Праздник "Здравствуй, милая картошка" - внеклассное мероприятие по биологии для учащихся среднего звена. Цель праздника:
- развивать любовь и интерес к биологии;
- формировать коммуникативные способности учащихся.
Программа праздника составлена в режиме конкурсно-игровой программы, содержащей исторический экскурс о картофеле, как важнейшей сельскохозяйственной культуре, предлагается викторина "Что ты знаешь о картофеле?" В процессе праздника предлагается дегустация различных блюд из картофеля, в приготовлении которых активно участвуют родители.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Праздник "Здравствуй, милая картошка!" »
Брагина Татьяна Васильевна,
учитель первой квалификационной категории
МКОУ Старосельской СОШ
Сафоновского района Смоленской области
Праздник «Здравствуй, милая картошка».
Цель: -развивать любовь и интерес к биологии;
- расширять кругозор учащихся о картофеле, как сельскохозяйственной культуре;
- развивать коммуникативные способности учащихся.
Оформление.
Плакаты: «Картошка хлеб бережет», «Клади картошку в окрошку, а любовь в дело»,
«Ель и береза – чем не дрова?
Соль да картошка – чем не еда?»
На столах самоделки из картофеля, причудливые клубни; литература по теме праздника; блюда из картофеля, картофельные рецепты.
Информационный бюллетень «Любознательным о картофеле».
ХОД ПРАЗДНИКА
Ведущий. Наш праздник может начаться только в том случае, если вы отгадаете загадку.
В огороде спрятан клад.
Откопать его я рад.
Оказалось под кустом
Семь больших подарков в нем.
Я на обед их съесть решил,
Почистил, а потом сварил.
Блюду дал остыть немножко
«До чего ж вкусна (картошка).»
Правильно. Сегодня мы познакомимся с одной из самых ценных сельскохозяйственных культур – картофелем, который завоевал всеобщее народное признание. «Картофель – хлебу подпора! – говорили люди и добавляли. – Картошка – хлебу присошка». Академик Д.Н.Прянишников придавал настолько большое значение этой культуре, что с нее начинал чтение курса «Растениеводство». «Выращивать картофель, - говорил он, - все равно, что собирать три колоса там, где рос один».
В самом деле, поле картофеля дает в пересчете на кормовые единицы в три раза больше, чем такое же поле ржи.
Путь, который проделал картофель, прежде чем стал главнейшей сельскохозяйственной культурой во многих странах мира, был труден и долг.
(Выход на сцену учеников в костюмах)
Исполняется песня «Здравствуй, милая картошка!»
Страничка истории
1 ученик:
Впервые европейцы узнали вкус картофеля всего 400 с небольшим лет тому назад. Родина картофеля – Южная Америка (Чили, Перу), где он и сейчас произрастает в диком состоянии в горных районах. В Андах на высоте от 500 до 4,5 тыс. метров можно встретить почти все известные виды этого клубненосного растения.
2 ученик:
Испанские конкистадоры, завоевавшие в конце 15 века территорию по западному побережью Южной Америки, обнаружили там совершенно незнакомый им продукт питания, который у местных жителей назывался «чуньо». Это были высушенные клубни полукультурных видов картофеля. Хранить сырой картофель еще не умели, поэтому индейцы вымытые клубни рассыпали на солнце, а затем оставляли на ночь на морозе (надо сказать, что в горных районах Анд ночи обычно морозные). Промораживание способствовало удалению влаги, снижало горечь клубней. В результате подмораживания и сушки получался белый крахмалистый продукт, который отлично хранился и спасал жителей Анд от голода зимой и в неурожайные годы.
Испанские завоеватели, нагружавшие свои каравеллы золотом и серебром, не подозревали, что самым ценным грузом на их кораблях были скромные плоды земли – клубни картофеля, которые они взяли с собой в дорогу.
3 ученик:
Первое печатное сообщение о картофеле было сделано в Испании путешественником Педро Сьеза де Леоном в 1553 году. А вот ботаническое название этому растению дал швейцарский ботаник Каспар Бохен. В своей книге он назвал его
Solanum tuberosum – картофель обыкновенный. Это латинское название сохранилось и по сей день.
Долгое время картофель высаживали в ботанических садах и на аптекарских огородах. Только через 200 лет он появился на крестьянских огородах и полях.
Сначала картофель даже не употребляли в пищу: придворные дамы украшали свои прически его цветами, в Германии перед дворцами королей разбивали клумбы. И только значительно позже картофель стал продуктом питания.
4 ученик:
Весьма недружелюбно были встречены «земляные яблоки (так в то время называли картофель) во Франции. Даже в знаменитой «Большой энциклопедии», которую издали в 1765 году виднейшие ученые Франции, и в той было написано, что картофель – это грубая пища, годная только для нетребовательных желудков.
Подозрительное отношение к картофелю и разные предрассудки поддерживались церковниками, которые называли его «чертовым яблоком». Они утверждали, что это растение разносит проказу и вызывает «одурь». Надо сказать, что известные в ту пору европейцам сорта картофеля содержали много соланина, вещества, которое придает клубням горький привкус, а в больших дозах вызывает отравление.
Со временем репутация картофеля как ценного продукта возросла, хотя и выращивали его в очень небольших количествах. Картофель был большой редкостью и считался деликатесом. Его подавали к столу лишь в богатых домах.
Распространение этого незнакомого растения не обходилось без курьезов. Французский фармацевт Антуан Огюст Пармантье в 1787- 1788 г.г. проводил свои опыты с картофелем близ Парижа; он решил заинтересовать окрестных крестьян заморскими клубнями, чтобы способствовать распространению этого растения. Он попросил у короля стражу для охраны картофеля. Стража, охраняя участок только днем, а с наступлением темноты уходила. Но давно известно, запретный плод сладок. Картофель весь растащили, а это и надо было ученому.
5 ученик:
В Индию, Иран и другие страны картофель попал из Европы в 18 веке, а в Китай – еще раньше, в начале 17 века. В конце 17 века это растение было завезено в Россию Петром 1 из Голландии.
Распространение картофеля у нас вначале происходило очень медленно. Неприязненное отношение к новой культуре, по мнению Д.Н.Прянишникова, что ввезенный в Европу картофель не был тождественен современному; у него была мощная ботва и мелкие горьковатые клубни. Население не знало еще агротехники возделывания этой культуры, сеяли густо, растения затеняли друг друга и давали еще более мелкие и менее вкусные клубни. В 1770 году выдающийся русский агроном и ученый А.Т.Болотов впервые в России опубликовал статью о картофеле в «Трудах Вольного экономического общества», где рассказал, как выращивать это растение.
1 ученик:
Труден был путь картофеля по странам Европы, но, в конце концов, эта сельскохозяйственная культура завоевала всеобщее признание.
Крылатая фраза «Картофель – второй хлеб» стала азбучной истиной. Картофель не только хлеб, но и ценный корм для скота, сырье для промышленности. Из него получают спирт, в котором нуждаются самые разнообразные отрасли промышленности. Крахмал, применяемый в кондитерской, текстильной, бумажной, деревообрабатывающей, литейной, фармацевтической, косметической промышленности и многих, многих других.
Клубни картофеля богаты крахмалом, содержат ценные белки, в состав которых входят 18 различных аминокислот, в том числе все незаменимые.
Растение содержит ценные макро- и микроэлементы. В клубнях картофеля есть витамины, в том числе витамин С.
2-й ученик.
Картофель обладает лечебными свойствами. Свежеприготовленный картофельный сок издавна применялся в народной медицине как хорошее средство против изжоги, при лечении гастрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. При заболеваниях верхних дыхательных путей, сопровождающихся упорным сухим кашлем, применяют картофельные паровые ингаляции. А свеженатертую картофельную кашицу используют при лечении ожогов и экземы.
Широко применяется в народной медицине картофельный крахмал. Применяют его в виде киселя при отравлениях как средство, обволакивающее и защищающее слизистую оболочку желудка. Также крахмал используют в виде присыпки, сухих компрессов.
Картофель применяется в лечебном питании как ценный диетический продукт. Благодаря наличию солей калия он полезен при заболеваниях почек, сердечно-сосудистой системы.
3-й ученик.
Путешествуя по странам и континентам в течение более 400 лет, дикий картофель неузнаваемо изменился, улучшился вкус его клубней. Над этим потрудились многие селекционеры из разных стран мира. В настоящее время в Европе и Америке выращивается около 700 различных сортов картофеля. А начало этой работе положили жители Чили, Перу, Боливии, Колумбии, Эквадора.
4-й ученик.
Еще в 1925 году Н.И.Вавилов, С.М.Букасов и С.В.Юзельчук привезли из Южной Америки образцы дикого картофеля и сорта местных народных селекций. Именно они легли в основу всех существующих ныне на Земле высокопродуктивных сортов картофеля.
Ведущий.
Подведем итоги конкурса-викторины «Что ты знаешь о картофеле?»
Викторина «Что ты знаешь о картофеле?»
Когда, откуда и кто завез картофель в Россию? (Петром I из Голландии в конце XVII века)
Когда происходили «картофельные бунты» в России? (В 1842 году после указа Николая I об обязательной посадке картофеля)
Что представляет собой клубень картофеля и является ли он корнем растения? (Клубень – не корень. Это подземный побег)
К какому семейству относится картофель? (К семейству пасленовых)
Почему подмороженные клубни картофеля сладкие? (В них крахмал превращается с сахар)
Почему позеленевшие клубни картофеля нельзя употреблять в пищу? (На свету часть крахмала в клубнях превращается в соланин. Употреблять его в пищу нельзя, т.к. он ядовит)
Какие условия необходимы для хранения клубней картофеля? (Оптимальные условия для зимнего хранения картофеля создаются при температуре+2-4˚С и относительной влажности воздуха в хранилище 85-90%)
Дегустация различных сортов картофеля.
Для зрителей звучит музыкальный подарок –
инсценированная песня «Антошка».
(Муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина)
Проведение конкурсов.
1. «На ухвате чугунок»
Надо быстро, со всех ног
Да вокруг матрешки
На ухвате чугунок
Пронести с картошкой.
2. «Путаница»
Участвуют 2 команды зрителей, они называют по очереди названия 20 растений, стараясь называть пасленовые. Дети, участники праздника, хлопают в ладоши, когда услышат название пасленового растения, а жюри подсчитывает результаты.
3. Аттракционы с катрошкой.
С завязанными глазами собрать как можно больше картофеля в ведро;
Пройти на время через обручи, держа в ложке картофелину.
Исполнение песни-приглашения к столу (на мотив песни «Раскинулось море широко…»)
На свете есть много полезной еды,
Но славить мы будем картошку.
Как в песне поется о пользе воды, 2 раза
А мы вам споем о картошке.
И если ты с классом уходишь в поход,
В рюкзак ты положишь картошку.
Вкуснее печеной картошечки нет – 2 раза
Сидишь и жуешь понемножку.
И там на костре приготовишь обед,
С дымочком картофельный супчик.
И как не крути, без картошки - не жизнь, 2 раза
Со мной согласись ты, голубчик.
А с телеэкрана реклама пестрит,
Там чипсы хрустят не на шутку,
И с сыром, и с перцем, и с чем только нет! 2 раза
Все брось, посмотри хоть минутку.
Быстрее за ложку, добьемся побед,
Всем ртом уплетая картошку.
И вас приглашаем отведать обед, 2 раза
Картофельных блюд понемножку.
Угощение зрителей.
Положение
о проведении конкурса викторины «Что ты знаешь о картофеле?»
В ходе подготовки к празднику «Здравствуй, милая картошка» объявляется проведение конкурса-викторины «Что ты знаешь о картофеле?»
Цель: активизировать познания учащихся в области биологии, развивать умение работы с дополнительными источниками литературы.
Время проведения – 22 ноября в 1400.
Участники – учащиеся 6 и 7 классов.
Критерий оценки (полнота ответа, оформление, рекомендуется пользоваться энциклопедическим словарем, учебником 6 класса и дополнительной литературой).
Ответственный за проведение: Алексеева Т.В.
Подведение итогов состоится на празднике.
ЛИТЕРАТУРА
Алешко Е.Н. Хрестоматия по ботанике. М.: Просвещение, 1981.
Вольпер И.М., Магидов Я.И. Картофель. История, применение употребление. М.: Пищевая промышленность, 1978.
Лекарственные свойства сельскохозяйственных растений / Под ред. канд. фарм. Наук М.И.Борисова Минск: Ураджай, 1974.
Надеждина Н. Во саду ли, в огороде М.: Детская литература, 1972.
Пыльнев В.М. Удивительные половинки. М.: Детская литература, 1963.
Слепян Э. Жизнь подземного клубня. М.: Детская литература, 1981.