Мероприятие в 5 классе по биологии и экологии "Познавательная эколого-биологическая игра". Мероприятие построенно как виктарина-игра, которая позволяет проверить знания учащихся по биологии и экологии. Игра соотоит из пяти конкурсов разной тематики и технологии проведения, что позволяет учащимся активно в ней участвовать и проверять их знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: обобщить, закрепить и углубить знания учащихся, полученные на уроках кубановедения и в туристическом кружке.
Задачи:
образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;
развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность;
развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива.
Оборудование:
Электронная презентация;
интерактивная доска.
Структура занятия:
1. Организационный момент (5 минут)
2. Игра (35 минут)
3. Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса (5 минут)
Ход мероприятия
Перед началом праздника звучат песни о природе, голоса птиц, шум прибоя и т.д.
В игре принимают участие две команды в составе шести учащихся, а другая половина класса зрители. Жюри.
Учащиеся заранее знакомятся с условиями конкурса. Готовят эмблему и девиз своей команды.
Конкурс 1. «Разминка». Командам задается по пятнадцать вопросов. Командам задаются по очереди загадки, за каждый верный ответ учащиеся получают очко и фишку.
команда
Воздушная оболочка Земли (атмосфера)
В каком направлении дуют северно-западные ветры? (северно-западном)
Самый большой материк Земли (Евразия)
Горячие источники, периодически действующие в виде фонтанов (гейзер)
Самый холодный океан (Северный Ледовитый)
Где у кузнечика ухо? (на ноге)
Когда цветет сирень? (весной)
Самый влажный материк (Южная Америка)
Название какого растения связано со звоном? (колокольчик)
Самое быстро плавающее морское животное (дельфин)
Кто полгода живёт без обеда? ( Медведь)
Кто на зиму сушит ягоды и грибы? (Белка)
Предок человека. ( Обезьяна)
Самое крупное млекопитающее? (Кит)
Животное, которое может сделать фонтан? (Слон)
2 команда
Плавающие обломки материкового льда (айсберг)
Самый большой по площади океан (Тихий)
Магма, излившаяся из кратера вулкана или из трещин земной коры (лава)
Самый холодный материк (Антарктида)
Растет ли дерево зимой? (нет)
Сколько ног у паука? (восемь)
Самая маленькая птица (колибри)
Водная оболочка Земли (гидросфера)
Самая длинная река (Нил)
Что такое ледник? (спрессованный снег)
Рыжая охотница до кур. (Лисица)
Кто бежит задними ногами вперёд? (Заяц)
Горбатое животное. (Верблюд)
Так зовут дитя собаки. (Щенок)
Полосатая лошадка. (Зебра)
Конкурс 2. «Загадки». Командам задаются по очереди загадки, за каждый верный ответ учащиеся получают очко и фишку.
1.Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собака лает,
А достать не может
Что это? (Луна)
2.Голубой платок,
Алый клубок
По клубку катается,
Людям улыбается. (Солнце и небо)
3.Поле не меряно
Овцы не считаны
Пастух рогатый (Месяц и звёзды)
4.Сестра к брату в гости идёт,
А он от сестры прячется (Месяц и солнце)
5.Без огня горит,
Без крыла летит,
Без ног бежит (Солнце)
6.Вся дорожка усыпана горошком (Небо и звёзды)
7.В синем небе светляки,
Не дотянешь к ним руки,
А один большой светляк
Изогнулся как червяк. (Звёзды и месяц)
8.Сверкает, да долго не светит
Не до неба, не до земли (Метеор)
9.Золот хозяин на поле –
Серебряный пастух с поля.
Хоть и видятся,
А не сойдутся (Солнце и месяц)
10.Бежали овцы по калиновому мосту,
Увидели зарю, бросились в воду. (Звёзды)
11.Погляжу в окошко,
Висит лукошко. (Луна)
12.Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек. (Одуванчик)
Конкурс 3. «Я рисую натюрморт»
Команды вы получаете комплекты разрезанных картинок. За одну минуту конкурсанты должны выбрать части своей картинки и восстановить ее. Правильный ответ – 1 фишка.
Конкурс болельщиков. Пока команды выполняют задания, проходит игра с болельщиками. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл, который можете отдать команде, за которую болели:
1. Если мне на место «а»
Мягкий знак дадите,
Сразу сорную траву
В птицу превратите. (Лебеда - лебедь.)
2. Меня за аромат давно ты ценишь, Всюду я красой своей горда,
Но если«р» на «к» ты переменишь,
То вырастут рога и борода (Роза - коза.)
3. Первое - нота, второе - тоже,
А в целом я на горох похожа. (Фа - соль.)
4. Три простеньких слова –
Нота, круг, союз –
Дают нам вместе овощ,
Приятный всем на вкус. (Ре - диск - а.)
5. Местоимение, предлог,
Меж них - фамилия поэта.
А целое - известный плод,
Что зреет на исходе лета. (Я- блок - о.)
6. На поляне, у реки гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки, белоснежные... ромашки.
7. Ветка в гроздья разодета, фиолетового цвета.
Это в жаркий летний день расцвела в саду... сирень.
8. Он стоит на ножке длинной, Будто в пачке балерина.
Как букет, цветок один, темно-красный ... георгин.
9. Вот шершавый стебелек, в середине уголек,
Лепестки блестят, как лак, распустился красный... мак.
10. Если летом на болоте нежные цветы найдете,
Не теряйте ни минутки, собирайте... незабудки.
11. На кустах в саду растет,
Запах сладкий, словно мед,
Но нередко льются слезы
Тех, кто рвет руками... розы.
12. Летом посреди реки, трепеща, как поплавки,
По воде плывут пушинки, темно-желтые... кувшинки.
13. Холод. Все сады пусты.
Ну какие тут цветы?
Но у нас, назло морозу, в марте продают... мимозу.
14. Чтоб отгадать - имей терпенье. С «л» - часть лица, а с «б» - растение. (Лоб - боб.)
15. Личное местоимение - первый слог.
Пение лягушки - слог второй.
Все - растение, у которого плод - ягода. (Ты - ква.)
16. Первый слог - орган растения для питания,
Второй - соединительная буква,
Третий - найдешь в танцах,
Целое - явление в жизни растения. (Лист-о-па-д.)
17. Буква шипящая, гласная буква, нота,
Назойливое двухкрылое насекомое,
Все - дерево с белоснежными пахучими цветами
И вяжущими плодами. (Че - ре -муха.)
Конкурс 4. «Литературный». Сейчас мы проверим ваши знания по предмету литература. Вопросы связаны с миром природы. Отвечайте на вопросы по очереди:
В кого превратился Гадкий Утёнок? (В лебедя)
Пантера, друг Маугли. (Багира)
Как звали дедушку, который спас “команду косую”? (Дед Мазай)
Мальчик Луковка. (Чиполлино)
Кто из обитателей болота стал женой Ивана – царевича? (Лягушка)
Какое дерево предлагало свои плоды герою русских сказок? (Яблоня)
Что топтала кобылица в сказе “ Конёк-Гобунок”? (Пшеницу)
Какой овощ вытягивали из земли целым коллективом? (Репка)
Как звали мальчика, который стал козлёночком? (Иванушка)
Девочка из цветка. (Дюймовочка)
Из какого растения связала своим братьям-лебедям рубашки Элиза? (Крапива)
Как звали собаку девочки Мальвины? (Артемон)
В какой сказке зимой собирали цветы? (“12 месяцев”)
Какой овощ мешал спать принцессе? (Горох)
Что купила на базаре Муха-Цокотуха? (Самовар)
На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)
Как звали торговца пиявками в сказке “Золотой ключик”? (Дуремар)
Какого героя сказки Р.Киплинга звали Рикки-Тики-тави? (Мангуста)
Кем был Цветик из сказки Н.Носова “Приключения Незнайки”? (Поэтом)
Кто одолел Тараканище? (Воробей)
Конкурс 5. «Памятники животным».
1.В Нью-Йорке поставили памятник другу
За то, что сквозь ветер и зимнюю вьюгу,
Сквозь холод и лёд, через злые мытарства,
Чтоб город спасти, он доставил лекарства!
И люди герою за верность воздали,
А деньги на памятник дети собрали.
Так было, и всё это точно не враки,
В Нью-Йорке есть памятник верной….. (собаке).
2. В Лондоне памятник есть удивительный,
Просто не знать о таком возмутительно!
Памятник этот поставлен животному-
Самому лучшему в мире охотнику,
Самому доброму, самому милому,
И грандиозному, ну и красивому.
Так за величие и доброту
Памятник этот поставлен… (коту).
3. В России памятник рекордсменке,
Но не актрисе и не спортсменке.
В Москве он поставлен.и людям на диво
Животное выглядит очень красиво.
Спокойно и важно глядит на дорогу,
И кажется, облако трогает рогом.
Меня вы не поймаете на слове,
Ведь памятник этот удойной….. (корове).
4. Австралия – страна большая,
Об этом каждый в мире знает.
Там есть животное одно-
Доход несёт в страну оно.
В ответ не стали австралийцы
На памятник ему скупиться.
И что добавить мне в конце?
Лишь то, что памятник….(овце).
Конкурс 5. «Превратите выражение в известную пословицу или поговорку».
1.Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).
2. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)
3. Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу – кобыле легче).
4.Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. ( Утопающий хватается за соломинку ).
Конкурс 6. «Переведите термин»
1. На греческий – «учение о жилище». (экология).
2. На латинский – «восстановление».(регенерация).
3. На латинский – «народ, население». (популяция).
4. На латинский – «окраска». (пигмент).
А пока жюри подводит итоги игры, поиграем со зрителями.
1. Что кормит волка? (ноги) 2. Какое животное может дышать тремя способами: легкими, кожей, ртом? (лягушка) 3.Что такое выползок? (верхний слой змеиной кожи, который отслаивается при линьке) 4. Название какой птицы в древнерусском счете соответствовало 10 млн.? (ворон) 5. Какой зверь является самым крупным хищником на суше? (белый медведь) 6. Может ли белый медведь съесть пингвина? (нет, в природе они не встречаются) 7. Чем нельзя кормить соловья? (баснями) 8. Каких животных используют для лечения высокого кровяного давления, глазных болезней, закупорки вен? (пиявки) 9. В какой среде обитания живут самые быстрые животные? Назовите их. (Наземно-воздушная: стриж, сокол, гепард) 10. Птица эта не маленькая, а увидеть ее нелегко: сядет на землю или ветку - и исчезнет. Уж такая у нее окраска - рябенькая. Кто это? (рябчик) 11. Почему сидящая бабочка складывает крылья? (способ маскировки - при этом она располагается по отношению к солнцу так, чтобы не отбрасывать тени.) 12. Жуки эти летают и весной, и летом. С каким весенним и летним месяцами связаны их названия? (майский и июньский хрущи) 13. Эта птица - настоящий акробат, только она может бегать по стволу дерева вверх и вниз. Кто это? (поползень) 14. А у этой птицы все не как у других - и клюв крест-накрест, и птенцов может выводить даже зимой? (клест. Потому что может и зимой прокормить птенцов семенами сосны, ели) 15. Кого из насекомых можно назвать "тяжеловесом" (муравья) 16. Есть такое выражение - "муравьиные коровы". Кто это и почему так называют? (тли. Муравьи кормятся сладкими выделениями тлей и "пасут" этих насекомых, охраняя их от врагов.) 17. Ваш возраст всегда можно узнать по свидетельству о рождении или паспорту. А что служит "паспортом" рыбе? (чешуя. Подсчитав число колец на ней, можно определить возраст рыбы.) 18. Существует выражение: "Рожденный ползать летать не может". А так ли это? Подтвердите свою точку зрения. (нет. Существует летучая древесная змея (Южная Америка), ящерица летучий дракон (Юго-Восточная Азия)) 19. Кто «видит» ушами? (Летучая мышь)
Награждение победителей.
Сегодня мы не только в очередной раз выявляли лучших знатоков экологии, но и обнаружили, что существуют некоторые проблемы с качеством знаний, над которыми следует ещё поработать. Я надеюсь, что предложенные вам вопросы были интересны и не будут сразу же забыты при выходе из зала. До свидания.
Литература:
Даринский А. В. Вопросы туризма в школьном курсе географии. М.: Просвещение, 1979.
Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. Волгоград: Учитель, 2002
Ковешников В. Н. и др. Сборник туристско-краеведческих статей и очерков. 1994.
Краеведение. Пособие для учителя /Под ред. А. В. Даринского. М.: Просвещение, 1987.
Пономарёва И.П. Биология: 5 класса: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Энциклопедия для детей. Т-12. Россия: природа, население, экономика. М.: Аванта-Плюс, 1998.
Были использованы материалы сайтов:
Загадки о животных - http://numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode