. Эпидемия курения - генетическая предрасположенность к курению.[4]

5. Зависимость от курения с возрастом изменяется генетически.[5]

6. Прививка от курения.[6]

7. Генетика и курение.[7]

8. "Курение — разрушитель генетического кода" статья Федора Григорьевича Углова (выдающийся хирург современности, ученик выдающегося русского врача Н. Н. Петрова — основоположника отечественной онкологии).[8][9]

9. Пассивное курение и генетика.[10]

10. "Табак и потомство".[11]

II. Социологический опрос (анкетирования учащихся для выяснения существования в школе такой проблемы):

1. Анкета (2-4 классы).[12]

2. Анкета (5-6 классы).[13]

3. Анкета (7-8 классы).[14]

4. Анкета (9-11 классы). [15]

Проведение анкетирования

Анкетирование в десятом классе.

Десятый сосредоточен.

Анкетирование в шестых классах

Как сложно отвечать на такие простые вопросы.

III. План мероприятий, направленный на воспитание здорового образа жизни учащихся

1.)Памятки о вреде курения(школьникам[16]взрослым[17]

Ученики школы раздают всем входящим в школу памятки о вреде курения.

Ученики встречают и желают здоровья всем входящим -

ученикам начальной школы,

родителям, учителям,

всем ученикам. Каждый получил памятку о вреде курения!

2.)Выставка листовок о вреде курения

Коллективная работа учеников 5А класса, руководитель Максимцева Р.А.

Работа учеников 7А класса.

Работа учеников 8А класса.

Работа учеников 7Б класса.

Работа учеников 6А класса.

Работа учеников 8Б класса.

Работа учеников 6Б класса.

Оформление стеда выставки листовок.

3.)Конкурс презентаций о вреде курения

Презентация "О вреде курения" ученика 8Б класса Сабанаева Артура [18];

Презентация "Нет! Курению." ученицы 8А класса Собяниной Елены [19];

Презентация "Вред курения!" ученика 8Б класса Кисилева Сергея [20];

Презентация "Даже не думай!" ученика 8А класса Хвостова Олега[21]

Презентация ученицы 9Б класса Крусановой Ольги[]

Презентация "Влияние никотина на организм человека" ученицы 10А класса Тепляковой Ульяны[22]

4.)Конкурс буклетов о вреде курения [];

5.)Сбор подписей "Мы против КУРЕНИЯ"

;

6.)Просмотр видеофильмов (мультфильмов) "Вред курения" с последующим обсуждением

1-4 классы

"Мультик о вреде курения - ну заяц.....не кури!"[23]

"Мультик о вреде курения, нарисованный детьми."[24]

"Пираты бросили курить!"[25]

"Иван Царевич и табакерка."[26]

"Планета вредных привычек."[27]

"Курение вредит вашему здоровью."[28]

5-6 классы

"Вред курения. Галилео." [29]

"Жизнь-сигарета." [30]

"О вреде курения." [31]


7-8 классы

"Контейнер смерти-никотин".[32]

"Вред курения. 400 сигарет." [33]

"Реакция пиявок на никотин." [34]

"Откажись от курения-выбирай жизнь!" [35]



9-10 классы "Давайте вместе освободим нашу страну от табачной зависимости (Д.Медведев.)".[36]

"Среда обитания. Табачный заговор." [37]

"Производство сигарет." [38]

"Бросьте курить или это произойдет с ВАМИ." [39]

"Вред курения для девушек и молодых женщин." [40]

"Вред курения во время беременности." [41]

Просмотр видеофильмов, обсуждение, дискуссию на данную тему проводила Красная Светлана.

Красная Светлана, ученица 10А класса.

Седьмые классы.

Просмотр вызывает разную реакцию, некоторым хочется спрятаться...

Шестые классы во время дискуссии.

Да, есть о чем задуматься восьмым классам.

Седьмые классы внимательны как никогда.

Просмотр вызывает разную реакцию у шестых классов.


Результаты исследования.

1. Презентация по теме исследования "Курение генетическая привычка?".[1.](анализ публикаций)[42]Выполнила Красная Светлана.

2. Результаты анкетирования.

2-4 классы [43]

5-6 классы (6 классы[44])

7-8 класы (8 классы[45])

9-10 классы (9 классы[46]10 класс [47])

Дополнительная анкета для 9-10 классов. [48]

Анализ результатов исследований.

1. Анализ статистики курения несовершеннолетними.

1) К 17 годам пробовали курить 83,0% подростков.

2) Регулярными курильщиками становятся около 43,0%, выкуривая от пяти до десяти сигарет в день.

3) Выкуривали свою первую сигарету в 11 лет - 13,0%, в 13 лет - 30,0%.

4) В 16-летнем возрасте регулярно курят 27,0% мальчиков и 24,0% девочек.

5) В возрасте от 14-16 лет, 25,0% выкуривают хотя бы одну сигарету в день.

2. Анализ соотношение курящих родителей к курящим детям.

Выводы

I. Тяга к никотину обусловлена генами. Гены (и их мутации) определяют склонность человека к курению, возраст, в котором проявляется эта склонность и даже среднее количество выкуриваемых в день сигарет. «Курение – это зависимость,болезнь, которую необходимо лечить» (Шон Дэвид)

II. Никотин как приятный и положительный фактор:

1. У человека со временем вырабатывается устойчивость к никотину (есть та доза, которая вызывает удовлетворение). Этим свойством обладают многие наркотики, например героин.

2. Курильщик со стажем, лишённый табака, испытывает мучения, схожие с наркоманами в таком же положении.

3. Никотин способен вызвать состояние эйфории, и нечем не обоснованного довольства жизнью. Этот эффект производят на человека многие наркотики.

III. Три группы факторов риска курения:

1. Психологические факторы: - копирование поведения в компании сверстников; - копирование семейного поведения. 

2.  Биологические факторы: - генетическая наследственность; - психоневрологические нарушения.

3.  Социальные факторы: - легкодоступность сигарет в обществе; - реклама.



Главный вывод.

Во всем мире курение рассматривается как генетический фактор. Важно понимать, что многие курильщики не могут расстаться с употреблением табака самостоятельно и нуждаются в медицинской помощи. Дальнейшее изучение генетики курения может уже в недалеком будущем привести к разработке высокоэффективных способов помощи людям, решившим бросить курить. Пока не поздно, каждому здравомыслящему человеку надо начинать вести активную борьбу за себя, за свой род. Сегодня сделать все возможное для того, чтобы наши дети и внуки имели здоровую наследственность.

Полезные ресурсы

Бросаем курить вместе! ВСЕ О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ... ВСЕ, ЧТОБЫ БРОСИТЬ КУРИТЬ...[49]

О вреде курения. Памятка для тех, кто забыл [50]

45 причин бросить курить [51]

Вред курения на организм [52]

Мир без никотина [53]

Проектные работы педагогов и учащихся

Учебный проект "Курение-подросток-общество". [54]

Учебный проект "Курение и здоровье будущего поколения". [55]

Учебный проект "Курение - медленное самоубийство".[56]

Учебный проект "Курение – мина замедленного действия".[57]

Печатный вариант работы

Титульный лист [58]

Проект (печатный вариант) "Курение генетическая привычка?" [59]

Презентация СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ



Просмотр содержимого документа
«Здоровьеразвивающие проекты_Новокузнецк_МБОУ СОШ №94_Красная»







Направление: здоровьеразвивающие проекты


Тема: "Курение генетическая привычка?"




Красной Светланы

МБОУ «СОШ №94», г. Новокузнецка
11 класс







Научный руководитель:
Шаравина Ольга Алексеевна,

учитель биологии

МБОУ «СОШ №94»


















г. Новокузнецк, 2013/2014 учебный год



Оглавление


Проблемный вопрос (вопрос для исследования) 3

Гипотеза исследования 3

Гипотеза. Цели исследования 3

Задачи исследования 3

Методы реализации проекта 4

Этапы (ход исследования).

I. Изучение и анализ публикаций по теме исследования 4

Тезисы исследования публикаций 4

II. Социологический опрос (анкетирование обучающихся

для выяснения существования в школе такой проблемы) 5

III. План мероприятий, направленный на воспитание здорового образа жизни обучающихся 5

Результаты исследования 6

Анализ статистики курения несовершеннолетними 6

Пути решения проблемы 7

Выводы 7

Полезные ресурсы 8

Проектные работы педагогов и учащихся 8

Список используемой литературы 9

Приложение 12













Проблемный вопрос (вопрос для исследования).

Как генетика формирует наши привычки, а именно пристрастие к курению?


Гипотеза исследования.

В наш просвещенный век наблюдается любопытная тенденция. С каждым днем курящих становится все больше, несмотря на различные предупреждения «минздравов» разных стран, на высказывания врачей насчет рака легких, на горячие дискуссии и сто и один способ, как бросить курить. Курит все больше женщин, девушек, начинают с многозначительным прищуром затягиваться подростки и просто дети. Интернет запружен статьями о вреде курения, выходят брошюрки о вреде курения, журналы вперемежку с рекламой табачных компаний советуют все новые и новые способы бросить… А число курящих растет. Почему некоторые люди легко бросают курить, а другие — с трудом, если вообще бросают? Последние исследования показали, что уязвимость к никотиновой зависимости сформирована генами, так ли это?


Гипотеза.

Цели исследования:

1. Изучение и анализ публикаций по теме исследования.

2. Исследовать роль генетических факторов, влияющие на количество курящих подростков.

3. Разработка и проведение социологического опроса в разных возрастных группах по тематике данной работы.

4. Изучить осведомленность обучающихся, как генетика формирует наши привычки, а именно пристрастие к курению?


Задачи исследования:

1. Проведение опроса среди обучающихся 3-10 классов и родителей.

2. Изучить отношение школьников к курению.

3. Анализ статистики.

4. Показать механизм возникновения никотиновой зависимости связанный с генетической предрасположенностью.

5. Проведение мероприятий, направленных на профилактику табакокурения.

6. Выработать отрицательное отношение к попытке попробовать покурить.


Методы реализации проекта:

1. Изучение научных источников.

2. Диагностика учащихся.

3. Анализ и проектирование.


Этапы (ход исследования):

I. Изучение и анализ публикаций по теме исследования:

1. Природа никотиновой зависимости:1

а) цикл табачной зависимости.

б) генетика никотиновой зависимости.

в) вступительное слово или Способы бросить курить.

2. Гены могут влиять на зависимость от курения: исследования.2

3. Подростки - курильщики и генетические мутации.3

4. Эпидемия курения - генетическая предрасположенность к курению.4

5. Зависимость от курения с возрастом изменяется генетически.

6. Прививка от курения.5

7. Генетика и курение.6

8. Курение — разрушитель генетического кода.7

9. Пассивное курение и генетика.8

10. Табак и потомство.9

Тезисы исследования публикаций.

- ежегодно в мире выкуривается 5.6 триллиона сигарет, что вызывает примерно 10 миллионов случаев преждевременной смерти;

- более 70% курильщиков пытаются «бросить», 46% делают это ежегодно;

- доказано, генетическая предрасположенность отвечает за 50-60% риска начать курить, 70-80% за неспособность отказаться от этой привычки;

- за одну секунду при воздействии табачного дыма происходят тысячи разрывов в молекуле ДНК;

- установлено, предрасположенность к никотину зависит от изменения 2 генов (TPH1 и TPH2), отвечающих за выработку гормона серотонина (недостаток - депрессии и фобии, наркотическая зависимость);

- изменения в гене TPH1 - бросить курить сложнее всего;

- изменения в гене TPH2 - человек рано начинает курить;

- рецептор допамина DRD2 (функционирование центра вознаграждения), 25% людей унаследовали малоактивный (для поддержания активности центра - дополнительное употребление допаминостимуляторов – никотин);

- «отсутствие» гена CYP2A6 (фермент цитохрома CYP2A6 в 2 раза снижают риск пристрастия, меньший риск рака легких);

- быстрый метаболизм никотина вероятность успеха при отказе от курения минимальна;

- риск зависимости возрастает при раннем начале курения;

- женщины усваивают никотин намного быстрее, чем мужчины;

- по данным ВОЗ ежедневно в России ежедневно умирает 70 человек;

- ожидается, что преждевременная смертность от курения, возрастет до 6,4 млн., в 2015 году и 8,3 млн. в 2030 году!!!



II. Социологический опрос (анкетирования учащихся для выяснения существования в школе такой проблемы):

1. Анкета (2-4 классы).10

2. Анкета (5-6 классы).11

3. Анкета (7-8 классы).12

4. Анкета (9-11 классы).13 



III. План мероприятий, направленный на воспитание здорового образа жизни учащихся:

  1. 17 ноября. Международный день отказа от курения. Распространение памяток (школьникам;14 взрослым15) о вреде курения.

2) Конкурс листовок о вреде курения.16

3) Конкурс презентаций о вреде курения.17

4) Конкурс буклетов о вреде курения. 18

5) Сбор подписей «Мы против КУРЕНИЯ!»19

6) Использование на классных часах и родительских собраниях

адаптированные видеоролики по профилактике табакокурения с последующим обсуждением и дискуссией.20

1-4 классы

«Мультик о вреде курения - ну заяц….не кури».

«Мультик о вреде курения, нарисованный детьми».

«Пираты бросили курить!».

«Иван Царевич и табакерка».

«Планета вредных привычек».

«Курение вредит вашему здоровью».

5-6 классы

«Вред курения. Галилео».

«Жизнь-сигарета». 

«О вреде курения».

7-8 классы

«Контейнер смерти – никотин».

«Вред курения. 400 сигарет».

«Реакция пиявок на никотин».

«Откажись от курения - выбирай жизнь!» 

9-10 классы

«Среда обитания. Табачный заговор». 

«Производство сигарет».

«Бросьте курить или это произойдет с ВАМИ». 

«Вред курения для девушек и молодых женщин».

«Вред курения во время беременности».

7) Использование разработанных задач по генетике (курение) на уроках и на дополнительных занятиях.21

8) Классные часы в 9- 10 классах: «Курение генетическая привычка?».22



Результаты исследования.

Анализ статистики курения несовершеннолетними:22

  1. Соотношение % курящих учеников пропорционален % курящих родителей, т.е. % курящих родителей значительно выше у курящих детей и составляет 78%.

  2. К 17 годам пробовали курить 93,0% исследуемых подростков.

  3. Регулярными курильщиками стали около 43,0%, выкуривая от пяти до десяти сигарет в день.

  4. Выкурили свою первую сигарету в 11 лет - 13,0%, в 13 лет - 30,0%.

  5. В 16-летнем возрасте регулярно курят 27,0% мальчиков и 24,0% девочек.

  6. В возрасте от 14-16 лет 25,0% выкуривают хотя бы одну сигарету в день.

  7. Наиболее высокий процент курящих детей у курящих матерей (73,2%) и если курят оба родителя (68,9). 

  8. Ощущения, которые испытывает подростки (если не удалось покурить; после того, как покурили) схожи с признаками наркотической зависимости.

  9. % желающих бросить курить зависит от того, курят ли родители, наиболее низкий (1%), если курят оба родителя, максимальный (6,7%) оба родителя не курят.

Пути решения проблемы.

  • запрет на рекламу табачной продукции;

  • запрет на продажу табачных изделий лицам младше 21 года;

  • поддержка желающих бросить курить;

  • запрет на курение в общественных местах и государственных учреждениях.

Выводы:

I. Тяга к никотину обусловлена генами. 

Гены (и их мутации) определяют склонность человека к курению, возраст, в котором проявляется эта склонность и даже среднее количество выкуриваемых в день сигарет.  

«Курение – это зависимость, болезнь, которую необходимо лечить». (Шон Дэвид, профессор Стендфорского университета).

II. Никотин как приятный и положительный фактор:

1. У человека со временем вырабатывается устойчивость к никотину (есть та доза, которая вызывает удовлетворение). Этим свойством обладают многие наркотики, например героин.

2. Курильщик со стажем, лишённый табака, испытывает мучения, схожие с наркоманами в таком же положении.

3. Никотин способен вызвать состояние эйфории, и нечем не обоснованного довольства жизнью. Этот эффект производят на человека многие наркотики.

III. Три группы факторов риска курения:

1.  Психологические факторы:

копирование поведения в компании сверстников;

копирование семейного поведения. 

2.  Биологические факторы:

генетическая наследственность;

психоневрологические нарушения.

3.  Социальные факторы:

легкодоступность сигарет в обществе;

- реклама.

Главный.

Во всем мире курение рассматривается как генетический фактор. Важно понимать, что многие курильщики не могут расстаться с употреблением табака самостоятельно и нуждаются в медицинской помощи. Дальнейшее изучение генетики курения может уже в недалеком будущем привести к разработке высокоэффективных способов помощи людям, решившим бросить курить. Пока не поздно, каждому здравомыслящему человеку надо начинать вести активную борьбу за себя, за свой род. Сегодня сделать все возможное для того, чтобы наши дети и внуки имели здоровую наследственность.

Полезные ресурсы 23

Бросаем курить вместе! ВСЕ О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ... ВСЕ, ЧТОБЫ БРОСИТЬ КУРИТЬ...

О вреде курения. Памятка для тех, кто забыл 

45 причин бросить курить 

Вред курения на организм 

Мир без никотина 

Проектные работы педагогов и учащихся

Учебный проект "Курение-подросток-общество". 

Учебный проект "Курение и здоровье будущего поколения". 

Учебный проект "Курение - медленное самоубийство".

Учебный проект "Курение – мина замедленного действия".






















Список используемой литературы

6 Генетика и курение. http://moemesto.ru/osharavina/file/14400232/display/%D0%93%D0%95%D0%9D%D0%95%D0%A2%D0%98%D0%9A%D0%90%20%D0%98%20%D0%9A%D0%A3%D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%951.docx


Генетические факторы предрасположенности к курению тема диссертации и автореферата по ВАК 14.01.12, кандидат биологических наук Митюшкина, Наталья Владимировна


2 Гены могут влиять на зависимость от курения: исследования. http://moemesto.ru/osharavina/file/14400217/display/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1%8B%20%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%83%D1%82%20%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D1%82%D1%8C%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BE%D1%82%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.docx

4 Зависимость от курения с возрастом изменяется генетически. http://moemesto.ru/osharavina/file/14400223/display/%D0%97%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BE%D1%82%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%20%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC%20%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8F%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8.docx


21 Задачи по генетике. http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%22%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%BA%D0%B0%3F%22



20 Использование на классных часах и родительских собраниях

адаптированные видеоролики по профилактике табакокурения с последующим обсуждением и дискуссией. http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%22%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%BA%D0%B0%3F%22



22 Классные часы в 9- 10 классах: «Курение генетическая привычка?». http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%22%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%BA%D0%B0%3F%22



7 Курение — разрушитель генетического кода. http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&frm=1&source=web&cd=1&cad=rja&sqi=2&ved=0CDAQFjAA&url=http%3A%2F%2Fsbnt.ru%2Fuglov%2Fkurenieraz%2F&ei=IwkSUazMMeKA4gScsYCIAw&usg=AFQjCNGGHf1nRUCmOTCqSonwsWr4N3wZWA&sig2=0AyD4-6HwkQZ-9DUvMjt9Q&bvm=bv.41934586,d.bGE

http://www.uglov.tvereza.info/knihi/s/15.html



8 Пассивное курение и генетика. http://moemesto.ru/osharavina/file/14408209/display/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D1%83%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.docx



3Подростки - курильщики и генетические мутации. http://moemesto.ru/osharavina/file/14400221/display/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B8.docx


23 Полезные рессурсы http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%22%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%BA%D0%B0%3F%22


1 «Природа никотиновой зависимости» - http://moemesto.ru/osharavina/file/14398823/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.docx


5 Прививка от курения. http://moemesto.ru/osharavina/file/14400224/display/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D1%82%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.docx


Суховская OA, Карелин АО, Давыдова МП, Голота АС. Медико-социальные проблемы-табакокурения // Болезни органов дыхания. 2007. №1. С. 12-19.

9 Табак и потомство. https://docs.google.com/file/d/0B98-Y_9OhO34azVISDhTYmJjQlE/image?pagenumber=1&w=800


Ф.Г.Углов «Курение – генетическая зависимость»(Глава из книги "Самоубийцы")  "Соратник" № 6 (68) 2000 г. - "Порочный круг"


4 Эпидемия курения - генетическая предрасположенность к курению. http://moemesto.ru/osharavina/file/14400222/display/%D0%AD%D0%BF%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.docx













Приложение

6 Генетика и курение.

ГЕНЕТИКА И КУРЕНИЕ

Всего несколько столетий минуло с тех пор, когда курение табака в Европе было привилегией лишь немногих ветеранов Конкисты. За такой небольшой, по историческим меркам, промежуток времени проблема курения выросла до статуса самых актуальных проблем человечества. Ущерб, наносимый цивилизации табаком, невозможно выразить в денежном эквиваленте. Неудивительно, что научная "разработка" этого злейшего врага рода человеческого продолжается полным ходом. Только за последние два месяца несколько научных групп опубликовали результаты трех серьезных исследований, которые будут интересны как потенциальным курильщикам, так и людям, мечтающим избавиться от этой привычки, ну и, наконец - "неисправимым" потребителям табака. То есть - практически всем россиянам, ибо любой из нас может отнести себя к одной из вышеперечисленных категорий.
Новость для тех, кто еще не начинал курить - хотя в определенной степени эта информация может быть интересной и тем, кто не намерен курить всю жизнь - результаты совместного исследования научных групп Карин Лерман и Дина Хамера (Georgetown University Medical Center и National Cancer Institute) в очередной раз подтвердили: существует наследственная предрасположенность к курению. Изучая молекулы ДНК у 1107 добровольцев - курильщиков, бывших курильщиков и никогда не куривших людей, ученые обнаружили, что в двух последних группах значительно чаще встречается особый "защитный" вариант гена, играющего ключевую роль в обмене дофамина. 
Дофамин (близкий родственник адреналина) - важнейшее "природное" вещество, необходимое для нормальной работы многих органов и систем, но в первую очередь - для работы головного мозга. Никотин, содержащийся в табачном дыме, вызывает усиление обмена дофамина в тканях мозга курильщика, что ощущается им как физический и интеллектуальный подъем. Однако, этот эффект у носителей "защитной" версии гена выражен слабее, чем у других людей. Кроме того, носители гена-мутанта отличаются слабой природной авантюрностью, которая обычно и толкает людей на поиски новых впечатлений. Носители защитной мутации реже прочих начинают курить, не так легко привыкают к постоянному поступлению никотина и гораздо легче бросают курить, потому что наследственные особенности их клеток просто-напросто "обесценивают" все притягательные эффекты табакокурения. Повезло, как говорится, людям. Те же, у кого версия этого гена обычная, заигрывая с сигаретой, здорово рискуют. Гены их не страхуют: в любой момент коварная "дофаминовая ловушка" может захлопнуться. И "венчание" с сигаретой выльется в почти идеальный брак, возможно - на всю оставшуюся жизнь. 
И еще - цена "победы" курильщика над пагубной привычной у всех людей разная. Если для обладателя "защитной" мутации бросить курить не так уж и сложно, то для человека, более остро реагирующего на взаимоотношения табака и дофамина в собственном организме, такой поступок - сродни подвигам Геракла. И это можно уважать.
Не все исследователи, прокомментировавшие работы Лерман и Хамера, разделяют их энтузиазм в оценке полученных результатов. И немудрено: за взаимоотношения любого психостимулятора и организма человека отвечает не один, а десятки, возможно и сотни разных генов. Так что ученым в будущем предстоит ответить еще на множество непростых вопросов.
Однако, в отношении практической пользы результатов этого исследования, многие ученые солидарны с авторами из Вашингтона: дальнейшее изучение генетики курения может уже в недалеком будущем привести к разработке высокоэффективных способов помощи людям, решившим бросить курить.

2Гены могут влиять на зависимость от курения: исследования

Гены и курение: есть ли связь?

Ваши гены могут быть во многом ответственны за зависимость от курения, и начнете ли вы курить – это заключение трех исследований опубликованных недавно на страницах зарубежных СМИ.

Исследователи сообщили, что одно, но широко распространенное изменение в коде ДНК на нескольких хромосомах связано с разновидностями привычек к курению. Статьи, опубликованные в онлайн -журнале Nature Genetics, основанные на анализе геномов более 140 тысяч человек, курящих и некурящих.

Внимание ученых привлек вариант гена на одиннадцатой хромосоме, который тесно связан с началом курения и еще один на 9-ом хромосоме, связанный с прекращением курения.

Люди с вариантами генов на хромосомах 8 и 19 достоверно курят больше сигарет – дополнительные пол сигареты в сутки – и имеют на 10 процентов выше риск развития рака легких по сравнению с людьми, которые не являются носителями, добавляет другое исследование.

Результаты исследований добавили новые гены к уже известным генам, связанным с уязвимостью к курению. Вместе эти гены могут стать диагностическим инструментом для выявления лиц, которые имеют высокий риск наследования зависимости от табака.

«Курение – вредная привычка для здоровья любого человека», – говорит Кари Стефанссон, руководитель deCODE, исландской компании, которая специализируется на добыче геномных данных, и которая возглавляет одну из статей.

«Для некоторых людей курение еще вреднее, и наши открытия сегодня продолжают укреплять нашу способность установить, кто эти люди и дать им веские причины бросить курить». Но еще не ясно, существует ли метаболический путь, через который эти гены вызывают риск, сказала Стефанссон.

Связь между раком легких и курением известна уже более полувека. Но ученые все еще пытаются установить, почему существуют такие большие вариации в том, как много люди курят, почему для некоторых людей бросить курить легко?

По данным исследования, опубликованном в 2007 году в журнале Публичной библиотеки науки (PLoS) медицины, ожидается, что преждевременная смертность от курения, возрастет до 6,4 млн. в 2015 году и 8,3 млн. в 2030 году.


5Прививка от курения.

В исследовании немецких и американских ученых приняли участие более 4 тысяч курящих и некурящих людей. В итоге было установлено, что предрасположенность к никотину зависит от изменения 2 генов (TPH1 и TPH2), отвечающих за выработку гормона серотонина. Недостаток этого гормона не только приводит к развитию депрессий и фобий, но и является одной из причин формирования наркотической зависимости. Особенно сильно никотиновая зависимость обнаруживается при изменении в гене TPH1. В этом случае бросить курить сложнее всего. В том случае, если изменения произошли в гене TPH2, человек рано начинает курить. Согласно исследованиям, одной из причин формирования никотиновой зависимости является стресс. Такие чувства как страх и неопределенность только усиливает этот эффект. 

При этом, несмотря на распространенное мнение, что курение позволяет снять стресс, курильщики гораздо чаще, чем некурящие, пребывают в этом состоянии, а сигарета для них является скорее провоцирующим стресс фактором. Генетическая склонность к никотиновой зависимости не означает, что человек обязательно начнет курить. Даже те курильщики, которые генетически предрасположены к курению, в силах покончить с этой пагубной привычкой. А пока ученые верят, что со временем, исследование ДНК поможет найти способ предупредить никотиновую зависимость. Молекула никотина очень маленькая, поэтому иммунитет не способен распознать ее сам, вот учёным и приходится использовать всякие ухищрения, чтобы натравить на это вещество иммунную систему. В последние годы большую популярность получила идея прививок от курения, о создании которых всё время заявляет то один, то другой научный центр. Однако все эти разработки не могли пройти клинические испытания, так как были малоэффективны. Сейчас же учёные из Медколледжа при Корнеллском университете, США, заявили, что им удалось разработать самую эффективную вакцину от курения.

Обычно вакцину создают при помощи молекулы патогена. Ее демонстрируют иммунной системе, после чего иммунитет на всю жизнь запоминает «внешность» чужака и защищает от него организм. В случае с курением этот классический путь использовать нельзя, так как никотиновая молекула настолько маленькая, что организм не способен распознать ее среди других. Второй вариант вакцинации – пассивный – предполагает введение в организм уже готовых антител. Такой способ, к примеру, применяют для борьбы с ростом онкологических опухолей. Последний вариант в принципе подходит для борьбы с никотиновой зависимостью. Введение искусственных антител против никотина весьма эффективно, однако продолжительность действия такой вакцины небольшая: через несколько недель необходимо делать очередную дорогостоящую инъекцию.

Ученые из Корнеллского университета сумели создать гибридную прививку. Они внедрили в геном обезвреженного вируса антиникотиновые антитела и отправили его в печень, где вирус вставлял в клеточную ДНК ДНК антител. После этого гепатоциты начинали вырабатывать антиникотиновые антитела. До этого подобный вариант генетической вакцины ученые испытывали только на опухолях и некоторых глазных болезнях.

Чтобы проверить эффективность новой вакцины от никотиновой зависимости, ученые подвергли генетической вакцинации мышей. После введения никотина привитые мыши были активны, тогда как обычные становились вялыми и расслабленными, у них падало кровяное давление и снижалась активность сердца. В будущем этот эксперимент будет проведен с приматами и в случае успеха вакцину ждут клинические испытания.






10 Анкета для учащихся 2-4 классов


1.Пробовали ли Вы курить?_______________________________________________________

2.Будете ли Вы курить?____________________________________________________________

3. Курят ли Ваши родители?

Кто именно?________________________________________________

4.Хотелось ли Вам когда-нибудь попробовать покурить?___________________________________

5.Как Вы думаете, курить вредно?______________________________________________________


11 Анкета для учащихся 5-6 классов


  1. Куришь ли ты?_____________________________________________________________________

  2. Знают ли твои родители о том, что ты

куришь?___________________________________________

  1. Как часто ты куришь?_______________________________________________________________

  2. Будешь ли ты курить?________________________________________________________________

  3. Почему ты куришь?_________________________________________________________________

  4. Курят ли твои родители? Кто именно?_________________________________________________

  5. Какие ощущения ты испытываешь, когда покурил?_______________________________________

___________________________________________________________________________________

  1. Какие ощущения ты испытываешь, если тебе не удалось покурить?_________________________

___________________________________________________________________________________

  1. Есть ли у тебя желание бросить курить?________________________________________________

  2. Нужна ли тебе помощь?_____________________________________________________________

11.Просил ли ты когда-нибудь о помощи бросить курить?_____________________________________


12 Анкета для учащихся 7-8 классов


  1. Курите ли Вы?____________________________________________________________________

  2. Знают ли Ваши родители о том, что Вы курите?________________________________________

  3. С какого возраста Вы курите?________________________________________________________

  4. Курят ли Ваши родители? Кто именно?________________________________________________

  5. Как часто Вы курите?_______________________________________________________________

  6. Почему Вы курите?_________________________________________________________________

  7. Какие ощущения Вы испытываете после того, как покурите?______________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Какие ощущения Вы испытываете, если Вам не удалось покурить?_________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Есть ли у Вас желание бросить курить?________________________________________________

  2. Нужна ли Вам помощь?_____________________________________________________________

11.Просили ли Вы когда-нибудь о помощи бросить курить?_________________________________

12. Сколько сигарет в день Вы выкуриваете?______________________________________________

13.Если бы родители разрешили, вы бы курили?___________________________________________


13 Анкета для учащихся 9-10 классов



  1. Курите ли Вы?____________________________________________________________________

  2. Знают ли Ваши родители о том, что Вы курите?________________________________________

  3. С какого возраста Вы курите?________________________________________________________

  4. Курят ли Ваши родители? Кто именно?________________________________________________

  5. Если Вы курите, то как часто курите? _________________________________________________

  6. Почему Вы курите?_________________________________________________________________

  7. Какие ощущения Вы испытываете после того, как покурите?______________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Какие ощущения Вы испытываете, если Вам не удалось покурить?_________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Есть ли у Вас желание бросить курить?________________________________________________

  2. Нужна ли Вам помощь?_____________________________________________________________

11.Просили ли Вы когда-нибудь о помощи бросить курить?_________________________________

12. Сколько сигарет в день Вы выкуриваете?______________________________________________

13.Пытались ли ваши родители помочь вам бросить курить?_________________________________



Анкета для родителей

1. Как Вы относитесь к курению вообще? (осуждаю, безразлично, приветствую)

2. Как Вы считаете, курит ли Ваш ребенок? (да, сомневаюсь, нет).

3. Кто курит в Вашей семье? (никто не курит, я курю, муж (жена) курит, старший сын курит, старшая дочь курит)

4. Что Вы делаете для того, чтобы уберечь Вашего ребенка от курения?__________________________

_______________________________________________________________________________________

5. Какие черты характера подростка, на Ваш взгляд, могут способствовать началу курения?________

_________________________________________________________________________________________

6. Нужны ли специальные занятия по профилактике курения в школе? __________________________________________________________________7.Курили ли Вы во время беременности? (да,нет)

8.С какого возраста Вы курите? _______________________________________________________________


14 Памятка о вреде курения (школьникам).

В момент затяжки загораются табак и папиросная бумага, образуется около 1200 вредных веществ.

Выкуривая пачку сигарет, человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа.

Курение может привести к раку губы, языка, гортани, трахеи.

Никотин и другие компоненты табака поражают и органы пищеварения, сердце.

20 выкуренных за день сигарет ослабляют восприятие разговорной речи.

Курильщик собственноручно сокращает свою жизнь на 3-8 лет.

БЕРЕГИ СЕБЯ!

В момент затяжки загораются табак и папиросная бумага, образуется около 1200 вредных веществ.

Выкуривая пачку сигарет, человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа.

Курение может привести к раку губы, языка, гортани, трахеи.

Никотин и другие компоненты табака поражают и органы пищеварения, сердце.

20 выкуренных за день сигарет ослабляют восприятие разговорной речи.

Курильщик собственноручно сокращает свою жизнь на 3-8 лет.

БЕРЕГИ СЕБЯ!

В момент затяжки загораются табак и папиросная бумага, образуется около 1200 вредных веществ.

Выкуривая пачку сигарет, человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа.

Курение может привести к раку губы, языка, гортани, трахеи.

Никотин и другие компоненты табака поражают и органы пищеварения, сердце.

20 выкуренных за день сигарет ослабляют восприятие разговорной речи.

Курильщик собственноручно сокращает свою жизнь на 3-8 лет.

БЕРЕГИ СЕБЯ!



15 Памятка о вреде курения (взрослым).

Курение приводит к развитию многих смертельных заболеваний:
Доказано, что табак является причиной смертности от рака легкого в 90% всех случаев,

от болезней сердца в 25% всех случаев.

25% регулярных курильщиков умрет преждевременно по причине курения. Многие из этого числа смогли бы прожить на 10, 20 или 30 лет дольше. Умершие вследствие курения в среднем теряют 10-15 лет своей жизни.

БЕРЕГИ СЕБЯ!

Курение приводит к развитию многих смертельных заболеваний:
Доказано, что табак является причиной смертности от рака легкого в 90% всех случаев,

от болезней сердца в 25% всех случаев.

25% регулярных курильщиков умрет преждевременно по причине курения. Многие из этого числа смогли бы прожить на 10, 20 или 30 лет дольше. Умершие вследствие курения в среднем теряют 10-15 лет своей жизни.

БЕРЕГИ СЕБЯ!

Курение приводит к развитию многих смертельных заболеваний:
Доказано, что табак является причиной смертности от рака легкого в 90% всех случаев,

от болезней сердца в 25% всех случаев.

25% регулярных курильщиков умрет преждевременно по причине курения. Многие из этого числа смогли бы прожить на 10, 20 или 30 лет дольше. Умершие вследствие курения в среднем теряют 10-15 лет своей жизни.

БЕРЕГИ СЕБЯ!


16 Конкурс листовок о вреде курения. http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%22%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%BA%D0%B0%3F%22


17 Конкурс презентаций о вреде курения. http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%22%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%BA%D0%B0%3F%22


18 Конкурс буклетов о вреде курения. http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%22%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%BA%D0%B0%3F%22


19 Сбор подписей «Мы против КУРЕНИЯ!» http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%22%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%BA%D0%B0%3F%22


22 1. Анализ статистики курения несовершеннолетними.

  1. К 17 годам пробовали курить 93,0% подростков.

2) Регулярными курильщиками становятся около 43,0%, выкуривая от пяти до десяти сигарет в день.

3) Выкуривали свою первую сигарету в 11 лет - 13,0%, в 13 лет - 30,0%.

4) В 16-летнем возрасте регулярно курят 27,0% мальчиков и 24,0% девочек.

5) В возрасте от 14-16 лет, 25,0% выкуривают хотя бы одну сигарету в день.

2. Анализ соотношение курящих родителей к курящим детям.






Родители

Курящие несовершеннолетние (%)

Курящая мама

73,2

Не курящая мама

27,8

Курящий отец

23,7

Не курящий отец

14,7

Курящие оба родителя

68,9

Не курящие родители

2,1 (почему?)

Расчёт % ведется от общего % родителей к общему % курящих (регулярно, изредка) несовершеннолетних.


3. Анализ вопроса. «Какие ощущения Вы испытываете, если вам не удалось покурить?»

Сухость во рту, слюна вязкая, голова тяжелеет, появляется раздражительность (все кругом противные), ничего не хочешь делать, внутри (в районе грудной клетки) сдавливание, ощущение тревоги (что-то произойдет, хочешь куда-нибудь бежать), появляется зуд в разных местах (кости хочется почесать), плакать хочется, тело тянет в разные места, «прибил бы кого-нибудь», внутри все переворачивается, потряхивает, кожу стягивает, ног не чувствуешь, идешь как по вате.

4. Анализ вопроса. (Какие ощущения Вы испытываете после того, как покурите?)

Легкость в теле и на душе; настроение повышается, посмеяться (приколоться) хочется; голова начинает соображать; дышится легче; проходит усталость, раздражение; тело расслабляется; хочется двигаться; появляется головокружение, немеют ноги, становятся ватные (прикольное состояние).


5. Анализ вопроса. «Есть ли у Вас желание бросить курить, нужна ли вам помощь?»

Из 100% курящих (постоянно, иногда) – 16% ответило «ДА»!

Из них: 6, 7% (родители не курят);

2,6% (мама не курит);

1,2% (мама курит);

1,7 (отец курит);

2,8% (отец не курит);

1% (курят оба родителя).


Не могу бросить курить…

Это надо чем-то заменить (еда, семечки, …); вокруг все курят; нет стимула; лень; нравится; не могу, очень трудно… ???




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Курение генетическая привычка?"

Автор: Красна Светлана (руководитель Шаравина О.А.)

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138720

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Курить или не курить?"
    ["seo_title"] => string(19) "kurit-ili-nie-kurit"
    ["file_id"] => string(6) "249834"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446983512"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства