Методические рекомендации: урок под таким названием проводится для учащихся 5 класса. Перед началом мероприятия кабинет биологии оформляется красочными тематическими стенгазетами. Играют две команды – «крестики» и «нолики». Команды выполняют задания конкурсов, получают определенное количество фишек за правильные ответы. После выполнения задания определяется победитель конкурса, и название конкурса на игровом поле закрывают карточками (Х), (О). Команда, победившая в очередном конкурсе, получает право выбора следующего конкурса. Побеждает команда, выигравшая большее число конкурсов.
Образовательные задачи:
закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения;
вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;
развитие коммуникативных навыков;
осуществление межпредметных связей.
Коррекционные задачи:
развитие памяти, внимания;
развитие образного мышления;
развитие творческого воображения;
развитие восприятия;
повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
развитие творческих способностей учащихся;
самореализация личности подросткав коллективе через внеклассную деятельность.
Ход мероприятия
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня наше мероприятие мы проведем в форме игры «Крестики - Нолики». Играют две команды – «крестики» и «нолики». Команды выполняют задания конкурсов, получают определенное количество фишек за правильные ответы. После выполнения задания определяется победитель конкурса, и название конкурса на игровом поле закрывают карточками (Х), (О). Команда, победившая в очередном конкурсе, получает право выбора следующего конкурса. Побеждает команда, выигравшая большее число конкурсов.
Конкурс «Корзина загадок»
Ведущий: Командам по очереди загадываются загадки. Фишку получает команда разгадавшая загадку, если ответ не найден – то команда соперника.
- Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (Перец) - Он кусает - но не пес.
Зубок есть. Но, где, же рот?
Белый носит сюртучок.
Что это, скажи… (Чеснок) - Возле леса на опушке,
украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
ядовитый. (Мухомор)
- Посмотрите-ка, ребята:
Тут лисички, там – опята.
Ну, а это на полянке
Ядовитые. (Поганки)
- Моя обычная работа –
На мух и комаров охота.
Мне кочка мшистая – подушка.
Я – голосистая. (Лягушка)
- Без винта и без штурвала
Океаны бороздит,
Не страшась штормов и шквала.
На волнах он сладко спит,
Исполин могучий –. (Кит)
- Питанье – бананы,
Качели – лианы.
В прыжках по деревьям
Ловки. (Обезьяны)
- У лошадки рубашка –
Матросская тельняшка,
Хотя на море не была,
Сухопутною слыла. (Зебра)
Подводятся итоги конкурса, и закрывается игровое поле карточками (Х) или (О).
Конкурс «Я рисую натюрморт»
Ведущий: Команды вы получаете комплекты разрезанных картинок. За одну минуту конкурсанты должны выбрать части своей картинки и восстановить ее. Правильный ответ – 1 фишка.
Подводятся итоги конкурса, и закрывается игровое поле карточками (Х) или (О).
Конкурс «Стоп – кадр»
Ведущий: Разгадайте кроссворд. Продолжительность конкурса – 3 минут. За каждый правильный ответ – 1 фишка.
- Кто полгода живёт без обеда? ( Медведь)
- Кто на зиму сушит ягоды и грибы? (Белка)
- Предок человека. ( Обезьяна)
- Самое крупное млекопитающее? (Кит)
- Животное, которое может сделать фонтан? (Слон)
- Рыжая охотница до кур. (Лисица)
- Кто бежит задними ногами вперёд? (Заяц)
- Горбатое животное. (Верблюд)
- Так зовут дитя собаки. (Щенок)
- Полосатая лошадка. (Зебра)
Подводятся итоги конкурса, и закрывается игровое поле карточками (Х) или (О).
Конкурс «Литературный»
Ведущий: Сейчас мы проверим ваши знания по предмету литература. Вопросы связаны с миром природы. Отвечайте на вопросы по очереди:
- В кого превратился Гадкий Утёнок? (В лебедя)
- Пантера, друг Маугли. (Багира)
- Кто из обитателей болота стал женой Ивана – царевича? (Лягушка)
- Какой овощ вытягивали из земли целым коллективом? (Репка)
- Как звали собаку девочки Мальвины? (Артемон)
- Что купила на базаре Муха-Цокотуха? (Самовар)
- Как звали торговца пиявками в сказке “Золотой ключик”? (Дуремар)
- Какого героя сказки Р.Киплинга звали Рикки-Тики-тави? (Мангуста)
Подводятся итоги конкурса, и закрывается игровое поле карточками (Х) или (О).
Конкурс «Поймай птицу»
Ведущий: Каждая команда получает черный конверт. В этом конверте загадки и буквы. Вам необходимо отгадать загадку и из букв составить ответ. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее! Правильный ответ – 1 фишка.
ЙВОБОЕР – Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей)
УШККАУК – Не ворона, не синица,
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу «ку-ку» (Кукушка)
Подводятся итоги конкурса, и закрывается игровое поле карточками (Х) или (О).
Конкурс «Смотри, не ошибись»
Ведущий: На столе против каждой команды лежит 5 табличек с названиями животных. Представитель от каждой команды по очереди выходит к доске и прикрепляет на нее слева любую табличку, одну под другой. После этого ведущий закрывает листом бумаги левую часть и дает командам таблички с голосами животных. Каждый участник команды прикрепляет доставшуюся ему табличку на доске с правой стороны. Она должна оказаться напротив соответствующего животного. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание и допустившая меньше ошибок.
КОШКА – Мяу – мяу;
СОБАКА – Гав – гав;
ЛЯГУШКА – Ква – ква;
КОРОВА – Му – му;
МЫШКА – Пи – пи.
Подводятся итоги конкурса, и закрывается игровое поле карточками (Х) или (О).
Конкурс «Живая буква»
Ведущий: Команда за одну минуту должна вспомнить название цветка, дерева, рыбы, птицы, зверя на букву «Р», «К». Максимальная оценка – три фишки.
Подводятся итоги конкурса, и закрывается игровое поле карточками (Х) или (О).
Конкурс «Тути - Фрути»
Ведущий: Каждая команда получает изображение груши, которую нужно собрать из заготовок. Кто быстрее? За быстроту команда получает 5 фишек.
Подводятся итоги конкурса, и закрывается игровое поле карточками (Х) или (О).
Конкурс «Найди лишнее»
Учитель: Из представленных растений нужно убрать лишнее и указать, почему вы так считаете. За правильный ответ – 1 фишка.
- Дыня, Арбуз, Огурец.
Баклажан, Перец, Крыжовник.
Подводятся итоги конкурса, и закрывается игровое поле карточками (Х) или (О).
Учитель: Друзья! Вот и подошло к финалу наша игра. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие, и вы узнали много нового о живой природе.