Методическая разработка внеурочного занятия .
Устный журнал
«Окно в природу. Листопад».
Цели: формирование представлений о листопаде.
-обучающие -создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о процессе листопада и его значении;
развивающие- содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы;
воспитательные- прививать любовь к природе.
Звучит песня 1.
Учитель:
Я начала нашу встречу с красивой песни А. Пугачевой не случайно, ведь в ней поется о том времени года, которое сейчас за окошком - об осени. Для многих из нас осень -это серые короткие дни ,время, когда улетают в теплые края птицы, шум ветра и дождя за окошком. Но каждая осень радует нас красивым и красочным явлением о котором знает каждый. Давайте вместе определим тему нашего занятия.
Чтецы:
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
(Листопад) Листопад, листопад
Листья кружатся, летят!
Разноцветные, резные,
Словно кистью расписные…
Листопад, листопад,
Листья падают, летят.
Листья жёлтые кружатся,
И на землю все ложатся.
Как прекрасен листопад!
Листья жёлтые летят!
Над землёй и над водой
Вихрь кружится золотой!
Осень дождички роняет
И деревья раздевает,
Устилая всё кругом
Пышным сказочным ковром!
Учитель:
Что же такое листопад, почему он происходит каждую осень. Об этом сегодня мы с вами поговорим.
Листопад - это отделение листвы от ветвей или опадание листьев .
.Лист – орган, обеспечивающий растению питание. В нем под влиянием солнечного света происходит преобразование углекислого газа в органические вещества. Но с наступлением зимы древесные и кустарниковые виды вынуждены избавляться от зеленой массы. Делают они это с несколькими целями:
1)Этот процесс необходим для того, что бы растение приспособилось к зимнему холоду .Что бы зимой не испытывать недостатка влаги т. к земля замерзла и воду взять негде.
2) Избавиться от ненужных веществ , которые накопились за зиму в листьях
3) Что бы не сломаться под тяжестью снега зимой.
Как же происходит листопад.
Механизм листопада сложный, состоит из нескольких этапов, начинается задолго до того, как с ветки упадет первый лист ( начинают подготовку к зиме уже в августе).
Давайте , вместе определим этапы листопада. Для этого мы воспользуемся схемой презентации(ребята самостоятельно в параз определяют этапы).
1) Световой день убывает, температура понижается
2) Растительные клетки листа лишаются хлорофилла, и теряют зеленый цвет
Появляются желтые, красные и даже бардовые листья.
3) Листовой черешок перекрывается пробковой перегородкой
4) Лист срывается под воздействием ветра, падает на землю.
Какое значение играет листопад в жизни растений(беседа с детьми).
Опавшие листья покрывают землю плотным ковром. Они не пропадают зря, а приносят пользу , т.к. листовая масса перерабатывается обитающими в почве микроорганизмами, а питательные вещества, образовавшиеся в результате гниения , насыщают почву. Образуется перегной – естественное удобрение для растений, богатое водорастворимыми минеральными веществами , а это делает почву плодородной. Кроме того, зимой в толстом листовом покрове находят убежище грызуны, рептилии, насекомые.
В природе нет ни единого ненужного процесса. Листопад помогает деревьям приспособиться к холодному времени года.. А опавшая листва повышает плодородие почвы.
Ребята, определите актуальность нашего занятия. Если вы считаете, что знания, полученные сегодня вам пригодятся, поднимите красный листок. Синий листок поднимают те. Кто считает информацию о листопаде не важной и не интересной.
Звучит песня 2.