Природа и человек.Охрана окружающей среды. Значение леса в жизни человека»
Природа и человек.Охрана окружающей среды. Значение леса в жизни человека»
Разработанный материал используется на внеклассном мераприятии для учащихся 5 класса. Данный урок позволяет расширить представление о разнообразии животного и растительного мира,о пользе,которую приносит человек.Урок позволяет привлечь внимание учащихся к сохранению растений и животных,сохранению природных объектов,сохранению леса,воспитать бережное отношение к единым общечеловеческим ценностям в соответствии с принципом сохранения культурного и природного разнообразия.Урок позволяет совершенствовать речевые умения,развивает любознательность,наблюдательность,так как проходит в форме дисскуссии.Весь урок учитель общается с учащимися,вместе приходят к логическому выводу.Урок комбинированный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Природа и человек.Охрана окружающей среды. Значение леса в жизни человека» »
Тема внеклассного мероприятия в 5 классе. Биология: «Природа и человек. Охрана окружающей среды. Значение леса в жизни человека»
2
3
4
5
Урок-дискуссия. Интегрированный урок
Урок посвящен экологическому воспитанию и образованию учащихся. Его главная цель - показать, что природа на Земле оказалась в опасности из-за действий людей. Весь урок построен на сопоставлении природы и человека. Человек пока не научился жить, не оставляя своих разрушительных следов в природе. Поэтому обучение учит бережному отношению к природным ресурсам.
Цели:
Расширить представления детей о разнообразии животного и растительного мира, о пользе, которую они приносят человеку, о необходимости охраны окружающей среды.
Развивать любознательность, наблюдательность, учить делать выводы и обобщения.
Оборудование урока.
карта “Природные зоны России”,
гербарии растений.
Ход урока
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, о пользе, которую они приносят человеку и о необходимости их беречь и охранять. Одновременно мы будем учиться правильно выражать свои мысли в речи, рассказывать о явлениях и объектах природы.
- Посмотрите в окно. Какое время года сегодня?
- Какие слова известных поэтов приходят вам на память? (Дети читают отрывки из стихов об осени)
- Какие признаки можно подобрать, описывая сегодняшний день? (На доске запись)
солнце (какое?) ...
день (какой?) ...
облака (какие?) ...
воздух (какой?) ...
- Выберите подходящее название действия и вставьте его в текст
По хмурому небу ... тяжёлые тучи.
По ясному небу ... лёгкие облака.
- Давайте заслушаем синоптиков из “Бюро погоды”.
Проверка домашнего задания
- Дома вы должны были найти ответы на вопросы. Как ваши успехи?
Похожа ли снежинка на звезду с пятью лучами?
В какую погоду можно слепить снеговика?
В какую погоду снег скрипит под ногами?
Что происходит с почвой зимой?
Каковы приметы зимы?
Что такое изморозь?
Назовите птиц, которые живет в нашей местности зимой?
Почему некоторые птицы не улетают от нас на зиму?
Какая птица выводит птенцов зимой?
Как готовятся животные к зиме?
Почему учёные оправдали кукушку?
Кто такая “лесная кошка”?
Ответы детей.
- Молодцы. Ни одну книгу, наверное, перелистали.
- А какие народные приметы вы знаете о весне?
- Составьте рассказ о зиме с опорой на план.
План.
Зимние месяцы,
Приметы зимы.
Изменения в живой природе.
Тесты.
а) Что можно назвать основными изменениями вприроде зимой?
1)- похолодание, 2) - выпадение снега
б) Где раньше тает снег: в лесу или в селе?
1)- в лесу, 2) - в селе, в городе
в) Чего больше боятся птицы зимой?
1)- холода, 2) - голода
г) Почему охота на зверей весной запрещена?
1)- они линяют, 2) - у них появляются детёныши.
Физминутка “Зоопарк”.
Показать картинку животного, дети должны подобрать признаки и действия.
Новый материал,
Россия самая богатая лесная страна в мире. Лес величайший источник здоровья.
- Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его? Чтение хором с доски стихотворения:
Почему мы с лесом дружим, Для чего он людям нужен? Вот стоит обычный стол. Это лес! Или рама, двери, пол? Лес! А пенал красивый наш? Лес! Или этот карандаш? Лес! Ну, а стол, скамейка, парта? Лес! А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес! Оглянись, всё вокруг – это наш зелёный друг.
Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес даёт нам мебель, карандаши, спички. Чем ещё полезен лес человеку? (Одевает, кормит, лечит)
Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняется воздух, вода. Которые необходимы для жизни растений, животных, человека.
Послушайте стихотворение С. Михалкова “Прогулка” и ответьте:
правильно ли вели ребята?
какой вред наносит природе люди таким поведением?
Прогулка
Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти! Тут сидят, и там сидят: Загорают и едят. Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят. Мы по бережку прошли И поляночку нашли. Но на солнечной полянке Тут и там пустые банки И, как будто нам назло, Даже битое стекло. Мы по бережку прошли, Место новое нашли. Но и здесь до нас сидели; Тоже пили, тоже ели, Жгли костер, бумагу жгли - Насорили и ушли! Мы прошли, конечно, мимо... - Эй, ребята! - крикнул Дима,
Экологические задачи.
а) если не закрыть кран, то за одну минуту вытечет 10 л воды. Сколько литров вытечет за перемену между уроками?
б) Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзинку крепких боровиков и пошел в условленное место, где друзья договорились встретиться. Выйдя на полянку, Костя увидел своего друга, у которого в руках была корзинка, полная мухоморов.
- Ты зачем набрал мухоморов? - удивленно спросил Костя.
- Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша. Правильно ли поступил Миша?
- Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода, Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж! Мы купались, Загорали, Жгли костер, В футбол играли - Веселились, как могли: Пили квас, Конфеты ели, Хороводом песни пели... Отдохнули - и ушли! И остались на поляне У потухшего костра: Две разбитые нами склянки, Две размокшие баранки - Словом, мусора гора. Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не нашли.
в) Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс? (Этот грибник погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300-500 лет. )
г) Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухомор, которые Вова сбивал палкой.
Зачем ты это делаешь? - спросил Коля. - Ведь они нужны лесу, животным!
Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.
Кто из мальчиков прав?
На доске текст “Первые цветы”
Наступает ранняя весна. Солнце льёт на землю тёплые лучи. Появятся первые весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год всё меньше распускают свои пышные головки. Необходимо сохранять и оберегать первые цветы.
Как называются первые цветы?
Найдите слова, обозначающие действия,
Найдите слова обозначающие признаки,
К чему приведёт сбор первых цветов?
8. Подведение итогов.
- Какой вывод можно сделать после сегодняшнего урока? (Ответы детей)
В результате деятельности человека, многие растения и животные стали встречаться крайне редко. Такие исчезающие представители растительного и животного мира внесены в Красную книгу.
- Почему эта книга получила такое название? (Цвет опасности)
Этим растениям и животным угрожает большая опасность. Они навсегда могут исчезнуть с лица Земли, как исчезли Морская корова, странствующий голубь...
К сожалению, ещё не все люди хотят и умеют беречь природу. Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтоб журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.