kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Природосберегающая конференция для уч-ся 9 классов "Химия и охрана природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал в данной разработке направлен на привлечение внимания к проблеме экологического кризиса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Природосберегающая конференция для уч-ся 9 классов "Химия и охрана природы"»

Конференция « Химия и охрана природы».

Учитель: Добрый день, уважаемые гости. Мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена охране природы.

Утро 12 апреля 1961 г. В этот день весь мир узнал Ю. А. Гагарина, услышал его слова: «Маленькая голубая планета». Оказалось, что нашу планету можно облететь всего за 108 мин. И те леса, которые с поверхности Земли кажутся бесконечными, можно просто окинуть взглядом, можно увидеть все необъятные океаны… И оказывается, континенты расположены совсем близко друг от друга, а все люди, живущие на нашей планете, представляются сверху, из Космоса, всего лишь пассажирами одного космического корабля, плывущего по действительно безбрежному океану – Вселенной. И несмотря на разный цвет кожи и разное политическое устройство государств, у всех этих людей одни и те же проблемы: они хотят быть здоровыми, долго жить, растить детей. Для этого нужен мир, нужно ясное солнце над головой, чистая вода, свежий воздух, голубое небо! И поэтому не в покорении нуждается природа, а в глубоком познании её законов.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно «освоили» планету,

Широко шагает новый век,

На Земле уж белых пятен нету.

Чёрные сотрёшь ли, человек?

Общество, пытаясь максимально удовлетворить свои материальные потребности, забывает о том, что возможности природы ограничены. Уже достаточно давно человек начал осознавать своё губительное воздействие на окружающую среду. Познакомимся с некоторыми историческими датами:

  • 26 декабря 1917 г. «Декрет о земле».;

  • 27 мая 1918 г. СНК РСФСР принял декрет «О лесах»;

  • 20 марта 1919 г. « О лечебных местностях общегосударственного значения»;

  • 14 мая1919 г. – «О недрах земли»;

  • 24 мая 1921 г. – «Об океане и Белом море»;

  • 16 сентября 1921 г. - «Об охране памятников природы, садов и парков» и тд.

Петром | в 1715 г. на Неве у Петропавловской крепости был устроен первый водомерный пост для наблюдения за уровнем воды в реке. Он же написал и первый закон об охране вод. Пётр | издал указ о штрафах за самовольную порубку леса: за дуб – 15, за иное дерево – 10 рублей. Кроме штрафа, порубщику грозил кнут и другие «воспитательные» меры. Пётр | призывал беречь леса. Чтобы не засорять воды реки Невы, он издал указ, запрещающий выливать помои на улицу.

В настоящее время проблема экологического кризиса стоит наиболее остро, чем когда либо.

Под глобальным экологическим кризисом понимают качественные изменения природной среды, ставящие под вопрос существование сложившихся форм жизни на Земле.

Антропогенная нагрузка на природу слишком велика, и это приводит к возникновению экологических проблем.

Деятельность человека приводит к загрязнению атмосферы, литосферы, гидросферы и как следствие, биосферы.

Выступление ученика с сообщением: «Загрязнение атмосферы и способы очистки».

Источниками загрязнения атмосферы являются:

  • Естественные;

  • Сельское хозяйство;

  • Транспорт;

  • Топливо;

  • Промышленные предприятия;



Естественные источники загрязнения: Извержения пепла и газа вулканами, лесные и степные пожары, песок пустынь,

туманы, пыль с эрозировавших почв, выделения животных, космическая пыль и тд.

Загрязнения атмосферного воздуха при сжигании топлива зависит от его вида, особенностей горения, а также от очистки выбросов . При неполном сгорании в атмосферу поступают оксиды углерода, серы, азота, ртути.

За год в атмосферу выбрасывается более 200 мил. т оксида углерода (II), более 50 млн. т оксида азота. Оксиды серы и азота образуют кислоты, что приводит к закислению воды пресных водоёмов и почвы, а в результате чего гибнет рыба, исчезают планктон и водоросли.

Мощным источником загрязнений атмосферы являются все виды транспорта. С выхлопными газами автомобилей в воздух попадают оксиды, азота, серы, альдегиды, несгоревшие углеводороды, а также продукты, содержащие хлор, бром, фосфор, свинец, и др.

Уменьшить загрязнение атмосферы можно путём перевода автомобилей на сжиженный газ, применяя различные приспособления для улавливания и нейтрализации вредных выхлопных газов.

Окончательное решение этой проблемы будет возможно, когда человечество в качестве основного топлива будет использовать водород.

При сжигании любого ископаемого топлива (уголь, горючие сланцы, мазут) в составе выделяющихся газов находятся диоксиды серы и азота. Миллионы тонн диоксидов серы и азота, выбрасываемые в атмосферу, превращают выпадающие дожди в слабый раствор кислот.

В крупных промышленных городах бывает густой туман, токсичный от наличия в нём ядовитых газов. Смог появляется в результате пожаров и того, что образующийся в автомобильных двигателях оксид азота (II) на воздухе легко окисляется до оксида азота (IV), который подвергается действию солнечных лучей с длинной волны 430 нм и разлагается на оксид азота (II) и атомарный кислород. Атомарный кислород реагируя с различными веществами образует ядовитые вещества. Эти вещества раздражают слизистые оболочки глаз и дыхательных путей.

Способы очистки воздуха и жидкостей:

Абсорбция - Это поглощение растворённых или газообразных веществ на своей поверхности активированным углём, силикагелем, пористым стеклом и другими веществами, а также поглощение веществ из газа или жидкости жидкостями или твёрдыми телами. Поглощение происходит во всём объёме поглотителя или путём химического взаимодействия с реагентом.

Каталитический метод - Основан на превращении вредных газообразных веществ в безвредные, которые или выбрасывают в атмосферу, или отправляют на другие предприятия в качестве сырья.



Учитель: Запасы воды на Земле составляют 1 млн. 359 тыс. м в кубе. Из этого богатства на долю пресной воды приходится 2,8%, причём 2,2 из них недоступны людям. Это – ледяной щит Северного Ледовитого океана, Гренландия, Антарктида.

И эти цифры неуклонно уменьшаются с каждым годом.



Выступление ученика с сообщением: «Загрязнение гидросферы и способы очистки».

Основными источниками загрязнения вод являются: сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод промышленными предприятиями, коммунальным и сельским хозяйством. Сюда относят отходы при обработке ископаемых, воды шахт, рудников, нефтепроводов, первичной обработке льна, сбросы водного, железнодорожного транспорта, отходы древесины при заготовке сплавов, воды химических, целлюлозно-бумажных и гидролизных заводов, предприятий лёгкой и пищевой промышленности; вода, используемая как охладитель на предприятиях машиностроения, металлообработке, коксохимии, сланцепереработки, остатки удобрений и ядохимикатов, вымываемые из почв.

Методы очистки вод:

Механические;

Биологические;

Химические.

Самый распространённый химическим методом очистки сточных вод является нейтрализация. Нейтрализация кислых остатков может производиться фильтрацией их через магнезит, доломит, любые известняки. Нейтрализация вод может осуществляться смешением кислых стоков со щелочными. При химической очистке можно извлекать ценные соединения и тем самым снижать потери производства. Часто после химической очистки сточные воды подвергают биологической очистке.


Не только воздушная и водная оболочка нашей планеты страдает от деятельности человека, но и почва ощущает на себе всю тяжесть химической революции.


Выступление ученика с сообщением: «Загрязнение почвы и способы очистки».

Большой ущерб почвам наносят различные ядохимикаты: пестициды, инсектициды, гербициды, дефолианты.

Неправильное использование химических удобрений приводит к избыточному подщелачиванию или подкислению почв.

Влияют на состояние почвы отходы промышленных предприятий, выхлопные газы автотранспорта, шахтные воды, отходы нефтепромыслов. Избыточное содержание марганца, хрома, меди, кобальта, никеля и других элементов снижает урожай.

Загрязняют почву радиоактивные элементы (С, Sr, Cs и тд.), которые могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков после ядерных взрывов.

Способы уменьшения загрязнения почв:

Осуществлять применение ядохимикатов и минеральных удобрений в строгой дозировке и умело их использовать;

Создавать препараты с малым периодом жизни, которые сравнительно быстро разрушаются, а продукты их не ядовиты;

Бороться с выбросами промышленных предприятий;

Одной из важнейших мер является борьба за предотвращение ядерной войны и против загрязнения окружающей среды опасными радиоактивными веществами.

Использование биогаза - ГОРЮЧИЙ ГАЗ (В ОСНОВНОМ МЕТАН), ПОЛУЧЕННЫЙ ПУТЁМ ПЕРЕРАБОТКИ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ И БЫТОВЫХ ОТХОДОВ.

Выступление ученика с сообщением: «Вредные вещества попадающие в организм человека».

Химические загрязнители: радиоактивные вещества, пестициды и продукты их разложения, соли тяжёлых металлов, нитраты и нитриты, вещества, проникающие в продукты из упаковки.

Сюда же относят стимуляторы роста животных. Эти вещества могут накапливаться в мясе, молоке и попадать в организм человека.

Причины избыточного накопления нитратов в растениях:

  • При использовании сверх нормы азотных удобрений, особенно не сбалансированных с другими удобрениями или внесённых в конце вегетации.

  • Характер почв.

  • Погодные условия.

  • Густота посевов.

Сами нитраты (соли азотной кислоты) не обладают токсичностью. Под действием микрофлоры кишечника идёт восстановление их в нитраты (соли азотистой кислоты).

Нитриты во много раз токсичнее, потому что они взаимодействуют с гемоглобином крови, переводят содержащееся в нём двухвалентное железо в трёхвалентное, а это лишает его способности транспортировать кислород и тем самым мешает нормальному тканевому дыханию.

Избыточные нитриты в организме образуют канцерогенные вещества.

Различные растения (даже разные сорта) обладают неодинаковыми способностями к накоплению нитратов. Большей способностью обладают укроп, салат, петрушка, кукуруза, горох, свекла и тд. . Менее развита склонность к накоплению нитратов у картофеля.

Нитраты распределяются в разных растениях неравномерно, скапливаясь в определенных зонах. Например, капуста накапливает нитраты в кочерыжке и верхних листьях, огурцы и патиссоны — в кожуре, кабачки, свекла, морковь — в нижней части плода, картофель — в середине.

Как освободиться от нитратов в продуктах?

Нитраты хорошо растворяются. Именно поэтому овощи следует варить. В отвар уйдет большая часть вредных соединений. При варке картофеля и моркови в воде окажется до 60, у свеклы до 40, а у капусты до 70% нитратов, содержащихся в этих продуктах. Кроме того, необходимо помнить, что корни и стебли более «богаты» нитратами, поэтому их лучше срезать или же варить дольше, чем обычно и тоже в большой воде.

Учитель: Если вмешательство человека в экосистемы незначительно, то в биосфере сохраняется равновесие. Однако усиливающееся влияние человека на природу нарушает круговороты веществ и приводит к ухудшению состояния биосферы. Опасная перспектива изменения биосферы – потепление климата под влиянием парникового эффекта.


Выступление ученика с сообщением: «Парниковый эффект».

Повышение концентрации оксида углерода (IV) в атмосфере, а также загрязнение её хлорфторуглеродами могут, по мнению учёных, вызвать глобальные изменения климата Земли в связи с так называемым «парниковым эффектом» воздушной оболочки планеты.

Слои воздуха, обогащённого оксидом углерода (IV) , хорошо пропускают солнечную радиацию и в тоже время задерживают длинноволновое тепловое излучение Земли. Отражённый земной поверхностью солнечный свет в его инфракрасной области поглощается в тропосфере и нижних слоях атмосферы, приводя к повышению их температуры.

Отрицательные последствия парникового эффекта для органического мира:

  • В засушливых районах дожди станут ещё более редкими, и они превратятся в пустыни, в результате чего людям и животным придётся их покинуть.

  • Если температура на Земле повысится, многие животные не смогут адаптироваться к климатическим изменениям.

Чтобы минимизировать действие парникового эффекта, необходимо уменьшить выбросы в атмосферу углекислого газа, использовать другие виды топлива, при сгорании которого выделяется меньше углекислого газа и других газообразных веществ, использовать силу ветра и воды для получения энергии.

Учитель: Одной из важнейших функций атмосферы, и особенно входящего в её состав озонового слоя, - защита живых организмов от вредного воздействия солнечной и космической радиации. Именно после формирования озонового слоя в атмосфере жизнь на Земле вышла на сушу.

Выступление ученика с сообщением: «Озоновый слой».

Слой атмосферы, соприкасающийся со стратосферой над поверхностью планеты и отличающийся повышенной концентрацией молекул озона, называют озоносферой.

Общее содержание озона в этом слое невелико; толщина слоя всего около 3 мм. Слой озона защищает поверхность Земли ( и всё живое на Земле) от жёстких ультрафиолетовых лучей.

Впервые «Озоновая дыра» была обнаружена в 1985 г. Над Антарктидой. Озоновая дыра – утончение атмосферного озонового слоя. Естественный процесс образования и разрушения стратосферного озона нарушается при наличии в стратосфере таких составляющих, как оксиды азота, хлора, водорода, брома. В их присутствии фотохимические реакции разрушения озона носят каталитический характер.

Разрушение озонового слоя может привести к усиленному прохождению излучения Солнца к Земле. А это может отрицательно повлиять на продукцию сельского хозяйства, сказаться на климате Земли, повысить вероятность возникновения рака кожи у людей.

Таким образом, для спасения «озонового щита» человечеству необходимо срочно решить следующие проблемы: ограничение использования хлорфторуглеродов и поиск экологически безопасных их заменителей.

Большую опасность для озонового слоя представляют ядерные взрывы, в результате которых образуется большое количество оксидов азота.

Учитель: В современном мире нарушен баланс между обществом и природой, что свидетельствует об обострении экологических проблем.

Общество, пытаясь максимально удовлетворить свои материальные потребности, забывает о том, что возможности природы ограничены, так как её ресурсы с каждым годом уменьшаются быстрыми темпами, а потребности возрастают и возрастают.

Как это страшно – умирание рода,

Всех поголовно, всех до одного,

Когда опустошённая природа

Уже не в силах сделать ничего.

И поползёт проказа запустенья,

И пересохнут ниточки воды.

И птицы вымрут. И падут растенья,

И зверь не обойдёт своей тропы.

И сколько тут корысти не ищи ты,

Какой ты оговоркой не владей,

Земля защиты требует. Защиты.

Она спасенья просит у людей






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Природосберегающая конференция для уч-ся 9 классов "Химия и охрана природы"

Автор: Карпенко Мария Юрьевна

Дата: 21.11.2021

Номер свидетельства: 592189


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства