Просмотр содержимого документа
«Проект КТД "БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ!" »
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский Государственный Педагогический Институт имени М.Е. Евсевьева»
Физико-математический факультет
Кафедра педагогики
Проект КТД
БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ!
Выполнила: Морозова Татьяна, группа МДМ-110
Саранск, 2011г.
Педагогические цели:
Воспитание бережного отношения к родной природе.
Педагогические задачи:
Освещение актуальной проблемы охраны окружающей среды.
Создание условий для проявления творческих способностей обучающихся.
Расширение кругозора обучающихся.
Вид КТД: экологическое КТД.
Форма КТД: беседа, творческая мастерская, анкетирование.
Тема КТД: «БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ!»
Предполагаемый возраст: 12 - 13 лет (учащиеся 7-х классов).
Оборудование:
Компьютер, проектор.
Этапы КТД:
«Мозговой штурм».
Планирование.
Коллективная подготовка.
Проведение КТД.
Анализ КТД.
Подведение итогов.
«Мозговой штурм»
За неделю до проведения КТД классу необходимо определить решаемую проблему. Обязательно записать ее на листке. Высказать свои идеи насчет проведения видов, форм, содержаний КТД. На этом этапе класс должен сформулировать задачу, что именно они хотят. Обдумывая проблему, важно записывать все возникающие решения, какими бы абсурдными и бессмысленными они не казались на первый взгляд. Просмотреть весь список возможных решений, обдумать каждое. Часто, решение проблемы может скрываться в нескольких пунктах, которые нужно сгенерировать. На основе этого составляется сценарий проведения КТД.
Планирование
На этом этапе каждому предоставляется возможность участия и обсуждения предстоящего КТД. Каким быть делу? Как к нему готовиться? Кто станет организатором подготовки? Кому, что поручить? Чтобы каждый высказал свое мнение, ответил на вопросы. А для этого нужно распределить ребят на творческие группы с учетом их интересов, особенностей в общении. Затем весь коллектив слушает представителей каждой микрогруппы. Коллективное планирование может состояться на общем собрании, сборе. Определяющую роль на этом этапе играет взаимное убеждение в необходимости и пользе дела и взрослых, и воспитанников. Педагог сопоставляет выдвинутые варианты, задает наводящие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи и критикует, ставит дополнительные задачи "на размышление". Выбирается Совет дела, определяются задания микрогруппам, отдельным воспитанникам.
Коллективная подготовка
Проект, составленный сообща, уточняется и конкретизируется сначала Советом дела вместе с педагогом, а затем передаётся на обсуждение в микрогруппы, которые планируют своё поручение и начинают работу по воплощению общего замысла и в конкретной его части. А в целом получается общее дело. Педагог побуждает ребят к целенаправленному и добросовестному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Он участвует в сборах микрогрупп, где распределяется общая работа между участниками, решается, кто и что конкретно сделает, направляя энергию ребят в нужное русло, подсказывая нужное решение, поддерживая инициативу, обращая внимание на какие- то упущенные детали, убеждая их в необходимости добросовестного участия в общей творческой заботе об улучшении окружающей жизни. В процессе подготовки предоставляется широкая возможность педагогу в осуществлении личностного подхода, включения детей в ситуацию успеха, преодоления трудностей, достижения с целью преобразования личности и всего коллектива
№ п/п
Ф.И. учащегося
Содержание поручения
Срок исполнения
Азаркин Артем
Выразительное прочтение
стихотворения
6 дней
Бурова Настя
Нахождение и подготовка картины Левитана
4 дня
Видяков Сергей
Подготовить подходящую музыку к празднику
4 дня
Горбунова Лена
Подготовка плакатов
5 дней
Дорогайкина Светлана
Провести конкурс на лучший плакат
3 дня
Ежев Михаил
Подготовка плакатов
5 дней
Жигалкина Катя
Подготовка поделок
4 дня
Зорина Наташа
Подготовка теста «Экологическая культура»
6 дня
Игонин Саша
Выразительное прочтение стихотворения
6 дней
Козлова Марина
Оформление аудитории
1 день
Лапшина Галя
Подготовка экологической игры «Паутина жизни»
4 дня
Мирошкин Андрей
Оформление аудитории
1 день
Назаркин Сергей
Оформить выставку, посвященную охране природы
5 дней
Новиков Игорь
Настроить и проверить работу аппаратуры
3 часа
Петанова Ирина
подготовить призы для победителей и сувениры участникам мероприятия
за 3 дня
Рузанцева Алина
Подготовка поделок
4 дня
Савинов Сергей
Подготовка теста «Экологическая культура»
6 дней
Туманова Ольга
Продумать украшение аудитории
5 дней
Яковлев Роман
Подготовка аудиозаписи песнии «Берёзы»
3 дней
Проведение КТД
Ход классного часа
Вступительное слово учителя (название классного часа, его цель).
Выразительное чтение стихотворения
Чтец:
Как это страшно – умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползет проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут. И падут растенья,
И зверь не обойдет своей тропы.
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты оговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей.
(С. Островский)
Слово учителя:
Ребята, посмотрите вокруг: какой удивительный, прекрасный мир окружает нас! Всё то, что мы называем природой: необъятные поля и степи, глубокие озёра, зеленые леса, животные, птицы и насекомые – всегда было источником красоты, энергии и гармонии. Восхищаясь этой красотой, поэты, писатели, художники, композиторы создавали и создают прекрасные произведения.
Беседа: (учитель показывает несколько картин)
- Что изображено на картине Левитана?
- Соответствует ли тематике картины стихотворение Баратынского?
- Какое настроение вызывает полотно? А стихотворение?
Слово учителя:
Вы готовились к классному часу: из природных материалов творческие группы выполнили поделки. Расскажите о них.
Защита поделок творческими группами.
Слово учителя:
Но сегодня писатели, экономисты, ученые бьют тревогу: природа в опасности, она нуждается в спасении. Взаимодействие общества и природы, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов давно стали проблемой всего человечества. Если не решить её, нашу планету ожидает экологическая катастрофа. Это понятие включает в себя не только загрязнение и нерациональное использование природных богатств, но и уничтожение животных и растений.
Тест «Экологическая культура» (каждый обучающийся получает бланк, в котором должен отметить по одному варианту ответа на предложенные вопросы).
Тест «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на поставленные вопросы!
№ п/п
Вопрос
Да
Нет
По-разному
1.
Хорошо ли ты относишься к природе?
2
0
1
2.
Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых?
2
0
1
3.
Всегда ли ты бережешь красоту вокруг себя?
0
2
1
4.
Заслуживают ли внимания человека явления природы?
1
0
2
5.
Всегда ли ты к природе относишься внимательно?
1
2
0
6.
Все ли явления природы тебя интересуют?
0
1
2
7.
Проявляется ли этот интерес в поступках?
1
2
0
8.
Ценишь ли ты новизну в природе?
1
2
0
9.
Влияет ли природа на твои переживания?
0
1
2
10.
Пользуешься ли ты оценками красоты природы, когда рассматриваешь ее явления?
1
0
2
11.
Всегда ли ты выступаешь против тех, кто наносит природе ущерб?
0
2
1
12.
Любишь ли ты читать описания природы в книгах?
0
2
1
13.
Влияет ли природа на твое поведение?
1
0
2
14.
Влияет ли окружающая природа на твои мысли?
2
0
1
15.
Часто ли ты гуляешь на природе?
1
2
0
16.
Приходилось ли тебе чем-то вредить природе?
2
0
1
17.
Любишь ли ты заниматься чем-либо на природе, среди природы?
1
0
2
18.
Часто ли ты равнодушен к красоте природы?
2
1
0
19.
Выступал ли ты против вреда, наносимого природе нерадивыми людьми, в младших классах?
0
2
1
20.
Или они начались в средних классах?
2
0
1
21.
Часто ли ты рассматриваешь природу на картинах художников?
0
2
1
22.
Знаешь ли ты музыкальные произведения о природе?
1
2
0
23.
Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе?
2
0
1
24.
Всегда ли ты добросовестно трудишься, ухаживая за природой?
1
2
0
25.
Помогают ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой природы?
1
0
2
Познакомьтесь с результатами теста, оцените свое отношение к природе.
Беседа:
Как не допустить экологической катастрофы? Что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить природу для будущих поколений?
Возможные ответы школьников:
- следить за порядком во дворе
- не ломать деревья и кусты
- не разрушать муравейники
- не мучить животных
- не разорять птичьи гнёзда
- не мусорить
- сажать деревья и цветы и т.д.
Работа творческих групп (составление и оформление памятки «БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ»; обсуждение памятки, предложенной учителем)
Экологическая игра «Паутина жизни»:
Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок бечевки и называет одно из растений или животных леса, например, «береза». Учитель задает всем вопрос: «Кто питается листьями березы?» Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот ребенок, который сказал «береза», отдает клубок бечевки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец бечевки. Учитель задает следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «Жук-короед». Далее учитель задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только к пищевым, но и к непищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды?» (дуб); «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет?»; «Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? » (почва и вода).
К концу игры все дети оказываются опутанными бечевкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса.
Выразительное чтение стихотворения
Чтец:
Ты, человек, любя природу, хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века ты оценить ее спеши.
Она – твой давний добрый лекарь, она – союзница души.
Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна,
И помни истину простую: нас много, а она одна!
(В. Шефнер)
Прослушивание аудиозаписи песни«Берёзы» (музыка И.Матвиенко, слова М.Андреева).
Рефлексия.
Составление синквейна на тему «Берегите Землю!»
Правила написания синквейна:
Первая строка – существительное (тема)
Вторая строка – два прилагательных (описание темы)
Третья строка – три глагола (описание действий в рамках темы)
Четвертая строка – отношение к теме (словосочетание)
Пятая – вывод, выражение эмоций
Анализ КТД
В результате проведения мероприятия были подведены следующие итоги: педагог опирается на положительный опыт, который приобрели ребята в процессе подготовки и проведения КТД, убеждает ребят в необходимости дальнейшей работы по улучшению их самих, школы, окружающей жизни. Коллективно анализируя и оценивая сделанное, ребята приучаются выдвигать более сложные, чем прежде задачи. Они учатся вырабатывать общественное мнение и создавать добрые традиции. В ходе мероприятия каждый участник проявлял инициативность, любознательность, и это очень радовало организаторов. На следующий день ребята обсуждали итоги проведенного мероприятия. Всем очень понравились плакаты и рисунки, а так же все были рады общению друг с другом. Обсуждение проходило бурно, было видно, что класс доволен мероприятием.
Подведение итогов
Главный итог - расширение круга добрых дел. Педагогу важно поддержать и развить хорошие начинания, закрепить и способствовать, улучшению тех отношений - отношении дружбы творческого сотрудничества взрослых и детей, отношений взаимопонимания, подлинного товарищества, которые были рождены и создавались в процессе подготовки и проведения КТД. Наше время требует реального участия учащихся в окружающей жизни, преодоление замкнутости на своём "детском" мире. Область действий и содержания КТД сегодня должны отвечать тем процессам обновления, которые происходят в нашей стране. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли бы общие цели, общие жизненно важные задачи, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества. Все учащиеся отлично справились со своими заданиями, все поставленные цели были достигнуты. Они остались довольны проведенным мероприятием. Такие мероприятия нужно проводить как можно чаще, оно способствует сплочению коллектива.