Просмотр содержимого документа
«Опыт использования проектно-исследовательской деятельности на уроках биологии»
Давыдова Оксана Николаевна
учитель биологии и географии
МБОУ « СОШ п. Молодёжный
Перелюбского муниципального района
Саратовской области»
Образование: высшее
Стаж работы: 4 года
«Опыт использованияпроектно – исследовательской деятельности на уроках биологии»
В Федеральном государственном образовательном стандарте(ФГОС) отмечена необходимость приведения школьного образования в соответствие с потребностями современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широкимвнедрением педагогических технологий.
Условия возникновения и становления опыта
Процессы модернизации сельской школы
Изучение научно-методической литературы
Участие в работе ШМО и РМО
Опыт коллег
Выступления на семинарах, конференциях
Новизна опыта
Индивидуальный подход к развитию творческих способностей детей на уроках биологии в процессе исследовательской и проектной деятельности.
Актуальность
Происходит спад интереса обучающихся к изучаемому предмету;
Осознание необходимости формирования позновательных интересов обучающихся;
Поиск методических средств и приёмов, располагающих к совместной деятельности учителя и обучающихся по овладению предметом;
Формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельно приобретать и пополнять знания посредством развития позновательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
универсальныеучебные действия
УУД
формирует
Личностные
интерес к новому,
стремление к приобретению новых знаний
Регулятивные
умение организовать свою деятельность,
способность принимать и сохранять цели,
умение планировать свою работу
Познавательные
развитие познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества,
Коммуникативные
постановка и формулирование проблемы,
сотрудничество в поиске и сборе информации, умение аргументировать свое предложение.
Проектно – исследовательская деятельность
развивает
творческое воображение;
изобретательность;
находчивость;
сообразительность;
интеллектуальные способности;
создает условия для
организует
включения в деятельность;
выявления затруднения
процесс подготовки мышления обучающихся
Теоретическая основа опыта
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
А.И. Савенков,
М.Н. Скаткин,
М.И. Махмутов
Современные исследователи метода проектов (Гузеев, В.В.; Матяш, Н.В.; Пахомова, Н.Ю.; Полат, Е.С.; Чечель И.Д
«Проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи»
А.И.Савенков
Проектно-исследовательскаядеятельность
Проектирование собственного исследования
Выделение целей и задач
Выделение принципов отбора методик
Планирование хода исследования
Определение желаемых результатов
Сущность метода проектов
Проблемная ситуация
Проблема
Поиск способов решения
Оформление результатов
Исследовательская, поисковая деятельность
Прогнозирование новых проблем
Защита проекта
Цели и задачи
Развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели; проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения
Развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умение обобщать и систематизировать информацию, коммуникативные умения; развитие наблюдательности и внимания, умений работать с художественными и научными текстами.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский
Этапы проектно - исследовательской деятельности
Актуализация проблемы.
Определение сферы проектно – исследовательской работы.
Выбор темы работы.
Выработка гипотезы.
Выявление и систематизация подходов к решению.
Определение последовательности проведения проектно-исследовательской работы.
Сбор и обработка информации.
Анализ и обобщение полученных материалов.
Подготовка отчёта.
Доклад (защита перед сверстниками).
анкетирование
интервьюирование
изучение теоретических
источников
Методы и приёмы
наблюдение
поисковый эксперимент,
описательный
Формы реализации :реферат, публикация, кроссворды, памятки, ребусы и др.
Защита работы: конференция, презентация, доклад.
Исследовательская деятельность
Проектная деятельность
Результативность опыта
Повышение качества знаний обучающихся.
Результаты анкетирования в 5-6 классах
№
Критерии
1
Вызывает интерес
2023 год
%
2
2024 год
%
51
Учу по необходимости
3
62
Безразличие к изучаемому предмету
44
36
5
2
Педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности
Ставит ученика в позицию активного участника.
Даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы.
Открывает возможности формирования жизненного опыта
Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
Ведёт учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.
Формирует информационный инструментарий.
Учит работать в команде.
Достижения учащихся
Мои достижения
Спасибо за внимание.
Литература:
1. Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001. – С.34.
2.Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А.Семенова- 2006. - №2.-С.45-49.
3.Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников[Текст] /А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. – С.204
4.Разагатова, Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. – С. 116-123.
5.«Проектные задачи в школе», под ред. А.Б.Воронцова, Москва «Просвещение», 2010 год.