Просмотр содержимого документа
«Методические материалы по организации и проведению мероприятий в условиях летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием «СТРАНА ЗДОРОВЬЯ»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДИЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Методические материалы по организации и проведению мероприятий в условиях летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием
«СТРАНА ЗДОРОВЬЯ»
Автор:Аршук АллаЕвгеньевна
Учитель МБОУ
Городищенская СОШ
.
ПОГАР 2014 г.
Пояснительная записка.
Программы, направленные на организацию отдыха и оздоровление детей, комплексно решают одну задачу - создание условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важнейшего фактора развития личности.
Немаловажная часть этой программы – здоровьесбережение и оздоровление детей во время отдыха. Организация досуга и оздоровление школьников осуществляется по программе «Страна здоровья»
Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно же, многие дети останутся дома. И именно в школе выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом. Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья и предусматривает программа летней оздоровительной работы.
В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть. Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, соуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Я считаю, что в основе игротеки летнего оздоровительного лагеря должны быть спортивные и подвижные игры экологической направленности,
Паспорт прoграммы.
Oснования для разработки программы
- Закон РФ “Об образовании”
- Конвенция о правах ребенка
- Приказы УО о летней оздоровительной смене.
Заказчик программы
Aдминистрация школы
Цель программы
Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период
Oсновные задачи программы
- Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание обучающихся с оздоровительным отдыхом;
- Развитие творческих способностей;
- Воспитание культуры поведения;
- Формирование навыков общения и толерантности;
- Привитие навыков здорового образа жизни.
Перечень основных мероприятий программы
-Создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления учащихся школы
- Обновление содержания и форм работы по организации летнего лагеря с дневным пребыванием при школе
- Научно-методическое обеспечение
- Оздоровление детей и профилактика заболеваний
Ожидаемые результаты реализации Программы
- Укрепление здоровья детей;
- Улучшение социально-психологического климата в лагере;
- Снижение темп роста негативных социальных явлений среди детей;
- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
- Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях;
- Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей;
- Создание благоприятных условий для оздоровления детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, ГИБДД, МЧС
Система организации контроля над исполнением программы
Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и зам. директора по воспитательной работе.
В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы: 1. Конвенция о правах ребенка. 2. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей . 3. Постановление Правительства Российской Федерации: «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей». 4. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности. 5. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми. 6. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий. 7. Приказы Управления образованием.
8. Должностные инструкции работников.. 9. Планы работы.
Актуальность работы
Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но воспитывать в будущем здоровых детей.
Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего процесс социализации - воспитание. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и педагоги, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.
ЦЕЛЬ: разработать и составить внеклассные мероприятия для летнего пришкольного лагеря, используя уже имеющуюся по данной тематике научную и художественную литературу, для осуществления наиболее качественного, полноценного обучения школьников здоровому образу жизни , воспитание личности заботящейся о своем духовно-нравственном и физическом благополучии.
Для реализации такого обучения необходимо уточнить, что входит в само понятие "здоровье". Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения это не только отсутствие болезни и повреждений, но и полное физическое и социальное благополучие. Такое определение имеет явные преимущества перед бытующим мнением, что здоровье - это отсутствие болезни. Вместе с тем определение здоровья ВОЗ недостаточно для характеристики растущего организма, так как оно направленно на оценку статической сиюминутной ситуации и не учитывает динамики развития. Кроме того, данное определение не описывает конкретных признаков здоровья, не позволяет правильно вычленить отклонения в его состоянии, выработать тактику последующих действий, направленных на их преодоление.
В современном научном понимании здоровье школьников включает комплекс признаков:
1) Соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной);
2) Гармоничное физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня;
3) Быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (занятия в школе, отдых в туристическом походе и т.д.);
4) Высокая умственная и физическая работоспособность (без напряжения заниматься в школе);
5) Отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней) с полным выздоровлением.
Таков современный эталон здоровья школьника.
Характеристика возрастной динамики здоровья учащихся свидетельствует о том, что оно ухудшается с возрастом. Так, комплексная оценка здоровья (распределение детей по группам здоровья) показывает, что здоровых детей (I группа) среди выпускников школ в 3-5 раз меньше, чем среди первоклассников, и наоборот, число старшеклассников, имеющих хронические заболевания (III группа), в 2-3 раза больше, чем среди учеников начальных классов.
При внеклассных формах работы педагог, воспитатель осуществляют преемственность между учебным и воспитательным процессом и тем самым учат детей беречь свое здоровье.
Реализации педагогических и оздоровительных программ.
Целью пришкольного оздоровительного лагеря является – выявление способностей ребенка и его развитие в спорте, туризме, искусстве, техническом творчестве и других видов игровой деятельности. Личностно-ориентированное образование и воспитание основывается на идеалах олимпизма как философии жизни, соединяющей в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.
Данная программа посвящена здоровому образу жизни и связи с природой. Ребят ждут соревнования, конкурсы, игры, увлекательные рассказы о том, как на протяжении веков зарождались современные виды спорта, об истории Олимпийских игр, о самых разнообразных спортивных играх нашего времени, распространенных на всех континентах Земли. Познание культуры предполагает не только размышления о ее глубинах, восприятие ее национального богатства, но и умение сопереживать увиденному и услышанному.
1. Формирование у учащихся знаний о мировой культуре.
2. Диагностирование и тестирование состояния здоровья, уровня физической подготовленности, особенности психики, способностей детей, духовного и физического совершенствования на основе ценностей и идеалов олимпизма, культурных обычаев и традиций народов разных стран, овладение миром искусства и спорта.
3. Организация разнообразной досуговой деятельности, и прежде всего – активного общения с природой.
4. Вовлекать в систематические занятия физической культурой и спортом всех детей, отдыхающих в лагере согласно группам здоровья.
5. Практическая и теоретическая подготовка понятий у детей.
6. Привлечение к активным формам деятельности учащихся группы риска.
Главные особенности программы
– наличие комплексной программы турниров, фестивалей, викторин; – включение в программу нетрадиционных соревнований и конкурсов, предполагающих сочетание спорта и экологии; – организация соревнований, в ходе которых перед каждым участником ставится задача “один за всех – и все за одного”; – проведение так называемых “новых игр”, в которых отсутствует разделение участников на победителей и проигравших; – при определении победителей учитываются не только результаты выступления участников, но так же нравственные и эстетические аспекты их поведения.
Олимпийские события Зимней Олимпиады в г Сочи 2014 подтолкнули меня к идее проведения тематических дней в нашем оздоровительном лагере, и будет включать не только спортивные соревнования, но и интеллектуальные игры, музыкальные мероприятия, культурно-просветительская работа, связанная с олимпийской тематикой.
Важнейшим направлением в работе лагеря в эту смену станет активное приобщение детей к физкультуре, спорту, олимпийским традициям и здоровому образу жизни.
“В воспитании нет каникул” – эта педагогическая формула становиться правилом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития роста каждого ребенка.
При составлении плана работы на летнюю смену я учитывала следующее:
– продолжительность лагерных игр составляет 18 дней, церемония открытия и закрытия должны иметь яркий, торжественный вид. Это должно действительно стать главным событием лагерной жизни; – после закрытия игр у детей должно остаться время, чтобы поделиться своими впечатлениями; – при планировании соревнований нужно учитывать спортивный инвентарь, место соревнований; – за каждые соревнования их победителям и призерам должны вручаться олимпийский венок, призы, награды, грамоты, медали, сувениры.
Принципы.
Принципы, которыми руководствуюсь при реализации программы: 1. личностный подход в воспитании: - признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; - добровольность включения детей в ту или иную деятельность 2. природосообразность воспитания: - обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; 3. культуросообразность воспитания: - учет национального своеобразия; - опора в воспитании на национальные особенности; - изучение и освоение культуры народа;
4. гуманизация межличностных отношений: - уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми; - уважение и терпимость к мнению детей; - самоуправление в сфере досуга; - создание ситуаций успеха; - приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней; - защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек; - создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; - формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия. 5. дифференциация воспитания: - отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей; - свободный выбор деятельности и права на информацию; - создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой; - взаимосвязь всех мероприятий; - активное участие детей во всех видах деятельности. 6. средовый подход к воспитанию: - педагогическая целесообразная организация среды летней оздоровительной работы, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды. 7. принцип здоровьесберегающих технологий.
Задачи: 1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни. 2. Формирование интереса к различным видам деятельности. 3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка. 4. Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому развитию. 5. Приобщение ребят к разнообразному опыту социальной жизни через участие в различных творческих делах. 6. Воспитание ответственности, бережного отношения к природе, развитие экологического кругозора. 7. Развитие производительности психологического процесса, самообслуживания, творчества. 8. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру. 9. Формирование отношений сотрудничества и содружества в детском коллективе и во взаимодействиях со взрослыми.
Этапы программы.
1. Подготовительный (май): - Подбор кадров; - Проведение теоретических и практических занятий с преподавателями; - Проведение семинара с работниками лагеря, инструктивных совещаний; - Подготовка методических материалов; - Подготовка материально-технической базы. 2. Организационный этап: - Формирование отрядов, творческих объединений; - Знакомство с режимом работы отрядов, творческих объединений и их правилами. 3. Основной этап (июнь): - Экологические исследования по плану; - Краеведческие исследования по плану; - Трудовые дела по плану; - Досуговые мероприятия; - Методическая работа с воспитателями, с вожатыми. 4. Заключительный этап : - Обобщение итогов деятельности; - Сбор отчетного материала; - Выпуск фотодневника летней оздоровительной работы.
Ожидаемые результаты программы:
Данная программа должна помочь в воспитании здорового образа жизни детей; уменьшению детского травматизма в летнее время, помочь в оздоровлении детей через физкультурно-спортивные мероприятия, пребывание детей на свежем воздухе, правильного питания и соблюдения режима дня. Участие в конкурсах, праздниках, соревнованиях, выставках способствует развитию индивидуальных и творческих способностей детей.
День
Мероприятие
1 «Деньзнакомств»
Организационные мероприятия
Открытие лагерной смены «Здравствуй, друг!»;
Подвижные игры;
Оформление отрядных уголков и уголка лагеря;
Инструктаж по технике безопасности;
Тренинг «Знакомство».
2 «ДеньОлимпийца»
Утренняя зарядка «Собирайся, детвора!»;
Спортивно-развивающая игра: «Олимпионики»;
Подвижные игры на свежем воздухе;
Конкурс «Спортивная пантомима» - изобразить:
- гребцов на байдарке с рулевым;
- толкание ядра;
- прыгунов в длину;
- мастеров синхронного плавания;
3 «ДеньПитания»
Утренняя зарядка «Весёлое приседание»;
Конкурсная программа «В поход за винегретом»; «Витаминная ярмарка»
«Съедобный зоопарк» изготовить из разных овощей:
- огуречного крокодила;
- картофельного медведя;
- морковную лису и т.д.;
4 «ДеньПДД»
Утренняя зарядка;
«Знайправила движенья, как таблицу умноженья» познавательный турнир;
Конкурс «Новые дорожные знаки» помогите работникам ГИБДД и нарисуйте новый дорожный знак:
«Осторожно: жидкий асфальт»;
«Осторожно: неприятные запахи» и т.д.;
Подвижные игры на свежем воздухе;
5 «ДеньПохода»
Утренняя зарядка;
Путешествие: «В поход за летом»; «Кругосветка»
Подвижные игры на свежем воздухе;
6 «ДеньУмников»
Утренняя зарядка;
Познавательный турнир «Умники и умницы»;
«Рассказ на одну букву» сочинить короткий рассказ на одну букву – К; М; О; П; С;
7 «ДеньСпорта»
Утренняя зарядка;
«Спортивно-игровая мозаика»;
Подвижные игры на свежем воздухе;
8 «ДеньЗОЖ»
Утренняя зарядка;
«Спортивный праздник»;
Подвижные игры на свежем воздухе;
9 «ДеньТалантов»
Утренняя зарядка;
Конкурсная программа «Давайте потанцуем»;
Конкурс частушек;
10 «ДеньЗдоровья»
Утренняя зарядка;
Игра-путешествие «Дорога к доброму здоровью»
«Новые виды спорта» придумайте новый вид спорта (его название и правила), который мог бы вас прославить;
11 «ДеньЛета»
Утренняя зарядка;
Экологический конкурс «Лето звездное – звонче пой!»;
«Грибные сказки» сочинить сказку, у которой уже есть начало:
«Жила-была дружная семья оранжевых Лисичек, но однажды…»;
«Родилась у грибного царя Подберёзовика 1 дочь, и устроил он по этому поводу пир, пригласил на него всех грибных жителей…»
12 «ДеньКладоискателей»
Утренняя зарядка;
Путешествие «Ищем клад»;
Подвижные игры на свежем воздухе;
13 «ДеньМудрости»
Утренняя зарядка;
Программа «Всё в твоих руках»
«Иллюстрация к песне» сделать иллюстрации к строчкам популярных песен:
- «Мне снится зелёное лето, с прожилками жёлтых цветов»;
- «Пусть всегда будет Солнце, пусть всегда небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я»;
14 «ДеньИгры»
Утренняя зарядка;
Конкурсная программа «Счастливый случай»
Подвижные игры на свежем воздухе
15 «ДеньРоссии»
Утренняя зарядка;
Конкурсная программа «Русская песня»;
Конкурс рисунков «Герб деревни» - нарисовать герб своей деревни;