Просмотр содержимого документа
«Обмен опытом в области использования ЭОР в организации образовательного процесса по биологии»
Обмен опытом в области использования ЭОР в организации образовательного процесса по биологии (из опыта работы)
Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» К.Д.Ушинский. Современный этап развития российского образования по праву можно считать уникальным. У современного учителя в распоряжении имеются образовательные технологии, которые позволяют ему организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его. Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов. Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Используя компьютер на уроке, можно соединить воедино увлечение детей и их обучение, дать им в пользование интересные для них способы и технологии работы с учебным материалов, расширить зону поиска учебной информации. И тогда наши ученики начнут не просто учить, а начнут думать, не просто листать учебник, а просматривать большое число дополнительного материала, будут не исполнителями чужой воли, а экспериментаторами и изобретателями. Электронные образовательные ресурсы предназначены для привлечения внимания учащихся к ключевым проблемам урока, для предъявления интересного, нестандартного материала, для организации поисковой и творческой работы по той или иной теме. Их дидактические возможности позволяют учителю конструировать учебный процесс, основываясь на принципах проблемного обучения. ЭОР призваны интенсифицировать процесс обучения, создать дополнительные возможности для реализации принципа личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций. Применение цифровых и электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения. К настоящему времени накоплен немалый опыт в создании комплексов ЭОР по биологии. В ЭОР наглядный материал может быть представлен как в виде отдельных иллюстративных таблиц, графических схем, дополняющих учебный текст, так и с помощью слайдов, видеофильмов, иллюстрирующих теоретический материал. Специфика ЭОР по биологии определяется особенностями изучения этой дисциплины, требующих наличия большого количества наглядного материала, без которого нельзя полно показать разнообразие живого мира, особенности его строения, развития, механизмы протекания и целостность биологических, химических и др. процессов. Весьма эффективными при изучении биологии являются видеолекции, анимационные модели, компьютерные лабораторные практикумы, которые позволяют частично или полностью компенсировать недостаток натурных объектов и наглядного материала. Основные виды цифровых и электронных образовательных ресурсов по биологии: • программно-методические: учебный план, учебная программа. • обучающие: мультимедийный учебник, мультимедийная лекция, компьютерная демонстрация, электронный текстовый учебник, электронное учебное пособие, курс лекций в электронном виде, конспект лекций в электронном виде. • вспомогательные: компьютерный тренажер, компьютерный лабораторный практикум, энциклопедия, словарь, справочник. • учебно-методические: методические указания, методические рекомендации. • контролирующие: тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий. На уроках биологии с использованием информационных технологий учитель может следующее :
- использовать анимации, компьютерные модели и виртуальные лаборатории для демонстраций; - организовать индивидуальное интерактивное обучение учащихся; - проводить компьютерные лабораторные работы с использованием компьютерных моделей или виртуальных лабораторий; - организовать исследовательскую и проектную деятельность учащихся с использованием компьютерных моделей и виртуальных лабораторий; - проводить контроль знаний учащихся с использованием компьютерных программ. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения. Подготовка к любому уроку с использованием ЭОР, конечно, кропотливая работа, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников. Но чрезмерное и непродуманное включение учителем электронных образовательных ресурсов на уроках может привести к потере интереса учащихся, навредить их здоровью.